Тайная вечеря стол пустой

Обновлено: 18.05.2024

ImGoth

ImGoth запись закреплена

Эта работа неоднократно привлекала к себе внимание. Уже ни одно столетье ученые, исследователи и публицисты пытаются расшифровать "код Да Винчи", все тайные знаки и забытые символы в его работах. Но их истинный смысл до сих пор остается нам не до конца ясен, что порождает все новые и новые догадки и предположения.

Стоит начать с теории, которую представил миру писатель Дэн Браун. Он утверждал, что на фреске рядом с Иисусом на самом деле сидит не пророк Иоанн, а Мария Магдалена. Контуры их фигур образуют букву "М", что якобы значит «Matrimonio» — «брак». Однако, большинство исследователей сходится во мнении, что это не "м", а "V", которая является подписью (Vinci) и встречается на всех его картинах.
По мнению автора романов, тот самый Священный Грааль на самом деле не настоящий сосуд с кровью Христа, а потомок, "носитель крови".
Якобы у Иисуса был ребенок от Магдалены. Этот факт подкрепляется, отсутвием чаши на столе (Иисус вкушал из нее на Тайной вечере) в прямом смысле и присутсвием женственной фигуры.

Слухов вокруг работы витает огромное количество. Например, многие считают, что рука с ножом за спиной Иуды никому не принадлежит. Однако, при ближайшем рассмотрении становится понятно, что это странно вывернутая рука апостола Петра. На мой взгляд, это очевидно сделано не случайно. Иуда - предатель, сжимающий мешочек с деньгами в руке. Рука за спиной, сжимающая нож, достаточно красноречивый символ.

Музыкант и компьютерный специалист Джованни Марио Пала утверждает, что на фреске Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» зашифрованы ноты из хаотично разбросанных кусков хлеба и кистей апостолов. Но воспроизвести мелодию музыкант не смог. Леонардо Да Винчи шифровал свои записи, используя зеркало. Оказалась, что и зашифрованная мелодия воспроизводится наоборот. Но я сама не сильна в нотной грамоте, поэтому проверить данный факт не смогла.

Но самое интересное открытие, на мой взгляд сделал итальянский ученый Пеши. Он, наложил зеркальное отражение фрески и увидел много новых деталей. во-первых, крайние апостолы превратились в рыцарей, во-вторых, перед Иисусом появилась чаша!
Проявился автопортрет самого автора.
И на картине появилась женщина с младенцем на руках.
Мне даже показалось, что женщина с младенцем на руках не сама по себе, а рядом с вторым Иисусом(?!)

Также некоторые исследователи находят странный выбор продуктов на столе: "Мы задались вопросом, почему Да Винчи выбрал именно эти продукты, ведь они не соответствуют тому, что написано о тайной вечере в Евангелии", - заявил Бауэр, - "Почему изображены хлеб, рыба, соль, цитрус и вино? Почему солонка напротив Иуды опрокинута? Почему именно дрожжевой хлеб?"
К примеру, опрокинутая солонка, традиционно считается плохой приметой. Исследователи предположили что опрокинутая напротив Иуды солонка, означает не проклятие Иуды, а его прощение. Он мог быть выбран на роль злодея. И почему Иуда единственный человек за столом с пустой тарелкой? Означает-ли это, что он злой и коварный, или то, что только он знает правду?
Рыба также становилась предметом множества дискуссий и исследований. Очевидно, это напоминание о том, что Иисус провел большую часть своей жизни у воды и выбрал в качестве учеников местных рыбаков. Но до сих пор не ясно, какая именно рыба изображена на картине: сельдь или угорь. Есть даже теория о том, что такая неоднозначность была задумана автором изначально.
Все дело в том, что угорь по итальянски произносится как "аринга", но когда это слово произносится как "арринга" - оно означает "наставление". А сельдь в северной Италии произносится как "ренга", что значит "тот, кто отрицает религию".

Леонардо да Винчи зашифровал в картине скрытые знаки и символы. Он, предположительно, намеренно пытался ввести в заблуждение, с помощью символов и двойных значений. И доберемся ли мы когда-нибудь до истины?

Секреты фрески Леонардо да Винчи "Тайная вечеря"

Тайная вечеря.


Леонардо да Винчи – самая загадочная и неизученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу. Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом. Сегодня мы поговорим о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которое оно скрывает.

Месторасположение и история создания:

Церковь Санта-Мария-делле-Грацие.

Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие , расположенной на одноименной площади Милана. А точнее – на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви. Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона - миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году. Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте , которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни. Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан. Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги. Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Тайная вечеря в трапезной.

Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх. Тем более что посмотреть есть на что. Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз. Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом чуть позже.

Идея произведения:

Эскиз Тайной вечери.

«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами. Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его. Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя. Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах. Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).

Интересные факты:

Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.

Иисус на фреске Тайная вечеря.

1. Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далось написание двух персонажей: Иисуса и Иуды. Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей. Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери» . Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания. И вот почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения. Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал. Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше. На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре. Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа. Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни. Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях. Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.

Иисус и Мария Магдалина.

2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа. Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой. Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак». Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи - буква «V». В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами. Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине не случайно. Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.

Мария Магдалина.

4. Нельзя не упомянуть тот факт, что во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска. Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски. В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам. Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов. Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.

Фреска Тайная вечеря.

5. Не менее интересны размышления историков о еде, изображенной на столе. К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку. Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске - сельдь или угорь. Ученые считают, что эта неоднозначность не случайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл. Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление). В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста художника ближе второе толкование.

Как видите, в одной-единственной картине скрыто множество тайн и недосказанностей, над раскрытием которых борется не одно поколение. Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.

Скрытый смысл и загадки самой известной фрески Леонардо Да Винчи «Тайная вечеря»



Весь мир знает загадочную улыбку «Моны Лизы», но это далеко не единственная работа Леонардо да Винчи, скрывающая множество тайн. Возможно, его величайшей работой является «Тайная вечеря» - монументальная роспись, которая изображает последнюю трапезу Иисуса с его учениками, и украшает стену церкви Санта-Мария-делле-Грацие в Милане. Она буквально изобилует загадками и скрытым смыслом. Приведем только некоторые из скрытых значений «Тайной вечери», некоторые из которых обсуждаются до сих пор, даже спустя пятьсот лет после создания этого шедевра.

Иоанн может быть Марией Магдалиной

Любимого ученика справа от Иисуса историки искусства называют апостолом Иоанном, но некоторые считают, что это замаскированная Мария Магдалина. Большинство искусствоведов и ученых считают, что на росписи справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн. Но что, если присмотреться к этому персонажу.

справа от Иисуса изображен его любимый ученик Иоанн

Ряд искусствоведов и библейских ученых на самом деле считают, что человек по правую руку от Иисуса на картине - женщина, скорее всего являющаяся Марией Магдалиной. Это единственный человек на картине, носящий ожерелье или кулон. Многие говорят, что это доказывает, что данный персонаж, скорее всего, женщина (по крайней мере, это точно не Иоанн).

Леонардо да Винчи, набросок «Тайной вечери».

Многие считают, что средневековые христианские лидеры, увидев женщину на картине, предприняли осознанные усилия, чтобы окрестить этот персонажа «Иоанном». Их смутило то, что, в противном случае, на картине попросту не будет всех учеников, а также то, что женщина сидит по правую сторону от Иисуса, т. е. на самом почетном месте.

Также можно увидеть, что многие из людей с правой (от Иисуса) стороны стола разговаривают с Марией, а Иисус, кажется, общается с сидящими слева от него. Если присмотреться ближе к «Иоанну», несложно увидеть сходство с Моной Лизой, которая была написана пять лет спустя.

«Тайная вечеря»

В «Евангелии от Матфея» Иисус говорит, что тот, кто опустит руку в блюдо вместе с ним, является «предателем». Что интересно, как во времена Иисуса, так и Леонардо (а в некоторых местах и сегодня) на Ближнем Востоке и в Средиземноморье зачастую на обеденный стол ставили одну чашу с соусом или оливковым маслом на всех.

Каждый человек за столом по очереди опускал в нее свой хлеб. Чаще всего это был круглый стол с миской или горшком в центре. Но Леонардо изобразил Христа и его учеников за прямоугольным столом. Это предоставляет лучший обзор, а также является художественным клише на то время, но, может быть, Леонардо сделал это по другой причине.

Окунать свой хлеб в чашу перед хозяином очень неуважительно, и можно считать, что тот, кто делает подобное, считает, что он лучше, чем хозяин. На картине подобное делает Иуда, причем он также опрокинул соль, что является признаком грядущей неудачи.

Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.

Исследование «Тайной вечери» из тетрадей Леонардо, где у девяти апостолов над головами написаны имена.

Наконец, да Винчи сгруппировал сидящих за столом группами по 3 человека — если учитывать Иисуса, то это выглядит так: 3-3-1-3-3. При этом художник прогнорировал условности, не нарисовав нимбы над Иисусом и его последователями.

Далее он говорит, что только те, кто это сделают, будут иметь вечную жизнь. Некоторые ученые считают, что Леонардо, который был не только скептиком и ученым, но и человеком, которого обвиняли в гомосексуализме во время молодости, когда он жил во Флоренции. В то время это, несомненно, считалось поступком, недостойным «вознесения на небеса» после смерти. Поскольку Леонардо нарисовал учеников группами 3-3-1-3-3, некоторые исследователи утверждают, что этим художник Леонардо указывал на «Плач Иеремии, глава 3: стихи 31-33: «Никто не изгнан от Господа навеки».

Иуда нарисован в стереотипной форме, чтобы быть похожим на еврея и отличаться от остальных

Еще раз присмотримся к картине. Иуда (справа от Иисуса и «Иоанна») - единственный за столом, у кого темная кожа и нос с горбинкой. Он явно похож на еврея.

Картина, как она выглядела в 1970-х до реставрации.

Перед Иудой стоит мешок с деньгами (в Евангелии от Иоанна 12: 6 говорится, что Иуда был вором, не говоря уже о тридцати сребрениках, выплаченных ему за предательство Иисуса), а в его стакане налито молоко, а не вино, как у остальных. Это сделано целенаправленно, чтобы Иуда отличался от остальных буквально в каждой мелочи.

Если бы Иуда пил вино, которое Иисус назвал «своей кровью» и которое якобы является «путем к спасению», он был бы прощен, но Леонардо нарисовал его так, что Иуда выглядит посторонним и не прощенным.

Кто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?

«Тайная вечеря» — знаменитая фреска итальянского художника Леонардо да Винчи.

КТО ГДЕ С ЛЕВА НА ПРАВО.

текст при наведении

текст при наведении

Замечание автору вопроса. На приведённой Вами фотографии изображена "Тайная вечеря" кисти НЕ Леонардо Да Винчи. Оригинал см. выше.

По персонажам, справа налево (чтобы попытаться избежать копирования), по головам (а не по туловищам):

Симон, Фаддей, Матфей, Филипп, Иаков Зеведеев, Фома, Иисус, Иоанн, Пётр, Иуда, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей.

Иуда Искариот (на момент описываемых событий всё ещё апостол) опирается локтем об стол; в руке Петра нож.

Голова Иуды - четвёртая слева.

Позабавила информация в Википедии о реставрации фрески. Особенно в 1726-ом году. Может всё-таки Носовский и Фоменко правы? :)))

Почему википедическая информация позабавила: фреска создана в самом конце XV-го века. Через 20 лет изображение практически стёрлось (исчезло). Ещё через сто лет была проведена ПЕРВАЯ реставрация.

Реставрация чего? Изчезнувшего изображения? Была ли вообще реставрация? Или картина была написана впервые?

Дэн Браун считает (роман "Код Да Винчи"), что слева от Христа изображена Мария Магдалена, а не апостол Иоанн. — 7 лет назад

Конечно это не оригинал самой работы.
Это просто копия, но яркая, разборчивая, детальная, без затирок, оттирок, туманностей, и плохой видимости.Токмо ради этого. — 7 лет назад

Христос в центре стола "Тайной вечери". Композицию Леонардо да Винчи разделил на группы.

Слева первая апостольская тройка. Крайним стоит Варфоломей (Нафанаил), следующий Иаков Алфеев, далее Андрей Первозванный.

Четвёртый апостол Пётр, он перегнулся через Иуду Искариота, говорит что - то Иоанну Богослову. Голова Петра на картине пятая по счёту. Иоанн Богослов у правой руки Христа.

Седьмым сидит апостол Иаков Зеведеев, сзади за ним стоит Фома, голова которого оказалась ближе к Иисусу. Последним в тройке стоит Филипп. В крайней тройке Левий Матфей (стоит), затем Иуда Фаддей(тоже стоит), сидит Симон Кананит.

Иуда предавший Иисуса:


В центре этой картине сидит сам Иисус Христос а справа и слева от него 12 учеников Спасителя. Смотрим фото.


Под номером 5 я сразу узнала Иуду, он в мешочке держит свои 30 серебренников. Именно он предал своего учителя, которого потом казнили. Самого первого можно увидеть Варфоломея, под номером 2 Иакова, а третьим сидит Андрей прозванный первозванный (его брат апостол Пётр). Под номерами 4 и 6 - Петр и Иоанн Богослов. Они разговаривают. Под номером 7 тоже Иаков, но только не Алфеев, а Зеведеев. Под номером 8 - Фома (апостол), которого еще прозвали неверующий. Под номером 9 - Филипп (апостол). Под номером 10 видим Левия Матфея. Под 11 номером тоже Иуда, но Фаддей. Не путать его с Иудой предателем. Под 12 номером видим Симона.

Очень интересная картина. Ее нарисовал великий художник эпохи итальянского возрождения Леонардо Да Винчи. Он же, кстати, является создателем великой картины "Моно Лиза", что находится в Лувре.

Давайте перечислим всех апостолов, которые изображены на картине "Тайная вечерня".

  1. Варфоломей (в честь него кстати назвали историческое событие Варфоломеевская ночь)
  2. Иаков Алфеев
  3. Андрей первозванный (брат апостола Петра)
  4. Апостол Петр
  5. Иуда Искариот - он предал Иисуса Христа, сдав его за 30 серебрянников. Именно он является причиной казни Иисуса.
  6. Иоанн Богослов
  7. Иаков Зеведеев
  8. Апостол Фома
  9. Апостол Филипп
  10. Левий Матфей
  11. Иуда Фаддей (не путать с Иудой Искариотом)
  12. Симон.

Посередине расположился сам Иисус Христос.

Всего 12 апостолов изображено на картине "Тайна вечерня"



Если задано слева направо, то цифрой 1 обозначен апостол Варфоломей. Второй Иаков Алфеев, третий Андрей Первозванный. Апостол Пётр, взволнованный словами Христа про предателя среди апостолов, схватил нож и привстал, он четвёртый. Пятый Иуда Искариот (предавший), он опрокинул солонку, в руке держит кошель со деньгами. Шестой Иоанн Богослов.

По другую сторону Христа сидитседьмым Иаков Зеведеев, за ним стоит восьмым апостол Фома, девятым стоит апостол Филипп. Левий Матфей десятый, одиннадцатый Иуда Фаддей, двенадцатый апостол Симон.

Настенная фреска обезображена проделанной позднее дверью, поэтому часть её утрачена безвозвратно.

"Тайная вечеря" эта картина принадлежит кисти величайшего мастера всех времен Леонардо Да Винчи.


Считается, что художник на своей картине изобразил тот момент, когда Иисус произносит за столом фразу о том, что один из апостолов предаст его.

Апостолы были крайне удивлены, их удивление и смятение отражено на лицах. И реакция каждого также видна. Отчаяние, страх, негодование, смятение.


Фигура Иисуса возвышается в центре стола. Голова его находится в центре картины.


Слева и справа от него его ученики – двенадцать апостолов.

Они изображены группами по трое.

Почти все, после слов учителя устремляются к центру. И только Иуда отшатнулся назад. А в руках сжимает тридцать сребреников.

Тайная вечеря - знаменитая фреска Леонардо да Винчи, она находится в монастыре Санта-Мария-делле-Гр­ ацие в Милане.

На фреске изображен Иисус со своими учениками на последней перед его арестом пасхальной трапезе, это тот момент, когда Иисус предсказывает предательство одного из своих учеников.

Среди искусствоведов нет согласованной версии, кто изображен на фреске Тайная вечеря.

В частности, есть сомнения насчет того, слева от Иисуса сидит Иоанн или Мария Магдалина.

Но все же, считается, что изображена все-таки Мария Магдалина, которую Иисус привел на трапезу, как законную жену:



Здесь показана картина Леонардо да Винчи, который показывает последнюю трапезу Христа с учениками, двенадцатью апостолами, которую автор писал в конце пятнадцатого века, в промежуток времени 1495 - 1495 гг, находясь в доминиканстком монастыре из Милана Санта-Мария-делле-Гр­ ацие.

Это трапеза, которая состоялась перед Пасхой в чистый четверг, тогда Иисус Христос предсказал, что один из всех апостолов предаст, поэтому на лицах всех их сложные эмоции.

Здесь изображены все двенадцать апостолов изображены, хотя живописцы иногда показывают только одиннадцать, словно Иуда ушел и таинство Евхаристии проходило в его отсутствие.

Как узнать Иуду? Часто его показывают обособленно от других апостолов, а еще не показывают лицо так, чтобы его можно было рассмотреть, уловить взгляд.

В том случае, когда Иуда Искариот изображен находящимся среди других учеников, узнать его можно по мешочку, - держит кошелек в руках или тот висит на шее, словно приготовленный для тридцати сребреников (или наличие кошелька еще говорит о том, что Иуда заведовал деньгами в апостольской общине).

Кто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?

Кроме прочего, Иуду можно узнать по темным волосам - среди других самый темный брюнет.

Кто из апостолов и где сидит или стоит на Тайной Вечере (см. фото)?

Иисус Христос показан в центре. Другие апостолы изображены группами по трое, слева направо:

Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»




Фреска Тайная вечеря Леонардо да Винчи в Милане – где находится, как попасть, где купить билеты. Описание произведения, интересные и малоизвестные факты.

Слава этого шедевра, являющегося одним из самых известных произведений художественного искусства, влечет в Милан туристов со всего мира. Тайная вечеря Леонардо да Винчи, написанная им между 1495-1498гг., находится на стене в здании бывшей трапезной монастырского комплекса, рядом с церковью Санта Мария делле Грацие (Santa Maria delle Grazie), расположенной на одноименной площади города. Настенная роспись еще при жизни мастера считалась одной из его лучших работ, оказав ошеломительное влияние на творчество нескольких следующих поколений художников. На протяжении более 500 лет она вызывает неиссякаемый интерес историков, исследователей и романистов, которые до сих пор стремятся разгадать предполагаемые тайны, связанные с великолепной картиной.

Тайная вечеря Леонардо: описание произведения

Тайная вечеря Леонардо да Винчи – это визуальная интерпретация события, записанного во всех четырех канонических книгах христианского Нового завета. Представленная сцена, воссоздающая последнюю трапезу Христа с его учениками, наиболее соответствует описанию, изложенному в 13 главе Евангелие от Иоанна. В своей версии художник изобразил тот момент, когда Иисус объявляет о предательстве одного из присутствующих, вызвав различную реакцию у двенадцати его последователей – от разной степени ужаса до шока и гнева, запечатленную на лицах и в динамичных позах фигур, сидящих за трапезным столом. Таким образом, показывая необыкновенную напряженность между персонажами, Леонардо впервые ввел в художественное искусство великую христианскую драму, что в то время было крайне необычно. Кроме этого, мастер пренебрег традиционными иконописными канонами, осмелившись писать Спасителя без золотой мандорлы (сияния), а окружающих его апостолов – без традиционных нимбов в пользу реалистичности создаваемого шедевра.

Чтобы избавиться от использования ореолов святости, он поместил на заднем плане три окна, самое широкое из которых находится за Иисусом. Исходящий из него свет как бы окружил Спасителя почти божественным сиянием, концентрируя этим все внимание на главном персонаже, а попадавшие из окон трапезной реальные солнечные лучи дополняли и оживляли настенную роспись.

Несмотря на многочисленную критику священнослужителей Церкви, впоследствии они признали, что лучше передать смысл описанной в Евангелие божественной трапезы, как это сделал Леонардо да Винчи, не удавалось еще никому.

Экспериментальное искусство Леонардо да Винчи

До того момента да Винчи не приходилось работать с фресками. Но разве это могло стать препятствием для человека, который из всех методов познания выбирал эмпирический, и никому не верил на слово, предпочитая все проверять на собственном опыте? Он действовал по принципу «мы не ищем легких путей», и в этом случае остался верен ему до конца.
Вместо того чтобы использовать старую добрую технику нанесения темперы на свежую штукатурку (собственно, и подарившую название фреске, произошедшей от итальянского fresco – «свежий»), Леонардо принялся экспериментировать. Предметом его опытов последовательно становились буквально все факторы и этапы, задействованные в создании фресок, начиная от возведения строительных лесов, для которых он пытался изобрести собственные механизмы, и заканчивая составом штукатурки и красок.

Во-первых, ему категорически не подходил метод работы по мокрой штукатурке, которая схватывалась довольно быстро и не позволяла вдумчиво работать над каждым фрагментом и бесконечно дорабатывать его, доводя до совершенства, как обычно писал свои картины Леонардо да Винчи. Во-вторых, традиционная яичная темпера не давала необходимую ему степень яркости красок, поскольку она несколько тускнела и меняла цвет при высыхании. А смешивание пигментов с маслом позволяло получать более выразительные и блестящие краски. Кроме того, можно было достигать разной плотности оттенков: от совсем густых и непрозрачных до тонких, светящихся. Это как нельзя лучше соответствовало любви да Винчи к созданию филигранных светотеневых эффектов и фирменному приему сфумато.

Но и это еще не все. Для того, чтобы сделать масляную эмульсию более приспособленной к требованиям настенной росписи, живописец решает добавить в нее яичный желток, получая таким образом доселе невиданный состав «масляная темпера». Как покажет время, в долгосрочной перспективе смелый эксперимент себя не оправдал.

Интересные факты о Тайной вечере Леонардо да Винчи

  • Наиболее воспроизводимая в мире настенная роспись целиком занимает поперечную стену в огромном зале бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане. Главное, что бросается в глаза при созерцании Тайной вечери Леонардо да Винчи – это необычайная пространственная глубина созданной перспективы. Будучи изобретательным инженером и ученым, художник добился практически объемного изображения, которое, как кажется, приглашает зрителя самому принять участие в драматической сцене. Считается, что наилучшая точка восприятия рассматриваемого шедевра находится, примерно, в 9 метрах от него в глубине зала.
  • Роспись была заказана герцогом Милана Людовико Мария Сфорца (1452-1508), над которой Леонардо да Винчи работал 3 года, предположительно с 1495 по 1498гг. Столь длительный срок, понадобившийся на написание, обусловлен масштабными размерами (4,6х8,8 м), а также многочисленными экспериментами художника с приготовлением красок.
  • Образ каждого из представленных персонажей был написан с реально существовавших в жизни современников Леонардо да Винчи. Известно, что для своего произведения он отыскивал наиболее подходящие типажи, прогуливаясь по улицам Милана, а образ Иуды искал не только в самых злачных его районах, но даже в городской тюрьме.
  • Многие исследователи склоняются к мнению, что на фреске имеется портрет Леонардо да Винчи. Художник запечатлел себя в образе апостола Иуды Фаддея, упоминавшегося в Евангелиях от Иоанна и Луки. Данный неподтверждаемый документально факт на протяжении нескольких столетий остается спорным, однако изображенный образ и анализ имеющихся автопортретов да Винчи наглядно демонстрирует необычайное сходство.


Описание картины «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи

Художник: Леонардо да Винчи Название картины: «Тайная вечеря» Картина написана: 1495—1498 г. Фреска. Размер: 460 × 880 см

Она – гениальна, она – великолепна, ее автор – человек, на столетия опередивший свое время. Она – «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. Тема картины знакома каждому, кто хоть раз читал Библию или просто знаком с ней. Иисус Христос собрал 12 апостолов и объявил о том, что один из них предаст его. Христиане, как известно, переживали в те годы не лучшие времена – их преследовали и распинали на крестах.

Сказать о том, что эта картина проста и написана сочетанием неярких серых красок и ярких одежд апостолов – недостаточно. «Тайная вечеря» — загадка, тревожащая многие умы. Все начинается с того, кто все-таки изображен на фреске, заказанной герцогом Сфорца для церкви Санта-Мария делла Грацие в Милане. Надписи на копии в Лугано гласят, что если рассматривать ее слева направо, то вы увидите изображения Варфоломея, Якова-младшего, Андрея, Иуды, Петра, Иоанна, Фомы, Якова-старшего, Филиппа, Матфея, Фаддея и Симона Зелота.

Дальше начинаются загадки и домыслы. Первая из них – кто сидит по правую руку от Христа – Иоанн или женщина? Причем, если Сын Божий написан в ярко-красном одеянии, то его ученик одет в нежные тона. Такая контрастность олицетворяет извечный антагонизм мужского и женского начал. Интересно, что пространство между Иоанном и Иисусом имеет форму клина, а сами фигуры стилизованы под литеру М. Искусствоведы и историки считают, что это более чем прямой намек на связь Христа с Марией Магдалиной, а символ V всегда означал женское начало.

Еще один момент, о котором ведутся бесчисленные споры – наличие на картине руки, держащей нож, которую нельзя отнести ни к одному из персонажей.

Почему Фома поднимает палец? И Фома ли это? Исследователи пишут о том, что это – Иоанн Креститель. Но вот в чем вопрос – как мог оказаться на тайной вечере человек, чью голову преподнесли Ироду на блюде после танца Саломеи? Еще одна загадка «Тайной вечери» — личность апостола Фаддея, который никто иной, как сам да Винчи.

Примечательно, что все доводы и выводы по поводу творчества гениального да Винчи основаны на том, что он совершал грандиозные открытия и любил придавать мужчинам женственные очертания. Если посмотреть на Иоанна Крестителя, точнее на Фаддея, то еще Фрейд замечал, что очень уж этот святой напоминает альбиноса без волос.

Если присмотреться к столу, за которым сидит Христос с 12 апостолами, то вы увидите на нем вино и хлеб – обязательные элементы сегодняшнего католического причастия –по этой причине многие искусствоведы ставят картину на уровень иконы.

Идеальное расстояние для разглядывания фрески – 30 футов, а перспективы основаны на «божественной пропорции» (идеальные пропорции человеческого тела), которая проявилась в витрувианском человеке. Если пристально рассматривать картину, то в центре ее вы увидите Христа с разведенными руками, лежащими на столе – он образует треугольник, центральной точкой которого является арка, откуда льется свет.

«Тайная вечеря» наполнена глубоким психологизмом, потрясающим знанием человеческих характеров, которые можно рассматривать в контексте образов апостолов. «Один из вас предаст меня» — это одинаковая фраза для всех, но реакция на нее для каждого из последователей Иисуса разная, она отражается в первую очередь, в жестах фигур.

Начать следует с Иуды Искариота. Все, кто рисовал его до Леонардо утверждали одно – этот человек является злодеем. Он должен быть расположен поодаль от всех остальных и стать изгоем. Да Винчи эту традицию сломал. Объединив его с остальными учениками, он все же наполнил образ Иуды «сигналами» — предательские серебрянники в мешке и рассыпанная соль, которая означает угрозу.

Слова Христа докатились и до остальных участников тайной вечери – сидящие по левую руку люди объединены единым порывом. Филипп недоуменно смотрит на своего учителя – его слова вызвали у юноши шок, Яков-старший может лишь развести руками, а рука Фомы поднята вверх – он в очередной раз не верит.

Противоположные этой группе фигуры отделены от Иисуса небольшим расстоянием, но новость произвела впечатление и на них. Уродливый профиль предателя Иуды контрастирует с чистым ликом учителя и с прекрасным лицом женственного Иоанна (Марии Магдалены?). Петр шепчет на ему на ухо, чтобы тот узнал, кто предатель и хватается за меч, стремясь защитить Христа.

Головы трех остальных апостолов повернуты к Иисусу в немом вопрошании. Матфей вытянул руки к учителю, а голова его повернута к Фаддею, мужчине в возрасте, который, как надеется апостол, может дать хоть какое-то объяснение происходящему. Недоуменный жест Фаддея так же говорит о том, что слова Христа он слышит в первый раз. Крайние фигуры по обе стороны стола замыкают композиции фрески и, кажется, останавливают движение.

«Тайную вечерю» читают самым завершенным и самым популярным произведением да Винчи после «Джоконды». При этом, фреска не детализирована, не декорирована, она проста как сама жизнь. Фигуру Христа – символа самопожертвования во имя других апостолы окружают так, чтобы подчеркнуть ее значимость и величие. Леонардо разбивает всех персонажей на отдельные группы, подчеркивая пластику их движений. Примечательно, что небольшой стол практически пуст – это лишь заставляет смотреть только на образы апостолов людей всего мира на протяжении веков.

… Один из постеров рекламной кампании Remember+ Milan изображает собак в нарядах апостолов и Христа, только Иуда оставлен человеком. Надпись через весь баннер вещает: One of you betrays us. Общестова по защите окружающей среды так хотели показать жестокость людей, бросивших бездомных животных.

… После «Кода да Винчи» заговорили о том, что в произведениях Леонардо сокрыты тайные символы. Причем, все больше говорят об этом искусствоведы. Кажется, что гений словно смеется над недалекими людьми своей эпохи, рисуя женоподобного Иоанна или загадочную Лизу Герардини. Что же на самом деле скрывал Леонардо – еще предстоит узнать.

Тайная вечеря — испытания временем и возрождение шедевра

Леонардо да Винчи не устраивала традиционная техника написания фрески, предусматривавшая нанесение мазков краски по влажной штукатурке, так как при этом он не имел возможности прорисовывать мельчайшие детали и видеть в полной мере натуральность получаемого цвета, терявшего при окончательном высыхании свою изначальную яркость. Кроме того, подобный способ создания настенной росписи, применявшийся большинством его современников, требовал быстрой работы набело и не позволял заново перекрашивать поверхность, что было неприемлемо для Леонардо, часто вносившего изменения и дополнения в создаваемое им то или иное художественное произведение. Поэтому, чтобы не жертвовать мастерством исполнения, художник в качестве эксперимента использовал смесь темперы и масла, нанося получившуюся краску непосредственно по сухой штукатурке. Однако он не знал или же не принял во внимание, что столь плотное сухое основание не было способно впитать в полной мере приготовленную на масляной основе краску, которая уже через несколько лет начала шелушиться и отслаиваться от стены, в результате чего мастеру еще при жизни пришлось собственноручно исправлять и восстанавливать испорченные фрагменты.

В 1652 году жители монастыря вырезали новую дверь в стене с уже изрядно осыпавшейся фреской, удалив при этом небольшую ее часть, на которой были изображены ноги Христа. В дальнейшем, многочисленные и неумело проведенные реставрации, начавшиеся уже в XVI веке, только усугубили плачевное состояние шедевра. Лишь в 1954 году Тайная вечеря Леонардо да Винчи была расчищена от нанесенных ранее слоев, выявленные остатки подлинной живописи закреплены, а некоторые утраченные фрагменты восстановлены по старинным копиям. Как известно, трое учеников художника сделали полномасштабные копии с оригинала фрески Леонардо да Винчи. В частности, хранящаяся сегодня в лондонской Королевской академии художеств картина Тайная вечеря, воспроизведенная на холсте в мельчайших деталях Джампетрино (Giovan Pietro Rizzoli), была взята за основу при последних восстановительных работах, завершенных в 1999 году.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: описание, билеты


Тайная вечеря. Копия Джампетрино. 1520г.

Еще один подобный экземпляр работы итальянского живописца Андреа Солари (Andrea di Bartoli Solari, 1460-1524) находится в монастыре аббатства Тонгерло в Бельгии, а третий, работы Чезаре да Сесто(Cesare da Sesto, 1477-1523) – в церкви Сан Амброджо в Швейцарии. Благодаря этим точным копиям, оригинал Тайной вечери Леонардо да Винчи не был утрачена безвозвратно и сегодня его по-прежнему можно лицезреть в здании, находящемся рядом с церковью Санта Мария делле Грацие на одноименной площади Милана.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: описание, билеты

Как посетить и где купить билеты

Тайная вечеря Леонардо да Винчи, несомненно, одна из самых привлекательных достопримечательностей Милана. Однако количество поступающих в продажу билетов очень ограничено, так как здание бывшей трапезной монастыря Санта Мария делле Грацие абсолютно не приспособлено для приема большого количества туристов.

Тайная вечеря Леонардо да Винчи: описание, билеты

В помещение допускаются лишь небольшие группы, порядка 20-25 человек, которые могут созерцать шедевр в течение 15 минут. Так как поток желающих практически никогда не иссякает, билеты необходимо покупать заранее, не менее чем за 1-2 месяца либо через официальный сайт, либо через сайт авторизованного партнера, приведенные в форме ниже.

Подробно обо всех доступных способах где и как купить билеты на Тайную Вечерю Леонардо мы писали здесь

Предварительное бронирование билетов на Тайную Вечерю является обязательным. При этом стоит учитывать, что приобретенные билеты он-лайн, можно получить в кассах только при предъявлении документа, удостоверяющего личность заявленного в заказе посетителя, и не менее чем за 30мин до обозначенного времени.





Лиха беда начало: кто заказал Леонардо «Тайную вечерю»

В 1494 году герцогом Милана стал одиозный и честолюбивый Лодовико Сфорца. Несмотря на все амбиции и слабости, в той или иной мере присущие, надо сказать, почти всякому выдающемуся государственному деятелю, Лодовико немало послужил на благо своей вотчины и достиг значительных дипломатических успехов, добившись мирных отношений с Флоренцией, Венецией и Римом. Немало внимания уделял он и развитию сельского хозяйства, промышленности, науки и культуры. Из живописцев он особо благоволил Леонардо да Винчи. Его кисти принадлежит портрет любовницы Лодовико и матери его сына Чечилии (Цецилии) Галлерани, более известный как «Дама с горностаем». Предположительно, живописец увековечил и законную супругу герцога Беатриче д`Эсте, а также вторую его фаворитку и мать еще одного незаконнорожденного сына Лукрецию Кривелли.
Домовой церковью Лодовико была капелла при доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие, а его настоятель был близким другом герцога. Правитель Милана стал спонсором масштабной реконструкции церкви, которую видел будущим мавзолеем и памятником династии Сфорца. Тщеславные планы усугубились внезапной кончиной жены Беатриче и дочери Бьянки в 1497 году, спустя два года после того, как Леонардо начал работу над «Тайной вечерей».

В 1495 году, когда живописец получил заказ расписать одну из стен трапезной капеллы девятиметровой фреской с популярным евангельским сюжетом, повествующим о последней встрече Христа с апостолами, где он впервые явил своим ученикам таинство евхаристии, никто даже подозревать не мог, какая долгая и непростая судьба ее ждет.

Читайте также: