Два двое две оба обе стол друзья

Обновлено: 17.05.2024

Когда речь заходит о количественном числительном «два», его употребление вопросов не вызывает. Но в предложениях, использующих собирательные числительные «оба» или «обе» надо проявлять бдительность. Если говорят: «Они оба пошли в кино» или «Они обе пошли гулять», ясно, что в кино пошли двое мужчин (мальчиков, юношей), а гулять отправились две женщины (девочки, девушки). Слова в среднем роде тоже требуют числительного «оба»: «Мы засеяли оба поля пшеницей». А как быть, если речь идёт о мужчине и женщине? Тогда лучше сказать: «Они пошли в кино вдвоём». Также можно сказать: «В кино сидели две женщины», но «двое мужчин».

В. В. Кандинский. Двое на лошади. 1906 год. В названии картины художник хотел подчеркнуть обособленность героев, выделить их из общего фона.

В. М. Васнецов. Три богатыря. 1898 год. Удачное название, чтобы запомнить: количественные числительные отвечают на вопрос: «Сколько?»

Собирательные числительные описывают группы людей или животных, то есть существ одушевлённых. Особенность такого рода числительных заключается в том, что они очень разборчивы и «собирают» не всё подряд. У них свои предпочтения, от которых они не любят отказываться, и согласны работать только вместе:

● с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола: «трое мужчин», «четверо учеников», «пятеро солдат» (но в этом случае в косвенных падежах их можно заменить числительными, обозначающими целое число, например: «отдать приказ семерым солдатам» — «отдать приказ семи солдатам»);

● с существительными «дети», «люди», «ребята», которые имеют только форму множественного числа: «трое людей», «четверо детей», «пятеро ребят»;

● с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: «семеро козлят», «трое котят»;

● с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов («двое саней», «четверо ворот»).

А вот женщин и взрослых животных эти привередливые числительные «боятся», они ни за что не встанут рядом с ними. Поэтому пьеса Чехова называется «Три сестры», а не «Трое сестёр»; сказка Льва Толстого — «Три медведя», а не «Трое медведей».

По поводу слов «оба» и «обе», которые мы упомянули вначале, у лингвистов и филологов нет единого мнения. Одни относят их к указательным местоимениям в значении «и тот и другой», а другие — к собирательным числительным на том основании, что они по значению близки к числительному «двое».

Когда же следует говорить «оба» или «обе», а когда «двое»? Есть ли вообще между этими понятиями разница? Да, есть, и она весьма существенная. Слово «двое» используют, когда хотят выделить два предмета из бoльшего количества. «Двое котят рыжие, а один — чёрный». А слово «оба» нужно для того, чтобы подчеркнуть, что предметов только два: «У кошки два котёнка и оба — рыжие».

В отличие от остальных собирательных числительных, числительные «оба»(«обе») не столь привередливы. Они могут сочетаться как с одушевлёнными, так и с неодушевлёнными предметами и охотно «привечать» слова и мужского, и женского рода: «Катя и Даша качались на стульях и сломали их. Обе девочки отнесли оба стула в починку». Благодаря такой способности мы можем «смотреть в оба глаза» (или просто «смотреть в оба») и голосовать за что-то, что кажется нам правильным, «обеими руками». Такая «неразборчивость», конечно, на руку тем лингвистам, которые считают, что перед нами не числительные, а указательные местоимения.

Слова «оба»(«обе») могут изменяться по падежам (это «умеют» и числительные, и указательные местоимения): «у обоих мальчиков», «у обеих девочек»; «к обоим мальчикам», «к обеим девочкам»; «с обоими мальчиками», «с обеими девочками». А в сочетании с существительными в винительном падеже они принимают окончание именительного или родительного падежа, в зависимости от того, идёт ли речь о ком-то живом или о каком-то предмете: «вижу оба стола» — «вижу обоих всадников», «вижу оба дома» — «вижу обеих сестёр», «вижу обе книги». Зато эти числительные совершенно не терпят, когда их пытаются поставить во множест-венном числе, как это однажды проделал Козьма Прутков. Прочитайте, чтобы знать, как поступать не нужно:

Фриц Вагнер, студьозус из Иены,
Из Бонна Иеронимус Кох
Вошли в кабинет мой с азартом,
Вошли, не очистив сапог.

«Здорово, наш старый товарищ!
Реши поскорее наш спор:
Кто доблестней: Кох или Вагнер?» —
Спросили с бряцанием шпор.

«Друзья! вас и в Иене и в Бонне
Давно уже я оценил.
Кох логике славно учился,
А Вагнер искусно чертил».

Ответом моим недовольны:
«Решай поскорее наш спор!» —
Они повторили с азартом
И с тем же бряцанием шпор.

Я комнату взглядом окинул
И, будто узором прельщён,
«Мне нравятся очень… обои!» —
Сказал им и выбежал вон.

Понять моего каламбура
Из них ни единый не мог,
И долго стояли в раздумье
Студьозусы Вагнер и Кох.

Немудрено, что Вагнер и Кох были в замешательстве. Числительные (или указательные местоимения) «оба»(«обе») обозначают множественное число, совсем незачем присоединять к ним ещё и окончание «и».

Ещё числительные «оба»(«обе») не признают соседства с существительными, не имеющими единственного числа. С теми, которые обозначают предметы, всегда состоящие из двух частей и «не работают поодиночке»: ножницы, клещи, щипцы и т. д. Нельзя сказать «оба ножницы», потому что, во-первых, будет непонятно, идёт ли речь об обоих инструментах или об обеих половинках одних ножниц, а во-вторых, существительное «ножницы» из-за своей «двойственности» не имеет рода и непонятно, с какой именно из двух форм числительных оно могло сочетаться. Поэтому если девочка и мальчик пойдут в магазин и купят: одна — две юбки, а другой — двое брюк, то мальчик не сможет сказать: «Ах, как мне нравятся оба мои новые брюки!» А вот девочка имеет полное право воскликнуть: «Мне очень нравятся обе мои новые юбки!»

Помогите , пожалуйста буду благодарна вам ))))Запишите цифры словами?

Просклоняйте данные словосочетания Двое друзей, две подруги, оба брата, обе книги, полтораста лет, 150 книг, полтора рубля, два ботинка, две туфли, обе туфли, 90 дней, 100 страниц .


Сто пятьдесят книг, девяносто дней, сто страниц, двое друзей, две подруги, оба брата, обе книги, полтораста лет, полтора рубля, два ботинка, две туфли, обе туфли.

Ста пятидесяти книг, девяноста дней, ста страниц, двоих друзей, двух подруг, обоих братьев, обеих книг, полутораста лет, полутора рублей, двух ботинок, двух туфель, обеих туфельД.

П. ста пятидесяти книгам, девяноста дням, ста страницам, двоим друзьям, двум подругам, обоим братьям, обеим книгам, полутораста годам, полутора рублям, двум туфлям, обеим туфлямВ.

П. сто пятьдесят книг, девяносто дней, сто страниц, двоих друзей, двух подруг, обоих братьев, обе книги, полтораста , полтора рубля, два ботинка, две туфли, обе туфли.


Образуйте нужную форму от слов обо, обе?

Образуйте нужную форму от слов обо, обе.

Запишите получившиеся словосочетания.

(оба) щенков, (обе) мышей, (оба) воронят, (оба) друзьями, с (обе) подругами, к ( оба) братьям, с (обе) сёстрами.


Просклонять - обе туфли и оба ботинка?

Просклонять - обе туфли и оба ботинка.


Образуйте нужную форму от слов оба, обе?

Образуйте нужную форму от слов оба, обе.

(оба) щенков, (обе) мышей, (оба) воронят, с (оба) друзьями, с (обе) подругами, к (оба) братьям, с (обе) сестрами.


Просклонять словосочетания : 1)полтораста фильмов 2)полторы ложки 3)обе кошки 4)двое качелей 5)трое детей ребята помогитееее?

Просклонять словосочетания : 1)полтораста фильмов 2)полторы ложки 3)обе кошки 4)двое качелей 5)трое детей ребята помогитееее!


Напишите пожалуйста в данных падежах словосочетания : оба дома(р?

Напишите пожалуйста в данных падежах словосочетания : оба дома(р.

П. ) обе квартиры(т.

П. ) полтора дня (п.

П. ) полтораста книг(р.

Как правильно сказать : - надеть оба туфля, - надеть обе туфли - одеть оба туфля - одеть обе туфли?

Как правильно сказать : - надеть оба туфля, - надеть обе туфли - одеть оба туфля - одеть обе туфли.


Используя данные числительные и существительные, образуйте словосочетания и запишите их в составе предложения?

Используя данные числительные и существительные, образуйте словосочетания и запишите их в составе предложения.

Оба, обе(сосед, соседка) ; два, две, двое(книга, сутки, батон, сани) ; четыре, четверо, четвертый(цыпленок, тетрадь, том, ножницы).

Употребите данные словосочетания с предлогами ОТ, С 225 дней, 888 тетрадей, полтораста километров, полторы минуты, обе руки, оба друга, тысяча рублей?

Употребите данные словосочетания с предлогами ОТ, С 225 дней, 888 тетрадей, полтораста километров, полторы минуты, обе руки, оба друга, тысяча рублей.

Оба, обе (сосед, соседка ) ; два, две, двое (книга, сутки, батон, сани) ; четыре, четверо, четвертый (цыпленок, тетрадь, том, ножницы ).

Как првильно сказать?

Как првильно сказать?

А) надеть оба туфля на ребенка ; б) надеть обе туфли на ребенка ; в) одеть оба туфля на ребенка ; г) одеть обе туфли на ребенка.

Набережная существительное одной чертой(какая) красивая двумя чертами Около подчеркиваем волнистой линией в. В сл моря одна черта существительное Время дня одной чертой сущ какое жаркое двумя чертами ветвями какими большими.

А) парочку Б) дразнится В) стишок.

1 схема. Солнце светит. Повествовательное. 2 схема. Девочка делает зарядку. Повествовательное. 3 схема. С дерева упало сочное яблоко. Повествовательное. 4схема. Мальчик думает о маме и о папе. Повествовательное. 5схема. Крпсивый лебедь п..


Жила - была бедная старушка. Такая она была бедная, что порой ей даже не из чего было хлеба испечь. И была у неё соседка - злыдня, которая эту старушку непрестанно бедностью её попрекала. И вдруг заметила соседка : как только она принимается хлеб ..


1. Звуки речи 2. Сами звуки 1. Песня 2. Басня 3. Конец.


Розы - существительное , укрывают - глагол , на - предлог, зиму - существительное , потому - наречие , что - наречие , побеги - существительное , непокрытая - прилагательное , снегом - существительное , обмерзают - глагол , при - предлог , низких - п..

Начнем с главных членов предложения. 1) Хорош лес 2) окрашена листва 3) расстилаются листья 4) видны шляпки а теперь определение и дополнение. Дополнение(сущ. ) - 1) дни, 2) цвет, 3) - , 4) - . Определение(в данном случае это прилагательные) - 1)..

ПрЕломление ПрЕподнести ПрЕкратить споры ПрЕстиж ПрЕзумция ПрЕмьера ПрЕвратно понятый ПрЕсимпатичный ПрЕсимпатичный.

Решение в приложении Всё остальное у Вас правильно.

Раз - вед - чи - ки | р а с в * э ч * и к * и | 4 слога р (р) согл. , зв. Непарн. , тв. Непарн. , а (а) глас. , безуд. , з (с) согл. , глух. Парн. , тв. Парн. , в (в) согл. , зв. Парн. , мягк. Парн. , е (э) глас. , уд. , д ч(ч) сог..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Образуйте словосочетания из числительных, данных в скобках, и существительных?

Образуйте словосочетания из числительных, данных в скобках, и существительных.

(Два, две, двое) американцы, сутки, сирота, дом, здание, дети, военный, преподаватель, президент.

(Три, трое) женщина, мужчина, люди, щипцы, ножницы, страна, ясли, государство.

Смотреть (оба, обе) глазами ; держать (оба, обе) руками, приложить к (оба, обе) ушам, взять из (оба, обе) рук, пройти по (оба, обе) сторонам дороги ; это верно в (оба, обе) случаях.

Два американца, двое суток, две сироты, два дома, два здания, двое детей, два военных, два преподователя, два президента

три женщины , трое мужчинтрое людей, три щипца, трое ножниц, три страны, три ясли, три государства, смотреть обеями глазами, держать обеями руками, приложить к обеям ушам, взять из обеих рук, пройти по обеим стгронам, это верно в обеих случиях.

10. Спишите, раскрывая скобки?

10. Спишите, раскрывая скобки.

Около дома стояло (два, двое) саней и (три, трое) телеги.

2. Метель продолжалась (два, двое) суток.

3. По (оба, обе) сторонам реки простираются роскошные луга.

4. Нас было (семь, семеро) отдыхающих.

5. На курсы кройки и шитья поступили (шесть, шестеро) девочек из нашего класса.

6. Недоставало (три, трое) ножниц, (три, трое) ножей и (три, трое) щипцов.

7. Москва расположена по (оба, обе) берегам реки Яузы.

8. У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.

9. Пе - тя и Серёжа – близнецы.

У (оба, обе) одинаковые волосы.

10. Если компьютер установлен в комнате, где кто - то спит, он должен находиться на расстоянии не менее (три, трое) метров от постели.

Образуйте нужную форму от слов оба обе?

Образуйте нужную форму от слов оба обе.

(оба )архитекторов, (обе ) пирамид, (оба )ученых, с (оба ) открытиями, с (обе ) статьями.

Определите падеж числительных?

Определите падеж числительных.

ОбЕ девушки, обА юноши, двЕ плаксы, двА льва, двоЕ ворот, двоЕ суток, двоЕ детей.

. ТроЕ щипцов, трИ ребёнка, троЕ людей, семерО саней, трИ воза.

Раскрой скобки, напиши правильную форму числительного, обращая внимания на род существительного, с которым сочетается числительное?

Раскрой скобки, напиши правильную форму числительного, обращая внимания на род существительного, с которым сочетается числительное.

Придумай и запиши предложения со словосочетаниями.

С (оба) товарищами, с (обе) подругами, к (оба) мужчинам, с (обе) сёстрами, (оба) котёнка, (обе) кошек, (оба) воронят.

Раскрой скобки напиши правильную форму числительного обращая внимание на род существительного?

Раскрой скобки напиши правильную форму числительного обращая внимание на род существительного.

С (оба ) товарищами, с (обе) подругами , к (оба) мужчинам , с (обе) сестрами , (оба) котенка , (обе) кошек , (оба) воронят.

Составьте словосочетания числительное + существительное обозначьте падежные окончания числительных Составьте два три предложения с любыми словосочетаниями1) два , две , оба , обе , двое(девушка , юнош?

Составьте словосочетания числительное + существительное обозначьте падежные окончания числительных Составьте два три предложения с любыми словосочетаниями

1) два , две , оба , обе , двое(девушка , юноша , плкаса , лев, ворота , сутки , дети )

2)три , трое, , семеро (щипцы , ребенок , люди , сани , воз).

Образуйте словосочетания, подбирая к существительным числительные из скобок?

Образуйте словосочетания, подбирая к существительным числительные из скобок.

Составте и запишите по два предложения с сочетаниями каждого ряда.

1)Смотреть(оба, обе) глазами ; держать(оба, обе) руками, приложить к (оба, обе) ушам, взять из ( оба, обе) рук, дотронуться до (оба, обе) щек, стоять(два, две, оба, обе) ногами.

Существительное облоко?

Которое сочетается с каждым из числительных два, две двое, оба, , обе четверо,.

Измените по падежам обе сумки, обе ручки, обе обе линейки?

Измените по падежам обе сумки, обе ручки, обе обе линейки.

Например оба мальчика, обоих мальчиков, обоим мальчикам и так дальше.

На этой странице сайта, в категории Русский язык размещен ответ на вопрос Образуйте словосочетания из числительных, данных в скобках, и существительных?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 10 - 11 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.

1) (Два, две, двое, оба, обе) девочка, мальчик, юноша, сирота, дом, квартира, здание, сутки, ножницы, дети.

2) (Три, трое, семеро.

) женщина, мужчина, люди, ребята, щипцы, сани, воз, брюки.

1. ОбЕ девочки, двЕ девочки, обА мальчика, двА мальчика, обА мальчика, обА юноши, двоЕ сирот двЕ сироты, обА сироты, обЕ сироты, двА дома, обА дома, двЕ квартиры, обЕ квартиры, двА здания, обА здания, двоЕ суток, двоЕ детей, обА ребенка, двоЕ ножниц.

2. ТроЕ щипцов, трИ ребёнка, троЕ людей, семерО саней, трИ воза, трИ женщины, троЕ мужчин.

Составим 2 - 3 предложения с любыми словосочетаниями1.

Антон не спал ДВОЕ СУТОК.

2. На остановке стояли ТРОЕ МУЖЧИН.

Составьте предложения , содержащие сочетания числительных двое, трое с существительным?

Составьте предложения , содержащие сочетания числительных двое, трое с существительным.

Двое ребята , друзей, мальчиков ; трое учеников, школьников, суток.

Составте словасочетание числительное + сущиствительное 1?

Составте словасочетание числительное + сущиствительное 1.

Оба, обе ; два, две, двое(школьница, шестиклассник, сутки, здание).

2. Три, трое(костюм, школьник, шестиклассница, сани).

Составьте словосочетания "числительное + существительное"?

Составьте словосочетания "числительное + существительное".

1. Оба, обе ; два, две, двое (школьница, шестиклассник, сутки, здание).

2. Три, трое (костюм, школьник, шестиклассница, сани).

Раскрывая скобки образуйте все возможные словосочетания указанных числительных с существительными : оба, обе(сосед, соседка) , два?

Раскрывая скобки образуйте все возможные словосочетания указанных числительных с существительными : оба, обе(сосед, соседка) , два.

Две, двое(книга, сутки, батон сани), четыре, четверо, четвёртый(цыплёнок, тетрадь, том, ножницы).

Запишите словосочетание с теми существительными которые сочетаются с числительными оба и обе : брюки, котёнок, учительница, режиссер , часы, шаль, очки, девочка, ребята, заяц?

Запишите словосочетание с теми существительными которые сочетаются с числительными оба и обе : брюки, котёнок, учительница, режиссер , часы, шаль, очки, девочка, ребята, заяц.

Употребите числительные и существительные в творительном падеже.

1. оба, обе ; два, две, двое(школьница, шестиклассник, сутки, здание).

2. три, трое( костюм, школьник, шестиклассница, сани).

Придумайте и запишите предложения с сочетаниями собирательных числительных с существительными в роли подлежащего четверо учеников, трое друзей , семеро козлят , двое брюк, пятеро котят?

Придумайте и запишите предложения с сочетаниями собирательных числительных с существительными в роли подлежащего четверо учеников, трое друзей , семеро козлят , двое брюк, пятеро котят.

Вычеркните слова, с которыми собирательные числительные не сочетаются?

Вычеркните слова, с которыми собирательные числительные не сочетаются.

С остальными числительными составьте правильные словосочетания.

1. Двое (певицы, котята, джинсы, ребята).

2. Четверо (коты, сани, семиклассницы, часы).

3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети).

4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены).

5. Обоими (уши, глаза, стены, дома).

На этой странице сайта вы найдете ответы на вопрос Образуйте словосочетания, подбирая к существительным числительные из скобок?, относящийся к категории Русский язык. Сложность вопроса соответствует базовым знаниям учеников 5 - 9 классов. Для получения дополнительной информации найдите другие вопросы, относящимися к данной тематике, с помощью поисковой системы. Или сформулируйте новый вопрос: нажмите кнопку вверху страницы, и задайте нужный запрос с помощью ключевых слов, отвечающих вашим критериям. Общайтесь с посетителями страницы, обсуждайте тему. Возможно, их ответы помогут найти нужную информацию.

Непорочные связи числительных. Продолжаем выносить мозг

Одной из важнейших проблем в стилистике русского языка является проблема согласования. Иногда читаешь текст и думаешь: «Какой же бессвязный бред!» И это не фигура речи. В нормальном, правильно построенном предложении все слова связаны друг с другом в гармоничную конструкцию. Числительные тоже участвуют в этих связях, но такая специфическая часть речи не может без запутанных правил.

Связь числительных с существительными

Числительные в художественном тексте не существуют сами по себе, это не учебник математики. Они вступают в сложные отношения с другими частями речи. Чтобы было хоть немного более понятно, буквально пару слов скажу об этих связях.

Немного ликбеза

Синтаксические связи слов в предложении бывают трёх видов:

  • примыкание;
  • согласование;
  • управление.

Примыкания мы касаться не будем, а вот согласование и управление – это те связи, которые устанавливаются между числительными и другими словами в предложении. Оба эти типа связей предполагают наличие главного слова и зависимого от него.

При согласовании зависимое слово согласовывается с главным в роде, числе и падеже. Например: «красная шапка», «красные шапки», «красных шапок» и т. д. «Шапка» здесь главное слово, а «красная» — зависимое.

Связь управления выражается в том, что зависимое слово подчиняется главному, которое им управляет и требует постановки в определённом роде, числе и падеже. Например: «читал книгу», «отдыхал на диване». Главные слова здесь глаголы, именно они управляют существительными, то есть требуют употреблять в определённом, жёстко заданном падеже, роде, числе.

А что там с числительными

Синтаксическая связь числительных с существительными кажется наиболее очевидной и простой. Ведь существительные обозначают объекты, которые мы считаем, и даже если числительные употребляются без них, то всё равно существительные подразумеваются. Например: «семеро смелых». Однако с числительными, как и вообще всегда, всё очень непросто.

Казалось бы, достаточно определить, какое слово в связке «числительное+существительное» главное, и все проблемы решатся.

Если числительное — главное слово, то оно управляет существительным, требуя его постановки в родительном падеже и (внимание!) единственном числе : «три поросёнка» , «два студента» , «четыре карандаша» .

Но это касается только числительных «два», «три», «четыре». А вот числительные «пять», «шесть», «семь», «восемь», «девять» и «десять» уже требуют постановки существительных в родительном падеже, но множественного числа : «пять поросят» , «шесть красавиц» , «десять яблок» и т. д.

Двухзначные числа (и более) согласуются исходя из последней цифры: «двадцать два студента», «тридцать шесть студентов ».

Вообще, несмотря на «заморочистое» правило, ошибки в этом случае встречаются редко, так как мы с детства запоминаем, как надо говорить, а потом писать, даже не задумываясь о правиле.

Как вы поняли, речь шла о ситуации, когда числительное выступало в роли подлежащего. Иначе обстоит дело, когда числительные становятся зависимыми словами, тогда между ними и существительными возникает связь согласования. Например: «Жили у бабуси два весёлых гуся». «Два» — главное слово, «гуся» — зависимое. Но: «Двум гусям сшили кепки» . Здесь числительное «двум» согласуется с существительным «гусям». «О двух гусях», «двумя гусями» и т. д.

Речь шла о количественных числительных. А есть же ещё и собирательные, с которыми тоже непросто. Они, будучи главными словами, управляют существительным в родительном падеже: «семеро козлят» , «трое студентов» , « пятеро авторов ». И тут вы, конечно, вспомните, что собирательные числительные не употребляются с существительными женского рода. Поэтому, например, предложение:

  • «Поговорим о троих женщинах» содержит ошибку.
  • Правильно: «Поговорим о трёх женщинах» .

Однако даже в таком запутанном правиле есть исключения. Куда же без них!

Всегда зависимым является слово «один» и другие числительные, заканчивающиеся на единицу. Поэтому они в словосочетании подстраиваются под главное слово, изменяясь вместе с ним. «Один пирог», «двадцать одним пирогом», «об одном пироге » и т. д.

Зависимыми являются и порядковые числительные: «первый», «седьмой», «одиннадцатый» и т. д. Например: « седьмой ученик», «седьмым учеником», «о седьмом ученике» и т. д.

Возможна и двойная связь для числительных «два/две» и «оба/обе». Числительные мужского рода являются главными и управляют существительными, а числительные женского рода находятся в подчиненном положении и согласуются с ними. (Ау, феминистки!) «Два стакана» , но «две тарелки» ; «оба ученика », но «обе ученицы ». И уж точно не «обои»!

Согласование с глаголами

Тут нужно помнить, что логически глагол связан не с числительным, а с объектами, которые мы посчитали. То есть если «в класс пришли двадцать учеников», то пришли именно ученики. Так писать и говорить правильно. Однако есть и другой вариант, когда глагол ставится в единственном числе и в среднем роде: «В класс пришло двадцать учеников» . Это не ошибка. Оба эти варианта равноправные. Однако есть некоторые нюансы, которые подскажут, как сделать лучший выбор. Именно лучший, так как правильны оба.

  • Во-первых, выбор формы глагола зависит от активности субъектов. Активным больше подходит глагол множественного числа — «пришли».
  • Во-вторых, если посчитанные объекты представляют некую целостность, общность, то лучше использовать глагол среднего рода, например, «в классе сидело двадцать учеников». Сидело кучкой, а приходили они по одному.
  • В-третьих, если важно количество, а не действие с ним: «два килограмма сахара потребовалось на варенье».

Тот же принцип действует, и если повествование идет в настоящем времени, только там употребляется глагол не среднего рода, а единственного числа.

Тут нет ошибки, выбор за автором и его чувством текста.

Но здесь тоже есть исключение. Если в числительном на конце цифра один, то глагол согласуется именно с этим «одним»: «двадцать один человек пришёл на митинг»; «тридцать одина тарелка стояла на столе».

И ещё. Если в роли числительных выступают счётные существительные: миллион, тысяча, пара, тройка, то глагол согласуется с ними в роде и числе. Например: «Миллион рублей пришёл мне на счёт» (помечтать-то можно). «Тысячи цветов были высажены» ; «первая тройка спортсменов пробежала…»

Согласование с прилагательными

В случае согласования числительных с определениями мы опять сталкиваемся с дифференциацией по категории рода. Определение, расположенное между числительным и существительным женского рода, ставится в именительном падеже, а перед существительным мужского рода — в родительном. Например: «две новые ученицы», но «два новых ученика».

  • «Три красивые цветка стояли в вазе» — это неправильно.
  • «Три красивых цветка стояли в вазе» — это правильно.
  • «Три красивых женщины шли навстречу» — это неправильно.
  • «Три красивые женщины шли навстречу» — это правильно.

Если определение в предложении находится перед парой числительное+существительное, то оно ставится в именительном падеже вне зависимости от рода существительного. Например: «каждые три часа звучала сирена», «последние две девушки были особенно привлекательны ».

На выбор формы определения может влиять и форма глагола. Например: « проведены три решающие схватки»; « проведено три решающих схватки» .

Вот такие запутанные правила с этими числительными. Большинство из них соблюдаются интуитивно людьми с хорошим чувством слова, текста. А тем, у кого этого чувства нет, остаётся только учить правила или постоянно сверяться со шпаргалкой.

Читайте также: