Круглый стол по духовно нравственному воспитанию в доу

Обновлено: 20.05.2024

Цель: Повышение педагогической культуры родителей, пополнение их арсенала и знаний по нравственному воспитанию ребенка в семье.

Формирование в родителях умения воспитывать в детях нравственные качества.

1. Вступительное слово

Точка, точка, запятая, минус ….рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик – получился человечек:

Что увидят эти точки? Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его? Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе. Мы его нарисовали только и всего.

Что вы! Что вы! Это важно! Чтобы вырос он отважным,

Чтобы мог найти дорогу. Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно. Только так из человечка

Выйдет Человек .

Тема нашей встречи « Роль семьи в духовно- нравственном воспитании ребенка Психологическая разминка « Улыбка»

С каким настроением вы сегодня пришли сюда? Мне хочется, чтобы у вас у всех было хорошее настроение. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнулись соседу справа, а теперь слева. Спасибо. Надеюсь, что теперь у всех хорошее настроение.

Какие нравственные качества присущи человеку?

( Форум родителей )

Молодцы, правильно. Это, наверное, доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др.

Одним из важнейших условий успешного развития нравственных качеств у ребенка является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки, в которой бы дети имели возможность отзываться на все доброе, прекрасное, выказывать сочувствие, приходить на помощь друг другу, грустить, радоваться. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на становлении нравственного мира ребенка. У родителей совсем немного времени, чтобы сформировать нравственные представления у своего ребенка. Мы часто говорим « он еще маленький - ничего не понимает». И в этом наша большая ошибка. И тут встает вопрос. Как воспитать в ребенке нравственные качества, то есть нравственное воспитание? Как сделать так, чтобы ребенок хотел соблюдать моральные нормы? Задумываясь о будущем, мы задаем себе вопрос, что же ждет « завтрашних» наших детей, какие испытания приготовит им время. Дети – это зеркало родителей, поэтому если вы хотите что – то воспитать в ребенке, начните с себя. Родители должны помнить золотое правило - прежде , чем требовать от ребенка того или иного, этого же нужно требовать от себя. Это не значит, что родители должны быть идеальными, но они должны всегда работать над собой и тогда ребенок наблюдая это, будет подражать родителям.

Одним из методов воспитания мы выбрали слово. Это и наши слова, обращенные к детям, это и литература, Это и беседы с детьми. Душевная копилка ребенка работает непрерывно и очень важно, что мы в нее бросаем. В каждой семье свои представления о добре и зле свои нравственные ценности, свои взгляды на ребенка. Народная мудрость гласит: «Самый сладостный звук для человека- это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, то следует обращаться к человеку, ребенку по имени .А как вы называете своего ребенка?

Помочь найти положительные качества ребенка Вам поможет игра « В лучах родительского солнца». Представьте, что вы в центре солнца. Подумайте и запишите на лучах солнца, которые лежат у вас на столах ответы на вопрос: « Чем я согреваю своего ребенка, как солнце согревает землю, как я проявляю к нему свою любовь, какие слова одобрения говорю». (Обнимаю, целую, солнышко мое, зайчик мой, ты мой хороший, рыбка моя и т.д.) Научите ребенка различать добро и зло, учите любить свой дом, свою семью, добрых людей.

Большое внимание на ребенка оказывает климат семьи. Если родители делят между собой радости и трудности, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным. Поведение и деятельность ребенка осознанны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежит заботливое внимательное отношение к другим людям, помощь, взаимопонимание, отзывчивость и доброжелательность. Главное средство воспитания – это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение их задание их ваших поручений. Ребенок должен выполнять работу по мере взросления по дому, для себя, для семьи. Дети убеждаются, что совместная работа спорится, что веселее и лучше действовать сообща.

(Практическое задание родителям - «Загибаем лист». Возьмите листок бумаги. Вы когда – нибудь ругали своих детей злобно, не выдержано. Загибаем лист. При каждом сгибе листка вспомнить негативное, сказанное в адрес ребенка. А сейчас начинайте разгибать лист и с каждым отгибанием вспоминайте, то хорошее, что вы говорили детям. Вывод: Вы расправили листок, но на нем так и остались линии сгиба. Так же и в душе ребенка на всю жизнь остаются травмы от непонимания и несправедливости к ним. Самые важные воспитатели для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на ребенка, на формирование его системы ценностей.

Видеоролик «Счастье – это просто ».

Вопрос. Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?

Зачастую родители, делая замечания малышам в опасных для их жизни ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того, чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят ему, что делать нельзя. В результате ребенок не получает нужной информации, а слова взрослого провоцируют делать все наоборот. Например. Что будет делать ребенок на слова « Не подходи к телевизору!» Обращение к ребенку должно быть позитивным.

Учитывая все вышеизложенное можно сделать следующие выводы:

Семья – это первая инстанция на пути ребенка в жизнь. Родители составляют первую общественную среду ребенка. Родители являются образцами, на которые ребенок ориентируется ежедневно. Родители играют важную роль в жизни каждого ребенка. Нравственное воспитание осуществляется путем формирования у ребенка нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о доброте и зле.

Таким образом, мы с вами должны объединять усилия именно в воспитании доброго, убежденного, честного человека.

А.С. Макаренко: « Ребенок- это живой человек, это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная, полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций, по тревожности и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче взрослой». И пусть в этой жизни у детей всегда будет рядом надежный и добрый друг, родитель, наставник, именно от вас зависит, каким вырасти ваш ребенок.

Вот и подошла наша беседа к концу. Пусть в деле воспитания вам всегда сопутствует вам успех, потому что Вы и ваши замечательные детки этого достойны. Желаю Вам, чтоб и ваши семьи были такими же счастливыми. Хотелось бы верить, что наша встреча была полезной. ( Предлагаю Высказать родителям свое мнение о проведенном собрании ).

Всем большое спасибо за участие в сегодняшнем нашем разговоре. До свидания.

Конспект родительского собрания (Круглый стол) Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Старший воспитатель МАДОУ д/с «Дюймовочка» Мезенина И.В.

Конспект родительского собрания

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников»

Задачи : обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей; способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.

Форма проведения : круглый стол.

Предварительная работа : анкетирование родителей.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

Не он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой :

Где же обещанный Путник Вечности?

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями.

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем.

И от нас с вами зависит, каким он будет и какую жизнь он проживет. Представьте себе, что солнышко – это душа ребенка, а лучики – качества его характера. Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по- вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?

У вас на столах лежат «солнечные лучики» , на которых вы должны написать черты характера. Выберите то качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка.

Перечисляю качества, которые написали родители (- Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым)

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно -нравственными ценностями.

Сегодня мы с вами и поговорим на тему: « Духовно — нравственное воспитание ребенка , через семейные традиции и досуг в семье».

Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы :

1. Как вы понимаете нравственное воспитание?

2. Что такое духовное воспитание ?

3. Почему они объединены через дефис?

Воспитание - навыки поведения, привитые семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности - не будет ничего, никакого воспитания

« Духовность - свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными».

Семья – это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости.

Мы также должны помнить, что дети – это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

Семейные традиции - это основное средство формирования духовных ценностей, норм семьи.

Традиция – это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи) . (Словарь русского языка С. И. Ожегова) . Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие.

Скажите, пожалуйста, какие традиции - в ваших семьях?

У каждого это свое: ночь; семейный выход на парад в День Победы; яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи.

Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.

- Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Чтобы вырастить духовно богатого человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект родительского собрания в средней группе «Художественно эстетическое воспитание дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Введите в мир театра малыша,И он узнает, как сказка хороша,Проникнется и мудростью, и добротой,И с чувством сказочным пойдёт онЖизненной тропой.Г. Попов.


Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников»

Родительское собрание - круглый стол «Копилка знаний» на тему: «Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников».


Нетрадиционное родительское собрание (круглый стол). Тема: «Возрастные особенности дети старшего дошкольного возраста»

Нетрадиционное родительское собрание (круглый стол).Тема: «Возрастные особенности дети старшего дошкольного возраста».

Конспект родительского собрания (круглый стол) по теме "Любимые игрушки"

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активации игровой деятельности младших дошкольников в условиях семьи с цельюразвивития интереса у родителей к воспитанию своего ребенка, расш.


Конспект родительского собрания «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»

Конспект родительского собрания «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка»Форма проведения: за круглым столом.Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспита.


Конспект Родительского Собрания Круглый стол в средней группе «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка дошкольного возраста»

муниципальное бюджетное дошкольноеобразовательное учреждениедетский сад «Светлячок» Круглый стол в средней группе «Роль сюжетно-ролевой игры в разв.


Конспект родительского собрания "Роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка"

конспект родительского собраниятема: роль сказки в духовно-нравственном воспитании ребёнка.

Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»
статья

Цель круглого стола: создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного учреждения и семьи.

Основные задачи круглого стола:

1. Обмен опытом и активизация сотрудничества педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

2.Активизация сотрудничества педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

ВложениеРазмер
fgos_0.docx 34.43 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»

«Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

без культуры нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа!»

Цель круглого стола:

Основные задачи круглого стола:

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2).
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666), одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (разд. 1, п.5)

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования .

Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

Выступление воспитателя Карнаковой С.Н. «Основные задачи в программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Вопросы для дискуссии:

1. Правомерно ли говорить о духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста?

В. А. Сухомлинского "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать".

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).

Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, патриотами своей родины зависит от нас.

Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение педагога. И неважно, каков наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком и семьей был умный, знающий и любящий человек, профессионал — Педагог.

«Воспитание духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста» .

Наша задача педагога сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

2. Как назвать все то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений?

3. Как сохранить обычаи и традиции русского народа ?

Рассуждения педагогов, далее предлагается перечислить пословицы о традициях народа, семьи и т.д., в которых говорится о нравственных чувствах

Слово не стрела, а ранит.

Словом ударишь сильнее, чем дубиной.

Умей сказать, умей и промолчать.

Слово –солома: загорится, не зальешь.

От одного слова, да на век ссора.

Язык мой –враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.

Держи собаку на цепи, а язык –на семи.

Жена –для совета, теща –для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не нужен и клад, коль в семье разлад.

Одному и в раю не рай.

Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

Тишь да гладь, да Божья благодать.

Любовь да совет, да и нуждочки нет.

Братская любовь пуще каменных стен.

Брат с братом на медведя ходят.

Нет друга –ищи, а нашел –береги.

Новых друзей наживай, но и старых не забывай.

Для милого дружка и сережка из ушка.

Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.

С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Друг спорит, недруг –поддакивает.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Послужи на меня, а я –на тебя.

Рука руку моет, и обе белы живут.

За добро добром и платят.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Пожалуйста, не кланяется, а спасибо спины не гнет.

Сделав добро, не кайся.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона –мать родная, чужая –мачеха.

Город –царство, а деревня –рай.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Родина –мать, умей за нее постоять.

О человеческих качествах

  • Тихая вода берега подмывает.
  • Где река глубже, там она тише.
  • Наш Абрасим не просит, а дадут –не бросит.
  • В ком стыд, в том и совесть.
  • За совесть да за честь –хоть голову снесть.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Кто пива не пьет, тот пьян не живет.
  • Русы волосы –сто рублей, буйна голова –тысяча, а всему молодцу и цены нет.
  • На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.
  • Учиться –вперед пригодится.

Кто смел –тот и цел.

С виду хорош, а продаст за грош.

Поет соловьем, а рыщет волком.

Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.

На языке медок, а под языком –ледок.

Без мыла в душу залезет.

Много людей, а человека нет.

Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.

Личиком беленек, да душой черненек.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.

5. Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить?

Формы работы с детьми:


1. Духовное образование (НОД, беседы, поручения).

2. Воспитательно–оздоровительное образование (праздники, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно–познавательное образование (организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр передач, м/ф, фильмов, презентаций).

4. Нравственно–трудовое образование коллективный труд, (самообслуживающий труд, хозяйственно – бытовой труд, труд по интересам, продуктивная деятельность,
изготовление подарков к праздникам).

5.Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве .

Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.

Педагогам предлагаются педагогические ситуации, которые они должны решить.

1 – Ранний возраст. «Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте? ».

2 – Младший возраст. «Во время игры Таня (3, 5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю? ».

3 – Старший возраст. «Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю? ».

4 – Старший возраст. «Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации? »

6. Кто наш союзник в этой работе?

7.«Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе? »

Формы работы с семьей:

1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.

2. Лектории для родителей.

3. Открытые показы воспитательного процесса

.4. Совместные праздники.

5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)

«Волшебный магазин» Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы "вылепить" образ высоконравственного человека. Выберите те качества (лучики), которым вы хотите наделить детей вашей группы.

Перечисляю качества, которые написали педагоги и прилаживаю их к улыбающемуся солнышку

(добрый, умный, щедрый, сильный, справедливый, здоровый,

Заботливый и т.д.)

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в рубрике "острое блюдо".

Вопросы острого блюда

  1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?

2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.

Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?

3. "Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?

4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?

5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.

И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда.

Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: "Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккуратным!" Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: "не трогайте его!"

Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, размышления.

Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место , поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: "в туалет? - нельзя, надо спать"; "пить? - нет воды"; тем, кто не спит - "буду зашивать глаза", а если описался - "как не стыдно, такой большой", или предательское молчание в присутствии разбушевавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинившегося ребенка.

Почему дети равнодушны? - часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудиться теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не помогут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, принять ее, разделить.

В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):

- Предлагаю волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.

Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

Круглый стол "Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста"

МАДОУ ДЕТСКИЙ САД № 22 Наро-Фоминского муниципального округа.

Семинар «Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

В настоящее время Россия переживает непростой период. И самая большая опасность - не в кризисе, а в разрушении личности. Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня актуальна как никогда. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей нет представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. На глазах старшего поколения рассыпались многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско -пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Виновных не стоит искать, надо объединиться, вот так, как этой нитью, все мы связаны общей проблемой (мы - педагоги, семья, общество, государство) ведь ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

1. Можно ли назвать ребенка полноценной личностью? Вот на примере ваших семей, когда вы (заметили) поняли, что ваш ребенок личность. Даже если молоко на губах не обсохло, даже если не умеет и не знает (как нам кажется) ничего, даже если не приносит никому никакой пользы. Просто он – Личность, и никак нам с этим не совладать. Потому что ребёнок – это не будущий взрослый, а человек, живущий, мыслящий и переживающий здесь, сегодня и сейчас.

2. Правомерно ли говорить о духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста?

В. А. Сухомлинского "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать". Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются основные представления об окружающей действительности, представления о семейном укладе и родной земле. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, зависит от нас.

Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение педагога. И неважно, каков наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком и семьей был умный, знающий и любящий человек, профессионал — Педагог.

3. Как назвать все то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений?

4. Как сохранить обычаи и традиции русского народа?

5. Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить?

Формы работы с детьми:
1. Духовное образование (НОД, беседы, поручения).
2. Воспитательно–оздоровительное образование (праздники, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).
3. Культурно–познавательное образование (организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр передач, м/ф, фильмов, презентаций).
4. Нравственно–трудовое образование коллективный труд, (самообслуживающий труд, хозяйственно – бытовой труд, труд по интересам, продуктивная деятельность,
изготовление подарков к праздникам).

Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве.

Вам предлагаются педагогические ситуации (для каждой возрастной группы, которые вы должны решить.

6 Кто наш союзник в этой работе?

7«Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе? ».

Формы работы с семьей:

3. Открытые показы воспитательного процесса.4. Совместные праздники.

«Волшебный магазин» Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы "вылепить" образ высоконравственного человека.

7. Ваше отношение к духовно - нравственному воспитанию детей ?

«Духовность» (филос. Словарь) рассматривается - как внутренний, индивидуальный мир личности, проявленный определёнными нравственными качествами, потребностями, устремлениями, ценностями; как способ самосовершенствования; как качество личности. Духовное воспитание в педагогике – это формирование ценностного отношения в жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.

Острое блюдо

Вопросы острого блюда

1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?

3. "Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хо­роший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?

5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не заме­чает. Ваши слова и действия.

И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспи­тание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, при­косновения, взгляда.

Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: "Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккурат­ным!" Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: "не трогайте его!"

Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, раз­мышления.

Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошен­ные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поста­вили себя на его место, поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: "в туалет? - нельзя, надо спать"; "пить? - нет воды"; тем, кто не спит - "буду зашивать глаза", а если описался - "как не стыд­но, такой большой", или предательское молчание в присутствии разбуше­вавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинивше­гося ребенка. Почему дети равнодушны? - часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудить­ся теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не по­могут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, при­нять ее, разделить.

В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):

- Предлагаем волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших де­тей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, по­ощрять.

Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете на­зывать детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много доб­рых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

Читайте также: