Круглый стол по инклюзии

Обновлено: 17.05.2024

Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагога к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей.

Инклюзивное обучение предполагает совместное образование детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся сверстников в пределах одной группы по разным образовательным маршрутам. Включение, или инклюзия требует реформирования образовательного учреждения так, чтобы оно отвечало нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья.

Показателем профессионализма педагога является его способность гибко реагировать на особые образовательные потребности нетипичных детей, а также находить при необходимости альтернативные формы коммуникации с нетипичным ребенком.

ВложениеРазмер
formirovanie_inklyuzivnoy_kompetentnosti.rar 1.77 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Ярсалинский детский сад «Солнышко»

«Формирование инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Цель: формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

-повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов;

-формировать представления о психологических особенностях семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

-проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации.

Мне страшно. Голова гудит.
Там мечутся слова и просятся уйти.

“Пусти нас, Соня, в мир пусти!”

Но рот мой на замке,

А ключ к замку в мозгу-

И как его достать?

Ну помогите ж мне!

Я не хочу немой остаться,

Но страх засовом запер рот.

Слова рождаются, живут и чудеса творят

В мирах, что в голове я создаю…

И вот В конце концов и умирают.

Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить.

Но как? Скажите мне!

А вдруг их люди не поймут?

Сквозь рот мой проходя,

Изменятся слова, их мир не примет,

Оттолкнёт, а вместе с ними- и меня?

Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

Психолог: С помощью данного стихотворения мы можем с вами немного прочувствовать то, что испытывают и чувствуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Как вы догадались, сегодняшняя наша встреча посвящена работе с детьми особой категории, а именно формированию инклюзивной компетентности педагогов в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения психолог говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Давайте рассмотрим модель формирования индивидуального образовательного пространства (слайд на презентации)

Выделяют совокупность элементов в педагогической инклюзивной компетентности с точки зрения практических предметно-манипулятивных умений и навыков педагога инклюзивной группы:

1. Создание инклюзивной среды обучения, предполагающей активное участие каждого ребенка в различного рода социальных мероприятиях вне зависимости от его индивидуальных особенностей. При этом компетентность педагога выражается в организационном умении сформировать дружественную атмосферу, где все дети имеют возможность удовлетворить свои образовательные потребности и не оказаться в ситуации социальной неудовлетворенности. Основными личностными характеристиками педагога является открытость и его готовность к грамотному разрешению возникающих затруднений.

2. Предоставление в случае необходимости для каждого ребенка С ОВЗ дополнительного временного резерва при выполнении различных учебных заданий или некоторых социальных поручений. Ключевым индикатором компетентностных характеристик педагога в данной ситуации является осознанный уход от стереотипных представлений о соблюдении фиксированной нормы для всех детей.

3. Оказание социально-педагогической поддержки ребенку с особенностями развития. Данный элемент профессиональной компетентности педагога ориентирован на постепенное развитие доверительных отношений с ребенком. При этом важным условием осуществления социально-педагогической помощи особенным детям служит комбинированное сочетание собственно профессиональных и индивидуально-личностных характеристик педагога.

4. Мотивированное создание ситуаций взаимной поддержки в системе «нетипичный ребенок – типичный сверстник». Профессионализм педагога состоит в создании благоприятной фоновой обстановки развития социальной субъектности ребенка с ОВЗ, при которой он демонстрирует не только пассивное поведение, но и является активным участником всех взаимодействий субъектов группы.

5. Умение выявить ближайшие и отдаленные академические и социализаторские перспективы детей особой категории.

6. Инициирование сотрудничества между специалистами различного профиля для достижения максимально комплексной инклюзии особого ребенка в учебно-воспитательное пространство. Данная способность педагога занимает ведущее место в структуре его профессиональной компетентности в области инклюзивного образования, так как умение применять на практике командный подход позволяет достичь всестороннего раскрытия инклюзивного потенциала дошкольника с ОВЗ.

7. Сочетание основ тактического и стратегического планирования при разработке индивидуального образовательного маршрута для детей с особенностями развития. Педагогический профессионализм выражается в способности педагога к системному видению всех сильных сторон развития личности особенного ребенка, его социально-педагогических пробелов и стратегических резервов для восстановления полноценного функционирования.

Следует признать продуктивность представленной позиции и значимость идеи о наличии четкой взаимосвязи между эмоционально-личностной вовлеченностью педагога и достигнутыми результатами в ходе формирования готовности дошкольника к включению в более широкий социум.

В работе с особенными детьми важна не только работа с самими детьми, но и их семьей, так как сама семья может испытывать трудности во взаимоотношениях с детьми. С помощью упражнения «Мать инвалида» мы попытаемся понять, что чувствуют и испытывают родители в данной ситуации.

Упражнение «Мать инвалида». С помощью данного упражнения сейчас я продемонстрирую то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ. Группа участвует, отвечая на вопросы.

Глаза: Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду».

Рот Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях.

Уши Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения.

Руки Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки»

Сердце. Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»).

Живот Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания».

Бедра Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.

Ноги Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается

Психолог: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад - первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

Сейчас мы с вами с помощью упражнения «Кенгуру» поразвиваем нашу эмпатию и чувство сопереживания другим.

Упражнение «Кенгуру» . Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

Итог. Психолог: Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения, обеспечивающего интегрированное / инклюзивное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса таких детей.

Учитывая, что ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает возможность свободного выбора образовательного учреждения, каждому педагогу необходимо обладать определенным уровнем сформированности инклюзивной компетентности как составляющей его профессиональной компетентности.

В заключении я хочу показать вам видео. Дети с синдромом Дауна участвуют в соревнованиях, каждый сам за себя, а что будет дальше смотрите в видео.

Нам самим условно «здоровым» людям необходимо поучится взаимопомощи у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сценарий проведения круглого стола на тему: «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения»


«Инвалида от обычного человека отделяет лишь мгновение», - сказал сатирик Михаил Жванецкий.

-Не всякая болезнь излечима, а, следовательно, много среди нас людей, которые нуждаются в чьей-то поддержке со стороны.

«Когда у тебя чего-то нет, ты об этом помнишь всегда, а когда у кого-то другого нет, то, почему-то, забываешь. ». Так говорили персонажи из доброго детского мультфильма про «38 попугаев». К сожалению, в мультфильмах точно и по – детски наивно отражаются жестокие реалии настоящей жизни. Каждый человек достоин счастливой, полной впечатлений жизни.

Упражнение ''Снежинка"

Раздайте участникам по листу бумаги.

Объясните, что оценки за это упражнение не ставятся. Подчеркните, чтобы, делая упражнение, никто не смотрел на других. Все должны спокойно выполнять инструкции тренера. Скажите участникам, что никому не разрешается спрашивать, как делать упражнение. Если кто-нибудь задаст какой-то вопрос, ответьте:

"Делайте так, как считаете нужным."

а) Взять листок бумаги.

б) Сложить его вдвое.

в) Оторвать верхний правый угол.

г) Снова сложить бумагу вдвое.

д) Оторвать верхний правый угол.

е) Снова сложить бумагу вдвое.

ж) Оторвать верхний правый угол.

з) Снова сложить бумагу вдвое

и) Если можно, оторвать верхний правый угол.

Если участники утверждают, что рвать бумагу стало слишком трудно.

скажите, что это совершенно необязательно делать.

к) Развернуть листки бумаги.

Попросите учеников оглядеться, обращая внимание на то, как по-разному выглядят листки бумаги.

Вопросы для обсуждения:

Можно ли сказать, что у кого-то бумага надорвана неправильно? Почему?

Почему листы надорваны так по-разному?

Если какие-то участники надорвали бумагу не так как вы. значит ли это. что они плохие люди? Почему?

Бывает ли так, что мы считаем человека хорошим или плохим в зависимости от того. делает ли он что-то точно так же. как и мы? Приведите примеры.

Каким бы был мир, если бы все видели все совершенно одинаково?

Принимаю, все принимаю,

Никого не виня, не коря-

Просто выпала жизнь мне такая

И не пять, и не две, а одна.

Просто выпала, кем-то загаданная

А зачем? Почему. Если б знать!

Но живу вот. И окна распахиваю,

И дверей не стремлюсь закрывать.

Были радости. Будут и радости

Были беды. И снова придут.

Мне еще далеко так до старости,

Много будет всего на веку.

Но ночами, проснувшись встревожено

От пришедшей и в сны вдруг тоски,

Обессилено выдохну: «Господи!

За какие казнишь ты грехи?

Главная проблема «особого» ребёнка заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, а иногда и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями.

«Если закрыта одна дверь, то всегда открыта другая» гласит народная мудрость. Наверно, именно по этой причине люди с ограниченными возможностями смотрят на мир другими глазами, умудряясь сквозь боль оставаться добрыми, жизнерадостными и веселыми, умеют видеть прекрасное и жить полной жизнью.

Инклюзивное образование — это постепенный, детальный и очень бережный процесс включения ребенка с ограниченными возможностями в общую образовательную среду, которые учитывают индивидуальные особенности, и опирается на сильные стороны ребенка.

Студенты Д-31 гр. Поделятся опытом работы с особыми детками. Они не один год сотрудничают с ОО "Клуб РДИ "Рука в руке" Ейского района

Общественная организация «Клуб родителей и детей-инвалидов «Рука в руке» Ейского района начала работать с 28 октября 2013г., была создана родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями. В организацию объединились родители, у которых дети имеют различные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, гидроцефалия и др., они собственным примером хотят показать, что жизнь с особым ребенком тоже может быть многогранной, насыщенной и интересной, но для этого сами родители должны быть активными и прикладывать усилия. .Администратор: Наталия Капшай(Лебедева)

(Демонстрация видеоролика)

Выступление студентов Д-31 гр.

Рассказ о аутичных детях

Видеоролик о аутистах

Одной из важных проблем образования в обществе является его доступность для ряда социальных групп, имеющих невы­годные стартовые условия. Среди них особое место занимают дети-инвалиды.

Получе­нию качественного образования детьми-инвалидами препятствуют множественные структурные ограничения, так или иначе связанные с социальным неравенством.

Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Это соотношение составляет 15 % от общего числа детей в школах и, таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей , которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.

За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия , т . е . включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия - это реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.

Положения об инклюзивном образовании включены в Конвенцию ООН «О правах инвалидов», одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. В статье двадцать четвертой Конвенции говорится о том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег"

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно проекту закона, число детей-инвалидов в инклюзивной школе будет ограничено - не более 10% на всю школу и не более трех человек - в одном классе. Прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии , то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.

Все дети должны быть с самого начала включены в образовательную и социальную жизнь школы по месту жительства; задача инклюзивной школы - построить систему, кото­рая удовлетворяет потребности каждого; в инклюзивных школах все дети, а не только с инвалидностью, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет им добиваться ус­пехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе. Ин­клюзивные школы нацелены во многом на иные образовательные достижения, чем те, что чаще всего признаются обычным образованием. Цель такой школы - дать всем учащимся возможность наиболее полноценной социальной жизни, наиболее активного участия в коллективе, местном сообществе, тем самым обеспечить наиболее полное взаимодействие, помощь друг другу как членам сообщества. Это очевидно показывает, что все члены школьного коллектива и общест­ва связаны между собой и что учащиеся не только взаимодействуют между собой в процессе обучения, но и развиваются, когда принимают совместные решения по пово­ду управления процессами в учебной аудитории.

Те учителя, которые уже имеют опыт работы на принципах инклюзивного образо­вания, разработали следующие способы включения:

1) принимать учеников с инва­лидностью "как любых других детей в классе", 2) включать их в одинаковые виды дея­тельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач, 4) использовать и другие стратегии коллективно­го участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д.

Инклюзивные образовательные сообщества во многом изменяют роль учителя, кото­рый вовлекается в разнообразные интеракции с учениками, больше узнавая о каждом из них, а также активнее вступают в контакты с общественностью вне школы.

Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от ин­теграции детей-инвалидов в массовую школу: более двух третей опрошенных полагают, что это позволит учащимся стать более толерантными, на­учиться взаимопомощи, хотя не исключены и конфликты между детьми.

Внедрение инклюзивного образования в России испытывает определенные проблемы:

- Число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в стране резко возросло (1,3 от общего числа детей).
- Специальное образование, охватывающее учащихся с особыми потребностями - инвалидов, испытывает серьезные потрясения ввиду сокращения финансирования и структурных преобразований.

- Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать условия для реализации прав инвалидов.

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.

По моему мнению, проблеме обучения детей с ограниченными возможностями здоровья государству следует уделять больше внимания, т.к. эти дети должны иметь равные права со здоровыми детьми, ведь среди них так же есть способные дети в учебе, талантливые, одаренные, но не способные «влиться» в общественную жизнь самостоятельно.

Итак, подведем итоги нашего «Круглого стола».

( слайд)Разработаны восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4. Все люди нуждаются друг в друге;

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Игра-тренинг «Волшебный лес чудес» (установление длительного контакта)

Сейчас мы превратимся в волшебный лес, где всегда хорошо. Встанем в шеренгу. Наши руки – это ветки деревьев, которые ласково и нежно будут прикасаться к человеку, который идёт по «лесу». И теперь каждый из вас по очереди пройдёт сквозь этот волшебный ласковый лес, а ветви будут поглаживать по голове, рукам, спине.

- Что вы испытывали, когда проходили по «лесу» и к вам прикасались?

- Ваши чувства, когда вы были деревьями?

Видеоролик (китайский балет инвалидов)

Основной принцип инклюзивного образования:

«Дети должны учиться вместе».

Инклюзивное образование - это участие всех граждан в социуме, и в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии, т.е. обучение учащихся, относящихся к группе детей с ограниченными возможностями в обучении: детей-инвалидов, детей, находящихся на домашнем обучении. Это процесс реального включения инвалидов в активную общественную жизнь, что в одинаковой степени необходимо для всех членов общества. Инвалидность – это не обделённость судьбой, это такой образ жизни при сложившихся обстоятельствах, который может быть очень интересен инвалиду и окружающим его людям, если инвалидность рассматривать в рамках социальной концепции.

Ценности инклюзии:

Каждый имеет право высказываться и быть услышанным.

Каждый имеет право принадлежать к обществу и быть его частью.

Каждый имеет право на образование и обучение в течение жизни.

Каждый имеет право на дружбу и значимые отношения.

Каждый имеет право на полноценную жизнь.

Инклюзивное образование:

- признает, что все дети могут учиться;

- работает над улучшением образовательных структур, систем и

методик для обеспечения потребностей ВСЕХ детей;

- является частью большой стратегии по созданию инклюзивного

- является динамичным процессом, который постоянно в развитии.

Что дает инклюзивное образование:

- предлагает новый социальный подход к инвалидности;

- приветствует разнообразие систем и методик работы с детьми;

- рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему;

Кругл стол "Инклюзивное образование в нашем ДОУ"

https://irinakovenko-ozgdou38.edumsko.ru/uploads/34300/34284/section/731194/.thumbs/i.jpg?1516735115

Часть II. Вступительная часть.

1. Формирование представлений о работе специалистов:

Притча «Горчичное зерно» (педагог-психолог Баргуз Е.И.)

· «Разные возможности – равные права» - психологические особенности работы с детьми с ОВЗ и их семьями. Педагог-психолог Баргуз Е.И. (презентация). Регламент 10 мин.

· Работа логопеда с детьми с ОВЗ Умерова Т.Р. (презентация). Регламент 7 мин.

· Анализ деятельности тьютора работающего с ребенком с ЗПР Аблязимова С.Э. (презентация). Регламент 7 минут.

· Анализ деятельности тьютора работающего с ребенком с диагнозом аутизм Дургалян Я.Г. (презентация). Регламент 7 мин.

· Как ощущает себя ребенок с диагнозом Аутизм. Что переживает его семья. Родитель – Тимощук И.А. Регламент 7 мин.

Стихотворение «Сони». Видео «Мир глазами аутиста» Педагог-психолог Баргуз Е.И. Регламент 5 мин.

Часть III. Практическая часть. Педагог-психолог Баргуз Е.И.

Регламент 25 минут.

1) Упражнение «Котенок». Регламент 5 мин.

2) Упражнение «Мать инвалида». Регламент 6 мин.

3) Упражнение «Кенгуру». Регламент 5 мин.

4) «История о бегунах». Регламент 5 мин.

Часть IV. Рефлексия «Весеннее дерево». Регламент 5 минут.

Часть V. Итоги круглого стола (обсуждение недели инклюзивного образования). Регламент 10 минут.

Часть I. Теоретическая часть.

 Важнейшей тенденцией развития современной образовательной практики является инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. Эффективность реализации образовательной инклюзии во многом определяется готовностью педагогов и специалистов к взаимодействию как с ребенком с особенностями развития, так и с его семьей. Поэтому основная цель нашего круглого стола — формирование у педагогов психологической готовности к взаимодействию с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Задачи:

- повышение психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей;

- формирование представлений о работе специалистов:

· Логопеда (презентация)

· Психолога (презентация)

· Тьютора работающего с ребенком с ЗПР (презентация)

· Тьютора работающего с ребенком с диагнозом Аутизм (презентация)

- проанализировать и определить пути помощи и поддержки семьи ребенка с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации;

- обменяться имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития;

- оказание психотерапевтической помощи участникам.

Оборудование: ноутбук, пректор, презентации специалистов, мультимедийная доска газета; ленты и шарфы, мягкие игрушки, дерево нарисованное на листе ватмана, цветы из цветной бумаги.

1. Формирование представлений о работе специалистов. Регламент 10 мин.

Притча «Горчичное зерно» (педагог-психолог Баргуз Е.И.)

Однажды Будде повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из-за своей нелёгкой жизни и попросила Будду помочь ей. Он пообещал помочь ей, если она принесёт ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободрённая его словами, женщина начала поиски, а Будда отправился своим путём. Много позже он встретился её опять — женщина полоскала в реке бельё и напевала. Будда подошёл к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет ещё попозже, а пока ей необходимо помочь постирать бельё людям, у которых горе тяжелее её собственного.

«Разные возможности – равные права» - психологические особенности работы с детьми с ОВЗ и их семьями. Работа педагога-психолога Баргуз Е.И. (презентация). Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагогов и специалистов в условиях образовательной организации. Представлены особенности работы с детьми с ОВЗ.

Принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детский сад могут прийти родители, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет педагогам и специалистам рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без барьеров.

Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

1. Шок (непонимание ситуации, ступор, а затем паника).

2. Отрицание (это защитный механизм, надежда родителей, что ребенок полностью выздоровеет).

3. Агрессия или пассивность (включатся эмоциональные реакции, злость. Родители задают вопрос сами себе, родственникам и специалистам «Почему это случилось с нами?». Другой вариант — пассивность, бездействие).

4. Торги (родители надеются на чудо, перебирают все возможные способы лечения, пытаются «выторговать» здоровье ребенка в обмен на добрые дела, пожертвования).

5. Переживание и признание проблемы (стадия переживания горя. Ощущение пустоты и бессмысленности, чувство брошенности, сильное чувство вины и страх. Это самый тяжелый период).

6. Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

2. Работа логопеда с детьми с ОВЗ Умерова Т.Р. (презентация). Регламент 7 мин.

3. Анализ деятельности тьютора работающего с ребенком с ЗПР Аблязимова С.Э. (презентация). Регламент 7 минут.

4. Анализ деятельности тьютора работающего с ребенком с диагнозом аутизм Дургалян Я.Г. (презентация).

5. Стихотворение «Сони». Видео «Мир глазами аутиста». Педагог-психолог Баргуз Е.И .

Стихотворение Сони : Мне страшно. Голова гудит. Там мечутся слова и просятся уйти. “Пусти нас, Соня, в мир пусти!” Но рот мой на замке, А ключ к замку в мозгу- И как его достать? Ну помогите ж мне! Я не хочу немой остаться, Но страх засовом запер рот. Слова рождаются, живут и чудеса творят В мирах, что в голове я создаю… И вот В конце концов и умирают. Чтоб им жить, Их надо в мир, вовне пустить. Но как? Скажите мне! А вдруг их люди не поймут? Сквозь рот мой проходя, Изменятся слова, их мир не примет, Оттолкнёт, а в месте с ними- и меня? Как жить? Мне страшно. Голова гудит”. Комментарии ведущего: (Соня Ш., у девочки аутизм. На момент написания стихотворения ей было 8 лет).

Часть III. Практическая часть. Педагог-психолог Баргуз Е.И. Регламент 25 минут.

1) Упражнение «Котенок». Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его. В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

2) Упражнение «Мать инвалида» Выбирается участник для роли матери ребенка-инвалида. При помощи лент ведущий демонстрирует то, какие ограничения в обществе испытывают родители детей с ОВЗ.» Часть тела (завязываются лентами). Символическое значение:

Родителям сложно принять своего ребенка, увидеть его таким, какой он есть; сложно выводить его в общество и в буквальном смысле «быть на виду».

Родители боятся рассказывать о своем ребенке, говорить о нем, рассказывать о своих трудностях и потребностях.

Родители не хотят слышать диагноз ребенка и боятся общественного мнения и осуждения.

Родители чувствуют себя связанными, их жизнь меняется и во многом ограничивается. Страх того, что не в их силах вылечить ребенка, человек «опускает руки».

Неутихающая боль, чувство постоянно присутствующее («сердце разрывается», «болит душа»).

Это область дыхания, центр нашей жизненной силы и энергии. Многие семьи детей с нарушеньями развития как бы «живут вполсилы», «дышат в полдыхания».

Многие родители боятся рожать детей, ухудшаются супружеские отношения, формируются супружеские дисгармонии.

Родителям сложно идти дальше по жизни. Они в буквальном смысле боятся сами «сделать шаг», ограждают и ребенка от самостоятельных жизненных шагов. Семья замирает, не развивается.

Комментарии ведущего: в такой изоляции и социальном «коконе» оказываются родители детей с нарушениями в развитии. Преодолеть это состояние можно, ощущая тепло и поддержку как родных людей, так и людей, работающих с особенными детьми. Чувство командного единства чрезвычайно важно, поскольку иногда именно детский сад — первая ступенька общества и образования, которая может показать семье, что они включены в это общество и этот мир. И им уже не так страшно обращаться в социальные сферы, водить детей в школы и активно включать в мир отношений.

3) Упражнение «Кенгуру» . Игра развивает чувство сопереживания другим, эмпатию, корректирует агрессивные тенденции в поведении. Участникам на пояс завязывается шарф или косынка, образуя «сумку кенгуру». В нее сажают детеныша — мягкую игрушку-зверушку. По команде ведущего «кенгуру» начинают прыгать к условленному месту, стараясь не выронить малыша. Руками придерживать нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые кенгуру.

4 ) «История о бегунах» История о бегунах: Несколько лет назад на параолимпийских играх в Сиетле девять бегунов (с умственными и физическими нарушениями) выстроились в ряд на линии старта стометровки. Раздался сигнальный выстрел, и они рванули вперед — не скажешь, что очень стремительно, но с явной решимостью добежать до финиша и победить. Все, кроме одного парня, который, запнувшись, едва не упал. Шатаясь, он проковылял пару шагов и заплакал. Остальные восемь участников забега услышали его плач. Они замедлили бег, остановились, затем развернулись и пошли назад. Все до единого! Девушка с синдромом Дауна поцеловала беднягу и сказала: «Это тебя вылечит!» Потом все девятеро взялись за руки и вместе дошли до финишной ленты. Десять минут весь стадион рукоплескал им стоя.

Круглый стол "Организация работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"
методическая разработка

Проблема воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья существовала всегда. В настоящее время в педагогической практике понятие «инклюзивное образование» употребляется постоянно. В большинстве случаев под ним понимается обучение детей-инвалидов в массовой школе или детском саду. Однако если обратиться к толкованию понятия, то мы увидим несколько другой смысл: (фр. Inclusif – включающий в себя, лат. Include – заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию и для детей с особыми потребностями.

Трудность решения проблемы работы с детьми с ОВЗ усугубляется недостаточным пониманием в обществе возможностей таких детей, равноправно участвующих в жизни общества, а также, недостаточной профессиональной некомпетентностью педагогов образовательных учреждений.

ВложениеРазмер
vstrecha_s_pedagogami_v_forme_kruglogo_stola.docx 884.57 КБ

Встреча с педагогами в форме круглого стола

«Организация работы с детьми с ОВЗ условиях инклюзивного образования»

Выполнила: учитель-логопед Курепина Н.А.

Цель: привлечение внимания педагогов ДОУ к проблемам инклюзивного образования.

2. Создать условия для привлечения внимания к детям с ограниченными возможностями здоровья.

3. Привлечь внимание и заинтересовать в поиске возможных решений проблемы инклюзивного образования в условиях ДОУ.

  1. Определение основного понятия «инклюзивное образование».
  2. Особенности организации инклюзивного образования в детском саду.

I. Определение основного понятия «инклюзивное образование».

Сегодня я предлагаю поговорить об организации работы с детьми с ОВЗ в детском саду в условиях инклюзивного образования.

Давайте вначале вспомним:

- Какие мы знаем формы образования в принципе ? (общеобразовательное, интегративное, инклюзивное).

Итак, эти практики похожи и в то же время имеют различия.

  1. Общее образование – вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для жизни человека в обществе.

При интеграции ребенок либо адаптируется к требованиям системы, либо становится для нее неприемлемым. Сама система не изменяется. (коррекционные классы в массовых школах и группы в детских садах.)

  1. При инклюзивном образовании : система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему, потому что все дети имеют разные способности, возраст, этнические группы, происхождение, пол, и все они могут учиться.

Необходимо понять, что инклюзия – это не интеграция, это более широкое понятие!

• Дети живут вместе в обычной группе детского сада, не создаются «особые» группы, которые часто приводят к исключению «особых» детей из социальной жизни детского сада, создает определенные барьеры в общении и взаимодействии детей.

• Специалисты помогают детям.

• Обычные группы изменяются.

• Внимание акцентируется на возможности и сильные стороны ребенка.

• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

• Дети-инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью.

• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей-инвалидов становятся важными для окружающих.

А теперь давайте подумаем:

- Какие из перечисленных форм организованы в нашем ДОУ?

- Расшифруйте аббревиатуру - ОВЗ (ответы педагогов) .

- Какие категории детей с отклонениями в развитии вы знаете: (7 категорий: слабослышащие, глухие; слабовидящие, слепые; с речевыми нарушениями; ДЦП; аутизм; умственная отсталость; с нарушением эмоционально-волевой сферы).

- В нашем детском саду, есть специалисты, занимающиеся коррекционной работой с детьми. Можно ли назвать эту работу инклюзивной? (мнения педагогов)

-Какие дети с особыми образовательными потребностями посещают наш детский сад? (ответы педагогов).

-Почему вопрос об инклюзивном образовании встает так остро? (обсуждение педагогов).

Дети с ОВЗ традиционно находились в специальных образовательных организациях. Но коррекционные школы не предоставляют варианты для социализации. Общение и совместная деятельность с детьми возрастной нормы поможет детям с ОВЗ интегрироваться в общество и чувствовать себя равными с другими.

У всех детей есть особенности. Особые образовательные потребности есть не только у «особых».

Инклюзивный подход предполагает такую организацию отношений детей группы, где будут учтены и реализованы возможности каждого ее участника, не только детей с ОВЗ .

Люди с ОВЗ будут готовы трудиться и вступать в межличностные отношения, в случае, если социальная адаптация начнётся с ранних лет.

II. Особенности организации инклюзивного образования в детском саду.

  1. Государственный стандарт ставит перед педагогами общие и специфические задачи, к общим относятся:

- обеспечение равного доступа к знаниям вне зависимости от возможностей здоровья, региона и вида образовательной организации;

- формирование условий для развития личности ребёнка, которые определяются возрастом и творческим потенциалом дошкольников;

- построение содержательно разнообразной программы, которая соответствует образовательным потребностям детей;

- поддержка семьи ребёнка и помощь советом в вопросах обучения и воспитания детей.

К специфическими задачам относятся:

- квалифицированная коррекция отклонений в физическом или психическом развитии воспитанников;

- интеграция детей с отклонениями в состоянии здоровья в единое образовательное пространство

Давайте обсудим общие аспекты содержания работы инклюзивной группы:

Какими программами определяется содержание работы с детьми ОВЗ? (мнения педагогов).

Конечно, это комплексные и парциальные программы, реализуемыми в ДОУ.

Обучение в ДОУ для детей с ОВЗ осуществляется по адаптированной программе, которая направлена на помощь в изучении детьми с ОВЗ основной программы дошкольного образования. При организации инклюзивной практики в детском саду создаются условия для повышения уровня развития и адаптации в обществе дошкольников с ОВЗ.

Программа ориентируется на прививание детям ценностей и норм социальной жизни. Также программа нацелена на формирование системы знаний, умений и навыков, которые понадобятся ребёнку для продолжения образования.

  1. Как особенности детей с ОВЗ учитываются при обучении и воспитании?

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников. Как мы это понимаем? (обсуждение).

Инклюзивные группы неоднородны, потому что в них входят дошкольники с разными возможностями здоровья: у нас это дети с нарушениями речи и задержкой психического развития.

Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в общении. У особого ребёнка те же социальные потребности, он тоже хочет расширять среду обитания и количество контактов (к трём годам любому ребенку дома становится скучно).

Образование в условиях инклюзии подразумевает организацию процесса обучения с учётом возрастных и психофизических способностей дошкольников.

Содержание инклюзивного образования реализуется в разных формах:

- индивидуальные занятия со специалистами ;

- активные действия в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованных помещениях, прогулка) ;

- совместная деятельность и игра в микрогруппах с другими детьми;

- праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня.

  1. Формы реализации содержания инклюзивного образования.
  1. Диагностика индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. (Практика воспитания детей перестраивается от фронтального подхода, где усредняются показатели относительно возрастной нормы, к учету индивидуальности детей , составляющих группу).

Диагностика ребенка проводится всеми специалистами детского сада.

Каждый специалист обращает внимание на свою область (воспитатель диагностирует свои параметры, логопед - способность ребенка к контакту, импрессивный и экспрессивный словарь ребенка; понимание и использование ребенком языка в различных ситуациях и др.;. дефектолог – уровень игры ребенка и интересующие его игрушки и занятия, развитие крупной и мелкой моторики, уровень мышления; психолог – особенности взаимодействия с детьми и взрослыми, эмоциональность, скорость психических реакций, адаптация в новой обстановке).

Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития. В нашем ДОУ это – разработанный индивидуальный образовательный маршрут ребенка. (ИОМ).

  1. Комплексная оценка ресурсов и дефицитов ребенка для составления индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы (ИПО).

На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель, и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуациях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, особенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов и др.

(Можно использовать следующие техники наблюдений: регистрация эпизодов, дневниковые заметки, карты-наблюдений, журнал наблюдений, видеонаблюдение.)

Диагностика носит динамический характер, позволяющий корректировать программы в ходе их осуществления и своевременно выстраивать для ребенка адекватную его изменяющемуся состоянию и актуальным возможностям постепенно усложняющуюся среду.

  1. Р азработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ.
  2. Разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы.
  3. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы; мониторинг инклюзивного образовательного процесса, создание специальных условий.

Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы.

Поэтому, специально организованная среда планируется и выстраивается в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей.

Среда выстраивается также в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка, что требует от взрослых навыков наблюдения за процессом развития ребенка.

В рамках внедрения инклюзивной модели, проблемой является отсутствие у педагогического состава опыта и психологической готовности принять ребенка с ОВЗ в обычной группе детского сада. Здесь необходима соответствующая работа по повышению квалификации педагогических кадров, по воспитанию у взрослых непредвзятого отношения к «особенному» ребенку, способности принять его на равных с остальными членами детского коллектива.

Инклюзивный подход требует достаточно сложных организационных усилий. Когда для всей группы детей предлагаются единые занятия, один режим дня, единое меню – это одна ситуация. Когда мы ориентируемся на интересы и возможности ребенка, а детей в группе 25 – это совсем другая ситуация.

Для воспитателя остро встанет проблема «выстраивания» отношений внутри группы. Ведь группа массового детского сада, куда принимается ребенок, с самого начала уже предполагает определенные условия, к которым ребенок должен адаптироваться: режим, график занятий, прогулок, мероприятий.

(По идее инклюзивная группа должна сочетать в себе два организационных подхода:

в расписании группы должны быть учтены индивидуальные занятия детей (расписаны помещения, время, специалисты), групповые занятия, реализующие интересы детей, групповые занятия, реализующие развивающие задачи Образовательной программы).

Приоритетными при этом являются не задачи реализации тематических блоков образовательной программы, а задачи, которые формулируют педагоги по результатам диагностики детей и группы. При этом планы могут модифицироваться в соответствии с динамикой развития ситуации в группе – неожиданными изменениями окружающей обстановки и/ или специальными нуждами того или иного конкретного ребенка. При планировании учитывается баланс между спокойными и активными занятиями, занятиями в помещении и на воздухе, индивидуальными занятиями, работой в малых и больших группах.

Каждый педагог знаком с содержанием работы всех специалистов.

Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно делал ребенок, а также рекомендации по отработке навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Для этого используются дополнительные развивающие программы занятий по организации проектной деятельности, программы физического воспитания, музыкального развития и др.. (парциальные программы ДОУ). Дети, решая в микрогруппах общие задачи, учатся общаться, взаимодействовать друг с другом. Обучаются навыкам согласовывать свои действия, находить совместные решения, разрешать конфликты. Замечая различия в интересах, способностях, навыках, дети учатся с помощью взрослого учитывать их при взаимодействии.

Фронтальные формы организации активности детей могут решать, как познавательные, так и социальные задачи. Фронтальные формы могут проходить по-разному. Для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере.

  1. Отметьте, пожалуйста, с какими утверждениями вы согласны.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса, все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители,

1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

2. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания и прислушиваются к ним.

3.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело.

4.Эффективно работают как единая профессиональная команда для достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом, планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и группы через разработку тематических проектов или разработку индивидуального образовательного плана развития ребенка.

5.Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную компетентность, так и нового педагога.

6. В рамках сетевого вневедомственного взаимодействия в Тамбовской области мы можем позвонить в другие учреждения и попросить помощь.

Главный постулат на сегодня, то, что индивидуальный подход, который применяется в профессиональной деятельности специалистов – психологов, логопедов, дефектологов, учитывающий особенности детей и подбирающий к ним особые индивидуальные средства и методы развития, в условиях инклюзивного образования, должен быть освоен воспитателями.

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от состава детей инклюзивной группы, и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Детско-родительские группы. Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня важная составляющая инклюзивного процесса.

Инклюзивное образование предполагает:

- обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они должны получать специализированную помощь;

- вовлечение в образовательный процесс каждого ребенка с помощью образовательной программы, которая соответствует его способностям;

- удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение специальных условий.

Необходимость внедрения такого вида обучения в педагогическую практику не вызывает сомнений. Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Конечно, каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми.

Закрепление стандартом права детей с ОВЗ на инклюзивное образование говорит о гуманизации и демократизации общества.

Читайте также: