Стол бобик что это

Обновлено: 16.05.2024

В середине XIX века в дворянских особняках начинает появляться мебель, выполненная в технике «буль». Такая мебель изготавливается с применением черного дерева или же его имитации. А украшается она замысловатым орнаментальным декором из металла и черепаховых панцирей. В качестве же функциональных и знаковых акцентов используется и золоченая бронза (для ручек, фасадных наугольных элементов и т. п.).

И если с металлом и позолотой все решалось достаточно просто, то с черепаховыми панцирями были проблемы. А ведь именно они-то и придают особенную красоту этому изделию! Но русские мастера не были бы русскими, если б не нашли в качестве недорогой замены подкрашенный рог. А вместо черного дерева использовали окрашенный орех либо травленую грушу.

К середине XIX века предметы, выполненные в технике «буль», становятся необыкновенно популярны. Всего лишь одно-единственное небольшое мебельное изделие «буль» в общем строе всей меблировки усадьбы придает ей какую-то особую праздничность и элегантность.

Одна из лучших московских мебельных мастерских середины XIX века, работавшая в стиле «буль» и «второго рококо», принадлежала московскому купцу Эрнесту Ивановичу Блехшмидту. Она выпускала всевозможные предметы мебели, используя орех, дуб, резное золоченое дерево, экзотические породы древесины, панцирь черепахи, бронзу, латунь. В мастерской, которая насчитывала около ста рабочих, были свои проектировщики мебели, резчики, столяры и обойщики, краснодеревщики и золотари. Применялись самые разные, в том числе сложные, техники декорировки мебели (резьба, золочение, инкрустация, наборное дерево, фанеровка). Известно, что мастерская Э. Блехшмидта поставила в только что построенный Большой Кремлевский дворец не менее двадцати гарнитуров мебели из резного золоченого дерева с оригинальным рельефным орнаментом. Мебель производилась как по индивидуальным заказам, так и для собственного магазина.

Меблировку усадебных помещений в технике «буль» могли позволить себе лишь очень состоятельные дворяне (общее число их составляло не более 5 процентов ко всему дворянскому сословию).

Основная масса помещиков к середине XIX века продолжала беднеть. Сокращались земли, когда-то принадлежавшие их дедам и прадедам. Хирели и зарастали парки, с когда-то блистательным мастерством спланированные архитекторами и мастерами по ландшафтной архитектуре еще XVIII столетия.

Так что в имениях, как правило, верой и правдой служила простая и надежная мебель времен Петра Великого. Случалось даже, что в глубоко запрятанных от широких трактов уездах были помещики, вполне обходившиеся мебелью собственного, домашнего производства или мастерством своих же деревенских столяров. А порой можно было обнаружить в усадьбах даже отдельные предметы мебели времен Иоанна Грозного.

Российский Геродот

Российский Геродот Среди интереснейших людей аннинского времени выделялся Василий Никитич Татищев. Его шестидесятипятилетняя жизнь была переполнена событиями и происшествиями, которых вполне бы хватило на двух-трех человек. Участник взятия Нарвы и Полтавского

«Французский Алжир»

«Французский Алжир» «Французский» период занимает две главы: одна – про завоевание, вторая – про «ноябрьскую революцию 1954 г.», как будто между ними была пустота: ни алжирских французов, ни колонизации, ни развития страны. «Французская колонизация начинается в 1830 г. и

Французский план

Французский план Сокрушительный результат удара в Арденнах достигнут во многом благодаря французскому плану, который, по мнению немцев, идеально вписывался в их собственный пересмотренный план. Роковой для французов оказалась вовсе не, как это принято считать,

14. Российский исход

14. Российский исход В конце 1919 — начале 1920 гг., с крушением белых фронтов, российская катастрофа перешла в новую страшную фазу. Исчезали последние области, где люди могли вести относительно нормальное существование, и миллионы беженцев, бросив все свое хозяйство, бросив

ФРАНЦУЗСКИЙ ВЫЗОВ

ФРАНЦУЗСКИЙ ВЫЗОВ На протяжении XVII века Англия и Франция, как правило, выступали союзниками — сначала против Габсбургов, а потом и против Голландии. В 1657–1658 годах солдаты Оливера Кромвеля, знаменитые «железнобокие», под командованием французского маршала Тюренна

БУЛЬ ДЖОРДЖ (1815 г. – 1864 г.)

БУЛЬ ДЖОРДЖ (1815 г. – 1864 г.) В процессе становления науки все большую роль для карьеры будущих ученых приобретало качество образования, получаемого в детстве. Самоучек, добившихся научного признания, становилось все меньше и меньше. Но в первой половине XIX в. такие случаи

«КОЛУМБ РОССИЙСКИЙ»

«КОЛУМБ РОССИЙСКИЙ» Сужу я, что необходимо нужно распространить мореплавание наше по Тихому океану далее нынешних пределов… ездить в Кантон, Макао, в Баватию, в Филиппинские и Марианские острова. Григорий Шелехов, предприниматель, исследователь, просветитель. XVIII

Происшествие с нетрезвой Буль-Буль

Происшествие с нетрезвой Буль-Буль Все новое по-прежнему вызывало у Бабура неослабевающий интерес. В Баджауре он потешался над ужимками обезьянок с желтоватым мехом и белыми мордочками, которых местные жители называли бандарами. Он обнаружил, что они умеют жонглировать

Российский самодержец

Российский самодержец Из «Записок» Федора Николаевича Голицына:Государь император Павел, при восшествии своем на престол, питая издавна в сердце своем чувствительные неудовольствия, хотя ознаменовал начало своего царствования знаками щедрости, но имея от природы

Российский след

Российский след После массовых протестов в России 2011–2012 годов, а также событий на российском медиарынке, приведших к увольнениям ряда топ-менеджеров и известных журналистов («гребаной цепи») украинскими журналистами завладели две сверхценные идеи: солидарности с

Джордж Буль Отец булевой алгебры

Джордж Буль Отец булевой алгебры Чистая математика была открыта Булем в работе, которую он назвал «Законы мышления». Бертран Рассел Джордж БульВсе механизмы, шестеренки, вакуумные лампы и печатные платы — все это еще не компьютер.Важны также разработки Паскаля и

Российский царский дом

Российский царский дом ИОАНН IV ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ ОТЕЦ Великий князь Московский Василий III Иоаннович (1479–1533) МАТЬ Елена Васильевна Глинская (1508–1538) РОЖДЕНИЕ Москва, Коломенское, 25 августа 1530 НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ Великий князь Московский и всея Руси с 1533 года. Царь с 1547

Российский императорский дом

Российский императорский дом ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ ВЕЛИКИЙ ОТЕЦ Царь Алексей Михайлович (1629–1676) МАТЬ Наталья Кирилловна Нарышкина (1651–1694) РОЖДЕНИЕ Москва, 30 мая 1672 го да НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ Царь с 27 апреля 1682 года, совместно с братом Иоанном V. Единоличный правитель с 29 января

Русская мебель от барокко до модерна

Строгая или украшенная завитушками, блестящая или лаконичная и функциональная, мебель в России сохраняла национальное своеобразие на протяжении нескольких веков.

В конце XVII века заканчивается эпоха древнерусского искусства, когда на работы местных мастеров не влияла "басурманская" мода.

Скамья. Россия XVIII век. Выставка "От барокко до модерна" в Царицыно. Предоставлена галереей "Русская усадьба"

Начало XVIII века - эпоха "петровского барокко", захватившего архитектуру и убранство Санкт-Петербурга. В Россию приглашали мастеров из разных стран, однако в интерьерах сохранялось национальное своеобразие.

Вот, например, слева - кресло - Англия, стул - Голландия, первая треть XVIII века, а справа кресло и два стула работы мастерской графа А.Р. Воронцова в усадьбе Андреевское, середина XVIII века.

Слева: кресло, Англия; стул, Голландия; стол, Россия XVIII век. Справа: кресло и два стула, Россия. Выставка "От барокко до модерна" в Царицыно

В 1741 году императрицей становится Елизавета Петровна, а бюргерский стиль Голландии сменяет изящество Версаля. Уже завоевавший популярность во Франции стиль рококо хорошо соответствовал нраву императрицы, которая любила наряды и увеселения.

Строятся дворцы и зарождается производство художественной мебели из металла. Центром производства становится Тула.

Русское рококо можно увидеть в изделиях из резной кости, изготовленных холмогорскими и петербургскими мастерами.

Очень интересны настольные кабинеты. На выставке в Царицыно они представлены, так как повторяют по форме своих полноразмерных братьев, а занимают намного меньше места.

Правление Екатерины II начинается в 1762. И вновь сильная личность - сильные перемены. На смену игривому рококо приходит классика и расцвет стиля приходится на время правления Екатерины Великой.

Строятся усадьбы в классическом стиле, мебель становится симметричной, а ее конструкция ясной. Пользуется популярностью техника маркетри - мебельщики, работающие с наборной техникой, используют различные породы дерева, включая привозные и достигают вершин мастерства.

На рубеже XVIII-XIX веков распространяется мебель, фанерованная красным деревом, карельской березой, тополем, ильмом, капом берёзы и тополя.

Еще один символ эпохи - "русский жакоб". Это предметы строгих форм, декорированные латунными накладками и тягами.

Во времена Екатерины II мастера мебельщики не уступали в технике европейской школе, но уходят от подражания и создают свой собственный стиль.

Часы. Мастерская Д.Рёнтгена. Германия Нойвид-на-Рейне. 1780-е.; Соусник, Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. Конец XVIII века; Штоф. Частные заводы. Россия. Конец XVIII века.

При Александре I после изгнания из России Наполеона господствующим стилем становится ампир. Зародился он в XIX веке во Франции и, обращаясь к искусству Древнего Рима, был призван поддерживать идею императорского величия.

В 1825 году престол занимает Николай I и популярность пришла к другим историческим стилям - пышному барокко, прихотливому рококо и торжественной строгости готики.

Во второй четверти XIX века потомственную аристократию сменяют преуспевающие финансисты и разбогатевшее купечество. Стирается грань между жилыми и парадными помещениями, появляется отопление, электрическое освещение, а потом телефон.

В третьей четверти XIX века накопленный материал по древнерусскому и народному искусству провоцирует всплеск русского стиля. Яркие представители историзма - архитекторы В.А.Гартман и И. П. Ропет. В начале 1880-х годов в абрамцевском художественном кружке зарождается национально-романтическое направление русского модерна. Позже благодаря княгине Тенишевой создаются мастерские в Талашкино под Смоленском.

Ближе к концу XIX века меняется расстановка мебели - предметы "отрываются" от стен и группируются в уголки. Становится популярной резьба и золочения. Пышность и декоративное изобилие отождествляются с красотой и уютом.

В конце XIX - начале XX века одним из ведущих стилей становится национально-романтический модерн, а позже интернациональный вариант модерна.

В интерьерах появляется композиционный центр, используются эркеры, ниши и выступы.

Начало ХХ века - новая эпоха и новые традиции. Новые планировки домов и квартир корректируют развитие искусства.

В 1920 - 1930 годах особое внимание уделяется проектированию общественных пространств. В Советском союзе в эти годы господствуют два стиля - национальный романтизм и модерн.

В конце 30-х дизайн обращается не только к общему, но и к частному - появляются комфортабельные квартиры для советской элиты. Дизайнеры обращаются к классическому наследию прошлого. Господствующим стилем становится советский ампир (или "сталинский ампир").

1950 - 1960 годы - революция в жилищном строительстве. Стандартные малогабаритные квартиры приносят новую эстетику середины столетия. Основные отличительные черты мебели - эргономика и функционализм.

До 13 мая в Хлебном доме музея Царицыно проходит выставка от "Барокко до модерна". Я старалась рассказать о самом интересном, но в формат публикации, к сожалению, невозможно разместить 400 экспонатов.

Это очень необычная выставка, потому что впервые представлено развитие мебельной индустрии в динамике, а так как для такого большого периода (и формата мебели) площади ограничены, были отобраны наиболее интересные экспонаты. Предметы мебели были предоставлены не только музеями Москвы, Санкт-Петербурга и даже Дагестана, но и частными коллекционерами.

Поэтому если вам интересна эта тема и есть возможность - очень рекомендую посетить выставку.

Буду рада, если вы напишете, что вас интересует больше всего. Я постараюсь подробнее рассказать о самом интересном.

Тайны секретера

В будуарах нелишним был и дамский письменный столик. Но, пожалуй, самым тайным в спальне дамы считался секретер либо изящное бюро. Секретер представлял собой небольшой шкаф вертикальных пропорций с семью — девятью выдвижными ящиками, украшенными нередко инкрустацией, бронзовыми ручками, рельефными вставками по фасаду секретера. Верхнюю же горизонтальную плоскость шкафчика-секретера украшала белая мраморная доска.

Иногда мастера-краснодеревщики делали два-три верхних ящика ложными. Хотя их лицевая поверхность никак не отличалась ни формой, ни пропорциями от настоящих, выдвижных. Нажатием тайной пружины либо поворотом ключа у ложного ящика открывалась верхняя часть секретера. И в считаные секунды оборотная сторона этих ложных (как правило, трех) ящиков превращалась в консольную горизонтальную плоскость — доску или пюпитр для письма. А прямо над ней, но уже внутри секретера, дама могла рассмотреть нужные ей в данный момент ящички различных размеров и назначения: для писчей бумаги, конвертов, марок, дамских ожерелий, кулонов, брошей, серег, колец.

Но если дама отдавала немало времени и литературным опусам, а тем более сочинительству, то она обзаводилась картоньеркой — шкафчиком для бумаг.

Существовали бюро и секретеры и в рабочем кабинете хозяина, но больших размеров и с большим числом различных ящиков и полок. Их изготавливали из палисандрового или фиалкового дерева. Чаще их проектировали П-образной формы. Небольшая стенка психологически изолировала работающего и настраивала на деловой лад.

Кроме того, в усадебных гостиных и обеденных залах в середине XIX столетия устанавливали столы с прямоугольными или круглыми столешницами на S-образных ножках. Использовали также и вспомогательные столы небольших размеров, размещенные в этих же помещениях.

Для «второго рококо» характерны также и так называемые столы-консоли. Традиция их использования в XIX веке пришла из XVIII века. Эти дополнительные плоскости выполнялись из ореха, красного дерева. Иногда применяли и крашеную или офанерованную березу с последующим нанесением декора. Для создания большей парадности зала консоли украшали мраморными столешницами. И на них устанавливали бронзовые с позолотой настольные часы, хрустальные либо фарфоровые вазы, серебряные канделябры и т. п.

Тайны репрессий

Тайны репрессий Начнем с мироустроительной задачи. На простом человеческом языке она означает задачу борьбы с внутренними и внешними врагами. Новая реальность родилась недавно. Ей только предстояло материализоваться, стать полноценным миром. И до тех пор, пока этого не

Синташтские тайны

Синташтские тайны Археологическая лихорадка в Челябинской области продолжается уже более двух десятилетий. Захватила она и местных жителей, в результате чего находку, открывшую самую загадочную серию, обнаружил школьник-старшеклассник, — фигурку воина доисторической

Тайны родословной

Тайны родословной Сегодня многие историки не сомневаются в том, что Ленин совершил Октябрьскую революцию на немецкие деньги, охотно вверг страну в хаос и разруху, потому что ненавидел Россию. Говорят, что в нем было слишком мало русской крови и потому он не был

Тайны Неглинки

Тайны Неглинки Трубную площадь и Неглинный проезд почти до самого Кузнецкого моста тогда заливало при каждом ливне, и заливало так, что вода водопадом хлестала в двери магазинов и в нижние этажи домов этого района. Происходило это оттого, что никогда не чищенная

Тайны интеллекта

Тайны интеллекта Как писал А.Блок, человеку в этом бренном мире доступны "и жар холодных числ, и дар божественных видений", свойственны способность глубокого интеллектуального проникновения в суть загадочного бытия и прекрасные эмоциональные взлеты.Интеллект Ленина,

Тайны Варанаси

Тайны Варанаси Загадочный город Варанаси расположен на севере Индии в штате Уттар-Прадеш. В те времена, когда Индия была английской колонией, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши — «Светоч». Даже среди тиртха (мест паломничества)Варанаси — особый город.

Тайны страны Куш

Тайны страны Куш Международная археологическая экспедиция в Судане пытается спасти остатки древней культуры на территории, которая скоро окажется на дне нового водохранилища.Ученые из Англии, Германии, Польши, России, Франции и Судана работают в большой спешке,

Первопроходцы тайны

Первопроходцы тайны Загадочных мест на Земле не счесть. Но Бермудский треугольник уже давно считается феноменом классическим, воплотившим в себе человеческий страх и безграничное изумление перед выс­шими силами природы. Кажется, именно эти силы очертили по чьей-то воле

Тайны конкистадоров

Тайны конкистадоров Перекрашивая историю История – собрание фактов, которых не должно было быть. Станислав Ежи Лец Конкистадоры… Завоеватели… Наследники доблестной испанской Реконкисты, солдаты, романтики, жестокие и настойчивые. Своим потом и кровью они окропили

Тайны пирамид

Тайны пирамид У нас — это змея На’у, бык, который властвует; Она проглотила семь своих змей-уреев. Из заключительных строк надписи на пирамиде Унаса Сын и прямой наследник Хеопса — Джедефра — построил свою пирамиду не в Гизе, а в 8 километрах от усыпальницы своего отца, у

От тайны к знанию

От тайны к знанию Центр или центры? Когда были открыты погибшие цивилизации Египта и Двуречья, Центральной и Южной Америки, древней Индии и острова Пасхи, тропической Африки и Средиземноморья, у многих исследователей, видящих общие черты сходства этих культур, невольно

Тайны Тантры

Тайны Тантры Тексты протоиндийцев; дошедшие до нас, крайне скудны. Вряд ли мы получим очень ценные указания на историю происхождения протоиндийской цивилизации, даже если нам удастся прочитать их. Но вполне возможно, что многие загадки протоиндийцев удастся решить,

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики)

Г. С. Курганов и П. М. Куреннов ТАЙНЫ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И БУДУЩЕЕ РОССИИ (Тайны мировой политики) Что касается России, то всё упирается в 20 миллионов масонских солдат. (Г. С. Курганов). Еще до второй мировой войны Г. С. Курганов говорил:«Или я лягу живым в гроб, или я узнаю,

Столик-бобик в технике маркетри








Столик-бобик из коллекции Павловского дворца-музея – блестящий пример русского мебельного искусства в технике маркетри. Этот метод (в переводе с французского маркетри – мозаика) заключается в подборе рисунка из кусочков, различных по цвету и форме, ценных пород дерева. При этом слой благородного дерева скрывает основу из простых пород.

Искусство маркетри, популярное в Европе еще в эпоху Возрождения, в России становится модным во второй половине XVIII века. Согласно описи, столик-бобик в Павловск привезли в апреле 1787 года из Петербурга: «полуцыркульной столъ набраной разнымъ деревомъ цветной работы, насредине стола набрана из разнаго дерева и представлено расположения здешнего места по борту и под ношками бронзовая работа…». В 1794 году после завершения отделки парадных комнат дворца этот столик был помещен в Парадную библиотеку великого князя Павла Петровича.

Форма столиков, которые современники называли выгибными, заимствована из Франции. В конце XIX века они получили название «бобик» – из-за очертания столешницы, напоминающую форму боба. Стол из коллекции «Павловска», фанерованный мореным кленом, палисандром, черным деревом, орехом, буком, пальмой, розовым деревом и грушей, выделяется исключительным качеством исполнения деревянной мозаики среди подобных предметов, выполненных в технике маркетри. Сплошной мозаичной картиной декорирована не только столешница и подстолье, но даже сложные по форме ножки и проножка стола. Лейтмотив декора – виды Павловского парка. В центре столешницы на первом плане изображены река Славянка с мостом и лодками, Круглый пруд, прогуливающиеся дамы с кавалерами; на втором плане – Большой дворец, Мариинский госпиталь, Храм Дружбы, Колоннада Аполлона, статуя Цереры и обелиск с монограммами «РР» и «МF» в медальонах. В этой наборной панораме художник объединил почти все постройки Павловска. Некоторые отступления от правил перспективы и топографической точности восполняются непосредственностью рисунка. Вероятно, оригиналом для наборной картины послужила работа русского художника–пейзажиста С.Ф. Щедрина. Столешница обрамлена широкой наборной полосой с фигурами людей, колоннами и растительным орнаментом. Край столешницы украшен поясом чеканной золоченой бронзы, ножки – золочеными латунными башмачками.

В медальонах на царге и массивных фигурных ножках изображены различные парковые павильоны: посвященный Екатерине II Храм Дружбы, Старое Шале – одно из любимых мест Марии Федоровны, напоминающее ей детство, и павильон в парке ее дяди герцога Вюртембергского, живописные развалины павильона-руины. Изображения на столике-бобике – одни из самых ранних в иконографии Павловска. На фигурной проножке стола размещен набор в виде невысокой плетеной корзины с крупными цветами, обрамленными тонкими стеблями с легкими, словно разбросанными по сторонам мелкими цветами и листьями. Сравнивая аналогичные композиции на бюро из коллекции ГМЗ «Царское Село», где изображена подобная корзина цветов, и бюро из собрания Гатчинского дворца-музея со сходными изображениями павильонов Павловского парка, и сопоставив эти предметы с двумя подписными столиками из Государственного Исторического музея (ГИМ), А.М. Кучумов установил, что автором столика из Павловского дворца является Матвей Веретенников, крепостной столяр статского советника А.В. Салтыкова. Он работал в Петербурге в последней четверти XVIII века.

Произведения крепостного мастера отличались виртуозной техникой исполнения, разнообразием изобразительных мотивов и подлинной живописностью. Органично соединяя в своих работах пейзажную композицию с жанровыми или аллегорическими сценками, мастер часто добавлял к ним цветочные и геометрические орнаменты.

Свидетельством высокой оценки современниками таланта крепостного мастера служат два ломберных парных стола из собрания ГИМа, где на столешницах, под картинами, в медальоне выгравировано его имя. Разрешение поставить свою подпись на лицевой стороне было большой честью, особенно для крепостного мастера.

Веретенников в основном работал по заказам императорского двора. Наглядным примером служат два бюро-цилиндра, одно из которых сейчас находится в собрании ГМЗ «Царское Село», а второе – в ГМЗ «Гатчина», а также два столика-бобика из собрания Павловского дворца – с изображениями павловского парка и с наборной картиной «Оперная компания» (последний в 1930-е был продан через В/О «Антиквариат» и в настоящее время находится в частном собрании за границей.

Столик-бобик в Павловском дворце соседствовал с мебелью А. Жакоба, Д. Рентгена, М. Карлена, А. Вейсвейлера. Это неопровержимо свидетельствует, что изделия русских мебельщиков высоко ценились при императорском дворе наряду с произведениями известных западноевропейских мастеров.

Читайте также: