Круглый стол по суициду

Обновлено: 18.05.2024

Суицид. Это слово пугает всех – родителей, педагогов, психологов. Это понятно, мало кто из них получал достаточную подготовку для работы с этой проблемой нашего времени. Но жизнь складывается так, что знания о подростковом суициде и его профилактике сегодня должны быть актуализированы.

Большинство исследователей отмечают, что суицидальная активность резко возрастает с 14-15-летнего возраста, достигая максимума к 16-19 годам.
Самоубийство, суицид – это умышленное лишение себя жизни. Ситуация, когда смерть причиняется лицом, которое не может отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими, а так же в результате неосторожности субъекта, относят не к самоубийствам, а к несчастным случаям.

Личность ребенка формируется не в вакууме, не сама по себе, а под воздействием среды, в процессе его общения с окружающими и, прежде всего, с родителями. Последнее имеет решающее значение для его социализации и воспитания. Ответственность за судьбу детей лежит в первую очередь на родителях, ребенок должен знать, что все проблемы можно решить, и именно родители воспитывают эту уверенность. У ребенка должна быть «жилетка», в которую можно в любой момент выплакать все свои проблемы.

Вне семьи невозможно воспитать личность, но не всегда условия в семье способствуют благоприятному развитию ребенка и его психическому комфорту.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за проблем, связанных с домом, семьей, близкими, из-за необоснованно суровой и непоследовательной дисциплинарной тактики. Подросток чувствует себя ненужным, непонятым, обузой, изгоем или, напротив, требует демонстрации любви к себе, когда претензии взрослых не соответствуют его возможностям.

Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания нет, представление о смерти крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.

Дисфункция современных семейных систем, нарушение детско-родительских взаимоотношений являются одним из отягощающих факторов риска суицида у подростков.

Именно поэтому мы считаем, что разработка программы родительского всеобуча по профилактике детского суицида является актуальным направлением.
Настоящая программа предназначена для организации профилактической работы по повышению психологической грамотности родителей в вопросах воспитания, создания в семье благоприятной психолого-педагогической атмосферы, а также в вопросах суицидального поведения детей.

Профилактическая программа рассчитана на поэтапную реализацию в течение учебного года.

Цель программы: создание психолого-педагогических условий, направленных на повышение педагогической культуры родителей, а так же их психологической грамотности в вопросах суицидального поведения детей.

Задачи программы:

  • организация и проведение просветительско-профилактических мероприятий информационного характера с родителями о возможных причинах подросткового суицида и способах предотвращения суицидальных попыток;
  • проведение адаптационно-развивающих мероприятий, направленных на гармонизацию детско-родительских отношений;
  • обучение родителей конструктивному общению с подростком;
  • повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах семейного воспитания, психологии подросткового возраста;
  • формирование эффективной родительской позиции;
  • формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка.

Целевая группа – родители подростков 13-16 лет (учащиеся 7-9 классов).

Продолжительность курса программы: 41 час 30 минут (19 мероприятий).

Продолжительность мероприятий: от 1 до 3 часов

Этапы и сроки реализации программы:

  • I этап. Диагностический (сентябрь)
  • II этап. Реализация программы родительского всеобуча по профилактике детского суицида (сентябрь – май)
  • III этап. Проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы (май).

Формы и методы работы:

  • в ходе реализации программы используются индивидуальные и групповые формы работы с родителями.
  • диагностические (анкета, тест, опросник);
  • просветительско-информационные (родительские собрания, беседы, лектории, обучающий семинар, круглый стол, разработка и распространение брошюр, памяток,);
  • консультативные (индивидуальные консультации с родителями по запросу);
  • адаптационно-развивающие (психологический практикум, тренинговые занятия).
  • количество участников: лекторий, обучающий семинар, практикум, тематический вечер – 25-45 человек; родительское собрание, круглый стол, беседа – 20-25 человек; тренинговое занятие – 12-15 человек.

Сферы ответственности при реализации программы:

  • специалист (психолог, ведущий курс программы) обязан соблюдать требования указанные в программе, своевременность в организации и проведении занятий, по необходимости консультировать родителей и педагога;
  • педагог (классный руководитель) обязан предоставить условия для проведения родительских собраний, входящей и исходящей диагностики (кабинет, время проведения по запросу специалиста);
  • родители обязаны посещать занятия.

Основные требования к реализации программы:

Цели родительского образования и просвещения в образовательном учреждении значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников в образовательном учреждении в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости. Образованию родителей свойственна определенная очередность, постепенность освоения знаний, этапность, что определяет и специфику форм работы родительского всеобуча, и особенности контингента слушателей, и формы проводимых занятий.

Требования к ведущему: для успешной организации обучения нужны специалисты, педагоги, которые будут проводить эту работу. Необходимо владение методами игротерапии, навыками ведения тренинговой работы, сформированность коммуникативных навыков, эффективное использование невербальных форм общения (интонации, мимика, жестикуляция, позы и т.д).

В реализации программы всеобуча принимают участие приглашенные специалисты разного профиля:

  • инспектор РОВД КДН;
  • главный специалист КДН и ЗП;
  • врач-педиатр;
  • психиатр.

Материально-техническое оснащение: светлое помещение (класс, актовый зал, комната релаксации), вмещающее группу участников. В помещении - наличие письменных столов (парт) или просто приспособлений для письма и рисования; наличие мультимедийного комплекса.

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня психолого-педагогических знаний о причинах, признаках и характере подросткового суицида, о способах поддержки подростка в трудных ситуациях;
  • повышение уровня педагогической грамотности в вопросах семейного воспитания, возрастных особенностей подростка;
  • осознание роли семьи и ее влияния на формирование личности подростка;
  • овладение навыками конструктивного общения с подростком;
  • осознание и принятие родителями уникальности личности каждого ребенка.

Эффективность данного курса мероприятий отслеживается по следующим методикам: анкета «Чего я жду от родительского всеобуча», анкета «Оценка всеобуча», тест «Знаете ли Вы подростковую психологию?», анкета «Что я знаю о подростковом суициде», анкета «Семейные отношения», анкета «Ребенок глазами родителей».

Для отслеживания эффективности каждого мероприятия используется анкета «Обратная связь».

Критерии оценки достижения планируемых результатов: положительная динамика по результатам диагностики – педагогически грамотные ответы на вопросы анкет; позитивные изменения во взаимоотношениях между родителями и подростками; готовность к двустороннему пониманию, принятию, сотрудничеству.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА


п/п

Тема мероприятия

Кол-во часов

Форма
проведения

Задачи
мероприятия

Форма
подведения
итогов

Тепло семьи (вводное занятие)

Занятие с элементами тренинга

Знакомство и сплочение родителей, определение круга общих проблем, возникающих в семьях.
Знакомство с программой всеобуча, целями и задачами

Анкета «Семейные отношения»

Анкета «Чего я жду от родительского всеобуча»

Жизнь возможна. Испытайте ее!

Родительское собрание (7, 8 классы)

Проинформировать родителей о возрастных особенностях детей; познакомить с ошибками в школьном и семейном воспитании подростков; дать рекомендации по оптимизации взаимоотношений с детьми в период взросления.

Тест «Знаете ли Вы подростковую психологию?»

Анкета «Обратная связь»

Психологические особенности старшего школьного возраста

Родительское собрание (9 класс)
Форма проведения: лекция

Познакомить родителей с психологическими особенностями возраста старших школьников

Тест «Знаете ли Вы подростковую психологию?»
Анкета «Обратная связь»

Мифы и реальность относительно причин самоубийств

Просвещение в вопросах суицидального поведения.

Оказание профилактической помощи родителям по проблеме подросткового суицида; расширить знания родителей о причинах, признаках и характере подросткового суицида; предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком; воспитывать уважение к личности подростка и понимание его проблем.

Анкета «Что я знаю о подростковом суициде»

Тренинг «Родительская эффективность»

Групповой тренинг
(3 занятия)

Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.
Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям.

«Учимся требовать и контролировать»

Современный подросток – кто он?

Оказание помощи родителям в общении с подростком. Побудить родителей задуматься об эмоционально-психологическом состоянии подростка; научить некоторым правилам и приемам, облегчающим общение с подростком.

Анкета «Ребенок глазами родителей»

Жизнь – это приключение. Решитесь на него!

Родительское собрание Совместное с детьми и родителями

Найти пути решения конфликтов, создать комфортную атмосферу для диалога, помочь двум поколениям (отцам и детям) понять друг друга

Бесконфликтное воспитание. Повторяем известное…

Повышать уровень психологической культуры

«Стиль родительского поведения» Степанов С.С.
Анкета «Обратная связь»

Общение с ребенком

Групповой тренинг
(1 занятие)

Введение понятия «принятие».
Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей.
Улучшение эмоционального состояния участников.

«Тест родительского отношения» (Варга А.Я., Столин В.В.)

Типичные ошибки родителей в воспитании детей

Дать родителям возможность получить представление о наиболее частых родительских ошибках в воспитании детей, о способах их преодоления

Личность в подростке: миф или реальность?

Помочь родителям увидеть личность в подростке, научиться ее уважать

Семья, школа и психическое здоровье старшеклассников

Круглый стол с элементами ситуационной игры (8,9 классы)

Координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников.

Анкета «Психическое здоровье»

Социально-психологический тренинг для родителей

Групповой тренинг
(2 занятия)

Показать родителям значение умения слушать; показать родителям важность «Я-высказываний»

«Общение: умение слушать»

«Общение: умение говорить»

Агрессивность подростка, ее причины и последствия
Психиатр

Обсудить с родителями причины агрессивности и ее влияния на взаимодействие подростка с окружающими людьми; формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессии, возможных путей ее преодоления

Взрослые и дети

Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями. Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение группы.

Жизнь – вызов. Примите его!

Привлечь внимание родителей к проблеме воспитания стойкости духа, твердости характера, способности принять вызов судьбы, помочь в формировании у подростков нравственных ценностей; помочь выстроить правильную линию поведения в сложных ситуациях и избежать неблагоприятного развития подростковых проблем.

Покажи мне любовь

Формирование представлений о безусловном принятии как главном условии удовлетворения потребности ребенка в любви. Развитие навыков выражения негативных эмоций в адрес ребенка

Идеальные родители (завершающее мероприятие)

Подведение итогов всеобуча; раскрыть качества «идеальных» родителей; познакомить родителей с итогами анкетирования «Родители глазами детей»; научить родителей открыто выражать свои чувства по отношению к поступкам ребенка.

Анкета «Оценка всеобуча»

На протяжении всех занятий участникам программы предоставляются информационно-методические материалы и памятки для закрепления и изучения материала самостоятельно.

Отчет педагога-психолога по профилактике суицида.

Цель: Осуществлять профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних.

- выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите, оказание психологической помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

- изучение особенностей психолого-педагогического статуса обучающихся с последующими выявлениями детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;

- сопровождающая деятельность детей, состоящих на профилактическом учёте в школе.

Работа по профилактике суицидального поведения в школе ведется в соответствии с утвержденным планом мероприятий.

В 2020 – 2021 учебном году на профилактическом учёте состоят 4 учащихся. Учащихся, склонных к суициду, на начало учебного года, не выявлено.

В связи с этим, педагогами – психологами была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних.

Разработан план мероприятий по профилактике суицидального поведения, который позволил проконтролировать работу с учащимися, склонных к суициду и имеющих жизненные проблемы. Реализация плана по профилактике и предупреждению детского суицида у детей, имеющих жизненные проблемы, осуществляется через совместную работу администрации школы, учителей, педагогов - психологов, социального педагога и медицинского работника школы.

Ежедневно осуществляется контроль за посещаемостью занятий учащимися учреждения. Систематически, совместно с социальными педагогами, проводятся рейды по неблагополучным семьям, беседы с родителями, индивидуальные консультации с обучающимися.

В течение 2020 учебного года с педагогами систематически проводится психологическое просвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков.

Родители с начала учебного года были ознакомлены с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, были даны рекомендации о том, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения.

С целью предупреждения кризисных состояний и коррекции психологического неблагополучия учащихся осуществляется коррекционно-развивающая и профилактическая деятельность: внеклассные мероприятия, индивидуальные беседы, тренинги с учащимися, ориентированные на знакомство со своими психологическими особенностями, сильными и слабыми сторонами, способами их коррекции, способами снятия тревожности, страхов, неуверенности в себе.

Согласно плану, включающему четыре этапа: просветительский, психодиагностический, коррекционно-развивающий и этап психологического сопровождения в течение 2020 учебного года были запланированы и проведены следующие мероприятия:

1.Сбор информации для создания банка данных учащихся с высоким уровнем тревожности и депрессии.

2. Групповые мероприятия, формирующие в процессе коррекционной работы у обучающихся такие понятия, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных ситуациях.

- «Жить со страхом? Или бороться со страхом»

- «Семейные конфликты и их разрешение»

- «Первая любовь. Проблемы, пути решения»;

- «Никогда не говори: «Никогда»;

- Стресс в жизни человека. Пути решения проблемы;

- Суицид- геройство или слабость;

- «Как прекрасен этот мир»;

- «Как преодолеть тревогу»;

- «В мире прав и обязанностей»;

- «В чем смысл жизни?»

3.Проведение коллективных диагностических исследований по выявлению учащихся, склонных к различным видам рисков.

«Склонность к депрессивным состояниям»

«Определение типа темперамента»

«Определение уровня конфликтности»

4. Рекомендации классным руководителям по профилактике суицидального поведения среди обучающихся.

5. Диагностика зависимости интернет – играми и группами, склоняющими к суицидальным действиям. Разработка рекомендаций подросткам, родителям, преподавателям.

6. Разработка памяток и брошюр для подростков по профилактике суицидальных наклонностей.

Доведено до сведения обучающихся и их родителей о работе «Телефонов доверия», сведения о «телефонах доверия» представлены в психологических дневниках обучающихся, размещены на стендах в рекреациях, дети и родители ознакомлены с памятками.

Просветительская работа с родителями

1. Лекции о возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка на разных этапах жизни.

2. Консультация: «Декларация прав ребенка».

3. Игра по станциям «Мы за ЗОЖ». Участники: Семьи с детьми.

4. Консультация: «Жестокое обращение с детьми: что это такое?

5. Выступление на общем родительском собрании «Жестокое обращение с детьми».

6. Психологический тренинг «Папа может, все что угодно….»

Цель: актуализация роли папы в жизни ребенка.

7.Семинар-практикум Психолого-педагогическая коррекция конфликтов в игре.

8.Семинар-практикум: «Двенадцать помех на пути активного слушания или что нам мешает слушать ребёнка». Цель: Научить родителей прослеживать в своей речи автоматические реакции при взаимодействии с ребенком.

9.Тренинг для родителей «Наказывать или не наказывать». Цель: познакомить родителей с различными типами воспитания детей разного возраста.

10.Тренинг - игра «Я – учитель, вы - родитель»

11.Цель: определить общие задачи воспитания, стоящие перед родителями и педагогами в настоящее время.

12. Консультация: «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?».

13. Тренинг по гармонизации детско-родительских отношений «Наша дружная семь – Я». Цель: гармонизация взаимоотношений «родитель-ребенок».

14. Консультация: «Четыре основных причины серьезных нарушений поведения детей».

15. Беседа с родителями «Что нужно знать родителям о суициде».

16.Круглый стол «Суицид среди подростков. Как распознать первые признаки»

17.Индивидуальные беседы с родителями «Если вы заметили суицидальные попытки вашего подростка».

Мастерам производственного обучения, классным руководителям даны рекомендации о методах проведения беседы с подростком, размышляющем о суициде.

Систематически ведутся индивидуальные психологические дневники подростков, в которых обучающиеся выполняют задания по различным тематикам. Разработаны памятки для подростков с целью профилактики суицидальных наклонностей, по соблюдению Закона № 1539 КК.

Профилактика суицидального поведения среди подростков и молодежи. Круглый стол «Выход есть всегда"

( 1-е место на X I Всероссийском конкурсе научных, методических и творческих работ на тему «Право на детство: профилактика насилия в семье, среди детей и молодёжи» в тематическом направлении «Профилактика суицида».)

По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимыми в отношении самоубийства являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет [3].

Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день и считается “Убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Из этого следует, что главным “убийцей” подростков является суицид [4].

К сожалению, не все подростки, знают о кризисных или психологических центрах, телефонах доверия, службах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто говорить о своих переживаниях.

Следовательно, в образовательных учреждениях, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим становится весьма актуальным разработанное мероприятие (круглый стол «Выход есть всегда»).

Данная программа предназначена для организации профилактической работы по предотвращению суицидальных попыток среди подростков и молодежи. Основными задачами являются - исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, замещение неэффективных стилей поведения на продуктивные, помощь в разрешении внутриличностных конфликтов, развитие самосознания, раскрытие смысла и значимости определенных знаний.

Программный материал для работы с подростками и молодёжью включает 1 отдельное тематическое занятие (70 мин.), имеющее четкую структуру и способствующее развенчиванию смысла самоубийства и идеи суицида; формирует умение говорить с подростками и молодыми людьми на одном языке, также заставляет подростков по-новому взглянуть на своих проблемы.

Практической ценностью программы является то, что в ней собран уникальный рабочий материал, для педагога-психолога, представлены теоретические аспекты по профилю мероприятия.

1. Структура и содержания круглого стола «Выход есть всегда».

Цель: профилактика суицидального поведения среди подростков и молодежи.

Задачи: исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, замещение неэффективных стилей поведения на продуктивные, помощь в разрешении внутриличностных конфликтов, развитие самосознания, раскрытие смысла и значимости определенных знаний.

Количество участников: от 6 до 30 человек. Общее время 70 минут.

Участники: от 15 лет + .

Используемый материал: проектор для показа презентации и социального ролика «Я не хочу жить! Меня все достало!»; бумага формата А4, цветные карандаши, акварельные краски, пластилин.

Разделы круглого стола по минутам

Мини лекция ««Статистика, причины, последствия»

Арт-терапевтическая технология «Волшебная страна».

Цель: проинформировать участников о цели и задачах мероприятия, описать регламент круглого стола, а также мотивировать на активное участие в работе группы.

Продолжительность – 2 мин.

Ведущий: Здравствуйте! Я рада встречи с Вами наше мероприятие посвящено предупреждению суицидов. Сегодня будем называть все своими именами, т.к. бытует миф о том, что «разговор о самоубийстве может поощрить совершить суицид».

Мнения людей могут быть разными, а практика показывает, что такая беседа является первым шагом в профилактике самоубийств. Цель нашего мероприятия: повысить осведомленность о данном явлении, а также активизировать внутренние ресурсы и повысить степень психической устойчивости.

В регламенте встречи:

· мини лекция ««Статистика, причины, последствия»;

· просмотр фильма «Я не хочу жить! Меня все достало!»;

· обсуждение просмотренного фильма;

· упражнение на активизацию внутренних ресурсов;

В завершении обратная связь. Общее время круглого стола 70 минут.

Перед просмотром фильма давайте поговори о причинах, которые могут побудить человека, сделать такой шаг. Как вы думаете, какая проблема или проблемы возникают у него? (дети называют причины).

2. Мини лекция «Статистика, причины, последствия».

Цель – повышение осведомленности учащихся о статистике, причинах, последствиях.

Продолжительность – 8 минут.

Ведущий: Статистика показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами, боязнью насилия со стороны взрослых, безответной любовью, конфликтами с одноклассниками, друзьями, чёрствостью и безразличием окружающих.

Многие исследователи утверждают, что психологический смысл подросткового суицида — это крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания умереть у подростков, как правило, нет; «они просто пытаются решить одну или несколько проблем. Трагедия состоит в том, что проблемы временные они решают раз и навсегда. Самое важное – помнить, что в большинстве своем молодые люди, которые пытаются покончить с собой или кончают с собой, умирать вовсе не хотят. Они хотят избежать проблем, которые, на их взгляд, им не по плечу» [2, с.61]. Смерть представляется в виде желательного сна, отдыха от невзгод. Суициденты в случае смертельного исхода, наносят глубокую травму своим родным и близким.

Сейчас у нас есть возможность увидеть трагические последствия данного выбора. Прошу Вашего внимания на экран, для просмотра фильма.

3. Просмотр фильма ««Я не хочу жить! Меня все достало!».

Цель: позволить выявить, понять и предотвратить трагические последствия деструктивного поступка.

Используемый материал: проектор для показа фильма, USB - флеш накопитель с фильмом «Я не хочу жить! Меня все достало!» (А.Зачиняев).

Продолжительность – 10 минут.

  • Какое впечатление произвел на Вас фильм? Какой эмоциональный отклик вызвал у вас фильм?
  • Какие мысли у Вас появлялись во время просмотра?
  • Какие моменты фильма произвели на Вас наибольшее впечатление?
  • На Ваш взгляд, что хотел донести до зрителей автор этим фильмом, какой смысл в него вкладывал?
  • Вы бы порекомендовали посмотреть его друзьям? Почему? На что им стоило бы обратить внимание?
  • Что поменялось для Вас после просмотра этого фильма? Какое послание Вы получили от фильма? Что важного Вы берете себе после просмотра?

Обратная связь ведущего: В сюжете фильма присутствует мистика, можно сказать волшебство, т.к. герою фильма открывается выход в будущее. Сегодня мы с вами тоже отправимся в путешествие, и не простое, а сказочное….

4. Арт-терапевтическая технология «Волшебная страна» (И.Н. Волчок).

Цель: создание ландшафта души человека и его внутреннего мира.

Задачи: исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, замещение неэффективных стилей поведения на продуктивные, помощь в разрешении внутриличностных конфликтов, развитие самосознания, активизация внутренних ресурсов.

Используемый материал: бумага формата А4, цветные карандаши, акварельные краски, пластилин.

Продолжительность – 45 минут.

Порядок проведения.

Ведущий: Представьте, что вы волшебники. А любые волшебники умеют творить чудеса, и сейчас здесь (указывает на бумагу) произойдет маленькое чудо. Для этого понадобятся цветные карандаши, с помощью которых вы можете создать неповторимый волшебный мир. Здесь могут появиться леса, поля, реки и озера, горы и равнины, все, что пожелает волшебник (дети приступают к рисованию).

Я вижу, что у всех появилась «волшебная страна». Дорогие волшебники, не могли бы вы немного рассказать об этой чудесной стране, и написать сочинение сказочной истории по картине. Название « Путешествие». Сценарий сочинения такой: «Однажды в эту страну заглянул путешественник….

  • А можно ли как- нибудь попасть в этот мир?
  • В каждой стране есть места, которые обязан посетить каждый путешественник. И конечно, здесь они тоже есть.
  • В каждой волшебной стране происходит что-то очень интересное.
  • В каждой волшебной стране есть свои секреты и тайны.
  • Поблагодарив за все волшебника, наш герой стал искать выход из этого волшебного мира, ведь любое путешествие когда -нибудь заканчивается».

· Важно не торопить процесс рисования, так как в этот момент осуществляется глубинная внутренняя работа.

· Также нужно сделать акцент на наличие «выходов» и «входов» на рисунке, желательно их сделать больше.

Обратная связь ведущего: Как говорил Д. Карнеги «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход», который есть ВСЕГДА!

2. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. – 100 с. (Электронный ресурс)

5. Выход есть всегда, как не совершить непоправимое. / сост. Д.Г. Семеник, М.И.Хасминский - Москува: Издательство АСТ, 2017. – 320 с.


Курс повышения квалификации

Работа по развитию эмоционального интеллекта в практике педагога-психолога ДОУ


Инновации в патопсихологии детского возраста


Современная софрология: упражнения для релаксации


«СМИ как средства манипуляции сознанием людей»

Краткое описание документа:

Профилактика суицидального поведения среди подростков и молодежи Круглый стол «Выход есть всегда» (1-е место на XI Всероссийском конкурсе научных, методических и творческих работ на тему «Право на детство: профилактика насилия в семье, среди детей и молодёжи» в тематическом направлении «Профилактика суицида».) По данным Всемирной психиатрической ассоциации наиболее уязвимыми в отношении самоубийства являются старшие подростки в возрасте от 15 до 19 лет [3]. Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день и считается “Убийцей № 2” молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению суицидологов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Из этого следует, что главным “убийцей” подростков является суицид [4]. К сожалению, не все подростки, знают о кризисных или психологических центрах, телефонах доверия, службах, куда можно обратиться в критические моменты. Многие подростки зачастую имеют противоречивые представления об истоках и причинах суицидального поведения, испытывают трудности в обсуждении проблем, боятся открыто говорить о своих переживаниях. Следовательно, в образовательных учреждениях, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим становится весьма актуальным разработанное мероприятие (круглый стол «Выход есть всегда»). Данная программа предназначена для организации профилактической работы по предотвращению суицидальных попыток среди подростков и молодежи. Основными задачами являются - исследование эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, замещение неэффективных стилей поведения на продуктивные, помощь в разрешении внутриличностных конфликтов, развитие самосознания, раскрытие смысла и значимости определенных знаний. Программный материал для работы с подростками и молодёжью включает 1 отдельное тематическое занятие (70 мин.), имеющее четкую структуру и способствующее развенчиванию смысла самоубийства и идеи суицида; формирует умение говорить с подростками и молодыми людьми на одном языке, также заставляет подростков по-новому взглянуть на своих проблемы. Практической ценностью программы является то, что в ней собран уникальный рабочий материал, для педагога-психолога, представлены теоретические аспекты по профилю мероприятия.

Круглый стол для педагогов "Профилактика суицида детей и подростков"

Цель: Обучение педагогов способам распознавания кризисных и предсуицидальных состояний обучающихся, изменения в их поведении, выявления детей группы суицидального риска.

- ознакомить с особенностями суицидов несовершеннолетних;

-овладеть навыками распознавания признаков суицидального поведения ;

- вооружить знаниями по оказанию поддержки обучающимся в кризисном состоянии

Согласно статистике, в России частота самоубийств среди 10-14-летних подростков составляет 3-4 случая на 100 тысяч человек, а среди подростков 15-19 лет - 19-20 случаев на 100 тысяч. Однако, в последнее время заметна тенденция к омоложению детского суицида.

«Что такое суицид?»

Суицид - это умышленное лишение себя жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства, когда собственная жизнь утрачивает для него смысл.

Что такое суицид – это болезнь? или внешняя ситуация?

Однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя. При самоубийстве есть комплекс причин, это и наличие болезни или кризисного состояния, психологические особенности и различные социальные факторы, не последнее место в которых занимает вопрос преподнесения информации новостей и о совершенных суицидах средствами массовой информации.

Чаще подвержены:

· подростки, страдающие тяжелыми соматическими или психическими заболеваниями;

· девочки – подростки, имеющие межличностные любовные конфликты;

· подростки с повышенной тревожностью, зацикленные на негативных эмоциях, с пониженным фоном настроения;

· подростки, которые по тем или иным причинам считают себя виновными в проблемах близких людей.

Существует классификация суицидов: истинный, скрытый, демонстративный.

Истинный суицид
Никогда не бывает спонтанным.
Такому суициду всегда предшествуют угнетенное настроение, депрессивное состояние или просто мысли об уходе из жизни. Причем окружающие, даже самые близкие люди, нередко такого состояния человека не замечают.
Скрытый суицид

Это завуалированное самоубийство. Человек погибает от внешних сил, по большей части, им же спровоцированных. Например, рискованная езда на автомобиле (транспортное средство используется как инструмент для совершения суицида), занятия экстремальными видами спорта, алкогольная или наркотическая зависимость… Т.е. саморазрушающее поведение.
И сколько угодно можно твердить человеку о том, что все это опасно для жизни, как правило, именно этой опасности они жаждут.

Демонстративный суицид

Самоубийство, как способ привлечь внимание к своей личности, оказание давления на окружающих лиц с целью изменения конфликтной ситуации в благоприятную сторону. Проявляется в виде порезов вен, отравлении лекарствами, изображения повешания.
Большинство самоубийц, как правило, хотели вовсе не умереть - а только достучаться до кого-то, обратить внимание на свои проблемы, изменить невыносимую ситуацию.

Причины суицида

· Проблемы и конфликты в семье. Часто у детей в разводящихся семьях появляется чувство, что родители расстаются по их вине(не слушался, плохо учился).

· Слишком жесткое воспитание в виде морализаторства, очень строгого контроля и запретов, лишающих свободы личного выбора (запрет на друзей, любимые занятия, игры, предпочитаемую одежду).

· Конфликты с друзьями, проблемы в школе. Ребенок – изгой в школе. Чувство мести и бессильной злобы могут способствовать суициду.

· Несчастная любовь, одиночество.

· Страх перед будущим.

· Потеря смысла жизни.

· Подражание кумирам. В Челябинске 15- летние школьницы спрыгнули с крыши многоэтажного дома. В предсмертных записках написали, что совершают самоубийство в память Игоря Сорина, солиста группы, который ровно год назад в Москве выбросился из окна шестого этажа. Родителям следует насторожиться в отношении суицидальной активности своего ребенка, если он фанат погибшего кумира.

· Высокие ожидания, повышенные притязания к успехам ребенка, критика и наказание со стороны родителей. Иногда высокие ожидания родителей не совпадают со слабыми способностями и возможностями ребенка. У него появляется чувство вины, что он плохой, не оправдывает надежды родителей, позорит их. Любая критика и самый невинный вид наказания могут оказаться невыносимым.

· Прессинг успеха. Сегодня в нашей стране, как никогда прежде, велик престиж высшего образования. Искренне желающие ребенку добра близкие родственники и учителя постоянно настраивают его на обязательный успех: поступление в вуз, получение престижной профессии. В такой ситуации подросток просто вынужден тянуться за хорошими отметками, доказывать, что он лучше, умнее, успешней других своих сверстников. Причем это насильственное рвение часто поддерживается буквально жертвенным поведением родителей, готовых для оплаты репетиторов потратить последние деньги, влезть в долги.

Перегрузки и строгие требования в школе, страх не оправдать чаяний дорогих людей, безостановочная гонка за успехом, да и собственные высокие притязания - напряжение, которое не всякому взрослому по плечу. Зависимость между подростковыми депрессивными расстройствами и прессингом успеха подтверждает ежегодный всплеск молодежных самоубийств после объявления результатов вступительных экзаменов в Японии и Южной Корее - странах, где престиж высшего образования невероятно высок. Стоит задуматься, не слишком ли высока цена даже за самые блестящие перспективы.

· Призыв. Способ попросить помощи.

· Уход от проблем, потерял надежду изменить жизнь к лучшему.

· Месть. Попытка сделать больно другому человеку:

· «Они еще пожалеют»

· Самонаказание. Ребенок решает, что он не заслуживает права жить. Желание облегчить жизнь своей семье.

· Бегство от наказания. Совершил проступок, знает, что за этим последует наказание, легче самому уйти из жизни.

· Переживание обиды, одиночества, отчужденности.

· Действительная или мнимая утрата любви, ревность.

· Переживания, связанные со смертью, разводом родителей.

· Чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия.

· Боязнь позора, насмешек или унижения.

· Страх наказания, нежелание извиниться.

· Любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность.

· Чувство мести, злобы, протеста, угроза или вымогательство.

· Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации.

Признаки готовящегося самоубийства

Словесные признаки

· Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.

1. Часто говорят о своем душевном состоянии:

- «Я решил покончить с собой».

- «Лучше умереть»

- «Пожил и хватит»

- «Ненавижу свою жизнь!»

- «Единственный выход - умереть!»

- «Я не могу так дальше жить»

- «Больше ты меня не увидишь!»

- «Я больше не буду ни для кого проблемой»

2. Много шутят на тему самоубийства.

Поведенческие признаки.

· Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые компакт-диски, видеокассеты, плакаты. Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: «Мне эта вещь больше уже не понадобится» или «Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память».

· Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, сядут за письмо, на которое должны были ответить давным-давно, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими «предупреждающими знаками» такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.

· Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.

Ситуационные признаки.

· Живет в нестабильном состоянии.

· Ощущает себя жертвой насилия.

· Перенес тяжелую потерю.

Как предотвратить суицид?

Ощущение ценности жизни невозможно без осознания двух очень важных вещей:

• нам нужно хорошо к себе относиться;
• нам нужно, чтобы нас любили.

Для того чтобы ценить себя и свою жизнь, все мы должны ощущать любовь к себе.
Потребность любви - это:
-потребность быть любимым;
- потребность любить;
-потребность быть частью чего-то.

Если эти три «потребности» присутствуют в жизни большую часть времени, мы в состоянии справляться с жизнью, решать встающие перед нами проблемы. Подросткам, которых не любят, которые сами не испытывают симпатии к своим одноклассникам и учителям, которые чувствуют себя чужими дома, в школе, во дворе, справляться с неприятностями гораздо сложнее. Из-за того, что они плохо учатся, не ладят с родителями, друзьями и учителями, их самооценка снижается, они ощущают свою никчемность, одиночество, отверженность. Отсюда и неспособность решать многие наболевшие проблемы.

Кроме этого нужно:

Сформировать у подростка четкую установку: «Из любой трудной жизненной

ситуации можно найти выход».

Приучить с малых лет, что неудач не стоит бояться, они неотъемлемая часть пути к главной победе. «Упал - встань и продолжай идти!»

Воспитывать у подростков позитивный взгляд на все аспекты жизни.

(Положительные эмоции, оптимизм) Ребятам нужно объяснить, что когда настроение хорошее, человек терпимее относится к тому, что, быть может, ему не совсем по душе. Положительный заряд энергии помогает хорошо учиться, в полную силу работать, находить контакт со сверстниками и взрослыми.

Вовлекать подростков в полезные виды деятельности .

Подросток должен помнить о том, что в трудной жизненной ситуации он может обратиться к людям, которым доверяет: родителям, классному руководителю, психологу.
Гармоничные отношения в семье, предполагающие создание и сохранение теплых и доверительных отношений с ребенком.

Правила:
«Глаза в глаза»

Контакт глаз - разговор двух душ, возможность передать невыразимое словами.
«Чудо прикосновения»

Дотронуться до руки, похлопать по плечу, приобнять. Не менее 9 объятий необходимо для поддержания нормального душевного состояния ребенка в любом возрасте.
«Безраздельное внимание»

Это 20-30 минут, которые родитель посвящает своему ребенку каждый день, ни на что не отвлекаясь. Чем заняться в такие минуты, не имеет значения. Можно прогуляться, почитать, поговорить. Главное, чтобы ребенок почувствовал: «Я один на один с мамой (папой). Она (он) в моем полном распоряжении. Я для неё (него) сейчас самый главный».

Вести работу по просвещению родителей.

Необходимо проводить тематические родительские собрания по проблемам воспитания. Рекомендовать подходящую литературу для чтения.

Каждому родителю необходимо знать, что при первом подозрении на суицидальные намерения ребенка необходимо проконсультировать у детского или подросткового психиатра или психоневролога.

Профилактика суицидов среди подростков
материал на тему

Информирование о незавершенном случае суицида несовершеннолетней, учащейся учреждения. Причины совершения, реабилитация, профилактика суицидальных проявлений в среде учащихся.

Суицидальное поведение среди обучающихся техникума имело проявление среди подростков из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей . Дети, воспитывающиеся в семье, пришли на обучение по своему волеизъявлению и желанию. Детей-сирот привозят из детских домов в техникум только потому, что у нас есть общежитие. Поэтому, такие дети вынуждены мириться с той ситуацией, в которой они оказались.

Тоже произошло и с Маковеевой Викторией, относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей . Девочка поступила в техникум из Непецинского детского дома 01.09.2015 на обучение по профессии «Швея», которая с самого начала ей не нравилась. Ребенок был педагогически и социально запущенным, неоднократно проходила курс социальной реабилитации по индивидуальной программе, но положительные результаты не были достигнуты. До нашего образовательного учреждения (далее ОУ) Вика уже имела суицидальную попытку и находилась на лечении в психиатрической больнице г. Москва. Данная информация представителями детского дома была скрыта.

С самого начала пребывания в нашем ОУ девочка показала себя сложным и конфликтным подростком с полным отсутствием мотивации к обучению. Такой подросток требовал много внимания и это внимание она получала постоянно со стороны педагогического коллектива техникума и социального педагога детского дома. Однако, в один момент не получив внимания от молодого человека, с которым Вика раньше дружила, она решила обратить на себя его внимание попыткой демонстративного незавершенного суицида. Оба подростка проживали в общежитии, дружили, но потом расстались, т.к. Вика стала встречаться с другим нашим обучающимся. Естественно первый молодой человек перестал обращать на нее внимание, при встрече с ней даже не поздоровался, а Вика поняла, что ее чувства к нему еще не прошли. Ей стало очень обидно, это вызвало ее эмоциональное расстройство и в этот же день (09.03.2016) Вика приняла психотропные таблетки, закрывшись в своей комнате общежития, предварительно написав записку с обращением к молодому человеку. Около 22.00 09.03.2016 девочка была найдена ночными воспитателями. Тут же была вызвана скорая помощь, проинформирована администрация ОУ, законные представители, субъекты профилактики.

Далее девочку приводили в себя в отделении реанимации в Луховицкой ЦРБ, затем она прошла дообследование и реабилитацию в течение месяца в психиатрической больнице №3 г. Егорьевск МО. В курсе реабилитации большое значение сыграло внимание к девочке, её систематическое посещение сотрудниками техникума (в том числе педагогом-психологом), сотрудниками детского дома, вторым молодым человеком, с которым она встречается до сих пор. После завершения лечения, девушка была привезена в общежитие техникума, где до конца учебного года жила и включалась в учебно-воспитательный процесс по программе индивидуального психолого-педагогического сопровождения.

Поскольку все время девушка продолжала встречаться со своим молодым человеком, проживающим в Зарайском районе, а учиться по профессии «Швея» она не хотела, администрацией ОУ ей было предложено перейти на обучение в наше структурное подразделение № 2 (далее СП № 2) в г. Зарайск на другую профессию.

В настоящий момент, с 01.09.2016 г. Маковеева Виктория успешно проходит реабилитацию в СП № 2 г. Зарайск нашего техникума. Обучается по профессии «Сборщик обуви», интерес к профессии присутствует, обучение для неё доступное. Закончила первое полугодие без академических задолженностей, самовольных уходов и суицидальных попыток не было. Девушка вовлечена в общественную жизнь техникума, участвует в спортивных мероприятиях, рисует. Проживает совершеннолетняя Маковеева В. у нашего выпускника Мосина Сергея в Зарайском районе. Виктория заканчивает обучение в 2017 г., молодые люди планируют создать семью.

В качестве профилактики суицидальных попыток в среде обучающихся реализуются следующие мероприятия:

- знакомство с подростком, изучение личного дела, медицинских диагнозов и показаний;

- внимание к ребенку, индивидуальный систематический контроль посещаемости, успеваемости, досуга, выявление склонностей, интересов, круга общения, взаимоотношений со сверстниками;

- индивидуальная работа педагога-психолога (диагностика, тренинги, исследования, беседы и т.д.);

- индивидуальная коррекционная и массовая работа совместно с субъектами профилактики: КДН и ЗП, ОДН ОМВД РФ, ЦРБ, православный медико-просветительский Центр «Жизнь», коррекционный Центр «Ариадна»;

- создание единого информационного поля (стенды, сайт, телефоны доверия, информационный вестник, наша группа ВКонтакте «Мы студенты заводные, стильные, спортивные»;

- вовлечение во внеклассные, спортивные мероприятия, общественную жизнь;

- семинар для педагогических работников «Профилактика суицидов среди подростков» совместно с сотрудниками ЦРБ (психолог, врач-нарколог);

- семинар-практикум об особенностях подросткового поведения (проводит педагог-психолог).

Читайте также: