У стола четыре ножки с я маршак

Обновлено: 17.05.2024

Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.

В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.
Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.
А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!

Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.
Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:
Красный свет —
Проезда нет.
Желтый —
Будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!

Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они — за две минуты.

Пред тобой — пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.

Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.

Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь — приятель ваш.

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой —
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.
Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.
— Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!

К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.
К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать —
Носом будете клевать!

Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
— С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!
Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
— Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!
Ответил ноль: — Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.
Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.
Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.
Пусть говорят, что мы ничто, —
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки — целых двести!

Самуил Маршак — Приключения стола и стула: Стих

Перед завтраком в столовой
Стукнул ножкой стол дубовый.
Стук,
Стук,
Стук, стук-стук,
— Слушай, стул — мой старый друг.
Столько лет и столько зим
В старом доме мы стоим.
Отчего бы нам с тобой
Не пройтись по мостовой?

Стул с продавленным сиденьем
Отвечает с удивленьем:
— Что ты, что ты, старый стол!
Не с ума ли ты сошел?
У меня кривые ноги, —
Спотыкнусь я на пороге.
Сто ступенок на пути, —
До крыльца мне не дойти!

Вышиб дверь дубовый стол
И по лестнице пошел.
Старый стул, его сосед,
Побежал за ним вослед.

Прыг на пятую ступень,
На десятую ступень,
На двенадцатую боком,
На пятнадцатую скоком,
На двадцатую волчком
И до сотой кувырком.

Эй, держите! Караул!
Убежали стол и стул.

Славный день! Веселый день!
Меж домов цветет сирень.
Голосит-гудит гармоника,
Смотрят дети с подоконника.

А пройдешь за ворота —
Там и стук, и суета.

Разошелся старый стул,
Всеми ножками взмахнул.
— Для чего я, бестолковый,
Столько лет стоял в столовой?
Фу-ты, ну-ты, черт возьми,
Погуляю я с людьми.

Удивляется народ,
Пропускает их вперед,
А они идут посмеиваются
Да на солнышке расклеиваются.
Стол скрипит: — Не отставай,
Скоро сядем мы в трамвай.

Подошел трамвай со звоном.
Люди кинулись к вагонам.
Старый стол хотел войти,
Да застрял он на пути.
На подножке он торчит,
А кондукторша кричит:
— Не задерживай вагон,
Вылезай скорее вон!

Стол скрипит, не унывая:
— Обойдемся без трамвая.
Эка невидаль — трамвай!
Эй, извозчик, подавай!

Натянул извозчик вожжи.
— Прокачу я вас попозже.
Едет сзади ломовой —
Отвезет он вас домой! —
Мчатся дроги по дороге,
Конь здоровый, толстоногий,
А на дрогах — ломовой
С кучерявой головой.
А за ним из-под рогожки
Кресла выставили ножки,
Два дивана, зеркала,
Фортепьяно и метла.

Ломовой, как видно, занят,
Пассажиров брать не станет.
Заскрипел усталый стул:
— Я бы малость отдохнул.
Очень жесткая дорога,
Я расклеился немного,
А на спинке — пузыри,
А на ножках — волдыри.

Отвечает стол сердито:
— У меня доска разбита.
Я расклеился давно,
Да теперь мне все равно.
Вон столовая Нарпита
До полуночи открыта.
Ты в окошко посмотри —
Сколько столиков внутри,
А на столиках клеенки
И хрустальные солонки.
Забежим на пять минут
Поглядеть, как там живут.

Вверх по лестнице парадной
Потащился стол громадный
И, войдя в просторный зал,
Белым столикам сказал:
— Как живете? Как скрипите,
Что хорошего в Нарпите? —
Но столы со всех сторон
Заскрипели: — Выйди вон!

Что за дерзость! Что за стыд!
Ты клеенкой не накрыт!

Наступает темнота,
Запирают ворота,
Бьют на площади часы,
В переулках воют псы.
По дороге с громким гулом
Старый стол идет за стулом.
У разбитого стола
Крышка в сторону сползла,
А у сломанного стула
Ножку заднюю свернуло.

Вдруг из каменных ворот
На дорогу вышел кот,
О забор потерся усом,
А потом зевнул со вкусом
И сказал: — Мои друзья!
Не волнуйтесь, это я —
Кот сибирский, кот мохнатый,
Из квартиры сорок пятой.

Вам обоим я знаком,
Крыс ловил я под столом,
А на стуле столько раз
Я дремал в вечерний час.
Я по вас давно скучаю,
А хозяин ждет вас к чаю.
Он обедал на полу,
Будем рады мы столу!

Стол и стул ввалились в сени
И пошли считать ступени:
Прыг на пятую ступень,
На десятую ступень,
На двенадцатую боком,
На пятнадцатую скоком.

А потом —
Шажком,
А потом —
Ползком.

Исцарапались немного,
Но добрались до порога.

Что за встреча их ждала!
Зазвенели зеркала,
Распахнулись дверцы шкапа,
И с крючка слетела шляпа.

А на завтра к ним с утра
Пригласили столяра,
Столяра Степанова —
Сколотить их заново.
Поплевал он на ладонь,
Клей поставил на огонь.
Сделал ножки новые,
Новые — дубовые.
И теперь они опять
Собираются гулять.

Самуил Маршак — Веселый счет: Стих

Эти цифры по порядку
Запиши в свою тетрадку.
Я про каждую сейчас
Сочиню тебе рассказ.

В задачнике жили
Один да один.
Пошли они драться
Один на один.

Но скоро один
Зачеркнул одного.
И вот не осталось
От них ничего.

А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!

Две сестрицы — две руки
Рубят, строят, роют,
Рвут на грядке сорняки
И друг дружку моют.

Месят тесто две руки —
Левая и правая,
Воду моря и реки
Загребают, плавая.

Три цвета есть у светофора,
Они понятны для шофера:

Красный свет —
Проезда нет.
Желтый —
Будь готов к пути,
А зеленый свет — кати!

Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола.
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.

Бегут четыре колеса,
Резиною обуты.
Что ты пройдешь за два часа,
Они — за две минуты.

Пред тобой — пятерка братьев.
Дома все они без платьев.
А на улице зато
Нужно каждому пальто.

Шесть
Котят
Есть
Хотят.
Дай им каши с молоком.
Пусть лакают языком,
Потому что кошки
Не едят из ложки.

Семь ночей и дней в неделе.
Семь вещей у вас в портфеле:
Промокашка и тетрадь,
И перо, чтобы писать,
И резинка, чтобы пятна
Подчищала аккуратно,
И пенал, и карандаш,
И букварь — приятель ваш.

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Всех Матрешками зовут.

Кукла первая толста,
А внутри она пуста.

Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.

Эту куколку открой —
Будет третья во второй.

Половинку отвинти,
Плотную, притертую, —
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.

Вынь ее да посмотри,
Кто в ней прячется внутри.

Прячется в ней пятая
Куколка пузатая,
А внутри пустая.
В ней живет шестая.
А в шестой —
Седьмая,
А в седьмой —
Восьмая.

Эта кукла меньше всех,
Чуть побольше, чем орех.

Вот, поставленные в ряд,
Сестры-куколки стоят.

— Сколько вас? — у них мы спросим,
И ответят куклы: — Восемь!

К девяти без десяти,
К девяти без десяти,
К девяти без десяти
Надо в школу вам идти.
В девять слышится звонок.
Начинается урок.

К девяти без десяти
Детям спать пора идти.
А не ляжете в кровать —
Носом будете клевать!

Вот это ноль иль ничего.
Послушай сказку про него.

Сказал веселый, круглый ноль
Соседке-единице:
— С тобою рядышком позволь
Стоять мне на странице!

Она окинула его
Сердитым, гордым взглядом:
— Ты, ноль, не стоишь ничего.
Не стой со мною рядом!

Ответил ноль: — Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью,
Коль буду я с тобою.

Так одинока ты сейчас,
Мала и худощава,
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа.

Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую роль.

Мы двойку в двадцать превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить тридцать, сорок.

Пусть говорят, что мы ничто, —
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки — целых двести!

Анализ стихотворения «Веселый счет» Маршака

«Веселый счет» Самуила Яковлевича Маршака впервые был представлен читателям на страницах журнала «Огонек».

Стихотворение написано не позднее 1958 года. Поэт к этому времени пребывает в почтенном возрасте, признанный классик детской литературы, лауреат нескольких государственных премий, автор собрания сочинений, переводчик. По жанру – урок в игровой форме. Яркий образный ряд позволяет ребенку быстрее усвоить азы счета. Поначалу стихотворение состояло из 2 частей. Первая называется «Давайте познакомимся». Позднее она стала отдельным произведением с описанием внешнего вида чисел. Размер – преимущественно хореический стих, рифмовка парная, самая легкая для запоминания и восприятия ребенка. Десять рассказов про цифры. Сперва зачин про двух драчливых единиц, которые уничтожили друг друга. Идет поучение о дружбе. Две собственные руки – хороший повод запомнить цифру «2». Схожей цели служат светофор, углы в комнате и пятерня. Дальше сложнее. Поэту приходится прибегнуть к безотказному наглядному приему – шестерке котят с хорошим аппетитом. Семь дней недели – подсказка для цифры «7». А вот «семь вещей в портфеле» для современного школьника уже местами спорны. Матрешки олицетворяют «восемь». Девятку поэт предлагает запомнить по часам. В девять начинается первый урок в школе, в это же время мама укладывает первоклассника спать. Про ноль сочинена целая сказка. Разворачивается церемонный диалог веселого ноля с сердитой единицей. Оказывается, он тот еще волшебник: с ним цифры становятся просто астрономическими. Мелькают «сто» и «двести», к которым страшно подступиться. В финале – победное восклицание ноля. Каскад перечислительных градаций из глаголов (рубят, строят, рвут). Попутно идет знакомство с окружающим миром. Руки – трудятся (описан мужской и женский труд), и даже приходятся весьма кстати при плавании. Соответственно, разноцветный светофор – не только повод запомнить тройку, но и узнать ПДД. Есть и игра омонимов: ножки стола и кошачьи. А также – у мышки, на которых она и удирает от кошки. Затем – загадки про автомобиль (транспорт) и пальчики (зимой – в перчатках). Имеется и ценный совет по выкармливанию котят: дай им каши с молоком. Забывчивым поэт напоминает, что положить в портфель. Наконец, самый развернутый рассказ – про семейство матрешек, часть народного художественного ремесла. Здесь довольно много эпитетов и прилагательных, в том числе, кратких: румяных, толста, пузата. Сравнение: чем орех (видимо, лесной). Тут же коротко перечислены ранее изученные цифры от 1 до 8. Множество лексических повторов (к девяти без десяти – почти головоломка для ребенка), инверсия (начинается урок). Стихи графичны, каждая строфа (или ряд строф) – просятся быть изображенными в картинках. Собственно, именно это и сделал замечательный художник В. Конашевич. Его иллюстрации получили одобрение самого автора.

«Веселый счет» С. Маршака – сочетание дидактики, приемов социализации и немножечко игры.

Русская сказка

Посмотри прочитай и послушай детскую сказку онлайн

Радует тот факт, что в поэтических текстах дети узнают о процессах появления тетрадей, книг, мебели. Это помогает относиться к продукции производства с уважением, благодаря стихотворениям Самуила Маршака.

Пересказ

А что находится под столом? А там лежит паркет. А в лесу под деревом была земля, много лет ветви шевелились на ветру, между корней ловко устроился и спал до весны барсук. Стол, будучи деревом, был знаком с белкой, забиравшейся по его стволу и цеплявшейся острыми когтями за кору. На ветвях вили гнёзда галки и выращивали своих маленьких галчат. Всё было размеренно и радовало своим постоянством, но однажды его ствол распилили и красивое могучее дерево упало ниц. Потом начались превращения, как в сказке: бревно (на лесопилке), доска с добавлением четырёх прочных ножек (в мастерской столяра), вместо сучка – глазок, стол получился удобным и широким. Теперь стол поставили к стене, в нём не узнать прежней сосны. У барсука, медведя и лисы стол не олицетворял бы их любимую, а для некоторых и родную сосну. Стол теперь будет жить с людьми, будет им служить верой и правдой: держать чернильницу, тетрадь, ждать, когда за него сядут читать и писать. На столе можно разложить чертёж, чтобы по нему построить самолёт. Такими категориями мыслит русский человек.

О стихотворении

Какое поучительное произведение! И о природе, и о том, как нужно бережно относиться к человеческому труду.

Ниже вы можете прочитать текст стихов Откуда стол пришел детского поэта Самуила Маршака online, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом на русском языке.

Откуда стол пришел

Берете книгу и тетрадь,
Садитесь вы за стол.
А вы могли бы рассказать,
Откуда стол пришел?

Недаром пахнет он сосной.
Пришел он из глуши лесной.
Вот этот стол — сосновый стол —
К нам из лесу пришел.

Пришел он из глуши лесной —
Он сам когда-то был сосной.
Сочилась из его ствола
Прозрачная смола.

У нас под ним — паркетный пол,
А там была земля.
Он много лет в лесу провел,
Ветвями шевеля.

Он был в чешуйчатой коре,
А меж его корней
Барсук храпел в своей норе
До первых вешних дней.

Видал он белку, этот стол.
Она карабкалась на ствол,
Царапая кору.

Он на ветвях качал галчат
И слышал, как они кричат,
Проснувшись поутру.

Но вот горячая пила
Глубоко в ствол его вошла.
Вздохнул он — и упал…

И в лесопилке над рекой
Он стал бревном, он стал доской.
Потом в столярной мастерской
Четвероногим стал.

Он вышел из рабочих рук,
Устойчив и широк.
Где был на нем рогатый сук,
Виднеется глазок.

Домашним жителем он стал,
Стоит он у стены.
Теперь барсук бы не узнал
Родной своей сосны.

Медведь бы в логово залез,
Лису объял бы страх,
Когда бы стол явился в лес
На четырех ногах.

Но в лес он больше не пойдет —
Он с нами будет жить.
День изо дня, из года в год
Он будет нам служить.

Стоит чернильница на нем,
Лежит на нем тетрадь.
За ним работать будем днем,
А вечером — читать.

На нем чертеж я разложу,
Когда пора придет,
Чтобы потом по чертежу
Построить самолет.

Иногда чужое мнение влияет на многое в нашей жизни. А когда речь идёт о детях, то им очень важно мнение их друзей и одноклассников. Даже если речь идёт о здоровье, всё равно важно то, что скажут товарищи. Самуил Маршак уже в раннем детстве приучает читателей своими стихотворениями принимать правильную точку зрения, а не только ту, которую озвучивают друзья, чтобы лишний раз посмеяться над тем, кто является чуть-чуть слабее.

Текст рассказывает о мальчике Саше, который страдает близорукостью. Из-за этого недостатка ребёнок носит очки со стёклами, которые увеличивают сквозь стекло его глаза. А очки для Саши готовили в специальной мастерской, заботливо вставляя стёкла в оправу. Дедушка получил их на кассе для внука. Дома Саша надел очки, они помогли ему увидеть мир лучше, ярче, а без очков всё вокруг снова стало тускло. В классе сразу узнали о том, что у мальчика есть такой предмет, за который можно придумать ребёнку обидную дразнилку. К нему сразу приклеилось обидное прозвище «водолаз». Саша заплакал и перестал со всеми разговаривать, а потом и вовсе не захотел надевать очки. Мама дома объясняла, что нужно лучше видеть, а те, кто не понимает и смеётся над этим, тот просто – дурачок.

Мама смогла успокоить Сашу, но родители не всегда будут рядом, поэтому нужно привыкать жить в сказке, а в реальной жизни и уметь противостоять тем, кто хочет обидеть. А с другими детьми полезно будет провести беседу о вежливости и воспитанности. Ребята должны знать, что обижать человека нельзя, ведь каждый может оказаться на его месте. На эту тему можно найти много книг известных русских писателей, но Маршак как будто рисует словами живые портреты, которые очень хорошо знакомы детям. Малышам так лучше ориентироваться в создавшейся ситуации. Воспитатели в любом конкретном случае подберут правильные слова и картинки.

Ниже вы можете прочитать текст стихов про очкарика детского поэта Самуила Маршака online, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом на русском языке и выучить его наизусть.

Четыре глаза

Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.

Отшлифовали в мастерской
Два стеклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.

Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.

Когда домой он их принес,
Внук оседлал очками нос
И заложил за ушки
Серебряные дужки.

Сквозь стекла Саша посмотрел —
И день как будто посветлел.
Но только снял он стекла,
Как все кругом поблекло,

В очках и небо голубей,
Просторнее и выше,
И виден каждый воробей,
Усевшийся на крыше.

Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему. «Зачем
Тебе четыре глаза?

Саша, Саша — водолаз!
У тебя две пары глаз.
Два — такие, как у нас,
А другие про запас!»

Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
— Нет, — говорит он, — никогда
Очков я не надену!

Но мать утешила его:
— Очки носить не стыдно.
Все надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!

Читайте также: