У психолога на столе

Обновлено: 15.05.2024

«А вот что вы, как психолог, можете рассказать о сотруднике, чей рабочий стол всегда совершенно пуст? Там никогда нет ни рабочих бумаг, ни личных фотографий», – спросил меня недавно руководитель департамента одной крупной компании.

Конечно, любые однозначные заключения о людях на основании столь малых проявлений, как вид их рабочего места, выглядят несерьезно. Тем не менее в этом вопросе я могу сослаться не только на собственные наблюдения за руководителями и их кабинетами, но и на проведенные несколько лет назад исследования психологов Гарвардского университета, подтверждающие достаточно высокую корреляцию между психологическими интерпретациями вида рабочего места сотрудника и личностно-деловым портретом его обладателя, сделанным на основе тестов оценки 360 градусов.

Итак, подобное исследование надо начинать с анализа ощущений. Попадая в незнакомый кабинет, я смотрю по сторонам и внимательно прислушиваюсь к себе. Какие чувства вызывает этот кабинет? Что напоминает? Некоторые кабинеты бывают уютными, гостеприимными – не очень большие, с хорошими картинами или фотографиями на стенах, удобными креслами, мягким верхним светом, «живым» рабочим столом со всеми признаками активной деятельности: включенным компьютером, чашкой чая или кофе, рабочими бумагами, читаемыми журналами. Первое ощущение редко обманывает – в таких кабинетах обычно обитают приветливые, открытые, уважающие людей руководители. Или помню кабинет одного высокого начальника, который вызывал несколько тревожную ассоциацию с медицинским учреждением. Все формально, безукоризненно чисто, предметы на местах, в идеальном порядке. На стенах – безликие пейзажи. Свет ламп белый, некомфортный. Стулья жестки, строги. Кабинет будто показывает: не задерживайся! Хозяин кабинета оказался неулыбчив, мрачен. Он принимает непопулярные решения, действует жестко, директивно, не прислушиваясь к чужими мнениям. С ним и правда хочется поскорее расстаться.

Или вот еще один любопытный кабинет. За дверью открывается необычная и даже пугающая картина: скульптура африканской женщины черного дерева в человеческий рост, украшенная немыслимыми перьями, поясами, гроздьями цветных бус. В одном углу – настоящее чучело медведя, в другом – иконы. Антураж помещения призван шокировать, смущать, вызывать интерес. Руководитель вполне соответствовал кабинету – человек креативный, демонстративный, он был очень говорлив, по-своему хитер: уклончиво отвечал на вопросы, удивлял неожиданными комментариями, пытался застать собеседника врасплох и тут же смеялся, озадачивал, переходя от двусмысленной шутки к обсуждению серьезных вопросов.

Бывают кабинеты, похожие на музеи, мавзолеи, рестораны, восточные торговые лавки, игровые комнаты, картинные галереи, учительские, гостиницы, заброшенные жилища. Я встречала рабочие места, вызывающие ассоциации с домашним очагом, нелюбимым детищем, унылым осенним днем, фантастическим фильмом.

А теперь обратимся к интерпретациям особенностей рабочего места и его хозяев.

Портреты высших руководителей на стене за спиной – демонстрируемый патриотизм, самооценка руководителя не очень высокая, близость сильных мира сего ее укреп­ляет.

На фотографиях и портретах изображены старшие по возрасту и опыту (учителя, известные философы, писатели) – несамостоятельность, тенденция советоваться.

Стол захламлен горами бумаг, чайной посудой, мелочами – неорганизованность, хаотичность в решениях и действиях, но также креативность, творчество, чудачество.

Наличие множества сувениров, забавных вещиц, статуэток – развито «подростковое начало», живость натуры, инфантилизм, азарт, готовность к игре, но также сентиментальность, тенденция часто вспоминать прошлое (в том числе и обиды), страсть к коллекционированию, накопительству.

Дипломы, призы, сертификаты, личные фотографии (в том числе с известными, публичными людьми) – эгоцентризм, нарциссизм, желание продемонстрировать свой интеллект и профессионализм, быть в центре внимания, стремление к обучению, но также низкая самооценка, подсознательная неуверенность в себе и своих силах (для подтверждения профессионализма требуются сертификаты).

Открытая коробка конфет, чай, мед, фрукты, на столе что-то интересное для людей, удобный гостевой стул – общительность, демократичность, умение договариваться, готовность к обсуждениям, склонность к сомнениям, высокая командность.

Разумный порядок на столе – собран­ность, ответственность, аккуратность, планирование, внимание к деталям, педантизм.

Пустой стол, отсутствие любых предметов и бумаг – тенденция снимать с себя ответственность, не принимать решения, стремление все отодвинуть (убрать) от себя, но также новый старт, очищение перед новым этапом, проектом.

Очень просторный кабинет – стремление оберегать свои границы (не приближайся!), а также высокая личная энергетика, сила характера, способность быть лидером большого коллектива.

Множество графиков (за спиной)– попытка организовать себя для других, слабая самоорганизация, также имитация бурной деятельности.

А теперь будет интересно посмотреть по сторонам и, возможно, продолжить этот список. Но главное – уделите внимание собственному кабинету и столу. Что скажете про хозяина?

Как сидит психолог?


№1 | Елена Денисенко-Бравицкая писал(а):
Немного боком, стол чуть позади, но когда клиент рисует, стол между нами. В телесной работе, понятное дело стола нет между нами.

г. Минск (Беларусь)

№2 | Спиридонов Александр Сергеевич писал(а):
Вот совершенно не замечаю этого. В начале ещё как то морочился, но потом понял, что лучше быть конгруэнтным самому себе и полностью включаться в процесс.

Первый мой психолог сидел напротив меня в кресле, немного боком. А ещё он часто улыбался и меня это бесило!

Второй сидел на диване, иногда развалившись.

Психолог, Клинический психолог онлайн

№6 | Terrum писал(а):
Первый мой психолог сидел напротив меня в кресле, немного боком. А ещё он часто улыбался и меня это бесило!
Второй сидел на диване, иногда развалившись.

Психолог, Системный семейный терапевт

Психолог, Клинический психолог

№5 | Легко писал(а):
Но какие-то моменты отмечаете за собой? Может, держите спину прямо или стараетесь не класть ногу на ногу?

Спину держу как придётся, а ногу на ногу - это да, просто правила хорошего тона не позволяют. Знаю одного терапевта, который во время сессии покурить с клиентом выходит. По моему это конечно зашквар.

№8 | Легко писал(а):
Комфортно? Не заморачиваясь на том, как посадить свое тело в процессе работы? Ну как упал в кресло, так и упал?

№0 | Легко писал(а):
Как психолог сидит на сессиях?
Мне вот стало интересно. Посадка психолога важна в процессе работы? Это влияет на процесс?
Я слышала, что важно сидеть немного боком. А ещё умные люди говорят, что между психологом и клиентом не должно быть стола. Это якобы мешает контакту. Психолог как бы закрывается от контакта этим столом.
А как сидите Вы?

№15 | Спиридонов Александр Сергеевич писал(а):
Спину держу как придётся, а ногу на ногу - это да, просто правила хорошего тона не позволяют. Знаю одного терапевта, который во время сессии понурить с клиентом выходит. По моему это конечно зашквар.

№13 | Легко писал(а):
А есть какие-то специальные техники, законы, как нужно правильно сидеть психологу на сессиях?) ну мне просто любопытно)

№17 | Бородатый Серега писал(а):
Неа
Молодой был, то сидел как хотел
И постоянно одну ногу под другую ложил
А как мои года, мое богатство начали расти и расти, то заметил, что одно колено иногда скрипеть начало
Подумал, прикинул что возможно из за такого постоянного сидениЯ, сделал оргвыводы, и перестал ногу подкладывать
Колено прошло, не беспокоит, не скрипит
Вообще то конечно если сидеть приходится много, то от позы зависит очееень многое
И позвоночник, и суставы, и геморой, и варикоз, там много может быть всякой фигни, если сидеть не правильно

№9 | Легко писал(а):
Боком и немного улыбаясь - это как фотосессия в детском саду) милаха)
А второй, который разваливался, не бесил?

№18 | Ирина Пышная писал(а):
В некоторых видах терапии, например песочная терапия или арт терапия, стол нужен для удобства. В стандартной терапии он не нужен, главное, чтоб удобно было сидеть.

№20 | Похеринозавр писал(а):
Я думал, вопрос про тюрьму. Советы психологов, как адаптироваться в соответствующем контингенте.

Размышления о физическом пространстве, в котором разворачивается работа психолога.


Итак, поговорим о том физическом пространстве, в котором разворачивается вся эта наша трудная любимая работа.
Какой кабинет подходит для работы? Что в нём должно быть? Каким он должен быть, или может быть?

Если вы стали психологом по своему первому образованию, закончив институт, вы с очень большой вероятностью работали в образовательном учреждении. К кабинетам в школах и детских садах существуют формальные требования, которые (по секрету сказать) почти нигде не соблюдаются. Искренне говоря, мне никогда не нравились кабинеты психологов в этих заведениях. Там было скудно, бедно и казённо.
Видела несколько приличных кабинетов, один из них создала сама, но это в частной школе и не сразу. Никакой атмосферы безопасности, домашнего уюта и спокойствия не могло быть и речи. В большинстве случаев кабинет нужно было делить с логопедом, чья деятельность сильно отличается от нашей. В общем, читателю должно стать понятно, какие чувства сохранились во мне от того периода работы. Какая-то есть привычка у образовательной системы помещать детей в те условия, в которых никто не мог бы комфортно себя чувствовать.

Но речь не об этом. Не только дети чувствуют себя плохо в казённых условиях. Сам специалист может переживать огорчение и бессилие и испытывать трудности в том, чтобы действительно кому-то помогать.
Кабинет психолога – это в некотором роде его лицо, то, с чем встретится клиент, впервые придя на консультацию и то, куда он будет приходить, чтобы встречаться со своими демонами и ресурсами, опорами.

Однажды я услышала увлекательный рассказ о чудесном кабинете, кажется Доры Кальфф, изобретательницы песочной аналитической терапии. Это было место, расположенное в отдельном доме, терапевт открывал дверь клиенту и вёл его таинственным и завораживающим коридором, устроенным почти как лабиринт. Этот путь приводил клиента в комнату, находящуюся, кажется в подвальном этаже, в общем было устроено так, что туда надо было в какой-то момент спуститься.

И тогда клиент оказывался в наполненном чудесами пространстве, где могут вершиться песочные истории любого содержания: где могут возникать прекрасные земли полные тропического ветра и солнца, моря, фруктов и покоя, где может разыграться мужественное и кровавое сражение за победу и за целостность, и за радость, где могут выстроиться и пасть королевства. Это пространство было терапевтом и само по себе.

Этим рассказом я хотела проиллюстрировать ту мысль, что кабинет психолога тоже как-бы может являться рабочим инструментом. Так где психологу работать?

Место. Место может быть разным. Мне не очень хотелось бы работать в офисном здании, может быть и очень деловой квартал не очень подойдёт, но в целом место может быть разным, если оно не шумное, если в соседних помещениях и по коридору не носятся кричащие, или громко разговаривающие люди. Нужен, на мой взгляд, уют.

Комната. Её размер и форма могут зависеть от метода работы, но в общем кабинету желательно иметь окно и уютную обстановку. Кабинетов в подвалах, с половинчатым окном в Москве достаточно и, наверное, это не самое приятное в нём, но и при таких обстоятельствах можно создать хорошую обстановку.

За пределами кабинета не желателен посторонний шум, разговоры. Тонкие стенки и проходящие мимо кабинета люди не способствуют атмосфере безопасности и самораскрытия. Таковыми часто бывают кабинеты в разных учреждениях. За это же не мне очень нравится арендовать кабинеты в различных центрах, сдающих кабинеты в аренду. Сидя в коридоре мне часто слышно, что происходит в кабинете. Не раз коллеги говорили мне о том, как слышали, что происходит в соседнем кабинете. Как с этим обходиться каждый решает сам. Многие успешно работают в таких кабинетах.

Мне кажется важным, чтобы психолог сохранял постоянство в выборе кабинета. Во-первых это может позволить ему действительно чувствовать, что это «моё место», в которое я приглашаю клиентов, а значит здесь я увереннее и спокойнее, а во-вторых для клиента будет полезно постоянство пространства работы (по крайней мере по нескольким причинам).

Аксессуары и прочее. Прочее оснащение кабинета бывает специальным, например, если я телесный терапевт, то у меня будут одеяла и всякие приспособления для такой работы, если я песочный терапевт, то будут песочница и фигурки в шкафчике, если я когнитивно-поведенческий терапевт, то у меня будут приспособления для записей, может даже мы будем работать за столом и тп.

Если мы не говорим про рабочие инструменты, а вообще аксессуары, то здесь психолог может «развернуться» на славу. Можно уставить полочки памятными или символическими фигурками или статуэтками, повесить «говорящие» картины, или маски, украсить его чем-то на свой вкус. И это всё убранство будет говорить о самом психологе, о его интересах, его качествах, его отношении к работе. Здесь я вспоминаю, как посетила кабинет Зигмунда Фрейда, когда была в Вене. Конечно, его кабинет не сохранился как был, все, чем он наполнял кабинет было увезено им же при эвакуации из оккупированной немцами Вены. Однако там было множество артефактов, добытых в поездках или привезённых друзьями. Это были статуэтки, ритуальные маски первобытных племён, ритуальные же фигурки и изображения, книги, картины и картинки и прочие предметы. Их было много, и все они были «говорящими».

Есть предметы и вещи, которые могу помочь сделать это пространство более подходящим. Это, на мой взгляд, скорее стереотипы, которые, однако, позволяют клиенту понять «Ну, вот я пришёл к психологу». Это полки с книгами, мягкая мебель, часы, шторы, желательно не очень прозрачные, картины на стенах, не дешёвая, не казённая обстановка.
Многие находят полезным питьевую воду в комнате. Можно также позаботиться о чае, но на этот счёт есть разные мнения. Из других полезных предметов нужно позаботиться о салфетках и какой-нибудь бумаге для заметок, соответственно ручках или карандашах.

По поводу работы дома. На это счёт есть разные мнения. Некоторые считают это нарушением границ. Кто-то полагает, что такое допущение клиента в своё пространство не полезно для работы. Психологу тогда надо хорошенько заботиться о своих границах и делать рабочее пространство изолированным, и ещё его надо тогда изолировать от родных и близких каким-то образом и позаботиться о клиенте. Однако, если ваш дом позволяет разместить в нём кабинет, то работать там удобно.

Я работаю дома и мне нравится думать про это как про старую, аналитическую например, традицию, что кабинет психолога – это место принадлежащее психологу. В моём кабинете книги, игрушки, картина, часы, два стула, ковёр, песочница с фигурками и графин с водой и стаканами.

Приглашаем Вас на супервизорские группы для начинающих психологов, которые походят раз в две недели. Там можно обсудить спорные и этические вопросы и сомнения, а также разобраться со сложными клиентами. Следующая группа состоится 28 ноября в 19.00.

Как правильно оформить кабинет психолога по ФГОС?

кабинет психолога

Присутствие психолога в образовательном учреждении – школе или детском саду – позволяет вовремя реагировать на отклонения в поведении, регулярно проводить диагностику и контролировать как отношения в группе, так и состояние, развитие каждого ребенка. Кроме детей, психолог оказывает помощь педагогам и родителям. Для создания оптимальных условий работы необходим отдельный кабинет.

Общие требования к кабинету психолога

К помещению, отведенному под оказание психологической помощи, предъявляется ряд требований:

  • Удобное расположение. Желательно, чтобы кабинет находился на первом этаже или имел отдельный вход. Так его легко найти, обеспечить конфиденциальность посетителя. Родители могут прийти к специалисту, не заходя в другие помещения.
  • Изолированность. Недопустимо организовывать рабочее место психолога в проходной или смежной комнате. Окна, прозрачные вставки на дверях должны закрываться, чтобы создать атмосферу доверия и психологического комфорта.
  • Звуковая изоляция. Кабинет нежелательно размещать вблизи от спортивного или музыкального залов. Соблюдение тишины – важное условие для занятий с психологом.
  • Микроклимат. Необходимо поддерживать комфортную атмосферу: температуру от 20 до 22 градусов, достаточную влажность, приток свежего воздуха с помощью вентиляционной системы или регулярного проветривания.

Идеальное решение, когда в распоряжении психолога есть несколько помещений: сенсорная комната, игровая, рабочий кабинет. Однако не все образовательные учреждения могут позволить выделить достаточно пространства, поэтому эффективен прием зонирования.

Важно! Требования ФГОС основываются на четырех принципах:

  • Разнообразие детства: значимо то, что происходит с ребенком сейчас.
  • Личностно-развивающий характер взаимодействия родителей, педагогов и детей.
  • Уважительное отношение к личности ребенка.
  • Реализация программ в соответствующих возрасту формах: игра, творчество, познание через практическое взаимодействие.

Кроме общих требований, к кабинету психолога предъявляются более узкие, которые зависят от возраста ребят в учреждении.

Оформление кабинета психолога в ДОУ

детский стол разноцветный

Деятельность психолога в детском саду ведется в четырех направлениях:

  • психологическая диагностика,
  • развитие,
  • психологическое просвещение и профилактика,
  • консультирование.

Для достижения этих целей необходимо иметь соответствующие инструменты: методический материал, игрушки, техническое оснащение. Мебель должна соответствовать росту дошкольника. В ДОУ нередко используются групповые активности. Для этого лучше иметь небольшие парты на каждого ребенка. Их можно сдвигать вместе, но при этом сохраняется личное пространство и комфорт.

Один из примеров такой мебели – стол «Разноцветик». Он имеет регулируемые ножки. Конструкция собирается из шести сегментов, представляющих собой шесть отдельных столиков с треугольными столешницами. В собранном виде комплект напоминает цветок.

Еще один вариант для оформления игровой и творческой зоны – многофункциональный стол «Творчество». Конструкция устроена по тому же принципу, что и у модели «Разноцветик», но имеет более расширенный функционал, благодаря материалу столешницы и ящику под ней. На столешнице можно рисовать маркерами, составлять узоры и слова из магнитов. Под ней есть пространство для хранения материалов для творчества и световой планшет для песочной анимации.

Игровая деятельность является основной для школьника, поэтому в кабинете должны быть разнообразные игрушки: музыкальные инструменты, наборы для спектаклей, мозаики для развития мелкой моторики, мягкие игрушки, коврики и кресла. Желательно, чтобы в помещении были растения в горшках, аквариум. Это позволяет снять уровень стресса, настроить на умиротворяющий лад.

Оформление кабинета психолога в школе

детский многофункциональный стол для творчества

В отличие от кабинета в детском саду, школьный психолог организовывает пространство без большого количества игрового материала. Весь инвентарь: инструменты и методики рассчитаны на ребят от 7 до 17 лет. Конечно, игра все еще остается эффективным инструментом, который развивает. Но она должна соответствовать возрастным особенностям. Для школьников подходят настольные наборы.

По своей актуальности игра уступает творческим занятиям, поэтому в школьном кабинете психолога должны быть различные материалы для творчества: лепки, рисования. Особую пользу несет стол для песочной анимации.

В школьном кабинете психолога могут быть уголки живой природы: аквариум с рыбками, попугай, хомяк. Живые растения также помогут приблизиться к природе, вдохновиться ее гармонией.

Для школьников актуальны сенсорные комнаты с множество ярких, мягких модулей. Они помогут выплеснуть энергию, снять напряжение и негативные эмоции, скопившиеся из-за малоподвижного образа жизни, больших интеллектуальных нагрузок. В такой комнате можно повесить светильник «Галактика». Он позволит ребенку понаблюдать за звездами, лежа на коврике, погрузиться в умиротворенное состояние.

Зонирование рабочего пространства

игровой домик, шалаш-шатер

Чтобы обеспечить полный комплекс задач детского психолога, необходимо несколько функциональных зон:

  • Зона ожидания предназначена для взрослых с детьми и без них. Обстановка должна быть уютной и располагающей, иметь мягкие кресла или диванчик, информационные стенды с тестами для самодиагностики и полезными статьями. Пространство должно предполагать некоторое уединение. Здесь родители могут заполнять анкеты и опросники. Чтобы ребенок не скучал, можно поставить журнальный столик с красочными книжечками и настольными играми.
  • Рабочая зона психолога предусматривает письменный стол, стеллаж, офисное кресло. Здесь психолог хранит методические материалы, данные детей, документацию. В этой зоне происходит подготовка к занятиям.
  • Зона первичного приема предусматривает наличие мягкого уголка или удобных кресел. Здесь же можно поставить картотеку с личными делами. В этом уголке происходит первая встреча клиента с психологом и знакомство, поэтому важно создать располагающую атмосферу.
  • Зона проведения консультаций должна обеспечивать ощущение комфорта и доверия. Она должна быть уединенной, находиться на некотором расстоянии от окна. Лучше, если кресла стоят не напротив друг друга, а под углом для удобства близкого общения.
  • Зона проведения диагностики предполагает наличие пространства и материалов для обследования. Здесь может стоять небольшой стол, шкафчик с игрушками и заданиями.
  • Зона коррекционной-развивающей работы используется для индивидуальных и групповых встреч. Здесь находится стол, основная материально-техническая база: проектор, телевизор, интерактивные столы.
  • Игровая зона также разделена по подкатегориям: театральный уголок, конструкторы, игрушки, наборы для творчества.
  • Зона снятия напряжения – это живой уголок, сенсорная комната, детский домик или палатка без окошек, коврик, мягкие поверхности на стенах.

Зонирование происходит не только за счет наполнения. Важно визуально разграничить пространства, используя цвет отделки, перегородки, занавески. Некоторые зоны можно объединять: например, зоны первичного приема и проведения консультаций или диагностики и коррекционно-развивающей работы. Если нет возможности оборудовать отдельную сенсорную комнату, можно выделить для этого уголок.

Что должно быть в кабинете психолога?

Даже очень хороший специалист зачастую ограничен окружающими его условиями. Особенно, если речь идет о детях, ведь они нуждаются в разнообразной деятельности. Здесь недостаточно выделить комнату с письменным столом, шкафом и креслом для посетителя. Компания «Приоритет», используя многолетний опыт практикующих специалистов и передовые тенденции в мире, предлагает готовые модули для обустройства современного и эффективного кабинета психолога.

Техническое оснащение

музыкальные световые панели

Современное техническое оборудование позволяет эффективно и в интересной форме проводить диагностику, коррекцию, развитие ребенка. Для этого предназначены разнообразные интерактивные приборы.

Программа «Психоблиц» поможет обследовать ребенка на его психологическую готовность к школе. В комплект входит 21 компьютерная игра для изучения разных аспектов: от кругозора до практических навыков. Проходить тестирование можно поэтапно, сохраняя данные каждого ребенка. В результате вы получите грамотно оформленное заключение для выведения на печать. Эта программа позволит психологу всесторонне подойти к диагностике, избежать лишней бумажной работы, сосредоточиться на общении с ребенком, творчески подходить к занятию.

Компьютерные игры Воскобовича обеспечат эффективную работу над логическим мышлением, развитием математических навыков. Программа отличается простотой использования. Это прекрасный способ разнообразить коррекционно-развивающую деятельность, заинтересовать ребенка. В программе больше 100 игр, рассчитанных на разный возраст: от дошкольников до учеников начальных классов.

Настенный комплекс «Котенок» отличается оригинальным оформлением. Доска крепится к стене, а программный модуль имеет 125 встроенный игр на логику, мышление, память. Можно устанавливать дополнительные программы. Это возможность сделать занятие более ярким, эффективным. Он подходит для групповых занятий и индивидуальной работы, обеспечивает наглядность подачи материала. Неоспоримым преимуществом комплекса является то, что он не занимает много места, поэтому подойдет для небольших помещений. Поверхность экрана покрыта ударопрочным стеклом, отсутствуют острые края, углы, опасные детали.

Очки виртуальной реальности – еще один способ использования инновационных технологий в работе психолога. Они подойдут для детей разного возраста, помогут погрузиться в ситуацию, пережить разные эмоции. В устройстве есть встроенные динамики и микрофоны. Размер очков подойдет для разных голов, благодаря механизму регулировки.

Сенсорный стол «Грузовичок» обеспечивает не только демонстрацию материала, но и взаимодействие с ним. Ребенок может нажимать на изображения, осваивать знания и умения на практике. Конструкция отличается красочным дизайном и выглядит в виде разноцветной машинки. Размер стола подходит для дошкольников. Можно дополнять встроенные приложения и игры, установив флешку. Интерактивное оборудование можно настроить по уровню сложности и типу задач, можно ознакомиться с материалом и закрепить полученные знания.

Методические материалы для занятий

дети сидят за столом

Основа работы психолога в детском саду – это традиционные методические материалы: карточки, конструкторы, игрушки. Компания «Приоритет» разработала специализированные наборы, предназначенные для практикующих специалистов. Это так называемые «Наборы психолога». Их можно приобрести в стандартном и мини формате, в разной комплектации. Уникальность таких наборов заключается в удобной системе хранения – небольшой комод содержит все необходимое для работы над логическим мышлением, расширением словарного запаса, для проведения опытов с водой и другими материалами. В комплект также входят методические пособия по системам легендарных педагогов Марии Монтессори и Фридриха Фребеля.

Необходимый минимум материалов для работы психолога:

  • Театральный уголок: наряды, маски, перчаточные или пальчиковые куклы. Хорошо подходят готовые наборы социально-бытовых и сказок про животных.
  • Музыкальные инструменты: дудочки, погремушки, ксилофоны, бубенчики, маракасы.
  • Материалы для развития двигательной активности: разнообразные массажные мячики, панели-лабиринты, межполушарные дощечки и другие тренажеры для детей.
  • Игрушки для улучшения мелкой моторики: шнуровки, лабиринты, бизиборды.
  • Навыки конструирования: конструкторы, пирамидки, сборные элементы, пазлы.
  • Игры с песком: кинетический, песочная анимация на специальных столах или планшетах.
  • Дидактические игры: лото, карточки с заданиями.
  • Творческие наборы: раскраски, пластилин, аппликации.

Все материалы удобно хранить в стеллажах в прозрачных контейнерах или подписанных коробках. Все перечисленные материалы должны быть сделаны из качественных и экологически чистых материалов. Предпочтительна натуральная древесина, поверхность деталей должна быть хорошо отшлифована. Наборы «Приоритет» включают в себя полный комплекс методических материалов, а также удобную систему хранения. Они упростят работу психолога и помогут без лишних временных затрат оснастить кабинет всем необходимым.

Светоцветовое оформление

детский стеллаж для игрушек

Учеными давно замечено интенсивное воздействие цвета на эмоциональное состояние и даже обострение разных органов чувств. Так маленьких детей привлекают яркие и насыщенные оттенки – чаще всего красный. Он пробуждает интерес, но не подходит для оформления кабинета полностью.

Цвет – важная часть создания психологического комфорта, а также эффективный инструмент воздействия на эмоциональное состояние человека. Рассмотрим влияние некоторых цветов на человека:

  • Стимулирующие – теплая палитра:
    • желтый – облегчает контакт, жизнерадостный;
    • оранжевый – создает уют;
    • красный – обладает подавляющим, жизнеутверждающим действием.
    • синий – создает дистанцию;
    • голубой – увеличивает пространство;
    • сине-зеленый – дает ощущение движения, изменчивости;
    • фиолетовый – наделяет интерьер тяжестью, глубиной.
    • розовый – нежность, таинственность;
    • бледно зеленый – мягкость;
    • светло лиловый – камерность, изолирование;
    • серо-голубой – сдержанность.
    • насыщенный зеленый – освежает;
    • оливковый – успокаивает;
    • желто-зеленый – раскрепощает, придает силы.
    • охра – смягчает раздражительность;
    • темно-коричневый – снимает возбуждение.
    • темно-серый – изолирующий оттенок;
    • иссиня-чёрный – подавляет раздражение.

    Важно! Восприятие цвета меняется под воздействием музыки, уровня и характера освещенности. Так при плохом свете белые стены кажутся серыми, отталкивающими.

    дети сидят за столом, играют

    Огромное значение имеет то, где использован цвет: на потолке, стенах или полу. К примеру, черно-белый пол воспринимается нейтрально, а стены – агрессивно действуют на эмоциональное состояние.

    Еще несколько примеров:

    • оранжевый: на потолке – концентрирует внимание, на стенах – согревает;
    • коричневый: на полотке – ощущение тяжести, на стенах – придает уверенности;
    • голубой: на полотке – легкость, дружественность, на стенах – отчуждение;
    • желтый: на потолке – облегчает, на стенах – возбуждает.

    Цветовая палитра помогает при зонировании пространства. Ее можно менять в зависимости от функционального уголка. Так зона ожидания и консультаций должна вызывать умиротворение, комфорт. Здесь уместны спокойные оттенки, без контрастных вставок. Нежелательно использовать оранжевый и красные расцветки. Насыщенные тона уместны в игровой зоне. Помните, что при воздействии музыкой красный и оранжевый воспринимаются еще более ярко. Важно даже то, в какой цвет окрашены двери: серые открывать хочется меньше, чем окрашенные в яркие цвета.

    Большое значение имеет освещенность кабинета. Так при плохом естественном свете необходимо создать равномерное искусственное освещение. Желательны светодиодные светильники, так как они не только равномерно и без мерцаний светят, но и позволяют менять температуру света. Можно предусмотреть дополнительную подсветку разных зон.

    Советы дизайнеров

    Из-за большой функциональности кабинета, разнообразия зон и зачастую ограниченности площади важно рационально использовать каждый сантиметр. Для этого используют многофункциональную мебель, практичный декор.

    фибероптический пуфик-кресло

    Настенная панель «Мега блоки» – это и яркий декор, и место для размещения полочек и наглядного материала. Из отдельных блоков можно собрать композицию на стене, для чего выбирается размер и форма панно, располагаются цветовые акценты. Такая стена покрыта отверстиями, в которые легко вставить крючок и подвесить полочку, картинку, экран для проектора или планшет для рисования. Кроме блочных панелей есть и другие модели: в виде ромбов, пазлов, радуги.

    На стенах также можно разместить бизиборды. Компания «Приоритет» предлагает коллекцию интересных моделей в виде сказочных героев, животных.

    Еще один прием мобильной обстановки кабинета – использование мягких модулей. Они выполняют функцию стульев, столов, лестниц. Из них можно строить домики, горки, ограждения. Некоторые пуфы оснащены колесиками.

    В кабинете можно использовать фибероптические изделия: душ, картины, островки. В выключенном свете кабинет психолога превращается в сенсорную комнату.

    Для зонирования пространства не обязательно использовать разные цвета. В комплексе это выглядит аляповато и вызывает раздражение. Лучше отдать предпочтение разным по насыщенности и цветовой температуре оттенкам одного и того же цвета. Например, в уголке консультаций – бледно-желтые стены, а в игровой зоне – ярко-солнечные.

    В качестве мебели подойдут легкие модели или на колесиках. У кресел, столов должны быть округлые формы. Лучше, если прямоугольный проем окна будет смягчен текстилем. С внешней стороны двери можно повесить ящичек для записок и вопросов к психологу.

    Оформление кабинета психолога начинается с внешней стороны у входа. Здесь нет маловажных деталей: отделка стен, цвет дверей, мебель, оснащение, текстиль, предметы декора. Все должно располагать, создавая атмосферу доверия и покоя. Используя рекомендации дизайнеров и научные факты о цвете, следуя рекомендациям ФГОС о материалах и мебели, можно гармонично оформить кабинет и повысить эффективность своей работы.

    Читайте также: