Круглый стол и мозговой штурм

Обновлено: 16.05.2024

à Дискуссия – форма коллективного взаимодействия, которое предполагает свободный обмен мнениями. Учащиеся работают с материалом, содержание которого предполагает противоречивые подходы. Мы предлагаем дискуссионные формы уроков проводить на темы:

«Сигареты и жизнь – вещи несовместимые»;

«Я выбираю здоровый образ жизни»;

«Сочетание несочетаемого» (человек и сигарета) и др.

1. Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.

2. Учитель делит класс на подгруппы.

3. Участники каждой группы выбирают представителя.

4. Группам дается небольшое время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.

5. Учитель просит представителей групп собраться в центре класса, чтобы высказать позицию своей группы в соответствии с полученными от группы указаниями. Кроме представителей групп никто не имеет права высказываться, однако участникам групп разрешается передавать указания своим представителям записками.

6. Учитель может разрешить представителям групп взять тайм-аут для консультаций.

8. После обсуждения проводится его критический разбор классом.

Включенность учащихся в обсуждение темы позволяет решать задачи не только общеразвивающего свойства (развитие коммуникативных навыков, умение аргументировано излагать свою точку зрения, уважительное отношение к мнению другого), но и формировать активную позицию, ориентированную на здоровый образ жизни.

à «Круглый стол» - беседа, в которой участвует небольшое количество человек и происходит обмен мнениями между участниками и «аудиторией» - остальным классом. В форме «круглого стола» могут проходить обсуждения локальных проблем («Будущее в наших руках», «Серьезно о наболевшем» и др.)

à Мозговой штурм – метод используется для стимуляции высказываний детей по определенным вопросам. Педагог предлагает детям высказывать идеи и мнения и фиксирует их на доске, без какой-либо оценки или обсуждения, до тех пор, пока не исчерпаются идеи или не кончится отведенное для этого время. Затем организуется обсуждение высказанных идей.

Можно предложить детям продолжить следующую фразу: «Для меня самое ценное – это…». Попробуйте вместе с ребятами определить существующие ценности: здоровье, независимость, ценность личности, жизненных достижений (развитие талантов), материальные ценности и т.д.

Конференции.

В качестве одной из форм обсуждения проблемы можно предложить проведение мини-конференции, сопровождающейся выставкой работ ребят:

После конференции можно выпустить стенную газету, где будут размещены лучшие статьи и сказки участников Проекта, а также впечатления ребят о проведенном мероприятии.

Акции.

à Акция – донесение до общественного сознания вопросов о вреде курения табака и его последствиях, о проблеме духовного и физического здоровья подрастающего поколения. Акции проводятся также с целью привлечения внимания к проекту «Будь здоров!» средств массовой информации, общественных и государственных структур.

· Акция «Конвенция прав некурящих»

Конвенция – международный договор по какому-либо вопросу.

Во время беседы по профилактике разбираются понятия «ответственность», «права» и «обязанности».

1. Кто такой ответственный человек?

2. Какие качества присущи ответственному человеку?

3. Что такое права и обязанности?

4. Чего у человека больше - прав или обязанностей?

5. Всегда ли человек соблюдает права другого человека?

6. Какие права существуют у некурящих людей?

Ведущий фиксирует общие выводы на ватмане.

Учащимися разрабатывается и принимается конвенция.

· Акция «Поменяй сигарету на конфету»

Учащиеся в паре вместе с родителями учтиво и вежливо предлагают прохожим в обмен на сигарету конфету со словами о вреде курения и призывом бросить курить.

Отданные сигареты собираются в коробку и утилизируются.

При составлении анкет нужно учитывать, для кого они предназначены, для какого возраста (в подростковом возрасте это существенно, т.к. в 7 и 9 классах у ребят довольно разные оценки ситуаций и проблем). Вопросы в анкете должны быть несложными, понятными, ответы – четкими и краткими.

· Акция «Мой друг бросил курить»

В школу приглашается известный человек для рассказа о своем решении бросить курить. Школьники могут предложить ему взять над ними шефство.


Актуальная публицистика

à Статья предполагает изложение материала по проблеме в публицистическом стиле. Так, собрав мнения одноклассников и сравнив их со своими собственными представлениями, можно прийти к общим выводам и оценкам.

à Эссе – это краткая постановка проблемы с характеристикой объекта исследования, обоснованием путей исследования и небольшим по объему анализом собранного материала.

Беседа/интервью (рекомендации к проведению):

Следует заранее обдумать, что необходимо уточнить, выяснить, и быть готовым к неточным и неопределенным ответам.

Не надо долго задерживаться на неудобном вопросе. Кроме прямых вопросов есть и косвенные, на которые собеседник может дать ответ или отреагировать.

Продумайте схему вопросов, ход интервью с запасными вариантами, если что-то пойдет не так.

Очень опасно перебивать человека. Вопросы можно задавать только в паузах, если человек потерял мысль или не знает, о чем говорить дальше.

Беседу можно записать на диктофон, но только с предварительного согласия собеседника.

Сначала надо ставить нейтральные вопросы, потом уже по проблеме.

Не надо «лукавить с собеседником», т.е. сообщите человеку, что вы хотите поучаствовать в конкурсе; объясните, что поднятая проблема актуальна и многим интересна.

Избегайте критических оценок полученной информации.

Более 40-45 минут беседу вести не следует, человек устает.

Поблагодарите человека за помощь и сотрудничество.

Ролевая игра.

Ролевая игра – метод обучения через практические действия.

Фактически школьнику предлагается проиграть какую-то жизненную ситуацию в зависимости от роли, которую он получил в соответствии с сюжетом. Использование ролевых игр позволяет обучить необходимым жизненным навыкам, в частности, навыкам поведения в ситуациях, связанных с возможностью вовлечения выкуривания первой сигареты или негативного влияния табачного дыма на здоровье человека в случае пассивного курения.

Экскурсии.

Необходимо выделить такой вид организации профилактики курения, как экскурсия в медицинский музей. Перед посещением музея необходимо провести подготовительное занятие. Учащиеся должны быть готовы к просмотру экспонатов. После посещения музея ребятам можно предложить письменную работу на тему «Скажи «НЕТ» табаку».

Критерии оценки отчета по мероприятию:

1) соответствие теме конкурса;

2) позитивное содержание работы;

3) смысл: привлечение внимания – пробуждение интереса – создание потребности – побуждение к действию;

Сроки проведения: с 1 октября 2010г. по 29 февраля 2011г.

Круглый стол, метод группового обсуждения, мозговой штурм как методы обучения.

«Круглый стол» — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются профессиональные умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важное условие при организации «круглого стола»: нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

Преподаватель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от учеников они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники дискуссии адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди детей, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между педагогами и учениками.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия.

Благодаря механизму дискуссии со сверстниками ребёнок отходит от черт эгоцентрического мышления и учится становиться на точку зрения другого. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию и эго-вовлечённость участников в решение обсуждаемы проблем. Дискуссия даёт эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, что в свою очередь реализуется в их конкретных действиях.

В качестве объекта дискуссионного обсуждения могут выступать не только специально сформулированный проблемы, но и случаи из профессиональной практики и межличностные отношения самих участников. Метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умения. Практика показывает, что значительное расхождение в показателях нравственной зрелости среди участников группы может парализовать её деятельность даже в тех случаях, когда перед группой стоят чисто инструментальные цели.

Наиболее эффективным будет метод, основанный на понимании личности обучаемого как мыслящего и активно действующего участника событий, приближающихся к реальным [

Мозговой штурм – первичная форма инновационной игры, род дискуссионных методов, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске, их анализом на перспективу использования для снятия затруднений в практике.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

• творческое усвоение школьниками учебного материала;

• связь теоретических знаний с практикой;

• активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

• формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

• формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму включает следующие шаги:

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

• определение цели занятия, конкретизация учебной задачи;

• планирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;

• подбор вопросов для разминки;

• разработка критериев для оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ и обобщение итогов занятия.

Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мозговой штурм. Перечислим основные из них:

1. Во время сессии нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов — есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.

2. Категорически запрещаются взаимные критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.

3. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками сессии.

4. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.

5. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.

6. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.

7. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.

8. Перед началом сессии попытайтесь ответить для себя на следующие вопросы:

Заслуживает ли проблема моего внимания?

Что дает ее решение?

Кому и для чего это нужно?

Что произойдет, если ничего не менять?

Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Круглый стол, метод группового обсуждения, мозговой штурм как методы обучения.

«Мозговой штурм» как один из наиболее эффективных методов интерактивного обучения

Становление форм организации обучения происходило вместе с развитием человеческого общества. Самой древней формой организации учебного процесса было индивидуальное обучение. Следующим этапом стал индивидуально-групповой способ обучения. К началу XVII в. эти формы организации учебного процесса уже не отвечали потребностям общества. Стали возникать первые зачатки группового обучения.

В современной педагогической практике активно внедряются так называемые методы интерактивного обучения. Среди них - круглый стол, метод мозгового штурма, деловые и ролевые игры, мастер-класс. Интерактивное обучение можно назвать диалоговым обучением, поскольку в ходе него осуществляется взаимодействие не только между студентом и преподавателем, но и между самими студентами. Его целью является создание благоприятных условий для обучения, в процессе которого студент может проявить свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Занятия, построенные по интерактивному принципу, позволяют дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Рассмотрим детально один из методов интерактивного обучения - метод мозгового штурма.

Изобретателем метода мозгового штурма является Алекс Осборн, автор нескольких книг, посвящённых рекламе и мышлению. В 1953 году он выпустил книгу «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления», где впервые описал принцип мозгового штурма.

Мозговой штурм - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Он широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач. Он формирует способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи: стимулирование творческой активности учащихся; связь теоретических знаний с практикой; активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых; формирование у обучающихся мнения и отношения; формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи; формирование жизненных и профессиональных навыков; установление воздействия между студентами, обучение работе в команде, проявлению терпимости к любой точке зрения, уважению права каждого на свободу слова, уважению его достоинства.

При использовании метода «мозговой штурм» в студенческой группе преподаватель вначале сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Учащиеся должны знать, что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки. Они должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить.

Затем преподаватель знакомит учащихся с условиями коллективной работы и выдает им правила мозгового штурма.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общее требование, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма, - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Для проведения мозгового штурма коллектив делится на две группы: генераторы и аналитики идей. Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями учеников, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

Генераторы идей - это творческие люди, студенты, обладающие подвижным, активным умом, умеющие и любящие фантазировать, выдвигать нестандартные идеи, мысли. Генераторы идей должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы, при этом соблюдая важные правила, такие как: исключается доминирование какого-либо участника; называя идеи, нельзя повторяться; чем больше список идей, тем лучше, т. к. чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи; подходить к решению проблемы нужно с разных сторон; запрет на критику и любую оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой; необычные и даже абсурдные идеи приветствуются. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников, она должна быть встречена с одобрением; не стоит думать, что поставленная проблема может быть решена только известными способами.

Требуется создать экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие.

Вторая группа - аналитики, получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее разумное и подходящее. Каждый аналитик имеет три голоса и отдает их за наилучшие, по его мнению, три идеи. Оценка может быть произведена следующим образом: первая идея получила три голоса, вторая - два, третья - один. Идея, набравшая наибольшее количество голосов, и есть решение.

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и по выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, аналитикам на время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Учитель определяет время работы для экспертов - примерно 15-20 минут.

Для облегчения работы групп возможно использование доски, мела, листов бумаги на планшетах, фломастеров, разноцветных стикеров, ноутбука в связке с проектором.

Мозговой штурм - это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс, для участников, как правило, время пролетает незаметно. Поэтому ведущий должен следить за регламентом и напоминать, сколько остаётся времени. Участники должны знать, сколько времени им выделено. Знание того, что время ограничено и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки, заставит участников как можно быстрее активизироваться.

Как и любой другой метод обучения, метод мозгового штурма имеет свои недостатки. Среди них, во-первых, то, что при разделении участников на группы может возникнуть доминирование лидеров в одной из них. Во-вторых, «зацикливание» участников на однотипных идеях. Для того чтобы этого избежать, преподавателю нужно своевременно скоординировать направление поиска. Рекомендуется также при разделении участников учитывать личностные характеристики учащихся и объединять студентов разного уровня подготовленности.

Отдельно стоит оговорить роль преподавателя в ходе мозгового штурма. Она резко меняется, перестаёт быть центральной, преподаватель лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Можно сказать, что во время мозгового штурма преподаватель выступает в роли «заказчика». Он кратко излагает суть проблемы или вопрос и правила проведения мозговой атаки. Фиксирует идеи, высказанные участниками, держится в стороне от дискуссии. Со стороны преподавателя запрещается критика любых мнений и предложений. Учителю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы, например, начинает обсуждать или критически оценивать идею, преподаватель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние. Ведущий поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не выкрикивали все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться.

Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.

Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность подразумевает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности участников. Использование метода мозгового штурма необходимо при обучении будущих менеджеров, специалистов социально-культурной сферы.

Список использованной литературы

учебный стимулирование мозговой штурм

1. Кафидов В. В. Исследование систем управления : учеб. пособие для вузов. - 2-е изд.- М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2005.

2. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ ; Акад. народн. хоз-ва при Правительстве РФ. - М. : Дело, 2000. - 701 с.

3. Панфилова А. П. мозговые штурмы в коллективном принятии решений. - СПб., 2005.

Презентация на тему: "Дискуссия, мозговой штурм, круглый стол".

Дискуссия, мозговой штурм, круглый столПодготовил: воспитатель Чернова О.

Методы активного обучения
это методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом.

Мозговой Круглый
штурм стол

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее.

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информаций, идей, мнений, предложений.

Возникновение устойчивого
интереса к дискуссии относится
к 30-м годам XX века и связано
с работами крупнейшего
швейцарского психолога
Ж. Пиаже.

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том.

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Посредством применения дискуссий осуществляется решение следующих задач:
- осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
- выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
- развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
- развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;
- развитие умения работать в группе единомышленников;
способность продуцировать множество решений;
- формирование навыка говорить кратко и по существу;
- развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

Классификация дискуссийСтруктурированные: С игровым.

Классификация дискуссий
Структурированные: С игровым Проблемные с
учебный спор-диалог моделированием выдвижением
проектов
По принципам, задачам
проведения
Дискуссии

По формам проведения

Командные Групповые Парные Коллективные
(дебаты) круглый стол) (вертушка)

Виды дискуссий по количеству участников

Виды дискуссий по количеству участников

Общие принципы проведения дискуссии*организация пространства. *подготовленнос.

Общие принципы проведения дискуссии
*организация пространства.
*подготовленность участников к дискуссии: статистические данные, необходимые материалы.
*манера говорения, культура речевой коммуникации, а также стиль её демонстрации (непринужденно, в оживленной манере, точно формулируя вопросы и лаконично комментируя ответы или краткие замечания.
*аудитория, наблюдающая дискуссию, должна быть постоянно в центре внимания выступающих, с нею необходимо поддерживать не только невербальный, но и вербальный контакт.
*ведущий дискуссию регулирует ее ход, все процедуры, представляет тему и выступающих, следит за регламентом, руководит обменом мнений, произносит заключительное слово.

Традиционные этапы развития дискуссии1 этап. Постановка проблемы. Задача: ори.

Традиционные этапы развития дискуссии
1 этап. Постановка проблемы.
Задача: ориентация и адаптация участников к проблеме и друг другу, выработка определённой установки на решение поставленной проблемы.
Ведущий дискуссии оглашает перед участниками проблему с помощью методов:
1.Метод снятия напряжённости.
2.Метод «Зацепляющих крючков».
3.Метод стимулирования воображения.
4.Метод прямого подхода.

Традиционные этапы развития дискуссии2 этап. Решение проблемы. Задача: активи.

Традиционные этапы развития дискуссии
2 этап. Решение проблемы.
Задача: активизация участников по оценке предлагаемых вариантов решения проблемы.
Ведущий дискуссии может использовать методы:
1.Метод «Обзор ситуаций».
2.Метод «За и против».

Традиционные этапы развития дискуссии3 этап. Подведение итогов. Задача: консо.

Традиционные этапы развития дискуссии
3 этап. Подведение итогов.
Задача: консолидация участников дискуссии за счёт выработки единых или компромиссных мнений, позиций, решений.
Варианты презентации групповых решений осуществляются в нескольких формах.
1. Совместно-индивидуальная форма.
2. При совместно-последовательной форме
3. При совместно-взаимодействующей форме деятельность
4. Если по ходу дискуссии у участников нет специально отве­денных ролей, то при подведении итогов можно использовать метод «блока вопросов».

«Круглый стол» - метод активного обучения, одна из организационных форм позна.

«Круглый стол» - метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии.
Метод заимствован из области политики и науки.

Цель «Круглого стола» – предоставить участникам возможность высказать свою то.

Цель «Круглого стола» – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Важной задачей при организации
«Круглого стола» является:
- обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;
- иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);
- тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

При проведении «Круглого стола» необходимо учитывать некоторые особенности:*.

При проведении «Круглого стола» необходимо учитывать некоторые особенности:
* нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза» - принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах).

* ведущий также располагался в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от участников они обращены к нему лицом.

Этапы подготовки «Круглого стола» Выбор темы.

Этапы подготовки «Круглого стола»
Выбор темы. Подбор ведущего
(модератора) и его подготовка.

Предварительная
рассылка вопросов Подбор участников и определение
предполагаемым экспертов Круглого стола.
участникам.

Подготовка анкеты для Подготовка предварительной
участников Круглого стола резолюции Круглого стола.

Варианты проведения «Круглых столов» 1.участники.

Варианты проведения
«Круглых столов»
1.участники 2. ведущий
выступают с интервьюирует
докладами, затем участников
проводится их Круглого стола.
обсуждение.

3.«методические 4. «методический
посиделки». диалог».

«Мозговой штурм» <банк идей) (от англ. brainstorming — мозговая атака) — мет.

Этот метод был разработан
А. Ф.Осборном (США) в 1939 г.
В его основу положен тезис об отделении процесса генерирования идей от процесса их оценки.

Цель «Мозгового штурма» – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее.

Цель «Мозгового штурма» – создать новые идеи, получить лучшую идею или лучшее решение, а так же поиск как можно более широкого спектра
направлений решения задачи.

Основной задачей метода «Мозгового штурма» является выработка (генерирование) возможно большего количества и максимально разнообразных по качеству идей, пригодных для решения поставленной проблемы.

Варианты «Мозгового штурма» прямой.

Варианты «Мозгового штурма»
прямой обратный
мозговой мозговой
штурм теневой штурм
мозговой
штурм

комбинированный индивидуальный
мозговой мозговой
штурм штурм

Этапы подготовки «Мозгового штурма» 1.Формулирование проблемы. 2. Отбор уча.

Этапы подготовки
«Мозгового штурма»

2. Отбор участников
мозгового штурма.

3. Выделение правил
ведения мозгового штурма.

4. Подбор вопросов
для разминки.

5. Разработка критериев для
оценки поступивших
предложений и идей.

Стадии «Мозгового штурма»1. Представление проблемы для рассмотрения. 2. Выдв.

Стадии «Мозгового штурма»
1. Представление проблемы для рассмотрения.

2. Выдвижение как можно большего числа идей для решения этой проблемы.

3. Отбор нескольких идей для дальнейшей проработки.

4. Разработка альтернативных вариантов конкретного решения, действенных на практике, на основе выбранных идей.

Список используемых источников1.Морева Н.А. Технология профессионального обра.

Краткое описание документа:

Презентация на тему: "Дискуссия, мозговой штурм, круглый стол".

Цель дискуссии – не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Посредством применения дискуссийосуществляется решение следующих задач:

- осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;

- выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;

- развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;

- развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;

- развитие умения работать в группе единомышленников;

способность продуцировать множество решений;

- формирование навыка говорить кратко и по существу;

- развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

Рабочие листы и материалы для учителей и воспитателей

Более 3 000 дидактических материалов для школьного и домашнего обучения

Активные методы обучения для формирования коммуникативной компетенции

Образование сегодня направлено на развитие мобильной личности, способной к творчеству, к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Это становится возможным с использованием таких методов и технологий, которые обеспечивают усиление мотивации, стимулирование творческого потенциала, выявление и использование личностных ресурсов для достижения успеха в деятельности, формирование стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.

Учителю необходимо сформировать систему принципов, приемов и методов, позволяющих решать подобные проблемы и задачи.

К таковым можно отнести следующие:

  • технология проблемного обучения;
  • технология личностно-ориентированного обучения;
  • проектная технология;
  • активные методы обучения («мозговой штурм», деловая игра, «круглый стол», метод погружения, драматизация).

Метод проектов

Многолетний опыт позволяет сделать вывод о том, что одной из органичных и эффективных форм преподавания является метод проектов. В современном понимании учебный проект – это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности, как найденный ими способ решения проблемы. [8; 17-19]

Применение метода проектов имеет рад преимуществ:

  • данный метод базируется на принципе установления непосредственной связи учебного материала с жизненным опытом обучающихся;
  • проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность;
  • происходит непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения;
  • создаются все условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого;
  • учебный проект позволяет вырабатывать и развивать такие специфические навыки и умения проектирования, как проблематизация, целеполагание и планирование деятельности, самоанализ и рефлексия, поиск нужной информации и вычленение необходимого знания из информационного поля, практическое применение знаний, умений и навыков в различных, в том числе нетиповых, ситуациях, выбору, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации, обобщению). [3; 9-15]

Метод проектов можно применять в ходе урочной деятельности модульно, т.е. по окончании изучения определенной темы, когда по результатам его выполнения можно оценить усвоение учащимися определенного учебного материала.

Младшие школьники с удовольствием рисуют, вырезают разные картинки, придумывают рекламу, объявления, приглашения, сочиняют сказки и т.п.

Так, учащиеся 5-6-х классов представляют свои проекты по темам: «Семейные обязанности», «Наши увлечения», «Мое любимое животное», «Зоопарк или Заповедник?», «Дом моей мечты».

Проекты усложняются по форме и по содержанию с каждым годом.

Такой проект представляет интерес как для ученика, так как дает ученику возможность сделать еще один шаг к своему самовыражению или самореализации, видя творческий продукт, который он создает в результате своей исследовательской деятельности, так и для учителя, который испытывает чувство гордости за достижения своего ученика.

Активные методы обучения

Особое место в работе занимают активные методы обучения.

Активными методами обучения являются те, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер, тем самым обеспечивается способность к самореализации, уверенность в себе, осознание своей уникальности и своего предназначения. При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – он становится активным участником образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека. [2; 226]

К активным методам обучения относятся:

  • «мозговая атака»;
  • «круглый стол»;
  • метод погружения;
  • деловая игра (драматизация как один из вариантов деловой игры);
  • проблемное обучение;
  • семинар-дискуссия.

Применение активных методов обучения:

  • позволяет создать условия для активного и свободного развития личности;
  • помогают развивать и совершенствовать языковые и интеллектуальные способности ребенка;
  • развивают устойчивый интерес к изучению языка;
  • развивают потребность в самообразовании;
  • активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют ее повышению.

Метод «мозгового штурма».

Метод «мозгового штурма» (англ. ‘brainsorming’) является оперативным методом решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагается высказать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. При этом класс делится на две группы. Первая группа «генераторы идей» - выдвигают различные идеи. Вторая группа – «эксперты» - по окончании штурма выносят суждение о ценности выдвинутых идей.[5; 117]

Целесообразно использовать метод «мозгового штурма» перед работой над проектом, поскольку общее представление идей помогает некоторым учащимся определиться с темой будущего проекта или исследования.

Метод «круглый стол».

Еще одним из активных методов обучения является «круглый стол» — это одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Наряду с активным обменом знаниями, у учащихся вырабатываются умения излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Принцип «круглого стола» - расположение лицом к лицу приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, что повышает мотивацию учащихся. Учитель также располагается в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляет дискуссия, которая заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений.[6; 352]

Метод «круглого стола» применяется в основном в старших классах, когда у учащихся уже сформированы коммуникативные умения, по таким темам, например, как «Школьная форма: за или против», «Телевидение или интернет – за кем будущее?», «Сколько должно быть у человека друзей?» и т.д.

При проведении «круглого стола» перед учителем стоит задача сформулировать проблему и цели дискуссии, представить ключевые вопросы для обсуждения, создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение). Устанавливаются правила – выступить должен каждый, кроме того, важно внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторятся. При подведении итогов оценивается активность учащихся, а не количество допущенных грамматических ошибок.

Метод «круглого стола» и «мозговой штурм» являются активными методами проблемного обучения. Актуальность проблемного обучения на современном этапе модернизации образовательного процесса очевидна, так как в основу положена идея о развитии личности. Использование активных методов обучения на уроке позволяет:

  • учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;
  • создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере их способностей, навыков и умений по предмету;
  • построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования, проводить необходимый анализ изученного;
  • способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной и другой литературой, целесообразно использовать информационные технологии;
  • научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;
  • развивать у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира;
  • видоизменить взаимоотношения учителя и учащихся и строить их на основе сотрудничества и взаимопомощи.

Как видно из вышеизложенного, все технологии и методы взаимосвязаны и несут единую новизну – коммуникативное развитие личности, так как реализуется цель – включение всех обучающихся в процесс деятельности.

За последнее время значительно изменился статус иностранного языка в российском обществе. Стремительное вхождение России в мировое сообщество, экономическая и социокультурная ситуация в стране обеспечили огромной спрос на знание иностранных языков, создали мощную мотивационную базу для их изучения. Место английского языка в иерархии значимых предметов повышается с каждым годом.

Читайте также: