Под святыми стол дубовый значение

Обновлено: 07.05.2024

Помню, в детстве, когда я пытался сесть на стол, бабушка мне говорила: «Стол-престол, на столе не сидят». Отношение к столу как к сакральному месту, если не стерлось из памяти поколений, то становится все слабее. Но у крестьян, рожденных в конце XIX – начале XX вв., почитание стола было безусловным. Считалось, что стол — то же, что в алтаре престол. Поэтому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как во время службы в церкви, ведь церковный престол - это алтарь, на котором совершается бескровное жертвоприношение - евхаристия. В церкви это - трон Бога, на котором «таинственно присутствует сам Господь-вседержитель».

Отсюда и запреты оставлять на столе что-то лишнее, кроме хлеба. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Наличие хлеба на столе символизировало достаток и благополучие дома. Стол также считался протянутой людям ладонью Бога или Богоматери, поэтому по столу было запрещено стучать, иначе в доме случится ссора. О стол нельзя разбивать яйца (помню этот запрет), а то хищные птицы будут таскать кур. До сих пор бытует поверье, что нельзя садиться на угол стола, а то не женишься или замуж не выйдешь. Нельзя класть на стол подушку или одеяло, иначе в доме кто-нибудь умрет. Чтобы найти потерянное, нужно обвязать ножку стола и сказать: «Черт, черт, поиграл, да и отдай».

С неподвижностью и неотделимостью стола от жилища связаны обряды приручения животных к дому. Чтобы куры, поросята, телята не убегали, их обносили вокруг ножки стола, либо на какое-то время к ней привязывали. А, если скотина терялась, ножки стола обвязывались – стреножились, дабы животные не убежали дальше. Чтобы коровы-первотелки не брыкались во время дойки, хозяйки их мыли водой, которой предварительно протирали ножки стола: «как стол стоит плотно и крепко, так ты, коровушка, стой плотно и крепко».

Как пишет А.Л. Топорков, изначально местоположение стола в доме не было четко определено. Его могли ставить как возле устья печи, так и по центру стены, либо в красном углу. Постепенно закрепился последний вариант. «Закрепленность стола в переднем углу, в непосредственной близости от божницы с иконами, свечами, освященной вербой и др. христианскими атрибутами, в наиболее освещенной части жилища, наделяли стол высоким статусом. Стола представал как место символического обмена между Богом, который наблюдал за людьми с икон, и людьми, которые вкушали пищу, ниспосланную Богом».

Позиция стола в доме диктовала и иерархию рассадки. Во главе стола, в красном углу под иконами, сидел глава семьи. Если отец уже отошел в мир иной, то его место занимал старший женатый сын, либо, если он еще не был женат, - мать. По сторонам от хозяина рассаживались по старшинству. Женщины садились на нижнем конце стола, ближе к печи и бабьему куту. Почетные места за столом женщины могли занимать во время определенных обрядов, например, крещения ребенка или на свадьбе.

Порядок трапезы был также строго регламентирован. Никто не мог начать есть, пока это не сделает глава семьи. После этого из общей миски еду черпали также по старшинству. За нарушение следовало наказание - удар ложкой по лбу. То же самое происходило, если во время еды кто-то начинал разговаривать: «когда я ем, я глух и нем». Из-за стола во время приема пищи запрещалось выходить. Кто наедался раньше всех, должен был сидеть и ждать, пока из-за стола не поднимется хозяин. Кто опаздывал без серьезной причины, за стол не допускался, ждал следующего приема пищи.

После крестин и венчания существовал обряд трижды обойти вокруг стола, как вокруг церковного алтаря. Подобный обычай был и при трудных родах. Вокруг стола обводили роженицу. А вот вне ритуала обход стола не допускался: нужно была выходить из-за стола на ту же сторону, с которой за него входил. По поверьям, при обходе стола кругом мог умереть близкий родственник.

Стол – это не просто части оструганного дерева, соединенные между собой. Это часть семьи. Отсюда и обряд переворачивания стола после потери одного из ее членов. Как пишет А.Б. Мороз: «Стол связан с домом и семьей (родом), в нем живущей. Являясь местом, где собирается вся семья, стол выражает идею полноты, целостности семьи, рода и - шире – круга близких людей. Неполнота состава обитателей выражается через неустойчивость стола: после выноса покойника стол (или лавки), на котором стоял гроб, переворачивают вверх ногами».

Сегодня, садясь за стол, мы не забиваем голову теми смыслами, которые он несет. Но один обычай мы все же соблюдаем – проявляем гостеприимство, приглашаем за стол того, кто вошел в дом во время нашей трапезы. Но раньше он имел смысл, что таким образом семья кормит не нежданного гостя, а ушедших в иной мир родственников.

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях А. С. Пу

Авторы - Н.В.Суздальцева, А.Васляева
В этой статье попробуем доказать, что "Сказка о мертвой царевне" А.С.Пушкина является по жанру православной сказкой, сочетающей в себе черты рождественской и пасхальной сказки одновременно.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ НАЧАЛО
Пушкинская сказка начинается с трагедии разрушения семьи: с прощания царя с царицей, долгим (9 месяцев!) отсутствием царя, страданием и страхом оставшейся в одиночестве и ждущей рождения первого ребенка молодой царицы:

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.
Девять месяцев включают в себя и весну, и лето, и зиму, но для царицы в отсутствии любимого время остановилось. В ее сердце одно время - зима, вьюга, холод. Пушкин использует образ вьюги не как обозначения времени года, а как символ душевного холода и постепенного духовного умирания.
Образ вьюги символичен еще и тем, что у Пушкина он всегда выступает как символ бесовства, искушения. Пример тому стихотворение «Бесы», повесть «Метель» или роман «Капитанская дочка» (встреча главного героя с разбойником Пугачевым в метель). А вот цитата из «Бесов»:

Вьюга злится, вьюга плачет;

Кони чуткие храпят;

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре.

Таким образом, в начале сказки мы видим не только начало разрушения семьи, но и разрушения всего мира, потому что, во-первых, семья – это основа русского православного космоса, а во-вторых, потому что главные герои не простые люди, а царь с царицей. Разрушение царской семьи грозит разрушением нравственных основ всего государства. Тем более, что мы не знаем по каким государственным делам оставляет царь свою ждущую ребенка супругу – война ли это как защита государства, как завоевательный поход или просто долгое заграничное путешествие. В любом случае расставание супругов в начале сказки приводит не к радости встречи, а к еще большей трагедии – смерти царицы. Мир на грани катастрофы. И вот тут-то в последние дни жизни царицы Бог посылает разрушающемуся миру крохотный лучик надежды – рождение дочери.

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог дает царице дочь.

Царевна рождается в символичное время – в Рождество, в то же время, что сам Христос! Это не может быть случайным совпадением, Пушкин сам выбирает такое время для рождения своей героини. Как Христос приходит для спасения этого мира, так и царевна, рожденная в Рождество, символ надежды этого мира на спасение. Но пока царевна еще мала, она еще растет, а мир только множится грехами – через год после смерти жены царь женится на молодой царице.

Долго царь был неутешен,

Но как быть? и он был грешен.

1. Самым главным доказательством того, что «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» настоящая православная сказка (то есть космос ее православный и герои ее живут и судятся автором по христианским заповедям), является упоминание Пушкиным Бога в самых ключевых моментах сказки. Все в сказочном мире Пушкина происходит по воле Божьей, все герои вспоминают Бога в критические и ответственные моменты. Само рождение царевны происходит по воле Бога:

Бог даёт царице дочь

2. Следующий раз Бог упоминается в один из самых страшных моментов сказки – когда злая царица приказывает сенной девушке Чернавке свести царевну в лес и «связав ее, живую под сосной оставить там на съедение волкам». Чернавка заводит царевну в лесную глушь, но отпускает со словами:

«Не кручинься, Бог с тобой».

Слова, сказанные Чернавкой, имеют двойное значение: и переносное, фразеологическое, зафиксированное в словарях, и прямое.

Учебный фразеологический словарь. — М.: АСТ. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева, Н. М. Шанский. 1997:

Бог с тобой, езжай одна.

Бог с тобой, золотая рыбка! Твоего мне откупа не надо. (А. Пушкин.)

2. Как можно, зачем (выражение несогласия, упрека, удивления, недовольства и т. п.).

«Вот собираюсь за границу: для этого… имение заложу или продам…» – «Бог с тобой, что ты, Борюшка!» (И. Гончаров.)

Но слова Чернавки, взятые в прямом значении, воспринимаются и как утешение царевны, что Бог ее не оставит, и одновременно констатация факта – Бог с царевной всегда, она его избранница. И отказывается от злодеяния Чернавка, может быть, именно потому, что вспомнила о Боге и осознала всю греховность своего поручения.

3. Третий раз Пушкин упоминает Бога также в очень ответственный момент, когда жених царевны – королевич Елисей отправляется ее искать:

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За невестой молодой.

Королевич Елисей не надеется только на свои силы, он просит помощи у Бога, потому что не знает, где искать ему невесту.

4. Следующее упоминание Бога тоже не случайное. Царевна, отпущенная Чернавкой, набредает в лесу на терем семи богатырей и, зайдя в дом, на наш взгляд, по одной только детали определила, что никакой беды здесь с ней не случится:

И царевна очутилась

В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

Видит девица, что тут

Люди добрые живут.

«Под святыми» - значит под иконами, по одной этой детали царевна определяет, что здесь живут люди православные, а значит добрые, соблюдающие заповеди божии. Более того, решив остаться в тереме, царевна наводит порядок в доме, который для нее не возможен без молитвы:

Дом царевна обошла,

Все порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку,

На полати взобралась

И тихонько улеглась

«Засветила Богу свечку» - наверняка Пушкин имел в виду в этих строчках, что царевна поблагодарила Бога за спасение, помолилась за тех людей, в дом которых ее Бог привел. И самое главное – восстановление порядка, гармонии в сказке, до этого повествовавшей только о бедах и грехах, началось с зажжённой Богу свечки.

5. Еще раз Бога Пушкин упомянет тоже в важном эпизоде – в сцене сватовства богатырей к царевне. Это момент искушения и для богатырей, их братской любви, ведь они готовы поссориться из-за гостьи, и для самой царевны, ведь у нее есть жених - останется ли она ему верна?

Старший молвил ей: "Девица,

Знаешь: всем ты нам сестрица,

Всех нас семеро, тебя

Все мы любим, за себя

Взять тебя мы все бы рады,

Да нельзя, так Бога ради

Помири нас как-нибудь…

Все герои призываю Бога помочь им в их искушении, именно поэтому с честью выходят из духовной брани, не совершив греха. «Спрос - не грех», - говорит Пушкин словами старшего брата после правильного выбора царевны:

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

6. Бога упоминают не только положительные герои сказки, но и злодеи. Так пришедшая погубить царевну черница, бросая ей отравленное яблоко, говорит при этом:

Бог тебя благословит,

Вот за то тебе, лови!

Черница – это монахиня, именно поэтому она внушает доверие царевне и та ее не боится, несмотря на предупреждение чуткого пса. Это еще раз говорит о набожности царевны, она верит, что тот, кто верит в Бога, человек добрый, от него зла ждать нельзя. Именно поэтому злая царица подсылает к ней убийцу, переодетую в монахиню. Но черница, подавая яд и произнося при этом «Бог тебя благословит», как бы дает одновременно противоядие. Может, поэтому царевна не умирает, а лишь впадает в зачарованный сон.

7. Кто-то может не согласиться с тем, что пушкинская сказка православная, приведя в довод, что в ней действуют языческие герои: солнце, ветер, месяц. Это так, ведь это сказка, а какая же русская сказка без языческих героев – Кощея или Бабы Яги, лешего и прочих. Но даже языческие герои у Пушкина подчиняются Богу! Вспомним встречу Елисея с ветром:

"Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе.

Не боишься никого,

Кроме Бога одного».

И ведь именно этот, имеющий страх Божий, языческий герой помогает Елисею!

В своём произведение А.С.Пушкин создаёт образ царевны как идеал православной девушки. Царевна прекрасна и снаружи («белолица, черноброва»), и внутри («красавица душой»). А также царевну можно сравнить со светлыми, непорочными девами как Богородица, Вера, Надежда, Любовь и др. Время рождения (ночь в сочельник – канун Рождества) определяет судьбу царевны, а поскольку она главная героиня сказки, то дата определяет и сюжет сказки: раннее сиротство, в детстве она «нраву кроткого», далее – испытания, странствия, добрые дела (забота о богатырях, помощь чернице), искушение (брачное предложение богатырей), верность жениху, смерть (временное торжество зла) и чудесное воскресение. По сути дела перед нами житийный сюжет со всеми его основными элементами, но в его сказочной модификации.

Образ Царевны вполне соответствует пушкинскому «милому идеалу» русской женщины: не случайно в сказке почти цитируется последняя встреча Татьяны и Онегина из романа «Евгений Онегин». Сравним. В романе: «Я вас люблю, К чему лукавить, Но я другому отдана. Я буду век ему верна»; и в сказке: «Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно// Отдана…». А ведь Татьяна Ларина – это пушкинский идеал русской женщины.

Образ королевича Елисея

Жених царевны носит имя Елисей не случайно, и он единственный герой, который имеет имя собственное. Это имя связывает всю сказку с Библией. В 4-ой Книге Царств Ветхого Завета описаны жизнь и деяния пророка Елисея, жившего в IХ веке до Рождества Христова и являвшегося учеником и преемником другого ветхозаветного пророка - Илии. Для нас здесь важен и тот факт, что святой Елисей мог оживлять мертвых. В Книге Царств так описывается воскресение им ребенка самаритянки: «И вошел Елисей в дом, и вот, ребенок умерший лежит на постели его. И вошел, и запер дверь за собою, и помолился Господу. И поднялся и лег над ребенком, и приложил свои уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням, и простерся на нем, и согрелось тело ребенка и открыл ребенок глаза свои». Сравним: в пушкинской сказке Елисей отправляется на поиски невесты также «помолясь усердно Богу», а, найдя её в пещере, свершает чудо: «И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Глядит вокруг Изумленными глазами…». Несомненно, Пушкин как христианин прекрасно знал Священное писание, тем более что православная церковь поминает пророка Елисея. И христианский миф о пророке Елисее и значение его имени (в переводе с еврейского означает коего спасение Бог) точно вписываются в сюжет сказки о торжестве добродетельной любви над ненавистью, жизни над смертью, света над тьмой: «В руки он её берет И на свет из тьмы несет». Невольно возникают ассоциации с житийным сюжетом о Петре и Февронии.

Но функции образа королевича Елисея не исчерпываются любовным сюжетом. Елисей – спаситель царства от разрушения, от гибели, от власти бесов. Поэтому сразу после похорон царицы – свадьба: злая мачеха находится за пределами православного пространства. А Елисей и царевна – по сути дела венчаются и на царство. В финале нет и намека на конец света. Наоборот – возрождается власть, основанная на христианских идеалах. Поэтому и пир, какого не видал «никто с начала мира». Таким образом, сказка завершается напоминанием о событии, с которого и началась – с Рождества Христова.

Образ злой царицы

На примере злой мачехи Пушкин нам рассказывает историю постепенного духовного падения человека. Это особенно становится очевидным, если сравнить героиню Пушкина с злой царицей из сказки братьев Гримм. В сказке А.С.Пушкина царица – это самый обыкновенный человек, правда, очень эгоистичный и завистливый. А королева братьев Гримм - это не просто грешный человек, а настоящая ведьма. Русская царица пыталась погубить царевну не сама, а через других людей (чернавка, черница). А у братьев Гримм королева все делала сама. И когда она велела егерю убить Белоснежку, то приказала принести ещё и её внутренние органы и съела потом их! Царица же просто велела чернавке отвести царевну в лес и не убивать, а просто привязать к дереву. В пушкинской сказке, в отличие от европейской, нет никаких мистических сил, колдовства. В «Белоснежке» семь гномов – это явно фантастические существ, которые непонятно то ли добрые, то ли злые. А в «Мертвой царевне» видно, что богатыри - это люди, да к тому же «добрые», то есть честные, православные.

Пушкина интересует не фантастика, волшебство и мистика, а человеческие отношения и история человеческой души. В начале сказки злая царица еще вовсе не злая, а только лишь своенравная:

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Но она умеет быть и другой – почти доброй и веселой, правда, не со всеми, а лишь с зеркальцем:

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно:

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

С. ним приветливо шутила…

Причем, это зеркальце ей дано было в приданное, то есть досталось от родителей. И кто знает историю царицы до замужества! Может, ее своенравность – это следствие неправильного воспитания.

Но вот один грех – гордость - влечет за собой другой – зависть. Царица позавидовала красоте царевны («Черной зависти полна»). И вот зависть уже впускает новый грех – гнев («Черт ли сладит с бабой гневной?») и толкает на настоящее преступление – отвести царевну в лес на съедение волкам. И вот только после этого злодеяния Пушкин и наделяет свою героиню эпитетом – «царица злая». Одно злодейство влечет за собой другое, еще более ужасное: завести царевну в глушь и бросить ее на съедение зверям – это одно, здесь как бы инсценируется несчастный случай, а дать яду руками монахини – это уже и прямое убийство, да еще и клевета на православных людей, то есть на Бога! А когда царевна возвращается домой, царица от злости умирает, даже, может, и не от злости, а от самого страшного греха – уныния, от которого вешается нераскаявшийся Иуда:

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Таким образом, Пушкин показывает нам духовное падение человека именно с христианской точки зрения.

По жанру пушкинскую сказку нужно рассматривать как один из первых (если не первый) образец русской пасхальной и одновременно рождественской сказки. В литературоведческом словаре читаем: «Традиционный рождественский рассказ имеет светлый и радостный финал, в котором добро неизменно торжествует. Герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для разрешения которого требуется чудо. Чудо реализуется здесь не только как вмешательство высших сил, но и счастливая случайность, удачное совпадение, которые тоже в парадигме значений календарной прозы видятся как знак свыше. Часто в структуру календарного рассказа входит элемент фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика». Этим критериям рождественского рассказа соответствует и сказка Пушкина: царевна рождается в канун Рождества в момент духовного кризиса мира и семьи как надежда на будущее искупление, пройдя через ряд искушений, герои добираются до радостного финала, где «добро неизменно торжествует».

Однако пушкинская сказка – это еще и пасхальная сказка, потому что главная героиня – мертвая царевна. Она схожа с Христом не только днем рождения, но и судьбой: ей суждено умереть и воскреснуть. И вместе с ней воскресает весь православный мир сказки.

Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса, который в 1843 году написал «Рождественскую песнь в прозе» Рождественские рассказы и повести задумывались Диккенсом как своеобразные проповеди человечности, любви, добра, призыв изменить жестокий мир через собственное преображение. Затем Диккенс решает писать по рассказу к каждому Рождеству. В 1844 выходят «Колокола», в 1845 - рождественская повесть «Сверчок за очагом», в 1847 - «Одержимый, или Сделка с призраком». Однако Диккенс написал свою историю в 1843 году, а Пушкин создал свою сказку на целых десять лет раньше – в 1833 в Болдино! То есть получается, что это именно Александр Сергеевич Пушкин – основатель жанра рождественской и пасхальной сказки! И не только в русской литературе, а и в мировой!

Хоть святых вон выноси

Святые – это иконы в древнерусском обиходе (ср. святцы). Слово святые в значении «образа, иконы» встречается еще в языке Пушкина. В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»:

Дверь тихонько отворилась,

Под святыми стол дубовый,

У Льва Толстого в народных рассказах («Солдаткино житье»): [Бабушка] «обмыла мальчика, надела чистую рубашечку, по

дпоясала и положила под святые». Смысловая структура слова святые ясна. Оно до сих пор употребительно в языке народной словесности и в областных говорах.

На этом фоне легко объясняется фразеологизм хоть святых (вон) неси (выноси, уноси) и т. п. В академическом словаре применение этого выражения характеризуется слишком широко: «о чем-либо непристойном, безобразном» (БАС, 13, с. 469).

Синтаксические контексты применения этого фразеологизма в общем однотипны:

«Уж какую он в последнее время ахинею городил, так хоть святых вон понеси» (Салтыков. Невинные рассказы, 12, 9); «Во хмелю Мирон бывал буен. Дело известное: трезвый ребенка не обидит, а напьется – святых вон выноси» (Бунин. Веселый двор).

О поговорке хоть святых вон уноси как выражении почтения к иконам писал С. В. Максимов: «. во многих местах завешиваются иконы во время пиршеств, пляски и других развлечений; нельзя сидеть в шапке, свистать: все это большой грех. (. ) Зато говорят также и надвое ”хоть святых вон выноси“: про тех, которые врут не в меру, ”и святых выноси и сам уходи“, и про бестолковый гам и крик на миру в замену обычного ”поднялся содом“: пусть св. иконы не видят греховных людских развлечений и не слышат свиста пустодома» (Максимов, Крыл. слова, с. 443–444). Все это очень широко и неопределенно, хотя и не противоречит смысловому существу поговорки. Суть ее в древнем культовом убеждении, что почтение к иконе должно оберегать ее от созерцания всего непристойного, греховного или присутствия при неприличных событиях.

Для понимания той бытовой древнерусской основы, на которой сложилась древнерусская поговорка «хоть святых вон выноси» характерны такие замечания голландского дворянина, приезжавшего в 1675 г. в Москву в свите посольства К. фон-Кленка: «Хотя русские и в брачной своей жизни и вне брака весьма нецеломудренны, они тем не менее очень суеверны. Совершая известный акт, они снимают крест, носимый ими на шее, и удаляют или завешивают на время иконы» (Русск. старина, 1893, декабрь, с. 537).

В «”Путешествии по России“ голландца Стрюйса» сообщается: «Москвитянин от природы сладострастен, а между тем к своей жене не выказывает ни ласки, ни снисходительности: он приносит все в жертву своему удовольствию и стремится только утолять грубые постыдные наклонности. Вместе с тем он убежден, что за этот грех должно наказывать женщин; поэтому он, прежде чем лечь с посторонней женщиной, вместо своей жены, снимает крест, который на себе носит, и не совершает греха в комнате, в которой висят образа. Если же не может скрыться (от икон), не находя более удобного места, то не будет совершать (греха), пока не завесит их. Русский уверен, что эта предосторожность избавляет его от небесной кары, и ее достаточно, чтобы избегнуть наказания за блуд, прелюбодейство и нечто худшее» (Русск. архив, 1880, кн. 1, с. 48).

Конечно, эти характеристики и описания русского быта XVI – XVII вв. со стороны иностранцев-путешественников односторонни и содержат много отрицательных преувеличений. Но для исторической оценки происхождения выражения хоть святых вон выноси (уноси, неси и т. п.) они дают важный материал.

Источник: История слов : Ок.1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связ. / В. В. Виноградов; Рос. акад. наук. Отд-ние лит. и яз. Науч. совет "Рус. яз.". Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М., 1999. - 1138 с. ISBN 5-88744-033-3

Прочитала недавно с племянницей сказки А.С. Пушкина, несколько озадачена прочитанным. В чем смысл и стоит ли его искать

Последний раз читала сказки вместе с дочкой лет тринадцать назад, тогда я их воспринимала, как должное. А тут недавно с девятилетней племянницей перечитывали, и некоторые моменты, честно сказать шокировали. Для кого писал их А. С. Пушкин? В чем смысл? Раньше такие вопросы мне в голову не приходили…

И так, начнем со «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

Царь в этой сказке появляется мимолетом, делает царице ребенка и в путь-дорогу снаряжается. И только через девять месяцев, ровно после рождения дочери «воротился наконец». Ну может война была, как иначе объяснить такое долгое отсутствие царя в государстве? Но приехал вовремя к рождению ребенка, подгадал. Царевна сразу после родов умирает, то ли роды были тяжелые, то ли радость от встречи с долгожданным супругом слишком волнительной для нее оказалась.

«На него она взглянула,

Восхищенья не снесла,

И к обедне умерла».

Царь, погоревав год, всего лишь один год, снова женится.

«Долго царь был неутешен,

Но как быть? И он был грешен;

Год прошел как сон пустой,

Царь женился на другой».

И всё, больше глава государства в сказке практически не упоминается, дело свое сделал. И первостепенным действующим лицом, главным злодеем, становится новая царевна.

«Высока, стройна, бела,

Своенравна и ревнива».

У царевны из развлечений только одна забава, поговорить со своим «гаджетом», волшебным зеркальцем.

Принцесса тем временем где-то на задворках царского терема росла-росла и незаметно превратилась в красотку, то есть, лет пятнадцать как минимум должно было пройти. Царица ни сном, ни духом, что у нее в замке симпатичная падчерица растет. И тут бац, зеркальце ей отвечает, что всё, больше она не всех милее.

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

Трагедия, как так-то? Откуда она взялась?

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне на зло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

Вишь какая подросла!

И не диво, что бела:

Мать брюхатая сидела

Да на снег лишь и глядела!

Но скажи: как можно ей

Быть во всем меня милей?

Признавайся: всех я краше.

Обойди всё царство наше,

Хоть весь мир; мне ровной нет.»

И отправляет ее в лес с Чернавкой на верную смерть, а царевна идет покорно в чащу леса со служанкой, как послушный теленок и даже попыток к бегству не делает, только попросила ее не привязывать к дереву, а просто отпустить.

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Все-таки вспомнила в конце, что не простая она девица, а все-таки царевна.

Чернавка то ли побоялась на себя грех брать, то ли пожалела девушку и понадеялась, что когда-нибудь озолотит ее, связывать не стала, а просто отпустила ее в лесу.

Еще, поразило меня в этой сказке, что имена в этой сказке есть у служанки и царевича, жениха царевны. Ни у царя, ни у злой красавицы царицы, ни у богатырей, все безымянные…

Проходит время, царевна пропала «Тужит бедный царь по ней», но на поиски отправляется царевич Елисей, а не отец.

«За красавицей душой,

За невестой молодой».

А царевна молодая остаток дня и всю ночь блуждала по лесу и набрела на терем. Там, увидев икону, решает, что в доме люди живут хорошие, плохого ей не сделают, и заходит в дом.

«И царевна очутилась

Печь с лежанкой изразцовой .

Люди добрые живу т;

Знать, не будет ей обидно!»

Царевна, обойдя дом, решает прибраться. Видимо в то время царевен воспитывали правильно, всё могли по дому делать. Чем же еще себя молодой царевне себя занять? И все убрав, уставшая девица засыпает на полатях.

В обед приезжают семь усатых богатырей. Удивляются чистоте в тереме, знакомятся с девушкой, по ее разговору понимают, что перед ними не простая девушка, но не отправляются к царю-батюшке с донесением, что дочь жива, а ведь в пешей доступности от него находятся. Видимо, понимают, что государством правит царица, а царь ничего не решает. И если царица решила избавиться от соперницы, то лучше не вмешиваться.

И осталась девица жить у них в тереме. Ни про жениха не помнила, ни про отца. Живет себе в гостях, прибирается, еду готовит взрослым мужикам. Попробуй приготовь семерым здоровым богатырям. Но ничего, справляется, и даже попытки вернуться к отцу не делает.

Братья тем временем все сразу полюбили юную царевну, пришли ей делать предложение.

Знаешь: всем ты нам сестрица ,

Взять тебя мы все бы ради,

Помири нас как-нибудь:

Одному женою будь,

Прочим ласковой сестрою.

Что ж качаешь головою?

Аль отказываешь нам?

Аль товар не по купцам?»

Тут девица вспоминает, что у нее есть жених, королевич Елисей, и отказывает братьям. Вспомнила, вот умница!

Но и после этого никто не делает попытку отвезти ее к жениху, и она сама не просит. Есть жених, но жить с вами пока буду, сколько не знаю. Ох уж, эти скромные девицы! Никакой борьбы за свое счастье, пусть все идет как идет. Что воля, что неволя…

«И согласно все опять

Стали жить да поживать».

Между тем, злая красотка царица узнает от своего зеркальца, что ее обманули, и что конкурентка жива и здорова, приходит в ярость от наглого обмана служанки. И заставляет избавиться от девицы. Не ждет у моря погоды, действует. С активной жизненной позицией женщина, хоть и отрицательный персонаж, настоящий злодей в женском красивом обличии.

Не буду пересказывать момент отравления Чернавкой яблоком молодую царевну, вы и так знаете сами. Но вот когда богатыри узнают, что их любимая девица умирает, им даже не приходит мысль в голову поехать к царю или ее жениху Елисею, а просто положили ее в хрустальный гроб и оставили в пещере под горой. Молодцы, что сказать.

Вдруг погасла, жертвой злобе,

На земле твоя краса;

Дух твой примут небеса.

Нами ты была любима

И для милого хранима —

Не досталась никому,

Только гробу одному».

Царица злая, узнав, что она по-прежнему всех милее, всех румяней и белее, успокоилась, ни каких угрызений совести не испытывает, как и положено злодеям.

А царевич Елисей отправляется на поиски своей возлюбленной. У людей он не спрашивает, знает, что никто ему путного ничего не скажет, все царицу боятся. Поэтому он по свету скачет, и обращается, наконец-то к солнцу, а кому еще-то?

«Свет наш солнышко! Ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

А потом и к месяцу, но все безрезультатно. И только ветер был в курсе местонахождение царевны, он один не боялся никого. Вот уж всех запугала царевна.

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого ,

Кроме бога одного.

Не видал ли где на свете

Услышав ответ ветра, опечаленный царевич, поехал к пещере, чтобы последний раз взглянуть на свою любимую. Там случается чудо, и царевна оживает, тут понятно, что сказка, должен быть счастливый конец, к этому претензий нет. Возможно спала летаргическим сном, а удар царевича о гроб разбудил ее.

А вот, момент встречи царицы с падчерицей, слишком прост, главный злодей просто умирает от злости, и справедливость восторжествовала. Тут и сказочки конец, а кто слушал — молодец!

Так, о чем сказка? О том, что тихие послушные, очень покорные судьбе девочки находят свое счастье, пусть не сразу, терпя страдания и лишения, главное не переча судьбе. И добро побеждает зло , главное верить в это.

И только царевич Елисей в этой сказке для меня – молодец, не зря ему Александр Сергеевич имя дал, заслужил. Верил, что найдет свою любимую, не сдавался, исколесил весь свет, видимо действительно любил свою невесту. Но почему-то не заехал к семи богатырям, которые жили по соседству, видимо, чтобы сказка быстро не закончилась. Либо семь богатырей были уж очень засекреченными ребятами, успешно скрывающимися от людей в глуши леса. Нет, но все-таки странно, семь взрослых мужиков одни живут в тереме, окруженным непроходимым лесом. Ни матери, ни жен…

Почему я раньше читала сказки и ничего не бросалась мне в глаза, непонятно. Или не надо в них искать смысл, главное, чтобы рифма была?

Натуральное дерево в вашем доме как источник силы

Да, действительно, многие древние религии поклонялись деревьям, у них существовали целые ритуалы, связанные с самыми разнообразными деревьями.

Не небо, а именно лес. Язычники, в принципе, были ближе к природе, чем многие существующие ныне религии.

Взять к примеру, одно из самых мощных и почитаемых деревьев с точки зрения их энергетики - дуб.

Древние кельты

Считали дуб - могучим деревом жизни! Для них дуб был символом гостеприимства и защиты. Один из кельтских узлов носит название “Дара” - узел дуба. Его значение: мощность, судьба, мудрость, прочность, выносливость! Кельтские друиды считали дуб священным. Это дерево является энергетическим донором. При прямом контакте с ним человек получает максимально возможное количество жизненной энергии.

В дубовых рощах всегда стояли храмы и святилища, там же лечили людей.

В греческой мифологии

Именно дуб был первым деревом, которое дало начало всему человечеству. В самом старом и наиболее почитаемом греческом святилище Додоне (Dodona) был культ дуба богини Дианы. Вот только поклонники Зевса отняли у Дианы ее любимое дерево, дуб - оракул, так что после этого, в его листве стали слышать уже голос Зевса.

Дуб на Руси

Также считался священным деревом! Его всегда связывали с мужским началом. Его мужская энергия - сильная и жесткая, властная и горячая, позволяет сохранить ясность мысли и трезвость рассудка.

По старинному преданию души мертвых, как по небесной лестнице, поднимаются по стволу дуба в светлое царство бессмертных. К этому дереву на Руси обращались, чтобы получить помощь у умерших, просили силу и удачу.

В литературе

Дуб, одно из самых почитаемых деревьев.

Он как символический образ или даже как персонаж, нашел место в творениях писателей и поэтов: "Дуб и орешник" Л.Толстого; "Дуб - три сказки лиственного леса" Я.Марголина; "Сказка про одинокий дуб" от Ирис Ревю; в произведениях зарубежных писателей: "Последний сон старого дуба" Г.Х.Андерсена; "Сказки старого дуба" Д. Дональдсона; "Сага о Форсайтах " Д. Голсуорси и многих других.

Дубовая мебель в современном интерьере была бы совсем нелишней . Если верить в энергетику дерева, такая мебель позволяет быстрее восстановить потраченные за день силы!

Чтобы получить от дуба частичку силы и здоровья нужно всего лишь почаще гулять в дубовых рощах и, по возможности, использовать предметы из дуба в своем обиходе (особенно большая сила передается человеку через дубовые полы или через стены дома, построенного из дубовых бревен).

При подготовке этой статьи мне пришлось изучить очень много материала, особенно касательно древних поверий. Столько нового и интересного! После всего прочитанного, захотелось пойти и обнять дуб, чтобы зарядиться от него его энергией!

А вы верите в энергетику дерева или считаете все вышесказанное чушью полной, недостойной внимания? И между изделием из дуба и фанеры выберите фанеру потому что дешевле и точно не поведет?

Будет интересно получить от вас обратную связь и подписывайтесь на наш канал!

Читайте также: