Забронировать столик в мариинском театре

Обновлено: 17.05.2024

1. Приобретая билет на спектакли Театра, зритель соглашается с данными Правилами и обязуется соблюдать данные Правила и общественный порядок в здании Театра.

В целях противодействия распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID 19), при посещении Театра зрители обязуются строго соблюдать действующие требования органов исполнительной власти в области санитарно-гигиенической безопасности. Лица, не соблюдающие установленные действующие требования органов исполнительной власти в области санитарно-гигиенической безопасности, в Театр не допускаются, а при нахождении в зданиях Театра – не обслуживаются.
C 27 мая 2022 года требование об использовании работниками и посетителями Мариинского театра средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок) в помещениях театра носит рекомендательный характер.

2. Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в состав исполнителей спектаклей Театра без предварительного уведомления зрителей. Изменения в актерском составе не являются основанием для возврата билета.

Театр вправе осуществить возврат денежных средств за билет только в случае приобретения его как в кассах театра, так и через электронную интернет-систему. В случае если зритель приобрёл билет на мероприятие Театра через лиц, уполномоченных Театром на реализацию билетов, возврат денежных средств за билет производят указанные лица, если иное не предусмотрено договором. В случае возникновения вопросов, которые не могут быть разрешены дежурным администратором Театра, зритель вправе обратиться за разрешением данного вопроса к главному администратору театра.

4. Билет, в который внесены любые изменения (в том числе, скрывающие какую-либо информацию на билете), считается недействительным. Администрация имеет право отказать в посещении театра без возмещения стоимости билета. Данное правило распространяется и на электронные билеты.

5. Театр размещает на официальных сайтах в сети "Интернет" информацию: о зрелищных мероприятиях, посещение которых осуществляется при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете, абонементе (далее – именной билет, именной абонемент).

6. Именные билеты, именные абонементы дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. Перечень соответствующих документов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, именном абонементе, сведениям, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях о посетителе, указанных в именном билете, именном абонементе, посетитель не допускается на зрелищное мероприятие без возмещения затрат на покупку билета.

7. Во время нахождения в театре зрители обязаны бережно относиться к имуществу театра, соблюдать общественный порядок и правила противопожарной безопасности. Материальный ущерб, причинённый Театру, взыскивается с виновных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В случае утери номерного жетона (номерка) зритель должен обратиться к представителю организации, оказывающей услуги гардероба (работнику гардероба) и дежурному администратору театра. В случае пропажи личных вещей зрителя необходимо обратиться к дежурному администратору театра.

9. Театральный билет действителен для одного лица вне зависимости от возраста. В целях соблюдения требований Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» убедительно просим Вас уточнять возрастной ценз, позволяющий соблюдать информационную безопасность детей на спектаклях нашего театра. Указанная информация содержится в афишах, на официальном сайте Мариинского театра, на приобретаемых вами билетах.

11. На время спектакля все средства связи должны быть отключены или переведены в беззвучный режим.

12. В соответствии с законодательством Российской Федерации спектакли (концерты и иные мероприятия) театра являются интеллектуальной собственностью Театра и иных лиц, участвующих в создании указанных мероприятий. В целях обеспечения охраны авторских и иных смежных прав фото-, кино-, видео-, телесъёмка, любые виды аудиозаписи спектаклей или их фрагментов без специального разрешения администрации Театра запрещены. Лицам, осуществляющим несанкционированную администрацией Театра фото-, кино-, видео-, телесъёмку, любые виды аудиозаписи спектаклей (иных мероприятий) или их фрагментов, по требованию администрации Театра, может быть отказано в посещении данного спектакля (иного мероприятия). Стоимость билета в этом случае возврату не подлежит.

14. В целях соблюдения личной безопасности зрителей, а также для комфортного и приятного просмотра спектакля в помещения театра запрещено проносить следующие предметы: оружие, огнеопасные, взрывчатые, ядовитые, пахучие и радиоактивные вещества, колющие и режущие предметы, пиротехнические устройства, лазерные фонарики, наркотические вещества, алкогольную продукцию, чемоданы, крупногабаритные свертки и сумки; животных. При наличии у зрителей указанных предметов и материалов Театр вправе запретить им доступ в Театр без возврата стоимости билетов.

Убедительно просим Вас:

– не заходить за установленные ограждения; не открывать окна;
– во время проведения спектакля не сидеть и не стоять в проходах и на лестницах в зрительских залах театра, места необходимо занимать на специально отведённых для этого креслах, согласно приобретённым Вами билетам – это ограничение установлено для комфортного и безопасного просмотра спектакля;
– не входить в технические и иные помещения, закрытые для посещения;
– не наносить надписи и не расклеивать объявления, плакаты и другую продукцию информационного содержания; не носить и не выставлять напоказ знаки или иную символику, направленную на разжигание расовой, социальной, национальной и религиозной ненависти, пропагандирующие насилие;
– не осуществлять торговлю, распространение билетов, не проводить экскурсии в помещении театра;
– не использовать аудиотехнику с включенными средствами звукоусиления, а также не петь, не танцевать, не играть на музыкальных инструментах в помещении театра;
– не находиться в пачкающей одежде, а также с предметами или продуктами, которые могут испачкать других зрителей в помещении театра.

15. По правилам нашего театра цветы исполнителям вручают билетёры после спектакля. Если вы пришли с букетом, передайте его билетёрам заранее и сообщите, кому он предназначен.

16. В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» курение в помещениях театра запрещено.

17. В Мариинском театре, на каждой из сценических площадок, есть Книга жалоб и предложений, которую Вы можете получить у дежурного администратора в любой момент. В случае возникновения любого рода проблем Вам необходимо обратиться к дежурному администратору или, изложив свою проблему в письменном виде, к руководителю административной службы.

Лица, не соблюдающие установленные Правила, нарушающие общественный порядок, создающие угрозу жизни и здоровью посетителей, могут быть удалены сотрудниками Службы безопасности театра с территории Театра. В зависимости от характера правонарушения Администрация Театра может ограничиться предупреждением или передать нарушителя в полицию для принятия соответствующих мер воздействия.

Забронировать столик в мариинском театре












Программа концерта будет дополнена
Дирижер – Заурбек Гугкаев


Юбилейный 240-й сезон в Мариинском стартует 2 сентября, и весь репертуар месяца доступен на сайте. Еще никогда театр не комбинировал столько хитов мировой классики, новаторских постановок и премьерных спектаклей в одном месяце. Это открытие сезона будет триумфальным. Кроме того, репертуар составлен таким образом, чтобы дать зрителю максимальное эмоциональное разнообразие.
В этом гиде мы расскажем, кому какие спектакли и концерты больше подойдут


Владимир Ванеев служит в Мариинском театре с 1997 года. За это время он исполнил множество ролей в итальянской и немецкой оперной классике, а также ведущие партии русского басового репертуара. Коллектив театра желает Владимиру Борисовичу здоровья, творческой энергии и благополучия


Сразу после начала сезона в Мариинском театре, где 2 сентября дают «Пиковую даму» Чайковского, Валерий Гергиев вместе с музыкантами своего оркестра отправляется в Москву. В зале «Зарядье» петербургские музыканты открывают новый филармонический сезон двумя выступлениями — 3 и 5 сентября. В первый вечер помимо оркестровой музыки публика услышит пение баса Ильдара Абдразакова


В связи с расширением балетной труппы Приморская сцена Мариинского театра объявляет конкурсный просмотр на положение ведущих солистов


29 августа исполняется 90 лет Эмме Владимировне Минчёнок (Брегвадзе). С 1953 по 1977 год она служила в Театре им. С. М. Кирова

Мариинский театр

Репетиция спектакля «История солдата» на музыку Игоря Стравинско

Мариинский театр – один из величайших театров оперы и балета в России и мире. За более чем два столетия своей истории он стал символом русской культуры.
Показать полностью.

Для этой сцены писали величайшие композиторы М.И. Глинка, П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, здесь родился классический балет Мариуса Петипа – визитная карточка русского балета.

Сегодня Мариинский театр — это технически совершенный комплекс, включающий в себя Историческую сцену, новую сцену Мариинский-2, Концертный зал и пять камерных залов (Залы Мусоргского, Прокофьева, Рахманинова, Щедрина и Фойе Стравинского), а также филиалы Мариинского театра во Владивостоке и Владикавказе.

Сохраняя традиции и великое наследие, театр под руководством Валерия Гергиева стремится в будущее, создавая инновационные постановки, работая с лучшими мировыми режиссёрами, приглашая ведущих музыкантов и артистов оперы и балета, активно расширяя поле культурно-просветительской деятельности.

Мариинский театр

Мариинский театр запись закреплена

ГИД ПО РЕПЕРТУАРУ СЕНТЯБРЯ

Десять дней осталось до открытия 240-го театрального сезона! 2 сентября на Новой сцене Мариинского — мистический петербургский спектакль — «Пиковая дама» Чайковского в постановке Алексея Степанюка. Историческая сцена Мариинского откроется 7 сентября главной оперной премьерой прошедшего лета — «Итальянкой в Алжире».

Легкие или, по выражению Валерия Гергиева, «легкокрылые» названия стали новым трендом Мариинского театра. В афише сентября много опер-буффа. Однако есть место и триллерам, и новаторским постановкам, и непреходящей классике.

Читайте наш гид по сентябрьскому репертуару и выбирайте себе спектакли под любое настроение: где посмеяться, где удивиться, что будет держать вас в напряжении, а что воодушевит.

Татьяна Толстова

Спасибо за обзор.
А промокоды будут?

Елена Воробьева

Valeria Konova

Спасибо за обзор! И репертуар, конечно

ЕДИНСТВЕННАЯ ОПЕРА 18+ В МАРИИНСКОМ

14 сентября в 19:30 в Мариинском-2 — опера Родиона Щедрина «Лолита». Спектакль, на который, увы, никак нельзя попасть несовершеннолетним (хотя очень хотелось бы, правда?).

Интересно, что сам Владимир Набоков, по его словам, музыки не любил и «путал allegro с adagio». В некоторых его произведениях можно встретить «оперные» эпизоды, выставляющие ее любителей отнюдь не в комплементарном свете.
Показать полностью.

Например, сцена из романа «Камера обскура»: «Он пожал плечами, окинул Магду каким-то хлещущим взглядом, но вдруг просиял добродушной улыбкой, сел на диван рядом с ней и принялся рассказывать серию анекдотов о каком-то своем приятеле певце, который в Лоэнгрине не успел сесть на лебедя и решил ждать следующего. Магда кусала губы и вдруг наклонила голову, помирая со смеху».

Другие интригующие факты о произведении читайте на карточках. Знаете что-то еще? Делитесь в комментариях!

Билеты на постановку покупайте на сайте театра: vk.cc/cgxuPN

Инна Ионина

Состав прекрасный, постановка интересная (читала, хвалят), но как заставить себя посмотреть это в театре, если я и книгу-то прочитала с трудом, едва сдерживая отвращение?

Пингвин Злобный

Пингвин Злобный

Татьяна, Как по мне интересного мало. Пиар хороший, но я бы на подобное не ходил, это не опера (и дело даже не в первоисточнике для либретто).

Насчёт единственной в мире оперы по Набокову.

До "Лолиты" Р.К. Щедрина было, как минимум, ещё две оперы и один мюзикл:

"Invitation til Skafottet" / "Приглашение на казнь" (1965, постановка 1967). Музыка — датский композитор и органист Ib Nørholm, либретто — Poul Borum. Television opera for 14 solo voices.
Показать полностью.

"Lolita, My Love" (1971). Музыка — John Barry, стихи — Alan Jay Lerner. Musical.

"Latter i mørket"/ "Камера обскура" (1986-1991, постановка 1995). Музыка — датский композитор Tage Nielsen, либретто — Marianne Rosen. Chamber opera for 5 voices.

АНТОНИНА ВЕСЕНИНА - гость в студии на MARIINSKY.FM: 13 сентября в 20:00

Антонина Весенина, солистка Мариинского театра с 2022 года, чей голос – колоратурное сопрано, непривычно для такого высокого голоса насыщенный красками, бархатный и мягкий. За последние пару сезонов – репертуар артистки солидно увеличился: к Розине из «Севильского цирюльника», которую певица исполняет с премьеры оперы в 2014 году, добавились многие партии, в том числе, Антонида в «Иване Сусанине», Лакме, Адель в «Летучей мыши», Норина в «Доне Паскуале», Тереза в «Бенвенуто Челлини». В последних двух операх Антонину Весенину можно услышать и увидеть 17 и 23 сентября, ее Розину – 18 сентября, Царевну Ненаглядную Красу в опере «Кащей Бессмертный» 30 сентября.

Слушайте разговор с певицей, а также фрагменты опер и романсов в ее исполнении.

MARIINSKY.FM 13 сентября в 20.00, повтор – 14 сентября

Ольга Муреева

Елена Клименченко

Галина-Михайловна Кузовкина

ЛЮБОВЬ, РЕВНОСТЬ, ОТЧАЯНИЕ, НАДЕЖДА

«Тоска» — одна из самых популярных опер мирового репертуара. Тот, кто слышит ее впервые, навсегда влюбляется в музыкальный театр. А опероманы знают все реплики героев «Тоски» наизусть, но вновь и вновь приходят в зрительский зал или слушают записи в десятый (сотый или тысячный) раз.
Показать полностью.

И каждый раз, слушая музыку Пуччини ждут, что художник захочет помочь беглому политическому преступнику. Улыбаются тому, как Марио Каварадосси ласково подшучивает над ревнивой Тоской. Радуются, как умело он успокаивает ее искренними признаниями в любви, с упоением слушают их пылкий любовный дуэт.
А потом, конечно, сопереживают влюбленной женщине, которой хладнокровно и безжалостно манипулирует барон Скарпиа. И страдают вместе с ней, потому что не могут понять, кого же надо слушать: Марио, который велел молчать о том, где прячется Анжелотти, или сердце, которое кричит, что надо спасать любимого.
Зритель трепещет и ликует вместе с Тоской, которая становится убийцей. А потом вместе с Марио Каварадосси встречают последний рассвет над Римом со слезами в глазах.

Пуччини создал не просто красивую музыку о драматической истории любви, в конце которой все умрут… Опера «Тоска» — это смена ярких чистых эмоций. Любовь, ревность, страх, отчаяние, упоение собственной властью, паника, ощущение безысходности, надежда на спасение и осознание безысходности — все это чувствует зритель. И потому раз за разом возвращается в театр.

Кира Чернышева

Ольга Лужбина

Ольга Лужбина

Почему стоит посетить Мариинский театр на этой неделе

С каждой неделей все больше интересных событий, на которые стоит обратить внимание. Рассказываем о пяти разных постановках, каждая из которых обладает своим ритмом и характером.

Начнем с «Дона Паскуале» — искрящейся весельем оперы-буффа. Все еще не теряете надежды разобраться в конфликте поколений, но при этом, не хочется нервного напряжения? Тогда вам сюда!
Показать полностью.

Если вы не боитесь сильных переживаний и готовы пройти через темные лабиринты, в которых блуждает душа главного героя, то рекомендуем оперу «Лолита» — музыкальное прочтение романа Владимира Набокова.

«Адриана Лекуврёр» — драма о любви и ревности, страсти и предательстве. Постановка подойдет всем, кто готов погрузиться в пучину чувств, зная что такой накал страстей чаще всего приводит к трагическим последствиям.

Еще одна постановка, раскрывающая глубокую драму человеческих отношений — «Пеллеас и Мелизанда». Как и в «Адриане Лекуврёр» здесь вы найдете непреодолимую любовь и ревность, а также историю, покрытую тайной.

Завершаем нашу подборку кантатой «Кармина Бурана» — об изменчивости судьбы, о скоротечности жизни, о неприкаянности и одиночестве. «Кармина Бурана» — произведение, которое заставляет задуматься о хрупкости бытия и отведенном нам времени.

Изучайте афишу на сентябрь и выбирайте понравившиеся постановки: vk.cc/cgmpln

Руслан Волин

«Если бы я мог иметь суперспособность, то хотел бы петь не уставая», – говорит Магеррам Гусейнов в видеоинтервью. Кажется, такая суперспособность у артиста есть, если судить по количеству главных ролей Магеррама на сцене Мариинского.
Показать полностью.

13 сентября он исполнит титульную партию в опере «Фальстаф» Верди.
15 сентября — бея Мустафы в «Итальянке в Алжире» Россини.
17 сентября — старика Дона Паскуале в одноименной опере Доницетти.
27 сентября — благородного Алидоро в «Золушке» Россини.

Магеррам Гусейнов занесен в «Золотую книгу молодых талантов Азербайджана», выступал на прославленных оперных сценах – Ла Скала, Римской опере, в театрах Россини, Модены и Пьяченцы, его по-прежнему представляют как «молодого солиста».

А в Мариинском бас-баритон раскрыл свои таланты в сложных трагикомических ролях. В его исполнении Дон Паскуале – самоуверенный смешной старик, надумавший на склоне лет жениться, выглядит комичным и трогательным. Его Фальстафу – бывшему ловеласу, опустившемуся рыцарю – сочувствуют зрители. Свои роли Магеррам исполняет тонко и умело, не скатываясь в откровенную клоунаду, но при этом оставаясь смешным и выдержанным в стиле оперы-буффа.

Смотрите видео-анкету с молодым красавцем Магеррамом Гусейновым и удивляйтесь его умению перевоплощаться на сцене.
Билеты на все спектакли с участием Магеррама Гусейнова на сайте театра

Ольга Власова

Евгений Сёмин

Биги Мага
Лучший

Елена Розинова

Елена Розинова

Красаучег! А голос-то какой роскошный!

Елена, да редкий голос. Ещё в позапрошлом сезоне на премьере Лакме сразил наповал! А в Золушке добил )))

ВАГНЕРИАНСКИЙ БОЙЦОВСКИЙ КЛУБ
Люди делятся на две группы — тех, кто обожает Вагнера, и тех, кто его пока не слышал.

«Вагнерианский» — термин, появившийся ещё при жизни композитора, – первоначально использовался иронично, сейчас означает нечто грандиозное, всеохватывающее, ошеломляющее (или очень-очень длинное).
Показать полностью.

По словам известного музыкального журналиста Алекса Росса, вагнерианским когда-то называли фильм «Бойцовский клуб», звук ломающихся арктических льдов, ирландский чемпионат по футболу в 1956 году, порции шницеля в немецкой части Швейцарии, рычание Ламборгини V10 и муссоны в Мумбаи. Иными словами, всё то, что поражает и оставляет незабываемое впечатление.

В сентябре Мариинский (единственный в России!) показывает грандиозную тетралогию «Кольцо нибелунга» — это ваш шанс вступить в «бойцовский клуб» вагнерианцев и навсегда остаться его преданным членом, тем более что за дирижерским пультом — маэстро Гергиев, один из лучших интерпретаторов Вагнера в мире.

Тетралогия будет показана 27, 28, 30 сентября и 2 октября, и при одновременной покупке билетов на все события цикла вас ждет специальная скидка 20%. Билеты покупайте на сайте театра.

Елена Дружинина

Татьяна Лапшина

Вот это фантазия! Удивительно, какими пошлыми сравнениями можно приложить Кольцо! Вагнер, наверное, в могиле перевернулся от сравнения своей тетралогии со швейцарским шницелем

Татьяна Щеклеина

БЛЕСК И НИЩЕТА ПАРИЖА

Вы готовы узнать, что такое настоящая богема и погрузиться в жизнь свободных художников? Тогда прямо сегодня, 12 сентября, в 19.00 приходите в Мариинский театр на оперу «Богема» Пуччини, чтобы проникнуться трогательной историей любви, прогуляться по тесным улочкам Парижа в Латинском квартале и посетить знаменитое кафе «Момю».
Показать полностью.

Мы собрали для вас интересные факты о шедевре Пуччини.

Сегодня под управлением Кристиана Кнаппа несчастных влюбленных Мими и Рудольфа поют Екатерина Санникова и Мигран Агаджанян, в роли находчивой Мюзетты — Виолетта Лукьяненко, в партии Марселя — Владимир Мороз.
Успевайте купить билеты на сайте театра


За более чем два столетия своей истории Мариинский театр подарил миру многих великих артистов: здесь служил выдающийся бас, основоположник российской исполнительской оперной школы Осип Петров, оттачивали свое мастерство и достигли вершин славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. Блистали на сцене артисты балета: Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников. Начинал свой путь в искусство Джордж Баланчин. Театр был свидетелем расцвета таланта гениальных художников-декораторов, таких как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский. И многие, многие другие.

Афиша Мариинского театра

Моцарт. Реквием

Тоска

Лолита

Кармина Бурана

Итальянка в Алжире

Адриана Лекуврёр

Евгений Онегин

Пеллеас и Мелизанда

Щелкунчик

Дон Паскуале

Страдивари-ансамбль – детям

Идоменей, царь Критский (полусценическое исполнение)

Сильфида

Севильский цирюльник

Тангейзер

Издавна так повелось, что Мариинский театр ведет родословную, отсчитывает век от 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», а 5 октября – торжественно открыт Большой Каменный театр на Карусельной площади. Театр дал новое имя площади – она дошла до наших дней как Театральная.

Построенный по проекту Антонио Ринальди Большой театр поражал воображение размерами, величественной архитектурой, сценой, оборудованной по последнему слову тогдашней театральной техники. При его открытии давалась опера Джованни Паизиелло Il Mondo della luna («Лунный мир»). Русская труппа выступала здесь попеременно с итальянской и французской, шли драматические спектакли, устраивались также вокально-инструментальные концерты.

Петербург строился, его облик непрерывно менялся. В 1802-1803 годах Тома де Томон – блестящий архитектор и рисовальщик – осуществил капитальное переустройство внутренней планировки и отделки театра, заметно изменил его внешний вид и пропорции. Новый, приобретший парадный и праздничный вид, Большой театр сделался одной из архитектурных достопримечательностей невской столицы, наряду с Адмиралтейством, Биржей, Казанским собором. Однако в ночь на 1 января 1811 года в Большом театре разразился грандиозный пожар. За два дня в огне погибло богатое внутреннее убранство театра, серьезно пострадал и его фасад. Тома де Томон, составивший проект восстановления своего любимого детища, не дожил до его реализации. 3 февраля 1818 года возобновленный Большой театр открылся вновь прологом «Аполлон и Паллада на Севере» и балетом Шарля Дидло «Зефир и Флора» на музыку композитора Катарино Кавоса.

Мы приближаемся к «золотому веку» Большого театра. Репертуар «послепожарной» эпохи включает «Волшебную флейту», «Похищение из сераля», «Милосердие Тита» Моцарта. Русскую публику пленяют «Золушка», «Семирамида», «Сорока-воровка», «Севильский цирюльник» Россини. В мае 1824 года состоялась премьера «Вольного стрелка» Вебера – произведения, так много значившего для зарождения русской романтической оперы. Играются водевили Алябьева и Верстовского; одной из самых любимых и репертуарных опер делается «Иван Сусанин» Кавоса, шедший вплоть до появления оперы Глинки на тот же сюжет. С легендарной фигурой Шарля Дидло связано зарождение мировой славы русского балета. Именно в эти годы завсегдатаем петербургского Большого был Пушкин, запечатлевший театр в бессмертных стихах.

В 1836 году с целью улучшения акустики архитектором Альберто Кавосом – сыном композитора и капельмейстера – купольное перекрытие театрального зала заменяется плоским, а над ним размещается художественная мастерская, зал для расписывания декораций. Альберто Кавос убирает в зрительном зале колонны, которые затрудняли обзор и искажали акустику, придает залу привычную форму подковы, увеличивает его длину и высоту, доведя число зрителей до двух тысяч.

27 ноября 1836 года первым представлением оперы Глинки «Жизнь за царя» возобновились спектакли перестроенного театра. Волею случая, а может быть не без доброго умысла, премьера «Руслана и Людмилы» – второй оперы Глинки – состоялась ровно через шесть лет, 27 ноября 1842 года. Двух этих дат было бы довольно, чтобы петербургский Большой театр навсегда вошел в историю русской культуры. А ведь шли, разумеется, и шедевры европейской музыки: оперы Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Мейербера, Гуно, Обера, Тома.

Со временем спектакли русской оперной труппы были перенесены на сцену Александринского театра и так называемого Театра-цирка, расположенного напротив Большого (где продолжались выступления балетной труппы, а также итальянской оперы).

Когда же в 1859 году Театр-цирк сгорел, на его месте все тем же архитектором Альберто Кавосом был построен новый театр. Он-то и получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый же театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года «Жизнью за царя» Глинки под управлением главного капельмейстера Русской оперы Константина Лядова, отца будущего знаменитого композитора Анатолия Лядова.

Мариинский театр упрочил и развил великие традиции первой русской музыкальной сцены. С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, сменившего Константина Лядова на посту главного капельмейстера, началась славнейшая эпоха в истории театра. Полвека, отданные Направником Мариинскому театру, отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер. Назовем лишь некоторые из них – «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Орестея» Танеева… В начале ХХ века в репертуаре театра оперы Вагнера (среди них тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Рихарда Штрауса, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Хованщина» Мусоргского…

Возглавивший балетную труппу театра в 1869 году Мариус Петипа продолжил традиции своих предшественников Жюля Перро и Артюра Сен-Леона. Петипа ревностно сохранял такие классические спектакли, как «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», подвергая их лишь бережной редакции. Поставленная им «Баядерка» впервые принесла на балетную сцену дыхание крупной хореографической композиции, в которой «танец уподобился музыке». Счастливая встреча Петипа с Чайковским, утверждавшим, что «балет – та же симфония», привела к рождению «Спящей красавицы» – подлинной музыкально-хореографической поэмы. В содружестве Петипа и Льва Иванова возникла хореография «Щелкунчика». Уже после смерти Чайковского «Лебединое озеро» обрело вторую жизнь на сцене Мариинского театра – и вновь в совместной хореографии Петипа и Иванова. Свою репутацию хореографа-симфониста Петипа упрочил постановкой балета Глазунова «Раймонда». Его новаторские идеи были подхвачены молодым Михаилом Фокиным, поставившим в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина, «Лебедя» Сен-Санса, «Шопениану» на музыку Шопена, а также балеты, созданные в Париже – «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова, «Жар-птицу» и «Петрушку» Стравинского.

Мариинский театр неоднократно реконструировался. В 1885 году, когда перед закрытием Большого театра на сцену Мариинского переносится большая часть спектаклей, главный архитектор императорских театров Виктор Шретер пристраивает к левому крылу здания трехэтажный корпус для театральных мастерских, репетиционных залов, электростанции и котельной. В 1894 году под руководством Шретера деревянные стропила были заменены стальными и железобетонными, надстроены боковые флигели, расширены зрительские фойе. Подвергся реконструкции и главный фасад, обретший монументальные формы.

В 1886 году балетные спектакли, до этого времени продолжавшие идти на сцене Большого Каменного театра, были перенесены в Мариинский театр. А на месте Большого Каменного возвели здание Санкт-Петербургской консерватории.

Правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году его стали именовать Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а с 1935 года ему было присвоено имя С. М. Кирова. Наряду с классикой прошлого века на сцене театра в 20-е – начале 30-х годов появляются современные оперы – «Любовь к трем апельсинам» Сергея Прокофьева, «Воццек» Альбана Берга, «Саломея» и «Кавалер розы» Рихарда Штрауса; рождаются балеты, утверждающие популярное в течение десятилетий новое хореографическое направление, так называемый драмбалет – «Красный мак» Рейнгольда Глиэра, «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Бориса Асафьева, «Лауренсия» Александра Крейна, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева и др.

Последней предвоенной оперной премьерой Кировского театра был вагнеровский «Лоэнгрин», второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года, но назначенные на 24 и 27 июня спектакли заменили на «Ивана Сусанина». Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких спектаклей, в том числе премьера балета Арама Хачатуряна «Гаянэ». По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин».

В 50-70-е гг. в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Шурале» Фарида Яруллина, «Спартак» Арама Хачатуряна и «Двенадцать» Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева и «Легенда о любви» Арифа Меликова в хореографии Юрия Григоровича, «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича в хореографии Игоря Бельского, одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась балетная классика. В оперном репертуаре наряду с Чайковским, Римским-Корсаковым, Мусоргским, Верди, Бизе появились оперы Прокофьева, Дзержинского, Шапорина, Хренникова.

В 1968–1970 гг. была осуществлена генеральная реконструкция театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

Важным этапом в истории театра в 80-е годы стали постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», осуществленные возглавившим театр в 1976 году Юрием Темиркановым. В этих постановках, которые до сих пор сохраняются в репертуаре театра, заявило о себе новое поколение артистов.

В 1988 году главным дирижером театра стал Валерий Гергиев. 16 января 1992 года театру было возвращено его историческое название – Мариинский. А в 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение построенный по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева Концертный зал на улице Писарева, 20.

Читайте также: