Круглый стол по актуальным проблемам образования

Обновлено: 01.05.2024

Цель: привлечь внимание родителей к проблемам современного образования; наметить пути их решения.

· Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с сотовыми телефонами, смартфонами, планшетами.

· Показать влияние гаджетов на психическое и физиологическое здоровье ребенка при неправильном его использовании.

Категория участников: педагоги, родители, учащиеся.

Форма проведения: «круглый стол»

Продолжительность работы: 30 минут

Методы работы:

- метод работы в группах;

- метод групповой дискуссии.

Принципы работы:

- принцип партнерского общения;

- принцип обратной связи.

Используемый материал:

- видеоролик «Даёшь детям гаджеты!»

1 этап. Участники усаживаются в малые группы.

«Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования – новая парадигма формирования человеческого потенциала страны». Появление такого документа, как Концепция духовно-нравственного воспитания является своевременным. Ключевой особенностью которого является то, что он не ограничивается системой предметных знаний, умений, навыков, а включает систему духовно-нравственных ценностей и ориентирован на личностное развитие обучающихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования, где образованию отводится ключевая роль.

Каков же он, социальный заказ? Запрос семьи, общества, государства?

Что нового вносит ФГОС в образовательно-воспитательный процесс школы?

Какие педагогические технологии обеспечат его успешную реализацию?

Что требуется от современного учителя?

Какие технологические средства помогут достичь желаемого результата?

Эти и многие другие вопросы заставляют нас задуматься.

Участниками «круглого стола» сегодня являются работники управления образованием, педагоги школ Шалинского городского округа, педагоги нашей школы, родители и учащиеся.

Я предлагаю следующий регламент работы. Сначала мы посмотрим видеоролик и определим тему нашего разговора, затем продолжим работу в малых группах . Вы ответите на предложенные вам вопросы (5 мин). Затем перейдем к обсуждению. Первыми открывают тему учащиеся, затем остальные дополняют и расширяют ответ, либо высказывают свое мнение. От группы выступает один человек (5 мин). Если ваши мнения по данному вопросу разошлись, вы можете высказать свое собственное мнение. В конце работы круглого стола мы подведем итоги и выработаем рекомендации и посмотрим, полезна ли была тема нашего разговора (5 мин).

- Вы согласны с таким регламентом работы? (предложения обсуждаются)

Чтобы определить тему нашего разговора, я предлагаю вам посмотреть видеоролик и конкретизировать тему «круглого стола».

Ведущий конкретизирует ее.

«Гаджеты: за и против»

Ведущий: 21 век – время информационных технологий и массовой информации, доступной для всех. Новые технологии активно вторгаются не только в жизнь взрослых, но детей. Компьютер, телевизор, планшеты зачастую начинают осваиваться с раннего возраста, вытесняя собой элементы детства. В некоторых семьях с самого рождения детей сажают перед экраном компьютера или планшета, дают в маленькие ручки огромный дисплей смартфона. Сегодня практически у каждого ребенка, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и другие гаджеты. Однако, при чрезмерном увлечении инновационная техника, которая призвана облегчать жизнь в обществе, может быть вредной для здоровья. Противостоять гаджетам и интернету очень трудно, особенно если речь идет о детях младшего школьного возраста. Сегодня гаджеты: доступный способ получения информации, способ развлечься, способ самовыражения оригинальным аксессуаром. Исследования современных ученых, наблюдения психологов, педагогов свидетельствуют о неоднозначном влиянии гаджетов на детей. Сложившаяся ситуация в обществе обуславливает необходимость пристального внимания к проблеме со стороны системы образования, а также необходимость выстраивания модели обучения, обеспечивающей безопасность, охрану здоровья, психологическую поддержку школьникам. В этой связи возрастает роль и ответственность учителя, школы за выработки привычек здорового образа жизни. Внедрение инноваций напрямую касается и нашей школы, где у каждого учащегося, начиная с первого класса, есть телефон, планшет и т. д.

В этом учебном году мы приняли участие в «Мониторинге здоровья и физической подготовленности учащихся». Результаты данного мониторинга и заставили меня взяться за эту проблему и попытаться хоть как-то помочь ее решить.

Не буду брать результаты всего мониторинга, остановлюсь лишь на том пункте, который касается темы нашего круглого стола, а именно, на вопрос «Сколько времени в день ты проводишь за компьютером, ноутбуком, планшетом, смартфоном или другим электронным устройством?», лишь 38 % соблюдают требования к предельно допустимой продолжительности работы за компьютером. Конечно, эта цифра не точная и дети младшего школьного возраста могли ответить на этот вопрос не точно, а старшеклассники слукавить, не называя точное время проведения.

Также меня насторожил ответ на вопрос «Кто должен заботиться о твоем здоровье? Достаточно большой % обучающихся считают, что о здоровье должны заботиться родители (100%), врачи (58%), учителя (12%), а сами дети - 42%.

2 этап. Работа в малых группах с рабочими карточками. (Приложение 1)

4 этап. Подводя итог к вышесказанному, я могу резюмировать - нельзя сказать однозначно, что гаджеты несут только вред или пользу. Всему нужно знать меру. Взрослые должны учить детей тому, как правильно использовать тот или иной гаджет, как грамотно использовать его ресурс. Но тогда и у взрослых должна быть развита «культура отношения» с современными научно техническими приспособлениями. В противном случае, мы останемся в ситуации, как и сейчас- вместо того, что бы взрослым учить детей обращаться с гаджетами, дети будут учить этому взрослых.

Участники круглого стола участвуют в выработке проекта по вопросу.

5 этап. Рефлексия участников.

- Какие выводы вы для себя сделали? (учащиеся, педагоги, родители)

- Бала ли тема круглого стола актуально и полезной? Ответы участников. Смайлики.

Спасибо за активное участие, всем здоровья и творческих успехов!

«Планшеты, смартфоны на уроках и дома: польза или вред для школьника?»

Вопросы детям:

1. Есть ли тебя телефон, планшет, компьютер?

2. Для чего ты его используешь? Помогает ли он тебе в учебе?

3. Знаешь ли ты, сколько минут в день можно проводить за гаджетами? Родители следят за тем, сколько времени ты проводишь за ним и чем занимаешься?

4. Что ты выберешь: занятия спортом или игры в планшете?

5. Как ты считаешь, полезны или вредны сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и другие средства связи?

Вопросы родителям:

1. Можно ли обойтись в наше время без гаджетов?

2. В чём опасность (вред) увлечённости детей гаджетами?

3. Контролируйте ли вы своего ребенка сколько времени он проводит за гаджетами?

3. Какой выход вы видите в решении этой проблемы?

Вопросы педагогам:

1.Почему школьникам важно использовать компьютер, интерактивную доску, нетбуки на уроках? Ведь, на самом деле, компьютеры и мобильные устройства есть дома у каждого, и дети едва ли не с раннего детства начинают разбираться в технике?

2.Есть ли опасность в том, что дети постоянно имеют отношение с гаджетами? Насколько это полезно? Какой вред это может принести ребенку? Как его уменьшить?

Круглый стол «Проблемы нравственного становления современных подростков»

В 2017 году в рамках 22 Димитриевских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества», в библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова был проведен круглый стол «Проблемы нравственного становления современных подростков».

Цель круглого стола - создание дискуссионной площадки по актуальным проблемам нравственного воспитания подростков, привлечение внимания общественности к проблемам духовно-нравственного оздоровления молодежи.

Исходя из поставленной цели был определен круг приглашенных специалистов: от системы образования и здравоохранения, духовенства и правоохранительных органов.

Нравственные проблемы существовали всегда и внутри их существовала и существует проблема смены поколений (отцы и дети), при этом сами подростки не ощущают данные ситуации как проблемы, а для нас (старшее поколение, а тем более люди, занимающиеся непосредственно воспитанием и образованием детей) они воспринимаются именно как проблема.

Поэтому, прежде всего, участникам круглого стола было предложено определить эти проблемы и совместить точки зрения.

В числе важнейших проблем воспитания подрастающего поколения первостепенное значение, по мнению участников круглого стола, имеют вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи, поскольку это связано как с судьбой самих молодых людей, так и судьбой нашей страны, ее будущим.

Как добиться поставленной цели? Как сделать так, чтобы определяющее значение в формировании личности приобрели критерии добра, патриотизма, милосердия, порядочности, честности. Как помочь современному молодому человеку не пройти мимо них? Как сформировать в нем те социальные ценности, которые будут отличать человека не только интеллектуального, но и душевно богатого?

Именно на эти вопросы и пытались ответить участники круглого стола.

В рамках свободного микрофона каждый желающий имел возможность поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию.

В качестве зачина, для иллюстрации проблемы, слово было предоставлено главному специалисту - ответственному секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая рассказала о динамике детской преступности, о том, какие проступки приводят нынешних подростков на учет комиссии, ответила на вопросы (н-р, каков процент совершенных деяний происходит под влиянием компьютерных игр). Предоставленная информация вызвала интерес у присутствующих и стала отправной точкой дискуссии.

Далее с комментариями выступили врач-психотерапевт, психиатр, нарколог с опытом работы более 35 лет и его ученица врач-психиатр, которые рассмотрели проблему роста агрессии среди подростков с точки зрения специалистов. Ими был отмечен рост суицидальных наклонностей у подростков, которые они связывают с потерей грани между реальным и виртуальным миром.

Активное участие в завязавшейся дискуссии приняли представители образовательных учреждений:

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватели общеобразовательных школ, которые отметили, что школа - это особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни, где он не только учится, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому–либо или чему–либо. Рассказали о том, какие прилагаются усилия, чтобы вернуть школе воспитательную функцию, чтобы дети спешили в школу, хотели учиться, и при этом им было бы комфортно и интересно.

Преподаватели средне-специальных учебных заведений посетовали на то, что им необходимо больший упор делать на получение студентами профессии, а приходится уделять очень много времени и сил на привитие нравственно-духовных навыков.

В разговоре между педагогами неоднократно прозвучала мысль о снижении роли семьи в воспитании детей. Ведь именно в семье закладываются основы духовности и нравственности, именно родители должны стать положительным примером своим детям.

Особую остроту в разговор внесла педагог-психолог центра помощи детям, которая рассказала о социализации детей, оставшихся без попечения родителей, что потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка, поэтому сейчас большое внимание уделяется развитию замещающих семей.

В связи с этим модератор вспомнила слова педагога Сухомлинского В.А.: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности … Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…»

После чего своё мнение об обсуждаемой проблеме роли высказали представители духовенства.

Об инклюзивном образовании, целью которого является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями, рассказала заместитель директора по воспитательной работе Ростовской специальной школы-интерната , она также отметила, что данный комплекс мер подразумевает не только техническое оснащение образовательных учреждений, но и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами.

Т.к. круглый стол проходил в преддверии самых важных выборов для нашей страны, а именно выборов Президента РФ, о воспитании гражданской позиции нашей молодежи высказалась председатель территориальной избирательной комиссии Первомайского района.

Поскольку круглый стол проходил по инициативе БИЦ им. М.В. Ломоносова, заведующая обозначила основную задачу библиотек, в решении обсуждаемого вопроса – создание социокультурного пространства для жителей города независимо от возраста и социального положения, отметила необходимость разработки, организации и проведения мероприятий, направленных на повышение социальной активности и духовно-нравственной культуры подрастающего поколения. Вывод круглого стола - Духовно-нравственное воспитание, следование традициям — это та «точка опоры», которая способствует формированию нравственной личности. Если школа в тесном сотрудничестве с семьей, общественными организациями, учреждениями культуры выполнит поставленные перед ней социальные задачи, наше Российской общество сможет преодолеть все трудности, будет во всех смыслах здоровым, процветающим и перспективным.

В заключении все участники пришли к общему мнению о том, что такие встречи нужны и не один, а возможно целый цикл подобных круглых столов, что цель данной встречи – а именно создание площадки для обмена мнением и опытом по актуальным проблемам нравственного воспитания подростков - достигнута.

Модератор поблагодарила всех присутствующих за участие в круглом столе, а особенно студентов, которые принимали активное участие в обсуждении поставленной проблемы, отметила их неравнодушие к проблемам современных подростков и посетовала на то, что отсутствовали учащиеся школ, т.к. встреча проходила во время осенних каникул.

По истечении времени, выделенного для круглого стола, обсуждение возникших вопросов продолжалось еще очень долго.

Также в рамках 22 Димитриевских чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» в библиотечно-информационном центре имени М.В. Ломоносова была представлена книжная выставка «Вечные ценности: современный формат», которая включила в себя книги современных авторов, имеющиеся в фонде библиотеки, которые затрагивают, раскрывают вечные духовные и нравственные ценности человечества, такие как семья и дети, любовь к Родине, милосердие и благотворительность, здоровье, добро и зло и др.

В холле читателей и гостей библиотеки встречала фотовыставка «Золотые купола России» сотрудников и учащихся «Центра детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)».

В течение дня транслировалась мультимедийная презентация – виртуальное путешествие «С волей к победе: спортсмены Ростова», состоящая из 3 блоков:

1 блок представлял собой иллюстрацию к проекту БИЦ им. М.В. Ломоносова «Спортивная топонимика г. Ростова-на-Дону: Медали разные, люди «золотые», в который вошли мемориальные доски, памятники спортсменам; объекты, улицы, названные именами спортсменов; спортивные школы, спортивные сооружения и объекты города.

2 блок – представил ростовчан – олимпийских чемпионов разных лет.

3 блок – это афоризмы о спорте и здоровом образе жизни. Основная цель которых донести мысль о том, что спорт воспитывает в человеке целеустремленность, дисциплинированность, активность и инициативность, стойкость, решительность, настойчивость и упорство в достижении цели, волю к победе, формирует умение взаимодействовать с людьми.

Круглый стол: «Современное образование в РФ: проблемы. тенденции развития и реформирования»

Стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая:

- создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности;

- укрепление демократического правового государства и развитие гражданского общества;

- кадровое обеспечение динамично развивающейся рыночной экономики, интегрирующейся в мировое хозяйство, обладающей высокой конкурентоспособностью и инвестиционной привлекательностью;

- утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020: Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы (далее - Программа). Программа устанавливает наиболее приоритетные институциональные элементы образовательной сферы, в которых возможно наиболее эффективное и результативное использование финансовых ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации. При этом Программа не только определяет приоритетные "точки роста", но и определяет конкретные механизмы участия субъектов образовательной деятельности в реализации приоритетных направлений развития образования.

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одной из основных задач регулирования отношений в сфере образования устанавливается необходимость создания условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации .

Фундаментальное ядро содержания общего образования фактически нормирует содержание воспитания и учебных программ, организацию воспитательной и учебной деятельности по отдельным учебным предметам, определяя элементы научного знания, культуры и функциональной грамотности, без освоения которых или знакомства с которыми уровень общего образования, достигнутый выпускником российской школы начала XXI столетия, не может быть признан достаточным для полноценного продолжения образования и последующего личностного развития.

Фундаментальное ядро как средство универсализации содержания общего образования позволяет реализовать важнейшие требования общества к образовательной системе:

- сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

- обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;

- достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;

- защиту образовательного пространства от ложных знаний и псевдознаний;

- формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

ФГОС ДО: Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.

ФГОС СПО: На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Внешними факторами, обуславливающими необходимость введения ФГОС, явились рекомендации Болонского процесса и участие России в построении единого общеевропейского образовательного пространства. С другой стороны, у России есть и свои внутренние интересы, которые заключаются в построении системы профессионального образования, гибко реагирующей на запросы работодателей различных производств в условиях стремительной смены технологий и развития науки и техники.

новые подходы, методы и приемы достижения поставленной стандартами образования цели.

Профессиональный стандарт педагога: Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.

Существующие громоздкие квалификационные характеристики и должностные инструкции, сковывающие инициативу учителя, обременяющие его формальными требованиями (например, предписывающими составлять образовательные программы) и дополнительными функциональными обязанностями, отвлекающими от непосредственной работы с детьми, не отвечают духу времени.

Профессиональный стандарт педагога, который должен прийти на смену морально устаревшим документам, до сих пор регламентировавшим его деятельность, призван, прежде всего, раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию.

2. Тенденции развития и реформирования:

Национальная доктрина образования в РФ( в период до 2025 года) : Система образования призвана обеспечить:

- историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

- воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

- формирование культуры мира и межличностных отношений;

- разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

- формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;

- формирование у детей, молодежи, других категорий граждан трудовой мотивации, активной жизненной и профессиональной позиции, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- организацию учебного процесса с учетом современных достижений науки, систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологий;

- непрерывность образования в течение всей жизни человека;

- многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно ориентированное обучение и воспитание;

- преемственность уровней и ступеней образования;

- создание программ, реализующих информационные технологии в образовании и развитие открытого образования;

- академическую мобильность обучающихся;

- развитие отечественных традиций в работе с одаренными детьми и молодежью, участие педагогических работников в научной деятельности;

- подготовку высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий;

- воспитание здорового образа жизни, развитие детского и юношеского спорта;

- противодействие негативным социальным процессам;

- экологическое воспитание, формирующее бережное отношение населения к природе.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020:

к 2020 году: Повышение конкурентоспособности российского образования станет критерием его высокого качества, а также обеспечит позиционирование России как одного из лидеров в области экспорта образовательных услуг.

По мере реализации Концепции, осуществления институциональных преобразований, обеспечивающих повышение эффективности расходования бюджетных средств в сфере образования, текущие расходы на образование возрастут. Это потребует обеспечить рост доли расходов на образование в валовом внутреннем продукте.

Реализация инновационного варианта развития экономики предполагает увеличение общих расходов на образование с 4,8 процента валового внутреннего продукта (в 2007 - 2008 годах) до 7 процентов в 2020 году, в том числе увеличение расходов бюджетной системы - с 4,1 процента до 5,5 - 6 процентов валового внутреннего продукта.

Федеральная целевая программа развития образования на 2016 - 2020 годы: Одним из основных механизмов формирования проектов Программы является механизм обратной связи, обеспечивающий широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке проектов Программы, а также к ее реализации и оценке результатов реализации Программы.

Проекты Программы включают комплекс мер по предотвращению негативных последствий и рисков, которые могут возникнуть при их реализации.

При формировании мероприятий Программы особое внимание предполагается уделять современным образовательным и информационно-коммуникационным технологиям, внедрению новых методов и форм обучения при их соответствии нормативно-правовым и стратегическим документам в области образования.

Фундаментальное ядро содержания общего образования : В эпоху становления экономики знаний значение принципа фундаментальности образования не просто возрастает, а становится важнейшим фактором развития инновационных тех нологий, определяющих конкурентоспособность страны. Вместе с тем, реализуя данный принцип, необходимо решительно освободиться от устаревшего, второстепенного, педагогически неоправданного материала. Наряду с фундаментальным знанием в документе определены основные формы деятельности и соответствующие им классы задач, умение решать которые свидетельствует о функциональной грамотности.
Теоретическая основа Фундаментального ядра общего образования — ранее сформулированные в отечественной педагогике и психологии идеи:
· «ядра» и «оболочки» школьных курсов (А. И. Маркушевич);
· выделения «объема знаний» по предмету (А. Н. Колмогоров);
· культурологического подхода к формированию содержания образования (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, В. В. Краевский);
· системно-деятельностного подхода (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов, В. В. Рубцов).
В ходе реформы общего среднего образования, проводившейся в нашей стране в 60—70-х гг. XX столетия, для решения проблем, связанных с принципиальной новизной содержания по ряду предметов и перегрузкой учащихся, А. И. Маркушевич выдвинул идею выделения «ядра» школьного курса (т. е. наиболее важной его части) и его «оболочки», варьирующихся в зависимости от интересов и способностей ученика, типа школы и т. д. Эта идея лежит в основе вариативности образования. В полной мере применительно к содержанию образования она не была реализована: «ядро» содержания образования в явном виде не было выделено.
В это же время, предваряя разработку новой программы по математике, Комиссия по математическому образованию АН СССР под председательством академика А. Н. Колмогорова разработала краткий документ «Объем знаний по математике для восьмилетней школы». Он содержал описание ключевых фактов, понятий, идей, методов, теорий, которыми должен овладеть ученик по окончании восьмилетней школы. Распределение материала по классам, так же как и распределение учебного времени по темам, в этом документе не проводилось. После широкого обсуждения на основе этого документа были подготовлены подробные учебные программы. В начале 80-х гг. XX в. аналогичным образом была создана программа по математике, описывающая содержание образования на выходе из каждой ступени и оставляющая больше степени свободы авторским коллективам учебников. Согласно концепции культурологического подхода к формированию содержания образования.

ФГОС ДО: Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

ФГОС СПО: Современная российская система образования имеет ряд тенденций, которые важно учитывать как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

1. Доступность. Уже сейчас успешно реализующимся направлением усовершенствования образовательной среды является формирование условий для комфортного и доступного обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, посредством применения новых учебных методик, образовательных технологий [13], информационно-телекоммуникационных технологий и дистанционного обучения.

2. Вариативность . Усовершенствованные образовательные учреждения позволяют учитывать интересы конкретного учащегося, использовать личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании. Профильные учреждения предлагают абитуриентам получить новые специальности, с усилением фундаментализации программ [11, С.427].

3. Дополнительное образование. В системе профессионального образования набирает популярность среди зрелого населения программы дополнительных услуг с ориентацией на образование для взрослых. Они включают образовательные программы и услуги, реализуемые, например, в учреждениях повышения квалификации, курсах переподготовки, центрах профессиональной ориентации и т.д.

4. Массовость. Дискуссионной тенденцией в высшем образовании становится рост его массовости, который в России происходит ускоренными темпами. Это связано с процессом перехода от индустриальной экономики к «экономике знаний». Также к этому добавляется фактор отсутствия у молодого поколения широких институциональных возможностей в профессиональной самореализации.

5. Непрерывность . Так, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [3], важнейшей задачей по достижению доступности образования является создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки кадров. В основу системы положены принципы адаптации населения к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности, обеспечение возможности постоянного саморазвития в соответствии с индивидуальными стремлениями, увеличение образовательных ресурсов общества.

Профессиональный стандарт педагога:

Педагог дошкольного образования должен

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Круглый стол по теме «Актуальные проблемы современного образования. Пути их решения»

Презентация к шмо Круглый стол "Актуальные проблемы развития образования в начальной школе"

Актуальные проблемы развития образования в начальной школе Методическое об.

Наши школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
в умении работать с информацией;
в умении решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

Новая цель образованияНовые технологии Общественный договор Новые.

Новая цель
образования
Новые технологии

Новые
образовательные
запросы семьи,
общества,
и государства
Широкое внедрение
ИКТ-технологий
во все сферы жизни
Проблемы России
Стратегия
2020
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и
развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России

Стандарты - общественный договор между семьей, обществом и государством 4СЕМЬ.

Стандарты - общественный договор между семьей, обществом и государством

4
СЕМЬЯ
Личностная успешность
Социальная успешность
Профессиональная
успешность
ОБЩЕСТВО
Безопасность и здоровье
Свобода и ответственность
Социальная справедливость
Благосостояние
ГОСУДАРСТВО
Национальное единство
Безопасность
Развитие человеческого потенциала
Конкурентоспособность

Реализация ФГОС рассматривается в качестве предмета солидарной ответственности главных действующих сил образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образо.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
утвержден и введен в действие
с 1 января 2010 года
приказом Минобрнауки России
от 6 октября 2009 года № 373

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?СТАНДАРТ - НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, а ЦЕ.

ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ СТАНДАРТ
ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?
СТАНДАРТ - НЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ, а ЦЕЛЕВОЙ, ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ, РАЗВИВАЮЩИЙ!
СТАНДАРТ РЕЗУЛЬТАТОВ!

Условия перехода на ФГОС второго поколенияинформационные – ознакомление педаг.

Условия перехода на ФГОС второго поколения
информационные – ознакомление педагогической общественности с основными тенденциями развития современного образования, ключевыми задачами и новыми результатами образования;
научно-методические – обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС второго поколения через освоение идеологии нового стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности учащихся, принятие современных педагогических стратегий обучения детей;
педагогические – повышение квалификации и переподготовка учителей начальных классов, обеспечение их готовности к эффективной профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения
организационные – создание на региональном уровне инструктивно-методических рекомендации по введению ФГОС второго поколения.

Инновационность стандартовВпервые стандарты – это целостная система требовани.

Инновационность стандартов
Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования

Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни

Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно-экономическая модель образования

Сущность ФГОССущность федеральных государственных образовательных стандартов.

Сущность ФГОС
Сущность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ( ФГОС) в их деятельностном характере.
Главная задача — развитие личности ученика.
Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели.
ФГОС определяют реальные виды деятельности.
Задачи,поставленные ФГОС, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС.
Также изменились и требования к технологиям обучения. Внедрение информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ) предполагает существенные возможности расширения образовательных рамок в преподавании конкретных предметов ОУ.

Читайте также: