Узоры из яшмы и малахита на деревянной столешнице

Обновлено: 10.05.2024

«Ну, что, Данила-мастер, не выходит каменный цветок?» Эта популярная цитата отсылает нас к сказке «Каменный цветок».

Павел Бажов – русский писатель, который воспел в своем творчестве уральских камнерезных мастеров и искусство русской мозаики. Наверное, чтение сказок Бажова – это лучший способ понять образ того, что же такое «русская мозаика» и объемная мозаика.

Что же такое техника «русской мозаики, в чем ее отличие от всех прочих техник мозаики?

«Русская мозаика» — техника в камнерезном искусстве, в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбираются по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Техника русской мозаики позволяет максимально выявить красоту камня.

Русская мозаика отличается от флорентийской мозаики тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий камнерезного искусства (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.

Существуют две основные школы объемной мозаики – Петербургская и Уральская (Екатеринбургская). Оба центра опираются на давние, ещё дореволюционные, традиции камнерезного искусства.

Впервые в камнерезном искусстве технику под названием «русская мозаика» русские мастера Петергофской гранильной фабрики с успехом применили при декорировании интерьеров «Агатовых комнат» в Царском Селе, созданных по проекту Ч. Камерона (1780-ые годы).

В 1851 году, Россия приняла участие во Всемирной выставке в Лондоне. Среди прочих экспонатов камнерезного искусства была и «русская мозаика». Особенно поразили лондонцев двери в русском павильоне.

Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму, агаты. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе — все эти уникальные художественные предметы сделаны, из мелких кусочков, а не из монолитов камня».

Малахитовый зал Эрмитажа — это, пожалуй, самое известное архитектурное создание из малахита. На его отделку пошло 25 пудов камня. Колонны зала, и особенно малахитовые камины, представляют собой удивительные примеры русской мозаики. Узор подобран настолько мастерски, что создается впечатление, будто камин вырезан из единого куска камня.

Один из шедевров мозаичного камнерезного искусства России — карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов в технике русской и флорентийской мозаики, помещенная в Эрмитаже. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых — для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит — оазисы в пустынях, лазурит — моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекции С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского

В России уже в конце XVIII столетия малахит стал активно применяться‚ для облицовки больших плоскостей. Русскими мастерами был разработан особый способ изготовления изделий из малахита, называемый «русской мозаикой», при котором куски малахита распиливались на тонкие пластинки, и из них подбирался рисунок, наклеивавшийся на металлическую или мраморную форму. «Русская мозаика» — разновидность пластиночной мозаики, при которой сплошной узор создается подбором рисунка из тонких каменных пластинок с целью имитации структуры монолитного камня. Рисунок подбирался настолько точно, что изделия кажутся изготовленными из цельного куска малахита. Екатеринбургская и Петергофская гранильная фабрики достигли высокого художественного уровня в изготовлении «русской мозаики» из малахита.

В зависимости от строения малахитовых кусков узор в изделиях подбирался пятью основными типами наборов:

1) набор «мятым бархатом»:

2)«ленточный» или «струйный»;

3) «радиальный» или «глазками»;

4) набор «на две стороны»;

5) набор «на четыре стороны».

В ходе большого опыта работы с малахитом было выработано несколько технологических видов мозаики. Они отличаются технологическими приемами работы с камнем и связующими материалами.

Первый — простейший тип — поле выложено крупными многоугольными прямыми плитками, не подогнанными ни по рисунку, ни по цвету. Швы между ними откровенно — обнажены, словно рама в витраже. Такая мозаика имитирует грубую брекчию. Нельзя назвать ее самой ранней формой, поскольку с ней может соседствовать и более совершенная технология. Такой тип мозаики мог быть лишь на основе богатой сырьевой базы и выйти из мастерских, не знавших недостатка в камне высокого качества.

Второй тип мозаики характеризует более тонкое восприятие рисунка малахита, хотя различие его с первым невелико. Все приемы здесь те же, но одна-две стороны каждой плитки скруглены. Грубое присутствие швов в сочетании с округлыми и многоугольными формами делает мозаику похожей на более сложные брекчии, а порой и на конгломераты.

Третий тип, называемый швом Жоффрио. Самый исключительный тип малахитовой мозаики. Он изобретен в 1847 году Леопольдом Жоффрио, архитектором из Флоренции. Мозаика целиком исходит из выразительности камня и преследует цель создать полную иллюзию монолита, шва в ней не видно. Задача решена остроумным и простым способом: края плотных и крупных плиток обработаны на специальном приспособлении, где им придан вторящий рисунку малахита волнистый профиль. Профили одинаковы, и это позволяет плотно уложить плитки к плиткам, обрабатывая кромку под небольшим углом внутрь, чтобы была плотная стыковка, и клей не выходил в швы. Примеры таких мозаик очень редки.

Первые три типа мозаики, показанные выше, рождены в условиях идеального снабжения мастерских сырьем. Появление четвертого типа могло возникнуть или из-за острого дефицита сырья хорошего качества или из-за желания украсить сложные криволинейные поверхности. В основе этого типа мозаики лежит ни сколько камень, сколько мастика, составленная из толченого камня. Ею сплошь покрывают декорируемое поле, а затем утапливают в нее бесформенные плитки с рванными обломанными или изрезанными самой природой краями. Хаотичность, с какой они разбросаны в мастике, придает особую живописность такому покрову. Именно за этой мозаикой упрочилось имя рытый бархат. Применялась такая технология чаще всего в отделке служебных частей плинтов, пьедесталов, тумб и сложных объемных тел.

Пятый тип малахитовой мозаики — чуть усложненный четвертый. Разница в том, что здесь в бесформенные пластинки, утопленные в мастику, в саму мастику врезаются. Они

Небольшие - до семи-восьми миллиметров в диаметре, круглые высверлки малахита высшего качества. Нередко их вырезают из глазков — сферолитов. Иногда такие кружки помещают в вершинах лучистых пучков радиально-лучистого малахита. Разбросанные там и тут, они придают непритязательному набору вид высокосортного камня. Сотни килограммов низкосортного некондиционного сырья послужили материалом этих великолепных импровизаций на тему рытого бархата.

Технология укладки малахита на вазу

Как упоминалось выше, малахит редко встречается крупными кусками. В настоящее время уже практически нельзя найти уральский малахит. Поставщиком хорошего малахита является Заир, и камень достаточно дорог.

Русская мозаика

Столешница выполненная в технике русской мозаики. Уральский Геологический музей.

Техника «Русская мозаика» — техника мозаики в камнерезном искусстве, в которой пластинками из цветного поделочного камня (чаще из малахита) как бы оклеивают основу из недорогого прочного камня. При этом пластинки очень тщательно подбираются по цвету и рисунку, а изделие выглядит так, будто оно выполнено из монолита. Техника русской мозаики позволяет максимально выявить красоту камня.

Русская мозаика отличается от флорентийской мозаики еще и тем, что она выполняется не только на плоском основании, но и на криволинейных поверхностях (сферических, цилиндрических и т.д.). Они находят широкое применение при украшении не только небольших изделий камнерезного искусства (шкатулок, столешниц, письменных приборов и т.п.), но и для декоративной отделки помещений.

В 1851 году, Россия приняла участие во Всемирной выставке в Лондоне. Среди прочих экспонатов камнерезного искусства была, конечно, и «русская мозаика». Особенно поразили лондонцев двери в русском павильоне. Одна из местных газет писала по этому поводу: «Переход от броши, которую украшает малахит как драгоценный камень, к колоссальным дверям казался непостижимым: люди отказывались поверить, что эти двери были сделаны из того же материала, который все привыкли считать драгоценностью».

В камнерезной технике русской мозаики применяются следующие приемы:

  • Ленточный (струйчатый) узор — пластинки камня располагаются сплошной полосой и подбираются так, чтобы линии рисунка из одной пластинки плавно переходили в линии на другую. Узор должен непрерывно струиться.
  • Мягкий бархат — прием применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны, а весь набор производил бы впечатление единого камня.
  • Узор на две или на четыре стороны — для реализации этого приема нужно отпилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, опилив вторую пластинку и совместив ее с первой, можно получить симметричный рисунок на две стороны. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны. Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.

Эрмитаж. Малахитовый зал.

А.Е. Ферсман описывает технику русской мозаики в книге «Очерки по истории камня», так: «Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Этим способом, изобретенным еще во второй половине XVIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе — все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня».

Техника русской мозаики, где пластинки искусно подбирались по тону, рисунку и цвету и создавалось впечатление монолитного камня с единым узором — применялась в камнерезном искусстве при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями. Один из шедевров мозаичного камнерезного искусства России — карта Советского Союза колоссальных размеров, созданная из цветных камней и самоцветов в технике русской и флорентийской мозаики, помещенная в Эрмитаже. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000. Прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых — для гор, белый опал означал вечные снега, светло-зеленый амазонит — оазисы в пустынях, лазурит — моря и океаны, а из родонита выложена лента государственной границы. Карта была сделана мастерами Екатеринбурга, над ней работали 11 месяцев. Мозаичная геологическая карта СССР из цветных камней украшает вестибюль РГГРУ (Москва), а мозаичная карта Камчатки из коллекция С.М. Миронова хранится в ГГМ им. В.И. Вернадского.

Видео про русскую мозаику

Художественные изделия из малахита в технике «Русская мозаика»

Художественные изделия из камня всегда пользовались огромной популярностью. Существует огромное количество различных техник выполнения из камня предметов обихода, ювелирных изделий и т.д. Данная работа ознакомит с такой техникой, как «Русская мозаика». В данной статье затрагивается история малахита, особенности техники изготовления художественного изделия, история возникновения «Русской мозаики».

Художественные изделия из малахита в технике «Русская мозаика»

Художественные изделия из малахита в технике «Русская мозаика»

В первую очередь рассмотрим такой минерал, как малахит. Малахит – это вводный карбонат меди — Cu 2 [CO 3 ](OH) 2 . Оксида меди в малахите содержится до 72%. Оттенки малахита варьируются от бирюзового, изумрудно-зеленого, голубовато-зеленого до черно-зеленого. Само по себе название происходит от древнегреческого malakos, что обозначает мягкий и намекает на легкость обработки. Есть еще одна версия, что малахит получил название благодаря своей окраске, которая напоминает листья мальвы, а на греческом языке мальва звучит как малахе. Сам по себе малахит встречается в двух видах:

  • Бирюзовый – голубовато-зеленый с полосчатым рисунком, порой напоминающим павлиний глаз.
  • Плисовый – минерал густо-зеленого цвета с волнисто-полосчатым рисунком.

В природе малахит встречается в виде почковидных масс, которые имеют концентрическое строение. Благодаря этому на спилах и срезах видны характерные узоры.

Месторождением малахитом является в первую очередь Урал. Крупные месторождения на Урале обнаружили в 1635 году, а в XIX веке малахит стали добывать в больших количествах до 80 тонн ежегодно.

Крупнейшие месторождения России:

  1. Медно-рудянское месторождение около Нижнего Тагила, открыт в 1722 году
  2. Гумешевский рудник —месторождение медных руд на Урале, открыт в 1702 году.
  3. Гора Высокая — месторождение открыто в 1722 году
  4. Коровинско-Решетниковское месторождение — открыто в 1908 году

В настоящее время малахитовые уральские рудники практически не имеют запасов и основная часть малахита на мировой рынок из Африки, Франции, Мексики и т.д.

Совсем другая ситуация была в XIX веке. Его принято считать «золотым веком» малахита. Культурный центр оказался в России. Он стал популярен среди знати. Изделиями из него обставлялись кабинеты, украшались приемные залы, стали делать колоннады и устанавливать в своих резиденциях представители «высшего» общества иметь вещи из малахита считались правилом хорошего тона. В тоже время появились коллекционеры малахита, например, граф Румянцев коллекцию, которого мечтал захватить Наполеон в войне 1812 года. Малахитовые гиганты стали достопримечательностью как пример монолит Горного института в Санкт-Петербурге весом в 1,5 тонны.

Русская мозаика – это разновидность пластичной мозаики, при которой сплошной узор создается подбором рисунка из тонких каменных пластинок с целью имитации структуры монолитного камня. Русская мозаика появилась на Петергофской гранильной фабрике в XVIII веке. Кусочки малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными подогнанными швами и в итоге давалось впечатление цельного камня. В качестве клеящего вещества изготавливали специальную мастику с примесями малахитового порошка. После наклеивания пластинок изделие поддавалось шлифовке и полировке. Ввиду того, что малахит мягкий камень его шлифовали мелкозернистым песчаником. Полировали его пережженной и мелко истолченной костью, затем порошком из олова с добавлением серы. Обрабатывалось все вручную. В зависимости строения частей малахита узор подбирался следующими основными типами наборов:

  • Набор «мятым бархатом»
  • Набор «Ленточный»
  • Набор «Радиальный»
  • Набор «На две стороны»
  • Набор «На четыре стороны»

Одним из первых изделий, выполненных в русской мозаике, стала круглая столешница. Поверхность стола выложена малахитовыми пластинками, чеканные античные фигуры из золоченой бронзы, изображающие шествие вакханок, украшают его борт. Трехгранное основание стола украшено бронзовыми сфинксами и орнаментом. Мастера камнерезного искусства изготавливали в данной технике различные предметы декора: вазы, колонны, шкатулки, столешницы и многое другое. Следует отметить знаменитый малахитовый зал в Эрмитаже. На него потребовалось около двух тонн малахита. Вдоль сторон зала расположены восемь малахитовых колонн. В центре зала стоит огромная малахитовая ваза. Вдоль стен стоят покрытые русской мозаикой столы, торшеры, вазы, камин, а в витринах показаны изделия для письменного стола. В Аванзале Эрмитажа установлен «Малахитовый храм» — ротонда, декоративно сооружение принесенной в дар Николаю 1 Демидовыми в 1836 году.

Несмотря на то, что запасы Уральского малахита иссякли, однако русские мастера не отходят от камня. Изделия из него до сих пор имеют огромную популярность и высоко ценятся. Техника русской мозаики позволяет мастерам добиваться необычайной красоты в своих изделиях, будь то предметы декора или ювелирные украшения. Несмотря на то, что запасы камня с каждым годом уменьшатся, изделия из него остаются вполне доступны по цене не только обеспеченным покупателям, но и людям со средним заработком.

Перламутровые узоры

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Инкруста́ция ( — букв. покрытие корой ) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из материалов, отличающихся от основной поверхности. Для инкрустации используются мрамор , керамика , различные металлы, дерево, перламутр и поделочные камни. Кусочки, .

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков Значение слова в словаре Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
инкрустации, ж. (латин. incrustatio - покрытие чем-н.) (спец.). только ед. Действие по глаг. инкрустировать. Заниматься инкрустацией. Украшения из дорогого материала, врезанные в деревянные, костяные или каменные изделия. Табакерка с золотой инкрустацией .

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова. Значение слова в словаре Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Узор или изображение чего-л., выполненные из различного материала - кости, металла, дерева, перламутра и т.п. - и врезанные в поверхность изделия. Украшение изделий узорами или изображениями из какого-л. иного материала - кости, металла, дерева, перламутра .

Энциклопедический словарь, 1998 г. Значение слова в словаре Энциклопедический словарь, 1998 г.
ИНКРУСТАЦИЯ (позднелат. incrustatio, букв. - покрытие корой) украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т.п., которые врезаны в поверхность и отличаются от нее по цвету или материалу. .

Большая Советская Энциклопедия Значение слова в словаре Большая Советская Энциклопедия
(лат. incrustatio, от incrusto ≈ покрываю слоем, корой, выкладываю мрамором), вид декорировки изделий и зданий (их фасада, интерьера) узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра и т. п., которые врезаны в поверхность .

Примеры употребления слова инкрустация в литературе.

Ажурные детали конструкции были покрыты затейливой чеканкой и цветными инкрустациями, от чего астролябия скорее напоминала диковинную скульптурную композицию, чем научный прибор.

Войдя в диван-ханэ, картлийцы с новым изумлением стали осматривать индусские восьмиугольные столики, узкие с высокими спинками кресла, круглые подставки с инкрустациями из слоновой кости.

Каждым своим атомом они ощущали сладостную умиротворенность гостиной - мебели, картин, стеклянного столика, мраморной лампы и даже зауженных кверху стаканов возле початой бутылки шотландского виски за палисандровыми, с инкрустацией, дверками застекленного шкафчика.

Мужская и женская руны Слаанеша в еретическом единении украшали наколенники воина Хаоса, обтекаемый нагрудник сверкал пурпурно-золотой инкрустацией, словно насмешка над орденом, к которому десантник принадлежал до того, как его соблазнил Хаос.

Она снова вспомнила мебель в спальне Тира, музейные детали инкрустации из слоновой кости к эбонита.

Вдоль стен выстроились стулья и столы, сундуки и ларцы, темную лакировку испещряли красные полосы, поблескивала перламутровая инкрустация.


Одно из первых мест в коллекции из камня Эрмитажа принадлежит предметам из малахита – около 200 ваз, столешниц и других произведений камнерезного искусства. Малахит хорошо знаком большинству людей, как и янтарь – это поделочный камень зеленого цвета различных оттенков, начиная от голубого и кончая почти черным. В разрезе он дает дает красивый слоистый рисунок в виде колец и полос.

Изделия из малахита разнообразны по своим формам и назначению. Монументальные вазы украшали интерьеры дворцов, освещенные торшерами из камня. В парадных комнатах дворцов стояли столы инкрустированные зеленым камнем. Мелкие изделия – шкатулки, ларцы, чернильные приборы, табакерки, - в старину были предметом обихода.

Строгие прекрасные формы малахитовых изделий великолепно сочетаются с цветовым богатством камня и его рисунками. Это впечатление усиливается блеском золоченой бронзы, которая применяется в декоративном оформлении изделий.

Малахит, русская мозаика, и Петергофская фабрика

Все малахитовые изделия, включая огромные декоративные вазы, выполнены способом русской мозаики , принесшей славу Петергофской фабрике.

Вот как академик А.Е. Ферсман описывает технику этой работы в своей знаменитой книге Очерки по истории камня :

Кусочки плотного малахита распиливались на пластинки толщиною в несколько миллиметров, которые набирались на мраморе или металле согласно рисунку камня, с почти незаметными, тщательно подогнанными швами, что давало впечатление цельного камня. Это способом, изобретенным еще во второй половине XYIII века, русские мастера облицовывали (подобно фанере) огромные столы, чаши, вазы и даже колонны, широко используя для этого малахит, лазурит и изредка яшму. Мы восторгаемся огромными вазами из этих камней в больших залах Эрмитажа, сверкающими столами и колоннами в б. Зимнем дворце или в Исаакиевском соборе – все эти уникальные мировые художественные предметы сделаны этим способом, из мелких кусочков, а не из монолитов камня .

Одним из первых изделий Петергофской фабрики, выполенных в технике русской мозаики из малахита, была круглая столешница. Поверхность стола выложена малахитовыми пластинками, чеканные античные фигуры из золоченой бронзы, изображающие веселое шествие вакханок и сатиров, украшают его борт. Трехгранное основание столика украшено бронзовыми сфинксами и орнаментом.


На фото справа - Камин Малахитового зала Зимнего дворца. 1839. Государственный Эрмитаж.

В Эрмитаже самые ценные с художественной точки зрения бытовые вещи из малахита выставлены в Малахитовом зале. В убранстве самого зала также широко использован малахит.

Вдоль длинных сторон зала установлено восемь малахитовых колонн, расположенных попарно, вдоль коротких сторон – восемь пилястров с капителями на белых мраморных постаментах. Под огромными зеркалами в деревянных золоченых рамах вделаны малахитовые камины. В центре паркетного пола, откуда расходятся деревянные лучи, стоит малахитовая ваза на треножнике из золоченой бронзы и с крылатыми женскими фигурами. Вдоль стен и окон стоят покрытые малахитовой мозаикой столы, торшеры, вазы. В витринах выставлены разнообразные изделия из малахита – настольные украшения, письменные приборы, шкатулки, коробочки и другие изделия. Это настоящее несравненное малахитовое царство, в которое желательно хоть раз в жизни попасть каждому гражданину нашей большой страны.

Малахитовый храм , выполненный в виде античного храма-ротонды, где малахит применен в отделке колонн, а другие цветные камни в мозаике пола и купола является также одним из памятников камнерезного искусства XIX века Эрмитажа.

Агатовые комнаты в Царском селе


Подобным же достижением в искусстве русской мозаики являются Агатовые комнаты в Царском Селе.

Техника русской мозаики, где пластинки так искусно подбирались по тону, рисунку и цвету, что создавалось впечатление монолитного камня с единым узором применялась при работе не только с малахитом, но и с яшмой, лазуритом, агатом и другими камнями.

В технике мозаичных наборов применялись такие приемы, как ленточный , мягкий бархат , на две стороны , на четыре стороны , струйчатый и другие.

Ленточный (струйчатый) узор

В ленточном или струйчатом узоре пластинки камня располагались сплошной полосой и подбирались так, чтобы линии рисунка на одной пластинке плавно переходили в линии на соседней. Узор должен был непрерывно струиться.

Мягкий бархат

Мозаичный набор мягкий бархат применяется при отделке больших участков поверхности, при этом пластинки подбираются таким образом, чтобы линии рисунка мягко переходили друг в друга во все стороны, а весь набор производил бы впечатление единого камня. Найти стыки иногда просто невозможно!

Узор на две или на четыре стороны

Получить узор на две стороны или на четыре стороны не так сложно, как предыдущие. Для этого нужно опилить от цветного камня пластину толщиной от 3 мм до 6 мм. Рисунки на обоих срезах пластинки получаются одинаковыми, поэтому, опилив вторую пластинку и совместив ее с первой, получим симметричный рисунок на две стороны .

Соединив пластины с подготовленными деревянными прямоугольниками, получим стенки или крышки шкатулки. Если от этого же камня отпилить еще две пластинки и соединить с двумя первыми, то получится узор на четыре стороны .

Таким же образом можно делать композиции на шесть и более сторон, комбинируя их в различные узоры и украшая различные вещи.

Искусство каменной мозаики


Искусство мозаики позволяет создавать изумительные высокохудожественные уникальные, несравненные произведения!

Одной из вершин мозаичного и камнерезного искусства России является карта Советского Союза, созданная из цветных камней и самоцветов, помещенная в Эрмитаже. Размеры ее просто колоссальны - поражают воображение. Площадь карты 22,5 кв. м, масштаб 1: 1 500 000.

Здесь прекрасно подобраны различные виды зеленых яшм для бескрайних равнин страны, желтых и коричневых – для гор, белый опал - это вечные снега, свелот-зеленый амазонский камень – оазисы в пустынях, синий лазурит - конечно же моря и океаны. Из орлеца выложена лента государственной границы.


Карта сделана гранильщиками и шлифовальщиками Екатеринбурга, над ней работали сотни человек 11 месяцев. Они огранили 4000 рубинов, альмандинов, аметистов, изумрудов, топазов, аквамаринов и других драгоценных камней, которые здесь используются.

Мозаичный набор потребовал кропотливой и тончайшей работы. По рисунку, выполненному акварелью, мастера подбирали плитки камня одного тона с таким расчетом, чтобы они идеально гармонировали друг с другом. При этом нужно было соблюсти размеры каменных плиток. Неточность размеров, допущенная в одной части карты, привела бы к тому, что изображенные на ней реки, озера и другие географические элементы не увязывались бы с реками и озерами соседней части. Это настоящая ювелирная работа - в огромном размере.


После сборки планшеты выравнивались на больших шлифовальных кругах. Шлифовка была очень ответственной операцией: неосторожность могла привести к выбоинам тщательно подобранного камня.

Такой же важной была и полировка фрагментов каменной карты.

Каждая столица союзной республики отмечена большой рубиновой звездой, а название ее выложено изумрудами. Рубиновая звезда Москвы украшена серпом и молотом из бриллиантов.

Тысячи самоцветов обозначили индустриальные центры страны. Рубинами разной формы показаны предприятия тяжелой промышленности, альмандинами – химической, америстами – легкой, изумрудами и горным хрусталем – лесной промышленности, золотисными топазами – пищевой, нежно-голубыми топазами – бумажные фабрики, темно-вишневые альмандиновые треугольники указывали электростанции, ленточки из дымчатого топаза – нефтепроводы. Черная яшма и молочно-белый кахалонг отмечали полезные ископаемые – угль, нефть, марганец, апатит и др.

Обрамляла карту красивая рама из белого мрамора с бронзой. Венчал ее герб Советского Союза. Серп и молот были сделаны из ослепительно сверкающих уральских фенакитов.

Тысячи посетителей стояли возле этой карты часами на Всемирных и Международных выставках.

Затем карту переделали - увеличили: размер возрос до 27 кв. м, а поверхность состояла из 45 тысяч пластин цветного камня, 450 серебряных и позолоченных звездочек изображали города.

Читайте также: