Edc16c34 подключение на столе

Обновлено: 19.05.2024

В последнее время участились увалы блоков управления Bosch EDC16C39 и EDC16CP34 на дизельных автомобилях Kia\Hyundai. Участились не в процентном соотношении, а, скорее, в количественном. В нашу техподдержку всё чаще и чаще приходят вопросы а-ля ". записал прошивку из каталога. теперь машина не заводится. в чём может быть проблема?"

В половине случаев, проблема заключается в том, что мастера не читают инструкцию к используемому оборудованию. Причём, чем более опытным считает себя мастер, тем смелее он берётся за незнакомый блок управления, даже не читая информацию по работе с ним.

Во второй половине случаев, у используемого оборудования попросту нет внятной инструкции. Увы, но и это правда - современные загрузчики уже давно стали, что называется "юзер-френдли", с интуитивно понятным интерфейсом и двумя кнопками - "считать" и "записать". Вроде всё просто, но нюансы присутствуют, а нормальный хелп с этими нюансами работы есть лишь у некоторых приборов.

Как бы там ни было, кто бы не был виноват, мы искренне хотим, чтоб увалов было меньше. Тем более, при использовании прошивок из нашего каталога. Поэтому мы решили написать небольшую шпаргалку по блокам серии Bosch EDC16 на дизельных Kia\Hyundai.


Итак, первый важный момент, который следует понять - прошивки блоков управления Bosch EDC16 автомобилей Kia\Hyundai условно делятся на несколько областей:

[0x30] Управляющая программа

[0x50] Основная область калибровок

[0x80] Дополнительная область калибровок

(число в квадратных скобках - это идентификатор области)

Сразу же обратите внимание, что областей калибровок две (!), а не одна.

Области не обязательно хранятся последовательно в теле прошивки, но образуют собой логическую последовательность, в том смысле, что первая область содержит в себе ссылку на вторую область, вторая на третью и т.д. Помимо этого, каждая последующая область имеет зависимости от предыдущих. Как минимум, контрольная сумма каждой последующей области зависит от контрольных сумм предыдущих областей. Вполне вероятно, что есть и другие зависимости.


Второй важный нюанс, который следует не столько понять, сколько принять - практически любая тюнинговая прошивка (в том числе и из нашего каталога) отличается от стоковой в обеих(!) областях калибровок.

Таким образом, повторимся, практически любая тюнинговая прошивка (в том числе и из нашего каталога) отличается от стоковой в обеих областях калибровок. И задача мастера, который прошивает автомобиль - сделать так, чтобы обе области калибровок, в которые были внесены изменения, были записаны в блок управления.


А теперь самый важный нюанс, на котором все спотыкаются и "прикладывают" блоки. Именно на Kia\Hyundai с EDC16, как правило, загрузчики по OBD2 умеют читать\писать только основную область калибровок (ту которая с идентификатором [0x50]), а дополнительную область калибровок [0x80] они НЕ читают (но некоторые загрузчики умеют её записывать).

В итоге, самый распространённый сценарий увала выглядит так:

- Мастер считывает по OBD2 прошивку с автомобиля. Хотя по факту, считывается лишь "обрезок" прошивки, содержащий только основную область калибровок [0x50];

- По идентификаторам в считанном "обрезке" мастер подбирает тюнинг-прошивку;

- А затем, также по OBD2, тем же модулем загрузчика, той же вкладкой, мастер пытается записать тюнинг-прошивку, которая, в свою очередь, уже является полным образом памяти ЭБУ ("фуллом", как говорят в простонародии);

- Как результат, автомобиль перестаёт заводиться =(

В чём причина? А причина в том, что нарушилась целостность структуры прошивки в памяти ЭБУ. Причина в том, что в тюнинг-прошивке изменения были внесены в две области, а записалась только одна, при том, что, напоминаем, на EDC16 каждая последующая область имеет зависимости от предыдущих.

Возможно, какая-то из приведённых нами выше формулировок не совсем точна. Возможно, что в настоящем тексте мы упускаем ещё какой-то важный нюанс. В конце-концов, мы не разработчики загрузчиков. Но совершенно точно мы можем сформулировать проблему: основная проблема увалов на Bosch EDC16 Kia\Hyundai - это нарушение целостности структуры прошивки, в следствии записи "структурно цельного фулла" модулем, который не умеет записывать фулл и записывает только одну из областей калибровок.

Всё! На этом моменте можно выдохнуть. С муторной теорией всё. Переходим к практике. И разберём два вопроса.

Первый (самый волнующий) вопрос - как поднять уваленный блок?

С этим проблем быть не должно. Блок возвращается в нормальную работу после записи в него ранее считанной по OBD2 прошивки (точнее, её обрезка). Не нужно ничего снимать, разбирать, вскрывать, клеить дампы и т.д. Приложенный по OBD2 блок также оживляется по OBD2. По крайней мере, иного мы не встречали.

И, второй вопрос - как лучше работать (каким оборудованием, каким способом) с Bosch EDC16 Kia\Hyundai?

Лично от себя, мы советуем работать с этими блоками, либо в сервисных режимах (BDM\BSM), либо использовать загрузчики, которые умеют записывать по OBD2 не только основную, но и дополнительную область калибровок.

Вскроем череп и узнаем о чём думает мозг. Или подключение к EDC16 по BDM.


В прошлой части я рассказал, как жизнь заставила нас заняться созданием прошивки. Но прежде чем делать прошивку, нужно понять чем ее считывать и записывать в блок управления ДВС.


На Jeep Grand Cherokee WK/WH с двигателем OM642 устанавливалася блок управления ДВС Bosch EDC16 CP31. В различных модификациях этот блок ставился на множество дизельных машин, начиная от УАЗа, заканчивая Porsche.

Существует много программаторов, которые читают и пишут в память EDC16, однако их работоспособность сильно зависит от марки производителя автомобиля, модели и.т.п. Когда Jeep c OM642 был еще редким зверем, многие программаторы, работающие через OBD разъем, не могли прошить его блок управления двигателя. И в то же время эти же программаторы совершенно спокойно шили точно такой же блок управления двс, установленный на машинах Mercedes. Это ограничение возможно обойти, если подключаться напрямую к блоку управления ДВС, а не устанавливать связь через OBD разъем.


Прямое подключение к блоку управления ДВС имеет ряд плюсов. Во первых это более высокая надежность подключения и, соответственно, гораздо меньше шансов испортить ЭБУ. Если же что то пошло не так, то возникшую проблему будет гораздо проще решить. Во-вторых, это возможность считать всё содержимое памяти электронного блока, а не только часть памяти, которой порой ограничены возможности программаторов работающих через OBD. Эти программаторы читают так называемую "область калибровок" — часть памяти ЭБУ, в которой содержаться параметры, определяющие работу двигатея. Этого обычно достаточно для чип-тюнинга, однако это не позволяет делать некоторые полезные вещи, о которых я расскажу дальше.

С другой стороны у прямого подключения есть ряд минусов, главным из которых является сложность вскрытия блока. Дело в том что блоки EDC16 обычно герметичны, что очень хорошо для эксплуатации, однако не хорошо для вскрытия. Эти ЭБУ заклеены очень прочным герметиком и разобрать блок не повредив его — весьма сложно. В интернете полно инструкций, где люди выпиливают куски крышки для получения доступа к интерфейсу или придумывают хитрый способ, как располовинить блок, однако ни один из этих методов не гарантирует сохранность блока при вскрытии. Кроме того, если у вас нет готовой прошивки под машину или если вы собираетесь настраивать мотор, то каждый раз вскрывать блок для того, что бы внести минимальные изменения излишне трудоемко.


Для прямого прямого подключения к ЭБУ построенных на процессорах Motorola серии MPC5xx, в том числе EDC16, используется bdm (Background Debug Mode) интерфейс. Из популярных программаторов работающих по данному интерфейсу можно назвать BDM100 и Ktag от Alientech. На aliexpress можно взять вполне рабочий клон BDM100 меньше чем за 2000 рублей, чем я и не приминул воспользоваться.


Не вижу смысла переделывать хорошо сделаную работу, поэтому не буду описывать процедуру подключения, чтения и записи блока, которая отлично описана у ra9faf в его посте Чип-тюнинг своими силами. Часть 1. Считывание и запись прошивки. Я же предупреждал, что на УАЗе такие же мозги!)))


Надо сказать нам удалось разобрать блок не повредив его. Кроме того, мы успешно считали 2 мб флеш-памяти, которые нам предстояло изучить, что бы записать в мой блок стандартные калибровки.

Однако вам я все же не буду рекомендовать самостоятельно подключаться по BDM, если вы до этого не имели дела с подобной электроникой и не желаете связать с ней вашу дальнейшую жизнь)). Много сложностей и слишком велики риски повредить блок ради возможности немного увеличить мощность. Да и к тому же я вам обещал ПРОСТОЙ способ, а это явно не он. Но для понимания методики работы с ЭБУ ДВС эту тему поднять надо было. Однако в следующей же части мы все таки поговорим о простом способе!

Чип-тюнинг своими силами. Часть 1. Считывание и запись прошивки


В данном цикле статей хочу поделиться своими экспериментами в области чип-тюнинга в домашних условиях дизельного двигателя ЗМЗ-51432, оснащаемого блоком ЭСУД Bosch EDC16C39-H6.1.


У большинства владельцев Патриотов возникает желание улучшить работу двигателя. Однако, если бензиновые версии практически не поддаются чип-тюнингу, то турбодизель дает здесь большие возможности.

Для начала планирую отключить то, что мешает двигателю ездить. А именно, экологические ограничения – систему рециркуляции отработавших газов (СРОГ) и функцию «антидым». Также планирую адаптировать прошивку под новую турбину ТКР 50.04.07 от ЗАО НПО «Турботехника» (есть информация, что завод начал с октября 2013г. ставить новую «улучшенную» прошивку – но у меня ее пока нет, буду рад, если пришлете). Насчет увеличения мощности и момента – думаю, что вполне реально добавить 20-30 л.с. и 50-60 Нм момента, однако на текущем этапе считаю это нецелесообразным. С новой турбиной даже на старой заводской прошивке машина бежит весьма резво, а порвать трансмиссию и убить движок это никогда не поздно успеть.

Многие думают, что для чип-тюнинга требуется дорогостоящее оборудование. Это не так. Хотя блоки EDC16 относительно сложны для перепрошивки (требуется снятие и вскрытие блока), тем не менее, программатор BDM100, используемый для чтения и записи прошивки, можно приобрести на eBay за 1100-1300 руб. Замечу, что чип-тюнеры за свою работу по прошивке подобных блоков просят до 10 тыс. руб, а то и более.

Итак, мною был приобретен китайский клон BDM100. Софт, который был на диске в комплекте, почему-то ругался, что версия устарела, в итоге нашел на чип-тюнерских форумах рабочую версию (ссылка). Нужно убедится, что софт запускается, а при нажатии «12V ON» щелкает релюшка.


Далее, снимаем блок ЭСУД с машины. Там 2 разъема, снимаются очень легко, если знать, как. Нужно для каждого разъема повернуть вверх пластиковую скобу (находится сверху на разъеме), одновременно вбок выдвинется задвижка, можно помочь ей руками. Когда скоба повернется на угол более 90 градусов, а задвижка полностью выйдет, разъем сам соскочит.

Следующий шаг – вскрытие блока. Тут нужно оговорится – вскрыть блок, не повредив крышку, особенно если вскрываешь в первый раз, довольно сложно. Дело в том, что блоки EDC16 герметичны и очень хорошо заклеены черным очень тягучим прочным герметиком, а задняя крышка блока, не сняв которой вы не получите доступ к BDM интерфейсу, сделана из дюрали, соответственно, легко гнется и царапается. Однако, когда блок установлен в машине, повреждения задней крышки не видны, поэтому вопросов у гарантийщиков возникнуть не должно.


Берем пару плоских отверток с широким жалом. Откручиваем 4 Torx-15 винта в крышке и аккуратно поддеваем плоской отверткой крышку со стороны, противоположной разъему, в середине. При этом нужно быть крайне аккуратным – нельзя засовывать инструмент внутрь более 5 – 10 мм — можно повредить компоненты на плате. Вставив отвертку, аккуратно потяните крышку вверх. Приподняв край крышки, тонким лезвием (канцелярским ножом или скальпелем) подрежьте герметик, в обе стороны от отвертки. Использую вторую отвертку, продвигаемся в сторону, и снова подрезаем герметик. Таким образом, постепенно продвигаясь, подрежьте герметик с трех сторон, после чего просто отогните и откройте крышку.


Следующий шаг – подключение программатора. Здесь вам понадобится паяльник с очень тонким жалом и, возможно, небольшая помощь вашего друга – электронщика. Я использовал паяльник с жалом 0.5 мм. Берем 10-проводный шлейф, идущий в комплекте с программатором, отрезаем один разъем, разделяем шлейф на отдельные проводники (на длине примерно 10 см), зачищаем и облуживаем концы. От старых видеокассет я взял клейкие бумажки, подписал их в соответствии с распиновкой разъема на программаторе и наклеил на проводки, чтобы при подпайке не перепутать (первый проводник маркирован на шлейфе красным цветом).


Куском изоленты прикрепляем шлейф к корпусу контроллера (чтобы случайно не дернуть и не вырвать провода), далее аккуратно подпаиваем к контактным площадкам блока проводники в соответствии с распиновкой (давить нельзя, иначе повредите контактные площадки). Все, блок готов к прошивке.




Еще раз перепроверив все подключения (в первую очередь, землю и 12В), подключаем шлейф к программатору (программатор уже должен быть подключен к USB и блоку питания 12 В). Запускаем софт. Жмем кнопку “ON”. Если все нормально, софт сругается на неизвестную модель контроллера и предложит выбрать одну из существующих. Я выбирал “BOSCH EDC16 Iveco”.

Дальше на закладке «Single File» жмем “Read ECU”. После выбора имени файла, Начнется процесс чтения содержимого блока, по окончанию питание отключится.

В окне «Save ECU data» программа попросит ввести дополнительные данные. При этом часть полей, например “ECU Hardware number” и “ECU Software number”, будут уже заполнены. Обратите внимание на эти поля — в них записаны аппаратная ревизия контроллера и версия заводского ПО. В моем случае это:

ECU HW: 0281006291
ECU SW: 1037523313

Считанный файл размером около 450 килобайт содержит в сжатом формате флеш-память контроллера (2048 килобайт) и дополнительную энергонезависимую память контоллера (4 килобайта). Флеш-память представляет собой прошивку, одинаковую для всех машин. Именно её мы в дальнейшем будет модифицировать, чтобы добиться изменений в работе двигателя. Дополнительная энергонезависимая память используется для хранения специфичных для машины параметров – VIN-код, коды форсунок, текущий пробег и моточасы двигателя, и т.п. Поэтому очень важно перед любой модификацией делать слепок текущего состояния контроллера, чтобы в случае чего, можно было откатиться назад.

Чтобы распаковать считанные данные в отдельные файлы, доступные для редактирования, нажмем кнопку “Export”, после чего в разделе “Export File” нажимаем кнопку «29BL/28F/M58W» для сохранения файла флеш-памяти, и кнопку «Serial E2prom» для сохранения файла дополнительной энергонезависимой памяти.

Для записи новой или модифицированной прошивки, необходимо собрать файл в сжатом формате, объединив в нем новую прошивку и ваш текущий файл дополнительной энергонезависимой памяти. Вообще, на закладке «Advanced» предусмотрено запись отдельно флеш-памяти, но, видимо, из-за того, что софт не знает этот контроллер, кнопки на закладке неактивны. Поэтому нажмем кнопку «Export», выбираем последний считанный (сжатый) файл, в разделе «Import File» нажимаем «29BL/28F/M58W» и выбираем файл новой прошивки. Дальше нажимаем «Serial E2prom» и выбираем сохраненный ранее файл. Нажимаем «Save As…» и сохраняем готовый файл.

Процесс записи прошивки, в общем, аналогичен процессу чтения, только нажимать нужно «Write ECU».

О том, как подготовить модифицированную прошивку, я расскажу в следующей статье.

UPDATE: У некоторых программатор не работает из коробки, т.к. прошит не под ту версию софта. Камрад Estets любезно поделился видео, как прошить программатор для корректной работы.

Читайте также: