Сколько см должен быть стол у школьника

Обновлено: 06.05.2024

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие. Табуретки или скамейки вместо стульев не используют.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению, наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать значениям, приведенным в таблице.

Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

Допускается совмещенный вариант использования разных видов ученической мебели (парты, конторки).

В зависимости от ростовой группы высота над полом переднего края столешницы конторки, обращенной к обучающемуся, должна иметь следующие значения: при длине тела 1150 - 1300 мм - 750 мм, 1300 - 1450 мм - 850 мм и 1450 - 1600 мм - 950 мм. Угол наклона столешницы составляет - 15 - 17°.

Продолжительность непрерывной работы за конторкой для обучающихся начального общего образования не должна превышать 7 - 10 мин, а для обучающихся основного общего и среднего общего образования - 15 минут.

Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде круга или полос.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в первом ряду.

Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты.

Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в общеобразовательной организации воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки, и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыкам письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель при сотрудничестве с родителями может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1 - 4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.

© УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ПО УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ , 2022

Если Вы не нашли необходимую информацию, попробуйте
зайти на наш старый сайт

Разработка и продвижение сайта – FMF

Почтовый адрес:
432071, г. Ульяновск, ул. Дмитрия Ульянова, д. 4

Стандартная высота письменного стола для школьника: ГОСТы и нормы


Высота письменного стола для школьника влияет на состояние здоровья, так как за ним приходится проводить много времени. От того, как ребенок сидит, зависит его осанка, а также физическое развитие. Стандартная высота письменного стола для школьника, согласно ГОСТу, зависит от его роста и срока предполагаемой эксплуатации.

Высота письменного стола для школьника

Соотношение роста и высоты

Ученик в среднем проводит дома за столом 3–4 часа. Если высота изделия выбрана неправильно, то позвоночник нагружается неравномерно, возникает деформация суставов, атрофия связок. Повышенная нагрузка на мышцы спины и плеч вызывает их спазм. Пищеварительная система страдает не меньше. Постоянный зажим в районе солнечного сплетения приводит к развитию гастрита, язвы.

Дети дома в основном используют столы, предназначенные для взрослых.

Это способствует тому, что ребенок жалуется на боль в руках, шее, плечах, верхней части спины. Подобное состояние сказывается на активности ребенка. Возникает быстрая утомляемость, ему трудно концентрировать внимание при физическом дискомфорте.

Высота письменного стола: стандарт для школьника

Физическое развитие ребенка и его здоровье так же важны, как и уровень образования. Для правильной нагрузки на двигательный аппарат во время занятий был разработан Межгосударственный ГОСТ № 110015-93 (стандарт ИСО 5970-79) включающий в себя параметры столов и стульев для всех возрастных групп учащихся.

В городе

Столы разделяют на два типа:

  • модели с постоянными параметрами положения рабочей поверхности и ее высоты относительно ребенка;
  • модели, оборудованные регулировкой высоты поверхности и угла рабочей плоскости от 7 до 16 градусов.

Длина поверхности зависит от количества детей, сидящих за ним. Стандарт одноместных не превышает 130 см. Двухместные покупают в семьи, где двое и более детей.

Типовая схема

Пользуются популярностью угловые модели, которые занимают меньше пространства и эргономично вписываются в помещение. Высота столешницы рассчитывается с учетом роста старшего ребенка. Для младшего нужно подобрать стул с регулируемой высотой и подставкой для ног.

ГОСТу соответствуют следующие стандарты значений в таблице, представленной ниже.

№ ст. Группа роста, мм Высота поверхности, мм Высота для ног между полом и нижней частью стола, мм Высота стула от пола, ±10 мм Высота верхней части спинки, мм
От 850 до 1000 420 290 220
1 От 1000 до 1150 460 350 260 210–250
2 От 1150 до 1300 520 410 300 250–280
3 От 1300 до 1450 580 470 340 280–310
4 От 1450 до 1600 640 530 380 310–330
5 От 1600 до 1750 700 590 420 330–360
6 От 1750 до 1900 760 650 460 360–400

Заказ предмета мебели без осмотра может оказаться неэффективным. Стоит покупать модели с наглядными образцами.

В магазинах представлен большой ассортимент столов, где стандартный размер высоты составляет 74–75 см. Они рассчитаны для среднего роста, но будут неудобны для ученика начальной школы или высокого подростка.

В доме

Если нет возможности купить письменный стол для школьника с регулируемой высотой и столешницей, лучше найти изготовителя мебели на заказ с учетом нужных размеров.

Это будет немного дороже готовых моделей, но дешевле трансформера.

Столы с регулировкой высоты не всегда отвечают требованиям ширины изделия. Маленькому ребенку требуется много рабочего пространства. Чем функциональней будет поверхность, тем лучше.

Для офиса

Регулируемые модели выпускаются с учетом двух возрастных категорий:

  1. От 4 до 10 лет. Они удобны как для ребенка дошкольного возраста, так и для ученика начальной школы. Оформляют их в детских тонах. Вместе с регулировкой высоты доступен угол поворота столешницы. Также они имеют дополнительные секции для размещения книг, инструментов и материалов. Как правило, идут в комплекте со стульями.
  2. От 10 до 18 лет. Выполнены в более строгом дизайне. Многофункциональны. Рабочий размер поверхности позволяет разместить много принадлежностей. Регулировка высоты подстраивается как под низкий, так и под высокий рост до 190 см.

На участке

Стол на вырост

Стол-трансформер является идеальным выбором, но не каждый располагает финансовыми возможностями. Если для ребенка не подходит стандарт высоты в 74–75 см, то можно сделать модель на заказ. Стоит учитывать, что стол будет использоваться не один год. Необходимо отметить следующее:

  1. Если за столешницей будет сидеть первоклассник и срок эксплуатации рассчитан на период обучения в начальной школе, то лучше выбирать модель высотой 52 или 58 см.
  2. Для ученика среднего класса лучше купить стол 64–70 см от пола. В 10–14 лет происходит гормональная перестройка, активный рост скелета, за которым не успевает формирование мышечной массы. Школьная нагрузка больше, чем в начальных классах. Ребенок много времени проводит в статичном положении. В этом возрасте не подойдет низкий стол. Он приведет к развитию сколиоза, остеохондроза. Высокая рабочая поверхность будет способствовать утомляемости, физическому дискомфорту, вызванному ломотой в шейном отделе и плечевом поясе. Это сказывается на работоспособности и концентрации внимания.
  3. Для старшеклассников возможность выбора модели практически не ограничена. В этом возрасте подходит стандарт высоты – 75 см, используемый всеми изготовителями мебели.
  4. Если школьник выше 190 см, то лучше приобрести модель с подъемным механизмом столешницы, который рассчитан на большой срок эксплуатации. Стол пригодится не только для учебы, но и для повседневного использования. Другой вариант: сделать стол на заказ или своими руками в соответствии с расчетами.

Таблица нормативов

Размеры ширины, длины и глубины стола для школьника

При покупке модели нужно учесть глубину, ширину и длину изделия. Ширина рассчитывается в соответствии с общими требованиями размеров рабочей области.

Стандарт ГОСТ представлен ниже в таблице.

№ ст. Группа роста, см Ширина (минимальное значение), см Длина, см Глубина, см Расстояние между боковыми опорами, см
0–1 От 85 до 100 45 60–110 30–40 42
2–6 От 100 до 190 50 60–120 40–50 42–45

При выборе модели стола для школьника необходимо выяснить, насколько она удобна для использования.

Комната в доме

При посадке должны соблюдаться следующие правила:

  1. Торец столешницы должен быть напротив солнечного сплетения. Допускается расположение на палец выше.
  2. Боковой угол сгиба ног должен составлять 90 градусов. Если ноги имеют другой угол, то подбирается подставка для ног. Некоторые конструкции изделий уже имеют встроенную подножку.
  3. У ног под столешницей должен быть свободный ход колен, на него отводится от 10 до 15 см.
  4. Колени ног не должны упираться в спинку изделия. Расстояние до торцевой части – 15–20 см, чтобы ноги можно было свободно выпрямить.
  5. Высоту проверяют с помощью рук. Сидя за столом, ребенок ставит руки на локти и поднимает вверх. Если концы пальцев дотрагиваются до угла глаза, – это правильное положение. Если ниже – изделие категорически не подходит, если выше, высоту посадки нужно регулировать.
  6. Для того чтобы ребенку было комфортно заниматься творчеством сидя и стоя, его локти должны располагаться на несколько сантиметров ниже столешницы.

Вариант для дома

Чтобы соблюсти все правила и выбрать нужный размер, лучше взять ребенка с собой.

Функциональность школьной мебели

Письменный стол в детской комнате испытывает постоянные набеги в виде кучи книг, фломастеров, ручек, карандашей, бумаги, клея, специальных принадлежностей, записок и других важных предметов, которые взрослые воспринимают как хлам, не понимая истинного значения.

Эргономика места для школьника

Поэтому возможность размещения предметов, а также наличие дополнительных секций будут неоспоримым преимуществом. Существуют следующие виды данных изделий:

  1. Однотумбовые. Стандартный размер стола имеет встроенную либо выдвижную тумбу для размещения книг и принадлежностей. Она может быть оборудована простой дверцей и внутренними полочками или сконструирована в виде выдвижных ящиков. Стандартом для такого типа изделия является поперечная полка под школьный рюкзак. К такому столу придется подобрать дополнительные навесные полки.
  2. Модели с двумя тумбами разделяются на два типа. Первый состоит из стола с тумбой и дополнительной тумбы в качестве независимого блока. Он имеет одно расширенное рабочее пространство. Второй – прямой или угловой, состоящий из двух рабочих поверхностей, соединенных тумбами. Подойдет как для двоих детей, так и для создания независимого рабочего пространства под компьютер.
  3. Стол, входящий в состав мебельного комплекса для оборудования детской. Это удобное, но достаточно дорогое решение. Стол, встроенный в комплекс, имеет неоспоримые преимущества. Модуль включает много дополнительных секций для размещения принадлежностей и делается в соответствии с детским стандартом высоты.
  4. Модели с регулировкой. Они выпускаются отдельно или в комплекте со стульями. Оборудованы регулировкой высоты, изменения угла столешницы. Имеют встроенную подставку для ног. Конструкция предусматривает размещение мобильного освещения, которое крепится к поверхности. Некоторые модели снабжены колесиками для перемещения.

Нормы и правила

Стоит обратить внимание на то, что мебель в детской не должна иметь острых углов. Дети очень подвижны и способны при падении получить повреждения о выступы.

Школьный стол своими руками

Если варианты, предложенные магазинами, не устраивают или финансовые возможности ограниченны, то можно сделать стол самостоятельно. Проще всего использовать ламинированное ДСП. Его можно подобрать к цвету интерьера. В магазинах предоставляются услуги по его распиливанию. Достаточно заранее сделать чертеж с размерами.

Схема расстояния

Высота в этом случае подбирается индивидуально. Для подростка ростом 195 см она вычисляется по формуле расчета, предусмотренной ГОСТом:

Рост 195 * 75 / 175 = 84 см — это высота стола.

В основу любого изделия входит столешница, боковины и центральная перекладина. Можно сделать дополнительные полки и выдвижные ящики. Предмет мебели собирают с помощью креплений и шурупов.

В городе

  1. По отметкам для отверстий просверливаются места для шурупов в торцевой стенке и ножках. Для стандартных шурупов, закручиваемых с помощью шестигранника, отверстия делают сверлом по дереву диаметром 0,5 см.
  2. Основу собирают так, чтобы верх боковины и торцевых частей был на одном уровне.
  3. Столешницу крепят с помощью сквозных отверстий. Для эстетичности верх закрывают заглушками, крепящимися в центральном зазоре шурупа. Для усиления прочности по задней стенке крепят металлические углы.
  4. Столешница должна выступать за края торцевой и передней части на 2–3 см.
  5. Торцевые части распилов можно закрыть с помощью декора. Простейший вариант – использовать кромку из ЛДСП или полосы ПВХ.

В спальне

Стол, сделанный своими руками, можно оформить в любом стиле.

Правильное использование стола

Даже самая дорогая и комфортная мебель не сможет избавить ребенка от заболеваний, если он не соблюдает правила посадки за столом.

Дом в городе

Они заключаются в следующем:

  1. Плечи ребенка должны располагаться по одной линии.
  2. Спина в выпрямленном положении, с сохранением естественных изгибов позвоночника.
  3. От уровня глаз до стола сохраняется постоянное расстояние – 30 см.
  4. Нельзя ложиться на крышку грудью и садиться криво. В идеале от кромки поверхности до торса сохраняется интервал 5 см.
  5. Ноги не должны скрещиваться, задвигаться под стул. Идеальное положение угла в колене по ГОСТу – 90 градусов с полной опорой стоп.
  6. Соблюдать периоды статичного положения и двигательной нагрузки.
  7. Для работы использовать качественное освещение, снижающее нагрузку на зрение.
  8. Для детей, посещающих начальный класс школы, используют перегородки, разграничивающие зону для работы с зоной для игр.

Многие родители ввиду небольших размеров помещений выбирают для ребенка стол, который бы мог одновременно быть письменным и компьютерным. При выборе стоит помнить о том, что ребенку требуется много рабочего пространства, поэтому мебель должна быть оборудована дополнительными полками и секциями.

Стандартный вариант стола

Также она должна иметь достаточную ширину и глубину. Высоту от пола подбирают соответственно росту. Играть за компьютером в прыжке, может, и интересно, а вот писать в подобной обстановке не получится. Для сохранения здоровья ребенка следует придерживаться вышеуказанных рекомендаций.

Стандартная высота письменного стола: ГОСТы для взрослых и детей


Высота письменного стола – это стандарт параметра по ГОСТу, на который ориентируются производители мебели для офисов или домашней работы. Рабочий диапазон столов для производственных целей обычно ориентирован на определенный размер, вычисляемый по эргономическим стандартам и рассчитанный на среднестатистического человека. Однако за компьютерный или письменный стол садится не манекен, полученный путем манипуляций со статистикой роста и ставший усредненной цифрой стандарта для взрослого, а конкретная личность, со своими анатомическими особенностями, пристрастиями и манерами.

Высота письменного стола

О промышленной стандартизации: плюсы и минусы

Стандартная высота письменного стола – это норматив по ГОСТу, определенный в эпоху государственной стандартизации путем проведения научных исследований и эргономических измерений. ГОСТ до сих пор учитывается в производстве обычной офисной мебели, установленной в рабочем или домашнем кабинете, в изготовлении типовых письменных столов, которые все меньше используются по прямому назначению.

В городе

И даже школьники и студенты все больше работают за компьютерами. Стоит отметить следующее:

  1. Стандарт – это прекрасный показатель для массового производства, которое осуществляется по нормативам и закрепленным параметрам.
  2. Однако это невольная констатация того факта, что потребитель – человек, для которого есть определенные рамки. И если волей природы ему пришлось быть больше или меньше замеренного стандарта, он вынужден регулировать свои взаимоотношения с приобретенной вещью, рассчитанной на потребности большинства.
  3. Усредненный показатель – это мужчина или подросток, сумма цифр роста которого, деленная пополам, и дает среднестатистический показатель.
  4. Точно так же определяется стандарт для женской половины человечества, если представить его образно: девочка и женщина, чей рост был суммирован, а затем поделен на два. Это цифры, ставшие основанием для определения усредненного промышленного стандарта.
  5. Рекомендованные при запуске поточной линии столов приспособления для работы в офисе высотой от 70 до 80 см – прекрасное условие для тех, чей рост колеблется от 160 до 180 см. Всем, кто больше или меньше усредненного показателя, за такой мебелью неуютно и некомфортно.
  6. Выпуск мебели исключительно по стандарту для отдельных представителей человечества будет означать просто катастрофу. Приспособление, необходимое для создания оптимальных условий работы, трудоспособности, уменьшения утомляемости и продуктивности умственной деятельности для него неудобно и разрушительно.

Кабинет в офисе

Если человек не относится к стандартным, не подпадает под ограничения и рамки, нужная высота стола может быть создана только при индивидуальном заказе или при возможной регулировке, предусмотренной в покупаемом предмете мебели.

Хотя у некоторых умельцев есть и другой выход из положения – проектирование и создание подходящего письменного стола своими руками.

Каким должен быть настоящий письменный стол, где ничего не мешает, не болтается, не препятствует и не жмет – определяется по хозяину – тому, что проводит за ним длительное время. Поэтому и считается, что высота не может быть единственным критерием выбора.

На работе

Какой высоты должен быть письменный стол

В среднестатистической квартире обитает семейство, в котором есть мужчины, женщины и дети разного возраста. Каждый из них нуждается в арене для присущего ему рода деятельности. Это стол, где можно писать, заниматься за компьютером, готовить, обедать, листать журналы, заниматься любимым хобби или творить.

Нормы и правила

Взрослый мир сложно подогнать под детский, поэтому есть два выхода из создавшегося положения: приобрести стол с должными параметрами для ребенка или попытаться адаптировать под него взрослую мебель.

С медицинской точки зрения предпочтительнее покупать отдельные столы для каждого, кто будет проводить за ними наибольшее количество времени. Это позволит избежать всех тех негативных последствий, которые непременно дает нагрузка на позвоночник или зрение, напряжение мышц, связанное с некорректными условиями деятельности.

Стандарт стола

Если человек работает за столом постоянно, он может заметить, что в неудобной позе не просто быстро наступает усталость, но и снижается работоспособность, концентрация внимания. Это закономерно, потому что все клетки тела сигнализируют мозгу о том, насколько им некомфортно и какие неприятные ощущения у них от неудобного положения.

Письменный стол

Детский столик

При росте, полученном при рождении, и вплоть до достижения им определенного (124 см) параметра высоты, ребенок нуждается в специальных приспособлениях для сидения и занятий. Начиная с 10-летнего возраста рекомендуют приобретение подростковых вариантов.

Схема и чертеж

Но ориентироваться на возраст здесь не стоит, потому что низкорослый мальчик в десять лет может быть высотой в 125, высокий – более 146 см, а очень высокий – почти полтора метра. Между тем стандартным ростом для тех, кому пошел 11-й год, считается 140 см. Если ориентироваться исключительно на возрастные параметры, разница в росте составляет даже не дециметр, а 2 дм.

Высота стола

В этот период школьник пытается сделать то, что было недоступно ему в бытность первоклассником. Но если идти у него на поводу и дать возможность доказывать, что он уже достаточно взрослый, необходимо вспомнить о правилах, которые непременно должны соблюдаться при посадке:

  • бедро и голень – строго под прямым углом друг к другу;
  • ступня полностью стоит на полу и никаких задеваний за ножки стула или болтания ими в воздухе;
  • если предплечья напряжены, этот стол разрушит ребенку позвоночник, так же как и при плечах, которые находятся в неестественном положении;
  • спина непременно должна быть ровной и не напряженной, так же как и остальные части тела, задействованные в рабочем процессе.

Схема и чертеж

Если в доме письменный стол один для всех, а купить новый нет финансовой или пространственной возможности, ребенок все равно не должен сидеть слишком высоко, с ногами, свисающими со стула.

Есть прекрасное решение проблемы, за которым не обязательно нужно идти в ИКЕА. Достаточно сесть за компьютер и посмотреть. Можно выбрать стул с регулируемой высотой, тогда проблема решается проще. Также можно приобрести подставку под ноги.

Парта для школьников

Чтобы высчитать необходимую высоту при покупке, нужно измерить рост адресата, умножить его на стандартную высоту письменного стола и разделить на среднестатистический рост для определенного возраста (как в случае с десятилетним мальчиком – 140 см).

Этой же формулой можно воспользоваться для взрослого – тогда вместо возрастной категории учитывается средний рост для мужчины или женщины, заявленный в среднем по стране или в медицинском справочнике.

Нормативы и правила

В детском письменном столе обычно рекомендуется создавать наклон для крышки. Выполнить данное требование не составит сложности. При этом не обязательно покупать специальный стол. Можно просто приспособить дополнительную съемную столешницу, с помощью упоров наклоненную под углом в 15° (или немного меньше, стандарт в этом случае варьируется от 12 до 15°). Также при установке стола следует учесть его расположение относительно розетки, которая находится рядом.

Кухонный стол

Как и в случае с письменным, нельзя ориентироваться на усредненную цифру. Учитывать нужно только интересы того человека, который постоянно работает за ним. Если выбирать средний параметр, никому не будет достаточно удобно – ни женщине, проводящей за ним значительное время, ни тем, кто эпизодически заглядывает для оказания помощи или развлечения.

В квартире

Общий стандарт при росте 165 см (женщина) или 180 см (мужчина) для кухонного стола составляет от 87 до 90 см, а для тех, кто выше ростом, делается уже метровая высота.

Установка мебели для приготовления пищи тоже подчиняется определенным эргономическим требованиям. Например, близость к мойке для посуды и плите, соседство мусорного ведра для отходов, хорошая освещенность, возможность быстрого устранения загрязненного воздуха.

В городской квартире

В некомпетентных источниках рекомендуют подбирать усредненную высоту, ориентированную на большинство членов семейства. Однако за таким столиком никому не будет достаточно удобно работать.

Компьютерный

Несмотря на усилия разработчиков, офисную эргономию и теорию целесообразности, породившие многочисленные варианты современных приспособлений для работы за самым востребованным рабочим столом современности, именно компьютерный стол вызывает наибольшее количество трудностей в выборе.

На даче

Правильно подобранный вариант может при необходимости служить и письменным столом. Особенно если на нем не стоит громадный процессор, а устанавливается ноутбук.

В качестве аргумента можно привести требования, изложенные к письменному и компьютерному столу, которые практически идентичны. Единственное отклонение – ширина может быть немного меньше, поскольку в качестве рабочего инструмента выступает клавиатура, и нет необходимости раскладывать письменные принадлежности.

Высота стола

Однако здесь следует помнить, что рабочая поверхность с клавиатурой должна располагаться не ниже солнечного сплетения правильно сидящего человека, а монитор – немного по наклонной, но ни в коем случае не для поднятого взгляда.

Учеными и медиками доказана прямая зависимость между неправильным расположением взгляда, свисающими с поверхности стола локтями, согнутой спиной и болезнями позвоночника. Например, шейным и поясничным остеохондрозом, который значительно помолодел с момента, когда люди стали работать за компьютерным столом на протяжении рабочего дня.

На даче

При покупке рабочего стола для электронного устройства следует вспомнить о таких закономерностях между ростом и высотой столешницы:

  • стандартное приспособление из дешевых, которое можно встретить в любом мебельном магазине, изготавливается на высоте 75 см. Оно рассчитано на средний рост (170–175 см);
  • ребенку-подростку, рост которого варьируется между 150–160 см, нужен стол на 5 см ниже – 70, а лучше – 65 см;
  • для тех, у кого рост больше 185 см, рекомендуется вариант не менее 80 см, но предпочтительнее будет 85.

Высота компьютерного стола

Советы по выбору письменного стола

Опрометчиво к такому выбору подходить нельзя. Лучше изготовить его на заказ или самостоятельно, чем нарабатывать себе всевозможные болезни, нерационально тратить умственные и физические усилия, страдать от плохого сна или потери зрения.

Офисный стол

Стол с регулируемой высотой – вот идеальный вариант, который можно рекомендовать родителям, озабоченным непрактичностью специальной детской мебели.

Это и прекрасный вариант для семьи из двух человек, которая обитает в крошечной малогабаритке, где для второго стола просто нет свободного пространства.

Письменный и компьютерный столы – это не декоративный журнальный, для которого не очень принципиально, будет ли он в 40 или в 60 см.

Для офиса

От правильно рассчитанной зависимости между размерами рабочего места и ростом человека, который на нем трудится, зависит слишком многое, что не измеряется впоследствии никакими деньгами. Поэтому стоит забыть о словах «стандарт» и «норма», когда речь идет о здоровье ребенка или взрослого, и правильно подобрать ему поприще для умственной деятельности.

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы. Родителям на заметку

Закончились зимние каникулы, и школьники снова сели за парты получать знания. Родители все чаще, особенно первоклассников, задаются вопросом, где должен сидеть в классе их ребенок и какая у него должна быть парта. Предлагаем Вашему вниманию основные требования к рабочим местам учащихся образовательных организаций, изложенные в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Требования к организации рабочего места ученика в классе и рекомендации по соблюдению правильной рабочей позы.

Количество рабочих мест для обучающихся не должно превышать вместимости общеобразовательной организации, предусмотренной проектом здания.

Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом.

В зависимости от назначения учебных помещений могут быть использованы различные виды ученической мебели: школьная парта, столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные в комплекте со стульями, конторки и другие.

Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики.

Основным видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7-15°. Передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости парты на 4 см у парт 1-го номера, на 5-6 см - 2-го и 3-го номеров и на 7-8 см у парт 4-го номера.

Размеры учебной мебели в зависимости от роста обучающихся должны соответствовать нормативным значениям.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - 100;

- расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели не менее 300.

Для формирования правильной осанки и сохранения здоровья ребенка необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При овладении навыками письма обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.

В учебном кабинете следует поместить таблицу "Правильно сиди при письме", чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательной организации, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Сколько см должен быть стол у школьника


С приближением нового учебного года большинство родителей школьников, особенно тех, чьи дети впервые переступят порог школы, волнует вопрос, как правильно организовать рабочее место ребенка. В связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в нашей стране и в мире в целом, существуют риски, что в течение учебного года образовательный процесс может быть организован в дистанционном режиме, следовательно, за своим письменным столом или партой ребенок будет проводить большую часть дня, поэтому необходимо особенно тщательно подойти к организации его рабочего места. Чтобы процесс учёбы был максимально комфортен, и у ребёнка не было проблем как в физическом, так и в психологическом плане.

Рабочее место школьника рекомендуется располагать у окна для достаточного естественного освещения (для ребенка правши стол необходимо расположить слева от окна, для ребёнка левши – справа). Даже если дневное освещение хорошее, на столе не помешает настольная лампа. Чтобы тени не мешали, лампу для ребенка-правши нужно поставить на столе слева, для ребенка – левши - справа. Монитор компьютера или экран ноутбука должен располагаться прямо перед глазами, на расстоянии 60-70 см таким образом, чтобы его верхний край находился на уровне глаз или чуть ниже. Освещение не должно создавать блики на поверхности монитора.

При работе с печатными учебными пособиями, желательно их располагать на подставке, на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет ребёнку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел) и предотвращает развитие близорукости.


Родители должны следить, чтобы во время занятий дома ребёнок сохранял оптимальную позу - сидя глубоко на стуле, с ровным корпусом, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Важный момент- стул должен задвигаться под стол так, чтобы при опоре на его спинку, между грудью ребёнка и столом сохранялось расстояние равное ширине детской ладони.

Не следует наклоняться вперед или опираться грудью о край парты – в такой позе быстро наступит усталость. Самое комфортное положение для занятий- когда руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

Мебель обязательно должна соответствовать росту ребёнка.


Комфортная психологическая обстановка- очень фактор, способствующий успешной работе ученика. Отсутствие ярких красок в интерьере, фонового шума от телевизора или музыки – помогает концентрации внимания и снижению утомляемость. Поэтому, даже если школьник утверждает, что музыка помогает ему сосредоточиться, правильным решением будет выполнение домашнего задания в тишине, а для прослушивания музыки отвести отдельное время.

Также не рекомендуется приём пищи или употребление напитков во время выполнения домашнего задания. Важно уважать труд ребёнка, не надо разговаривать по телефону или между собой в комнате, где школьник выполняет домашние задания.

Правильно и рационально подойдя к организации рабочего места, вы сохраните ребенку здоровье и обеспечите его хорошую успеваемость.

Читайте также: