Участие в работе круглого стола

Обновлено: 18.05.2024

«Круглый стол» - современная форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке.

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

«Круглый стол», как форма коллективной дискуссии, широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. Проблемы, обсуждаемые за "круглым столом" могут затрагивать любые социально-значимые проблемы, быть направленными на решение конкретных заданий или предлагать возможные пути развития.

«Круглые столы» характеризуются тем, что:

ü проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;

ü обсуждаемый вопрос допускает разные мнения и толкования, а также взаимные возражения участников;

ü в результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;

ü участники имеют равные права и высказываются в определенном порядке.

«Круглый стол» на сегодняшний день один из наиболее популярных жанров организации образовательного, научно-практического или конкурсного мероприятия. Очевидными являются его привлекательные стороны и преимущества: участники имеют определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения; мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке, высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь; нет строгой иерархии, жесткого регламента и порядка выступлений; для организаторов не будет драматичной ситуация, если кто-то из участников не сможет присутствовать.

Вместе с тем, несмотря на очевидные преимущества, далеко не все мероприятия, организованные в форме «круглого стола» высоко оцениваются. Часто вызывает нарекание многословие участников, отсутствие конкретных результатов, ощущение хаотичности и недостаточной организации.

Поэтому при организации и проведении «круглого стола» следует обратить внимание на следующее:

ü время проведения «круглого стола» не должно превышать двух часов;

ü количество участников не должно быть очень большим;

ü следует предусмотреть, чтобы в распоряжении участников дискуссии были необходимые канцелярские принадлежности, общение было удобным, выступающие имели возможность наглядно продемонстрировать различный материал;

ü время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;

ü ведущему необходимо быть очень внимательным, чтобы дать высказаться всем участникам и соблюсти регламент.

ü вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Роль ведущего в проведении «круглого стола» заключается в том, чтобы, находясь в нейтральной позиции по отношению к участникам, продвигать развитие дискуссии, давать возможность каждому изложить свою позицию. Некоторые выступления могут вызвать настолько бурную реакцию, что у участников возникнет желание немедленно обменяться мнением с соседом. В такой ситуации нет смысла пытаться воззвать к порядку и требовать тишины. Более продуктивным будет предоставить несколько минут на обсуждение проблемы.

Для того, чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно и уверенно, необходимо в начале работы определить этапы, цели, задачи и основные вопросы, которые необходимо обсудить. При переходе к следующему этапу ведущий обязательно сообщает об этом участникам.

Методическая разработка круглого стола

для администрации образовательных учреждений района

«Имидж образовательного учреждения»

Цель: определить понятие и составляющие имиджа образовательного учреждения, необходимость и пути работы над ним.

Участники: директора и заместители директоров образовательных учреждений района с разным статусом: гимназий, общеобразовательных школ, коррекционных школ, дошкольного образовательного учреждения, государственных и частных.

Примечание: круглый стол может быть проведен внутри ОУ с участием представителей разных методических объединений, либо с участием учащихся, педагогов, родителей и представителей общественности.

Условия и оборудование: зал, мобильные стулья и столики, ноутбук, медиапроектор, компьютерная презентация, доска, карточки с именами участников, рабочие карточки.

Форма проведения: двурядный круглый стол.

Этапы проведения , их задачи и время реализации:

  1. Предварительная подготовка. Участникам за три дня сообщается тема круглого стола.

Задача: вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме

1) знакомство участников.

Задача: определения правил и регламента круглого стола.

2) работа в малых группах с рабочими карточками

Задача: сформировать единое мнение в группе по предложенным вопросам с опорой на деятельность своего ОУ.

Время 15-20 минут

3) обмен мнениями в форме двурядного круглого стола.

Задача: возможность участникам представить свое мнение и опыт по теме и взять на заметку мнения других участников.

Время 30-40 минут.

4) Практическое задание. Составление общей схемы «Работа над имиджем». Задача: определение практических путей работы над имиджем ОУ. Время 5 -10 минут

5) Подведение итогов

Задача: рефлексия участников.

Организация работы круглого стола

Этап 1. Участники усаживаются в малые группы (представители одного образовательного учреждения - 2-3 человека)

Однако то, что применимо к формированию имиджа организации вообще, до последнего времени не переносилось на сферу образовательной деятельности.

Сегодня мы рассмотрим вопрос имиджа образовательного учреждения. В контексте проблемы конкурентноспособности. Я предлагаю следующий регламент работы. Наша встреча пройдет в форме двурядного круглого стола. Сначала работа пройдет в малых группах, вы заполните рабочие карточки, отразив в них свое мнение по вопросам. На эту часть работы предлагаю выделить 15-20 минут. Затем перейдем ко второму этапу: по одному представителю от каждого образовательного учреждения сядут во внутренний круг и будут участвовать в дискуссии, остальные образуют внешний круг и становятся слушателями. Представителя внутреннего круга группа может в ходе круглого стола поменять. Ответы на вопросы должны быть лаконичны. Первыми отвечают участники, которым предоставляет слово ведущий, остальные либо дополняют и расширяют ответ, либо высказывают отличное мнение (30-40 минут).

В конце работы круглого стола мы заполняем рабочую схему и подводим итоги.

Вы согласны с данным регламентом? (предложения обсуждаются)

Этап 2. Работа в малых группах с рабочими карточками (Приложение 1)

В каждой группе работают представители одного образовательного учреждения.

Обсуждаемые вопросы

Мнения участников

Что такое имидж образовательного учреждения? В чем цель создания имиджа? Обоснуйте

- Имидж – это искусственно собранный образ.

- Образ, созданный перед социумом

- Эмоционально-окрашенный сознательно сформированный образ ГОУ

Цель – привлечение детей, повышение конкурентноспособности, доступ к ресурсам, стабильность, соцзащита, привлечение квалифицированных специалистов, лояльное отношение родителей

Из чего складывается имидж образовательного учреждения?

Что важнее внешнее оформление или содержание деятельности?

Имидж - это репутация и внешний образ,

- образ персонала, комфортность, стиль и внешняя атрибутика, образ выпускника

- статус, освещение, награды и медали, инновации

- философия компании, внешний облик, внутренняя атмосфера

- качество образования, цены на услуги, уровень психологического комфорта,

- помещения, педагогический коллектив и стиль директора, дресс-код, PR, репутация

- «сарафанное радио», атрибуты, содержание деятельности., главное – отношение к детям

Важнее качество деятельности и содержание, но важностью внешнего образа и атрибутики нельзя пренебрегать

Статус школы – как преодолеть стереотипы. Может ли общеобразовательная школа конкурировать с гимназией или лицеем?

- Отношение к статусу – есть, дети воспринимаются по разному, для преодоления стереотипа необходимо вовлечение детей и конкуренция в возможных областях (творчество, спорт и т.д.)

- Статус – это образовательная программа, то есть специальный отбор учащихся, способных по ней обучаться. Необходима работа с родителями учащихся

- Преодоление стереотипов: PR-мероприятия, партнерские социальные связи, параллельные контакты с потребителями услуг.

- Необходимо удовлетворение требований клиентов (к квалификации педагогов, к оснащению, к качеству услуг),

- Для преодоления стереотипов важно участие в различных городских, всероссийских и международных проектах, олимпиадах и конкурсах

Корпоративная культура и имидж образовательного учреждения. Как педагогический коллектив влияет на имидж ОУ?

- Очень важны внешний вид учителя,

культура общения, качество

- Корпоративная культура – основа

- Важны духовные и личностные и

профессиональные качества каждого

педагога, именно эта информация

быстрее всего доходит до социума «от

человека к человеку»

- Стабильный коллектив, общее

коллективное дело, микроклимат

создают корпоративный имидж.

- Организация наставничества, ритуал

вступления в коллектив, тренинги важны

для формирования имиджа коллектива

Договор между школой и родителями. Родители и дети – получатели услуг или часть школьного коллектива? Как сделать родителей своими союзниками?

- Родители и дети – часть коллектива. Их

вовлечение – создание Попечительского

совета, проведение круглых столов,

- Родители формируют общественное

мнение и могут повлиять на мнение

- Важно вовлекать родителей в

мероприятия в решение проблем и

- Уровень начального образования

ребенка формирует его отношение к

школе, дальше родители должны стать

часть воспитательной системы

- Родители становятся союзниками тогда,

когда оправдываются их ожидания.

- Общая цель ОУ и родителей –

Возможности информационных технологий в формировании имиджа образовательного учреждения

- Сайт школы предоставляет

родителям проводится юридический и

- Сайт способствует гласности,

публичности, саморекламе, позволяет

- Возможно создание блогов для

осуществления обратной связи с детьми

- Интернет позволяет проводить PR акции,

доводить до родителей информацию о

мероприятиях и событиях в ОУ.

- Возможно организовать виртуальную

экскурсию в ОУ и школьный музей,

разместить на сайте отчеты о

- Сайт должен постоянно обновляться и

способствовать привлечению клиентов.

После обсуждения вопросов формируем выводы:

1. Имидж организации– это совокупное общественное восприятие

компании (в том числе и школы) многими людьми. Впечатление об

организации формируется в ходе личных контактов человека с ней; на основе

2. Модель имиджа школы включает в себя: 1) образ продукции; 2)

внешнюю атрибутику; 3) традиции; 4) дизайн помещения; 5) эффективные

коммуникации (внешние и внутренние); 6) историю учреждения; 7) рекламу.

3. В создании имиджа участвуют все члены образовательного процесса – педагоги, дети и родители, а также социум(жители близлежащих домов, муниципальные структуры)

Этап 4. Участники круглого стола на карточках схематично или в виде рисунка изображают варианты работы над имиджем образовательного учреждения и располагают эти карточки на общем панно с устными пояснениями.

Оформление школы и атрибутика

Педагоги Учащиеся

Общественность

Предлагались такие варианты: эмблема ОУ, форма учащихся и внешний вид педагогов, создание и использование сайтов и блогов , привлечение общественности к социально-значимым проектам ОУ, создание школьных ресурсов (например музей или клуб), создание попечительского Совета, участие в международных проектах и т.д.

Этап 5. Рефлексия участников.

Ведущий. Какие выводы вы сделали для себя?

- Разнообразие статусов и форм организации образовательных учреждений предлагает родителям большой выбор. Следовательно, необходимо заботиться об имидже учреждения и формировать его.

- Важнейшая часть имиджа – продукт образования – следует уделить главнейшее значение.

- Важно заявлять об успехах образовательного учреждения, его воспитанников общественности.

- Внешний облик ОУ, атрибуты и оформления – важные части имиджа- с этого начинается впечатление об ОУ.

Ведущий: Была ли тема круглого стола полезной?

- Обмен мнениями был очень полезен.

- Понравились конкретные примеры мероприятий, которые демонстрировали участники.

- Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами образовательного учреждения.

Приложение 1

«Круглый стол»

Имидж образовательного учреждения

Вопросы для обсуждения

Корпоративная культура и имидж образовательного учреждения Как педагогический коллектив влияет на имидж ОУ?

Возможности информационных технологий в формировании имиджа.

Предложите 1-3 идеи работы над имиджем образовательного учреждения ( карточки)

Участие в работе круглого стола

Дмитрий Медведев принял участие в работе круглого стола в рамках форума «Сочи-2019».

Из стенограммы:

Круглый стол «Продолжительность здоровой жизни – основа развития общества»

Круглый стол «Продолжительность здоровой жизни – основа развития общества»

Э.Закамская (модератор круглого стола): Дмитрий Анатольевич Медведев, приветствуем Вас! Спасибо большое за то, что Вы присоединяетесь к нашей дискуссии. Не могу сказать, что мы Вас не ждали – ждали с нетерпением.

Д.Медведев: Давайте дослушаем Веронику Игоревну, чтобы я понимал, о чём дискуссия.

Контекст

Нам кажется чрезвычайно значимым, и мы хотели поблагодарить, Дмитрий Анатольевич, что при формировании повестки форума первый день инвестиционного форума был посвящён тематике сохранения здоровья. Это, конечно, инвестиции в самое главное – сохранение человеческого потенциала. Только на борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями тратится в год более 3% ВВП. Если посчитать траты, которые идут на лечение заболеваний человека, это огромная-огромная нагрузка на всё государство и общество.

Мы говорили сейчас о том, что проблема сохранения здоровья касается всех. Любые процессы, которые происходят и в Правительстве, и в каждом регионе, в муниципалитете, в селе, должны иметь вектор, направленный на сохранение здоровья и на здоровьесбережение. Поэтому информирование каждого в соответствии с возрастом, в соответствии с другими психологическими особенностями, мотивирование, воспитание – это тот вектор, который нас всех объединяет. Поэтому те программы, которые запущены, – это воспитание и образование с трёхлетнего возраста, соответственно, в четырёх разных возрастных группах, с участием психологов, с тем чтобы фактически формировать систему ценностей, в которую культура здоровья помещена, это и формирование ценностей созидания, и концентрация человеческих усилий на созидании, и неприятие деструктивного поведения, включая вредные привычки.

Кроме того, это, конечно, междисциплинарные, межведомственные программы в каждой территории: «Здоровое село», «Здоровый город», «Здоровый муниципалитет». Для этого уже сейчас созданы большие библиотеки лучших практик. Мы планируем использовать мощности 850 центров здоровья и всех наших центров профилактики, для того чтобы на местах у нас были группы поддержки, которые состыковываются и с волонтёрами, и с проактивными местными сообществами и могут реализовывать эти программы в каждом населённом пункте.

Конечно, мы приветствуем корпоративные программы, потому что для взрослого работающего человека рабочее место является той площадкой, где можно это всё вводить. Только что выступал Александр Николаевич Шохин. У нас подписана хартия с РСПП. Работодатели привили от гриппа в этом году 6 миллионов человек за счёт собственных средств и реализуют все эти программы.

Конечно, всё это, что мы называем общественным здоровьем, является базой для качественной и доступной медицины. Мы это не будем сейчас в деталях, естественно, затрагивать. Если мы соединим потенциал общественного здоровья и качественной медицины, доступной для каждого нашего жителя, мы этим и обеспечим результат.

Спасибо вам большое.

Э.Закамская: Спасибо большое.

Дмитрий Анатольевич, мы уже вспоминали с присутствующими, с Вашими коллегами, с министрами Ваши слова о том, что уверенность в успехе – это часть служебных полномочий и служебных обязанностей членов Правительства. Будем признательным, если Вы чуть-чуть этой уверенности добавите и расскажите, в чем Вы видите залог активного долголетия.

Д.Медведев: Спасибо большое. «Уверенность, но не самоуверенность» – это тоже нужно понимать.

Я Сергея Королёва процитировал именно для того, чтобы мы ощущали, что очень многое зависит от нас, когда у нас есть внутреннее убеждение, что мы всё можем сделать. Но это точно не шапкозакидательство, прошу меня правильно понимать.

Тема, которой вы на этом «круглом столе», на этой панельной дискуссии озадачены, наверное, так же, как и абсолютное большинство других, касается каждого человека, но здоровье, продолжительность здоровой жизни – это, собственно, то, что ещё в большей, глубоко персональной степени волнует любого человека, вне зависимости от того, чем он занимается, в каком он возрасте. Хотя, конечно, чем старше становишься, тем больше это волнует. И поэтому коллеги здесь, выступая, анализировали факторы, которые влияют на продолжительность жизни.

Я оттолкнусь от того, что только что сказала Вероника Игоревна, – в отношении вклада каждого человека в собственное здоровье. Все мы рождаемся с уверенностью, что мы будем здоровы абсолютное большинство отведённых нам лет. Человек до поры до времени, кроме каких-то особых ситуаций, считает, что он абсолютно здоров, и пребывает в этом расположении духа довольно долго. Но очевидно, что следить за собственным здоровьем – это, действительно, наша личная обязанность.

Я могу, чтобы не говорить общие вещи, проиллюстрировать даже на собственном примере. Когда я переехал в Москву, мне было только 34 года, я считал себя ещё вполне молодым человеком, и я почти не занимался спортом. Я занимался спортом активно до окончания университета, а потом как-то жизнь по-другому складываться начала: ничего не надо, всё и так хорошо.

Когда я переехал в Москву и нагрузки на организм возросли, – а государственные служащие просто обязаны работать много, а если говорить о руководителях, то у них зачастую рабочий день не то что ненормированный, он круглосуточный почти, – я понял, что если я, например, в какой-то момент не буду уделять этому внимание, то есть не буду, условно говоря, каждый день ходить в тренажёрный зал, я просто не выдержу. Вот эта ситуация касается любого человека, не важно, чем ты занимаешься.

Мне кажется, что просто мы все должны для себя выбрать какую-то точку отсчёта, после которой ты должен сказать себе: да, я должен уделять этому внимание. Это и есть ответственное поведение и по отношению к самому себе, но не в меньшей степени по отношению к своей семье, особенно, если есть дети, и не в меньшей степени, извините за пафос, даже по отношению к своей стране. Потому что мы хотим, чтобы мы развивались, а это могут делать только люди, которые способны вносить свой вклад. Поэтому я об этом хотел сказать.

И ещё очень важно все-таки, чтобы мы, действительно, реализовали те программы, которые наметили лет 10 назад, с которыми мы сначала вышли на первые национальные проекты.

Я часто этот пример привожу, но от этого он не становится менее актуальным. Мы когда начали заниматься первым национальным проектом, у нас практически ничего не было с точки зрения лечения наиболее опасных заболеваний. Если взять сердечно-сосудистую патологию, коллеги-медики не дадут мне соврать и министр, естественно, у нас вообще высокотехнологичная медицинская помощь, количество операций на тот период измерялось цифрой до 100 тыс. Если я правильно помню, на момент начала национального проекта было 85–90 тыс. операций в год. Мы тогда начали эту систему развивать. Сейчас, если я не ошибаюсь, мы таких операций делаем около миллиона.

В.Скворцова: Больше уже.

Д.Медведев: Уже даже больше миллиона. То есть рост десятикратный. Но это же очень важно, это спасённые жизни. Значительная часть людей, которые тогда хотели получить такую помощь и которым она была необходима, были вынуждены ездить за границу, даже для элементарных операций, связанных с болезнями кровообращения.

Такая же история по промышленности: стенты и масса других медицинских изделий, тех видов медицинской продукции, которая должна производиться в стране, но не производилась.

Я сейчас даже не говорю про тяжёлую медицинскую технику, дорогую, которую мы, кстати, тоже стали делать, и она неплохого качества, но элементарные вещи мы просто обязаны были освоить. Мы не всё освоили, я сейчас не хочу сказать, что у нас всё хорошо, но мы сделали шаг вперёд. Нужно обязательно эту программу импортозамещения – не потому, что там какие-то санкции или ещё что-то, а просто потому, что это насущная необходимость – довести до конца, до логического завершения.

И третье, о чём бы я хотел сказать, – я тут тоже услышал, – по поводу населённых пунктов, что происходит в городах. Я только что был на круглом столе, который был посвящён развитию городов, и закончил общение с коллегами тем, что да, города очень важны, но не надо забывать, что у нас четверть населения живёт в деревне. Огромная часть нашей страны, а там ситуация гораздо сложнее, если даже говорить о продолжительности здоровой жизни, о теме для сегодняшнего обсуждения. Приезжаешь практически в любую сельскую школу, – сейчас лучше стало, сразу скажу, – но тем не менее. Нет не только стадиона на улице, спортзала нет элементарного.

Я помню, когда учился в Ленинграде, всё-таки у нас был и спортзал, и стадион, мы там бегали, и на лыжах бегали, – так вот там просто этого нет. Вот это критически необходимо. Не какие-то спортивные дворцы строить, – это тоже хорошо и важно, – но просто элементарные вещи: спортзал на селе, небольшой физкультурный комплекс.

Для этого нельзя ни в коем случае жалеть денег, и, надо признаться по-честному, далеко не все регионы найдут на это деньги. Для этого нужно реализовать те программы, которые мы начали. Если мы всё это сделаем, это и очень многое другое, тогда у нас будет продолжительная и счастливая здоровая жизнь.

Э.Закамская: Спасибо большое.

Вы упомянули об операциях за рубежом, о том, как это было в прошлом, а ведь сейчас нужно сказать, что медицинская отрасль, наоборот, может стать экспортной отраслью.

Д.Медведев: Отчасти стала уже.

Э.Закамская: И кардиология, и кардиохирургия, и офтальмология – это то, за чем могут приезжать сюда, как это было в Советском Союзе и сейчас.

Знаете, Дмитрий Анатольевич, то, что происходило здесь накануне и происходит сегодня, я имею в виду форум «Здоровое общество», это исключительно важное событие. Здесь прошло 18 сессий, больше 3 тысяч участников приехали сюда, очень многие брали билеты, может быть, «в последний вагон», для того чтобы успеть, иметь возможность приехать сюда. И здесь все сессии, без исключения, были полны, потому что тема здоровья касается каждого.

Пожалуйста, Ксения Франк, председатель наблюдательного совета, Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

К.Франк: Я бы хотела вернуться на пару секунд к вопросу, который Максим Анатольевич (М.Топилин) поднял, – как высвободить больше ресурсов.

Мы как некоммерческий фонд видим, что очень часто весьма важную роль играет координация, потому что мы понимаем, что разрыв между теми, кому нужна медицинская помощь и медико-социальная помощь, и теми, кто может её получить, очень большой. Мы уверены, что с каждым годом эта необходимость внедрять и гериатров, и социальных координаторов, для того чтобы проактивно выявлять уязвимых пожилых людей, она не только более гуманная и более правильная по отношению к людям, но она даёт нам возможность как можно дольше их держать дома.

Ключевая часть – это то, что, когда вы работаете с пожилым человеком, вы работаете с его семьёй в целом. К сожалению, мы не видим, что почти половина людей, за которыми ухаживает их семья, могут погибнуть преждевременно просто потому, что семья не умеет оказывать этот уход. Поэтому те программы, которые мы делаем по обучению семьи и по их поддержке, для того чтобы они не «выгорели» и могли продолжать оказывать уход, мы видим, что это очень важная и перспективная возможность дать больше ресурсов этой системе в целом.

Конечно, очень важна для нас вот эта координационная роль государства, которое может увидеть и человека, и НКО, которые там есть, и вовремя прислать медработника или соцработника, чтобы как можно дольше оставлять людей у себя дома здоровыми.

Д.Медведев: Спасибо большое.

Я два слова тоже на эту тему скажу.

Мы как-то на эту тему рассуждали относительно недавно: государство должно играть активную, проактивную, позитивную роль. Но я считаю, что в подобных ситуациях и в отношении тех программ, о которых Вы говорите, государство должно выполнять свою самую главную миссию – не мешать. Потому что, к сожалению, когда речь идёт о такого рода помощи, о деятельности некоммерческих организаций, роль государства подчас сводится только к тому, чтобы палки в колёса вставлять, а это точно не наш путь. Нужно обязательно высвобождать подобную полезную социальную активность, тем более что весь мир построен именно так, и государство там, действительно, играет важную роль, в странах с развитой системой социальной поддержки, но отнюдь не единственную и не доминирующую. Мне кажется, что и нам нужно по такому пути идти.

Как провести "круглый стол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.»

Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.

Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, позволяющая углубить и укрепить объективную позицию педагога имеет большие возможности для обсуждения острых сложных тем на текущий момент в профессиональной среде.

Цель «Круглого стола»предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

В связи с этим, предлагаю методику проведения "круглого стола".

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

• выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

• подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

• подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

• подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

- определение понятийного аппарата (тезауруса);

- краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

- перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

- заключительную речь модератора;

• оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

• консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

• подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»

II Дискуссионный этап состоит из:

1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

• -избегай общих фраз;

• - ориентируйся на цель (задачу);

• - будь активен в беседе;

• - осуществляй конструктивную критику;

• - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

3. Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

4. Выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:

6. Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

• подведение заключительных итогов ведущим;

• выработку рекомендаций или решений;

• установление общих результатов проводимого мероприятия.

Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Читайте также: