Круглый стол по адаптации пятиклассников

Обновлено: 28.04.2024

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом. как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

Задачи: ознакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в пятом классе; предложить практичес­кие советы по адаптации ребенка к школе,

Форма проведения: круглый стол.

Вопросы для обсуждения: физиологические трудности адаптации пя­тиклассников к школе; психологические трудности адаптации пяти­классников к школе; система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению; родительский практикум по проблеме.

Подготовительная работа: диагностика учителей (см. приложе­ние); анкетирование родителей (см. приложение); оформление класс­ного кабинета; полезная информация (см. приложение); рекоменда­ции для родителей (см. приложение).

Оформление класса: на школьной доске — тема собрания; к собра­нию готовится выставка рисунков детей-пятиклассников на тему «Мои первые дни в пятом классе»; родительский комитет готовит фо­товыставку «Ура! Мы — пятиклассники*; если родители класса сни­мали первый школьный день пятиклассников, то можно показать видеофильм.

I . Вступительное слово

Сегодня мы обсудим важную тему о трудностях адаптации наших детей к школе. Какие физиологические и психологические трудно­сти есть у пятиклассников, как обнаружить эти проблемы и решить.

Родители делятся друг с другом и с классным руководителем теми впечатлениями, которые оставили первые школьные дни в душе ре­бенка, говорят о позитивных и негативных моментах, которые про­изошли за этот период обучения.

Затем проводится родительский практикум в виде игры «Корзина чувств“, Это может выглядеть примерно так:

Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудно­сти семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.

Врач школы или приглашенные на собрание специалисты лечеб­ных учреждений, психологи знакомят родителей с теми проблемами, которые могут быть связаны с изменением статуса ребенка. Специа­листы должны обратить внимание родителей на следующие момен­ты:

— изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной шко­лой, увеличение физической и умственной нагрузки;

— быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональ­ные изменения в организме;

— изменения в питании ребенка, связанные с его большей само­стоятельностью.

IV . Рекомендации для родителей 1 (см. приложение)

Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.

Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость сте­пени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, кото­рые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.

Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего со­стояния, характера, его успеваемости в начальной школе.

Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его же­лание вступать в учебные и внеучебные контакты.

Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными из­менениями в организме и психологическим климатом в классном кол­лективе.

Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

VI . Рекомендации для родителей 2 (см. приложение)

VII . Подведение итогов Литература

Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка.

Коляда М. Г. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.

Собрание 2. Трудности адаптации пятиклассников к школе

Постарайтесь быть объективными в оценке учебных умений пятиклассников.

1. Кто из учащихся-пятиклассников испытывает трудности в учебе по вашему предмету?

2. Соответствует ли отметка, выставленная ученику в начальной школе по предмету, его реальным знаниям и умениям?

3. Что, на ваш взгляд, является причиной проблем в учебной деятель­ности ученика по предмету, преподаваемому вами?

4. Что бы вы могли порекомендовать родителям учащихся для пре­одоления трудностей, связанных с изучением вашего предмета?

5. Какие формы оперативной помощи учащимся вы предлагаете? (До­полнительные занятия, консультации, стимулирующие и поддер­живающие занятия.)

6. Когда родители могут обратиться за помощью в виде консультации (сроки, время)?

Данное оперативное анкетирование проводится спустя месяц-два пос­ле начала обучения в пятом классе. Оно позволит вовремя преодолеть негативные тенденции, связанные с потерей мотивации учебной деятель­ности учащихся-пятиклассников.

Анкетирование родителей пятиклассников

Ваш ребенок учится в пятом классе уже два месяца. Какие-то труд­ные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптиро­ваться к обучению в пятом классе.

1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?

2. По каким учебным предметам подготовка домашнего задания вы­зывает у него затруднение?

3. С чем это, по вашему мнению, связано?

4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по пред­мету, классного руководителя?

5. Что бы вы хотели посоветовать учителю-предметнику в организа­ции общения с вашим ребенком на уроке? Полезная информация

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жиз­ни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: класс­ный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисцип­лины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем. что повзрослели, и быстро втяги­ваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко ме­няются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят сни­жается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизо­ванными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Причины медленной адаптации в 5 классе:

1. Разные требования со стороны учителей-предметников, необхо­димость все эти требования и учитывать, и выполнять.

2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрос­лых.

3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а класс­ному руководителю не удается уделить всем необходимое внима­ние. Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.

Рекомендации для родителей (1)

- Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, созда­ние условий для двигательной активности детей между выполне­нием домашних заданий.

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тре­нировка мелких мышц кистей рук,

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие дви­гательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобре­тение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активно­сти ребенка.

- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как глав­ных условий сохранения здоровья.

Рекомендации для родителей (2)

- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря нате неудачи, с которыми он уже стол­кнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабу­шек, дедушек, сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обу­чению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувству­ют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жесто­кость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга­низация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

Известный педагоги психолог Симон Соловейчик, имя которого зна­чимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям под­готовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассни­ков в школе во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрос­лой жизни:

- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

- Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защищаться.

- Не дерись без причины.

- Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.

- Играй честно, не подводи своих товарищей.

- Не дразни никого, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. I

- Из-за отметок не плачь, будь гордым.

- С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не оби­жайся.

- Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах они обязательно у тебя будут.

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

- Старайся быть аккуратным.

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем ДОМОЙ.

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех!

- Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила у него получа­ется выполнять, а какие — нет, и почему. Классный руководитель гото­вит для родителей анализ результативности учебной деятельности уча­щихся по материалам анкетирования учителей.

Каждый учитель, работающий в классе, готовит памятки для учащихся по своему предмету, а классный руководитель раздает их на родительс­ком собрании.

Круглый стол по адаптации пятиклассников

30.09 2015

Цель: Создание условий для успешной адаптации детей к школе, выработка единых обоснованных последовательных требований; установление норм взаимодействия детей с преподавателями и со сверстниками. Адаптация учебных программ, нагрузки, индивидуальный подход к учащимся 5-х классов.

Форма: Круглый стол.

План работы:

  • Выступление педагога - психолога «Возрастные и психологические особенности пятиклассников» (психолог Литвинова Е.А.)
  • Выступление учителей нач. классов «Преемственность между начальной и средней школой» (краткая характеристика класса).
  • Выступление классных руководителей 5 классов. «Первые трудности в общении и методы их преодоления»
  • Выступление заместителя директора по УВРПрахнау Ю.В.
  • Выработка единых требований ирекомендаций (психолог Опанасенко И.А.)
  • Вступление (психолог Литвинова Е.А.)

Практически любой учитель скажет, что начало пятого класса – сложный период не только для ребенка, но и для учителей и родителей.

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

Среди наиболее актуальных трудностей пятиклассников можно выделить следующие:

  • возросший темп работы: дети пишут медленно и часто не успевают конспектировать за учителем;
  • возросший объем работ, как на уроке, так и дома;
  • новые требования к урокам и новые учителя;
  • необходимость много работать самостоятельно и т.д.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную, а зачастую и появление страхов.

Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.

Трудности и страхи в отношении с учителями испытывают от трети до половины всего числа пятиклассников. В свою очередь родители, принуждая детей работать на «оценку» все больше провоцируют страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания. Это представляет особую проблему в период адаптации «пятиклашек» к школьной жизни.

Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т. д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации.

  • Возрастные и психологические особенности пятиклассников.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретение чувства взрослости – главного личностного новообразования младшего подростка. Внешне это проявляется по-разному, иногда через отчуждение – стремление противостоять любым предложениям, суждениям, отсюда конфликты со взрослыми. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотношений, копируются навыки поведения близких взрослых, нравственные нормы и ценности. Учебная деятельность постепенно перестает быть ведущей и на первое место выдвигаются взаимоотношения и общение со сверстниками. Оценки играют важную роль, они дают возможность подтвердить свою значимость, свои способности перед одноклассниками. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия ребенка. В противоположном случае происходит дискомфорт и даже конфликт. Учитывая при этом физиологические особенности пубертатного возраста можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

  • Почему при переходе из начальной школы в основную дети могут испытывать трудности?

Для этого есть несколько серьёзных оснований:

  1. Разные учителя, разные кабинеты;
  2. Разная оценка и соответственно разное отношение учителей создают ещё большую неопределённость для ребёнка.
  3. Учителя не могут перестроить стиль ведения урока.

Еще усложняет период адаптации рассогласованность требований разных учителей-предметников. Один просит завести тетрадь в 48 листов, другой — тоненькие тетради, но их должно быть 3 штуки. Преподаватель русского языка требует все выделять зеленой ручкой, преподаватель математики — карандашом. По английскому требуют завести отдельную тетрадочку-словарь, по другим предметам — все записывать в конце обычной рабочей тетради. По литературе ценят высказанные собственные мысли. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать, и не запутаться, где что надо делать.

Во-первых, увидеть плюсы этих "рассогласованностей". Эти "мелочи", которые, по началу, так затрудняют школьную жизнь ребенку, приносят и пользу. Ребенок учится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать трудности — а значит, учится взрослой жизни, где "многотребовательность" — норма вещей.

Во-вторых, это учит ребенка строить отношения с разными людьми, становясь более гибким. Помочь же ребенку с запоминанием требований и правил можно путем составления расписания с указанием особенностей выполнений заданий.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Школьная продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается личностными особенностями (неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, агрессивностью, нарушением коммуникативной сферы и т.д.). Поэтому в учебных занятиях важно помочь понять ребенку его собственные критерии успешности или неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить пути их совершенствования.

  • Выступление учителей нач. классов «Преемственность между начальной и средней школой» (краткая характеристика класса).
  • Выступление классных руководителей 5 классов. «Первые трудности в общении и методы их преодоления»
  • Рекомендации по организации работы с пятиклассниками в начале учебного года(заместитель директора по УВРПрахнау Ю.В).

В период адаптации особое внимание нужно уделить формированию правильно­го отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала. Как уже отмечалось, именно «ориентированность на ошибку», которая нередко подкреп­ляется неправильным отношением взрослых к ошибкам как к недопустимому наказуемому явлению, — одна из основных форм школьной тревожности. Помощь педагогов детям дол­жна быть направлена на укрепление их уверенности в себе, выработку собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. Необходимо помочь детям выработать индивидуальные модели поведения в значимых, оцениваемых ситуациях. Если есть возможность, следует подготовить детей к новым ситуациям, обсудить воз­можные трудности, обучить конструктивным способам пове­дения в них.

Можно облегчить участь «пятиклашек» некоторыми чисто организационными мерами.

Меры, способствующие организации работы в классе:

  • Всем учителям, работающим с классом, следует прийти на первое родительское собрание, чтобы ознакомить родите­лей с программой и требованиями по предмету.
  • Рекомендуется в течение первого месяца учебы проверять готовность ребенка к каждому уроку: наличие учебных пособий, тетрадей, дневника и т.п. Это поможет выработать у детей навыки подготовки к урокам.
  • Учителям-предметникам следует согласовать свою работу, равномерно распределяя учебную нагрузку по разным предметам; в первую очередь это относится к домашним заданиям.
  • Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассника в выборе способа подачи материала, терминологии.

• Учитывать, что высокий темп - одна из причин, мешающая пятиклассникам усваивать материал.

• Предлагать ученикам более рациональные способы выполнения домашнего задания, ознакомить с этими способами родителей, уделять на уроке время для объяснения домашнего задания.

• Не забывать, что только совместная деятельность педагога и учащегося является наиболее эффективным способом передачи опыта и знаний. Стараться, как можно реже вставать на позицию «над» школьниками и подавлять их инициативу.

• Поощрять детей на виду у всего класса. Уметь найти в ответах каждого ученика что-то особенное.

• Создавать обстановку успеха.

• Заканчивая урок, не упустить случая, чтобы перед классом приободрить тех, кто еще не уверен в себе и малоактивен, побаивается новых учителей.

• Работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, школьным психологом и учителем начальной школы.

• Налаживать эмоциональный контакт с классом.

Единые педагогические требования к пятиклассникам

(Учителям предлагается перечень вопросов, на которые необходимо дать коллективный ответ (такой ответ, с которым все были бы согласны и были бы готовы придерживаться данного правила).)

Нужны ли в тетрадях поля? С какой стороны? Сколько клеток?

Что такое "хороший ответ" у доски?

Что такое "хороший ответ" с места? Нужно ли при этом вставать?

Сколько клеток (линеек) нужно отступать от предыдущей работы?

Можно ли писать цветными ручками?

Какие рекомендации можно дать ученику, который хочет поддерживать тетрадь в хорошем состоянии?

Как организуется помощь ученику, который пропустил часть материала по болезни?

Снижают ли учителя, не ведущие русский язык и литературу, оценки за грамматические ошибки?

Можно ли на уроке обратиться к соседу с рабочим вопросом, за запасной ручкой?

В каких случаях во время урока можно встать из-за парты?

(Готовые результаты еще раз зачитываются для того, чтобы убедиться, что с ними согласны все.) Соблюдение этих правил является обязательным для всех учителей, работающих в данной параллели.

Можно согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:

а) обязательные дисциплинарные требования (правила):

  • здороваемся стоя;
  • не перебивать ни учителя, ни ученика;
  • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
  • опоздания не допускаются;
  • хоровые ответы не принемаются.

б) организация учебного процесса:

  • наличие необходимых учебных пособий, рабочих тетрадей, дневников;
  • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «тема урока» и «Домашняя работа» и т.п.);

в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:

  • проявлять уважение друг к другу;
  • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.

Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник — для записи домашнего задания и (или) выстав­ления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник — классный руководитель или учитель-пред­метник.

  • Выработка единых требований ирекомендаций (психолог Опансенко И.А.)

Задача взрослых поддержать учащихся в период адаптации.

Для этого необходимо:

1.Учитывать возрастные особенности пятиклассников.

2.Вырабатывать у учащихся навыков сознательной дисциплины.

  1. Учителям-предметникам на уроках создавать ситуацию успеха, обеспечить ученикам, перешедшим из начальной школы в 5 классе эмоциональный комфорт в новых условиях обучения.
  2. Учителям-предметникам работать в контакте с семьёй ученика, классным руководителем, психологом и учителем начальной школы.
  3. Вырабатывать единые требования.
  4. Использовать в практике ведения урока здоровьесберегающие технологии, для сохранения психологического комфорта ребенка.

Пожелание всем участникам успехов в работе и хороших, благодарных учеников!

Круглый стол «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»
методическая разработка по теме

Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется педагогическая технология - мозговой штурм.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.doc 106 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

круглого стола «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»

Евстигнеева Наталия Геннадьевна – заместитель директора по воспитательной работы ГБОУ средняя школа № 127 с углубленным изучением английского языка Красногвардейского района Санкт-Петербурга, высшая квалификационная категория

Цель: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов.

Знакомство с одним из видов интенсивных технологий – мозговым штурмом.

Разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс) в режиме демонстрируемой педагогической технологии.

Целевая аудитория : классные руководители 4-х классов, будущие классные руководители 5-х классов, учителя-предметники, работающие в данных классах

Состоит из одной встречи, которая может быть проведена в конце или начале учебного года.

Комплектование групп по категориям: классные руководители 4-х классов, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники.

Требования к материально-техническому обеспечению:

От 3 до 6 столов с 3 стульями за каждым

Раздаточные карточки для каждой группы

Правила проведения мозгового штурма

Ручки, маркеры красного, зеленого, синего цвета

Мелки предметы по 2 штуки и непрозрачный мешочек.

Организационный момент – 1 минута

Объяснение правил проведения – 1 минута

Работа в группах: формы работы классного руководителя с целевыми аудиториями в период адаптации пятиклассников (обучающиеся, родители обучающихся, учителя-предметники) – 9 минут

Работа в группах: анализ предложенных форм работы (расположить по значимости) – 4 минут

Представление групп результатов своей работы – 5 минут

Рефлексия – сиквейн – 5 минут

Проблема внедрения в современную образовательную систему интенсивных технологий не теряет своей актуальности прежде всего потому, что современный мир и социум постоянно повышает требования ко всем участникам образовательного процесса.

Интенсивные технологии: игры, тренинги, кейсы, игровое проктирование, креативные техники позволяют развивать базовые компетентности и метакомпетентности всех участников процесса, формируют необходимые для профессии умения и навыки, создают предпосылки для психологической готовности внедрять в реальную практику освоенные умения и навыки.

Я хотела бы предложить сегодня одну из таких технологий – мозговой штурм.

Это метод творческого решения проблем, который может применяться при разработке проекта.

Сущностью этого метода – упорядочение, повышение организованности и рационализации творческого процесса.

Весь процесс мозгового штурма разделен как бы на два этапа:

1 этап: коллективная дискуссия, в рамках которой генерируются идеи при абсолютном равноправии всех участников. Основное правило этого этапа – никакой критики.

2 этап: критика и аналитика высказанных предложений, их оценка и выбор альтернативных вариантов. Основное правило этого этапа – найти в каждой идее полезное, рациональное зерно.

У мозгового штурма есть достаточно много разновидностей, большинство из которым можно применять для решения профессиональных задач.

Сегодня мы использует вариант мозгового штурма, который называется брейнрайтинг.

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Идеи пишутся на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Затем группа снова обменивается листками – и так продолжается в течение определенного времени (не более 15 минут).

Объяснение правил проведения

Я предлагаю провести мозговой штурм по проблеме: «Формы используемые классным руководителем для успешной адаптации при переходе на 2 ступень обучения», так как многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в среднюю неизбежно связан с определенными проблемами обучающихся, например: снижением успеваемости, изменением психологии, повышенным уровнем тревожности, пересмотром ценностных ориентиров и другими.

Классный руководитель может помочь ученическому коллективу преодолеть возникшие трудности. А для этого необходимо не только создать комфортные условия для адаптации обучающимся, но и вовлечь в воспитательную среду и родителей обучающихся, и педагогов, работающих в классе.

Нам необходимо разбиться на пары, мы воспользуемся приемом – волшебный мешочек.

А теперь найдите свою пару. В данных парах мы и будем работать.

На первый этап нашей работы отводится 9 минут, в течение которых вы будете фиксировать письменно на специальных карточках формы, которые наиболее продуктивно помогут организовать работу с обучающимися, их родителями и педагогами, работающими в классе. Обмениваться карточками вы будете через каждые 3 минуты. Сигналом будем служить звон колокольчика.

Каждая группа должна зафиксировать на каждой карточке по 2 формы.

И помните: приветствуются все идеи.

Работа в группах: формы работы классного руководителя с целевыми аудиториями в период адаптации пятиклассников (обучающиеся, родители обучающихся, учителя-предметники)

Материал для карточки:

Работа по теме “Преемственность и адаптация” предусматривает специфические задачи и для каждой группы участников процесса.

помочь адаптироваться к “разноголосице” требований учителей-предметников;

помочь в работе по самоорганизации, самоконтролю;

помочь принять новую позицию – ученика основной школы;

помочь детям принять “новых” учителей;

пояснить позиции в соответствии с ролью мальчика и ролью девочки (акцент на полоролевое взаимодействие).

снизить уровень тревожности учителя перед незнакомыми учащимися, сократить период привыкания к новому классу;

создать доброжелательную атмосферу, в которой комфортно чувствуют себя и ученики, и педагоги;

помочь быстрее узнать учащихся, быстрее индивидуализировать и дифференцировать обучение.

снять напряжение родителей, вызванное предстоящим учебным годом;

создать атмосферу сотрудничества;

договориться о способах взаимодействия учителя с родителями в течение года;

выяснить ожидания родителей по поводу обучения ребенка в школе и соотнести их с ожиданиями педагогов.

4) Работа в группах: анализ предложенных форм работы (расположить по значимости)

Итак, мы создали некий банк форм воспитательных мероприятий, которые помогут обучающимся адаптироваться на новой образовательной ступени обучения.

А теперь я предлагаю последний раз обменятся листочками и каждой паре в течение 4 минут попробовать проанализировать предложенные формы по значимости: выделите красным маркером те, формы которые обязательно необходимо провести для решения данной проблемы, зеленым маркером, которые желательно провести, а синим – не обязательно.

5) Представление групп результатов своей работы

Пришло время представить результат вашей работы.

6) Рефлексия - сиквейн:

Спасибо вам за активное участие в моем мастер-классе. Мне очень интересно услышать ваше отношение к той работе, участником которой вы были, поэтому я предлагаю написать небольшой сиквейн.

«Синквейн» пишется по определенному алгоритму, который представлен на карточках. Заполните их, пожалуйста. На эту работу у вас 3 минуты.

1 строчка – 1 существительное - в нашем случае это слово «Мастер-класс»

2 строчка – 2 прилагательных – ваши ощущения

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – 2 подлежащих, 2 сказуемых –ваши личное отношение к происходившему

5 строчка – существительное, наречие, или междометье – слово-резюме.

Манит, Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит.

По очереди поделитесь вашими впечатлениями.

Спасибо за доброжелательность и помощь в работе.

Анатолий Гин Приемы педагогической техники – Москва, 2011

А.П.Панфилова Инновационные педагогические технологии: активное обучение – Москва, 2011

Рефлексия: «Сиквейн» - Мои впечатления от мастер-класса

2 прилагательных – описание ощущений

3 глагола – характерные действия

2 подлежащих, 2 сказуемых – ваше личное отношение к происходившему

Существительное, наречие или междометие – слово - резюме

Тренинг мозгового штурма.

Метод "мозгового штурма" еще называют "мозговой атакой", имея в виду атаку на задачи. Но существует красивая и поучительная легенда о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием, еще некий героический шарм, столь важный для детей. Расскажите эту историю детям.

Во время Второй мировой войны морской офицер США Алекс Осборн был капитаном торгового судна, которое совершало рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул. Что делать?

Один из членов экипажа предложил "гениальную" идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.)

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн поставил по бортам своего судна мощные водяные насосы и однажды действительно "отдул" сильной струей воды торпеду, чем спас судно и жизнь команде и себе.

Осборн задумался - бредовая идея спасла жизни, что-то здесь есть! Может быть, в любой идее есть рациональное зерно? Говорят, так родилась идея создания метода мозгового штурма, который в шестидесятые годы был очень популярен, его считали самым перспективным, преподавали в университетах и выработали много модификаций.

Методика мозгового штурма.

Рассмотрим сначала классическую методику мозгового штурма для решения задач. На первый взгляд, метод предельно прост, так как содержит всего четыре шага:

1. Постановка задачи.

2. Выдвижение идей.

4. Принятие решения.

Для решения конкретной задачи собирается группа специалистов из 5-15 человек. Перед ними четко ставится задача. Они думают и свободно, без дискуссии, предлагают любые решения. Эти решения записывают и анализируют другие люди, которые и формулируют окончательное решение. Все вроде бы просто, да не совсем. Генерирование идей - дело "тонкое".

Как вы заметили, Осборн решение проблемы разделил на два этапа:

• генерирование идей без всякой критики;

• осмысление, критика, анализ идей и выработка решения.

Почему Осборн сделал так? Он нашел решение противоречия:

Противоречие 1: если новые идеи жестко критиковать, то они приобретут "прочность", улучшатся, но при этом у "генераторов идей" пропадет всякая охота генерировать новые идеи, а генерировать их надо.

Противоречие 2: если новые идеи не критиковать и не обсуждать, то это не отбивает охоты генерировать новые идеи, но принимать "сырые" идеи к исполнению без критики неразумно. Как быть? Как вы поняли, Осборн эти два процесса - генерирование и критику - разнес во времени и поручил разным людям. Это помимо основного эффекта (у генераторов сохранилась охота генерировать, а идеи будут спокойно осмыслены) дало сверхэффект: появилась возможность для этих двух операций подобрать людей с нужными способностями.

Итак, особенности этапа генерирования идей.

Во-первых, для генерирования идей приглашаются специалисты разного профиля: активные, раскованные, могущие генерировать нестандартные идеи с позиций разных наук. Прирожденных скептиков, критиканов, нытиков на первый этап не приглашают.

Во-вторых, создается благожелательная, раскованная, уважительная, радостная атмосфера общения умных, заинтересованных в хорошей идее людей.

В-третьих, строго запрещаются не только критика высказываемых идей, но даже намек на критику, а тем более насмешки. Известно, что даже ожидание критики убивает желание генерировать идеи. Идеи высказываются без доказательств и объяснений. Можно выдвигать любые идеи, даже абсурдные, так как они могут послужить трамплином к сильному решению.

Сеанс генерирования идей продолжается до прекращения выдвижения идей. Обычно это занимает 20-60 мин, а количество идей может составлять много десятков.

В-четвертых , все идеи записываются.

Следующий этап - анализ идей и выработка решения.

Для работы на этом этапе приглашаются другие люди - аналитики, которые не спеша, с учетом конкретных условий и требований постановщика задач, анализируют предложенные идеи на предмет содержания в них рациональных соображений.

Замечено, что человек продолжает думать над задачей и после штурма, поэтому можно на следующий день провести повторный штурм. Можно вводить и совместное обсуждение окончательного решения, на котором могут появиться дополнительные идеи.

Надо отметить большую роль руководителя обсуждения. Он должен хорошо знать цели и предмет обсуждения, быть терпеливым, благожелательным и остроумным. От того, как он настроит аудиторию и будет управлять процессом генерирования, зависит успех обсуждения.

Желательно, чтобы руководитель сказал о важности хорошего решения для постановщика задач, о хорошем награждении за сильное решение. Руководитель должен следить за уровнем идей. Если стали поступать только банальные, практичные идеи без "изюминки", он сам должен предложить фантастическую идею или предложить 5-10 минут генерировать только фантастические, сказочные идеи. Руководитель должен следить за развитием "цепочек идей", не должен допускать "потери идеи": если кто-то предложил новую идею, открывающую новое направление и все забыли про старую цепочку идей, то надо найти подходящий момент и вернуть аудиторию к старой идее.

Осборн говорил: "Количество идей переходит в качество. В каждой идее есть рациональное зерно". Вы поняли, что мозговой штурм - это несколько усовершенствованный коллективный метод проб и ошибок. Теперь бы мы сказали, что Осборн использовал системный эффект от объединения усилий двух групп людей.

Области применения метода мозгового штурма.

Методом мозгового штурма хорошо решать:

- организационные задачи, особенно если есть дефицит времени и информации;

- проблемы применения и улучшения продукции, проблемы менеджмента и маркетинга.

Обратный мозговой штурм.

Следует упомянуть о любопытной разновидности мозгового штурма - обратном мозговом штурме. В этом методе обратной является не цель и не методика, а тема обсуждения. Экспертам предлагается искать не способы положительного решения, а пути того, как еще более усугубить проблему, как довести конфликт до крайности. Это нужно, чтобы обозначить проблему, выявить недостатки и скрытые причины создавшегося положения, а потом сделать все наоборот, то есть их решить.

Материала для проведения круглого стола по успешной адаптации пятиклассников

На данный момент в 5А классе 22 человека. Мною была проведена диагноста мотивации учения, которая показала следующие результаты. На вопрос о мотивах обучения были получены такие ответы:

1. 72% - хочу быть образованным

2. 62% - без знаний не прожить

3. 55% - будущая профессия требует знаний

4. 53% - говорят о том, что учиться интересно

5. 43% - посещаю школу ради общения с друзьями

6. 38% - ходят в школу ради будущей карьеры

7. 33% - хотят быть полезными обществу и для общения с учителями

8. 29% - хочу учиться дальше.

9. Стоит отметить что никто из обучающихся не выбрал вариант ответа «хожу в школу, потому что заставляют родители».

Следующим пунктом диагностики были причины недостаточной успеваемости.

Наибольший процент учеников, а именно 52% считают, что причинами недостаточной успеваемости являются перегрузки, 24% отметили нехватку времени и увлеченность чем-либо другим, 19% говорят о плохом объяснении учебного материала, 14% признаются, что им не хватает силы воли и 10% пятиклассников объясняют плохую успеваемость трудностью общения с учителями, ленью и состоянием здоровья, 5% пожаловалось на необъективность учителя. Ответ: «Запущенность материала» не выбрал никто.

Что касается познавательных интересов обучающихся 5А класса, то здесь можно отметить интерес ребят (ответ «С желанием изучаю») к литературе, музыке и физической культуре (81%), биологии (62%), основному иностранному языку (французский) (56%), географии (52%), второй иностранный язык (французский) 46% и (43 %) с желанием изучают русский язык, математику, общество и изобразительное искусство. Наименьший процент (33%) «изучают с желанием» английский как второй иностранный. Следующий критерий: «Скорее с желанием, чем без него»: технология (52%), русский язык (48%), география (46%), второй иностранный язык (английский (44%)), а также высокий процент набрали такие предметы как математика, обществознание и история. Критерий «Скорее без желания» около 15% отметили математику, иностранный язык (основной и второй), географию, биологию, обществознаний и ИЗО. Что касается предметов, которые ученики «изучают без желания», то здесь (24%) выбрали ИЗО, 15% ИЯ (английский).

На данном этапе мы не можем говорить об уровне и качестве ЗУН, так как отметки за 1 четверть в 5 классе не выставляются.

Если говорить о состоянии здоровья пятиклассников, то у 68% из них третья группа здоровья, у 27% - вторая и только у одного ребенка (5%) - первая. 4 группы здоровья нет ни у кого.

Уровень обучаемости у 73% учеников 5А класса высокий, у 27% допустимый, критического уровня обучаемости не наблюдается. Уровень воспитанности высокий у 68% обучающихся, у 32% средний. Критического нет ни у кого.

29% пятиклассников посещают музыкальные и художественные школы и спортивные секции вне школы, 18% нигде не занимаются, 14% посещают кружки вне школы, и еще 10% занимаются в спортивных секциях в школе.

Удовлетворенность образовательными услугами родителей составляет 89%.

Рекомендации для учителей.

Переход из младшей школы в среднюю — важный момент в жизни школьника.

Период адаптации в 5-м классе является одним из трудных периодов школьного обучения. Это обусловлено совокупностью тех содержательных перемен, что происходят в школьной среде и внутреннем мире детей этого возраста. А именно:

• увеличение объема и разнообразие содержания образования;

• увеличение веса многопредметного обучения и расширение круга учителей, с которыми учащиеся вынуждены систематически вступать в деловые взаимодействия;

• на место первой учительницы приходит новый классный руководитель;

• завершение перехода к кабинетной системе обучения;

• отсутствие у школьников умения как самостоятельно, так и совместно организовывать учебную деятельность.

Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам; с психологической — снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. В течение адаптационного периода (1-е полугодие обучения) у пятиклассников должно сформироваться так называемое «чувство взрослости», которое проявляется в новой личностной позиции:

1) по отношению к учебной деятельности;

2) по отношению к школе и предметам;

3) по отношению к одноклассникам;

4) в новом отношении к внутреннему миру собственного «Я».

Признаки успешной адаптации :

ü удовлетворенность ребенка процессом обучения;

ü ребенок легко справляется с программой;

ü степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

ü удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

ü усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.

ü нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.

ü стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

ü нежелания выполнять домашние задания.

ü негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

ü жалобы на те или иные события, связанные со школой.

ü беспокойный сон.

ü трудности утреннего пробуждения, вялость.

ü постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Рекомендации учителям :

1.Необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет.

2.Обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.

3.Учителям-предметникам при неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.

Круглый стол Комплексное решение проблем адаптации пятиклассников через организацию работы по преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено

· создать систему единых взглядов на использование правил преемственности в образовательном процессе.

1. Организовать взаимодействие педагогов начальной и основной школы во избежание затруднений у пятиклассников в дальнейшей учебной деятельности.

2. Выработать систему единых педагогических технологий с учетом психологических и возрастных особенностей на средней ступени обучения.

3. Привлечь внимание педагогического коллектива к вопросам сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

Оборудование: презентация, бумага, маркеры.

1. Организационная часть. Участники круглого стола делятся на творческие группы: «учителя», «ученики», «родители».

Каждая группа работает за отдельными столами и назначает «аналитика». Творческим группам предлагается в течение минуты сформулировать проблемы адаптации пятиклассников с точки зрения учеников, их родителей и учителей, записать на отдельном листочке, сдать своему «аналитику». Затем они собирают ответы и готовят общий анализ практического задания в устной форме.

2. Психологический настрой.

Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет.

В наших руках возможность помочь детям подготовиться к школе, создать в школе атмосферу, которая поможет пятиклассникам пережить адаптационный период и вступить в школьную жизнь с хорошим психологическим настроем, с желанием учиться, познавать мир и строить межличностные отношения.

3. Вхождение в тему. Определите и сформулируйте, какие ассоциации связаны со словом «адаптация».

Попробуем сравнить наши ассоциации с определением понятия «адаптация» представленным учёными.

4. Выступление психолога «Психологические аспекты адаптации пятиклассников. Возрастные особенности младших подростков»

5. Адаптация пятиклассников к новым условиям обучения.
Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит в переходный период с детьми, что их волнует и беспокоит, с какими трудностями они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь ребятам могут оказать классные руководители и учителя-предметники.
Проблема у детей: в 5-м классе дети переходят к новой системе обучения «классный руководитель – учителя-предметники», уроки проходят в разных кабинетах. Нет группы продлённого дня, где дети совместно выполняли домашнюю работу, разбирали трудные задания, где всегда можно было обратиться за помощью к одноклассникам и учителю. Большинство детей переживают это событие, как важнейший шаг в своей жизни.

В пятом классе многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере. Многие учащиеся «шалеют» от свободы и носятся по всей школе. Важно понять, что всё это – естественные переживания, которые необходимы для развития школьника, так как они помогают ему стать взрослым. В этот период одних детей охватывает тревога, робость, другие, наоборот, становятся развязными, возбужденными, суетливыми. Иногда нарушается аппетит, сон. Дети могут стать забывчивыми, неорганизованными.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Рекомендации учителям - предметникам

1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.

4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.

5. На заседаниях методических объединений выработайте единые требования к учащимся (соблюдение единого орфографического режима, критерий оценивания).

7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не к ее снижению.

9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

Предполагаемым результатом подобной работы является благоприятная адаптация пятиклассников к новым условиям обучения. При этом показателями успешности адаптации пятиклассников будут служить: высокая познавательная активность, благоприятный климат в классе.

6. Отчёт творческой группы о результатах вступительного анкетирования.

7. Выступления учителей, работающих в пятых классах .

8. Проблема преемственности в обучении на переходном этапе от начальной школы в среднее звено.

Проблема преемственности между начальной школой и средним звеном долгое время тревожит и учителей, и родителей.

Очень образно про­цесс преемственности описали А. Эйнштейн и Л. Инфельд: «… это не похоже на разрушение старого амбара и возведение на его месте небоскреба. Оно скорее похоже на восхождение на гору, ко­торое открывает новые и широкие виды, показывающие неожи­данные связи между нашей отправной точкой и ее богатым окру­жением. Но точка, от которой мы отправлялись, еще существует и может быть видна, хотя, она кажется меньше и составляет крохот­ ную часть открывшегося нашему взгляду обширного ландшафта».

Учителя-предметники понимают преемственность, как взаимную связь разных этапов обучения, в основу которых положены единые психолого-педагогические характеристики. Все то, что заложено учителями начальной школы (бережно и нежно воспитанные и ростки) следует трепетно оберегать, помогать им расти и крепнуть. Взаимные упреки учителей ни к чему не приводят. Не следует искать виновных, надо создать детям условия для безболезненного преодоления возникающих трудностей.

В течение учебного года выпускного 4 класса начальной школы учителям предметникам необходимо посещать уроки, полезно понаблюдать за работой учащихся, за особенностями работы учителя и учащихся на уроке присмотреться к отдельным учащимся, внимательно понаблюдать за требованиями предъявляемыми учителем. Обратить внимание на объем и глубину содержания, на подготовку, предшествующую уроку. Важно отметить, как учитель ведет урок, темп, доступность изложения материала, и множество других моментов. Следует помнить, что отношение учителя к предмету непосредственно влияет на качество преподавания и результаты обучения. Учителю-предметнику следует провести несколько уроков в данном классе, обозначить новые возможности ведения урока. Желательно провести совместные математические олимпиады или тематические праздники, родительское собрание, как в конце 4 класса, так и в начале 5 класса.

Необходимы взаимопосещения уроков. Для каждой пары « учитель начальной школы – учитель-предметник» разработать программу переходного этапа, которая будет затрагивать окончание 4 класса и начало 5 класса. В данной программе правильно было бы отразить не только формы и методы подачи материала, контроля и оценивания, но и психолого-педагогические характеристики, как деятельности учителей, так и возможностей учащихся.

Сфера взаимоотношений учитель-ученик неоднозначно переживается каждым учеником и учителем-предметником. Дети начальной школы привыкли, что результаты их учения оценивает их любимый и единственный учитель. Школьник привык не только к оценке своих действий, но и к критериям этой оценки. А теперь учителей, которые оценивают знания учащегося, стало много и все разные, они не похожи на того родного и любимого, первого учителя. При этом опытные учителя средней школы знают, что по классу легко угадывается, какой учитель начальной школы их обучал.

Итак, задача учителей начальной школы и учителей основного общего образования максимально снизить дискомфорт учащихся на переходном этапе.

9. Подведение итогов «Круглого стола». Выработка рекомендаций.

Кризис перехода учащихся в основное общее образование связан не с закономерным рубежом психологического развития детей. Он создаётся логикой обучения в школе, несоответствия программ, резким и непродуманным переходом из одной социальной ситуации в другую. Он порождён взрослыми, а значит, они и ответственны за его преодоление. Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий. Прежде всего, уже в середине учебного года администрация школы должна иметь чёткие представления о том, какая команда педагогов «возьмёт» выпускные классы начальной школы и поведёт их дальше. Второе условие – должно быть налажено серьёзное методическое сотрудничество между педагогами среднего и начального звена. Третье условие – у школьной администрации должно быть чёткое понимание, что серьёзная работа по организации преемственности необходима в каждой школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды.

Алгоритм организации работы по преемственности

1. Образование временного МО учителей 4-х и будущих 5-х классов (на календарный год)

2. Договоренность об общих целях, уровне учебных достижений (портрет выпускника), использовании общих технологий.

3. Открытые уроки в 4 – 5-х классах для учителей МО.

4. Совместные уроки в 4-м классе учителей основной и начальной школы.

5. Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го класса.

7. Определение эффективности обучения: диагностика, анализ.

10. Рефлексия участников круглого стола.

«В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, черной, синей. Красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.

Третий начал видеть все в черном цвете, обращал внимание на недостатки во всем. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял желтую шляпу, находил во всем только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Все, к чему прикасался пятый брат, который выбрал зеленую шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Предлагаем вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Подойдите, пожалуйста, по два человека из каждой группы и выберите шляпу.

Итак, у нас образовано шесть групп:

- Участников с белой шляпой мы просим поделиться (очень кратко) детали психолого-педагогического сопровождения адаптации пятиклассников.

- Группу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия – адаптация и преемственность.

- От группы черных шляп мы ждем критический взгляд на проблему преемственности на современном этапе. Нужна ли преемственность между начальной и средней школой?

- Желтый цвет - это цвет радости и оптимизма, мы ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества преемственности?

- Зеленая шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации преемственности.

- Синяя шляпа собрала философов, умудренных опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового.

Читайте также: