Почему нельзя резать хлеб на столе

Обновлено: 28.04.2024

Почти всегда ответ, который можно услышать на этот вопрос, звучит так: хлеб – это тело Христово, и поэтому его не должен касаться нож, но это неправильно, поскольку на Литургии священник специальным ножом, называемым «копие», пронзает хлеб, символизирующий плоть Христа-Спасителя, а потом режет его на кусочки.

Копие в этот момент является не только копьем римского воина, но и представляет собой волю Божью.

На самом деле ритуал размалывания хлеба более древний, и родился он на языческой почве, которая весьма благодатна для появления самых невообразимых суеверий.

Один каравай разрежешь — все пропадут!

На Руси хлеб всегда был основой крестьянского хозяйства: уродился хлеб, рожь или пшеница – все сыты, здоровы и веселы; не уродился хлеб – жди голода, болезней и несчастий.

Хлеб был основой жизни и потому всегда нёс большую сакральную нагрузку – с ним было связано много примет и поверий. Считалось, что печь его может только «чистая» женщина; нельзя было, чтобы стряпуха была беременной и запрещалось резать ножом первый каравай, который доставали из печи.

Во-первых, считалось, что этим можно повредить человеку, который пёк хлеб, ведь верили, что частица его сил как бы переходила на продукт; а во-вторых, как пишет в одной из своих статей литератор и этнограф Александр Страхов, архаическое сознание наших предков переносило свойства одного отдельного предмета на все остальные. И в этом случае, если первый каравай резали ножом, то остальные должны были каким-то мистическим способом испортиться: опасть или подгореть.

Хочешь забыть — ешь «забытый» хлеб

Забытый в печи хлеб наделялся свойствами забвения: « Забудецца хлеп ф пэчй, tó, хто умріть ф семьй (едят этот хлеб), щоп забывши», «хто умрё, кто забуцца не мбжэ, хлеб тот ест. ».

Жители Воронежской губернии верили, что если забыть в печи целую партию караваев, то это грозит разорением, которое, очевидно, должно было последовать за неуважение к хлебу.

Большим грехом считалось класть хлеб на стол коркой вниз – это якобы призывало в дом смерть; если коврига падала на пол коркой вверх – считалось, что это к счастью, если коркой вниз – к беде и обнищанию, а покатившийся каравай предвещал скорую кончину.

Как на Руси «кормили» покойников

В научной работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования» Александр Стахов указывает, что зев печи у славян всегда был связан с потусторонним миром. То есть каждая выпечка хлеба была своеобразным контактом с миром мёртвых, с миром, где обитают души предков, и обязанностью живых было в обязательном порядке в знак благодарности приглашать их на совместную трапезу.

Для этого в одних сёлах умерших призывали на блины, когда по сковороде разливали первый блин, в других — звали их на трапезу после выпечки. В некоторых сёлах во время разделения теста на караваи, от первого каравая отрывали кусок и бросали его в печь, в огонь, как жертву душам умерших.

Первый же вынутый из печи каравай обильно смачивали водой, словно бы умывая умерших, что способствовало образованию пара, потом хлеб разламывали руками и клали на окно, к которому якобы слетались души покойников — кормиться паром, идущим от хлеба.

Иногда для большего удобства предков даже в зимнюю стужу приоткрывали окно, чтобы пар вышел из избы, а если в семье был утопленник, то хлеб для него клали над кадкой с водой.

Обряд этот делали не только в поминальный день, но каждый раз, когда пекли хлеб. Под Гомелем был обряд разламывать первую булку хлеба руками и оставлять его парить существовал и в конце XX века.

Обычай этот преобразовался и в православии, например, в Великороссии набожные люди первый масленичный блин ели за упокой умерших родственников, под Тамбовом первый блин даже в XIX веке клали на слуховое окно «для предков», в калужских сёлах его мазали мёдом и клали на божничку – «родителям», а в других местах России — несли на могилу, как символ языческой тризны.

«Возврат к природе» или страх смерти?

Именно с похоронными обрядами было связано и ломание, разрывание хлеба руками — по аналогии с раздиранием полотна, на котором опускали в землю гроб покойника – верили, что если его разрезать, то «зарежешь» ещё одного члена семьи, и он быстро умрёт.

Очевидно, что само действие – раздирание, размалывание символизировало возврат к природе, к предкам, к их обычаям. Разламывание хлебов означало обращение к культу предков, а следовательно, означало и обращение к древнему страшному божеству Роду.

В этом ключе обряд преломления хлеба для скрепления заключённого договора предстает как призывание в свидетели всех предков как с одной, так и с другой стороны.

От преломления хлебов пошли различные пословицы и поговорки, призывающие ломать, а не резать хлеб: «Ломать хлеб ломком, будем жить домком».

Современные учёные связывают запрет на разрезание хлеба со страхом смерти, который испытывает каждый человек, и этим объясняют ритуализацию действий.

Каравай – защита от сглаза

Ещё один обряд, при котором хлеб рвут или ломают, связан с языческой свадьбой; о нём рассказывают старожилы Пермского края. Перед свадьбой раньше изготавливались две небольших куклы, одна символизировала жениха, а вторая – невесту.

Куклы эти назывались одноручниками и предназначались для защиты молодых во время свадьбы от сглаза: на них должны были перейти все проклятья, которыми на свадьбе сыпали завистники. Чтобы куклы были незаметны, их запекали в большой каравай, который в конце праздника разламывали руками над головой молодых. Именно от этого старинного обычая появилась советская традиция сажать кукол на капот свадебных машин.

В остальных же случаях хлеб даже в старину резали ножом, правда, для этого нужно было провести определённые ритуальные действия, например, хозяин должен был перекрестить каравай ножом, разрезать его на куски и раздавать всем членам семьи.

В некоторых случаях запрещалось резать хлеб снизу, а если человек резал хлеб от себя, то это якобы указывало на то, что он ворованный.

Почему раньше было принято ломать хлеб, а не резать

Традиции и обычаи часто противоречивы, и многие наверняка слышали, что хлеб не стоит ломать руками. Значит, остаётся его резать? Нет, ведь резать хлеб, согласно другой версии народных примет, запрещено. Так что же делать с хлебом?

Надломленный хлеб

Тело Христово

Если вспоминать Священное Писание, то в нём сам Спаситель — Иисус Христос — заповедовал своим апостолам на Тайной Вечере, что хлеб, поданный им, есть тело его. Раз так, то разрезать хлеб — значит, резать тело Христа, автоматически приравнивая себя к римскому солдату, пронзившего копьём подреберье Иисуса. Легенда красивая, но не стоит забывать, что Иисус Христос в своих высказываниях предельно метафоричен, и система символов не позволяет так прямо толковать запрет на то, что хлеб нельзя ни в коем случае резать. Хлеб — символ спасения: «ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даёт жизнь миру… Я есмь хлеб жизни… Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век», то есть Иисус отождествляет себя с добродетелями, необходимыми для спасения.

Фреска «Умножение хлебов». А. Иванов

«Умножение хлебов». А. Иванов

Но если обратиться к истории хлеба, то его прообраз появился в неолите и представлял собой запечённую кашицу, приготовленную из воды и крупы. В этот и последующие периоды, когда в распоряжении людей появились керамические и металлические орудия труда и быта, хлеб было удобнее ломать, так как острота ножей не позволяла разрезать его без огромного количества крошек. Поэтому в традиции запрета разрезать хлеб можно выделить и природу. Если продолжить рассмотрение этого аспекта, то нужно вспомнить и форму хлеба, который ели древние: чаще всего он представлял собой лепёшку, которую, конечно же, удобнее разломить, чем прибегать к сложному процессу нарезки.

Многие знают, что узбекский плов нужно есть руками. Хранители традиций объясняют это тем, что блюдо — живой организм с частичкой души, которую в него вложил готовящий, поэтому прибегать к помощи металлических предметов нельзя. Но, позвольте, то есть протыкать вилкой нельзя, а поедать можно? Каннибализм получается. Вероятно, эту традицию можно перенести и на разделку хлебобулочных изделий. Но на самом деле, поедание блюда руками, в том числе и хлеба, благоприятно сказывается на пищеварении: тактильные ощущения передают сигналы в спинной мозг, чего начинается обильное выделение желудочного сока, необходимого для максимального усвоения пищи.

Стоит обратить внимание на то, что люди, придерживающиеся традиции не резать хлеб и исповедующие православие, а значит, и таинство Евхаристии (причастия), не смущаются, что священнослужитель перед приготовлением хлеба для совершения таинства вырезает из середины просфоры агнца, символизирующего плоть Христа. Напомним, Иоанн Предтеча назвал Иисуса «агнцем Божьим, который берёт на Себя грех мира». Также на просфоре проделываются глубокие надрезы, образующие крест, и прокалывается боковая часть — отсылка к сюжету с уже упомянутым римским легионером. Но тут есть интересный момент: до определённого времени просфору для причастия не разрезали, а надламывали, делая на тесте крестообразные надрезы ещё до выпекания.

Народные приметы о хлебе – 20 поверий связанных с хлебом

narodnye-primety-o-hlebe-20-poverij-svyazannyh-s-hlebom-foto-bolshaya-raznovidnost-hleba

Почему нельзя возле буханки держать два ножа, доедать кусок за кем-то, брать немытыми руками, разрезать новую буханку после захода солнца и другие поверья-приметы о хлебе.

Хлеб и соль – самые ценные продукты на столе, без них сложно представить прием пищи. По природным явлениям люди научились определять, будет ли урожайным наступающим сезон, так как неурожай пшеницы ассоциируется с голодом.

Приметы и поверья о хлебе

  1. Во время обеда выпадает из рук кусок – к приходу неприятного человека в гости, который имеет недобрые намерения.

2. Если оставлять кусочки после приема пищи, то начнут сниться кошмары по ночам.

3. За другими людьми нельзя доедать, согласно приметам, иначе будут болеть зубы.

4. Если во время обеда взять сначала один кусок, а потом, не доев его, взять второй, то это знак, что кто-то из членов семьи бедствует.

5. В буханке найти иголку – к проблемам и появлению сильных врагов.

6. В доме будет достаток, если делиться куском с нуждающимися.

7. Когда человека встречают горячим хлебом, только вынутым из печи, то это означает, что он не будет испытывать финансовых проблем.

8. Бедность нагрянет, если, согласно приметам, разрезать новую буханку, когда на улице стемнеет.

9. Стол будет бедным, если с кем-то делиться куском на голодный желудок.

10. Проблемы с пищеварением будут у человека, который берет немытыми руками хлеб.

11. Нельзя хранить буханку коркой вверх, в противном случае в доме всегда будет безденежье.

12. Во время приема пищи разрезать продукт нужно только одним ножом, чтобы в дом не пришли распри и недоразумения.

13. Возле хлеба во время ужина или обеда должен лежать только один нож, так как, согласно приметам, два ножа предвещают семейные разборки.

14. Нельзя убирать со стола нож для хлеба и соль, если сам хлеб остается на столе, чтобы не привлечь неудачи.

15. Каравай разрезать начинают с самого выдающегося края, дабы в доме всегда был достаток.

16. Сорить крошками – плохая примета, сулящая голод и бедность семье.

17. Доедать кусок, которым пытались приманить собаку или любого другого зверя – дурной знак, предвещающий проблемы со здоровьем, неизлечимые болезни.

18. Остатки после обеда и ужина следует отдавать птицам или домашним питомцам, но не выбрасывать, так как это проявление неуважения к судьбе.

19. Если во время нарезания буханка начала крошиться – будет семейный скандал, согласно приметам.

20. Тесто запрещено накладывать в форму с помощью вилки или ножа – постигнут неудачи в жизни.

Несколько поколений назад к хлебу относились с благоговением, но сейчас стали доступными масса других продуктов питания, поэтому многие люди практически не употребляют его в пищу.

Бытовые и урожайные приметы про хлеб

Почти у каждого народа есть традиции и приметы, связанные с хлебом, не исключение и славяне. С караваем встречают почетных гостей, благословляют новые семьи и провожают родных в последний путь. Многие поверья об этом жизненно важном продукте учат людей правильно обращаться с ним, чтобы привлечь счастье и изобилие.

Вкусный хлебушек

Народные приметы о посеве и уборке хлеба

Наших предков всегда волновало, каким окажется будущий урожай. От этого зависело их благосостояние, поэтому они руководствовались приметами о посеве и уборке зерновых культур:

  • весь урожай побьет градом у того, кто ведет нечестную торговлю хлебом;
  • если во время резки мякиш прилипает к лезвию ножа, летом уродится пшеница;
  • получен обильный урожай хлеба – следующий год будет голодным, нужно делать запасы.

Хлебный урожай

К чему падает хлеб на пол

Одна из примет гласит, что нельзя выбрасывать хлеб, даже тот, который упал. Поступающие так люди не просто проявляют неуважение к труду работников сельского хозяйства, но и обрекают себя на нищету. У них никогда не будет достатка, деньги будут уходить из рук, как вода. Любые цели, направленные на увеличение доходов, останутся нереализованными.

Карманы пусты

По примете, если хлеб упал на пол в будний день, значит, придут нежданные гости. Однако этот визит не принесет радости хозяину дома. Возможно, пришедшие люди расскажут о неприятных новостях или будут вести себя некорректно. Если кусочек булки случайно выпал из рук во время праздничного обеда, то придет почетный гость. Поскольку упавший кусок каравая нельзя отправлять в мусорное ведро, его следует поднять и скормить скоту или птицам.

Найти на дороге

Многие суеверия нельзя трактовать однозначно. Примета про хлеб, лежащий на дороге, имеет разное значение в зависимости от обстоятельств, при которых он был найден:

  1. Если идущий человек обнаружил на своем пути сухие корочки или объедки, значит, его ждут материальные трудности. Однако бояться нечего – друзья или родные обязательно поддержат его в беде.
  2. Согласно примете, найти хлеб, покрытый плесенью во время болезни – к выздоровлению.
  3. Обнаружить на дороге большой кусок буханки – хороший знак. Это значит, что человек воссоединится со своей семьей или встретит вторую половинку.

Как правильно резать

Наши предки верили, что нарезать буханку тоже нужно правильно. Ошибки в этом деле, по их мнению, могли привлечь неприятности. Вот несколько распространенных примет о том, как правильно резать хлеб:

  1. Нельзя делать это на весу – будет мало денег. Лучше воспользоваться разделочной доской.
  2. Отрезая неровные куски, человек привлекает проблемы. Его жизнь будет преподносить все новые «сюрпризы», проблемы, которые придется решать.
  3. Плохая примета – нарезать хлеб во время еды двумя разными ножами. Согласно поверью, это приведет к ссорам между людьми, которые вместе сидят за столом.

Народные приметы про хлеб

На Руси к выпечке относились очень трепетно. Неуважительное обращение с продуктом первой необходимости строго осуждалось. В связи с этим появилось множество поверий:

  1. Кто делает катыши из хлеба, того в аду будут кормить железными шариками.
  2. Хлебные крошки нужно сразу же убирать. Тот, кто их оставляет, привлечет бедность.
  3. По примете, кто не доедает хлеб и оставляет его на столе, потеряет счастье.
  4. Человек, оставивший нож в буханке, лишится защиты высших сил.
  5. Плохая примета – хранить булку вверх дном, можно привлечь бедность.
  6. Есть хлеб грязными руками – к изжоге.

Славяне верили – хлеб получается пышным, красивым и вкусным у пекарей, обладающих чистой аурой и доброй энергетикой.

Приметы про хлебные крошки

Славяне с уважением и почтением относились к хлебу, поэтому никогда не выбрасывали его. У них даже была примета о хлебных крошках, которыми якобы питаются злые духи. Наши прадеды старались аккуратно резать буханку, чтобы на столе не осталось пищи для нечистой силы. Так они защищали свой дом от демонического влияния. После трапезы хозяйка собирала крошки и выносила на улицу птицам.

Приметы, предсказывающие жизнь семьи

Древние славяне по форме и вкусу буханки определяли, что ждет домочадцев в будущем. Переехав в новый дом, хозяйка должна была испечь булку, только обязательно без начинки. Если изделие получалось ровным, гладким и пышным, значит, у новоселов настанут счастливые времена. Супруги и дети будут жить в достатке, а удача станет их постоянным спутником.

Деньги с неба

Хлеб с бугристой корочкой свидетельствует об отсутствии любви и согласия. В семье каждый думает только о себе, не принимая во внимание чувства других. Также неровная форма буханки предостерегает о нестабильности в финансовой сфере. Согласно примете, черный хлеб, который пригорел в печи, указывает на слезы и тоску.

Приметы о рисунках на хлебной корочке

Во время выпекания на хлебной корочке появляются вмятины и трещины. Нередко они образуют рисунок, по которому можно предсказывать грядущие события:

Приметы о растрескавшейся буханке в печи

В древности хозяйки часто выпекали хлеб. Они знали, что глубокие трещины на нем – это знаки, связанные с будущими событиями. По примете, если буханка развалилась надвое во время выпечки, это означает, что в семье произойдет разлад. Возможно, супруги вскоре разведутся.

Развалившаяся в печи булка, от которой отломился небольшой кусочек и пригорел – дурное предзнаменование. Примета предвещает смерть близкого человека. Если же отделившийся фрагмент буханки хорошо пропекся, но не почернел, стоит ожидать пополнения, в семье родится малыш.

Свадебные приметы

Каравай издавна считался одним из главных атрибутов на свадьбе. Он был символом удачи, благополучия и достатка. С хлебом связано несколько примет для молодоженов:

  1. Каравай для новобрачных пекла женщина из семьи жениха, которая была счастлива в браке и вырастила здоровых детей. Считалось, что при замешивании теста она передает положительную энергию молодым.
  2. Согласно народной примете, если хлеб, испеченный на свадьбу, получился пышный, высокий и красивый, то в новой семье будет достаток и благополучие.
  3. Слишком зарумянившаяся буханка указывает на сварливый характер главы будущего семейства.
  4. Треснувший свадебный каравай – плохая примета. Она предвещает раздоры в семье. Супруги не будут счастливы, их брак вскоре разрушится.
  5. Согласно примете, каждый из присутствующих на свадебной церемонии должен попробовать маленький кусочек хлеба, чтобы привлечь удачу.

Традиции на свадьбе

Другие приметы о хлебе

  1. Согласно примете, надо отдать хлеб нуждающемуся, даже если у самого остался последний кусок. Щедрый человек непременно получит вознаграждение, его закрома всегда будут полны.
  2. Нельзя печь каравай, когда в доме покойник, иначе придет еще одна смерть.
  3. После наступления сумерек не следует разрезать новую буханку, тогда удастся избежать материальных проблем.
  4. Ломоть не едят, стоя за спиной другого человека, чтобы не отнять его силу.
  5. Примета предостерегает, что ломать хлеб руками – к нужде и болезням.
  6. Если человек, не успев доесть первый кусок, берет другой, значит, кто-то из его родни нуждается в материальной поддержке.
  7. По примете, нельзя обдирать с буханки корку, иначе в доме прохудится крыша.
  8. Кто съест второй кусок после горбушки, тот будет богатым.
  9. Человек, поделившийся булкой с нуждающимся, когда сам еще не завтракал, будет терпеть нужду.
  10. Хлебная буханка вылезла из печи во время выпекания – к беде.
  11. Когда в доме печется хлеб, нельзя затевать уборку, иначе уйдет достаток.

Тесто способно поглощать энергию извне, поэтому желательно приступать к готовке в хорошем настроении. Во время выпекания буханок нельзя сквернословить, ссориться и выяснять отношения.

Хлеб – один из самых важных продуктов на столе. Наши прадеды знали, с каким трудом он достается, поэтому высоко ценили его. Почти во всех приметах, дошедших до наших дней, прослеживается уважительное отношение славян к караваю. Он символизировал достаток, счастье и благополучие семьи, без него не обходился ни один праздник. Всем известная пословица «Хлеб – всему голова» подтверждает, что и современные люди продолжают считать этот продукт святыней.

Хлеб с двух концов не режут: как относились к хлебу наши предки, какие суеверия о нем существовали


Скорее всего, каждый слышал выражение "хлеб всему голова". Оно означает, что этот продукт является основой питания и не только. Раньше считалось, что семья не голодает, если в доме есть хлеб. В современном обществе все по-другому.

Сейчас некоторые диетологи рекомендуют исключить хлеб из рациона. Поэтому и отношение к нему меняется. Нередко хлеб выбрасывают на помойку, не задумываясь о том, сколько труда вложено в то, чтобы из маленьких зернышек выросли тугие колосья, из которых люди сделали муку, а затем испекли каравай. А раньше практически невозможно было найти человека, выбрасывающего хлеб. Относились к нему с большим уважением и даже трепетом. Поэтому и существовали различные приметы и суеверия, связанные с хлебом.


Хлебные суеверия

Тот, кто ест хлеб каждый день, дорожит им и кладет его во главу стола. В старые времена у бедняков этот продукт был деликатесом, который чаще всего ели по воскресеньям и праздникам. Хозяйке надо было проснуться до восхода солнца, чтобы поставить тесто. Пока оно подходит, следовало растопить печь и готовиться к его выпеканию.

Саму печь считали воротами к царство мертвых, поэтому относились к процессу выпекания хлеба очень серьезно. Посторонним людям, не принимающим участия в процессе выпекания, запрещалось находиться в комнате, где готовилось тесто. Нельзя было пробегать (проходить) под лопаткой, на которой хлеб отправляли в печь. Сама хозяйка не имела права переступать через посуду для выпекания и отвлекаться на другие дела. Все эти суеверия весьма разумны. Они помогали хозяйке спокойно заниматься делом. ей никто не мешал.

Хлеб был настолько ценным, что считалось плохим знаком проколоть его ножом, когда он еще выпекается в духовке. Хлеб не резали ножом, а разламывали руками. Отголосок этого обряда сохранился до наших дней. На свадьбе молодоженам дают каравай, от которого они должны руками отделить по куску и съесть.

О первой буханке

Первую выпеченную буханку и первый блин оставляли для душ усопших, которые (по верованиям предков) слетались на запах ароматной выпечки. Поэтому буханку "умывали" (смачивали водой) для усиления образования ароматного пара, а потом выкладывали ее на окно. Часто первую буханку относили на кладбище.

Буханку, забытую в печи, есть не полагалось. считалось, что из-за этого можно потерять память.


Суеверия старообрядцев

У старообрядцев были свои суеверия, касающиеся хлеба. Эти люди буханку тоже не резали ножом, а разламывали руками, потому что считали, что резать хлеб - это то же самое, что резать Христа. Нельзя было класть буханку на круглое блюдо, потому что именно на такой посуде передали царю голову Иоанна Крестителя.

Когда приступали к трапезе, хлеб ни в коем случае не макали в соль, потому что именно так поступил Иисус Христос во время тайной вечери. Он обмакнул кусочек хлеба в соль и дал его Иуде.

Читайте также: