Стрельба с опорой на стол

Обновлено: 06.05.2024

Если патриотизм – это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, умению защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и Вооруженных Сил.

Военно-патриотическое воспитание основывается на:

- гражданском долге – внутренней потребности в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;

- воинском долге – системе социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающихся в готовности отстаивать интересы народа и защищать Родину, верности военной присяге;

- воинском мастерстве – уровне профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;

- профессионализме – степени овладения военными специальностями и умения успешно выполнять поставленные задачи.

Не умаляя роли уроков ОБЖ и НВП, которые призваны закрепить уже имеющиеся у учащихся знания по допризывной подготовке, привести их в систему, дополнить новыми знаниями, научить применять на практике полученные знания и умения помогут внеклассные занятия и элективные курсы.

Что думают по этому поводу выпускники, которым возможно предстоит служить в армии?

- Необходимо сделать процесс военно-патриотической подготовки не только полезным, но и интересным.

- Нужно кардинально изменить отношение учителей и администрации школы к преподаванию ОБЖ.

- Увеличить количество часов на ОБЖ в целом и на практические занятия в частности.

- Возродить в школах клуб “Допризывник”.

- Необходимо уделять внимание подготовке по стрельбе и другим военно-прикладным видам спорта.

Если все это воплотить в жизнь, то такое обучение будет предполагать не только военную подготовку, но и психологическую. Занятия должны носить как обучающий, так и воспитывающий характер. Для обеспечения более полной реализации функций учебного процесса необходимо определить исходные методологические позиции.

Задачи стрелковой подготовки – совершенствование разностороннего физического развития детей и подростков для их последующей трудовой деятельности и подготовка к службе в Вооруженных Силах. Особое внимание обращается на обучение мерам безопасности при обращении с оружием и поведение в тире. Учебные занятия включают как теоретическую (политико-воспитательную работу, изучение основ военно-прикладного искусства, воинские ритуалы, история создания стрелкового оружия, назначение оружия и обращение с ним, теоретические основы стрельбы), так и практическую подготовку (техника выполнения выстрела, тренировки, квалификационные соревнования).

Программа кружка “Меткий стрелок”

1. Совершенствование разностороннего физического развития детей и подростков.

2. Подготовка к службе в Вооруженных Силах.

3. Широкое привлечение детей к занятиям пулевой стрельбой.

Возраст занимающихся в кружке – 14 – 16 лет

Количество занимающихся одновременно – 10 – 12 человек

Перечень учебного имущества, необходимого для занятий:

- пневматические винтовки 4,5 мм ИЖ – 38 - 6 штук;
- пневматические винтовки 4,5 мм Р – 512 - 6 штук;
- мишень спортивная “П” - 250 штук;
- мишень № 6 “б” - 100 штук;
- мишени разные - 100 штук;
- прицельные станки - 2 штуки.

№ п/п Наименование предмета Количество часов
1. Политико-воспитательная подготовка 3
2. Основы военного дела 10
3. Специальная подготовка по стрельбе 25
Итого 38

Содержание тем (с использованием учебно-методического комплекса кабинета ОБЖ):

1. Политико-воспитательная подготовка. История создания оружия. Виды оружия и их специфика (занятия проводятся на базе школьного музея).

Воинские и патриотические ритуалы. История российских знамен, герба, гимна (видеофильм). История памятников воинской славы родного города.

“Наша история в лицах”. (Использование набора плакатов с описанием: “Герои и военачальники гражданской войны”, “Полководцы и военачальники Великой Отечественной войны”, “Герои Советского Союза”, “Герои – ДОСААФ”, “Мы – интернационалисты”.

Пост № 1 в городе. Почетная и ответственная миссия несения караула на посту № 1.

2. Основы военного дела. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. Неполная разборка и сборка автомата. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. Совершенствование знаний и навыков по разборке и сборке автомата. Принадлежности к автомату. Порядок чистки и смазки автомата после стрельбы. Хранение оружия. Осмотр и подготовка АК и патронов к стрельбе. Возможные задержки при стрельбе и способы их устранения. Строевые приемы с оружием. (Использование плакатов, макетов автоматов, магазинов с патронами).

3. Специальная подготовка.

№ п/п Содержание занятий Количество часов
1. Стрелковый спорт. История развития стрелкового спорта. Место пулевой стрельбы в российской системе физического воспитания. Роль снайперов в Великой Отечественной войне. 1
2. Теоретические основы стрельбы. Общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Выстрел. Отдача оружия. Образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость. 1
3. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки. Материальная часть оружия. Наименование, назначение, основные технические характеристики. Взаимодействие частей винтовки. Уход за оружием. 1
4. Правила поведения в тире. Инструктаж по обеспечению мер безопасности при проведении стрельб. 1
5. Меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с оружием на линии огня до и во время стрельбы, во время чистки оружия. Меры безопасности при проведении соревнований. 1
6. Техника выполнения выстрела. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, методика дыхания стрелка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку. 1
7. Тренировка в изготовке к стрельбе из пневматической винтовки стоя, с опорой на стол, на стойку. Производство холостого выстрела. 1
8. Тренировка в стрельбе с упора. Стрельбы из малокалиберной винтовки на 5 м по белому листу 10 на 10 см, затем по мишеням. 6
9. Тренировка в стрельбе на кучность и результат. Стрельба из ПВ по мишеням. Стрельба на кучность по спортивным мишеням “П” на 5 м с опорой на стол или стойку. Стрельба на кучность и результат и ПВ на 5 м с руки, с опорой на стол по спортивной мишени “П”. Контроль стрельбы с помощью учебных приборов. Подготовка к соревнованиям. 10
10. Квалификационные соревнования. Условия выполнения упражнения на результат:

- упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ – 38 и Р - 512;

- дистанция стрельбы – 5 м и 10 м

- количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных;

- норматив – выбить не менее 40 очков.

Стрелковая подготовка, стремление научиться владеть оружием вызывает повышенный интерес у учащихся. Поэтому эта форма работы позволяет заниматься формированием устойчивого интереса к воинской службе, ответственности, дисциплине; развитием морально-психологических, организаторских и других качеств, необходимых человеку в любых видах деятельности. Ребята на занятиях получают представление о военной службе, воинской обязанности и профессии офицера.


Стрельба из пневматической винтовки

Подготовительные упражнения при обучении стрельбе по круглым мишеням

Упражнение 1

Это упражнение является тренировочным и используется на начальном этапе обучения. Изготовка к стрельбе из винтовки сидя за столом с опорой локтями о стол. Рекомендуется как начинающим, так и опытным стрелкам для выработки и поддержания автоматизма и постоянства усилия и мест удержания оружия.

Упражнение выполняется в заданном для стрельбы положении. Стрелок принимает изготовку без прицеливания, обращая внимание на постоянство мест удержания винтовки и постоянство усилия удержания.

После освоения правильной изготовки надо тренироваться в длительности изготовки, постепенно увеличивая время удержания винтовки до утомления (но не переутомления). Это упражнение будет способствовать увеличению статической выносливости позы для стрельбы, а значит, повышению мастерства стрельбы. Затем следует изготовка с прицеливанием.

Рекомендуется применение удлинителя прицельной линии.

Изготовка для стрельбы из винтовки сидя за столом или около стойки с опорой локтями на стол или стойку

Эта изготовка является самой простой и удобной для начального обучения пулевой стрельбе из винтовки. Положение тела стрелка наиболее привычное, не требуется никакого напряжения, устойчивость винтовки и рук наибольшая, а заряжание оружия самое удобное.

Рис. 1. Изготовка для стрельбы сидя за столом:
а – вид сбоку; б – вид спереди

Стрелок садится за стол или становится около стойки, выбирая наиболее удобную для себя позу. Все тело несколько повернуто вправо от линии прицеливания. Рекомендуется при стрельбе слегка прислоняться грудью к ребру стола или стойки, но при этом сохранять свободную позу с минимальным напряжением грудных мышц.

Винтовку надо взять правой рукой за шейку ложи так, чтобы большой палец обхватил шейку ложи слева­сверху, а остальные три пальца – слева­снизу. Левой рукой взять цевье ложи снизу так, чтобы большой палец обхватывал левый бок цевья, а остальные четыре пальца обхватывали цевье с правого бока. Винтовка должна лежать не на пальцах, а на ладони, ближе к большому пальцу. Затем надо наклониться над столом и опереться на него локтями. При этом левые локоть и плечо должны быть выдвинуты вперед как можно дальше. Левый локоть должен находиться под винтовкой или несколько левее – в зависимости от телосложения стрелка. Правый локоть располагается сбоку, ближе к себе. Винтовку надо вставить затыльником в выемку правого плеча и прижать к нему. Голову опустить на приклад так, чтобы она всем весом опиралась на гребень приклада, а мышцы шеи не напрягались. Глаза по возможности смотрят прямо в прицел.

Ноги стрелок располагает так, как ему удобно, примерно на ширине плеч.

Самоконтроль принятого положения производится 2–3 раза. Он заключается в том, что после принятия данного положения стрелок закрывает глаза на несколько секунд, затем открывает их и проверяет совмещение точек наводки винтовки и прицеливания. Если оказалось, что ровная мушка винтовки не совпадает с точкой прицеливания, то надо уточнить наводку винтовки, не нарушая систему «стрелок – оружие», т.е. не сдвигая винтовку относительно тела стрелка.

Если точка наводки винтовки оказалась сбоку по отношению к точке прицеливания, то надо повернуть все тело вместе с винтовкой вокруг вертикальной оси, проходящей через точку опоры левого локтя, до совмещения точки наводки винтовки с точкой прицеливания.

Если точка наводки винтовки оказалась ниже (выше) точки прицеливания, то надо немного отодвинуться (придвинуться) со стулом от стола или встать немного дальше (ближе) от стойки, но не сдвигать с места локти.

Учебный удлинитель прицельной линии оружия

Учебный удлинитель предназначен для выработки навыков лучшей устойчивости оружия во время тренировки в стрельбе. Он представляет собой деревянный стержень длиной 300 мм с высокой и широкой мушкой на дальнем конце. Ближний конец – направляющая – изготавливается диаметром 4,3 мм, чтобы она вставлялась в канал ствола с дульной части. При этом длина прицельной линии увеличивается на 300 мм. Поэтому при неточностях прицеливания мушка удлинителя даст отклонение на 70% больше, чем мушка оружия, что будет заметно самому стрелку. Устойчивость оружия будет быстро расти. Высоту мушки удлинителя надо сделать примерно 20 мм, чтобы мушка оружия не загораживала мушку удлинителя. Ширину мушки удлинителя следует сделать около 5 мм, чтобы она занимала ? ширины прорези прицела. Окрасить ее нужно в черный цвет.

Упражнение 2
Контроль однообразия прицеливания из винтовки. Контроль однообразия прицеливания с использованием прицельных станков и ручных указок контроля прицеливания

Это упражнение можно проводить с ожидающей сменой в другом помещении.

Винтовка жестко закрепляется в прицельном станке. На дистанции 5 (10) м вывешивается белый лист бумаги размером приблизительно 400?300 мм или более. Около него находится помощник – один из учащихся с ручной указкой контроля прицеливания и карандашом.

Преподаватель без учеников наводит винтовку со станком в лист бумаги (но не в середину), а затем прицеливается и дает команды помощнику двигать указку по листу бумаги: «Выше», «Ниже», «Правее», «Левее». Когда указка расположится рядом с нижним краем черного круга – «яблочком» точно на линии прицеливания «с просветом», руководитель дает команду: «Отмечай!», и помощник через центральное отверстие в указке ставит карандашом точку на бумаге. Эта точка будет контрольной для обучаемых стрелков.

После того как помощник уберет указку, учащиеся по одному подходят к прицельному станку с винтовкой, смотрят в прицел и дают необходимые команды помощнику о перемещении указки. После команды: «Отмечай!» помощник делает отметку карандашом. Затем первый стрелок еще два раза наводит указку. Поставив три точки наводки указки, помощник соединяет их прямыми линиями. Получается треугольник рассеивания наводки указки стрелком. Чем меньше этот треугольник, тем точнее умеет прицеливаться стрелок.

Для оценки этого упражнения на указке надо вырезать оценочные отверстия диаметрами 1,5, 3,0 и 10,0 мм.

Помощник накладывает указку на треугольник рассеивания наводки указки стрелка, подбирая наименьшее оценочное отверстие, в которое умещается весь треугольник. При этом треугольник рассеивания стрелка должен примерно совмещаться с контрольной точкой наводки преподавателя, хотя в отдельных случаях этого может и не быть. Самое главное – выработать у начинающих стрелков однообразие прицеливания.

Ручная указка контроля прицеливания для начинающих стрелков

Ручная указка предназначена для тренировки навыков прицеливания. Изготавливается диск диаметром около 100 мм из тонкого листа металла, пластика и т.п. В середине диска наклеивается черный круг от мишени. В центре просверливается отверстие диаметром 1–2 мм для отметки карандашом контрольных точек прицеливания. На краю диска делается три оценочных отверстия диаметрами 1,5, 2,5 и 5 мм для дистанции 5 м. При стрельбе на 10 м отверстия следует сделать в два раза больше. С другого края диска крепится рукоятка длиной 300 мм.

Упражнение 3
Прицеливание из винтовки по фигурным мишеням М.А. Иткиса

Данное упражнение развивает и закрепляет координацию движений стрелка. Он принимает заданную изготовку к стрельбе, прицеливается в прямую крестообразную мишень. Затем медленно и плавно передвигает ровную мушку по мишени вверх – вниз и слева направо, останавливаясь посредине. Преподаватель контролирует точность наводки оружия по ортоскопу (описание ортоскопа см. ниже). То же самое надо проделать по диагональной крестообразной мишени, а затем по кольцеобразной. Задание – удержание ровной мушки с наименьшими колебаниями. Данные размеры мишеней рекомендуются для дистанции 5 м для начинающих стрелков. Чем выше мастерство стрельбы, тем меньше должны быть размеры мишеней.

Фигурные мишени М.А. Иткиса

Нарисовать данные мишени на листе бумаги согласно рисунку и закрепить на стене около основных мишеней. Для начинающих стрелков размеры увеличенные, для разрядников – уменьшенные.

Рис. 2. Фигурные мишени М.А.Иткиса

Магнитный прибор контроля наводки пневматического оружия типа ИЖ38 (ортоскоп)

Ортоскоп изготавливается путем переделывания из заводского прибора. Для этого надо выпрямить кронштейн его крепления так, чтобы он плотно прилегал к левой стороне оружия. Затем отпилить лишнюю часть кронштейна, оставив конец 40 мм. Сформировать ферритовый магнит и приклеить его (использовать клей «БФ6», «Момент» и др.). Полученный прибор устанавливается сверху на заднюю часть ствольной коробки и удерживается на ней достаточно прочно силой магнитного поля. Снимается прибор с небольшим усилием одной рукой.

Упражнение 4
Принятие устойчивой изготовки для стрельбы из винтовки стоя без опоры длительностью до 5 мин. и более; самоконтроль изготовки

Принять заданную изготовку для стрельбы с винтовкой или ее макетом, прицелиться в мишень, задержать дыхание и закрыть глаза примерно на 10 сек. Затем открыть глаза и проверить точность совпадения точки наводки винтовки и точки прицеливания. Как правило, эти точки не совпадают. Надо постараться выяснить, изза каких групп мышц и суставов произошло отклонение винтовки.

После этого найти такое изменение положения частей тела, чтобы изготовка была более устойчивой, т.е. с минимальным мышечным напряжением. Повторить это упражнение несколько раз, увеличивая время закрывания глаз примерно до 20 сек. и добиваясь большей точности положения частей тела без визуального корректирования.

Изготовка для стрельбы из винтовки стоя без опоры

Это положение является самым трудным, так как у стрелка имеются только две точки опоры – они весьма удалены от центра тяжести системы «стрелок – оружие». Поэтому надо предварительно хорошо усвоить приемы стрельбы сидя за столом. Сначала надо отработать приемы изготовки в положении стоя без прицеливания, а затем уже приступить к отработке всех элементов стрельбы. Только после этого можно приступать к практической стрельбе. Начинать стрелять рекомендуется по белому листу бумаги, чтобы не выработалась вредная привычка дергать спусковой крючок.

В дальнейшем необходимо продолжать тренировки в положении стоя без стрельбы, что позволит укрепить специальную физическую подготовку стрелка и повысить устойчивость системы «стрелок – оружие» во время выстрела.

Для стрельбы стоя надо встать около линии огня, не наступая на нее, примерно вполоборота направо по отношению к линии прицеливания. Ноги прямые, ступни примерно на ширине плеч или несколько уже, тяжесть тела распределена поровну на обе ноги, но есть небольшой наклон тела к носкам; туловище немного прогнуть назад, чтобы компенсировать тяжесть винтовки; носки раздвинуты без напряжения в удобном для стрелка положении.

Рис. 3. Изготовка для стрельбы стоя:
а – вид слева­сзади; б – вид справаспереди; в – вид сзади

Зарядив винтовку, стрелок производит ее прикладку. Для этого, удерживая винтовку правой рукой за шейку приклада, надо взять левой рукой за цевье под прицелом и вставить затыльник приклада в выемку правого плеча. В зависимости от телосложения или прижать локоть левой руки к грудной клетке и животу, или опереться локтем на тазобедренный сустав.

Поднять правый локоть до положения ниже горизонтального примерно на 30 см и удерживать его во время стрельбы без напряжения. Затем кистью левой руки поддержать винтовку внизу.

Применяются четыре способа поддержки винтовки снизу кистью левой руки.

Первый способ – винтовка поддерживается на всех выпрямленных пальцах ногтевыми фалангами. Большой палец поддерживает винтовку под спусковой скобой, а остальные четыре пальца, собранные вместе, противостоят большому и поддерживают спереди­снизу цевье ложи.

Второй способ – большой палец так же находится под спусковой скобой, а остальные четыре пальца, собранные вместе, прижаты к ладони так, что цевье ложи будет лежать на средних фалангах.

Третий способ – пальцы левой руки сжаты, но ладонь раскрыта. Средние фаланги поддерживают цевье ложи, а ладонь – спусковую скобу.

Четвертый способ – пальцы левой руки сжимаются в кулак, и цевье винтовки лежит на основных фалангах пальцев.

Рис. 4. Способы поддержания винтовки при стрельбе стоя:
а – на выпрямленных пальцах ногтевыми фалангами;
б – средними фалангами пальцев; в – средними фалангами и раскрытой ладонью;
г – основными фалангами пальцев, сжатых в кулак

Каждый стрелок должен выбрать для себя наиболее удобный для него способ поддержки винтовки при стрельбе стоя без опоры и отрабатывать его.

Самоконтроль изготовки для стрельбы стоя

Самоконтроль изготовки заключается в том, что стрелок проверяет правильность угла поворота корпуса к мишени, постановку ног и положение пальцев левой руки. Когда все эти элементы изготовки будут отработаны, после каждого нового заряжания поднятая винтовка окажется наведенной точно в цель.

Самоконтроль производятся следующим образом. После изготовки и прицеливания стрелок закрывает глаза на несколько секунд. При этом его тело несколько расслабляется. Когда стрелок откроет глаза, винтовка будет направлена в точку прицеливания, если изготовка была правильной. Но если она была неточной, винтовка окажется направленной в сторону, так как во время закрывания глаз тело приняло менее напряженную позу. Для уточнения изготовки в таком случае надо переставить ступни ног. Если винтовка оказалась направленной ниже (выше) точки прицеливания, то надо придвинуть (отодвинуть) пальцы левой руки, поддерживающие цевье винтовки.

При стрельбе стоя во время предварительной и подготовительной фаз выстрела не рекомендуется сразу реагировать на отклонения мушки от точки прицеливания – надо сохранять выдержку и спокойствие.

Упражнение 4
Тренировка в стрельбе без пуль из винтовки

Задание – координация всех подготовительных действий стрелка: удержание винтовки, прицеливание, нажатие на спусковой крючок, режим дыхания, координация всех действий при стрельбе.

Изготовиться для стрельбы и прицеливаться в мишень. Удерживать наводку винтовки в течение 2–10 мин. в зависимости от подготовки стрелка. При этом приклад винтовки все время находится в выемке плеча, руки устойчиво держат винтовку, положение ведущего глаза относительно прицела фиксируется прижатой к прикладу щекой.

Дыхание ровное и неглубокое. Через равные промежутки времени дыхание надо задерживать на полувдохе на 7–10 сек. для выработки полного автоматизма однообразного и плавного нажатия на спусковой крючок.

Повторить то же самое с прицеливанием с помощью учебного удлинителя прицельной линии.

Это упражнение повышает специальную физическую выносливость стрелка и дает значительное улучшение результатов стрельбы.

Пулевая стрельба на уроках физической культуры

Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником.

До недавнего времени в системе физического воспитания стрелковый спорт занимал одно из ведущих мест. Этим видом спорта в нашей стране занимались до 4 млн. человек. В связи с развалом СССР и войнами, террактами ожесточились требования хранения и ношения нарезного оружия, в том числе и спортивного оружия, что резко повлияло на развитие стрелкового спорта. Меня, как одного из ведущих стрелков-спортсменов Республики Саха (Якутия), волнует проблема возрождения и развития стрелкового спорта в республике в целом.

Поэтому я в данной работе обобщаю опыт использования этого вида спорта на уроках физической культуры и во внеурочной работе.

1. Характеристика пулевой стрельбы как вида спорта.

С первого взгляда стрельба мало чем напоминает спорт в общем понимании этого слова. Неподвижная изготовка. Почти неприметные, редкие, скупые движения. И снова неподвижность. Как все это далеко то захватывающей динамики спортивной борьбы. И тем не менее стрельба – это спорт.

В пулевой стрельбе существуют свои “спринтерские” дистанции и свой “марафон”. Например, на 60 зачетных выстрелов при скоростной стрельбе из пистолета по пяти фигурным мишеням стрелок тратит 72 секунды, а на выполнение упражнения, где стрелок ведет огонь из трех положений (лежа, стоя, с колена) отводится 4,5 часа. Каждый выстрел в серии – это старт, и засчитываются не лучшие из них, а все. Упражнения, особенно из произвольных винтовок весом до 8 кг, требуют значительных силовых напряжений и выносливости для проведения от 75 до 150 зачетных выстрелов в любых погодных условиях. По длительности нагрузок, их напряженности и интенсивности пулевая стрельба не имеет себе равных. На соревнованиях, выполняя упражнение “стандарт 3 х 40”, стрелок работает на линии огня около 6 ч и теряет в весе почти по 1 кг в час.

Действия стрелка характеризуются монотонностью, статической в момент выполнения выстрела работой мышц ног, туловища и рук. Процесс выполнения выстрела требует тонкой координации движений, умения дифференцировать величину мышечных усилий.

Пулевая стрельба предъявляет специфические требования к физическим способностям спортсмена. Если для представителей скоростно-силовых видов спорта физическая подготовка является ведущей в процессе тренировки, то пулевая стрельба предъявляет в этом смысле ограниченные требования, рассчитанные на оптимальное развитие таких специальных физических качеств, как координация, статическая выносливость. При одинаковой технической подготовленности преимущество имеют физически развитые стрелки.

Каждого спортсмена перед соревнованиями и во время них охватывает волнение. Однако такого отрицательного влияния этого фактора на результат, как в пулевой стрельбе , не наблюдается ни в одном виде спорта. Это происходит в силу того, что действия стрелка носят характер тонко и точно координированных движений, которые сильно изменяются под влиянием состояния стрелка. Пулевая стрельба требует огромной сосредоточенности внимания, сильного напряжения нервной системы.

Пулевая стрельба, как и другие виды спорта, предъявляет большие требования к спортсмену как личности. Он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью, достаточными волевыми качествами. В нужный момент стрелок должен уметь сосредоточиться, отключиться от окружающей обстановки, подавлять непроизвольно возникающие мысли, не относящиеся к выполняемой работе.

В пулевой стрельбе упражнения многообразны. Они выполняются из оружия, которое имеет различные технические и баллистические характеристики.

Произвольные винтовки имеют сравнительно большой вес-до 8кг, диоптрический прицел. Натяжение спуска курка произвольное. Ложа имеет пистолетную рукоятку с вырезом для большого пальца, гребень приклада может перемещаться в вертикальном направлении. Разрешено использовать крюк затыльника приклада. Спусковой механизм чаще всего с ускорителем.

Стандартные винтовки имеют существенные отличия: здесь отсутствует подставка, крюк затыльника, ускоритель спуска. Вес не должен превышать 5 кг.

При выполнении стрельбы на дистанцию 300м используются стандартные крупнокалиберные винтовки.

Из пневматической винтовки стреляют на дистанции 10 м. Диаметр “десятки” на мишени составляет всего 1 мм.

2. Развивающая и воспитывающая функции пулевой стрельбы.

Пулевая стрельба играет определенную роль как в физическом, так и в нравственном, морально-волевом становлении человека.

  • Психологическая активность
  • Внимание
  • Память
  • Эмоциональная устойчивость
  • Мышление
  • Волевые усилия

Психологическая активность тесно связана с вниманием. Внимание конкретно и не может быть направлено на большое количество объектов одновременно. Занятия стрельбой строятся таким образом, чтобы психологическая активность была избирательной и в зависимости от стадии выполнения каждого выстрела внимание было сосредоточено на его элементах поочередно, в зависимости от его актуальности.

Стрельба развивает память. У стрелков существует такое понятие, как “отметка выстрела” - запечатление положения прицельных приспособлений по отношению к точке или району прицеливания в момент срыва курка. Если стрелок в это время не сконцентрирует внимание на отметке выстрела и хотя бы мысленно не повторит несколько раз эту отметку, то впоследствии вспомнить, как был выполнен данный выстрел, будет невозможно. К особому виду памяти относится так называемая “мышечная память”, которая складывается из запоминания определенных мышечных ощущений. Стрелок, постоянно фиксируя в памяти мышечные ощущения в условиях рациональной изготовки, со временем будет способен воссоздавать ее во всех даже мельчайших деталях столько раз, сколько потребуется.

Соревнования по стрельбе эмоционально напряжены, поэтому у спортсменов-стрелков должны быть развиты устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль за эмоциями.

Пулевая стрельба также развивает ассоциативное мышление. Так, вместо того чтобы каждый раз говорить: “Положение тела стрелка с оружием по отношению к точке или району прицеливания”, используют понятие “изготовка”. Понятия обычно выражаются терминами, которые не должны вызывать никаких побочных толкований в мышлении стрелка. Однако новые понятия должны иметь только один определенный смысл, тогда они легче усваиваются.

При занятии пулевой стрельбой вырабатываются такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание. Обязательный фактор проявления и развития воли - преодоление препятствий. Для стрелка это объективные условия деятельности, мешающие достижению цели в процессе стрельбы.

Пулевая стрельба требует хорошей физической подготовки, развитой ЦНС. Также развиваются вестибулярный аппарат, зрительный анализатор.

Велико воспитательное значение пулевой стрельбы. Мальчики приобретают навыки обращения с оружием, ведь они будущие охотники и воины в рядах Вооруженных сил России. Во время занятий и соревнований у школьников воспитываются дисциплинированность, ответственность, самостоятельность. Спортсмены-стрелки трудолюбивы, у них больше развито чувство коллективизма. Особое внимание уделяется технике безопасности обращения с оружием.

3. Пулевая стрельба в общеобразовательных школах.

В любой школе можно с успехом внедрить пулевую стрельбу из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки ведется только на одной небольшой дистанции - 10 метров, а в классификационной таблице существуют разрядные нормативы от юношеского до международного класса. Специального разрешения на провоз и хранение пневматического оружия не существуют. Пульки стоят копейками, мишени, при нынешней копировальной технике, - тоже разрешимое дело. Достав оружие, при бережном отношении можно тренировать не одно поколение любителей стрельбы. Об окупаемости пневматического оружия не может и речи. Нужно только загореться желанием воспитать стрелков, а желания стрелять у школьниц и школьников хватит на многое. К тому же, стрельба из пневматического оружия - олимпийский вид спорта. Из 24 стрелковых видов в программе Олимпиад 5 комплектов медалей разыгрываются по стрельбе из пневматического оружия.

Мини-биатлон

На уроках физкультуры по лыжной подготовке в старших классах эффективно провожу “мини-биатлон”. Такие уроки желательно провести при удобных погодных условиях, а именно, должно быть безветренно, минимальная температура –14 С. В холодной погоде баллистические характеристики ижевских пневматических винтовок резко ухудшаются и чаще ломаются их пластмассовые приклады. Лучше использовать самодельные деревянные приклады, которые можно сделать на любой современный лад.

Установки для мишеней - самые простые: их можно сделать из выструганных досок шириной 18 см и длиной 80 см с круглыми отверстиями диаметром 4 см. В эти отверстия вставляются закрашенные в черный цвет пробки – мишени так, чтобы они при прямом попадании пульки легко слетели от доски-установки. На каждой установке по 5 мишеней. К установкам прибиваются 2 стойки высотой до 80 см. Нужно заранее подготовить площадку: на одном конце площадки - линия мишеней, в 10 метрах от нее проводится огневой рубеж. Подготавливается место, откуда будут произведены выстрелы: на ковриках – винтовки, в специальных чашечках по 5 пулек.

Очень важен подбор стрелкового сектора и штрафного круга, площадки для зрителей. Мишени устанавливаются так, чтобы зритель мог следить за стрельбой биатлонистов.

Очередность стартов определяется жеребьевкой, проведенной накануне соревнований. Участники стартуют в установленное протоколом время в зависимости от масштаба соревнований и наличия оборудованных мест в одиночном порядке. Участнику запрещается мешать другим спортсменам, приносить свои пульки.

Участник, прибывший на огневой рубеж, занимает свободное на рубеже место и стреляет по установке под номером, соответствующим номеру места на огневом рубеже, не ожидая каких-либо указаний судьи. Судья на огневом рубеже контролирует выстрелы спортсмена и заносит результаты выстрелов в карточку. После окончания стрельбы командует “Без штрафа!” или “Штраф! …. круга”. За стрельбу по чужой установке спортсмен наказывается количеством штрафных кругов, соответствующих количеству непораженных мишеней в своей установке. Стрельба производится из положения лежа с руки, с колена или стоя в зависимости от правил соревнования. Упор оружием или частью тела об что-то запрещается. Участник может снять лыжи. Он удерживает винтовку руками, плечом и щекой. Если после 5 выстрелов все мишени будут поражены, участник продолжает прохождение дистанции. Если участник произвел 5 выстрелов, но на его щите остались непораженные мишени, то за каждую непораженную мишень он получает штраф-один круг. За каждый не произведенный выстрел участник наказывается тоже штрафным кругом. За каждый не пройденный штрафной круг участник наказывается одной минутой, которая прибавляется к результату. Если участник сделает более 5 выстрелов, он снимается с соревнования.

Если после окончательного подсчета окажется одинаковый результат у нескольких участников, то лучшее место присуждается тому, кто стартовал первым.

Стрелковый поединок

Одним из зрелищных, вызывающих интерес у школьников, соревнований является стрелковый поединок. Я в своей школе и в селе не раз проводил это соревнование и всегда убеждался в этом.

Огневой рубеж оборудуется огневыми позициями из расчета не менее 1,5м на каждого спортсмена. Глубина рубежа 3м. Передняя и задняя границы огневого рубежа обозначаются отчетливо видимыми флажками разного цвета. Поверхность огневой позиции должна быть горизонтально ровной. Линия мишеней оборудуется установками с падающими мишенями. Цвет мишеней в каждом секторе черный на белом фоне, диаметр 40 мм.

Участники стартуют попарно. Количество пулек на одного спортсмена – 3 шт. Пульки находятся на огневом рубеже. Спортсмен должен поразить 2 мишени “противника”. При стрельбе разрешается опираться локтями об стол. Спортсмены после команды “Старт!” должны быстро пробежать дистанцию до огневого рубежа, зарядить винтовку и поразить мишени “противника”, т.е. огонь ведется перекрестно. Заряжать оружие разрешается только на огневом рубеже. Победителем забега считается спортсмен, первым поразивший обе мишени. Если спортсмены сбили только по одному мишени, оба считаются проигравшими. На соревновании допускается пневматическая винтовка отечественного производства (типа ИЖ-38). Корректировка стрельбы со стороны запрещается. “Старт” стрелков, “фальстарт” ведутся по правилам легкой атлетики.

Форма одежды участников состоит из спортивного костюма, закрывающего локтевой сустав, и спортивной обуви без шипов.

В командном соревновании одновременно стартуют две команды по три человека в каждой. Количество пулек на команду 9 шт, мишеней – 3. Проводится стрелковый поединок по круговой системе. Если спортсменов много, то можно проводить поединки с выбываниями. Если две команды (2 участника) набрали одинаковое количество очков и претендуют на призовые места, то назначается перебежка из трех забегов.

4. Обучение школьников технике стрельбы.

С первого же занятия необходимо приучать обучаемых к соблюдению мер безопасности при обращении с оружием, правил сбережения, осмотра оружия и подготовки его к стрельбе, научить правильно чистить оружие. Тренер обязан на каждом занятии контролировать состояние оружия и тщательность его чистки до и после стрельбы.

У новичков характерной ошибкой является ожидание выстрела, что отрицательно сказывается на его выполнении (толчок плечом приклада, дергание за спусковой крючок). Поэтому в этот период обязательны использование тренажеров, тренировки без патрона.

Для лучшего усвоения техники прицеливания и нажима на спусковой крючок начальное обучение следует начинать в положении сидя с опорой локтем о стол.

  1. Увидеть ведущим глазом прорезь прицела четко и ярко. Зафиксировав положение головы относительно прорези, можно перейти ко второму этапу.
  2. Через прорезь прицела стрелок должен найти мушку и ее четко увидеть. При этом расплывается гривка прицела, верхний обрез ее виден нечетко, и у стрелка возникает сомнение: относительно чего же выравнивать мушку. Мушку необходимо выравнивать относительно верхнего обреза гривка. Рекомендацию можно проверить, переводя взгляд от мушки к гривке и обратно. Стрелок удостоверится, что он видит расплывчато верхний обрез гривки. Затем можно перейти к третьему этапу.
  3. Всю систему “гривка прицела-мушка” подвести под яблоко мишени или центр мишени. Стрелок опять видит цель очень смутно, смазанно. Переводит взгляд с мушки уже на мишень, уточняет наводку, переводит взгляд на мушку, затем на гривку прицела. Основное внимание нужно уделить изображению мушки и гривки прицела. Они должны быть видны четко, а мишень-расплывчато.

Трудности прицеливания с открытым прицелом связаны с тем, что глаз, как оптический прибор, не может одновременно четко видеть два и более предметов, удаленных от него на различное расстояние, поэтому из трех элементов - мишень, мушка и прорезь прицела - выбирается сначала самый главный- мушка, затем – прорезь прицела, потом – мишень.

  • на значок “Юный стрелок” – стрельба из пневматической винтовки – мальчики и девочки в возрасте 10-13 лет;
  • на значок “Меткий стрелок” – стрельба из малокалиберной и пневматической винтовки- юноши и девушки 13-15 лет.

Участники, допущенные к сдаче нормативов, должны хорошо знать меры безопасности при стрельбе, основы стрельбы и устройство стрелкового оружия.

Учебные занятия могут проводить учителя физкультуры, общественные инструкторы и тренеры, стрелки старших разрядов, прошедшие предварительные семинары по вопросам методики обучения и техники стрельбы.

Условия выполнения упражнения на значок “Юный стрелок”

Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ-38, дистанция стрельбы 5 м, мишень - спортивная №8 с диаметром десятки 1 мм. Положение для стрельбы – стоя (сидя) с руки, с опорой на стол или стойку. Количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных. Время на стрельбу - неограниченное. Норматив - выбить не менее 24 очков.

Условия выполнения упражнений на значок “Меткий стрелок”

Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ-38, дистанция стрельбы 5 м, мишень – спортивная №8. Положение для стрельбы – стоя с руки с опорой рук на стойку или стол. Количество выстрелов – 3 пробных, 10 зачетных. Время на стрельбу – неограниченное. Нормативные требования: показать результат не ниже 64 очков.

Как и всякий вид спорта, стрельба играет определенную роль как в физическом, так и в нравственном, морально-волевом становлении человека.

Для пропаганды пулевой стрельбы и повышения массовости занятий методика преподавания этой дисциплины должна осуществляться с учетом требований жизни.

Весомый вклад в пропаганду военно-прикладных видов спорта, в том числе стрелкового, с успехом может внести любой учитель физического воспитания.

Для повышения уровня физического развития и физической подготовленности школьников учителям физкультуры предлагается внедрить пулевую стрельбу на уроках и во внеурочных занятиях.

Нормы ГТО: Стрельба из пневматической винтовки

Нормы ГТО: Стрельба из пневматической винтовки

Мишень: №8
Дистанция: 10 метров.

Стрельба производится из пневматической винтовки или электронного оружия. Выстрелов — 3 пробных, 5 зачетных. Время на стрельбу — 10 мин. Время на подготовку — 3 мин.

Стрельба из пневматической винтовки (ВП, типа ИЖ-38, ИЖ-60, МР-512, ИЖ-32, МР-532, MLG, DIANA) производится из положения сидя или стоя с опорой локтями о стол или стойку на дистанцию 10 м (5 м для участников III ступени комплекса) по мишени № 8. Оружием для выполнения испытания (теста) обеспечивает организатор.

Реконендуем Вам для подготовки и проведения соревнований по стрельбе и сдачи нормативов организовать собственный тир (разрешений не требуется):

Винтовки рекомендованные для сдачи норм ГТО

Пули для ГТО по стрельбе

Пули GAMO Match 250 шт.

Пули GAMO Match 250 шт.

Пули GAMO Match 500 шт.

Нормы ГТО по стрельбе 2015

Ступень, Возраст,(девочки имальчики, мужчины и женщины)

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 5 м (очки)

10

15

20

13

25

18

30

Стрельба из пневматической винтовки из положения сидя или стоя с опорой локтей о стол или стойку, дистанция 10 м (очки)

Порядок проведения испытаний

мишени для стрельбы П8

Мишень: №8
Дистанция: 10 метров.
Упражнение: Стрельба из пневматического или электронного оружия

Стрельба из электронного оружия производится из положения сидя или стоя с опорой локтями о стол или стойку на дистанцию 10 м (5 м для участников III ступени комплекса) по мишени № 8.

Результат не засчитывается:

  • произведен выстрел без команды спортивного судьи;
  • заряжено оружие без команды спортивного судьи.

Наставление по стрельбе

Изготовка для стрельбы сидя за столом

Это упражнение является самым простым и удобным для начального обучения пулевой стрельбе. Положение тела стрелка привычное, не требуется почти никакого напряжения, устойчивость винтовки и рук наибольшая, а заряжание винтовки самое удобное.

Стрелок садится за стол или становится около стойки, выбирая наиболее удобную для себя позу. Все тело несколько повернуто вправо от линии прицеливания. Рекомендуется при стрельбе слегка прислоняться грудью к ребру стола, но при этом сохранять свободную позу с минимальным напряжением мышц.

Винтовку надо взять кистью правой руки за шейку ложи так, чтобы большой палец обхватил шейку ложи слева, а остальные четыре пальца — справа. Кистью левой руки взять цевье ложи снизу так, чтобы большой палец обхватывал левый бок цевья, а остальные четыре пальца обхватывали цевье с правого бока. Винтовка должна лежать не на пальцах, а на ладони. Затем наклониться над столом и опереться локтями на стол или, если стрельба ведется стоя около стойки, опереться локтями на стойку. При этом левый локоть и плечо должны быть выдвинуты вперед как можно дальше, а левый локоть должен находиться точно под винтов-
кой. Правый локоть располагают сбоку, ближе к себе. Винтовку надо вставить затыльником в выемку правого плеча и прижать к нему. Голову опустить на гребень приклада. Ноги стрелок располагает так, как ему удобно. Положение тела должно быть спокойным и устойчивым.

Самопроверка принятого положения заключается в том, что после принятия положения стрелок закрывает глаза на несколько секунд, затем их открывает и проверяет совмещение точек выводки винтовки и прицеливания.

Изготовка для стрельбы сидя за столом

Рис. 1 Изготовка для стрельбы сидя за столом с опорой локтями о стол. Винтовка над левым локтем:
а — вид сбоку; б — вид спереди

Если оказалось, что мушка винтовки не совпадает с точкой прицеливания, то надо уточнить наводку винтовки, но не нарушая систему «стрелок — оружие», т. е. не сдвигая винтовки относительно тела стрелка.

Если точка наводки винтовки 4 (рис. 2) оказалась сбоку точки прицеливания 6, то надо повернуть все тело вместе с винтовкой вокруг вертикальной оси 2, проходящей через точку опоры левого локтя, до совмещения точки наводки винтовки 4 с точкой прицеливания 6.

Уточнение наводки винтовки

Рис. 2. Уточнение наводки винтовки по горизонтали при стрельбе сидя за столом:
1 — направление поворота корпуса стрелка; 2 — ось вращения корпуса стрелка; 3 — линия прицеливания до уточнения наводки винтовки; 4 — точка наводки винтовки до уточнения наводки; 5 — «яблочко» мишени — оказалось справа; 6 —совмещенные точки наводки и прицеливания; 7 — расположение прицела после уточнения наводки винтовки; 8 — линия прицеливания после уточнения наводки винтовки

Если точка наводки винтовки 6 (рис. 3) оказалась ниже (выше) точки прицеливания 4, то надо немного отодвинуться (придвинуться) со стулом от стола или встать немного дальше (ближе) от стойки, но не сдвигая с места локти 8.

Уточнение наводки винтовки по вертикали при стрельба сидя за столом

Рис. 3. Уточнение наводки винтовки по вертикали при стрельба сидя за столом:
1 — направление перемещения корпуса стрелка; 2 — линия прицеливания после уточнения наводки винтовки; 3 — расположениеприцела после уточнения наводки винтовки; 4 — совмещенные точки наводки и прицеливания; 5 — «яблочко» мишени — оказалось выше; 6 — точка наводки винтовки до уточнения: 7 — линия прицеливания до уточнения наводки винтовки; 8 — локтистрелка должны быть неподвижны

Меткая стрельба возможна только при однообразной прикладке винтовки для всех выстрелов выполняемого упражнения.

Размещение приклада в выемке плеча тоже имеет важное значение. Если приклад винтовки окажется выше середины выемки плеча, то увеличивается действие силы отдачи из-за увеличения расстояния между парой сил: отдачи винтовки и
сопротивления плеча, и тогда пули попадут выше центра мишени. Если приклад винтовки окажется ниже выемки плеча, то пули попадут ниже центра мишени.

Отсюда ясно, что даже при незначительных изменениях положения приклада в выемке плеча получится большое рассеивание пуль по вертикали.

После прикладки винтовки указательный палец надо наложить первым суставом на спусковой крючок. При этом указательный палец не должен касаться ложи винтовки. Локоть правой руки свободно опустить на стол (стойку). Голову немного наклонить вперед и прислониться щекой к гребню приклада.

Касание щеки в одном и том же месте гребня приклада при всех выстрелах обеспечит хорошую кучность стрельбы. Для однообразного касания щеки к гребню приклада рекомендуется касание кончиком носа большого пальца правой руки, обхватывающей шейку приклада.

Затем надо убедиться, что положение тела и рук удобно и никакие мышцы излишне не напряжены.

Прицеливание

Правильное прицеливание является важнейшим элементом точности стрельбы.
Прицеливание (рис. 4) состоит из двух элементов: установки (регулировки) прицельного приспособления на заданную дистанцию и наводки винтовки в цель с помощью прицельного приспособления.

Схема прицеливания

Рис. 4. Схема прицеливания при превышении средней точки прицеливания
1 — середина прорези прицела: 2 — верхний край мушки; 3 — линия прицеливания; 4 — средняя траектория пуль; 5 — средняя точка попадания — центр мишени; 6 — мишень; 7 — точка прицеливания; 8 — ствол винтовки

Установка прицела на заданную дистанцию производится отдельно в вертикальной и горизонтальной плоскостях. В пневматических винтовках ИЖ-38 (ИЖ-22) это достигается регулированием высоты прицела с мощью винта прицела и изменением положения основания прицела в поперечном пазу казенной части ствола.

Установку прицела пневматической винтовки производят заранее, во время приведения винтовки к нормальному бою на заданную дистанцию стрельбы.

Рекомендуется прицеливание разбить на два этапа: предварительный и основной. Предварительный этап, занимающий более половины всего времени
прицеливания, должен быть использован для проверки правильности изготовки.
Основной этап использовать для более точной наводки винтовки и подготовки к нажатию на спусковой крючок. Такое поэтапное прицеливание уменьшит усталость зрительной системы и повысит точность стрельбы.
Каждый выстрел нужно производить по возможности быстро, а паузы между выстрелами делать достаточно длительными, чтобы глаза успевали отдохнуть.

Для стрелкового оружия применяются различные виды прицелов: открытые, диоптрические с прямоугольной или кольцевой мушкой, оптические. У винтовок ИЖ-38 (ИЖ-22) прицел открытый.

Определение ведущего глаза.

Прицеливание осуществляется одним глазом, который называют ведущим.
Большинство стрелков прицеливается правым глазом, т. е. ведущим глазом является правый. Но бывают и исключения. Для определения стрелком его ведущего глаза применяются различные методы. Наиболее простой метод заключается в
следующем. В листе бумаги размером 20×20 см надо вырезать круглое отверстие диаметром 3 см. Затем, взяв лист бумаги в вытянутую руку, навести отверстие на мишень, укрепленную на светлом фоне. Далее, закрывая поочередно правый и левый глаз, следить за мишенью. Если при закрывании левого глаза мишень видна, а при закрывании правого глаза мишень исчезла, то тогда у стрелка ведущим глазом является правый глаз.

Если обнаружится, что ведущим глазом у стрелка является левый глаз, то при cтрельбе необходимо закрывать правый глаз матовым щитком, укрепленным на голове.

Ранее считалось, что во время прицеливания надо смотреть только одним ведущим глазом, а неведущий надо зажмуривать. Однако исследованиями многих мастеров пулевой стрельбы практически доказано, что зажмуривание неведущего
глаза снижает остроту зрения, а следовательно, и результат стрельбы.
Поэтому рекомендуется при стрельбе смотреть обоими глазами. Если это трудно, то неведущий глаз можно прикрыть узкой вертикальной полоской из белой бумаги или из пластика таким образом, чтобы мишень для неведущего глаза была закрыта.

Прицеливание с открытым прицелом.

Для прицеливания необходимо ведущим глазом смотреть через середину прорези прицельной планки на верхний край мушки так, чтобы он находился точно посередине прорези и вровень с боковыми верхними краями ее. Это положение называется «ровная мушка». Затем, сохраняя такое положение глаза, прицела и мушки, подвести верхний край мушки под низ черного круга — «яблочка» мишени с небольшим просветом, т. е. в точку прицеливания. Стараться удержать эти четыре элемента: глаз прицел, мушку и нижний обрез «яблочка» на одной линии.
Не смущаться, что будут отклонения винтовки из-за колебаний всего тела стрелка в различные стороны от точки прицеливания (рис. 5). Особенно большие отклонения бывают у начинающих стрелков. Постепенно в результате тренировок эти отклонения будут меньше и меньше, т. е. стрельба станет точнее. Это получится тогда, когда стрелок научится однообразно прикладывать щеку к гребню приклада при всех выстрелах.

Колебания точки наводки винтовки вокруг точки прицеливания

Рис 5 Колебания точки наводки винтовки вокруг точки прицеливания
1 —мишень; 2 — «яблочко» мишени; 3— точка прицеливания; 4 – колебания у мастера по стрельбе; 5 — колебания у опытного стрелка; 6 — колебания у начинающего стрелка

Если во время прицеливания стрелок удержал ровную мушку, а винтовка в момент выстрела отклонилась и оказалась наведенной не в точку прицеливания, под черный круг, а, например, на 5 мм в какую-либо сторону, то и попадание
окажется на 5 мм в той же стороне. Эта ошибка параллельного смещения оружия.

Если же стрелок не удержит ровную мушку, то получится угловая ошибка, более значительная. Например, когда мушка отклонится от середины прорези всего только на 1 мм, то пробоина окажется отклоненной от центра мишени на 23,4 мм.

Таким образом, самые большие отклонения получаются от неровной мушки, т. е. от угловых ошибок отклонения винтовки.
Во время прицеливания орган зрения стрелка работает с большим напряжением и накапливается усталость мышц хрусталика глаза. Поэтому не следует много раз попеременно фокусировать глаз на разные расстояния: то на прицел, то на
мушку, то на мишень. Кроме того, надо помнить, что наше зрение имеет свойство инерции, т. е. когда мы переведем фокус глаза от мишени на мушку и уже видим ее, наше зрение еще сохраняет прежний отпечаток мишени, а не ее действительное положение. Но за это время винтовка может уже отклониться от прежнего
положения.

Трудность прицеливания в этом и заключается, что природа нашего зрения не дает возможности четко видеть сразу все нужные нам три элемента прицеливания, находящиеся на разном расстоянии от глаза. Только один элемент можно видеть четко, а остальные два будут расплывчаты или, как говорят, будут иметь
«корону». Возникает существенный вопрос: какой же из элементов прицеливания важнее видеть четким? Практика доказала, что лучший результат получится, если будет четкое видение мушки (рис. 6).

Правильное видение элементов прицеливания при стрельбе с открытым прицелом

Рис. 6. Правильное видение элементов прицеливания при стрельбе с открытым прицелом:
1 — «корона» верхнего края прицельной планки; 2 — «яблочко» мишени; 3— «корона» «яблочка» мишени; 4 — четкая мушка

Размещение четкой мушки посередине прорези прицельной планки достигается легко, так как расплывчатость краев прорези одинакова с обеих сторон мушки. А вот по высоте разместить мушку весьма затруднительно, так как не видно четкой границы верхних выступов прицельной планки и «яблочка», они имеют
«короны» 1 и 3. Практика стрельбы доказала, что надо выравнивать мушку только по сплошной линии верхних выступов прицельной планки и не обращать внимания на расплывчатую часть — «корону» 1 прицельной планки.

Напряженная и систематическая работа глаз во время стрельбы дает отличные результаты по повышению остроты зрения. Например, по данным Львовского института физической культуры, острота зрения стрелков повышается в зависимости от стажа занятий стрельбой следующим образом:
у стрелков со стажем стрельбы до 2 лет — до 1,4 диоптрии;
у стрелков со стажем стрельбы до 10 лет —.до 1,6 диоптрии;
у мастеров стрельбы — до 1,7… 1,8 диоптрии.

Типичные ошибки стрелков.

Весьма вредной ошибкой является сваливание винтовки (вид г), т. е. во время прицеливания мушка правильно установлена по отношению к прицелу и к точке прицеливания, но с некоторым наклоном всей винтовки в какую-либо сторону. Начинающие стрелки большей частью сваливают винтовку вправо.

Ошибку изготовки — сваливание винтовки необходимо ликвидировать в самом начале обучения стрельбе, так как стрелок может привыкнуть к удержанию винтовки с наклоном. Переучиваться потом будет очень трудно. При однообразном сваливании будет хорошая кучность попаданий, но взять поправку, т. е. определить, куда нужно вынести точку прицеливания, будет очень трудно. Например, если СТП оказалась ниже центра мишени и стрелок вынесет точку
прицеливания выше, то, если сваливание было вправо, пробоины окажутся не только выше, но и правее.

Ошибки прицеливания при стрельбе с открытым прицелом

Рис. 7. Ошибки прицеливания при стрельбе с открытым прицелом:
а — правильное прицеливание; б — «мелкая» мушка — пули попадут ниже; в — «крупная» мушка — пули попадут выше цели; г — винтовка «свалена» вправо — пули попадут правее в ниже; д — мушка левее центра прорези прицела — пули попадут левее цели; е — мушка правее центра прорези прицела — пули попадут правее цели; ж — большой «просвет» — пули попадут ниже цели; з — мушка в «яблочке» — пули попадут выше цели

Читайте также: