Круглый стол культура речи

Обновлено: 14.05.2024

Культура речи – это одна из составляющих общей культуры человека, которая проявляется в том, как человек говорит. Безусловно, речь должна соответствовать не только языковым нормам, но и этическим, то есть она не должна противоречить правилам поведения, принятым в обществе.

Говорить о культуре речи с этической точки зрения – это значит отвечать на вопросы: «чем опасна грубая, вульгарная речь?», «можно ли употреблять жаргонные слова?», «почему нельзя материться?».

Несомненно, речь, которую слышит ребенок, влияет на формирование его личности. Основы личности, – говорят психологи, – формируются до 5 лет . Если в раннем детстве и в школьные годы человек находится под влиянием грязных слов и вульгарных интонаций, то, конечно, он вырастет с раненой душой и болезненным характером. Дома мы должны создать благоприятную речевую среду, такую, в которой легко и радостно живется и детям, и старикам, и нам самим. Однако мы не можем защитить нашего ребенка от того, что он слышит вне стен дома: в школе, на улице, в транспорте. Выход есть: мы можем привить ему иммунитет против грубости, словесной расхлябанности и пошлости.

В возрасте от 2-х до 5-ти лет ребенок активно проявляет творческое отношение к родному языку. Все родители знают, какие забавные слова придумывают дети: н/п, мяка, габа …

Овладевая родным языком, ребенок делает ошибки:
Мамочка, посмотри, как я топчу муку руками;

Постепенно одни ошибки бесследно исчезают из речи ребенка, а другие так и остаются. Н/п, просторечные ошибки изживаются с трудом. Мы встречаем вполне образованных людей, среди них есть даже преподаватели школы, которые так и не могут избавиться от просторечной нормы: говорят каталог; зв'онишь, рефлексия, коллега по работе;

то есть их речевой паспорт, сформированный в семье, с большим трудом поддается корректировке, а иногда и вообще не поддается.

Понятно, далеко не в каждой семье есть образцовая речь.

Что же делать? Нужно развивать ребенка: формировать у него вкус к слову, развивать наблюдательность, умение слышать, как говорят другие, обогащать его словарный запас, прививать любовь к хорошей литературе, в особенности к стихам.

Об этом хорошо сказано в книге К. Чуковского «От двух до пяти», в главе «О стиховом воспитании».

Читая стихи К. Чуковского, каждый взрослый может почувствовать себя актером, какое-то время побыть им. Иначе невозможно прочитать диалоги, например, из сказки «Телефон». Какие там разнообразные интонации! Здесь и просьба, и удивление, и отчаяние, и мольба о помощи… И всё это папы или мама, бабушки или дедушки должны показать маленькому человечку с помощью интонации. Им приходится говорить то басом, как слон, то фальцетом, как мартышки, то скороговоркой, как зайчата. Настоящий театр одного актера! А ребенок слушает и учится разнообразию интонации, ведь интонационное богатство речи – одна из важнейших составляющих её культуры. «Шекспиром для детей» называл сказки Чуковского поэт Арсений Тарковский.

Те родители, которые не читают детям стихов, обкрадывают их детство. К сожалению, сейчас утрачена культура семейного чтения.

Культура , в том числе культура чувств, умение понимать и ценить прекрасное, по мнению Чуковского, невозможны без культуры слова, а ее невозможно воспитать в детях без чтения им книг.

Мы знаем немало примеров того, как выходцы из просторечной среды, дети малограмотных родителей становились выдающимися писателями. Н/п, М.Горький, В.М.Шукшин.

Почему? В детстве эти люди читали хорошие книги, слышали яркую народную речь, ласковую интонацию своих мам и бабушек, фольклорные произведения. «Ребенку еще нет и двенадцати месяцев, - говорит Корней Иванович, - он еще не владеет активной речью, а с каким удовольствием слушает он и бессмертные "Ладушки", и "Сороку-ворону", и "Кошкин дом", и другие. Стихи для них - норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

Многие взрослые говорят при детях пошлости, рассказывают анекдоты, бранятся, осуждают ближних, кричат, употребляют вульгарную и жаргонную лексику, мат.

Родители должны понимать, что школа никогда не воспитает джентльмена, если семья ежедневно подаёт ребёнку дурные примеры общения. «Что посеешь, то и пожнёшь».

Не желаете вы, чтобы ваш ребёнок употреблял маты в своей речи, так не употребляйте их сами, тем более при нём! Добрый пример - лучший учитель.

Не менее значимо научить своего ребёнка культуре общения, понимаемой как культура взаимодействия между людьми.

Научиться не перебивать собеседника, было бы уже большим достижением для большинства современных воспитанников школ.

Культура ребенка рождается в семье, её не могут привить ни в детском саду, ни в школе, если дома царит грубость . Пример родителей имеет огромное значение в овладении ребенком правилами речевого общения. А развитие правильной речи – важное условие умственного развития детей.

Круглый стол "Культура речи педагога"
консультация по логопедии на тему

Согласно требованиям современных ФГОС педагоги ДОУ должны создавать условия для речевого развития воспитанников, которое включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и пр.

В исследованиях Е. И. Тихеевой, Ф. А. Сохина и других основоположников методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Таким образом, качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

На наш взгляд, педагог, который знает и помнит, «кому говорит, что говорит, как говорит, где и когда» , просто обречён на успех в деле формирования не только культуры собственной речи, но и в развитии речи детей.

для понимания. Психологи советуют разговаривать с детьми на равных. Главное, чтобы воспитанникам в нашей речи всё было понятно, для этого следует объяснять смысл всех новых и непонятных слов.

словоупотребления, которая зависит от того, насколько говорящий знает предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает ли законы русского языка, его правила.

Рассмотрим, в каких случаях нарушается точность речи в результате недостаточного знания особенностей языка.

Наиболее типичны из них: употребление слов в несвойственном им значении; не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность; и особенно смешение паронимов .

Приведём примеры из реальной педагогической среды:

1) «Быстрее одевай куртку и шапку! » (прав. «надевать» что? : шапку, пальто и т. д. ; «одевать» кого? : ребенка, куклу и т. д.) .

2) «У тебя кашель заразительный » (прав. «заразный») .

3) «Взгляд-то у него благодарственный » (прав. «благодарный) .

Также педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания ( тезис – доказательство – вывод ; либо вступление , т. е. о чем идет речь – основная часть , т. е. что конкретно говорится об этом – заключение , т. е. вывод из всего сказанного, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

- это правильность, т. е.

русского литературного языка, и

Примеры нарушения морфологических норм (формы слова) :

1) Потерялся один туфель (прав. одна туфля – ж. р.) .

2) Сегодня пирожки с повидлой (прав. с повидлом – ср. р) .

Примеры нарушения словообразовательных норм:

1) Уже давайте ехайте домой! (прав. поезжайте) .

2) Помахайте мне рукой в окно! (прав. помашите) .

3) Если вы не хочете меня послушать (прав. хотите) .

Нарушение норм ударения . Словесное ударение в русском языке свободное. Оно может находиться на любом слоге слова (вод а , ор а тор, д е рево) и быть подвижным (вод а – в о ды, голов а – г о ловы). Развитие языка влияет на место ударения в слове, что приводит к нормативным колебаниям. Сейчас можно сказать одновр е менно (эта форма предпочтительнее) и одноврем е нно; зв о нит и звон и т (эта форма предпочтительнее) ; по ст е нам и по стен а м (эта форма предпочтительнее). Русское ударение – явление очень сложное. Поэтому, в случае затруднений, лучше всего обращаться к словарям и справочникам, особенно при выборе места ударения в заимствованных словах. Так, в английском языке ударение обычно падает на первый слог, а во французком – на последний. Эта же закономерность сохраняется и в русском языке (сравните: англ. : р е льсы, др а йвер, спр и нтер; франц. : сувен и р, парт е р, сюрпр и з).

Примеры нарушения норм ударения: ж а люзи (прав. жалюз и – фр.) ; торт ы (прав. т о рты) ; табел я (прав. т а бели) ; б а лованный (прав. бал о ванный – прич.) ; навр а ла (прав. наврал а – ж. р.) ; обеспеч е ние (прав. обесп е чение) .

Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры, делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт также употреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.

, т. е. знание стилей и типов речи.

Например, учим детей составлять рассказ по картине. Это будет тип речи описание , значит ребёнок при рассказывании должен чаще всего использовать прилагательные , т. е отвечать на вопрос: какой предмет?

Если учим рассуждению , то дети должны использовать формулировки: я думаю, мне кажется и т. п., как бы отвечая на вопрос: почему?

Когда необходимо построить устное высказывание, где раскрывается последовательность событий, т. е. тип речи повествовани е, то ключевыми словами будут глаголы (вопрос: что происходит? ) .

Умение найти нужные слова, интонацию в той или иной ситуации общения — залог успешного взаимоотношения с ребёнком, возникновения обратной связи, залог морального и даже физического здоровья детей.

Список использованной литературы:

1. ФГОС дошкольного образования. Министерство образования и науки РФ. Приказ от 17 октября 2013г. № 1155.

Сценарий «круглого стола» «Речевая культура человека - зеркало его духовной жизни».
план-конспект на тему

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Сценарий «круглого стола»

«Речевая культура человека - зеркало его духовной жизни».

Цели: 1.Вместе с учащимися поразмышлять о роли культуры речи в жизни человека.

3.Формировать речевой этикет учащихся.

1 .Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть за этим круглым столом. Сегодня мы собрались здесь, чтобы обсудить очень важный для всех нас вопрос - речевая культура человека. Тема нашего круглого стола - «Речевая культура человека - зеркало его духовной жизни».

-Как вы понимаете это высказывание?

  • Что значит речевая культура?
  • А как связана культура речи с духовной жизнью человека? (Отражает внутренний мир человека)

Еще в Древней Греции сложилось убеждение о том, что красноречие - это искусство, а риторику называли даже «царицей искусств», признав ее влияние на решение государственных дел, ее воздействие на сознание и чувства людей. В 5 веке до нашей эры ученый Исократ так писал об этом «Слово не только высвободило нас из оков животной жизни, благодаря ему мы построили города, установили законы, изобрели искусства. Его мощь такова, что ничего разумного не происходит без помощи слова. Слово является вождем всех дел и всех замыслов».

Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров и журналистов.

Сегодня многие из вас определились в выборе профессии. Чтобы быть в ней успешным, необходимо умение общаться, владение высокой культурой речи.

«Культура речи - владение нормами литературного языка, при котором осуществляются выбор и организация языковых средств, позволяющих в определенной ситуации общения и при соблюдении этики общения обеспечить необходимый эффект в достижении поставленных задач коммуникации».

Культура речи содержит 3 составляющих компонента:

- Мы поговорим сегодня о них. Одно из коммуникативных качеств речи - точность. (Выступление учащегося)

-Разыгрывание сценки «В автобусе».

А теперь обратимся ко второму качеству речи - понятность. (Выступление учащегося.)

А сейчас я бы хотела поговорить о модных словах, которые пришли

в наш язык и делают его непонятным.

Бабло (Обо всех этих словах смотри в «Словаре

  • А теперь поговорим о чистоте речи. (Выступление учащегося.)
  • Меня очень волнует тот факт, что в последнее время очень часто в речи и взрослых, и детей можно услышать слово «блин». ( Смотри «Словарь модных слов» с. 17)

Следующий признак речи - это ее богатство и выразительность. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря.

Русский язык богат и разнообразен.

В словаре В.И.Даля более 200 тыс. слов, в словаре Ушакова около 90 тыс. слов, «Словарь современного русского языка» содержит 120 тыс. слов.

-Как вы думаете, каким должен быть словарный запас одного человека?

(около 7-9, 11-13 тыс. слов) Пушкин - 21 тыс. слов; Есенин - 18 890 тыс. слов; Шекспир-15 тыс. слов.

-А вспомните Эллочку-людоедку. Сколько слов было в ее лексиконе? (см. с. 110)

К.И.Чуковский о необходимости пополнять словарный запас. См. карточку

И, конечно, мы сегодня не можем не поговорим о русском речевом этикете.

Под речевым этикетом понимают разработанные правила речевого поведения, это система речевых формул общения.

-Что вам известро о русском речевом этикете?

  • Ты и Вы;
  • Формы приветствия;
  • Приглашения и поздравления;
  • Выражение сочувствия, утешения;
  • Комплимент;
  • Этикет обращений
  • А теперь поговорим о том, как вы общаетесь в стенах лицея. Как часто можно услышать в нашей школе нелестные обращения: лох, урод, кабан. А иногда дело доходит до ненормативной лексики.

-Как вы к этому относитесь?

-Чтение учителем стихотворения Е. Весника «Ода русскому языку».

- Я предлагаю принять резолюцию нашего «круглого стола».

  • Творческая группа работала над ней. (Читают)
  • Давайте внесем ваши предложения.
  • Предлагаю выступить с данной резолюцией перед учащимися школы.

Заключительное слово учителя.

Культура речи не только признак высокой культуры человека, но и обусловлена последней, поэтому важно систематически заниматься самообразованием. Большое значение для повышения речевой культуры имеет работа со справочной литературой, знакомство с различными лингвистическими словарями. Неоценимую услугу окажет обращение к отечественной литературе, особенно поэзии.

Необходимо помнить, что правильность языка, четкость формулировок, умелое использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов (афоризмов), фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова. Успехов вам в овладении высокой культурой речи!

Речевая ситуация «В автобусе»

-Вы на следующей остановке сходите?

-Сходить можно только с ума, а в автобусе спрашивают: «Вы на следующей остановке слезаете?»

-Тоже сказал! Слезают с крыши, с дерева. Правильно надо сказать: «Вы на следующей остановке выходите?»

-Это замуж выходят. В автобусе говорят: «Вы встаете?»

-Ну и ну! Да вы и так стоите, а не сидите. Зачем же спрашивать, встаете ли вы?

-Тогда и оставайтесь в автобусе, если русского языка не знаете.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической к

Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников.


Сценарий круглого стола «Совесть и честь, достоинство»

Современные школьники зачастую не имеют конкретных представлений о моральных нормах. Изучая и обсуждая произведения писателей ХХ века, ребята формируют в своем сознании нормы и правила поведения в кри.


«Речевая культура человека — зеркало его духовной культуры»

Цель данного эссе: развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности к его изучению.

Сценарий круглого стола «Зависимость от курения».

Данное мероприятие было проведено в рамках II Рождественских образовательных чтений, где рассматривался вопрос об актуальной проблеме «Зависимость от курения».


Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм"

Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм" представлен в виде заседания Правового канала "Подросток и закон".


Экологическое образование. Выступление на заседании круглого стола "Экологическая культура региона"

Департамент природных ресурсов и экологии Брянской области Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И. Тютчева Круглый стол «Экологи.


статья "Круглый стол как метод в формировании здорового образа жизни у учащихся в МОБУ «Центр образования»

Круглый стол как метод в формировании здорового образа жизни у учащихся в МОБУ «Центр образования».

Круглый стол "О культуре речи" (для учащихся. проживающих в общежитии)

Цель: выработка определенной речевой культуры у студентов, навыков красивой и приятной речи в общении с людьми.

  • формирование комфортного микроклимата в общежитии;
  • воспитание культуры поведения;
  • формирование умения высказывать своё мнение и отстаивать его, прислушиваться к мнению других по обсуждаемой теме.

Оборудование: столы, стулья; распечатки цитат о культуре речи; подборка книг «О культуре поведения и общения» (из библиотеки колледжа).

Участники: воспитатель, учащиеся колледжа, проживающие в общежитии.

Ход мероприятия

Воспитатель: Добрый вечер! Сегодня мы с вами поговорим о культуре речи вежливого человека. Ребята, что вы понимаете под выражением «культурная речь»?

Студенты : (говорят все, кто желает высказаться по данному вопросу.)

Воспитатель: Многие из вас правы. Особен­ности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Но этому надо учиться. Скажите, а для чего мы с вами учимся выразительному чтению?

Студенты: (высказывают свое мнение.)

Воспитатель: Во многом вы правы. Систематическое выразитель­ное чтение на занятиях в школе, колледже и дома помогает вам правильно осмысленно употреблять слова, хорошо отрабатывать орфоэпию (правильное про­изношение) и, наконец, четкую логику суждений, высокую синтакси­ческую культуру высказываний.

Теперь вам понятно, почему каждый учитель русского языка и литературы просит вас читать выразительно на своем уроке? Вас учат культуре речи. Как вы думаете, а для чего вы учите стихотворения, басни, отрывки из произведений?

Студенты: (отвечают по желанию.)

Воспитатель: Совершенно правильно, на литературных примерах мы учимся красивой, лаконичной и культурной речи. Мы смотрим телеви­зор, слушаем радио, мы хорошо понимаем и даже представляем то, о чем говорят дикторы и ведущие. Почему нам приятно их слушать и легко понимать?

Студенты: Они овладели культурой речи.

Воспитатель: Культуре речи надо много и долго учиться. На уроках русско­го и иностранного языков вам часто советуют произносить звуки, слова и свою речь перед зеркалом. Вы одновременно и оратор, и слушатель.

Я хочу вам рассказать одну историю. Греческий ора­тор Демосфен по своей природе были застенчивым, страдал дефектом речи, и к тому же имел очень слабый голос. Но зато у него были упор­ство, целеустремленность, настойчивость. Эти качества позволили Де­мосфену не только довести до совершенства технику ораторского ис­кусства, но и развить свой голос, преодолеть картавость. Демосфен часами декламировал стихи на берегу моря, пытаясь пере­кричать шум морского прибоя.

Чтобы избавиться от картавости, он разговаривал, набрав в рот мелких камешков. С таким упорством Демосфен упражнялся на протяжении многих лет. Иногда, чувствуя, что ему не хватает силы воли, Демосфен выстригал полосу волос на голове, и пока не отрастут волосы, жил в пещере и тренировался. Однако и после окончания школы ораторского мастерства и столь упорной работы над собой он не сразу добился ус­пеха. Первое его публичное выступление закончилось провалом. Его освистали. Второй раз - опять неудача. Но он не отступал от своей це­ли и продолжал упорно работать. Наконец - победа! Демосфен стал одним из выдающихся ораторов Древней Греции.

Артисты, политики, депутаты, учителя долго учатся тому, чтобы кра­сиво говорить, чтобы их внимательно слушали. И они должны были учиться культуре речи.

Предлагаемые книги на сегодняшней выставке помогут вам в этом. Приходите в нашу библиотеку, самосовершенствуйтесь.

Часто люди свою речь засоряют употребле­нием вульгаризмов. А что это такое, вы знаете?

Студенты: (высказывают свои мысли.)

Воспитатель: Вульгаризмы - это пошлые, грубые, непристойные слова, выражения, которые употребляют некоторые люди в своей речи. Вуль­гаризмы делают речь некрасивой, такую речь трудно слушать и трудно понять, что желает сказать человек. Чаще всего с таким человеком просто не хочется разговаривать. Того, кто груб и дерзок в общении называют грубияном.

Ребята, а каково ваше отношение к тому, что люди ругаются, исполь­зуя нецензурные слова и выражения?

Студенты: каждый высказывает свою точку зрения и свое душевное со­стояние по отношению к этим словам (нравятся или нет).

Воспитатель : Я рада, что в этом круглом столе приняли участие наши замечательные студенты, которые сами не употребляют вульгарные и бранные слова, но и хотят, чтобы окружающие ими не пользовались.

Чтец: Стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах».

Слова бывают разные - Есть речь, огнем горящая,

То дельные, то праздные. Есть - тлением смердящая.

То честные, правдивые, Слова высокой доблести,

То льстивые, фальшивые. И самой низкой подлости.

Есть слово - утешение, Поэт, тебе назначено

Есть слово - удушение. Засеять душу зернами.

Есть трезвые и пьяные, Так сей же не иначе, как

Лукавые, туманные. Чистейшими, отборными.

Есть чистые, алмазные, Не злыми, не блудливыми,

А есть бесстыдно-грязные, А добрыми, правдивыми,

Одни помогут выпрямить, Чтоб хлеб добросердечности

Другие - душу вытравить. Давала нива вечности.

Воспитатель : Как много разных слов, прият­ных нашему слуху, добрых, умных, муд­рых слов, а сердце русское любит нежность и сердечность. Сегодняшний наш «круглый стол» о культуре речи, о ее красоте. Ду­майте, анализируйте свою речь, учитесь красиво говорить.

А.Н. Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) - рус­ский язык станут изучать по всем меридианам земного шара».

Цитаты для оформления зала

1. «Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влиянием среды, если она „затягивает“»

2. «В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные, напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать»

Ларошфуко де Франсуа


3. «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить»

4. «…с помощью языка мы создаём ту реальность, в которой живём»

5. «Если то, что происходит в жизни со мной, полностью соответствует тому, что я думаю и как говорю, то с изменением своих мыслей и своей речи, - изменится и моя жизнь»

6. «Культура речи необходима для общей культуры. Чтобы повысить качество своего языка, нужно повысить качество своего интеллекта»

"Круглый стол" по теме "Культура поведения, культура речи" (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)


Данный конспект урока в посвящен актуальной проблеме речевой культуры студентов I-II курса СПО (10-11 кл.) и культуре поведения. В формате круглого стола предлагается студентам обсудить темы: взаимосвязи культуры поведения и речевого этикета, а также специфики русского речевого этикета; рассмотреть речевую культуру как часть культуры современного российского общества; выявить причины расширение функций обсценной (нецензурной) лексики и роли арго в современном русском языке.

Содержимое разработки

«Круглый стол» по теме "Культура поведения, культура речи"

(курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)

СПб ГБПОУ «Академия индустрии красоты «ЛОКОН»»

Волох О.В., преподаватель русского языка и литературы

Звуча у Пушкина так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке!
Е. Евтушенко

Цель: выработка определенной речевой культуры у студентов. Выраба­тывать навыки красивой и приятной речи в общении с людьми.

- сформировать у учащихся навыки культурного общения со сверстниками, людьми старшего возраста;

- сформировать отношение нетерпимости к сквернословию

Оборудование: стол, все участники мероприятия сидят; на стенах социальные плакаты; распечатки текстов выступлений.

Участники: преподаватель русского языка и литера­туры, студенты.

Ход занятия:

Вступительное слово преподавателя

Русский писатель Константин Паустовский говорил, что по отношению каждого человека к своему языку можно судить не только о культурном уровне, но и о гражданской ценности человека, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. В наше время наблюдается значительное снижение культуры речи, приобретающее характер ничем не сдерживаемой речевой стихии. Язык существенно меняется прямо на глазах нашего поколения.

Язык и время – извечная проблема исследователей. Язык живёт во времени, но и время отражается в языке. Язык изменяется. Но как изменяется?

Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, разговаривая со своими одноклассниками, слыша речь студентов и преподавателей, приходишь к выводу, что наша речь страдает от внедрения вульгарных слов, что она насыщена словами-сорняками иноязычного происхождения, просторечными словами. Повсеместно получил распространение уличный сленг. Появляется опасение, что наше поколение скоро трансформирует язык А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского в язык симпсонов, шреков и т.п.

Редко, когда услышишь разговор без употребления жаргона, а то и откровенно бранных слов. Это вошло в привычку, никто не замечает такие “мелочи”. Скорее вызовет удивление речь, в которой не будет жаргонных слов. Подростки и молодёжь мало читают, их полностью захватили телевизор и компьютер. А то, что хорошо знакомо – тексты популярной музыки,– представляют в большинстве своём набор односложных клише, бессмысленный повтор банальных фраз. У большинства молодых людей сложилось впечатление, что грамотная речь – принадлежность какого – то особого мира, оторванного от действительности.

Чего ждать от молодёжи, если и политики не умеют грамотно говорить. Иной раз невозможно понять, что хочет сказать представитель власти.

Проблема сокращения русского языка является актуальной в наше время. Вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, нецензурных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искажённого сознания. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить.

Почему же сквернословие стало на столько “модным”?

В ответе на данный вопрос можно назвать несколько причин:

- негативное влияние социальной среды 66%

- безответственность отдельных СМИ 49%

- недостатки семейного воспитания 54%

- психологические особенности подросткового возраста 62%

- непонимание отрицательной стороны сквернословия 55%

- стресс современной жизни 65%

2. Представление участников «круглого стола»

- Начиная разговор о культуре поведения, сегодня поговорим о культуре поведение, речи вежливого человека. Ребята, первый вопрос к вам: «Что вы понимаете под культурной речью?»

- Многие из вас правы. Особен­ности культурной речи: умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

3.Темы для обсуждений (выступления студентов)

1) Культура поведения, речевой этикет

2)Речевой этикет (этический аспект культуры речи)

3)Взаимодействие речевого и поведенческого этикета

4)Специфика русского речевого этикета

5) Речевая культура как часть культуры современного российского общества

7)Расширение функций обсценной (нецензурной) лексики

8) Выразительное чтение стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах»

4.Подведение итогов (письменно).

- Сегодняшний наш «круглый стол» о культуре речи, о ее красоте. Ду­майте, анализируйте свою речь, учитесь красиво говорить.

-Какие мероприятия, на ваш взгляд, помогут повысить речевую культуру нашего общества?


-82%

Читайте также: