Здоровьесберегающие технологии круглый стол

Обновлено: 01.05.2024

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Оздоровительная гимнастика.

Игры – релаксации.

Разные виды массажа.

В современных условиях возникла необходимость поиска нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте. Одним из таких направлений является массаж и самомассаж. Как лечебное средство они были известны ещё в глубокой древности. При систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

Исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

М.М. Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи. Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Тренировать их можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод – массаж, который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью.

Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук:

- сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно.

Используются упражнения:

- катание одного грецкого ореха или шарика,

- катание ребристого карандаша,

- имитация скатывания колобка, палочек, как в лепке,

- сжимание резиновых игрушек разной плотности и др.

Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день на занятиях, физминутках, прогулках до 5минут (малышам), от 3-5 упр., между которыми проводить расслабление мышц. Каждое упр. выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой руки.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивания рук.

Выполняя движения, нужно проговаривать действия, показ давать на себе или ребёнке. Подобранные упражнения могут комплексно влиять на развитие речи и интеллектуальные способности детей. Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажам придуманы стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Самомассаж кистей и пальцев рук

Самомассаж кистей и пальцев рук состоит из трёх типов упражнений:

- Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

- Самомассаж пальцев рук.

Массаж стоп ног называется индийским.

На подошве масса кожных рецепторов, около 72 тысяч нервных окончаний через которые организм связан с внешней средой. Зоны на стопах взаимосвязаны с внутренними органами посредством их проекции на высшие нервные центры.

Согласно учению йоги, ноги – это распределительный щит организма. Можно воздействовать на любой орган, если знать соответствующую зону. При массаже особое внимание следует уделить большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы.

Артикулярный массаж

Массаж ушных раковин - артикулярный – показан детям с самого раннего возраста. Он помогает развиваться всем системам организма, улучшает интеллектуальные способности. Воздействуя на 170 известные сегодня точки можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Широко внедрён в практику, применяется ежедневно и всю жизнь.

Самомассаж лица

Ф.Р. Ауглин (Швейцария) разработал и применил на практике самомассаж лица, который направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, интеллекта, развитие речи.

Регулярное применение этого массажа помогает повысить интеллект ребёнка на 75%.

Элементы упражнений йоги.

Привитие детям гигиенических навыков.

Простейшие навыки оказания первой помощи.

Физкультминутки во время занятий.

Функциональная музыка.

Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры.

Массовые оздоровительные мероприятия.

Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Консультации.

Индивидуальные беседы.

Выступления на родительских собраниях.

Распространение буклетов.

Выставки.

Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом.

Проведение семинаров – практикумов, выставок, консультаций.

Проведение и посещение занятий направленных на здоровьесбережение.

Посещение научно-практических конференций.

4. Создание условий и развивающей среды.

ü Приобретение массажёров, тренажёров, спортивных снарядов и модулей.

ü Изготовление материала для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

ü Подбор картотек.

ü Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

С целью реализации здоровьесберегающей технологии в детском саду создаются условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития. Спортивные площадки, спортивный залы, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. В каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности, которые оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

Для каждой возрастной группы составлен режим двигательной активности, разработана система закаливания с учётом сезона, возраста.

В каждый вид деятельности включены упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:

Ø Осуществление профилактики простудных заболеваний.

Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений.

Ребенка не всегда можно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения. Ребенку должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравится.

Адаптированные игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

Игры подобраны по виду заболевания, по возрасту. Есть игры простые и сложные по выполнению, но их можно чередовать. К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта.

Когда ребенок заболевает, это становится бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, мы всеми силами стараемся ребенку помочь. Ограничение движений (ребенок болеет – ему нужен покой, или он только что выздоровел) влияет на нарушение осанки, ослабление функций дыхания, кровообращения. Снижение естественной двигательной активности ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих во время движений. В результате этого могут возникнуть расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус, ослабевает сердечно-сосудистая и дыхательная системы, ослабевает организм в целом, а это ведет к частым заболеваниям.

Игры, упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний, соответствуют не только потребностям растущего организма, но и являются мощнейшим терапевтическим фактором: радость, эмоциональный подъем, увеличение совместного общения с детьми в атмосфере любви, заботы и радости.

В результате использования лечебных игр, мы не только оздоравливаем детей, но способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости, меткости. Игры, проведенные на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.

К каждой игре есть пояснение, на что во время проведения необходимо обращать внимание, чтобы достичь быстрого, максимального эффекта. Но стоит учитывать, что оздоровительный эффект от игр, упражнений возможен лишь при проведении частых, длительных занятий (в течение 3-4 месяцев, по 2-3 раза в день).

Общие рекомендации по проведению игр

Во время болезни стоит выбирать игры, не вызывающие большой психологической нагрузки (дети увеличивая темп выполнения, могут вызвать перегрузку организма). Лучше всего обращать внимание на точность выполнения и соблюдение правил игры.

Игры следует подбирать и сочетать таким образом: чтобы они не вызывали утомления, оказывали разностороннее воздействие на ребенка и обязательно делать перерыв на отдых с музыкальными заставками, пением.

Игры проводить в течение 3-4 месяцев 2-3 раза в день с учетом психологической нагрузки: т.е. вначале игры с меньшей нагрузкой, а затем – с большей нагрузкой, и опять закончить игрой с меньшей нагрузкой.

Для концентрации внимания у ребенка – убрать все предметы и игрушки, которые могут отвлечь.

Взрослый (мама, папа) или тот, кто играет с ребенком обязательно, принимает участие. Голос при этом должен быть заинтересованным или даже интригующим.

Перед игрой, в самом начале, обязательно проветрить комнату, очистить нос от слизи, что поможет осуществлять правильное носовое дыхание.

Дети могут часто забывать правила – это неизбежно и нормально, поэтому: пред началом игры нужно в понятной форме разъяснить, напомнить правила, попросить ребенка показать необходимые движения, подкорректировать правильность выполнения задания.

Если вы увидели, что задание для ребенка оказалось сложным, то можете внести изменения в ход самой игры или использовать игру менее сложную.

Если вы один и вам сложно проводить занятия в течении 3-4 месяцев, то можете договориться с другими родителями и делать это по очереди, командой (3-4 участника).

Время занятий, игр от 5 минут до 15 минут

Критерии усталости организма у ребенка во время игры

Выражение лица напряженное, ребенок сильно возбужден, без толку суетлив (кричит, ссорится с другими участниками), или, наоборот, вялый, отвлекается.

Движения выполняет нечетко, неуверенно, появляются лишние движения.

Кожа сильно покраснела или побледнела, небольшая синющность под глазами.

Ребенок сильно потеет, особенно лицо

Пульс и дыхание учащены.

Чтобы снизить нагрузку, снять психоэмоциональное напряжение вам следует:

- уменьшить время занятий;

- уменьшить количество повторений одной и той же игры;

- упростить сюжет игры;

- изменить исходное положение во время игры (лежа или сидя);

- чаще включать паузы отдыха и дыхательные упражнения

- снизить требовательность к точности и координации движений;

- голос сделать более мягким, повествовательным, а не командным;

- использовать негромкую, мелодичную музыку.

Ø Проведение закаливающих процедур.

В нашем ДОУ ежедневно во всех группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня. Особое внимание в режиме дня мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

– четкая организация теплового и воздушного режима в помещении;

– режим проветривания;

– соблюдение режима прогулок;

– не перегревающая одежда ребенка;

– гигиенические процедуры (умывание и обливание рук до локтя прохладной водой);

– утренний прием детей на свежем воздухе;

– подвижные игры и физические упражнения на воздухе;

– утренняя гимнастика;

– физминутки;

– гимнастика после дневного сна;

Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными ваннами, закаливанием помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стоп.

Гимнастика после дневного сна помогает в комплексе решить оздоровительные, воспитательные и образовательные задачи.

Оздоровительные задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, совершенствование систем и функций организма, а также сохранение и укрепление здоровья.

Воспитательные задачи направлены на развитие умственных, духовных и физических способностей детей в самом полном объеме.

Решение образовательных задач направлено на овладение детьми определенным объемом знаний, умений, навыков, физических качеств для их всестороннего развития.

Содержание гимнастики после дневного сна составляют упражнения, рекомендованные программой, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

При составлении комплексов учитывается вариативность видов гимнастики:

- гимнастика игрового характера;

- гимнастика, построенная на играх со словами в движении;

- гимнастика по определенной тематике («Цветы», «Насекомые», «На речке» и т.д.);

- гимнастика «Алфавит телодвижений».

Можно включать упражнения на дыхание направленные на укрепление дыхательной мускулатуры с целью повышения сопротивляемости организма к простудным заболеваниям и упражнения направленные на профилактику нарушений осанки и плоскостопия .

Частая смена движений, различная нагрузка, чередование развлекающих движений позволяет сохранить интерес у детей к выполнению упражнений на протяжении всего времени.

Гимнастика начинает выполняться в постели, поверх одеяла. Комната должна быть хорошо, проветренной и иметь температуру 19 – 17 градусов.

– хождение по массажному коврику босиком;

– использование нетрадиционного спортивного оборудования во время гимнастики и физических занятий;

– витаминизация;

Принципы здоровьесберегающих технологий:

· Принцип сознательности и активности.

· Принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса.

· Принцип всестороннего и гармонического развития личности.

· Принцип доступности и индивидуальности.

· Принцип систематичности и последовательности.

· Принцип системного чередования нагрузок и отдыха.

· Принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий, адекватности.

Условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни:

Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни.

Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно – педагогической направленности.

Формирование активной позиции ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера.

Учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительной направленности.

Программа здоровьесбережения включает следующие компоненты:

Рациональное питание.

Оптимальная двигательная активность.

Соблюдение режима дня.

Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек.

Основной причиной успешной работы в данном направлении может являться только наличие системности.

Формы работы, используемые в процессе единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи:

– открытые занятия с детьми для родителей;

– индивидуальные беседы с родителями;

– общие и групповые родительские собрания;

– выставки детских работ изготовленные совместно с родителями;

– участие родителей в проведении конкурсов, праздников, досугов;

– совместное создание предметно-развивающей среды;

– коллективная трудовая деятельность (оформление участков декоративными поделками, сооружение снежных горок).

Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолеть равнодушие и безразличие к тому, что делается в дошкольном учреждении.

В нашем ДОУ разработана технология здоровьесбережения, задачами которой является:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровьесберегающей жизни.

3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

– подвижные и спортивные игры;

– гимнастика для глаз;

– танцы и музыкотерапия.

-подвижные игры, направленные на общее оздо­ровление ослабленных детей, укрепление их опорно-двигатель­ного аппарата, мышечного корсета позвоночника, улучшение ра­боты органов дыхания и кровообращения.

- игры, комплексы упражнений, лечебная гимнастика для профилактики нарушений осанки и плоскостопия.

Нарушения осанки часто встречаются у детей при хроничес­ких заболеваниях как проявление их общей функциональной сла­бости, ослабления мышечно-связочного аппарата. Такие дети, как правило, неловки, неуклюжи, физически неразвиты. Уже в 4 года у детей отмечаются нарушения осанки, которые к 7 годам встре­чаются у каждого третьего ребенка. Этот дефект сказывается от­рицательно не только на внешнем виде (сутулые спина и плечи, опущенная голова), но и на состоянии прикуса (смыкание че­люстей), работе сердца, легких, желудка, других внутренних ор­ганов ребенка, а также на зрении.

Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий:

- повышает результативность воспитательно-образовательного процесса;

-формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей;

Круглый – стол «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога»
консультация на тему

Обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе педагогического коллектива.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога»

Цель: обобщение опыта работы по применению здоровьесберегающих технологий в работе педагогического коллектива.

- закрепить понятия: «здоровье», «технология», «здоровьесберегающие технологии»;

- рассмотреть классификацию здоровьесберегающих технологий по целям, решаемым задачам, средствам здоровьесбережения.

Оборудование: карточки с заданиями.

Мне бы хотелось, что бы вы продолжили фразу «здоровый человек это…» (выслушивает ответы).

Давайте вспомним пословицы и поговорки о здоровье и здоровом образе жизни (выслушивает ответы, добавляет свои пословицы и поговорки).

Ведущий сообщает тему и цель круглого стола.

По статистике, XXI век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье дошкольников. На 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии, предрасположенностью к патологии. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями». Результаты изучения детского здоровья отражаются в данных Минобрнауки России. Они свидетельствуют о том, что до достижения совершеннолетнего возраста 60-70% подростков имеют плохое зрение, 30 – хронические заболевания, 60% - нарушение опорно-двигательного аппарата. Такие проблемы со здоровьем не

возникают внезапно, они развиваются на протяжении длительного периода и начинаются в детском возрасте [1].

Забота о воспитании здорового ребёнка является главной в работе нашего дошкольного учреждения. Что же мы можем сделать, для того чтобы приобщить детей к здоровому образу жизни? Это мы с вами постараемся выяснить во время нашей встречи.

Что же такое здоровье? Сформулируйте своё определение понятия «здоровье» (выслушивает ответы).

«Здоровье» — чрезвычайно широко применяемый термин. Ежедневно мы неоднократно повторяем: «Здравствуй!», «Как твое здоровье?», «Будьте здоровы!» и т.д. Однако на вопрос «Что такое здоровье?» многие затрудняются ответить. Народная поговорка гласит: если люди не болели бы, то и не знали бы, что такое здоровье. Парадокс состоит в том, что ценность здоровья осознается лишь тогда, когда оно почти или совсем утрачено.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) записано: «Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [3].

Сегодня мы собрались за круглым столом не только для того чтобы подчеркнуть важность здоровья для ребёнка, но и рассмотреть здоровьесберегающие технологии и возможность их применения в дошкольном учреждении.

Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология” (выслушивает ответы).

Давайте объединим ваши ответы в одно определение: т ехнология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет

выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных

профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности [4].

Что же такое здоровьесберегающие технологии? (выслушивает ответы)

Вы правильно отметили: здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение, укрепление здоровья детей.

Какие виды здоровьесберегающих технологий вы используете в своей работе? (выслушивает ответы)

Вы, верно, перечислили формы работы, которые проводятся в детском саду. Давайте попробуем их классифицировать в различные виды по целям, решаемым задачам, средствам здоровьесбережения.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду (ведущий прикрепляет на доске виды здоровьесберегающих технологий).

Как вы думаете, какие элементы входят в медико-профилактические технологии (выслушивает ответы, перечисляет недостающие).

Задача этих технологий сохранить здоровье детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими нормами и требованиями.

Какие элементы входят в физкультурно-оздоровительные технологии ? (выслушивает ответы, перечисляет недостающие)

Эти технологии направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка.

Какие задачи преследует технология обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка ? (выслушивает ответы)

Задачи этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника [2].

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования. Педагог, воспитывающий культуру здоровья ребенка, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания. Эти технологии направлены на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, развитие потребности к здоровому образу жизни.

Технологии валеологического просвещения родителей . Ни какой воспитатель не заменит ребёнку родителей. Если в дошкольном учреждении ребёнка приучают к здоровому образу жизни, и этой поддержки он не находит в домашних условиях, то вся работа будет бесполезна. Поэтому среди родителей надо проводить информационно – просветительскую деятельность.

Расскажите, какую работу проводите вы с родителями в этом направлении (выслушивает ответы, дополняет).

Одна из наиболее важных технологий - это здоровьесберегающая образовательная технология . Какую цель преследуют эта технология? Какие здоровьесберегающие образовательные технологии используются в вашей работе? (выслушиваются ответы, дополняются)

Все эти технологии направлены в первую очередь на воспитание здоровых детей.

Применение в работе дошкольного образовательного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные

ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

А сейчас я хочу предложить вам карточки с заданиями, где вы должны ответить на вопросы и привести примеры (приложение).

Карточки с ответами педагогов собираются (на следующем педагогическом часе обсуждаются допущенные ошибки).

Круглый стол "Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка"

Цель круглого стола – показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.

Задачи:

1. Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся;

2. Обучить педагогов элементам технологий здоровьесбережения;

3. Организовать пропаганду здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса;

4. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития, используя современные педагогические технологии;

5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Ход круглого стола:

Открытие круглого стола. Представление участников.

1) Выступление заместителя директора по воспитательной работе Пасечник Н.В.

2) Выступление с представлением опыта работы Тимошкиной Т.А.

3) Выступление психолога школы Фазуллиной И.А..

4) Анкета руководителя МО иностранных языков Гудиловой О.А.

5) Заключительное слово заместителя директора по воспитательной работе Пасечник Н.В.

Вступительное слово предоставлено заместителю директора по воспитательной работе Пасечник Н.В.

Прослушивание докладов участников по темам:

  • А) Применение здоровьесберегающих технологий на разных этапах образовательного процесса.
  • Б) Понятие технологии в психолого-педагогической науке.

· В) Какие здоровьесберегающие образовательные технологии вы используете в своей практике? Анкета.

3. Беседы по раскрытым темам.

4. Закрытие круглого стола.

Доклад по первой теме начала ведущий круглого стола, учитель иностранных языков, Тимошкина Т.А.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В данном докладе я рассмотрела подходы к организации главной составляющей образовательного процесса- урока, способам оценки его качества с точки зрения здоровьесбережения, а также внеурочной работе и работе с родителями.

Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, уходило от оценок влияния педагогического процесса на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика показала: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.

Работая в школе 16 лет, проанализировав причины школьных болезней, я пришла к выводу о необходимости решить эти проблемы в области здоровьесбережения комплексно. И на родительском собрании провела курс бесед “здоровьесберегающие технологии в школе и семье”.

Описание системы методов работы.

Изучив эти серьезные проблемы на родительском собрании, родительский комитет под руководством учителя, выявил некоторые причины школьных болезней, а так же поставила цели и задачи для их преодоления:

· недостаточная освещенность класса;

· воздух, с низким содержанием кислорода в школьных помещениях;

· неправильная форма и величина школьных столов;

· несоблюдение режима дня, что приводит к перегрузке учебными занятиями;

Родители принимали активное участие в физкультурно-оздоровительной работе, в экспресс анкетировании, в тестировании. Тесты проводились по таким темам:

· “В хорошей ли вы форме?”

· “Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?”

· “Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?”

· “Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?”

Однако необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Усилилась роль “внутришкольных факторов”:

· Снижение двигательной активности;

· Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;

· Нарушение зрения, осанки;

· Ухудшение нервно – психического здоровья.

Исходя из этого, я решила предпринять все возможные меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.

Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

· Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

· Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

· Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса.

Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.

Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.

В состав упражнений для физкультминуток я включаю:

· упражнения по формированию осанки,

· укрепления мышц рук,

· релаксационные упражнения для мимики лица,

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.

Здоровьесберегающее обучение

Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

Хочу привести примеры этих направлений:

Личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяю гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества, технологии свободного воспитания.

Для доклада по второй теме была приглашена психолог школы Фазуллина И.А..

Проявления гуманного отношения к детям, перечисленные в качестве факторов учебно-воспитательного процесса, такие как любовь к детям, и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. С 1997 года я работаю по системе развивающего обучения “Гармония” под редакцией профессора Н.Б.Истоминой. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации обучения. Свои уроки учитель должен строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используя трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. В этом случае появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и“технологию раскрепощённого развития детей”.

Отличительные особенности этой технологии рекомендую применять в педпрактике. Основное внимание, которого состоят в следующем:

1) для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке использую схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные, “бегущие огоньки” (я использую лазерную указку). Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация; развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, в т.ч. реакции на экстремальные ситуации (типа дорожно-транспортных и т.п.).

3) в процессе овладения детьми письмом применять специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой, формирующие утончённое художественное чувство и развивающие психомоторную систему “глаз – рука”.

4) обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение, основанное на народных песнях, классической музыке и других. С этой целью дети могут посещать вокальные студии.

5) одной из требований технологии – условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, - регулярное проведение экспресс диагностики состояния детей и отчёт перед родителями о полученных результатах.

Третий доклад представила руководитель МО иностранных языков, Гудилова О.А.

Какие здоровьесберегающие образовательные технологии вы используете в своей практике?

Некоторые педагоги используют элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии состоит в следующем:
(демонстрируются видеофрагменты занятия ) Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую –либо фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.

Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке веточек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит.

Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве . Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др .(Просмотр видеофрагментов заканчивается)

В работе педагога можно использовать и элементы технологии У.Бейтса. Она достаточно эффективна интересна как для педагогов так и для детей.

Об элементах технологии У.Бейтса мы поговорим позже. Какие из данных элементов можно использовать в работе педагогов с детьми?

(Педагогам предлагается назвать элементы технологий. В случае если педагоги не называют, ведущий сам прикрепляет названия элементов технологий)

· режим смены динамических поз (по Базарному),

· схемы зрительных траекторий (по Базарному),

· метка на стекле (по Аветисову),

· зрительно-пространственная активность детей (по Базарному).

(Тем самым педагоги закрепляют еще раз названия элементов здоровьесберегающих технологий, а ведущий может проверить правильность запоминания педагогами названий)

Педагогам предлагают карточки с заданием. За правильный ответ начисляется 1 балл. Если педагог приводит пример- дополнительный балл. Максимальное кол-во баллов-12

Примерный образец заполненный педагогом карточки:

№ п/п

Вопрос

Ответ

Приведите пример

Дайте определение “технология”

Инструмент профессиональной деятельности педагога.

Технология ТРИЗ, технология личностно-ориентированного подхода и др.

Данные технологии обеспечивают сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ОУ в соответствии с мед.правилами и нормами

Медико-профилактические технологии в школьном образовании

Организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья, организация и контроль питания, физического развития, организация профилактических мероприятий , организация контроля и помощь в соблюдении СанПиН, организация здоровьесберегающей среды в ОУ

Элементами данной технологии являются развитие физических качеств и двигательной активности детей

Физкультурно-оздоровительные технологии в школьном образовании

Становление физической культуры школьников, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье

Целью технологий является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека

Здоровьесберегающие образовательные технологии

К данным технологиям относится технология личностно-ориентированного воспитания и обучения школьников. Ведущий принцип таких технологий – учет личностных особенностей ребенка.

Назовите задачи технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка

Обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома

К данным технологиям относятся технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе.

С какой целью применяется в ОУ технологии здоровьеобогащения и здоровьесбережения педагогов

С целью развития культуры здоровья педагогов, развитие потребности к здоровому образу жизни

Больной педагог думает о своей болезни, а не о творческой работе с детьми. Педагог прежде всего должен уметь быть здоровым сам, а затем уже обучать этому детей. Нужно уметь оставаться здоровым в работе с детьми (в том числе и психическое здоровье)

Задача данных технологий- обеспечение валеологической образованности родителей

Технологии валеологического просвещения родителей

Папки-передвижки, совместные с родителями походы в лес, круглые столы по вопросам здоровья и т.д.

Карточки с ответами педагогов собирают, подсчитывают количество баллов.

Ведущий раздает приложение 2.- Классификация здоровьесберегающих технологий.

Педагоги еще раз проверяют свои знания.

Беседа участников. На основании выступлений были зафиксированы следующие тезисы.

1. Ввести использование в работе педагогов элементов здоровьесберегающих технологий (по Базарному, по Аветисову и другие)

2. Провести семинар по изучение элементов здоровьесберегающих технологий (по Бейтсу У.) Ответственный: психолог школы

3. Применить опыт Тимошкиной Т.А. по освоению технологий здоровьесбережения в образовательном процессе и учесть рекомендации психолога.

Закрытие круглого стола было предоставлено заместителю директора по воспитательной работе МБУ школы № 91, Пасечник Н.В.

Изложенные выше разработки показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающех технологий ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детских и педагогических коллективах, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эти технологии, становится и легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.

Круглый стол Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.


5. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

Ход круглого стола:

Вступительное слово предоставлено заместителю директора по воспитательной работе _____________

· А) Применение здоровьесберегающих технологий на разных этапах образовательного процесса.

· Б) Понятие технологии в психолого-педагогической науке.

· В) Какие здоровьесберегающие образовательные технологии вы используете в своей практике? Анкета.

Доклад по первой теме начала ведущий круглого стола, учитель иностранных языков, _________________

Описание системы методов работы.

Здоровьесберегающее обучение

Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.

Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).

Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; приросту учебных достижений.

Для доклада по второй теме была приглашена психолог техникума _____________

Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся. С 1997 года я работаю по системе развивающего обучения “Гармония” под редакцией профессора Н.Б.Истоминой. Классификационные характеристики этой технологии, разработанной в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.

Технология уровневой дифференциации обучения . Свои уроки учитель должен строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, используя трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. В этом случае появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и“технологию раскрепощённого развития детей”.

Третий доклад представила руководитель УМО гуманитарного цикла____________________

Какие здоровьесберегающие образовательные технологии вы используете в своей практике?

Некоторые педагоги используют элементы здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительной особенностью этой технологии состоит в следующем:
(демонстрируются видеофрагменты занятия ) Занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.

Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую –либо фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз.

Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости.

Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве . Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др .(Просмотр видеофрагментов заканчивается)

(Педагогам предлагается назвать элементы технологий. В случае если педагоги не называют, ведущий сам прикрепляет названия элементов технологий)

(Тем самым педагоги закрепляют еще раз названия элементов здоровьесберегающих технологий, а ведущий может проверить правильность запоминания педагогами названий)

Читайте также: