Светильники для подсветки кухонного стола

Обновлено: 07.05.2024

На какой высоте должен висеть светильник над столом, и что делать, если этот стол — складной?

Ольга Кружаленкова

Российский подход к планировке кухни сильно отличается от западного. Не расположением и цветом гарнитура, конечно. А ролью и назначением самого помещения. Если в Европе совершенно нормально иметь «рабочую» кухню со шкафчиками по трем стенам (обедать предполагается в другой комнате), то в России такой сценарий — из ряда вон. Стол быть на кухне обязан. Ну или хотя бы барная стойка или место для завтраков на «острове». Причем, это нерушимое правило касается как миниатюрных кухонь, так и просторных, объединенных с гостиной. Почему это что-то меняет в стратегии освещения пространства? И что конкретно рекомендуют нам светотехники?

Используйте принцип театральных осветителей
Сколько раз вы читали в журналах и блогах избитую фразу о том, что в кухне мы «не только обедаем». Банально, но факт: мы занимаемся здесь с детьми (пока на плите кипит суп) и работаем на ноутбуке (поскольку в большинстве квартир попросту нет выделенного кабинета). Нужно уединиться, чтобы почитать в тишине? Поиграть в настольные игры? Поговорить с подругой «за закрытой дверью», чтобы никто не слышал?… В общем, вы поняли — у кухни много ролей и далеко не все они связаны с посиделками за рюмкой чая.

И тем не менее, какая связь активной роли кухни со светом над столом? Почему дизайнеры так настойчиво советуют иметь над ним один или несколько светильников? Первая и самая очевидная причина — сценарии.

Представьте, что лампочка в кухонном светильнике — это прожектор на театральной сцене: направили его на стол — и сделали центром притяжения внимания. Свет над столом разрывает однородность общего и местного освещения кухни, и это очень правильно.

Создайте правильную атмосферу
Современные кухни — под стать автомобилям: индивидуальные комплектации, огромный выбор аксессуаров и дополнений, разнообразие материалов и фактур. К сожалению, часто происходит так, что люди придают огромное значение дизайну и планировке кухонной мебели, вдумчиво подходят к ее наполнению, тратят много времени и средств, разрабатывая «свою» кухню. А освещение на кухне ограничивается общим фоновым и локальным над рабочей поверхностью (да, о том, как важно «не заслонять себе свет затылком» все уже давно поняли — спасибо дизайн-блогам).

Но свет на кухне — это не только «целые пальцы» в момент нарезания салата, это не просто функция. Свет — это изменение эстетики пространства. И продумывать кухонный свет важно не только с позиции комфорта, но и для получения удовольствия от нахождения в этом пространстве. И мы опять возвращаемся к светильнику над столом — он отвечает прежде всего за «атмосферность».

Сделайте акцент на светильнике
Оптимальным вариантом освещения обеденной зоны считаются светильники на подвесе. Важно, чтобы светильник был красивым (оригинальным, необычным) — как угодно назовите. Это та «вишенка на торте», что соберет интерьер в единое целое, придаст ему законченность и характер. Причем не только в темное время суток — речь скорее про то, как будет восприниматься светильник над столом днем.

Применение «ракеток», «тарелок» и прочих функциональных невзрачностей оправдано только там, где нет возможности использовать что-либо другое, например, при очень низких потолках.

Учитывайте высоту помещения
Подвешивайте светильники достаточно высоко — люди, собравшиеся за столом, должны видеть друг друга, свет ламп не должен слепить им глаза. Нижняя часть светильника должна находиться на 75 см выше уровня стола для кухни с низким потолком (или 150 см от пола). Если вы — счастливый обладатель трехметровых потолков, сделайте расстояние чуть больше: около 80 см над столом или 160 см от пола.

Важно: Если ваша люстра на цепи, отрегулировать высоту очень просто, уменьшив количество звеньев. Если светильник висит на шнуре, этот шнур также легко укоротить до нужного размера. А вот если светильник имеет жесткое крепление, так называемый шток, изменить его высоту не всегда возможно. Поэтому внимательно изучите информацию в каталоге производителя, сделайте расчеты, учитывая высоту вашей кухни, и только потом покупайте нужную модель.

Учитывайте размеры стола
Прежде чем выбирать светильник, определитесь с размером и формой. Как правило, люстра не должна быть больше ширины или диаметра стола.

Над круглым или квадратным столом небольшого размера обычно предполагается одиночный подвесной светильник. Он может быть небольшим, а может — внушительным. И вот как раз в этом случае важно правильно рассчитать диаметр: отнимите 30 см от диаметра стола, иначе светильник будет «давить своим объемом» — сидящие за столом будут чувствовать дискомфорт. Скажем, в просторном помещении над столом диаметром 120 см будет красиво и соразмерно смотреться люстра диаметром до 90 см.

Если стол большой и вытянутый, сделайте линию из одиночных подвесов, четко определив расстояние между светильниками.

  • Использовать трековую систему с возможностью менять положение и направление светильников. Разложили стол — переставили головки светильников — выделили стол световым пятном. Пример в интерьере на фото: стол в гостиной составляется из нескольких мобильных столешниц, перемещающихся по рельсу вдоль подоконника.
  • Запланировать центральный светильник в предполагаемом месте разложения стола. Обычно так бывает с компактными кухнями, где крыло обеденного стола опускают после использования. Но у стола тем не менее все равно есть «место прописки» (в другом его попросту не поставить).

Добавьте акцентную подсветку
Если площадь кухни или кухни-гостиной более 12 кв. метров и стол имеет достаточные размеры — советую добавить акцентного света в зоне стола. Это подчеркнет блеск столовых приборов, стекла и фарфора, выделит вазы с цветами. Используйте для этой цели точечные светильники небольшого размера маленькой мощности с возможностью регулирования направления света.

Совет: Располагайте эти светильники между центром люстры и краями стола, направив свет в его центр. Не направляйте свет на стулья — лучи, падающие сверху вниз, создадут неприятные тени на лицах сидящих людей.

Дозируйте количество света
Используйте диммер для центральной люстры, а все остальные светильники — общее освещение, подсветку рабочих зон и т.д. — включайте с помощью самостоятельных клавиш. Это особенно важно при открытых планировках, ведь таким образом мы не только создаем комфорт себе и домочадцам. Но и экономим электроэнергию.

Необыкновенное чудо обыкновенного подсвечника
Странно слышать такое от светодизайнера, но я скажу: почаще зажигайте свечи! Это — ваши маленькие волшебные палочки. Хотите романтики для двоих — выключите электрическое основное освещение и зажгите свечи. Отмечаете Новый год или торжественно принимаете гостей — добавьте мерцание живого огня. Пламя свечей подсознательно ассоциируется с безопасностью и теплом — еще с тех далеких времен, когда не было электричества, и яркие языки пламени несли пищу и укрытие.

ВАША ОЧЕРЕДЬ...
А какие световые сценарии используете вы на своей кухне? Расскажите нам в комментариях под статьей!

Фотоохоота: 93 идеи для освещения обеденного стола

Включаем свет и воображение, чтобы за обеденным столом стало светлее

Татьяна Ротанова

Автор Houzz, интерьерный журналист. Слежу за дизайном, пишу о дизайне, живу дизайном. В постоянном поиске оригинальных идей, новых подходов, смелых решений. Мечтаю, чтобы среди интерьеров было больше оригиналов, чем копий, а не наоборот.

Именно обеденный стол собирает вместе всех домочадцев, друзей и близких. Здесь мы не только трапезничаем, но и общаемся — а значит, одиночным подвесным светильником для такой многофункциональной зоны не обойтись. А удобства и подходящего настроения в этом многообразии можно добиться разными средствами — в том числе и за счет выбора правильного сценария освещения.

Чтобы полностью погрузиться в просмотр, мы советуем нажать на первое фото и перейти в полноэкранный режим. И далее — перелистывать крупные картинки и наслаждаться нашей подборкой ярких идей для освещения обеденного стола. На некоторых фото вам встретятся зеленые ярлычки, которые содержат дополнительную информацию о предметах, использованных в данном интерьере. Под фотографиями можно найти информацию о проекте и используемых приемах и материалах. Делитесь своими идеями в комментариях после статьи!

1. Естественный свет
Расположив обеденный стол напротив окон, вы решаете проблему освещения хотя бы в светлое время суток. Не все, правда, могут похвастаться обилием естественного света: в этой стокгольмской квартире большие окна остались от швейной фабрики, которая здесь ранее размещалась.

2. Одиночный светильник над столом
Для создания атмосферы камерности и уюта используем н изко свисающий над обеденным столом подвес. В этом интерьере авторы проекта повесили дизайнерский светильник, дающий рассеянный свет, играющий с тенями.

Люстра: Suspension Bau Small от Normann Copenhagen; с тулья: Chaise Masters, диз. Филипп Старк (Philippe Starck) для Kartell

3. Равномерное освещение
Люстра-артишок, созданная знаменитым дизайнером Полем Хеннингсеном ( Poul Henningsen ), и ее реплики — это не только арт-объекты в выключенном состоянии. Во включенном виде люстра создает равномерное безбликовое освещение на все 360 градусов за счет «лепестков».

4. Мансардные окна
Отсутствие или недостаток обычных окон можно компенсировать окнами в крыше. К тому же они пропускают до двух раз больше света, чем обычные вертикальные окна в стене.

5. Свет свыше
Главное правило при выборе мансардного окна или окон — площадь остекления должна составлять не менее 10% от площади освещаемого помещения. То есть если площадь окна равна 0,9 кв.м, то его будет достаточно для освещения помещения в 9 кв м.

Стул: Victoria Ghost Chair, диз. Филипп Старк (Philippe Starck) для Kartell

6. Множим свет
Чтобы удвоить освещение обеденной зоны, размещаем зеркало напротив светильника, как в этом доме в Германии.

Стулья: Eames Plastic Side Chair (DSR) от Vitra

7. В четырех стенах
Если же естественное освещение отсутствует как таковое, то одним зеркалом над обеденным столом не обойтись. Хрустальная люстра и зеркальные стены приумножат свет.

8. Добавь огня
Дополнительным источником освещения может стать небольшой биокамин, огонь от которого множится в размещенном рядом зеркале или стеклянной панели.

Люстра: Moooi

9. По все фронтам
Большой обеденный стол требует достойного освещения — пусть это будет потолочная люстра, торшер и огромное напольное зеркало для их отражения.

10. Локальное отражение
Увеличить поток света поможет и потолочная мозаика: в этой чикагской квартире зеркальные « соты » собирают свет из окна и от люстры.

11. Несколько сценариев освещения
Почему бы не предусмотреть несколько сценариев включения для одних и тех же светильников? Переключая свет с верхнего на нижний мы создаем различную атмосферу — бодрую и яркую для праздничного приема или успокаивающую и приглушенную для будничной трапезы .


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ...
Кухня недели: Заповедник дизайна в студийном пространстве

12. Много не бывает
Одним осветительным прибором над обеденным столом точно не обойтись —поводы собраться за ним бывают разными: потолочный светильник — для обычных будней в семейном кругу, свечи — для романтичных вечеров.

13. Обозначаем границы
Если обеденный стол находится вблизи зоны для приготовления пищи, то такое соседство нужно разграничить светом. Например, повесить обычную люстру для обеденной зоны, а трековые светильники — для зоны готовки.

14. Акцентное освещение
Трековые светильники позволяют создавать различные акценты в помещении: можно выделить светом ту или иную деталь на обеденном столе или в окружающем декоре.

15. Светильники на шинопроводе
Светильники на шинопроводе — наиболее удачный вариант для больших многофункциональных помещений: ими можно осветить нужную зону, « поймать » тот или иной предмет.

16. Точечное освещение
За освещением обеденного стола не стоит забывать о других важных предметах этой зоны — стульях. Выделить их можно одиночными вращающимися светильниками.

17. В движении
Выбор трековых систем освещения может быть связан с особенностями планировки обеденной зоны. Например, в этой московской кухне обеденный стол — трансформер, состоящий из нескольких частей. И при их перемещении смещается и световой акцент.

18. На колесах
В качестве дополнительного осветительного прибора можно использовать напольную лампу, которую для большей мобильности можно поставить на скейтборд.

19. Без отрыва от дела
Не забывайте, что обеденная зона может быть использована не только по прямому назначению. Например, на кухонном диванчике можно расположиться с книгой — и тут без дополнительного источника света ну никак!

20. Двоится в глазах
Если световое пятно от одиночного светильника не покрывает полностью поверхность обеденного стола, найдите ему компаньона.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ…
Houzz тур: Подмосковная дача с качелями и дровяной печью

21. Сладкая парочка
Парные светильники важно расположить не слишком близко, но и не слишком далеко друг от друга: ровно на такое расстояние, чтобы столешница была полностью покрыта светом.

Светильники: Eichholtz

22. На разных уровнях
Высота подвесов не обязательно должна быть одинаковой: асимметрия придаст динамику излишне спокойному интерьеру обеденной зоны.

23. Выше-ниже
В идеале длина провода подвесного светильника над обеденным столом должна регулироваться, как в этой московской квартире — чтобы менять освещение (с яркого на тусклое) и атмосферу вокруг.

24. Регулируем высоту
У некоторых подвесных светильников есть специальный механизм, который позволит корректировать высоту без особых усилий.

26. Добавь ритма
Число светильников над обеденным столом можно выбрать, исходя не только из потребности в освещенности, но и из ритмических составляющих зоны (числа полок, стульев).

27. Ослепительно!
Чтобы светильник не слепил сидящих за обеденным столом, стоит отдать предпочтение плафонам, рассеивающим свет.

Светильники: 19th C. Casbah от Crystal Chandelier

28. Гибкий подход
Настенные бра на телескопических направляющих подойдут для освещения больших помещений — их конструкция позволяет управлять световыми потоками и их направлением.

29. Приспособленец
Регулируемые светильники отлично справятся с освещением обеденной зоны на разные случаи жизни. Эти светильники меняются и приспосабливаются под ваши задачи.

30. Светильники на шарнирных ножках
Подвесные светильники на шарнирных ножках над обеденным столом — очень гибкое решение. Опустите пониже для уютной камерной атмосферы — поднимите повыше для общего света.

31. Вверх тормашками
Поставьте идею освещения обеденного стола с ног на голову, разместив настольную лампу… на потолке.

Дизайн: Roma & Ro .

32. Боковой свет
В роли дополнительного освещения обеденной зоны может выступить и светодиодная подсветка стоящего рядом шкафа.

33. Стена понимания
Боковая подсветка стены также может дополнить основное освещение обеденной зоны, привнеся элемент камерности.

Стул: Tolix A56 Armchair

34. Грани разумного
Соседство разных светильников и световых схем может разделить разные зоны кухни — для обеда и для приготовления пищи. Не бойтесь комбинировать различные по форме, цвету и стилю осветительные приборы.

35. Трое из ларца
Одной из важных дизайнерских находок в этой гостиной квартиры на Тверской стали светильники Artemide. Их три, но они работают как один. В них есть функция RGB и управление цветом с пульта. А в выключенном состоянии они вносят иллюзию зеркальности и блеска в матовые и выдержанные тона.

36. На привязи
Одиночные подвесы на длинных шнурах редко используются поодиночке. Без « компаньона » или « компании » такого освещения для обеденной зоны порой недостаточно. Не ищите подобия — используйте асимметрию, шнуры разной длины.

37. Один в поле не воин
Каскад подвесных светильников — это современная альтернатива люстре. Также они делят пространство и служат своеобразной разграничительной линией.

38. В одной связке
П одвесы станут ярким элементом обеденной зоны — их скопление меняет пропорции помещения и расставляет нужные акценты светом.

39. Устроить темную
Люстры с темными плафонами смотрятся роскошно, но без дополнительного источника света в обеденной зоне не обойтись. Ведь они пропускают лишь 20% света от установленных в них ламп.

Стол: Maison Est ; стул: Home Concepts ; светильник: About Space

40. В разные стороны
Использование на кухне одиночного осветительного прибора считается ошибкой, так как различные зоны должны освещаться по разным сценариям. Другое дело, если этот светильник оснащен регулируемыми плафонами.

41. Приятного аппетита
Обеденный стол должен быть хорошо освещен, так что не бойтесь переусердствовать с числом светильников. Плохое освещение не стимулирует аппетит, и блюда кажутся не столь вкусными.

42. Поставить точку
Точечная подсветка, встроенная в натяжной потолок, выступает как дополнительный источник света. Но без центрального освещения не обойтись — точечный свет не такой яркий и приятный.

Люстра: Endless

43. На уровне
Рассчитайте размещение подвесных ламп так, чтобы не задевать их головой, вставая из-за обеденного стола. Например, расположите подвесы строго по центру стола.

44. На проводе
Люстру для освещения обеденного стола можно собрать самостоятельно — в соответствии со своими потребностями — из одиночных светильников на проводе.

45. Твердо стоять на ногах
Обеденный стол освещают отнюдь не только за счет люстры под потолком. Торшер для этих целей — более удобный вариант, ведь его всегда можно поставить туда, где нужен свет.

46. В ногу со временем
Один торшер в интерьере может заменить несколько ламп: высота и направление света легко меняется на моделях с гибкими штативами.

47. Направленный свет
Арочный торшер на дугообразном штативе предназначен, скорее, для направленного освещения.

48. Встань в угол
Торшер подкупает своей мобильностью: его всегда можно задвинуть в угол и использовать в освещении обеденного стола только по случаю.

49. Вот такой рассеянный
Несмотря на то, что с французского торшер переводится как «факел», свет от него порой довольно приглушенный. Усилить эффект рассеянного света можно с помощью бумажного абажура.

50. Где надо
Освещение обеденного стола вовсе не должно быть статичным — с торшером вы можете перемещать его в нужное место.

Торшер: Uno Floor Light, Richard Taylor Designs;
стул: Tolix A chair

51. По всем фронтам
Световой сценарий обеденной зоны может подразумевать несколько вариантов освещения: светодиодная лента на потолке, бра на стене и лампа на гибком штативе.

Вопрос: Как выбрать подсветку для кухни

Споты, ленты, подвесные светильники. А может быть, она вообще не нужна, если кухня маленькая?

Наталья Преображенская

Какого-то стандарта, как подсвечивать столешницу, нет. Но есть здравый смысл. Крошечной кухне-нише «на два шкафа» может хватить и подсветки от вытяжки; пятиметровой кухне в хрущёвке — дополнительной подсветки над мойкой. Во всех остальных случаях я рекомендую подсвечивать кухонный фронт целиком.

А вот как именно подсвечивать кухонную столешницу — возможны варианты.

Насколько яркой должна быть подсветка?
Такой, чтобы нейтрализовать тень от собственной головы и комфортно работать на поверхности.

Стоит вам подойти к столешнице, основное освещение оказывается у вас за спиной. В итоге вы всё время в тени, которую отбрасывает ваше собственное тело. Если не включить подсветку — глаза напрягаются, есть риск порезаться или обжечься. Если включить слишком яркую — глазам снова некомфортно. Освещение должно быть достаточным, но не избыточным. Для люминесцентных и галогенных ламп оптимальной считается мощность 40 – 50 Вт/кв.м; для светодиодной ленты — в десять раз меньше.

Совет: избегайте резких контрастов
Красивые кадры, когда подсветка кухни включается в полной темноте, делаются для портфолио. Например, здесь, когда мы снимали проект нашей студии, мне важно было показать подсветку цоколя. Готовить в таких условиях (в темноте, при свете подсветки) — больно глазам. Обязательно включайте общий верхний свет.

ДЛЯ НОВОЙ КУХНИ
Встроенная скрытая подсветка
Такую обычно делают в момент проектирования мебели. Дело в том, что любая скрытая подсветка предполагает аккуратные выпилы в дне шкафчика. На оборудовании в момент изготовления их выполнить легче, чем сборщику при навеске шкафов.

1. Споты — не лучшая идея
Самый популярный и бюджетный вариант — точечная встройка в дно подвесного шкафа. Я бы не назвала эту идею удачной. Дело в том, что свет от спотов расходится пучками. И в отличие от потолочных спотов (когда до поверхности ещё два с лишним метра и пучок успевает «рассеяться»), подсветка спотами над столешницей напрягает глаза. Большинство из нас и так проводят день за экраном компьютера, зачем давать глазам дополнительную нагрузку?

2. Линия ближе к дверце
Вместо точек, советую «линию»: в днище верхних шкафов выполняются пазы под светодиодную ленту. Этот способ не только комфортный для глаз, так как подсветка направлена строго вниз, но ещё и самый незаметный. Пазы эргономичнее всего делать ближе к дверцам либо по центру днища шкафчика: так будет подсвечиваться именно столешница. Варианты расположения подсветки в углу — на стыке мебели и стены — больше подходят для ситуаций, когда подсветка монтируется поверх готового гарнитура. В этом случае свет из угла не будет бить вам в глаза.

3. Светильник-фартук
Очень эстетичный вариант — светодиодная подсветка под шкафами: лента, которая подсвечивает стеклянный фартук изнутри. Добиться этого эффекта помогает алюминиевый профиль, в который вставляются и лента, и само стекло. Свет от светодиодов рассеивается, а фартук при включении превращается в большой светильник.

4. Бренд-варианты
Премиальные бренды встраивают подсветку рабочей зоны внутрь кухни. Это практично и очень красиво, появляется эффект парящих полок и светового окна. Увы, поставить такую кухню, как на фото, можно только в проект с серьёзным бюджетом.

ДЛЯ ГОТОВОЙ КУХНИ
Накладная подсветка рабочей поверхности
Удача, если на фартуке предусмотрены розетки: это снимает основные вопросы подключения, хотя с проводами на виду придётся мириться. Подсветку в любом случае нужно будет использовать накладную. В от какие бывают варианты.

Световые балки. Они бывают большими и компактными, могут иметь разную длину, а продаются буквально везде — от ИКЕА до магазинов электрооборудования. Подключаются через розетку, монтируются на пару саморезов — проще системы не придумаешь. Удобнее всего модели с установкой вплотную друг к другу — они собираются в сплошную линию, а питание подводят только к крайней.

Светодиодная лента. Главное преимущество ленты — компактные размеры. Такая подсветка смотрится почти как встроенная (ключевое слово — « почти » , хотя в выключенном состоянии лента практически не видна под шкафом). Минус в том, что ленты бывают с защитой от влаги и без — и первые стоят куда дороже вторых. Нужная вам степень влагозащиты — IP 65. Как вариант, светодиодную подсветку под шкафами можно пустить по коробу (плафону), рассеивающему свет. Тогда подсветка станет гораздо заметнее в интерьере.

Какая светодиодная лента лучше для кухни, и чем ещё отличаются недорогие ленты от премиальных? В первую очередь — яркостью: чем выше цена, тем больше вероятность получить современные и более эффективные светодиоды. У недорогих систем свечение будет слегка синеватым, люксовые дают чистый белый свет (не искажают цвет продуктов). Ещё у премиальных будет надёжнее клейкий слой: такая не отвалится от шкафа уже через пару месяцев интенсивного использования.

Стоимость подсветки зависит и от производителя. Дороже всего европейские бренды (итальянский Domus Line, немецкая Elektra), доступнее — южнокорейские (Feelux, Solalux) или китайско-российские варианты от Pulse.

Обычные лампы-бра. Ещё лампы можно крепить по верхней линии шкафов — обычно такой принцип применяют в гардеробных. Но удачной этой идею не назовёшь: оптимальная высота для подсветки — не выше 80 см от столешницы. При размещении на шкафу лампы оказываются слишком высоко.

Вариант с бра хорош, когда на кухне нет верхней линии шкафов (соответственно, нет возможности спрятать подсветку под дном).

Подвесы. Иногда на кухне без верхнего ряда монтируют светодиодную ленту по верхней границе кухонного фартука. Решение спорное — слишком слепит глаза. Куда логичнее «спустить» светильники сверху. Важные нюансы — влагозащита (ищите маркировку IP 65) и высота монтажа (от 60 см и выше от поверхности).

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ…

…Уже есть подсветка внутри шкафа, и он стеклянный
С точки зрения эстетики у меня нет вопросов к этому приёму. А вот с точки зрения практичности — есть. Подсветка в шкафу облегчает поиск нужной банки или пакетика с приправами. Если вы храните в витрине красивую посуду, она будет интригующе переливаться на свету.

Но подсветить таким образом рабочую поверхность вряд ли получится, так что всё равно потребуется монтировать отдельную систему подсветки. Кстати, велика вероятность, что свет из-под стекла будет бить вам прямо в глаза — и во время готовки его, наоборот, захочется выключить.

…Забыли про розетку на фартуке
Придётся либо тянуть провода через кухню, либо искать решение на батарейках. Это могут быть светодиодные фонари-споты: многие модели оснащены сенсорами и включаются прикосновением. П равда, если у вас таких фонарей пять, каждый придётся включать по отдельности. Обратите внимание: не все беспроводные споты подходят для установки на кухне. Те, что вам подойдут, должны иметь высокий класс защиты от механического воздействия и воды (выше 54 IP).

Второй вариант — световые короба, которые работают на аккумуляторах. Это экономно и практично: некоторые светильники можно зарядить зарядкой от телефона! Преимущество и в том, что под шкаф не придётся клеить десять спотов: короба бывают плоскими и почти не заметными.

Как правильно: Освещать обеденный стол

Читайте также: