Круглый стол по теме религия

Обновлено: 01.05.2024

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проведения круглого стола это – просветить учащихся о роли религии в современном мире, соотношении религии и государства.

Предварительная подготовка: консультирование учащихся, подготовка доклада.

Ведущий:

18 октября отмечается «День духовного согласия».

- Казахстан, который находится на стыке цивилизаций, имеет глубокие исторические и духовные корни. На этой территории с давних времен формировались и развивались множество различных религий. По евразийскому континенту проходит граница двух крупнейших мировых религий – ислам и христианство. Но до христианства и до ислама территорию Казахстана населяли племена исповедовавшие множество иных религий, которые мирно сосуществовали. Как свидетельствует исторические и археологические факты, в древние времена территория современной Средней Азии обладала собственной городская культурой. Где зороастрийский, буддийский, несторианский и другие храмы в одном и том же городе мирно сосуществовали.

В процессе исторического развития человечества религия была вовлечена в политические и общественные отношения, поскольку она способна повлиять как на человека в отдельности, так и на общество в целом. Следствием чего является, тесная связь религии и политической власти, поскольку политическая власть достигается и сохраняется через принуждение, либо воздействуя на идеологию социума и на духовное мировоззрение человека. В настоящее время идеологическое манипулирование общественным сознанием, не только укоренилось, но еще и имеет тенденцию расти. Зачастую инструментом в манипулировании общественным сознанием, выступает религия, поскольку она является идеологией и системой социальных институтов, а эти сферы общественной жизни, так или иначе связаны с государством.

Религия и современное общество - это актуальная тема на сегодняшний день. И сегодня мы с вами попробуем выяснить роль религии в современном обществе.

  1. Что такое религия?
  2. Назовите мировые религии?
  3. Назовите функции, которая выполняет религия.
  4. Что такое конфессии?

(ответы учащихся) Работа со словарем (приложение)

Однозначно оценить положение и роль рели­гии в современном мире и обществе, возможно­сти и перспективы ее развития практически не возможно или достаточно сложно. Весь опыт XX века показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейшего развития религии: либо ее неминуемого или близкого от­мирания, либо грядущего возрождения былой мощи. В любом случае сегодня становится оче­видным, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубо­кие изменения. По данным ежегодных опросов Ассоциации исследовательских компаний GallupInternational, большинство населения мира мож­но назвать религиозным. Две трети жителей пла­неты назвало себя религиозным вне зависимости от того, посещают они места религиозного по­клонения или нет. В меньшинстве оказались те, кто называет себя нерелигиозными людьми, и лишь 6% являются убежденными атеистами.

Проблемный вопрос: Какова роль религии в жизни современного общества? Выступление учащихся. (Приложение)

Круглый стол на тему "Роль религии в современном мире: опыт, проблемы, перспективы"

Круглый стол «Основы религиозной культуры»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа содействует воспитанию всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол «Основы религиозной культуры»»

Круглый стол

«Основы религиозной культуры».

Преподаватель Ф.И.О. - Жакупов Г.С.

Наименование групп СВ-914, ЧС-914, ТОРА-914

Дата проведения: 21.11.2015г

Место проведения: аудитория №216

Форма проведения: Круглый стол

Тема: Основы религиозной культуры.

Форма мероприятия: учебно-познавательное мероприятие по предмету: История Казахстана

Тема: «Основы религиозной культуры».

Участники: студенты ШТК гр. СВ-914, ЧС-914, ТОРА-914

Место проведения: Шахтинский технологический колледж, аудитория №216.

Цель: содействие воспитанию всесторонне и гармонично развитой личности на основе общечеловеческих и национальных ценностей.

1) содействовать формированию патриота и гражданина, способного жить в новом демократическом обществе; формировать политическую, правовую и антикоррупционную культуру личности; росту правосознания детей и молодежи, их готовности противостоять проявлениям жестокости и насилия в детской и молодежной среде.

2) способствовать формированию духовно-нравственных и этических

принципов личности, ее моральных качеств и установок, согласующихся с нормами и традициями жизни казахстанского общества.

3) способствовать ориентации личности на общечеловеческие и

национальные ценности, уважение к родному языку и культуре казахского народа, этносов и этнических групп Республики Казахстан.

Ход мероприятия:

Приветствие участников мероприятия. Вступительное слово преподавателя.

Постановка целей и задач мероприятия.

Выступление преподавателя: Под мировыми религиями принято понимать буддизм, христианство и ислам (указаны в порядке древности). Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с какой- либо национальной или государственной общностью.

«Нельзя создавать одно религиозное пространство, но можно создать территорию мира» говорит Президент Н.А.Назарбаев. Он считает религию фактором консолидации, а не вражды.

Представление презентации на тему: «Основы религиозной культуры».

Выступление участников.

Участники №1. Возрождение христианства.

Участники №2. Возрождение ислама.

Участники №1. Возрождение буддизма.

Обратная связь.

Что такое религия?

Что вы знаете о мировых религиях?

Какие религии исповедуют в мире?

Почему люди верят в Бога?

Исторически сложилось так, что Казахстан стал местом пересечения границ различных религий. После разрушения языческого мира и возникновения современных мировых и национальных религий начался процесс одного из самых значительных завоеваний в истории человеческой культуры – завоевание мира религиями. Казахстан же исторически относился к тому пространству, которое оказалось в ареале наиболее активного распространения новых, монотеистических религий. Ислам, буддизм, христианство, зороастроизм, иудаизм – все эти религии, ставшие подлинными столпами величия человечества, проходили по нашей территории, становясь частью истории и культуры Евразийского континента. Все это варилось в котле истории. И сегодня, когда мы говорим, что в Казахстане межконфессиональный мир, не надо забывать: он возник не в одночасье. Потребовалось время и немало усилий общества для создания благожелательного, терпимого отношения к религиозным конфессиям. И, конечно, политическая стабильность и экономическое благополучие страны.

Знакомство с социологическими исследованиями. (студент)

Если обратиться к цифрам социологического исследования, то 11,9 % населения Казахстана считают себя верующими, а 41,4 % идентифицируют себя как верующих, но в религиозной жизни не участвуют. Уважают религиозные чувства других, но при этом не являются верующими и не участвуют 13,3 % населения республики. Признают себя неверующими 7,6% жителей страны. Приверженцами ислама из числа верующих и придерживающихся религиозных традиций являются 53,9 % опрошенных, православия – 12,3%, протестантизма – 1,65%, католицизма – 1,2 %, нетрадиционных религиозных верований – 1,7 %.
Эти данные свидетельствуют о том, что большинство жителей страны в религиозном плане умеренно активны. При этом отношении между различными религиозными верованиями носят терпимый, толерантный характер. Отсутствуют какие-либо столкновения на религиозной почве. Это с одной стороны, а с другой – Казахстан, как светское государство, гарантирует принятие мер противодействия межконфессиональным конфликтам.

Заключительное слово преподавателя.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев с самого начала обретения республикой независимости проводил политику мира и согласия. Конкретные действия, которыми эта политика выражается, очевидны всем. Это в первую очередь интеграция, создание структур безопасности как в религиозном, так и в континентальном масштабе. Это внедрение в политический оборот инновационных идей, призванных сплотить страны и общества. И самая яркая и плодотворная идея, инициатором которой выступил Президент Казахстана, - съезд лидеров мировых и традиционных религий. Он стал беспрецедентным событием, направленным на осуществление межконфессионального диалога в глобальных рамках. Диалог между религиями позволяют создать предпосылки для появления единой силы, выступающей за перемены к лучшему во всем мире, которая объединяет религиозные конфессии.

По праздничным и знаменательным дням любого государства во многом можно судить о его характере и приоритетах. В нашей стране среди знаменательных дней появился еще один – важный. Необходимый – День духовного согласия. Это тот не частый случай, когда с инициативой выступили не представители власти, а сами граждане Республики Казахстан. В Астане состоялась конференция «Через толерантность – к духовному согласию». Ее участники обратились к главе государства с предложением закрепить сложившуюся практику и объявить 18 октября общенациональным праздником – Днем духовного согласия. Президент одобрил эту идею, и теперь 18 октября входит в наш календарь, как один из главных праздников страны. 16 ноября международный день толерантности.

Рефлексия участников. По стратегии нового формата, обучение который называется «Вопрос - итог».

Круглый стол на тему: "Религии и экстремизм в Казахстане"

круглый стол для учащихся старших классов. Беседа о религиях и экстремизме в республике.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол на тему: "Религии и экстремизм в Казахстане"»

Тема круглого стола: Религия и экстремизм в Казахстане

Триединая дидактическая цель:

- образовательная: показать основные принципы внутренней политики Республики Казахстан в вопросе дальнейшего развития и укрепления межнационального и межконфессионального согласия, показать угрозу, которую несут для общества противоправные действия экстремистов, использующих угрозу религиозного учения в политических целях;

- развивающая: развивать умственные действия как интеллектуальные явления и мыслительные операции (воспроизведение знаний в готовом виде, выделение главного, соотнесение, анализ, обобщение, умение делать выводы);

- воспитательная: воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность творческой деятельности (активность, увлеченность, настойчивость, любознательность), содействовать воспитанию терпимости и открытости в отношении к другим людям.

Вид урока: круглый стол.

Методы: проблемный, исследовательский, словесный, дискуссия.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, анкеты

Форма урока - круглый стол Информационно-аналитическая передача «Времена»

Вид урока – поисковая работа уч-ся, беседа.

Тип урока: Изучение нового материала

Оборудование: Интердоска, Конституция РК, Декларация прав человека

I.Организационный момент. Объявление темы урока, цели.

II. Активизация мыслительной деятельности.

Как вы относитесь к людям, имеющим взгляды, не совпадающие с вашими?

Как вы относитесь к людям другой национальности?

Как относитесь к людям другой религии?

Необходимо ли знать историю и культуру других народов?

Сегодня противодействие терроризму

представляет одно из приоритетных

направлений в обеспечении

национальной безопасности Казахстана.

III. Объявление темы и задачи урока

Ведущий: Добрый день дорогие учащиеся! Тема нашего круглого стола «Религия и экстремизм».

События, происходящие в мире, постоянно заставляют нас задумываться о терроризме и религиозном экстремизме, сектантах.

В последнее время по телевидению, по радио и в газетах мы постоянно сталкиваемся с материалами об очередных террористических актах. Раньше мы содрогались от громких преступлений, совершенных на почве корысти, в силу психической неуравновешенности и просто в целях самообороны.
Нас пугали разбойники и рэкетиры. Теперь же мир буквально "взрывается" от религиозной озлобленности, от желания покорить его исключительно своему вероисповеданию. Обыкновенные преступления отошли на второй план. Сейчас помимо привычных слов "бандит", "убийца" и "преступник" появились новые страшные по своему смыслу и в то же время красивые по звучанию слова "шахиды", "моджахеды", "террористы" и "экстремисты".
Ведущий : Прежде чем перейти к освещению нашей темы послушаем журналиста

Журналист: Сегодня Республика Казахстан - это наглядный пример того, как представители более 40 конфессий, а также представители 130 наций и этнических групп могут жить в мире и согласии.

Исторически Казахстан всегда был перекрестком, местом встречи и диалога различных религий, культур и цивилизаций Востока и Запада.

За годы независимости Казахстан обеспечил абсолютную свободу религиозного вероисповедания всем мусульманам, православным, католикам, протестантам, иудеям. Произошел значительный количественный и качественный рост религиозных институтов. Сегодня общая численность религиозных объединений составляет 4173, а в 1990 году их было всего 670.

В настоящее время в Республике работает 384 миссионера, более чем из 20 зарубежных стран, а в 1990 году их было всего 12 человек.

Религиозными объединениями выпускаются 38 периодических печатных изданий.

Религиозные праздники Курбан айт и Рождество Христово объявлены в Казахстане выходными днями.

По инициативе Президента Казахстана Назарбаева Н.А. в Астане успешно проведены в 2003, 2006 и 2009 годах три Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Эти форумы показали не только правильность внешнеполитического курса страны, но стали свидетельством эффективности уникальной казахстанской модели межконфессионального сотрудничества.

В советское время религия находилась под жестким контролем государства. Сегодня отношения к религии со стороны государства изменилось, каждый гражданин может свободно исповедовать ту, или иную религию.

Ведущий: Что такое секта? Когда и где появились секты? Этот вопрос адресовать историку.

Историк: Интердоска -определение секты «Секта –это отколовшаяся от традиционной церкви оппозиционная религиозная община»

Мы знаем, что в мире существует 3 традиционные религии: буддизм, христианство, ислам. В каждой из этих религий находились люди, которые не соглашались с какими-то постулатами традиционной церкви. Отколовшись от нее, они создавали свою религиозную общину. Обратите внимание на доску.

Интердоска. От буддизма возникли такие секты:

От христианства: откололись и возникли такие секты:

От ислама откололись и возникли такие секты:

Чтобы лучше понять историю возникновения секты в качестве примера возьмем католическую церковь В середине 12 века католическая церковь была очень богатой и могущественной организацией, ее влияние на общество было очень велико, она контролировала личность от рождения до самой смерти. Папу римского считали наместником бога, ему подчинялись даже короли европейских государств. Католическая церковь была идеологической основой феодального общества. Как невелико было могущество католической церкви, она не могла полностью контролировать духовную жизнь общества. Уже в это время были люди, которые выступали против монополий католической церкви: это философ Абиляр, богослов Турский. В это время появляются тайные религиозные общины катаров, вальденсов, богомилов, которые выступали против дорогих церковных обрядов, пышных праздников, особенно много сект появилось после реформации.

До реформации католическая церковь выглядела так

Церковь - посредник между человеком и богом

Ведущий: Что можете сказать о сектах в Исламе? В Исламе также возникли многочисленные секты такие как исмаилиты, ассасины, джадиды, ваххабиты.

Появились новые секты, которые возникли из культурно – духовной традиции Индии, Китая , Тибета: Ананда Марга, Белый лотос, Брахма Кумарис . Давайте остановимся о ваххабизме. Слово историку.

Историк: Первые попытки проникновения и закрепления на территории Казахстана со стороны религиозного течения ваххабитов были предприняты в 1998 году. Секты и группы ваххабитского толка были выявлены на территориях Южно - Казахстанской, Атырауской, Жамбылской, Мангистауской и Кызылординской областей. Усилиями правоохранительных органов республики их деятельность была пресечена.

В основе течения лежит стремление к возврату чистоты ислама, враждебность к иноверцам и иным толкованиям. Конечной целью ваххабитов является установление теократического исламского государства. При этом деятельность ваххабитов охватывает социальные слои населения от служащих до представителей органов власти, свою пропагандистскую работу ваххабиты ведут конспиративно, используя различные методы деятельности.

Ведущий: Давайте дадим слово верующему.

Верующий: Девизом сегодняшней нашей встречи станет высказывание: «Я тот, кто стремится познать истину, отделяющую меня от правды и лжи, подвига и позора».

Давайте познакомимся со словарем религиозных понятий (используется мультимедийный проектор).

Светское государство – это государство, где гарантируется свобода совести и вероисповедания, религиозные объединения отделены от государства, и все религии равны перед законом.

Религиозный экстремизм – это приверженность части верующих крайним взглядам в вопросе того, как они должны влиять на общество. Через подрыв внутриполитической стабильности в стране они пытаются бороться с другими формами религиозного мировоззрения.

Религиозная секта – религиозное направление, возникшее внутри определенного вероучения и отрицающее часть его идейных принципов.

Терроризм – это насильственные акты, совершаемые против граждан и государственных органов управления.

Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и мерам (особенно в политике).

Религиозный фундаментализм – это движение, направленное на отстаивание основ религии.

Конфессия – религиозное учение, объединяющее граждан в общины на добровольной основе.

Толерантность – это проявление уважения к различным вероисповеданиям.

Межконфессионное согласие – взаимное доверие, толерантность между различными религиозными направлениями в государстве.

.Деструктивная религиозная организация (миссия, церковь, религиозное объединение, далее – ДРО) - это тоталитарная организация, которая путем различных методов контроля

сознания несут разрушающее воздействие на психическое и физическое состояние личности, а также разрушение семьи, общества и государства.

: У нас в Казахстане на регулярной основе проходят съезды лидеров мировых и традиционных религий. В 2003, 2006, 2009 годах у нас в стране прошли съезды лидеров мировых и традиционных религий.

На съезде неоднократно подчеркивалось, что Казахстан – единственная страна, на территории которой не было пролито ни одной капли крови по религиозному принципу, что религиозная терпимость и уважение – не просто «визитная карточка» страны, а уникальная многовековая социальная модель, сформированная в казахской степи и сохранившаяся до наших дней.

Ведущий: Кого привлекают в секту?

Религиовед: Кого угодно. Независимо от расы, цвета кожи, религиозных убеждений, от возраста

Ведущий: Кто особенно подвержен влиянию секты?

1. Потерянные несчастные люди

2.Молодые люди, у которых не решены проблемы

3.Пожелые люди, они одиноки, заброшены и требуют к себе особого внимания

4.Иногда люди попадают в руки сектантов по незнанию, в поисках бога, ведь человеку свойственно во что-то верить.

5.Экономический кризис может быть очень хорошей почвой для распространения деятельности сектантов

Ведущий: Есть ли методы и способы привлечения в секты?

Религиовед Методов привлечения очень много

1.Это показная материальная помощь,( плата за учебу, лечение) до тех пор, пока не привлекут

2.Навязчивое миссионерство, сектанты часто пристают на улице, раздают литературузовут на свои семинары, лекции с безобидными названиями» Нарконон», «Кримино» , « Молодежь за мир»

3.Бомбардировка любовью, человека, который в первый раз попал в секту окружают вниманием и любовью, внушают что он не один , что в их лице обрел «братьев и сестер».

4.Приглашают на собрание, написанное детской рукой, ведь детям трудно отказать

5.Приглашают на групповые психологические тренинги, якобы для снятия стресса.

6.Реклама через телевидение, не секрет сегодня частное телевидение, что угодно покажет, лишь бы заплатили за услугу.

Ведущий: Что такое деструктивная секта ?

Определение что такое деструктивная секта

Деструктивная секта

- это группа, характеризующая специфическим ритуалом поклонения Богу или личности, изоляцией от « враждебной» социальной среды и наличием харизматического лидера.

-манипулятивная, подрывающая здоровье и психику человека организация, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей ее основателей.

Религиовед: 1.Послушайте исповедь мунита ( показать ролик исповедь мунита)

2.После исповеди религиовед объясняет поведение сектанта:

А) бомбардировка любовью

Б) закрытость секты

В) разрушение личности

Вывод: деструктивные секты разрушают личность.

Ведущий: Почему эти секты называют тоталитарными?

Религиовед: Члены секты попадают под полный контроль общины, они не могут самостоятельно вступить в брак без разрешения общины, сменить место жительства, завести новое знакомство, поступить на работу, т.е. человек выпадает из нормального социума становится роботом.

Ведущий: Почему человеку попавшего в секту трудно выйти из нее?

Религиовед: Интердоска – видио- ролик Послушайте музыку, звучит «интервью с богом». Музыка имеет огромное эмоциональное воздействие на человека, поэтому сектанты на своих собраниях, тренингах, используют музыку. Под музыку проводят медитацию, дыхательные упражнения якобы для снятия стресса, или под музыку монотонно читают лекцию. С помощью музыки, лекции, тренинга подвергают человека к гипнозу. Перепрограммируют его сознание. Ведь мозг человека это биокомпьютер. С помощью психотренинга убирают и стирают прошлое и будущее сознание, загружают новым сознанием, которое нужно сектантам. Человек становится послушным орудием в руках сектантов и готов, что угодно выполнить по приказу лидера или общины. Стать рабом, или надеть пояс шахида, взрывать дома и самолеты, или как АУМ Синрикё отравлять газом токийское метро.

Ведущий: Мне кажется, что меня никто не сможет привлечь в секту?.

Психолог: Не зарекайтесь, некоторые секты как саентология, муна владеют психологическими приемами на уровне спецслужб. Эти секты самые опасные, деструктивные т.к. разрушают личность

Ведущий: Часто они стучатся в дверь, приглашают на свои собрания, раздают литературу. Как вы думаете, не нарушают ли они тем самим наши права?

Представитель по правам человека:

1.Они нарушают декларацию прав человека ст.18

2.Нарушают Конституции республики Казахстан «О свободе совести» ст.22

3.Их деятельность направлена против общественной безопасности

4.Нарушают Конституцию РК ст.5

Свобода совести означает, что каждый человек сам определяет верить в бога, или оставаться атеистом, и никто не имеет право помимо его воли затягивать в секту или другую религиозную организацию.

Ведущий: Почему они охотятся «за душами» , какую цель преследуют.?

Представитель по правам человека: Цели бывают разные, одни преследуют экономические цели

Интердоска- выдержки из «Сторожевой башняи» - 15 февраля 2000г. Здесь явно видно, что сектанты преследуют экономические цели.

Некоторые секты преследуют политические цели, например, свидетели Иеговы запрещают служить в армии, сдавать кровь, выступают против института государства, тем самым они нарушают Конституцию. ( выдержки из « Сторжевой башни»)

Ведущий: Мы знаем, что существует 3 мировые религии. Население Казахстана в основном исповедует ислам и христианство. Почему люди, минуя хр. церкви и мечети попадают в секту?

Представитель по правам человека: Многие секты нарушая закон, затягивают с помощью обмана в свои общины.

Ведущий: Что должно делать государство оставить как и есть, или принимать какие-то меры против сектантов.?

Представитель по правам человека: Государство не должно оставаться в стороне и пускать на самотек вопрос совести. Сейчас принимается новый закон о свободе совести ( он еще не ратифицирован.), так как закон о конфессиях1992г устарел. После выхода этого закона государство возьмет под контроль многие религиозные организации. Государство должно больше освещать о деятельности деструктивных сект через СМИ, тем самым защищать своих граждан от их тлетворного влияния. Если граждане будут грамотны в вопросе религии, то они никогда не попадут в секты.

Ведущий: Что делать с теми гражданами которые уже попали в секту?

Психолог: Государство должно создавать центры психологической адаптации, которые могли бы помочь человеку поверить в себя, в свои силы и возможности. Государство должно оказывать всяческую помощь: психологическую, социальную и материальную.

Ведущий: Привидите моральный облик религиозного экстремиста.

Ненависть к другим конфессиям.

Стремление унизить людей, исповедующих другую религию.

Непринятие аргументов даже в пользу достижения согласия с другими конфессиями.

Фанатичное убеждение в своей правоте.

Стремление заставить других принять свое религиозное мировоззрение силой.)

Ведущий: Крайним проявлением религиозной нетерпимости является терроризм. Назовите последствия терроризма.

Гибель тысяч невинных людей.

Разрушает экономическую систему государства, порождая нищету и невежество.

Уничтожаются культурные и исторические памятники, разрушается культурное многообразие общества.

Наносится угроза национальной безопасности и территориальной целостности государства.

Ведущий: Если каждый гражданин самостоятельно будет решать вопросы совести без чьего- либо давления, тогда наступят хорошие времена.

Мне хочется напомнить вам слова Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева: «Никто не вправе забывать известную истину: Создатель - один, Вселенная – одна, небо безбрежно, значит, всем нам – как детям одного отца и одной матери – завещано жить в мире и согласии друг с другом». Давайте делать все от нас зависящее, чтобы мы могли жить в мире.

Круглый стол на тему: "Религиозный экстремизм: миф или реальность"

Цели: формирование толерантности и профилактика экстремизма в молодёжной среде.

Задачи: - ознакомить с основными целями, признаками религиозных сект и экстремистских организаций, с правилами поведения при теракте; - способствовать развитию критического мышления, способности анализировать, - способствовать формированию толерантности, справедливости, отрицательного отношения к крайним мерам, к терроризму, экстремизму.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол на тему: "Религиозный экстремизм: миф или реальность"»

Внеклассное открытое мероприятие на тему:

«Религиозный экстремизм: миф или реальность?»

- ознакомить с основными целями, признаками религиозных сект и экстремистских организаций, с правилами поведения при теракте;
- способствовать развитию критического мышления, способности анализировать,

- способствовать формированию толерантности, справедливости, отрицательного отношения к крайним мерам, к терроризму, экстремизму.

Целевая группа: 1 курсы. МГ-111, ТЖ-112.

Оформление и оборудование: «круглый стол» для участников, столик для гостей; мультимедийный проектор, кластеры, мудрые изречения известных людей о религиозном экстремизме на доске, «дерево толерантности» на экране, памятки, брошюры.

«Казахстан – это единственное место в мире, где в согласии живут мусульмане, православные, католики, протестанты, буддисты, иудеи.

Это единственное место, где они могут вместе собраться и говорить о всех своих проблемах».

(Президент Республики Казахстан,

Председатель Ассамблеи народа Казахстана

Ни для кого не секрет, что сегодня вопрос о религии ставит перед обществом большие проблемы: на улицах все чаще и чаще встречаются люди, предлагающие разные брошюры; в гостях у родственников мы нередко можем услышать о каком-то направлении, придя в которое человек может получить чуть ли не все блага мира; кто-то из друзей может пригласить нас посетить какую-нибудь лекцию, прослушав которую, мы сможем избавиться от всех проблем. Но в итоге всех этих действий очень часто человек, обратившийся в надежде получить помощь, превращается, чуть ли не в «зомби».

И вот сегодня, чтобы помочь Вам, ребята, понять, где правда, а где ложь пришли на встречу представители из отдела ……………………………………………………………………………..

(представление гостей)

Ведущий: - Не секрет, что сегодня все больше, и больше молодежи принимает ту или иную религию. Может это порывы сердца, а может своеобразная дань моде. Многие молодые люди становятся жертвами деструктивных культов или иначе – сект.

Ведущий: ( На экране появляется слайд с определением «Секта»)

- «Секта» (деструктивные культы) - это авторитарные религиозные организации любой ориентации, которые являются по своей сути разрушительными к духовному, психологическому и физическому состоянию личности. Культы практикуют скрытое психологическое насилие, выражающееся в незаконном контроле над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного согласия.

Мозговой штурм:

Как Вы думаете, ребята, как и при каких обстоятельствах люди попадают в секты?

-В минуты подавленности и горя

- Это просто слабые духом люди, они ищут поддержку, общения.

- Люди с комплексами, а в такой группе его слушают, считаются с его мнением, он становится значимым!

- Пережившие трагедию или конфликт с близкими

- Психически неуравновешенные люди

Вопросы ведущего гостям:

- Какие методики используют вербовщики?

- А могут они использовать гипноз?

Ответы гостей

Ведущий:- Ребята, вот Вы сказали о слабости духа, воли,о гипнозе.

Тренинговое упражнение «Лимон»

Ведущий: (внушающим тоном): "А теперь представьте, что вы сидите за праздничным столом. Вам приносят спелый, сочный, ярко-желтый лимон. В одну руку вы берете лимон, в другую - нож, чтобы разрезать его на маленькие дольки. Вы отрезаете одну дольку, пока сок еще не появляется. Но вот вы отрезаете следующую дольку, и на поверхности срезанной части лимона появляется много маленьких капелек кислого сока. Именно в этот момент вы начинаете ощущать кислый вкус во рту. После этого вы отрезаете еще одну дольку лимона, взяв ее рукой, кладете себе в рот. Ощущение кислого вкуса во рту усиливается". Поднимите руку, кто почувствовал кислый вкус лимона?

- Лица, у которых таким путем удалось вызвать обильное выделение слюны и ощущение кислоты во рту, оказываются более внушаемыми, чем те, у которых этого вызвать не удается.

А давайте посмотрим на результаты теста, который был проведён с вами ранее?

На экране появляется анализ теста в слайде

«Поддаетесь ли Вы чужому влиянию?»

Ведущий: - Как видите, некоторые из вас подвержены чужому мнению, это значит, что в большинстве случаев вы, вместо того, чтобы подумать руководствуетесь зачастую эмоциями и слушаете мнение окружающих, что играет на руку опытным вербовщикам. Как же уберечься вам от миссионеров - вербовщиков, которые пытаются воспользоваться вашей неопытностью, молодостью и доверчивостью. Если Вы находитесь на улице, то конечно проще просто уйти, не начав разговора с вербовщиком. Но если вы в гостях? Я предлагаю Вам запомнить следующее:

(слайды на тему «Как уберечься от вовлечения в секту?)»

(раздача памяток о методах и способах вербовщиков)

Ведущий: - Свобода выбора – это хорошо, однако многие создатели деструктивных культов этим пользуются в своих интересах. А что думают по этому поводу проповедники мировых религий. Давайте послушаем официальную точку зрения по этому вопросу.

(Просмотр фильма «Осторожно, секта!»)

Ведущий: - Как показывает практика, зачастую из молодых завербованных сектантов формируются впоследствии религиозные экстремисты. А как вы понимаете понятие «экстремизм»? От какого слова оно произошло? (ответы детей)

(слайд с понятием «Экстремизм», «Терроризм», «Фашизм»)

Ведущий:- Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь. Сторонники экстремизма стремятся путём демагогии, организации беспорядков, актов гражданского неповиновения дестабилизировать и разрушить существующие общественные структуры для достижения своих целей. При этом широко используют силовые методы - террористические акты, партизанскую войну и другое, в принципе отрицают переговоры, соглашения, компромиссы, основанные на взаимных уступках.

Вопросы учащимся:

- Чтобы эффективно противодействовать религиозному экстремизму, необходимо, условно говоря, знать врага в лицо. Как вы представляете себе сегодняшнего экстремиста?

- Принято считать, что сегодняшним экстремистом является молодой человек с отпущенной бородой и подкороченными брюками, а его спутницей является девушка в хиджабе. Насколько вписываются данные образы в социальный портрет экстремиста? (ответы детей)

Вопросы гостям:

Какие нетрадиционные для Казахстана религиозные течения наиболее активно действуют в стране?

- Какие регионы, слои казахстанского общества наиболее подвержены влиянию чуждых нам религиозных течений? С чем это связано?

- В каких направлениях и какими методами ведется работа по профилактике религиозного экстремизма в Казахстане?

Означает ли борьба с религиозным экстремизмом борьбу с религией, как это иногда воспринимается в обществе?

Ведущий: -Учёные – политологи официально заявляют, что в настоящее время имеющие место факты экстремизма и терроризма на самом деле являются попытками использования религии для прикрытия, чаще всего, криминальных или политических целей каких-либо групп, в том числе внешних сил. Львиную долю доходов исламистских организаций, таких как «Аль - Каида», составляют деньки от продажи наркотиков. На эти средства террористы закупают оружие. Вот список запрещённых экстр. и террор. организаций на территории Казахстана.(слайд)

Ведущий: - Что делать, если вы внезапно стали жертвой террористического насилия? Вопрос к гостям.

Ведущий:- Ребята, прежде чем прислушиваться к кому-либо, подумайте хорошо, понаблюдайте, соответствуют ли слова Вашего собеседника его поведению, внешнему виду? Оцените его речь, интеллект, культуру. Главное, проявляйте разумную осторожность. Не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу. Увы, любопытство и чрезмерная самоуверенность привели к трагическому концу очень многих людей. Давайте не будем поддаваться этим искушениям. А если кто-то все-таки смог внушить вам доверие, не спешите с принятием решения: спросите совета у родителей, классных руководителей- они всегда рядом с Вами. Или Вы всегда можете попросить совета у наших сегодняшних гостей, так, как это те люди, которые не равнодушны к Вашей судьбе, а значит нашей молодой Республике, об этом говорит то, что они сегодня здесь. Спасибо Вам за внимание.

ГККП «Уральский колледж газа, нефти и отраслевых технологий» УОАЗКО

Читайте также: