Круглый стол по литературе

Обновлено: 19.05.2024

Цель урока: подвести учащихся к осмыслению романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма проведения: “круглый стол”.

Оборудование урока: компьютерная презентация, аудиозаписи из кинофильма “Мастер и Маргарита”, подборка иллюстраций, фотографий.

  • Наш мир – это театральный занавес, за которым скрыты величайшие тайны. (Райнер Мария Рильке)
  • Всякое прочтение - это лишь момент из жизни текста. Никогда не будет последнего прочтения, как никогда не будет "Последнего суда". Другими словами, исследование - это всегда лишь приближение. (Луи Арагон)

1. Организационный момент (слайд № 1)

Сегодня у нас необычный урок – “круглый стол”. Тема нашего “круглого стола” - “Проблема интерпретации романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"”. У каждого из вас будет возможность выступить и высказать свою точку зрения.

2. Работа с эпиграфами (слайд № 2)

Обратимся к эпиграфам нашего урока.

3. Постановка цели урока (слайд № 3)

Сегодня на уроке мы попытаемся проникнуть в тайны романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, обратившись к истории его создания и публикаций, различным интерпретациям.

Цель урока – сформировать целостное представление о романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” на основе собственного прочтения и анализа различных интерпретаций произведения.

4. Вступительное слово учителя (слайд № 4)

Михаил Афанасьевич Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его литературного наследия стала известна читающему миру только через много лет после его смерти.

Вершиной жизненного и литературного пути Михаила Афанасьевича и вместе с тем духовным завещанием стал роман “Мастер и Маргарита”, создававшийся с конца 20-х годов до самой смерти. 11 марта 1939 Булгаков пишет Вересаеву: “Теперь я не занят совершенно бессмысленной с житейской точки зрения работой – произвожу последнюю правку своего романа. Все-таки, как ни стараешься удавить самого себя, трудно перестать хвататься за перо. Мучает смутное желание подвести мой литературный итог”. Да, это итог и вершина. Здесь после долгих поисков была наконец определена высота писательского взгляда на мир, историю и человека, впоследствии сделавшая роман всемирно знаменитым.

Книга пролежала в архиве вдовы писателя Е.С. Булгаковой четверть века и после журнальной публикации в 1966 – 1967 годах была переведена на многие языки, стала выдающимся событием духовной жизни нашего времени, сделала своего творца одним из самых читаемых писателей XX столетия. На основе булгаковского романа создаются пьесы, кинофильмы и даже балеты, мюзиклы и симфонии. “Мастеру и Маргарите” посвящено множество монографий, книг и статей. Но, несмотря на огромный интерес к роману, в нем остается много неисследованного, непонятного и таинственного.

Всякий художественный текст есть тайна, есть загадка, которую нужно разгадать. Этим он и привлекателен. Психолог Р.Шакуров считает, что преодоление “барьеров” в познании является изначальной потребностью человека [23, с. 77]: раз не понятно или понятно не до конца, значит, я должен обязательно это понять, чтобы самоутвердиться в качестве полноценной личности. В процессе такого активного познания — “преодоления барьеров” — происходит развитие, интеллектуальный и личностный рост. Тем и ценен художественный текст, что он таинственен, что его содержание скрыто и требует значительных усилий для своего раскрытия, разгадки.

Интерпретация является процессом проникновения в глубь смысловой структуры текста. Интерпретировать - значит идти от явного смысла к скрытому.

В переводе с латинского интерпретация (лат. interpretatio) - истолкование, объяснение, разъяснение.

Не так много можно назвать романов, которые бы породили столько споров, как “Мастер и Маргарита”. Спорят о прототипах действующих лиц, о книжных источниках тех или иных слагаемых сюжета, философско-эстетических корнях романа и его морально-этических началах, о том, наконец, кто является главным героем произведения: Мастер, Воланд, Иешуа или Иван Бездомный? Причем последнее дискутируется вопреки, казалось бы, совершенно ясно выраженной воле автора. В самом деле, разве 13-ю главу, в которой Мастер впервые выходит на сцену, Булгаков не назвал “Явление героя”? О том же говорит и анализ мировоззренческих основ романа [7]. Исследователи до сих пор не могут точно определить жанр романа ввиду его творческой многогранности и присутствия в произведении разных жанров и их элементов – сатиры, фарса, фантастики, мистики, мелодрамы, философской притчи.

Согласно выводам литературоведа Альфреда Баркова, “Мастер и Маргарита” — это роман о М. Горьком, изображающий крах русской культуры после Октябрьской революции. Отождествление героя романа Булгакова "Мастер и Маргарита" с автором ошибочно. В тридцатые годы понятия "мастер" и "учитель" прочно закрепились за Горьким. В тридцатые годы понятие мастер употреблялось в отношении писателей, которые творили угодные Системе поделки. МАССОЛИТ: МАСтера СОциалистической ЛИТературы. Как утверждает А.Барков, прототипом мастера послужил М. Горький, Маргариты — его гражданская жена, артистка МХАТ М. Андреева, Воланда — Ленин, Латунского и Семплеярова — Луначарский, Левия Матвея — Лев Толстой. Под видом Варьете в романе "Мастер и Маргарита" Булгаков сатирически вывел МХАТ во главе со Станиславским (Римский) и Немировичем-Данченко (Варенуха).

А. Барков указывает в книге “Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита": альтернативное прочтение”, что “развязка в романе "Мастер и Маргарита" датируется 19 июня 1936 года. В этот день страна прощалась с телом МАСтера СОветской ЛИТературы А.М. Горького”. Булгаков построил роман "Мастер и Маргарита" на парадоксах. Хотя замечать их не принято, их наличие свидетельствует, что это — мениппея, что содержание романа вовсе не то, каким его толкуют [7].

Среди самых последних интерпретаций романа “Мастер и Маргарита” нельзя не отметить толкование Андрея Кураева, который активно выступает на телеканале “Культура”.

Резюме учителя

Таким образом, существует множество интерпретаций романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Все они имеют право на жизнь, но каждый читатель находит новые нюансы в содержании романа, которые способны изменить читательский взгляд на те вопросы и проблемы, которые поднимаются в этом произведении.

По выражению М. М. Бахтина, “всякое вступление в сферу смыслов совершается только через ворота хронотопов”. Хронотоп [греч. chronos — время и topos— место] – синтез пространства и времени в художественном произведении; особая литературная реальность. Как же устроен мир, в котором живут герои романа Булгакова?

Для понимания романа очень важно то, где и когда разворачивались основные события произведения. В основном повествовании все происходит перед Пасхой. Наиболее точно хронологически с описываемыми событиями совпадает 1935 год. Определяя эту дату, исследователи отталкиваются от следующего: все происходит в мае, а именно на этот месяц в 1935 году выпадала православная Пасха (сам праздник 12 мая по новому стилю). Есть черновики писателя, в которых сначала он намечает временем действия июнь 1935 года, а после переносит его на май. И все-таки среди булгаковедов нет единого мнения относительно времени описанных в романе московских событий.

Место и время действия событий, описанных в романе Мастера, – это римская провинция Иудея в период правления Ирода Антипы и управления Понтия Пилата, предположительно в мае 29 года нашей эры. События там также разворачиваются перед Пасхой, но только иудейской.

Конечно, в романе можно выделить три мира.

События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столице появляются Сатана и его свита. Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются никаким законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом - трагический гротеск романа.

Воланд возвращает Мастеру его роман о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и порабощенной ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.

В “Мастере и Маргарите” очевиднейшим образом художественно воплощена теория трех миров: земного, библейского и космического. Первый в романе представляют люди. Второй — библейские персонажи. Третий — Воланд со своими спутниками.

Внимательный анализ текста романа показывает, что вся калейдоскопичность картин, переход от одной формы изображения к другой имеют свою художественную логику, взаимосвязь. И самое главное - это система волшебных зеркал как способ отражения, определяющий композиционную структуру романа. Этот термин заимствован у Владимира Яковлевича Лакшина из его статьи "Мир Михаила Булгакова". Говоря о художественных особенностях романа, В. Лакшин указывает на то, что "сюжет не вытягивается линейно, он ветвится подобно живому дереву, возвращается в бегущих отражениях, как в волшебных зеркалах, создающих вторую и третью перспективу”.

Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” стал поистине культовым произведением, которое значится в списке любимых книг практически каждого образованного человека. Когда пытаешься осмыслить всю глубину и широту охвата не теряющих своей актуальности проблем, удивлению и восхищению талантом автора нет предела. В свете этого факта кажется странным то, что на протяжении длительного времени поклонники гения Булгакова не имели возможности насладиться достойной экранизацией книги.

Роман "Мастер и Маргарита" экранизировался не один раз. Первая экранизация принадлежит известному польскому режиссеру Анджею Вайде, который в 1971 году снял фильм "Пилат и другие". В 1972 году на экраны вышел итало-югославский фильм "Мастер и Маргарита" режиссера Александра Петровича. В 1988 году опять же поляк Мачек Войтышко снял по роману семисерийный фильм для ТВ. Как показывает история, больше всего стремились оживить роман зарубежные деятели искусства. Следует, однако, отметить, что в югославской экранизации взята только московская линия романа, в польской - библейская.

Среди деятелей кинематографа давно сложилось устойчивое мнение о произведении как о “дьявольском романе”, экранизация которого не принесёт ничего хорошего. Даже такие именитые режиссёры, как Владимир Наумов и Александр Алов, которых благословила вдова писателя Елена Сергеевна Булгакова, отказались от идеи оживить на экране легендарных персонажей.

В 1975 году Сергей Алимов был близок к тому, чтобы снять оригинальный мультипликационный фильм по произведению М.А. Булгакова, однако и этому проекту не суждено было стать завершённым [25].

Первой российской экранизацией стал фильм “Мастер и Маргарита” Юрия Кара, картина была снята в 1994 году, но показан только в апреле 2011 года. В картине в главных ролях снялись такие известные российские актеры, как Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, Михаил Ульянов, Николай Бурляев и др.

Однако из-за конфликтов режиссера, продюсеров и претензий правообладателей С. С. Шиловского и Д. В. Писарчик фильм так и не попал на широкий экран.

Трудности начались еще тогда, когда выяснялось, что полная версия фильма будет продолжительностью 3 часа и 20 минут. Продюсеры решили, что это слишком много и потребовали сократить картину до двух часов, в результате чего из нее были вырезаны многие сцены и сюжетные линии. Актеры, снимавшиеся в фильме были недовольны таким требованиями, а по мнению критиков, картина получилась скомканной и не отражающей сути художественного произведения.

Следующей препоной на пути к экранизации оказалось сопротивление С. Шиловского. Так как Булгаков завещания не оставил, умер бездетным, а родителей к моменту его смерти тоже не стало, то наследницей стала его жена. Авторские права потом перешли к ее потомкам, сегодня ими владеет внук С.С. Шиловский и его племянница Д.В. Писарчик. А так как роман был издан в 1966 году, а не до 1942 года, то он не может считаться общественным достоянием.

По словам Юрия Кара, в его экранизации сохранена многослойность романа, все его темы. Он попытался соединить весь материал в большом киноромане, отнесся бережно и к тексту, и к его реалиям: подвальчик Мастера снимали в том подвале, что описан в романе, особняк Маргариты - в особняке на Остоженке, а действие книги Мастера - в Израиле.

В фильме, снятом Ю. Кара, присутствует и немало любопытных расхождений с текстом произведения:

На балу у сатаны, помимо прочих приглашенных, были В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер. Причем два последних политических деятеля на момент написания романа были еще живы.

В фильме нет диалога кота Бегемота и Поплавского.

Начальная сцена фильма позаимствовала эпизод из первой редакции романа: Воланд, нарисовав на песке лик Христа, просит Бездомного его растоптать, поэт отказывается, но после того, как был “обозван” интеллигентом, соглашается и растаптывает изображение.

Из фильма были исключены такие сцены, как разбивание кувшина на балконе Пилата, встреча Мастера и Маргариты, разгром квартиры Латунского, посещение гастронома иностранцем, а главное, отсутствует финальная сцена, в которой главные герои улетают [25].

Каждая экранизация романа – это очередная интерпретация, в которой отражено прочтение произведения режиссером и актерами. Пожалуй, было бы неправильным судить, какая из них лучше или хуже. Все они имеют право на существование, ибо “всякое прочтение - это лишь момент из жизни текста. ”.

Вопросы для дискуссии (на доске и на карточках):

1. Кто главный герой романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”?

2. Какова роль Воланда в романе?

3. Какие человеческие качества осуждаются в романе?

4. Какие проблемы, поднятые в романе, Вы считаете актуальными сегодня?

5. В чем, на Ваш взгляд, причины неугасающего интереса к роману М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”?

6. Чем интересен лично Вам роман М.А. Булгакова?

7. Чем объяснить существование множества различных интерпретаций романа? (слайд № 20)

Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока (слайд № 21)

“Всякое прочтение - это лишь момент из жизни текста. Никогда не будет последнего прочтения, как никогда не будет "Последнего суда". Другими словами, исследование - это всегда лишь приближение. ” - писал французский поэт и прозаик XX века Луи Арагон. Сегодня на урокее мы попытались систематизировать различные интерпретации романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Можно с уверенностью сказать, что ответить на вопрос о том, кто прав, невозможно. Каждый прав по-своему.

  • художественными особенностями самого романа (сложностью структуры, неоднозначностью образов, обилием второстепенных персонажей, отсутствием точных указаний на время действия и т.д.);
  • ценностными ориентациями личности читателя;
  • жизненным опытом читателя.

Каждый находит в книге то, что ищет, то, что значимо для него в определенный период его жизни. Отсюда возможны разные прочтения не только разными людьми, но и разные прочтения одним и тем же человеком. А значит, современный читатель должен быть способен не только к “диалогу с автором” (М.М. Бахтин), но и к диалогу с другим читателем. Нужно учиться понимать понимание, это, бесспорно, обогатит наше личное читательское восприятие литературного произведения. Не так много можно назвать романов, которые бы породили столько споров, как “Мастер и Маргарита”. Спорят о прототипах действующих лиц, о книжных источниках тех или иных слагаемых сюжета, философско-эстетических корнях романа и его морально-этических началах, о том, наконец, кто является главным героем произведения: Мастер, Воланд, Иешуа или Иван Бездомный? Причем последнее дискутируется вопреки, казалось бы, совершенно ясно выраженной воле автора. В самом деле, разве 13-ю главу, в которой Мастер впервые выходит на сцену, Булгаков не назвал “Явление героя”?

Роман “Мастер и Маргарита”, признанный, бесспорно, лучшим творением М.А. Булгакова, одновременно является и итоговым произведением по отношению ко всему творчеству писателя, суммируя его представления о смысле жизни, о человеке, о смерти и бессмертии, о борьбе доброго и злого начала в истории; кроме того, трагическая сложность времени создания романа, а также связанный с ней драматизм творческой и личной судьбы М.А. Булгакова, органичное и оригинальное сочетание в произведении мировых культурных традиций поставили “Мастера и Маргариту” в число интереснейших явлений литературы XX века: свидетельство этому - неисчислимое множество посвященных ему трудов.

Так о чем роман “Мастер и Маргарита”? О том, как человек может работать со своей судьбой. О том, какие шансы даются человеку на его жизненном пути, и о том, что бывает, когда он использует эти шансы и когда не использует. Это роман о том, может ли человек найти свое предназначение и нужно ли ему это.

Роман Булгакова “Мастер и Маргарита” – это роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества. Этим он ценен для нас и наших потомков.

Подвести итог размышлениям о великом творении Михаила Булгакова хочется словами известной песни Виктора Цоя, в которых, по мнению А.В. Кураева [27], очень точно выражена логика романа “Мастер и Маргарита”:

Если есть тело, должен быть дух.
Если есть стадо, есть и пастух.
Если есть шаг, должен быть след.
Если есть тьма, должен быть свет.

Вдумчивый читатель может сделать подобный вывод, прочитав роман. Это, пожалуй, единственный вывод, который не вызывает никаких сомнений.

Я думаю, что окончательные точки в интерпретации этого великого произведения никогда не будут расставлены. Роман “Мастер и Маргарита”, вероятно, навсегда так и останется неразгаданной тайной, книгой на все времена.

Домашнее задание (слайд № 22)

Роман “Мастер и Маргарита” сложен, понимание его требует серьезных исследований. Однако каждый читатель по-своему проникает в глубину булгаковского замысла, открывая для себя новые грани таланта писателя. Вашим домашним заданием будет написание сочинения на тему: “Моё прочтение романа М.А. Булгакова”. Помогут вам в этом те вопросы, ответы на которые мы искали сегодня и на предыдущих уроках, посвящённых изучению романа.

А. Жвалевский и Е. Пастернак «Я хочу в школу» Круглый стол по литературе в 6 классе. Урок внеклассного чтения.
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

3. Развивать способность вылинять главное и подводить итог.

Развивающие:

1. Развивать искусство речи и способность свободно высказывать свое мнение.

2. Развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор;

3. Развивать способность предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

4. Развивать способность создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (участие в беседе, споре);

5. Развивать способность соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Воспитательные:

1) Воспитывать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;

2) Воспитывать любовь к современной литературе;

3) Воспитывать уважительное отношение к творчеству других людей.

4) Воспитывать интерес к творчеству современных детских писателей.

Форма урока: круглый стол.

ВложениеРазмер
Круглый стол по книге А.Жвалевского и Е.Пастернак "Я хочу в школу" 27.46 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Жвалевский и Пастернак

Круглый стол по литературе в 6 классе.

Урок внеклассного чтения.

  1. Создать устную модель школы, в которой бы дети хотели учиться.
  2. Выводом д.б. не место красит человека, а человек место.
  3. Дать характеристику нравственной категории: дружба.
  1. Познакомить ребят с формой урока – круглый стол;
  2. Выяснить каковы критерии комфортного обучения для ребят;
  3. Развивать способность вылинять главное и подводить итог.
  1. Развивать искусство речи и способность свободно высказывать свое мнение.
  2. Развивать творческие способности учащихся, расширять их кругозор;
  3. Развивать способность предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
  4. Развивать способность создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (участие в беседе, споре);
  5. Развивать способность соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
  1. Воспитывать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия;
  2. Воспитывать любовь к сказкам ;
  3. Воспитывать уважительное отношение к творчеству других людей.
  4. Воспитывать интерес к творчеству современных детских писателей.

Приемы: Составление формально-логической модели - словесно-схематического изображения прочитанного. Составление тематического тезауруса - упорядоченного комплекса базовых понятий по теме.

В качестве организационного момента учитель называет несколько пословиц: «Не место красит человека, а человек место», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», « Древо и учитель познаются по плоду» . В конце урока ребятам будет необходимо ответить на вопрос: как эти пословицы соотносятся с книгой Жвалевского и Пастернак «Я хочу в школу»,

Вопросы для обсуждения:

1. Ребята, чем школа ╧ 34 отличалась от школы ╧ 33? (нет параллелей, классов, занятия не по министреской программе, проекты, без оценок и домашних заданий, свободное общение с учителями).

Играть или учиться? Ваня:
"Учиться должно быть трудно" - так ли это?
2. Кто из ребят вам больше всего понравился? чем?
3. Какую тактику "выживания в обычной школе" избрали ребята? Лидеры или аутсайдеры (неудачники, изгои)?

А) Почему не удалась попытка мимикрии (подражания)?

Б) Как Вы думаете, что значит - быть
лидером? В чем преимущества, а в чем ответственность?

В) Почему Кошка не стала главной в классе?

Г) Какой жизненный опыт
ребята приобрели? (по крайней мере, избавились от снобизма (заносчивости), от презрения к "одноклеточным").

Д) Благодаря чему ребятам все же удалось адаптироваться в новой школе?

4. Готовы ли были ребята, воспитанные в "тепличных" условиях, к
обычной жизни?

А) В чем их преимущества перед другими? (дружба, активная
позиция, инициативность, вера в свои силы, умение находить
нестандартные решения).

5. В чем главное отличие ребят школы ╧ 34 от других? (в детях воспитано чувство собственного достоинства,
внутренняя свобода).
7. Почему предисловие адресовано учителям, а послесловие - ребятам? На
кого рассчитана книга? (двойной адресат, т.к. школа - это и учителя, и
ученики).

Мы давно хотели сказать большое спасибо нашим учителям и очень рады, что такой повод представился.

Лучший способ сказать спасибо — написать книгу.

Те, кто вопреки всему не растерял умение слышать, те, кто в перерывах между внеклассными мероприятиями и заполнением бумажек, еще способен преподавать, те, для кого «педагогика» — это не название давно забытого предмета, сданного в вузе, а жизнь…

Дорогие! Спасибо вам за то, что вы есть! Спасибо вам за то, что вы делаете!

И когда вы в очередной раз подумаете: «Уволюсь! Нет больше сил!», пожалуйста, возьмите в руки эту книжку. Мы бы очень хотели, чтобы она помогла вам остаться в школе. Потому что на вас вся надежда…

События, описанные нами в книгах, имеют обыкновение сбываться. Мы не специально, так само получается. После «Время всегда хорошее» изобрели телефоны, которые сворачиваются в трубочку. После «Гимназии № 13» в одноименной минской гимназии завелся большой кот, а после «Москвеста» в Москве появился памятник голубям.

Мы клянемся, что этот памятник придумали вместе с трогательной историей про голубей и понятия не имели о его существовании. А уж о том, что он стоит во дворе той самой церкви, мы и представить себе не могли… До сих пор с трудом верим в его существование, несмотря на то, что сходили, сфотографировались с ним. С ними. С голубями.

Так вот, «Я хочу в школу!» мы писали с тайной целью. Мы подумали: раз наши книги сбываются, то и эта сбудется. И наши дети будут просыпаться с утра и бежать в школу, как на праздник. И учиться им будет интересно.

Она все сделала так, как описано в книге.

И мы совершенно не удивимся, если выяснится, что жена одного из декабристов на самом деле не жена ему…

Хотя… Наверное, для одной книги чудес будет многовато. Пусть лучше наши дети будут хотеть в школу! Это наше самое заветное авторское заветное желание.

Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский

Хотели бы вы, чтобы ваша школа напоминала школу ╧ 34? Можно ли
что-то для этого сделать?

IV этап. Рефлексия. Подведение итогов.

Понравилась ли Вам книга «Я хочу в школу»?

Хотели бы Вы еще прочитать книги авторов Жвалевского и Пастернак?

Изменилось ли Ваше отношение к школе, учебе после прочтения этой книги? А к дружбе?

А теперь ответьте на вопрос, поставленный в начале урока, как соотносятся пословицы с прочитанной Вами книгой?

«Не место красит человека, а человек место»,

«Дерево держится корнями, а человек друзьями»,

« Древо и учитель познаются по плоду» . Кто в этой книге учитель? (настоящие учителя, друзья, опыт, жизнь).

Круглый стол "Моя "золотая полка" для учащихся 10 классов
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Данный урок подходит для проведения внеклассного мероприятия во време Недели русского языка и литературы. Занятие носит воспитателльный характер, цель которого приобщить учащихся к книге, чтению. Учащиеся самостоятельно готовят соообщение-рекламу на самостоятельно прочитанное произведение и оформляют обложку. Их ответ должен содержать в себе интригу, недосказанность, чтобы у остальных учащихся появилось желание прочитать произведение.

ВложениеРазмер
zolotaya_polka.doc 79.5 КБ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение кадетская школа-интернат «Курганинский казачий кадетский корпус»

"Моя «золотая полка"

(для учащихся 10 классов)

подготовлен и проведен

учителем русского языка

Цели: проанализировать читательский выбор учащихся

проверка умений учащихся составлять отзыв на самостоятельно выбранное произведение;

создание проблемных ситуаций и типов заданий поискового характера;

развитие сообразительности, чувства слова, навыки общения;

формирование умения творческого применения знаний;

расширение кругозор учащихся;

воспитание любви, гордости, интереса к родной литературе.

Оборудование : ноутбук, презентация, раздаточный материал, интерактивная доска, слова эпиграфа.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово.

«Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души».

Ребята, я рада вас приветствовать на занятии, которое мы проведем в формате круглого стола, и называется оно «Моя «золотая полка». В каждом доме, я уверенна, можно встретить томик Пушкина и Лермонтова, сборник сказок, возможно, детективы или зарубежных авторов. Не это важно, главное, что книги есть в каждом доме. Именно поэтому в качестве эпиграфа я и взяла слова Цицерона. Как вы их понимаете? (обсуждение, подведение итога).

3) Первым заданием сегодня будет вопрос: «Что дороже: книга или жизнь?» Работа с раздаточным материалом по отрывку из произведения Владимира Лидина. Чтение, анализ.

« Немцы были изгнаны из Умани, и на улицах города вплотную, впритык стояли брошенные ими в бегстве автомашины, бронетранспортеры и танки. На одной из улиц через разбитое окно нижнего этажа я увидел груды сваленных на полу книг. …По стеллажам я определил библиотеку. … Вглядевшись, я увидел скорбные фигуры двух немолодых женщин, разбиравших в соседней комнате книги. Часть книг уже стояла на полках. Я подошел к женщинам, и мы познакомились: одна оказалась учительницей русского языка Зинаидой Ивановной Валянской, другая- библиотекаршей районной библиотеки Юлией Александровной Панасевич, а книги, лежавшие на полу, они перетаскали из подполья, где те пережили всю оккупацию. Я взял в руки одну из книг- это был учебник экономической географии, но, перелистав несколько страниц, я с недоумением обратился к титулу книги: содержанию он никак не соответствовал.

- Работа нам предстоит немалая,- сказала одна из женщин,- дело в том, что по приказу гебитскомиссара Оппа мы должны были уничтожить все книги по прилагаемому списку… Мы переклеивали со старых учебников и разных других книг заглавные станицы, и нам удалось спасти почти все, что подлежало уничтожению…, так что не удивляйтесь, если том сочинений Пушкина, например, называется руководством по вышиванию.

… Две мужественные женщины спасли целую районную библиотеку, вклеивая в подлежавшие уничтожении. Книги другие названия или вкладывая их в другие переплеты. А теперь они разбирались в своих богатствах, восстанавливали то, что по распоряжению назначенного директором библиотеки Крамма они должны были разорвать в клочки.

В Умани, в помещении районной библиотеки, я убедился в бессмертии книги.

Вопросы на закрепление:

- Как выдумаете, почему поступок этих двух женщин можно считать геройским или мужественным?

Подвести учащихся к итогу, что в годы Великой отечественной войны женщины рисковали жизнью, чтобы спасти книги, они переклеивали корешки. А должным ли образом мы к ним относимся сейчас?

5) Работа по презентации.

Любите книгу, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству.

Книги- -корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

Книги просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нем лучшие стремления, острят его ум и смягчают сердце.

Литература – учебник жизни.

Литература…не признает смерти.

Согласно опросу ВЦИОМ 35% россиян не читают вообще. Поэтому в России с целью поддержки чтения еще 2007 год был объявлен Годом чтения, 2015 год - Годом литературы.

О роли чтения говорят не только в России, но и в разных странах. Так, в Великобрита-нии сформулировали на-циональную идею поддержки чтения, о которой объявили во время трансляции популяр-ного сериала. В Японии еще с 1958 года действует закон о поощрении детского чтения.

Еще в 2005 году известный ученый С. Капица говорил, что организмы человека и обезьяны очень близки по всем характеристикам. Но обезьяны не читают, а человек читает книги. Культура и разум – вот основное отличие человека от обезьяны. А разум основан на обмене информацией и языке. И величайший инструмент обмена информацией – именно книга. Читайте.

Я убежден. Что русская литература поддержала нас в войну: «Жди меня» Симонова, «В землянке» Суркова, тот же «Теркин»… Русская литература – это противоядие пошлости и нравственному уродству…

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, Одним словом, делает нас мудрыми.

(Подвести учащихся к итогу, что главное назначение литературы - воспитать духовность в человеке и развить его лучшие качества)

4) В течение всего времени мы изучали произведения древнерусской литературы, 18, 19, 20 веков. Будут меняться эпохи, литературные направления, течения, авторы. Литература всегда охватывала и будет охватывать события, отражающие историю нашей Родины. А у нас достаточно событий, которые учат чести, порядочности, благородству, смелости, великодушию, милосердию. Как вы думаете, о каких событиях я сейчас говорю? ( Освобождение от монголо-татарского ига, Отечественная война 1812 года, восстание декабристов 14 декабря 1825 года, отмена крепостного права в 1861 году, Октябрьская революция, гражданская война, Великая Отечественная война 1941-1945 годов….) Поступки героев мы можем «примерить» на себя, это поможет нам различать добро и зло, черное и белое, правду и ложь. Давайте на примере ранее изученных произведений и определим, чему может учить тот или иной герой. ( «Тарас Бульба» Н. Гоголя, «Станционный смотритель » А. Пушкина, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Песня про купца Калашникова», «Мцыри» М. Лермонтова….)

Таким образом, мы еще раз убеждаемся в том, насколько велика роль книги в духовной жизни человека. И снова мне бы хотелось обратиться к высказыванию М. Горького. В свое время он писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Объясните, как вы понимаете это высказывание.

5) Практикум. По предложенным отрывкам вспомнить автора, название, героя произведения.

6) Подведение итогов, комментарий отметок.

Домашняя работа: написать сочинение с учетом критериев К1-К3 по отрывку из статьи Д. Лихачева

Круглый стол с позиционной технологией работы с текстом

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Цель круглого стола – раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

  • готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;
  • наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

  • неразрешённый вопрос;
  • равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.
  • Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).
  • Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

  • выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
  • подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
  • подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
  • подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

II Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.

  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику;
  • не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.
  • подведение заключительных итогов ведущим;
  • выработку рекомендаций или решений;
  • установление общих результатов проводимого мероприятия.

Организация и проведение круглого стола с применением позиционной технологии работы с текстом. Позиционная технология работы с текстом основана на позиционной модели обучения доктора психологических наук, профессор МГППУ, заведующего кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Н.Е. Веракса.

  • Выбор темы, проблемы – «Сквернословие – культурная катастрофа»
  • Подбор модератора – это может быть заместитель директора по воспитательной работе.
  • Подбор дискутантов: администрация школы, педагогический коллектив, представители Управляющего совета школы, Совета старшеклассников.
  • Подготовка сценария.
  • Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.
  • Консультирование участников.
  • Подготовка необходимых материалов на бумажном или электронном носителях.

II. Дискуссионный этап

  • Получение и осмысление информации
  • Самоопределение
  • Анализ ситуации. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом.
  • Проектирование
  • Рефлексия

Получение и осмысление информации предлагается через игру «Согласен, не согласен, может быть»

Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных комнатах помещения, в котором проходит круглый стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, следующим образом: «Если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».

  • Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий Богослов)
  • Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
  • Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
  • Речь – это показатель ума. (Сенека)
  • Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
  • Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)

Самоопределение

Модератор обращает внимание участников на тему круглого стола. Самой своей формулировкой тема побуждает задуматься о своём отношении к работе по решению данной проблемы в школе и в обществе, как с позиции педагога, так и с позиции члена общества. Далее всем участникам круглого стола предлагается заполнить анкету «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1).

Анализ ситуации по теме круглого стола. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом

  • «тезис» — выделить и обосновать основные тезисы текста;
  • «понятие» — определить основные понятия данного текста;
  • «схема» — представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
  • «оппозиция» — высказать возражение к основным положениям текста;
  • «апологет» — показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
  • «метод» — ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
  • «ассоциация» — предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
  • «символ» — выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
  • «поэзия» — донести содержание текста в стихотворной форме;
  • «театр» — донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

Участникам круглого стола отводится определённое время для чтения текста в группах (время чтения определяется объёмом текста), выработки предложенной позиции и её презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске, листе ватмана или в слайдовой презентации.
Как показывает практика, 20 минут — достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц.
Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль модератора в организации и управлении групповой дискуссией.

Проектирование, принятие решений

Это очень важный этап. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы и других учреждений для решения обсуждаемой на круглом столе проблемы и проектирования новых возможностей.

  • составить перечень тех подходов, методов, форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в практике школы, других учреждений, в которых уже сегодня возможно решение проблемы, обсуждаемой на круглом столе;
  • оценить по 5 балльной системе, насколько эти подходы, методы, формы работы сегодня реально работают на решение этой проблемы;
  • предложить шаги по расширению или углублению создаваемых школой и другими учреждениями возможностей для решения этой проблемы.

Таким образом, работа в группах осуществляется в три этапа. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы по решению проблемы сквернословия в школе. Возможно обсуждение предложенных шагов по решению проблемы с выделением «+» и «–», но обязательно начинать с «+».

Рефлексия

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Как теперь она звучит для участников? Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.
Организовать рефлексивный этап круглого стола можно через игру «Согласен, не согласен, может быть», которая проводилась на первом этапе.
Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к тем предложенным шагам по решению обсуждаемой на круглом столе проблемы сквернословия, следующим образом: «Если участник согласен с предложенными решениями, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данными шагами по решению проблемы, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Модератор может задать любому участнику круглого стола уточняющие вопросы.

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе. «Круглый стол» «Как найти своего мальчишеского бога?»

Слово учителя: - Ребята, представьте себе, что вы в летние каникулы оказались в необычном месте, где нет Интернета. Опишите это место. Чем бы вы занимались? (Ответы ребят). Вот и герой книги « В поисках мальчишеского бога» оказался в похожей ситуации. Летние каникулы он провел в поселке Цыпнаволок, где нет вай-фая. Давайте оправимся вместе с героем в путешествие, полное открытий.

Беседа с учениками по содержанию книги «вслед за автором»:

- О чем мечтает Ваня в начале лета? (Об отдыхе на юге).

- Какие чувства испытывает мальчик, когда узнает от отца, что ему придется поехать на самый Север Кольского полуострова. (Разочарование, уныние).

- Как он называет эту поездку? (Прыжок судьбы).

- Что больше всего не нравится Ване в лагере геологов? (Материальные трудности).

- Какие советы дает мальчику отец? (Пожалеть себя проще простого. Надо учиться преодолевать трудности. А пока берись за тряпку и давай наводить порядок. Это верный способ разобраться в окружающем тебе мире.)

- Чем Ваня занимается в поселке? (Гуляет по поселку, знакомиться с радистом Борисом, делает вместе с отцом ремонт в квартире, топит котел, стирает)

- Как вы понимаете слова Бориса про мальчишеского бога?

- Борис считает, что мальчишеский бог находится в стихах, музыке, гитаре. А как считаете вы, согласны ли вы с Борисом?

- Почему бог мальчишеский? А бывает ли девчоночий бог?

- Как меняется настроение Вани после разговора Бориса? Как вы понимаете слова мальчика: «Масштабы мира незаметно изменились»?

- Какой урок извлек Ваня из разговора с браконьером Степаном? (С любимыми надо быть рядом. Всегда.)

- Почему найденного в заброшенном доме игрушечного зайца мальчик назвал оптимистичным?

- Расскажите, как Ваня исследовал заброшенный корабль? Как он смог преодолеть чувство страха? (Решительно пошел вперед). Какую тайну раскрыл Ване корабль?

- Почему раньше, по мнению смотрителя маяка, люди жили в этом краю счастливо? (Любили свою землю не на словах, а на деле.)

- Как меняется настроение главного героя после прогулки к утесам? (Появляется чувство легкости, уверенности в мире, который окружает мальчика.). Благодаря чему появляются эти ощущения?

- Почему Ваня стал оттирать надписи, оставленные срочниками? Отчего плакал Ваня? Почему он передумал мстить? Как в этой ситуации поддерживает сына отец? Какое открытие сделал Ваня в результате этой истории?

- Как вы понимаете слова Бориса: « Не только ведь ты в поиске. События, встречи, вещи тоже ищут тебя»?

- Расскажите, как Ваня подружился с Мишкой. Как они пытались обмануть охранника лагеря? Как вы считаете, права ли мама Мишки, которая считает, что нужно уезжать из страны.

- Как вы понимаете слова Бориса: « Море у нас одно, и земля такая же, а чего-то не получается?» Что нужно сделать, чтобы у нас все получалось?

- Почему Ваня и Мишка попали в беду, когда совершали путешествие внутрь горы? Как бы вы поступили в этом случае? Что помогло выбраться мальчикам из закрытого командного пункта? (Жажда жизни, осознание ее ценности). Какой урок извлекли мальчики из этого опасного приключения? (Нарушать правила - это очень большая ответственность, которую человек берет на себя. Сто пятьдесят раз подумай, прежде чем сделать.)

- Каким правилам поведения настоящего мужчины научил ребят пехотинец? Как вы понимаете выражение «брать ответственность на себя»?

- Какие качества характера Вани помогли ему спасти человека?

- Как вы понимаете слова Бориса: «Никто из нас не остров»?

- Почему к Ване на день рождения пришли почти все жители поселка?

- Какие чувства испытывает Ваня перед отъездом домой? Как он изменился? Почему он делится своими впечатлениями с незнакомой девочкой Верой? (Ваня в конце отпуска испытывает счастье, он много пережил,многое понял и хочет поделиться чувством радости от познания мира с Верой).

- Как вы думаете, нашел Ваня своего мальчишеского бога? Кто ему помог в этом? (Большую роль в поисках сыграли взрослые: отец, Борис, Палицын.)

- А вы, ребята, какие уроки извлекли из этой книги? Посоветовали ли Вы ее прочитать сверстникам? Хотели ли вы обсудить ее с родителями?

Заключительное слово учителя: - Ребята, мы сегодня вместе с главным героем книги Ваней попытались ответить на вопросы: где и как искать своего мальчишеского бога, как не потерять связь с окружающим миром, прячась за экраном компьютера. Книга учит нас не бояться трудностей, уметь преодолевать страх, смотреть на мир широко открытыми глазами, радоваться красоте родного края, быть счастливым и дарить это счастье другим людям. Я желаю вам всем найти своего мальчишеского бога!

Читайте также: