Программа круглого стола в библиотеке

Обновлено: 20.05.2024

Круглый стол

"Роль православной книги и библиотеки в духовно-нравственном воспитании общества"

Дата 12 января 2018 г.

Время проведения: 12.00-14.30

Место проведения: ДГПБ, Конференц зал (2 этаж)

Вниманию участников предлагается книжная выставка «Золотые купола над Доном: история церкви на Дону в документах XVIII - нач. XX в.в.» , которая расположена на выставочной площадке Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области.(2 этаж)

Модераторы:

- Иеромонах Макарий (Комогоров),

-Специалист ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека» (уточняется)

12.00- 12-10 Вступительное слово модератора

Иеромонах Макарий (Комогоров)

12.10-12.25 Презентация проек­тов Издательского со­вета (ИС), направленных на развитие библиотеч­ной сети РПЦ и метод­ическую поддержку би­блиотек, работающих с фондами православ­ной литературы (вклю­чая государственные и муниципальные библ­иотеки): Методическое пособие, информаци­онный портал "Правчт­ение", интерактивная карта православных библиотек.

12.25-12.35 «Реализация проекта «Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»

Гусейнова Елена Игоревна

заведующая сектором библиотеки

им. Н. К. Крупской ЦБС г. Ростова-на-Дону

12-35-12.45 Конкурс «Лето Господне». (Сотрудничество с воскресной школой на примере подготовки к Международному детско-юношескому литературному конкурсу имени Ивана Шмелева «Лето Господне»)

Вершинина Наталья Юрьевна

им. А. И. Солженицына ЦБС г. Ростова-на-Дону.

12.45-13.00 Презентация деяте­льности государствен­ных и муниципальных библиотек Ростовской области и православ­ных библиотек Донской митрополии в сфере духовно-нравственно­го просвещения общес­тва (в том числе в рамках Дня православн­ой книги и других го­сударственно-церковн­ых праздников)

13.00-13.15 «Деятельность Ростовской-на-Дону городской ЦБС в сфере духовно-нравственно­го просвещения общес­тва и соработничества с Ростовской Епархией »

Джинибалаян Сергей Манукович,

директор Ростовской-на-Дону городской ЦБС

13.15- 13.25 «Димитровские общеобразовательные чтения, как форма сотрудничества со светскими и воскресными школами» в БИЦ им. А. И. Герцена.

Горошко Наталья Анатольевна,

контент-менеджер ОИС Ростовской-на-Дону городской ЦБС

13.25-13.35 Работа читального зала ЦГБ им. М. Горького г. Ростова-на-Дону в рамках «Дня православной книги»

Селин Вадим Вадимович,

библиотекарь читального зала

ЦГБ им. М. Горького г. Ростова-на-Дону

13.35-13.45 Деятельность «Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области» по продвижению православной литературы из фондов отдела.

Бородулина Наталья Владимировна,

главный библиотекарь отдела «Центр по работе с книжными памятниками Ростовской области»

ГБУК РО «Донская государственная публичная библиотека»

13.45-13.55 Опыт взаимодействия МБУК НЦБС и Новочеркасского благочиния в области духовного просвещения жителей города

Волкова Людмила Эдуардовна,

ведущий библиотекарь отдела информационного и

досугового обслуживания Центральной городской библиотеки

им. А.С. Пушкина г. Новочеркасск

13.55- 14.00 «Из чаши мудрости испить»: из опыта совместной работы библиотек Аксайского района и Аксайского благочиния по воспитанию православной культуры молодежи».

Еремина Марина Ивановна,

заместитель директора по организации межбиблиотечного обслуживания Межпоселенческой центральной библиотеки Аксайского района

14.00-14.10 Уроки добра. Школьные библиотеки в помощь преподаванию «Основ православной культуры».

Христова Татьяна Александровна,

заведующая библиотекой №6 г. Ростов-на-Дону

Кулик Людмила Александровна,

заведующая библиотекой школы №107, г. Ростов - на-Дону

Межрегиональный круглый стол «Роль центральных библиотек регионов России в реализации национального проекта "Культура"»

12 марта состоялся межрегиональный круглый стол «Роль центральных библиотек регионов России в реализации национального проекта "Культура"», организованный Рязанской областной универсальной научной библиотекой имени Горького и Центральной городской библиотекой имени С.А. Есенина города Рязани при поддержке Правительства Рязанской области, министерства культуры и туризма Рязанской области, Российской библиотечной ассоциации, Российской государственной библиотеки, Рязанского библиотечного общества.

От имени регионального правительства участников круглого стола приветствовал министр культуры и туризма Рязанской области В.Ю. Попов. Он представил работу Рязанского региона по реализации национального проекта «Культура». Виталий Юрьевич отметил: «Открытие модельных библиотек – праздник для жителей региона! В Рязани, Рыбном, Касимове, селе Ижевском Спасского района, везде это становилось большим событием. Преобразование библиотек – ответ тем, кто не верил, что этот процесс возможен сегодня. Наша важнейшая задача сегодня – привлечение молодой аудитории. Мы создали Интерактивную карту учреждений культуры Рязанской области и с огромной радостью следим за тем, как на ней появляются новые современные объекты».

Участников круглого стола приветствовала директор библиотеки Наталья Николаевна Гришина. В своей речи она подчеркнула, что рада видеть собравшихся в зале и всех, кто принимает участие в работе круглого стола дистанционно, представителей федеральных, региональных и муниципальных библиотек, профильных учебных заведений из 53 субъектов Российской Федерации, из Казахстана, Луганской и Донецкой Народных Республик. «Год с момента последней встречи был непростым, но все мы сохранились для работы, для жизни, для дела. Нам предстоит осмыслить уровень, которого мы достигли в национальном проекте «Культура», а также цели, которых мы должны достигнуть на новом этапе нашей работы», – сказала Наталья Николаевна.

Президент Российской библиотечной ассоциации Михаил Дмитриевич Афанасьев сообщил присутствующим, что 11 марта на заседании Правительства РФ под председательством Михаила Владимировича Мишустина был поддержан проект «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации до 2030 года». Документ, подготовленный Минкультуры России совместно с профессиональным сообществом, представила министр культуры России Ольга Борисовна Любимова. Стратегия призвана решить проблемы библиотечной сферы и провести полномасштабную модернизацию отрасли.

Генеральный директор Российской государственной библиотеки Вадим Валерьевич Дуда представил собравшимся итоги Всероссийского мониторинга сохранности библиотечных фондов страны, в котором приняли участие 252 центральные библиотеки из 85 субъектов Российской Федерации. Особую озабоченность вызывает то, что полным комплектом исследовательского оборудования, который бы позволял на высоком уровне проводить все предреставрационные исследования, прикладные научные исследования по проблемам консервации документов, тестированию необходимых материалов не обладает ни одна из участвующих в мониторинге библиотек. Большое число книгохранилищ в России требует капитального ремонта. В России идет подготовка III этапа Программы сохранения библиотечных фондов РФ на 2021-2030 годы.

Директор Департамента модельных библиотек этой библиотеки Анастасия Юрьевна Дятловская представила итоги деятельности модельных библиотек, созданных в рамках национального проекта «Культура» в 2019 – 2020 годах, основные проблемы на пути модернизации и пути их решения. Особое внимание в докладе было уделено профессиональным компетенциям современного библиотекаря, партнерству и коллаборации модельных библиотек.

Отмечено, что действующий учебный центр РГБ – корпоративный университет «ЛЕНИНКА» – ведет активное обучение специалистов России по дополнительным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим необходимые компетенции для работы в современных библиотеках.

Заведующий научно-методическим отделом Российской национальной библиотеки Сергей Александрович Басов подчеркнул необходимость сохранения библиотечной сети страны, акцентировал внимание участников мероприятия на проблемах модернизированных библиотек и важности разработки единого стандарта деятельности для обновленных библиотек.

Опытом модернизации библиотек в рамках нацпроекта «Культура» делились руководители и представители региональных и муниципальных библиотек Белгородской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Новосибирской областей. В их докладах были подчеркнуты проблемы, сопутствующие процессу создания модельных библиотек, рассказано о деятельности региональных проектных офисов во взаимодействии с органами власти.

Современные типы оборудования для библиотек представил председатель правления НП «Межрегиональный центр модернизации библиотек», руководитель ППК «ВИТАРУС» И.А. Коженкин.

Работа круглого стола продолжилась на площадке открывшейся в рамках нацпроекта «Культура» в конце 2020 года библиотеке нового поколения – Центральной городской библиотеке им. С.А. Есенина. Директор централизованной библиотечной системы города Рязани Лариса Анатольевна Крохалева провела экскурсию по библиотеке, рассказала о перестройке подходов к работе в обновленной библиотеке, изменениях в структуре, ориентированных на решение главных задач, на которые нацеливает национальный проект.

В рамках «Лаборатории библиотечных практик» состоялся обмен опытом работы обновленных библиотек России. Новые подходы к организации библиотечных процессов представили сотрудники Самарской, Тамбовской областей, Пермского и Красноярского краев, Удмуртской Республики, Ямало-Ненецкого автономного округа.

Рекомендации по комплектованию библиотечных фондов дал представитель Санкт-Петербургского издательства «Речь» А.В. Еремеев.

Среди участников мероприятия будет проведен опрос, целью которого станет определение ключевых вопросов для дальнейшего обсуждения в рамках следующих форумов, посвященных реализации национального проекта в регионах России.

Надежда Выропаева,
заведующий отделом организационно-методической и образовательной деятельности Рязанской ОУНБ им. Горького
Светлана Антоненко,
главный научный сотрудник Рязанской ОУНБ им. Горького

Программа круглого стола в библиотеке

В Центральной городской библиотеке им. Н. А. Некрасова прошел практикум «Технология проведения круглого стола» для работников муниципальных библиотек города Краснодара. Заведующая инновационно-методическим отделом Н. В. Шокотко представила одноименную методическую разработку, с материалами которой можно ознакомиться в этой статье. Участники остались и на показательное мероприятие – круглый стол «Эко-Я. Эко-Мы. Эко-Мир».


Одним из наиболее популярных и действенных методов приобщения читателей к книге в последние годы во многих библиотеках России стала форма массового мероприятия «круглый стол». В библиотечной отрасли он представляет собой совокупность методов пропаганды книги и чтения, в основе которых лежит идея коллективного обсуждения актуальных проблем.

В этом смысле дискуссии, диспуты, беседы и другие традиционные методы проведения мероприятий являются родственными круглому столу. Но, несмотря на сходство, он обладает рядом преимуществ.

Круглый стол, прежде всего, подразумевает активное участие достаточно большого количества читателей, привлечение группы специалистов для обсуждения актуальных проблем, оперативное рассмотрение широкого круга вопросов, представляющих для аудитории как теоретический, так и практический интерес.

Кроме того, такая форма мероприятия позволяет реализовать и другие методы массовой работы (диалог, полемику) и отличается повышенной информативностью.

Его участники не только получают и усваивают новую информацию, учатся анализировать проблемы и отстаивать свою позицию, но и показывают свои знания, умения убеждать, и аргументировано спорить.

Методика круглого стола, как и любого другого мероприятия, включает в себя подготовительный этап и сам этап проведения.

1. Библиотекарь заблаговременно определяет, сообщает читателям и всем заинтересованным лицам тему, время и место проведения мероприятия. При этом тема может формулироваться в соответствии с учетом интересов и пожеланий самих читателей.

2. В подготовительный период целесообразно рекомендовать читателям перечень изданий, которые отражают тему круглого стола и содержат различные точки зрения на проблему.

4. Для повышения познавательной активности читателей в период подготовки к мероприятию осуществляется сбор письменных вопросов по теме круглого стола. Они являются ориентиром для подготовки библиотекаря и приглашенных специалистов.

5. Чтобы мероприятие прошло интересно, содержательно и с высокой активностью, следует в период подготовки продумать порядок его проведения, использование принципа наглядности, технических средств, материалов, средств массовой информации и таких форм активизации читательской активности, как ситуативные вопросы, видеофрагменты.

6. Важно соответствующим образом подготовить помещение для мероприятия: расставить столы, оформить библиотечную выставку по проблеме обсуждения, подготовить слайд-презентацию.

7. Особая ответственность в период подготовки круглого стола лежит на ведущем (библиотекаре). С одной стороны, он организует работу читателей, проводит подбор литературы по теме, обеспечивает качество проведения мероприятия с использование различных технических средств, а с другой – координирует подготовку приглашенных специалистов.

1. Проведение круглого стола целесообразно начать со вступительного слова ведущего (библиотекаря). Он оглашает тему, цели и основные проблемы мероприятия, представляет аудитории приглашенных участников и порядок работы.

Вариант 1. Участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий только распределяет время выступлений и предоставляет слово участникам обсуждения.

Вариант 2. Ведущий интервьюирует участников мероприятия или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения вызывает большой интерес у аудитории. Но он требует от ведущего высокого уровня мастерства и глубокого знания нюансов обсуждаемой проблемы.

Вариант 3. Методические посиделки. Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, необходимые для решения каких-то ключевых задач библиотечного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего должно заключаться в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной библиотечной проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Вариант 4. Методический диалог. В формате такого мероприятия слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность участников. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет создать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

• отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. У организатора практически нет инструментов прямого влияния на ход мероприятия (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенное. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив тем самым структуру мероприятия. Но все происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего.

Ключевой элемент любого круглого стола – это модерация (от итал. «moderare» – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание). В современном понимании модерация означает технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Ведущего круглого стола называют модератором. Его задача – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы встречи и дать старт мероприятию, а держать под контролем все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущего круглого стола высоки. Модератор должен уметь четко формулировать проблему, не отходить далеко от темы, выделять основную мысль предыдущего выступающего и с плавным логичным переходом предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником мероприятия. Поэтому он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан и в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Большое внимание при проведении круглых столов обращается на обобщение и подведение итогов работы. Это особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии. Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени, особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы.

При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые были перечислены, но не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам.

Цель круглого стола – обмен мнениям, и при подведении итогов лучше обозначить имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от плана проведения.

Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если встречу сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Круглый стол как форма коллективной дискуссии широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. В процессе рассмотрения актуальных вопросов, обсуждаемых за круглым столом, могут затрагиваться любые социально значимые проблемы, направленные на решение конкретных заданий, что, несомненно, способствует повышению интереса участников и плодотворному сотрудничеству библиотекаря и читателей.

Семинары

Круглый стол

"Читательские объединения: новые времена, новые взгляды"

Материалы круглого стола PDF





"Новые решения в организации продвижения семейного чтения"

Последнее время утрачивается роль чтения в обществе, падает престиж образования и знаний, молодежь ориентируется на не книжные формы культуры. А из книг черпаются общекультурные, эстетические, эмоциональные потребности. Грамотность молодежи с каждым годом падает, а также снижается уровень необходимых навыков чтения и письма. У большинства детей не сформировано осознание ценности и значения книжек, газет, журналов, электронной информации. Поэтому чтение в семейной среде играет особую роль. Совместно прочитанный рассказ или повесть, его обсуждение делают членов семьи более близкими, объединяет их духовно. К сожалению, все меньше семей обзаводятся домашними библиотеками. Таким образом, у не читающих родителей вырастают безграмотные дети. Повысить детское чтение можно только в тандеме школы, библиотеки и семьи.

Как работают детские библиотеки по продвижению семейного чтения? Какие используют новые инновационные формы? Эти вопросы обсудили ведущие специалисты детских библиотек МКУК ЦБС Московского района 16 ноября 2018 г. в детской библиотеке им. Е. Никонова.

  • "Новые решения в организации продвижения семейного чтения". Консультация, анализ анкетирования. - Зайцева С.Е., гл. библиотекарь по методической работе ЦРДБ им. В.Г. Белинского
  • "Новые формы работы детской библиотеки им. Е. Никонова по семейному воспитанию" - Лапаева Л.В., вед. библиотекарь ДБ им. Е. Никонова
  • "Семейное чтение как источник формирования интереса к книге" - Гуинина Д.И., библиотекарь ЦРДБ им. В.Г. Белинского
  • "Приобщение детей к чтению через призму совместного творчества библиотеки и семьи" - Косина Т.И., гл. библиотекарь ДБ им. Н. Гастелло
  • "Семейное чтение в детской библиотеке" - Пузырёва А.В., библиотекарь ДБ им. В.И. Даля





Выездной Семинар

"Как обсуждать книгу с подростками"

Какая форма общения (помимо игровых) в библиотеке может стать для подростка реальной сферой проверки ценности собственной личности, полем самореализации, "роскошью человеческого общения"? Коллективные разговоры. А какую форму взаимодействия с читателями реже всего встретишь в библиотеке? Не трудно догадаться - диалоговую - конференцию, диспут, обсуждение. Именно об этом детские библиотекари говорили на выездном семинаре в течении октября-декабря 2018 года. Проводила выездной семинар зам. директора по работе с детьми Пономаренко И.Г. Она подробно проанализировала ситуацию с данной формой работы в библиотеках России. Подробно познакомила всех с книгой детского британского писателя Э. Чамберса "Расскажи", в которой автор делится советами о том, как научиться правильно обсуждать литературу и сделать её способом постижения себя. Затем все вместе посмотрели вебинар детской писательницы Дарьи Доцук "Как обсуждать книги с подростками". Для библиотекарей был подготовлен в электронном виде пакет материалов.

Практическая конференция

"Библиотеки как центр аккумулирования знаний о Московском районе"

14 ноября 2018 года библиотекари Московского района собрались в библиотеке им. Н. К. Крупской - центре краеведческой информации, чтобы обсудить способы сохранения сведений о Московском районе., его истории и культуре, определить варианты создание базы данных для дальнейшего эффективного использования собранных сведений.

В ходе встречи главный хранитель фонда музейно-выставочного центра «Микула» Татьяна Шестерикова представила доклад: «Музей, как центр аккумулирования знаний о Московском районе». Затем руководители библиотек поделились опытом по сбору, хранению и распространению краеведческого материала.





"Волонтерство в библиотеке"

Подходит к завершению объявленный в 2018 году - Год добровольца. Какой же интересный опыт накопили детские библиотеки Московского района за этот год? Именно об этом говорили детские библиотекари на Круглом столе 8 октября 2018 г. в Центральной районной детской библиотеке им. В.Г. Белинского.

Материалы круглого стола: - презентация "Волонтёрское движение в детской библиотеке" PDF

- Сборник выступление ведущих специалистов детских библиотек - PDF





"Медиаактивность библиотеки"

25 сентября 2018 г. ведущие специалисты библиотек Московского района собрались в ЦРБ им. А.С. Пушкина, чтобы поговорить и обсудить какое место занимают библиотеки в социальной среде.

Заместитель директора МКУК ЦБС по основной деятельности Валентина Владимировна Страхова проанализировала медиаактивность библиотек ЦБС на примере публикаций в социальных сетях и размещения материалов на официальном сайте учреждения. Обсудили вопросы взаимодействия библиотек со средствами массовой информации.

Ведущие специалисты библиотек поделились своим опытом работы. Обсудили тему "Медиаактивность библиотеки: проблемы, условия, необходимость, человеческий фактор".

Заведующая отделом автоматизации Шестернина Александра Николаевна провела мастер-класс "Использование QR-кодов в печатной продукции библиотек".

Программа Круглого стола "Медиаактивность библиотеки" PDF

"Библиотеки района в системе профориентации молодёжи"

состоялся 13 сентября 2018 г. на базе Центральной районной библиотеки им. А.С. Пушкина. На круглом столе шел разговор о профессиональной ориентации молодежи в стенах библиотеки. Зав. ОНМиИД Смирнова Л.А. представила вниманию участников круглого стола консультацию и презентацию сборника методических материалов "Профориентация в библиотеке". С обменом опыта по профессиональной ориентации молодёжи выступили сотрудники библиотек ЦБС Московского района. Зотова Н.И., зав. отделом обслуживания ЦРБ предложила вниманию коллег обзор книжной выставки "Предприятия Московского района". На круглом столе состоялось пилотное мероприятие с целью адаптации новой формы массовой работы "Вечер разгаданных и неразгаданных тайн".


Программа Круглого стола "Библиотеки района в системе профориентации молодёжи". PDF

Профориентационная работа в библиотеке : консультация. / сост. Л.А. Смирнова - Н. Новгород : МКУК ЦБС Московского района : ЦРБ им. А.С. Пушкина, 2018. PDF

Профориентация в библиотеке : сб. методических материалов / сост. Л.А. Смирнова ; В.В. Страховаа. - Н. Новгород : МКУК ЦБС Московского района : ЦРБ им. А.С. Пушкина, 2018. - 46 с. PDF

Выступление "Мир профессий" : из опыта работы Центральной районной детской библиотеки им. В.Г. Белинского по профориентации. PDF

Семинар

"Организация работы библиотек с особыми категориями пользователей"

состоялся 30 марта 2016 г. на базе Центральной районной библиотеки им. А С. Пушкина. На семинаре с опытом работы выступили сотрудники нашей библиотеки главный библиотекарь Ульянова М.А. и ведущий библиотекарь Васина Н.Б., которые рассказали о тесном сотрудничестве с коррекционной школой VIII вида Московского района. Пост-релиз о мероприятии.



3 и 5 февраля 2015 года в детской библиотеке им. Е. Никонова состоялась встреча руководителей детского чтения с кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры детской литературы Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства Ириной Ивановной Тихомировой.

Ирина Ивановна познакомила всех присутствующих со своими новыми книгами: "Педагогическая деятельность школьного библиотекаря", "Добру откроем сердце: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове)", "Родом из военного детства: школа развивающего чтения".

Круглый стол "Книга и компьютер"(Совместный проект учителя, учеников, родителей и сотрудников Клинской городской библиотеки №2 как результат системной работы).

(Совместный проект учителя, учеников, родителей и сотрудников Клинской городской библиотеки №2 как результат системной работы).

1. Учитель русского языка и литературы Петрова Ирина Владимировна.

2. Учащиеся 8 А класса Лицея №10.

3. Гуднева Марина Владимировна, мама ученицы 8 А класса Гудневой Полины.

4. Ляшев Александр Борисович, сотрудник городской библиотеки №2 г. Клина Московской области.

1. Выставка книг

2. Мультимедийная система.

Цели и задачи проекта и пути их реализации:

1. Ответить на вопрос: «Что лучше: информация по Интернету или томик с книжной полки? Сокровенные часы в библиотеке или страничка на дисплее?»

2. Провести диспут: « Книга и компьютер. Содружество или конкуренция? Кому принадлежит приоритет?»

3. Решить в ходе обсуждения: «Необходима ли книга в век техники и что такое чтение: потраченное время или образ жизни?»

4. Подвести итоги и результаты работы. Сделать вывод о том, каково её практическое применение.

I. Вступительное слово учителя.

Дилемма «Книга и компьютер» волнует сегодня многих.

- Компьютер – это, конечно, удобно, это мир неисчерпаемых возможностей, это экономия времени.

- В ходе компьютеризации общества роль книжной культуры снижается, а сама книга вытесняется электронными носителями информации.

Мнение других людей:

- Я считаю, когда читаешь сам или тебе читают вслух, например, стихи, у тебя что-то переворачивается внутри. Ни один компьютер не заменит этого.

- Читатель и книга – это единый организм. Пока у человечества есть тяга к знаниям, к прекрасному и доброму, ему нужна книга. А компьютер – это всего лишь одно из его изобретений и далеко не последнее.

Но есть и третья точка зрения:

- Книги и компьютер должны сосуществовать, сотрудничать: информационные технологии и книги выполняют одну и ту же функцию: они хранят человеческую память. А всем известный Интернет – это тоже своего рода книга: необъятное и самообновляющееся электронное издание, которое одновременно читают миллионы пользователей Сети во всём мире.

Сегодня мы поговорим и о роли книги в жизни человека и вашей семьи, а также о роли компьютера.

II. Совместная деятельность учеников и других участников проекта.

1. Рассказ о первых книгах (индивидуальное задание)

Сначала были глиняные и каменные таблички в 3-4 тысячелетии до нашей эры.

Во втором тысячелетии появился свиток из папируса. Его можно было свернуть в рулон. Этот вид книги просуществовал в Египте, Греции, Древнем Риме и других странах вплоть до первых веков нашей эры, когда свитки начали вытесняться другой конструкцией книги – с перелистываемыми страницами. А свитки сохранили свою гибкость и до нашего времени.

Первые книги были рукописными. Высоко ценились писцы – создатели книг. Книги были объёмными, красиво написаны, в богатых переплётах. Авторитет книги был особенно высок в Древнем Египте.

Текст древний предписывает: «Поставить сердце своё за книги и возлюбить их как матерь свою, ибо нет ничего превыше книги».

В Египте бог Тот – изобретатель и покровитель письма – изображался с письменными принадлежностями в руках и считался автором бесчисленных книг.

В Древней Руси X – XII вв. были распространены книги богослужебные, религиозные, светская и полусветская литература.

Большим спросом среди всех слоёв населения пользовалась Библия. Из книг Библии чаще всего переводились Евангелие, Псалтырь, которые читались вне церкви, а также служили для обучения грамоте.

Переводились на Руси и сочинения христианских писателей III – XI вв. А со времён Ярослава Мудрого большое распространение получил такой вид литературы, как исторические произведения – летописи. Крупнейшим центром летописания стал Киево-Печерский монастырь – очаг русской культуры и просвещения. Летописцы монастыря создали летописные своды – свидетельства прошлого русской земли. На основе летописных сводов около 1113 г. был создан общерусский летописный свод «Повесть временных лет». Автор этого произведения летописец Нестор рассказывает о возникновении Руси.

Древняя Русь оставила нам множество рукописных и печатных произведений, и они рассказывают о том, как жили, о чём думали, что умели делать наши предки, какого уровня достигали у них литература, наука, искусство. И сама книга, особенно рукописная – предмет искусства: она вобрала в себя мастерство переписчиков, переплётчиков, художников, ювелиров.

Иллюстрации и ролик на экране (шуточный фильм о первых книгах) Используется выставка книг.

2. О компьютере и Интернете (индивидуальное задание).

Компьютер. Сейчас в нашей жизни появился компьютер. Его называют персональный, потому что каждый человек использует его по-своему, как ему нравится.

Считается, что предком компьютера были механические часы. Часы – инструмент, который может считать без участия человека. Этот механизм рычагов и приводов был использован в калькуляторах

Первые электронные вычислительные машины появились после Второй мировой войны , и они были далеки от современных компьютеров. Вычислительные машины позволили упростить труд тысяч вычислителей, годами без устали крутивших ручки арифмометров.

Электронные вычислительные машины работали по программам, заложенным программистами, и по окончании работы выдавали результат.

Интернет – это несколько десятков миллионов компьютеров, разбросанных по всему свету и соединённых друг с другом любыми средствами связи в единую Сеть.

Сервер сети. Понятно, что Интернет – это компьютерная сеть. В основе этой сети лежат несколько миллионов больших и малых компьютеров, соединённых друг с другом постоянно (или почти постоянно). Эти компьютеры называют серверами. Владельцами этих серверов могут быть государственные учреждения, крупные коммерческие организации и даже частные лица.

Сервер-провайдер. У каждого сервера есть своё имя. При создании сервера это имя «покупают» за небольшую ежегодную плату. Организация, установившая у себя сервер и получившая имя, может подключить к своему серверу всех желающих. Тогда она становится сервис-провайдером. К одному сервис-провайдеру может быть подключено от нескольких клиентов до нескольких миллионов.

Миллионы постоянных серверов Интернета объединяют десятки миллионов пользователей.

Серверы Интернета служат как бы «розетками» (или узлами), к которым подключаются пользователи. Но эти узлы выполняют ещё две важные функции. Во-первых, они могут хранить информацию, во-вторых, могут её передавать.

Далее учитель говорит о том, что уже сейчас можно зафиксировать появление нового вида книжной продукции – так называемых электронных книг, способных вместить на своих «страницах» очень большой объём информации.

3. Какой путь проделывает печатная книга, чтобы стать электронной, расскажет Ляшев А. Б. Рассказ сотрудника Клинской городской библиотеки №2.

И всё-таки многие предпочитают пролистывать страницы любимых книг, ощущая под рукой родной, пахнущий типографской краской лист, а не компьютерную мышку. В истории России высокая литература традиционно оказывала огромное влияние на общественное сознание, была властительницей дум в широкой интеллигентной среде. Хорошая книга развивает воображение, и об этом рассказывают сами книги.

4. Ученики читают отрывки из художественных произведений.

Отрывок из книги С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука»:

При первом удобном случае начал я читать арабские сказки, надолго овладевшие моим горячим воображеньем. Все сказки мне нравились; я не знал, какой отдать преимущество! Они возбуждали моё детское любопытство, приводили в изумление, воспламеняли мои собственные фантазии… С какою жадностью, с каким ненасытным любопытством читал я эти сказки, и в то же время я знал, что всё это выдумка, настоящая сказка, что этого нет на свете и быть не может. Где же скрывается тайна такого очарования? Я думаю, что она заключается в страсти к чудесному, которая более или менее врождена и которая у меня исключительно не обуздывалась рассудком. Мало того, что я сам читал по обыкновению с увлечением и восторгом, - я потом рассказывал сестрице и тётушке читанное мной с таким горячим одушевлением и, можно сказать, самозабвением, что, сам того не примечая, дополнял рассказы Шехерезады многими подробностями своего изобретенья и говорил обо всём, мною читанном, точно как будто сам тут был и сам всё видел.

Отрывок из книги А.Т. Твардовского «Наш вечный спутник» о А.С. Пушкине:

У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца… «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, её запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошёл до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошёл снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь!

Отрывок из «Капитанской дочки» (Буран) читает наизусть ученица 8 А класса Тартаковская Александра, победитель районного конкурса художественного слова:

Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился всё сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение небо смешалось со снежным морем. Всё исчезло. «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»…

Я выглянул из кибитки: всё было мрак и вихрь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевлённым; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

- Что же ты не едешь? – спросил я ямщика с нетерпением.

- Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, - невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом.

Я стал было его бранить, Савельич за него заступился.

- И охота было не слушаться, - говорил он сердито, - воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу! – Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели…

5. Включается аудио-книга «Буран». Задание: сравнить впечатление.

В итоге обсуждения все приходят к выводу, что живое, хорошо подготовленное чтение «будоражит душу».

6.На экране появляются результаты анкетирования (анкета проводилась в ходе подготовки круглого стола, участвовали 25 учеников класса и их родители)

Читайте также: