Выставка витязи русского стола

Обновлено: 20.05.2024

17 июня 2021 года в 16.00 на площадке Воронежского областного художественного музея им. И.Н. Крамского в Доме Губернатора (пр. Революции, 22) состоялось открытие выставки самоваров «Витязи русского стола» из частного собрания Анатолия Бородецкого.

На выставке представлена часть коллекции Анатолия Петровича Бородецкого, много лет занимающегося собиранием и реставрацией замечательных предметов русского быта. Посетители увидят 173 самовара, бульоток и фонтанов всех основных российских и части зарубежных производителей конца XVIII – начала ХХ веков в большом разнообразии форм, размеров, материалов отделки.

Самовар – не только предмет старины, но и один из самых ярких, самобытных культурных феноменов. Воспетый литературными классиками, показанный на лучших картинах художников – он вошел в геном русского человека.

Первенство в самоварном деле, как считают историки, принадлежит уральскому заводу в Суксуне, где самовары стали изготавливать с конца 1730-х годов. Центрами самоварной промышленности в России была, прежде всего, Тула и ее окрестности, а так же Москва, Петербург, Варшава, Урал и некоторые города центральных российских губерний.





Материалом для самоварного производства служила медь, латунь, накладное серебро, латунь никелированная и сплавы серебра и меди. Чаще всего использовали латунь и латунь никелированную, которая из-за относительно низкой теплопроводности была наиболее удобна для производства.

Устройство самовара сложилось в самом начале его производства и сохранилось до наших дней. Менялось только художественное оформление деталей. Изначально самовар был предназначен для кипячения воды к чаю, поэтому все его части приспособлены именно для этой задачи.

Самовар был частью городской культуры, но, прежде всего, частью дворянского и купеческого быта. Популярность самовара была связана с популярностью чая в России, ставшего общеупотребимым напитком с середины XIX века.

Русский человек и сегодня находит для себя душевные радости в соседских посиделках с чаем, где тепло общения соединяется с теплом от самовара и создает ощущение полноты жизни.

В рамках открытия состоялась экскурсия А.П. Бородецкого.

В день открытия выставки вход был свободный.

С 18 июня посещение выставки будет осуществляться только в рамках экскурсий по графику:

Среда – воскресенье.
Сеансы в 12.00, 14.00 и 16.00.
Понедельник и вторник – выходные дни.

Стоимость входных билетов на выставку:
Полный – 200 рублей
Льготный (пенсионеры, школьники, студенты) – 150 рублей.

Стоимость экскурсионного обслуживания
Индивидуальное (1-5 человек) – 200 рублей (1 чел.)
Групповое (от 6 человек) – 100 рублей (1 чел.).

Сбор экскурсантов и приобретение билетов в кассе музея осуществляется в ВОХМ им. И.Н. Крамского (пр. Революции, 18) за 15 минут до начала сеанса.

Выставка продлится до июня 2022 года.

Такого ажиотажа и интереса к выставке Воронеж давно не наблюдал! И поэтому вопрос о создании полноценного музея самоваров напрашивался сам собой и как разумное решение вопроса сохранения этой красоты (и это вам не мазня перфомансов, которую постоянно навязывает Бычков и К., прислоняясь аккуратненько к бюджету области!). Анатолий Петрович Бородецкий, автор этой выставки, был на расхват, он постоянно и кому то что-то рассказывал об удивительных экспонатах, делился своими обширными познаниями истории создания и появления самоваров в Российской Империи, искренне делился своими секретами восстановления и возврата к жизни самоваров. Всё это и многое другое узнать нам и предстоит, а так же гостям города в ближайшие месяцы.

Информацию подготовил Сергей Ольденбургский, фото и видео автора

Смотреть видео:

Выставка «Витязи русского стола»

В Кубинке прошло авиашоу в честь юбилея "Русских витязей" и "Стрижей"

В субботу, 15 мая в подмосковной авиабазе Кубинка состоялся большой авиационный праздник, посвященный 30-летию групп высшего пилотажа "Русские витязи" и "Стрижи".

Вообще-то официальный юбилей у пилотажников был раньше. Но по-настоящему отметить событие решили в середине мая - после участия "Витязей" и "Стижей" в Параде Победы на Красной площади.

Авиашоу в Кубинке удалось на славу. В том числе и потому, что пилотажные группы представили на празднике свои новые демонстрационные программы. А еще - там впервые в совместном построении группы "мигов" и "сухих" - знаменитом "Кубинском бриллианте" - задействовали не Су-27 или Су-30, а самолеты Су-35С.

Зрители также увидели наиболее зрелищные фигуры высшего пилотажа - групповую "Петлю Нестерова", синхронные "Бочки", парный "Колокол", "Зеркало", "Коробочку", "Ухо", "Горку". И, конечно же, очень красивый роспуск "Тюльпан" - своего рода визитную карточку знаменитых на весь мир российских асов. Групповой, встречный и одиночный пилотаж они выполняли не только на Су-35С, но и боевых истребителях Су-30СМ и МиГ-29.

Надо сказать, что лучшие летчики мира давно и безоговорочно признали первенство "Русских витязей" и "Стрижей". Пилотажные группы есть более чем в трех десятках стран. Некоторые хорошо известны любителям воздушных шоу. К примеру, американские "Блю Энджелс" на F\A-18 и "Тандербердз" на F-16А, французские "Патруль Де Франс" на Alpha Jet, итальянские "Фречче Триколори" на МВ -339, британские "Рэд Эрроуз" на "Хоках" демонстрировали свое летное мастерство на всех главных авиационных выставках и салонах планеты. Летают эти пилоты действительно классно. Но пилотируют они либо учебно-тренировочные самолеты, либо специально изготовленную для воздушных показов технику.

Единственным исключением были и остаются российские летчики из Кубинки - "Русские витязи" на тяжелых истребителях Су-27, Су-30СМ и Су-35С и "Стрижи" на боевых МиГ-29. Их самолеты отличаются от собратьев в авиационных частях ВВС разве что яркой расцветкой, да соответствующими надписями на фюзеляжах. Случись что, эту технику, как и летчиков Центра имени И.Н. Кожедуба, можно смело посылать в бой. Причем на самые ответственные участки фронта. В этом тоже особенность "кубинцев": помимо изучения фигур высшего пилотажа, они постоянно занимаются плановой учебой. Как и их коллеги в строевых полках, сдают зачеты на боевое применение и знание техники, подтверждают классную квалификацию, проводят учения.

Но основная служба пилотов - все же участие в отечественных и мировых авиашоу. "Витязям" и "Стрижам" рукоплескали в десятках стран мира - от США и Великобритании до Голландии и Китая. Восхищаться есть чем, потому что больше никто не выполняет групповой высший пилотаж на тяжелых истребителях. Известно, к примеру, что суммарный вес группы из шести Су-27, на которых многие годы летали "Русские витязи", достигал почти 150 тонн. А если сложить вместе их крылья, то общий размах тянул на 75 метров - считай, целое футбольное поле.

Теперь представьте, какое надо иметь мастерство, чтобы из этих "тяжеловесов" выстраивать в небе фигуры из двух, четырех, пяти, шести и более самолетов. Не просто выстраивать, а крутить петли Нестерова, "бочки", выполнять виражи на форсаже, то есть предельной скорости. Один "колокол" на встречных курсах чего стоит! Выглядит этот маневр так. Два истребителя одновременно уходят ввысь и замирают, слегка вибрируя, в самой верхней точке.

Завершают свое выступление "Витязи", как правило, роспуском "Тюльпана". Группа самолетов в сомкнутом строю одновременно разлетается в разные стороны. Когда наблюдаешь за этим маневром с земли, действительно кажется, что в небе за считанные мгновения расцветает фантастический цветок.

Свои пилотажные фигуры "Витязи" обычно выполняют на скоростях от 400 до 800 километров в час, на высотах от 60-70 метров до полутора километров. При этом расстояние между самолетами исчисляется буквально метрами.

И еще один удивительный факт. Летчики из Кубинки сумели "впрячь" в одну воздушную упряжку тяжелые "Сухие" и относительно легкие фронтовые истребители МиГ-29. На Параде Победы в этом году москвичи и гости столицы любовались пролетом "большой девятки" - над Красной площадью пронесся небесный ромб из четырех МиГ-29 пилотажной группы "Стрижи" и пятерки Су-30СМ. На авиашоу в Кубинке пилоты пошли еще дальше - в одном строю с "мигами", выстраивая "бриллиант", прошли Су-35С.

На празднике выступили и коллеги юбиляров. Так, группа "Буркуты" на вертолетах Ми-28Н "Ночной охотник" показала комплекс фигур высшего пилотажа в полетных порядках "пеленг", "треугольник", "стрела", "ромб", а также продемонстрировала одиночное пилотажное мастерство. Пилоты авиагруппы "Реакторы" выступили на реактивных учебно-тренировочных Л-29, а пилотажники группы "Первый полет" - на самолетах Як - 52.

В Воронеже выставили частную коллекцию старинных самоваров

Почти две сотни самоваров и другой изящной посуды для долгих русских чаепитий можно рассмотреть в Доме губернатора. Сокровища своей коллекции предоставил для выставки бывший главный архитектор города Анатолий Бородецкий.

Татьяна Ткачёва/РГ

Собирать и восстанавливать самовары он начал лет 20 назад. До того в его руки попадали старинные тарелки, бутылки - обычные вещи, которые даже ремесленники-самоучки когда-то умели делать с отменным вкусом. Когда Анатолий Петрович рассмотрел как следует убитый самовар XIX века - загорелась страсть.

- Они тогда никому не нужны были - за смешные деньги продавались, по 500 рублей. Некоторые в деревне просто лежали, чернели. В России вообще было уничтожено 96-98 процентов старинных самоваров - их пустили на пули. Ну а я увлекся и начал восстанавливать свои находки. Вышел на умельцев, которые этим занимаются, стал искать и изготавливать недостающие детали. - рассказал Бородецкий. - А когда ты чем-то настойчиво занимаешься, всегда все получается.

Некоторые коллекционеры приобретают уже восстановленные самовары - как музейные экспонаты. Воронежский энтузиаст ценит прежде всего возможность реставрировать предметы, спасать редкие образцы. Чтобы превращать комки темного металла в сверкающих крутобоких красавцев, Бородецкий оборудовал в гараже целую кустарную мастерскую: штук 15 дрелей, десятки отверток, крючков, шариков, решеток для прочистки, сильный магнит.

- С утречка, пока жена спит, делаю тихую работу, а вечером трещу, шумлю. - улыбается он. - У некоторых коллекционеров в России набралось 400-500 самоваров. У меня, если считать вместе с недоделанными, тоже уже около 500. Мне важно, что это культура нашей страны, ее история. И мы не имеем права эту историю бросать.

Посетители выставки увидят 173 предмета разных форм, размеров и стилей. Помимо самоваров, здесь есть бульотки (сосуды для кипятка с носиком) и чаши-фонтаны работы всех основных российских и некоторых зарубежных производителей конца XVIII - начала ХХ века.

Первые отечественные самовары, по мнению специалистов, изготавливались на заводе в Суксуне - с конца 1730-х годов. Помимо Урала, признанными центрами самоварной промышленности стали Тула и ее окрестности, а также Москва, Петербург, Варшава и некоторые города в европейской части России. Этот промысел выручал крестьян в зимний период: талантливые кустари забирали у фабриканта материалы и работали по домам, а потом сдавали для продажи готовые изделия.

Для самоваров использовали медь, латунь, накладное серебро, сплавы серебра и меди. Чаще всего брали латунь (в том числе никелированную), которая была наиболее удобна из-за относительно низкой теплопроводности. Устройство самовара практически не претерпело изменений. Его диктовала функция сосуда - кипячение воды к чаю.

Тем не менее внешне самовары очень разные. Их делали в виде кубка, яйца (в том числе пасхального, богато изукрашенного), кратера и даже пушки. Есть дорожный вариант - небольшой, со съемными ножками. Есть совсем маленький "тет-а-тет" на две персоны. Самая простая и распространенная до революции форма - рюмка. Причем рюмки эти подразделялись на венецианские и цыганские (у последних - вертикальные ручки).

В истории оформления самоваров прослеживаются те же стили, что в искусстве и в той же архитектуре.

- Возьмите самовар 1810-1830-х годов - он ампирный. Это императорский, наполеоновский стиль. Англичане его ненавидели, а наши охотно повторяли. Дальше пошло второе рококо, барочные, неогреческие формы - например, самовар в форме кратера. Он как бы нелогично сделан, но таков именно архитектурный стиль. А потом мы видим самовары-рюмочки, ренессансные, в виде желудя. В начале ХХ века стиль стали сильно упрощать. Ведь сидеть выколачивать шарик из металлического листа долго. Стали выжимать, а в Советском Союзе вообще шлепать фабричным способом: прямые ручки прикрутили - и готово. Такие я вообще не признаю, позорище! - кипятится Анатолий Бородецкий. - А когда рисуют самовары с сапогом для поддува, это вообще дурь полная. Ну какой смысл, там же сверху вода налита. Да и в сапоге кислорода нет.

Справка "РГ"

Читайте также: