Электроскоп установленный на столе заряжен укажите и обоснуйте

Обновлено: 08.05.2024

Проверка и оценка знаний – обязательное условие результативности учебного процесса. В соответствии общими целями обучения и развития учащихся, требованиями ФГОС по физике к уровню подготовки выпускников школы проверяется не только овладение определенной системой физических понятий и законов, но и освоение экспериментальных методов познания окружающего мира.

Тестовый тематический контроль может проводиться устно или письменно, фронтально или по группам с разным уровнем подготовки. Такая проверка экономна по времени, обеспечивает индивидуальный подход.

Тест рассчитан на выполнение в течение 15-20 минут. Оценка знаний учащихся по итогам выполнения теста может производиться по шкале:

оценка «4» - от 6 - 7 заданий;

оценка «3» - от 4- 5 заданий.

Задания 9 - 10 рассчитаны для сильных учеников и для подготовки к олимпиадам по физике.

1. Для заземления цистерны бензовоза к ней прикрепляют стальную цепь, нижний конец которой несколькими звеньями касается земли. Почему такой цепи нет у железнодорожной цистерны?

А. Потому что железнодорожная цистерна заземлена через колеса и рельсы;

Б. Потому что железнодорожная цистерна заземлена через колеса;

В. Потому что железнодорожная цистерна заземлена через рельсы.

2 . Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно?

А. Не может, в зависимости от того, чем ее натирают;

Б. Может, в зависимости от того, чем ее натирают.

3. Как при помощи отрицательно заряженной палочки узнать неизвестный знак заряда электроскопа?

А. Приблизить палочку к шарику электроскопа. Если листочки его разойдутся еще больше, то электроскоп заряжен отрицательно; если листочки опустятся, то – положительно;

Б. Приблизить палочку к шарику электроскопа. Если листочки его разойдутся еще больше, то электроскоп заряжен положительно; если листочки опустятся, то –отрицательно;

4. Какими свойствами должны обладать нити, на которых подвешивают заряженные тела при экспериментах по электричеству?

А. Они должны быть хорошими изоляторами;

Б. Они должны быть хорошими проводниками.

5. Почему провода электрической сети прикрепляют к столбам при помощи фарфоровых держателей, а не прямо к металлическим крюкам?

А. Фарфор – хороший проводник

Б. Фарфор – хороший изолятор

6. Можно ли зарядить электроскоп в сырой комнате?

А. Электроскоп заряжается и в сырых помещениях, как при трении палочки (например эбонитовой) о стержень электроскопа.

Б. Поверхность электроскопа в сырой комнате покрывается тонкой пленкой жидкости – проводника, и электроскоп разряжается.

7. В квартире погас электрический свет. При осмотре проволочки предохранителя мальчик обнаружил оплавленный конец ее обрыва. На каком действии тока было основано применение этого предохранителя?

Б. На химическом;

8.На тонких шелковых нитях подвешены две одинаковые легкие бумажные гильзы, одна из них заряжена, другая нет. Как определить, какая из них заряжена, если не даны никакие приборы и материалы? Ответ обоснуйте.

9. На изолирующей подставке укреплен стержень, на котором находится заряженный шарик, накрытый опрокинутым вверх дном металлическим цилиндром так, что шарик находится в центре цилиндра. Можно ли определить знак заряда шарика, не снимая цилиндра и не касаясь его? Ответ обоснуйте.

10. Два одинаковых металлических цилиндра стоят на изолирующей подставке. Как получить на них заряды, одинаковые по абсолютному значению и знаку? Цилиндры полые, открытые с обоих концов. Ответ обоснуйте.

1. В кабинете бензовоза имеется надпись: «При наливе и сливе горючего обязательно включите заземление». Почему необходимо соблюдать данное требование?

А. В процессе электризации происходит перераспределение заряда;

Б. Статистическое электрическое поле оказывает определенное воздействие на нервную систему человека;

В. При переливании бензин электризуется. Если бензовоз не заземлен, то заряды постепенно будут накапливаться и могут стать причиной воспламенения горючего.

2. Металлическому шарику сообщают положительный заряд. Как изменится при этом его масса?

А. Масса шарика уменьшается, так как при электризации положительным зарядом уменьшается число электронов в заряженном теле;

Б. Масса шарика увеличивается, так как при электризации положительным зарядом увеличивается число электронов в заряженном теле;

В. Масса шарика при этом не изменится.

3. Правильно ли утверждение, что два заряда, равные по величине, но противоположные по знаку, уничтожаются, если их поместить на один и тот же проводник?

А. Заряды уничтожаются. Каждый из них создает свое электрическое поле.

Б. Заряды не уничтожаются. Каждый из них создает свое электрическое поле. Но заряды могут располагаться так, что их суммарное поле равно нулю.

4. Почему в опытах по электризации рекомендуется подвешивать различные наэлектризованные тела не на простых нитях, а на шелковых?

А. Шелковая нить является хорошим проводником электричества;

Б. Чтобы не было утечки зарядов (шелк – изолятор);

5. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел?

А. При электризации трением зарядить можно только одно из соприкасающихся тел;

Б. Нет, так как в процессе электризации происходит перераспределение электрических зарядов между телами.

6. Можно ли гасить огонь, вызванный током, водой или обычным огнетушителем?

А. Нет. Вода и струя обычного огнетушителя сами являются проводниками и могут снова замкнуть цепь и восстановить причину пожара; нужно применить сухой песок или пескоструйный огнетушитель;

Б. Да. Вода и струя обычного огнетушителя необходимые средства при тушении любого пожара.

7. Открытие физика Араго в 1820 г. заключалось в следующем: когда тонкая медная проволока, соединенная с источником тока, погружалась в железные опилки, то они приставали к ней. Почему?

А. Ток обладает химическим действием;

Б. Ток обладает тепловым действием;

В.Ток обладает магнитным действием.

8. Две одинаковые легкие гильзы из фольги подвешены на шелковых нитях равной длины в одной точке. После того как гильзам сообщили заряды одинакового знака, они удалились одна от другой (при этом нити между собой образовали некоторый угол). Что произойдет, если одну из гильз разрядить? Ответ обоснуйте.

9. Можно ли, имея два металлических шарика, из которых лишь один заряжен, сообщить полому металлическому цилиндру заряд больший, чем заряд на шарике? Ответ обоснуйте.

Вариант I : 1 – А; 2 – Б; 3 –А; 4 – А; 5 – Б; 6 – Б; 7 – А;

Вариант II : 1 – В; 2 – А; 3 – Б; 4 – Б; 5 – Б; 6 – А; 7 – В;

10. Электроскоп, установленный на столе, заряжен. Укажите и обоснуйте возможные способы, позволяющие изменить заряд на электроскопе, не меняя знака заряда на нем.

Решение задачи №8: Достаточно коснуться рукой одной из гильз. Если после этого их взаимодействие прекратится, значит, коснулись заряженной гильзы.

Решение задачи №9: Можно. На внутренней поверхности цилиндра накапливается заряд, противоположный по знаку заряда шарика, поэтому внешняя поверхность цилиндра будет иметь такой же заряд, как и шарик. Для определения знака заряда шарика достаточно наэлектризовать зарядом известного знака, например легкий пробковый шарик, подвешенный на шелковой нити. Приближая его к цилиндру и наблюдая взаимодействие между ними, легко определить знак заряда шарика, находящегося внутри цилиндра.

Решение задачи №10: Можно поступить, например, так:

1) Сообщить одному из цилиндров какой-либо заряд, соединить их проводником и проводник удалить (или привести цилиндры в соприкосновение, затем раздвинуть их).

2) Внутрь одного цилиндра, не касаясь его, внести какое-либо заряженное тело, например, заряженный металлический шарик, прикоснуться к цилиндру пальцем и затем палец удалить. Цилиндр приобретет положительный заряд. То же самое проделать со вторым цилиндром.

Решение задачи №8: Гильзы соприкоснуться, затем вновь разойдутся, но будут находиться на меньшем расстоянии одна от другой.

Решение задачи №9: Можно. К заряженному шарику нужно поднести незаряженный, предварительно укрепив его на изолирующей палочке, так, чтобы шарики не соприкасались, и кратковременно заземлить незаряженный шарик, коснувшись его пальцем. Тогда на этом шарике останется заряд, противоположный по знаку заряду заряженного шарика. Затем этот шарик внести внутрь цилиндра и коснуться его. Весь заряд шарика перейдет на цилиндр и расположится на его внешней поверхности. Неоднократно повторяя этот процесс, можно получить заряд, во много раз превышающий заряд на заряженном шарике.

Решение задачи №10: Можно поступить так: заземлить; сообщить дополнительно заряд того же знака, коснувшись наэлектризованным телом (предварительно определив знак заряда электроскопа); сообщить заряд противоположного знака; коснуться незаряженным телом, укрепленным на изолированной подставке ( при этом часть заряда перейдет на тело). (Есть и другие возможности, но обоснование их потребует знания вопросов, изучаемых в старших классах.)

Список использованной литературы:

1. Гендешптейн Л.Э., Кирик Л.А.. Гельфгат И.М.; «Задачи по физике с примерами решений. 7 – 9 классы. Под редакцией В. А. Орлова. _ М.: «Илекса», 2005.

2. Тульчинский М. Е. «Качественные задачи по физике в 6-7 классах»; пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976 .

3. Низамов И.М., «Задачи по физике с техническим содержанием: Пособие для учащихся: Пособие для учащихся/ Под редакцией А.В. Перышкина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1980.

4. Лукашик В.И., «Физическая олимпиада в 6 -7 классах средней школы: Пособие для учащихся. – 2-е издание., перераб. И доп. – М.: Просвещение. 1987.

6. Перышкин А.В.: Сборник задач по физике: 7 – 9 кл.: к учебникам А.В.Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс». ФГОС (к новому учебнику) / А. В. Перышкин; сост. Г.А.Лонцова. – 16-е изд.. перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

"Электризация тел. Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Действия электрического тока".

Урок по физике на тему " Электроскоп. Электрическое поле" (8 класс)

Цель урока: познакомить детей с новым прибором и его назначением.

Образовательная: раскрыть принцип работы электроскопа.

Воспитательная: создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Развивающая: развитие логического мышления; развитие познавательного интереса.

Форма урока: работа с текстом учебника, групповые формы: работа

(в парах), самостоятельная работа, экспериментальное исследование.

Метод обучения: системно-поисковый.

Оборудование к уроку: 1 демонстрационный электрометр, стеклянная и эбонитовая палочки, Видеоролик "Как установить знак заряда электроскопа"

Видеоролик "Отрицательный заряд электрометра"

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление знаний.

7. Домашнее задание.

1.Организационный момент. Приветствие, выявление отсутствовавших, проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Вопросы: (слайд 1)

1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?

Про тело, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано

2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?

Что телу сообщён электрический заряд.

3. Сколько тел может участвовать в электризации?

В электризации может участвовать только два тела.

4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?

Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.

5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?

Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.

6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?

Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.

7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете?

Существует только два рода зарядов.

Положительный и отрицательный

9. Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах?

Положительным знаком «+», а отрицательным знаком «–».

3. Изучение нового материала.

Мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится электроскоп) Этот прибор называется электроскопом, от греческих слов э л е к т р о н, вы знаете как переводится это слово из пошлой лекции, и с к о п е о – наблюдать, обнаруживать.

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. (слайд 4).

На столе стоит школьный электроскоп, в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами.

Электроскоп состоит из:

1. Пластмассовой пробки;

2. Металлической оправы;

3. Металлического стержня;

4. Двух листочков из тонкой бумаги;

(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа.)

1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол.

(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа, не разряжая его.)

2. Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на больший угол.

Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

Мы рассмотрели с вами один из видов электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела являются листочки. Существует другой вид электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела является, лёгкая металлическая стрелочка. В нем стрелочка отклоняется на некоторый угол от заряженного металлического стержня.

Коснемся рукой электроскопа. Посмотрите, лепестки электроскопа опустились, значит он разрядился.

Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.

Убедимся в этом на опыте:

1.Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный.

2. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной стеклянной палочкой. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа не перетекает на незаряженный.

Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества.

К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова изоляро – уединять.

Заполняем таблицу.

металлы, почва, фарфор, эбонит, стекло,

растворы солей, янтарь, резина, шёлк,

кислот в воде капрон, пластмассы

керосин, воздух (газы).

Подвесим на нити заряженную гильзу и поднесем к ней наэлек­тризованную стеклянную палочку. Гильза отклонится от верти­кального положения, притягиваясь к палочке. Следовательно, заряженные тела способны взаимодействовать друг с другом на расстоянии. Как при этом передается действие от одного из этих тел к другому? Может быть, все дело в воздухе, находящемся между ними? Выясним это на опыте. Поместим заряженный электроскоп (с вынутыми стеклами) под колокол воздушного насоса, после чего откачаем из-под него воздух. Мы видим, что и в безвоздушном про­странстве листочки электроскопа по-прежнему отталкиваются друг от друга. Значит, в передаче электрического взаимодействия воздух не участвует. Тогда посредством чего все-таки осуществляется взаимодействие заряженных тел?

Ответ на этот вопрос дали в своих работах английские ученые М. Фарадей (1791 — 1867 гг.) и Дж. Мак­свелл (1831 —1879 гг.), которые доказали, что «агентом», пере­дающим взаимодействие, является электрическое поле.

Электрическое поле – форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел. Оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.

Свойства электрического поля:

1.Электрическое поле заряженного тела действует с некото­рой силой на всякое другое заряженное тело, оказавшееся в этом поле. Об этом свидетельствуют все опыты по взаимодействию заряженных тел.

2.Вблизи заряженных тел создаваемое ими поле сильнее, а вдали— слабее.

Электрическое поле изображается графически с помощью силовых магнитных линий.

Изображение магнитного поля

4. Закрепления нового материала. (слайд 10)

1.Для чего предназначен электроскоп?

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.

2. Назовите основные части электроскопа?

Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкол.

3. Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа?

По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

4. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?

Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

5. Как ещё называют непроводники электричества?

6. Приведите примеры диэлектриков.

К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

7. Назовите вещества, которые относятся к проводникам?

Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

В нашей атмосфере действуют сильные электрические поля. Земля заряжена обычно отрицательно, а низ облаков – положительно. Воздух, которым мы дышим, содержит заряженные частицы – ионы. Содержание ионов в воздухе меняется в зависимости от времени года, чистоты атмосферы и от метеорологических условий. Вся атмосфера пронизана этими частицами, находящимися в непрерывном движении, причем преобладают то положительные, то отрицательные ионы. Как правило, только положительные ионы отрицательно действуют на здоровье человека. Большое их преобладание в атмосфере вызывает неприятные ощущения.

Личинки мух двигаются в направлении силовых линий наведенного электрического поля. Это используют, удаляя их из съедобных продуктов. Кусты и деревья являются мощным экраном, который сдерживает проникновение электронаводок.

"ЖИВОЕ" ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Первое упоминание об электрических рыбах датируется более чем 5000 лет назад. На древних египетских нагробьях изображен африканский электрический сом.

Египтяне полагали, что этот сом является "защитником рыб" - рыбак, вытаскивающий сеть с рыбой, мог получить приличный электрический разряд и выпустить сеть из рук, отпустив весь пойманный улов назад в реку.

«Электрическое» зрение рыб.
Рыбы с помощью электрических органов обнаруживают в воде посторонние предметы. Некоторые рыбы все время генерируют электрические импульсы. Вокруг их тела в воде текут электрические токи. Если в воду поместить посторонний предмет, то электрическое поле искажается и электрические сигналы, поступающие на чувствительные электрорецепторы рыб меняются. Мозг сравнивает сигналы от многих рецепторов и формирует у рыбы представление о размерах, форме и скорости движения предмета.
Наиболее известные электрические охотники - это скаты. Скат наплывает на жертву сверху и парализует ее серией электрических разрядов. Однако его «батареи» разряжаются , и на подзарядку ему требуется некоторое время.

Самым сильным электрическим разрядом обладают пресноводные рыбы, называемые электрическими угрями. Молодые 2-сантиметровые рыбки вызывают легкое покалывание, а взрослые особи, достигающие двухметровой длины, способны более 150 раз в час генерировать разряды напряжением 550 вольт с силой тока в 2 ампера. У южноамериканского угря напряжение тока при разряде может достигать 800 В.

Древние греки и римляне (500 д.н.э.-500 н.е.) знали об электрическом скате. . Плиний в 113 н.э. описывал, как скат использует "магическую силу" для того, чтобы обездвижить свою добычу. Греки знали, что "магическая сила" может передаваться через металлические предметы, например, копья, которыми они охотились на рыб.

Ни в коем случае не берите скатов в руки. Если вы охотитесь на рыбу с гарпуном, смотрите не попадите в электроската - вынимая оружие из его тела, вы переживёте не самые приятые ощущения. Если электроскат попался в трал или сеть, брать его нужно руками в толстых резиновых перчатках либо специальным крючком с изолированной ручкой.

Живые часы.
Африканская рыба гимнархе посылает в окружающую среду электрические сигналы, продолжительность которых настолько точна и периодична, что может сравниться с кварцевым осциллятором. Француз ский инженер А. Флорион обработал сигналы, которые издает рыба, и получил оригинальные «рыбные» биоэлектрические часы. Они могут «ходить» 15 лет, надо лишь ежедневно кормить рыбку.

Рыбы, обладающие электрическими органами (акулы и скаты) способны обнаружить добычу по работе её сердца, в этом случае регистрируются электрическое поле, которое создает работающее сердце рыбы-добычи.

Рыбы-электроищейки.

Некоторые рыбы, пытаясь спастись, зарываются в песок и замирают там. Но и у них нет никаких шансов, поскольку пока они живы, их тела генерируют электрические поля, которые улавливает, например, своей необычной головой акула-молот, бросающаяся, как кажется, прямо на пустой грунт и вытаскивающая из него бьющуюся жертву.
Скаты могут обнаруживать лакомых для них крабов по их электрическим полям, а сомы могут обнаружить даже электрополя, создаваемые закопавшимися в грунт червями. Акула, реагируя на электрическое поле, тоже может очень точно напасть на камбалу, зарывшуюся в песок.

Электрические органы акул и скатов отличаются очень высокой чувствительностью: рыбы реагируют на эл. поля напряженностью 0,1 мкВ/см.

Электрические рыбы используют электрические сигналы для общения между собой. Они оповещают других особей, что данная территория занята или, что ими обнаружена пища. Есть электрические сигналы: «вызываю на бой « или «сдаюсь». Все эти сигнали хорошо принимаются рыбами на расстоянии порядка 10 метров.

6. Рефлексия. Было ли интересного уроке? Что нового узнали? Пригодятся ли эти знания в жизни?
7. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке.

8. Домашнее задание.

§ 26,27, вопросы в конце параграфов ( устно). Сделать электроскоп в домашних условиях.

Электроскоп установленный на столе заряжен укажите и обоснуйте


Автор: А. В Перышкин. Л. Э. Генденштейн О. И. Громцева

Темы контрольных задач: Электростатические явления

1. Каким способом заряженный проводник может отдать весь свой заряд другому изолированному проводнику?

2. Как можно при помощи электроскопа, эбонитовой палочки и суконки определить, каким зарядом заряжено тело?

3. Укажите знак заряда шара на рисунке.

4. Для приготовления ванны необходимо смешать воду при температуре 11 0С с горячей при температуре 66 0С. Какое количество той и другой воды необходимо взять для получения 110 л воды при температуре 36 0С?

1. Если к заряженной полоске бумаги приблизить руку, то такая полоска притягивается рукой. Дайте объяснение.

2. О чем свидетельствует тот факт, что большинство - частиц пролетали сквозь фольгу, не отклоняясь от первоначального направления своего движения?

3. Можно ли с помощью одного заряженного тела зарядить другое тело так, чтобы его заряд был больше заряда первого тела?

4. Чугунный цилиндр массой 100 г, нагретый до 100 0С, поставлен на лед, имеющий температуру 0 0С. Сколько льда расплавится под цилиндром, когда тот остынет до 0 0С?

1. Существуют ли атомные ядра с зарядом меньшим, чем у протона?

2. Почему у наэлектризованных людей волосы поднимаются вверх?

3. Подвешенная гильза из фольги касается незаряженной металлической палочки. Что произойдет, если к палочке поднести положительно заряженный шар?

4. Какое количество теплоты израсходовано на нагревание 10 л воды от 5 до 100 0С и последующее выпаривание 400 г воды?

1. Почему в сырых помещениях возможно поражение человека электрическим током даже в том случае, если он прикоснется к стеклянному баллону электрической лампочки?

2. Почему трудно удалить пыль с поверхности грампластинки, если обметать её тряпкой или щеткой? Почему это легче сделать, если поместить пластинку в поток воздуха, например, от настольного вентилятора?

3. Можно ли наэлектризовать трением латунную палочку?

4. Какое количество теплоты необходимо для плавления 0,5 кг свинца, взятого при температуре 27 0С?

1. Почему два разноименно заряженных металлических шара взаимодействуют друг с другом с большей силой, нежели заряженные одноименно (при прочих равных условиях)?

2. Если коснуться стержня заряженного электроскопа пальцем, то электроскоп разрядится. Произойдет ли то же самое, если вблизи электроскопа находится заряженное тело?

3. Заряд какого знака возникает на том участке земной поверхности, который находится непосредственно под облаком, наэлектризованным во время грозы положительно?

4. Какое количество теплоты потребуется для того чтобы 1,5 кг льда, имеющего температуру -10 0С растаяло?

1. Мелкие обрезки алюминиевой фольги поместили в одном случае на пластинку из органического стекла, а в другом – на заземленный стальной лист. В каком случае и почему приближение заряженного тела вызвало более сильное притяжение листочков фольги?

2. Одинаков ли смысл выражений «заряжение тела» и «электризация тела»? Одинаков ли механизм протекания данных явлений?

3. Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим?

4. До какой температуры надо нагреть алюминиевый куб, чтобы он, будучи положен на лед, полностью в него погрузился?

1. Уличная пыль, поднимаясь в воздухе, электризуется обычно положительно. Каким электрическим свойством должна обладать краска, что бы препятствовать оседанию пыли на стенах зданий?

2. Почему оставленный заряженным электроскоп со временем разряжается?

3. Можно ли на концах стеклянной палочки получить два одновременно существующих разноименных заряда?

4. Какое количество теплоты потребуется для плавления 2,5 кг цинка, начальная температура которого была 19 0С?

1. Как при помощи положительно заряженного предмета сообщить электроскопу отрицательный заряд?

2. Какие тела могут электризоваться при взаимном трении или соприкосновении?

3. На электроскопе имеется небольшой положительный заряд. Если к шарику электроскопа приближать сильно наэлектризованную палочку, несущую большой отрицательный заряд, то листочки электроскопа будут сначала опадать, потом опять расходиться. Как это можно объяснить?

4. Для нагревания 100 г металла от 20 до 40 0С потребовалось 62 кал. Определите удельную теплоемкость металла.

1. Возможно ли, чтобы два одноименно заряженных проводника притягивались?

2. Как с помощью шара, не уменьшая находящегося на нем положительного заряда, наэлектризовать два других, хорошо проводящих шара – один отрицательно, другой положительно?

3. Может ли атом водорода лишиться 16% электронов? 50% электронов? Почему?

4. Сколько дров надо сжечь, чтобы расплавить 200 кг снега взятого при температуре 0 0С. Потерями энергии пренебречь.

1. Всегда ли одно и тоже вещество при трении или соприкосновении с электрически нейтральными предметами из каких-либо других веществ электризуется зарядом одного и того же знака?

2. Как известно, заряженный шарик притягивает бумажку. Как изменится сила притяжения, если окружить концентрической металлической сферой заряженный шарик или бумажку?

3. На шелковой нити висит заряженная бумажная гильза. Как узнать какого рода заряд находится на гильзе?

4. На свиноводческой ферме смешали 100 л воды при температуре 90 0С и 200 л воды из водопровода, температура которой 6 0С. Определите температуру смеси.

1. Два тела были заряжены отрицательными зарядами. Затем их зарядили такими же положительными зарядами, при этом расстояние между ними не изменилось. Изменилась ли сила отталкивания между ними?

2. Два одинаковых металлических цилиндра стоят на изолирующей подставке. Как получить на них заряды, одинаковые по абсолютному значению и знаку?

3. Изолированному проводящему шару сообщен положительный заряд. Изменится ли при этом его масса?

4. Поверхность воды в яме площадью 3 м2 покрылась коркой льда толщиной 5 мм. Какое количество теплоты выделилось при этом?

1. Известно, что в состав атома кислорода входят 8 электронов, а в состав его ядра – 8 нейтронов. Сколько всего частиц в атоме кислорода?

2. Заряженное тело действием своего поля электризует находящиеся вблизи легкие предметы и вызывает на каждом появление зарядов обоих знаков. Почему же предметы всегда притягиваются к заряженному телу, а не отталкиваются от него?

3. Как наэлектризовать зарядами разных знаков стеклянную бутылку и лоскут кожи, имея в руках лишь эти два предмета?

4. Какое количество воды можно нагреть на 10 0С на керосинке при полном сгорании 200 г керосина?

1. Чем отличается ион лития от атома лития? Как будут взаимодействовать два иона лития, если их сблизить?

2. К шарику заряженного электроскопа подносят, не касаясь его, незаряженное металлическое тело. Как изменяется отклонение листочков? Что будет, если поднести к заряженному шарику кусок стекла?

3. В каком материале – стекле или шелке – электроны в молекулах и атомах веществ более сильно удерживаются притяжением атомных ядер?

4. Какое количество теплоты необходимо затратить, чтобы расплавить кусок льда массой 5 кг, если его начальная температура –10 0С?

1. Две одинаковые легкие гильзы из фольги подвешены на шелковых нитях равной длины в одной точке. После того как гильзам сообщили заряд одинакового знака, они удалились одна от другой (при этом нити между собой образовали некоторый угол). Что произойдет, если одну из гильз разрядить?

2. Зачем при промышленном изготовлении пороха его обволакивают порошком графита? Графит является проводником электричества.

3. Два разноименно заряженных шарика находится на некотором расстоянии друг от друга. Между ними вносят стеклянный стержень. Как изменится сила их взаимодействия?

4. При морозе -10 0С единица площади поверхности пруда отдает находящемуся над ним воздуху 180 кДж в час. Какова будет толщина образовавшегося за сутки ледяного покрова, если температура воды у поверхности пруда равна 0 0С?

1. С целью улучшения прилегания ремня к шкивам применяют канифоль. Почему во взрывоопасных помещениях её запрещено применять? С какой целью на предприятиях приводные ремни натирают проводящей пастой, а шкивы заземляют?

2. Приблизьте палец к шарику заряженного электроскопа. Листочки сойдутся. Уберите палец, и листочки снова разойдутся. Как объяснить результаты опыта?

3. На много ли изменилась бы масса какого-либо атома, если он потерял все свои электроны? А как изменились бы его размеры?

4. Как изменится температура воды массой 3 кг, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании спирта массой 10 г, пошла на её нагревание?

Заряд был сообщен не стержню, а корпусу электрометра.

В результате контакта эбонитовой палочки с шаром электроскоп получит небольшой отрицательный заряд, который через руку уйдет в землю. Так как эбонит - диэлектрик, то на остальных участках палочки, которые не контактируются с шаром, отрицательные заряды останутся неподвижными. Они по индукции зарядят электроскоп положительным зарядом.

Поле будет существовать внутри и вне сферы.

На внутренней поверхности сферы появится отрицательный заряд, на внешней - положительный.

. заряженное тело?
В первом случае будет изменяться электрическое поле только внутри сферы, во втором - только вне сферы.

. Где и какое будет существовать электрическое поле?
Заряд е. Он будет распределен равномерно по внешней поверхности сферы. Внутри сферы напряженность поля будет равна нулю. Вне сферы будет существовать электрическое поле, подобное полю точечного заряда е, помещенного в центре сферы.


Скорость увеличится. При движении заряженной частицы на внутренней поверхности трубы индуцируются заряды противоположного знака. В цилиндрической части трубы эти заряды не создают сил, действующих на частицу вдоль оси. В сужении трубы эти силы будут направлены так, что дадут составляющую, направленную в сторону сужения.

Если окружить шарик концентрической металлической сферой, ничего не изменится: и шарик, и металлическая сфера действуют как заряд, сосредоточенный в точке, находящейся в центре шарика. Если окружить сферой бумажку, сила притяжения обратится в нуль: бумажка попадает в «цилиндр Фарадея», зато теперь металлическая сфера и шарик будут притягиваться друг к другу.

Надо шарик ввести внутрь изолированного стакана и прикоснуться им к внутренней стенке этого изолированного проводника.

Внести заряженное тело, имеющее нужный заряд, внутрь заземленного первого тела, убрать заземление и вынести заряд. Затем внести этот же заряд внутрь второго заземленного тела (не касаясь!) и повторить те же операции.

Можно воспользоваться явлением электризации тела через влияние. Если поднести к данному заряженному телу проводник на изолированной подставке и кратковременно заземлить его, тогда на проводнике останется заряд, противоположный по знаку данному. Этот заряд с проводника можно снять, соединив его с внутренней частью, например, полого металлического шара. Так можно проделать много раз, получив заряд по величине, многократно превышающий заряд первого тела.


. Будут ли листочки электроскопа в указанных трех случаях расходиться на одинаковые углы? Какой вывод можно сделать из этого опыта?
Заряды на поверхности распределяются так, что их плотность больше в точках поверхности, обладающих большей кривизной. В точке А кривизна, а следовательно и плотность заряда, больше, чем в точке В. В точке С заряды отсутствуют, так как здесь поверхность вогнутая.

Для удержания статических зарядов на этих приборах. При наличии острых концов проводников на них образуется настолько большая плотность зарядов, что окружающий воздух ионизируется. Ионы противоположного знака притягиваются острием и нейтрализуют его заряд. Возникает явление, получившее название «стекания» зарядов с острия.

На пыльной шероховатой поверхности заряды распределяются с большой плотностью на выступах пылинок, с которых они быстро «стекают».


. один из «рельсов» соединить с кондуктором работающей электрофорной машины?
Стержень покатится по рельсам влево вследствие ударов в острие ионов воздуха, имеющих противоположный острию заряд.

. под змейкой поместить горящую свечу?
Если смотреть сверху, то в первом случае змейка будет вращаться против часовой стрелки за счет «стекания» заряда с ее конца. Во втором случае конвекционные токи воздуха приведут змейку во вращение по часовой стрелке.

Читайте также: