Свеча горела на столе свеча горела пастернак история

Обновлено: 28.04.2024

Звонок раздался, когда Андрей Петрович потерял уже всякую надежду.

— Здравствуйте, я по объявлению. Вы даёте уроки литературы?

Андрей Петрович вгляделся в экран видеофона. Мужчина под тридцать. Строго одет — костюм, галстук. Улыбается, но глаза серьёзные. У Андрея Петровича ёкнуло под сердцем, объявление он вывешивал в сеть лишь по привычке. За десять лет было шесть звонков. Трое ошиблись номером, ещё двое оказались работающими по старинке страховыми агентами, а один попутал литературу с лигатурой.

— Д-даю уроки, — запинаясь от волнения, сказал Андрей Петрович. — Н-на дому. Вас интересует литература?
— Интересует, — кивнул собеседник. — Меня зовут Максим. Позвольте узнать, каковы условия.
«Задаром!» — едва не вырвалось у Андрея Петровича.
— Оплата почасовая, — заставил себя выговорить он. — По договорённости. Когда бы вы хотели начать?
— Я, собственно… — собеседник замялся.
— Первое занятие бесплатно, — поспешно добавил Андрей Петрович. — Если вам не понравится, то…
— Давайте завтра, — решительно сказал Максим. — В десять утра вас устроит? К девяти я отвожу детей в школу, а потом свободен до двух.
— Устроит, — обрадовался Андрей Петрович. — Записывайте адрес.
— Говорите, я запомню.

В эту ночь Андрей Петрович не спал, ходил по крошечной комнате, почти келье, не зная, куда девать трясущиеся от переживаний руки. Вот уже двенадцать лет он жил на нищенское пособие. С того самого дня, как его уволили.

— Вы слишком узкий специалист, — сказал тогда, пряча глаза, директор лицея для детей с гуманитарными наклонностями. — Мы ценим вас как опытного преподавателя, но вот ваш предмет, увы. Скажите, вы не хотите переучиться? Стоимость обучения лицей мог бы частично оплатить. Виртуальная этика, основы виртуального права, история робототехники — вы вполне бы могли преподавать это. Даже кинематограф всё ещё достаточно популярен. Ему, конечно, недолго осталось, но на ваш век… Как вы полагаете?

Андрей Петрович отказался, о чём немало потом сожалел. Новую работу найти не удалось, литература осталась в считанных учебных заведениях, последние библиотеки закрывались, филологи один за другим переквалифицировались кто во что горазд. Пару лет он обивал пороги гимназий, лицеев и спецшкол. Потом прекратил. Промаялся полгода на курсах переквалификации. Когда ушла жена, бросил и их.

Сбережения быстро закончились, и Андрею Петровичу пришлось затянуть ремень. Потом продать аэромобиль, старый, но надёжный. Антикварный сервиз, оставшийся от мамы, за ним вещи. А затем… Андрея Петровича мутило каждый раз, когда он вспоминал об этом — затем настала очередь книг. Древних, толстых, бумажных, тоже от мамы. За раритеты коллекционеры давали хорошие деньги, так что граф Толстой кормил целый месяц. Достоевский — две недели. Бунин — полторы.

В результате у Андрея Петровича осталось полсотни книг — самых любимых, перечитанных по десятку раз, тех, с которыми расстаться не мог. Ремарк, Хемингуэй, Маркес, Булгаков, Бродский, Пастернак… Книги стояли на этажерке, занимая четыре полки, Андрей Петрович ежедневно стирал с корешков пыль.

«Если этот парень, Максим, — беспорядочно думал Андрей Петрович, нервно расхаживая от стены к стене, — если он… Тогда, возможно, удастся откупить назад Бальмонта. Или Мураками. Или Амаду».
Пустяки, понял Андрей Петрович внезапно. Неважно, удастся ли откупить. Он может передать, вот оно, вот что единственно важное. Передать! Передать другим то, что знает, то, что у него есть.

Максим позвонил в дверь ровно в десять, минута в минуту.
— Проходите, — засуетился Андрей Петрович. — Присаживайтесь. Вот, собственно… С чего бы вы хотели начать?
Максим помялся, осторожно уселся на край стула.
— С чего вы посчитаете нужным. Понимаете, я профан. Полный. Меня ничему не учили.
— Да-да, естественно, — закивал Андрей Петрович. — Как и всех прочих. В общеобразовательных школах литературу не преподают почти сотню лет. А сейчас уже не преподают и в специальных.
— Нигде? — спросил Максим тихо.
— Боюсь, что уже нигде. Понимаете, в конце двадцатого века начался кризис. Читать стало некогда. Сначала детям, затем дети повзрослели, и читать стало некогда их детям. Ещё более некогда, чем родителям. Появились другие удовольствия — в основном, виртуальные. Игры. Всякие тесты, квесты… — Андрей Петрович махнул рукой. — Ну, и конечно, техника. Технические дисциплины стали вытеснять гуманитарные. Кибернетика, квантовые механика и электродинамика, физика высоких энергий. А литература, история, география отошли на задний план. Особенно литература. Вы следите, Максим?

— Да, продолжайте, пожалуйста.

— В двадцать первом веке перестали печатать книги, бумагу сменила электроника. Но и в электронном варианте спрос на литературу падал — стремительно, в несколько раз в каждом новом поколении по сравнению с предыдущим. Как следствие, уменьшилось количество литераторов, потом их не стало совсем — люди перестали писать. Филологи продержались на сотню лет дольше — за счёт написанного за двадцать предыдущих веков.
Андрей Петрович замолчал, утёр рукой вспотевший вдруг лоб.

— Мне нелегко об этом говорить, — сказал он наконец. — Я осознаю, что процесс закономерный. Литература умерла потому, что не ужилась с прогрессом. Но вот дети, вы понимаете… Дети! Литература была тем, что формировало умы. Особенно поэзия. Тем, что определяло внутренний мир человека, его духовность. Дети растут бездуховными, вот что страшно, вот что ужасно, Максим!
— Я сам пришёл к такому выводу, Андрей Петрович. И именно поэтому обратился к вам.
— У вас есть дети?
— Да, — Максим замялся. — Двое. Павлик и Анечка, погодки. Андрей Петрович, мне нужны лишь азы. Я найду литературу в сети, буду читать. Мне лишь надо знать что. И на что делать упор. Вы научите меня?
— Да, — сказал Андрей Петрович твёрдо. — Научу.

Он поднялся, скрестил на груди руки, сосредоточился.
— Пастернак, — сказал он торжественно. — Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела…

— Вы придёте завтра, Максим? — стараясь унять дрожь в голосе, спросил Андрей Петрович.
— Непременно. Только вот… Знаете, я работаю управляющим у состоятельной семейной пары. Веду хозяйство, дела, подбиваю счета. У меня невысокая зарплата. Но я, — Максим обвёл глазами помещение, — могу приносить продукты. Кое-какие вещи, возможно, бытовую технику. В счёт оплаты. Вас устроит?
Андрей Петрович невольно покраснел. Его бы устроило и задаром.
— Конечно, Максим, — сказал он. — Спасибо. Жду вас завтра.

— Литература – это не только о чём написано, — говорил Андрей Петрович, расхаживая по комнате. — Это ещё и как написано. Язык, Максим, тот самый инструмент, которым пользовались великие писатели и поэты. Вот послушайте.

Максим сосредоточенно слушал. Казалось, он старается запомнить, заучить речь преподавателя наизусть.
— Пушкин, — говорил Андрей Петрович и начинал декламировать.
«Таврида», «Анчар», «Евгений Онегин».
Лермонтов «Мцыри».
Баратынский, Есенин, Маяковский, Блок, Бальмонт, Ахматова, Гумилёв, Мандельштам, Высоцкий…
Максим слушал.
— Не устали? — спрашивал Андрей Петрович.
— Нет-нет, что вы. Продолжайте, пожалуйста.

День сменялся новым. Андрей Петрович воспрянул, пробудился к жизни, в которой неожиданно появился смысл. Поэзию сменила проза, на неё времени уходило гораздо больше, но Максим оказался благодарным учеником. Схватывал он на лету. Андрей Петрович не переставал удивляться, как Максим, поначалу глухой к слову, не воспринимающий, не чувствующий вложенную в язык гармонию, с каждым днём постигал её и познавал лучше, глубже, чем в предыдущий.

Бальзак, Гюго, Мопассан, Достоевский, Тургенев, Бунин, Куприн. Булгаков, Хемингуэй, Бабель, Ремарк, Маркес, Набоков. Восемнадцатый век, девятнадцатый, двадцатый. Классика, беллетристика, фантастика, детектив. Стивенсон, Твен, Конан Дойль, Шекли, Стругацкие, Вайнеры, Жапризо.

Однажды, в среду, Максим не пришёл. Андрей Петрович всё утро промаялся в ожидании, уговаривая себя, что тот мог заболеть. Не мог, шептал внутренний голос, настырный и вздорный. Скрупулёзный педантичный Максим не мог. Он ни разу за полтора года ни на минуту не опоздал. А тут даже не позвонил. К вечеру Андрей Петрович уже не находил себе места, а ночью так и не сомкнул глаз. К десяти утра он окончательно извёлся, и когда стало ясно, что Максим не придёт опять, побрёл к видеофону.

— Номер отключён от обслуживания, — поведал механический голос.

Следующие несколько дней прошли как один скверный сон. Даже любимые книги не спасали от острой тоски и вновь появившегося чувства собственной никчемности, о котором Андрей Петрович полтора года не вспоминал. Обзвонить больницы, морги, навязчиво гудело в виске. И что спросить? Или о ком? Не поступал ли некий Максим, лет под тридцать, извините, фамилию не знаю?

Андрей Петрович выбрался из дома наружу, когда находиться в четырёх стенах стало больше невмоготу.

Андрей Петрович не помнил, как добрался до лифта. Поднялся на четырнадцатый, трясущимися руками нашарил в кармане ключ. С пятой попытки отворил, просеменил к компьютеру, подключился к сети, пролистал ленту новостей. Сердце внезапно зашлось от боли. С фотографии смотрел Максим, строчки курсива под снимком расплывались перед глазами.

«Уличён хозяевами, — с трудом сфокусировав зрение, считывал с экрана Андрей Петрович, — в хищении продуктов питания, предметов одежды и бытовой техники. Домашний робот-гувернёр, серия ДРГ-439К. Дефект управляющей программы. Заявил, что самостоятельно пришёл к выводу о детской бездуховности, с которой решил бороться. Самовольно обучал детей предметам вне школьной программы. От хозяев свою деятельность скрывал. Изъят из обращения… По факту утилизирован…. Общественность обеспокоена проявлением… Выпускающая фирма готова понести… Специально созданный комитет постановил…».

Андрей Петрович поднялся. На негнущихся ногах прошагал на кухню. Открыл буфет, на нижней полке стояла принесённая Максимом в счёт оплаты за обучение початая бутылка коньяка. Андрей Петрович сорвал пробку, заозирался в поисках стакана. Не нашёл и рванул из горла. Закашлялся, выронив бутылку, отшатнулся к стене. Колени подломились, Андрей Петрович тяжело опустился на пол.

Коту под хвост, пришла итоговая мысль. Всё коту под хвост. Всё это время он обучал робота.

Бездушную, дефективную железяку. Вложил в неё всё, что есть. Всё, ради чего только стоит жить. Всё, ради чего он жил.

Андрей Петрович, превозмогая ухватившую за сердце боль, поднялся. Протащился к окну, наглухо завернул фрамугу. Теперь газовая плита. Открыть конфорки и полчаса подождать. И всё.

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.
— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.
— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?
— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.
— От… От кого?!
— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он… как его…

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.
Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.
— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.06.2017. Майк Гелприн. Свеча горела
  • 10.06.2017. Интересные обьяснения тому, когда что у тебя что -

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

«Свеча горела…» Бориса Пастернака — история написания стихотворения


Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар Аллы Пугачевой и экс-лидера группы «Парк Горького» Николая Носкова.

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье — это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

«Зимняя ночь». Б. Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

«Свеча горела…» Бориса Пастернака — история написания стихотворения: 12 комментариев

Не согласен! Не предчувствие смерти, а новое старое чувство-сильное и спокойное-читайте внимательно роман и слушайте мелодию его стиха- это не просто, но того стоит

не согласна совсем.. не верю в существование подтекста жизнь /смерть
Это чудесное стихотворение пронизано лирикой и эротикой

Я согласна‼ это стихотворение прежде всего про жизнь и любовь‼

И про любювь и страсть в любви Вера

Да, жизнь и бессмертная любовь…

Удивительная способность у авторов-литераторов или лит.критиков объяснять, что думал и чувствовал автор, подчас выдавая свои домыслы за чувства автора. Уж никак нельзя приплести к этим чудо-строкам тематику смерти, даже, если автор и был нездоров. Я впервые наткнулась на такое толкование и была очень удивлена.Любовь, страсть, простота слога рисуют удивительно трогательную картину, может и с присутствием некоторой доли грусти, которая никого за столько лет не оставила равнодушным, даже очень-очень юных

Это знак 20 века….свеча горела на столе….свеча горела…

Какая смерть?
Конечно же это жизнеутверждающее стихотворение о любви!
За свою жизнь я не раз был на волосок от смерти, не раз желал смерти… Это стихотворение о жизни!

Пастернак большую часть жизни прожил во времена, когда электричество было далеко не везде. Освещение было не стабильно и в более поздние годы, особенно годы войны… Он провел немало бессонных ночей при свечах…

Седая, суровая зима, метель, снежинки залепляют небольшие окна дома, рисуя узоры…
Пара влюбленных раз за разом предается страсти, и лишь свеча долгими зимними ночами освещает и даже согревает комнату среди этой холодной глухой и беспросветной зимы… Языки пламени играют во тьме напоминая «сплетенье» горячих тел и любящих душ…

В контексте основного произведения, аллегория горящей свечи на фоне холодной и беспробудной зимы напоминает жизнь Живаго, возможно и самого Пастернака, на фоне жесткой и жестокой жизни общества в первой половине 20в, в период его полной перестройки, переоценки ценностей, войн, лишений…, жизни, где очень мало места теплу и любви, тонким переживаниям…

Страна нуждалась в этой перестройке, чтобы догнать конкурентов, не отстать в развитии и не проиграть в жесточайшей борьбе за существование между крупнейшими и сильнейшими странами мира, достигшей в 20в фантасмагорических масштабов, высочайших ставок и потерь… Если бы не такие огромные жертвы в труде, ресурсах и людях, сегодня не было бы России. Но для тонкого, интеллигентного человека, каким был Живаго, да и сам Пастернак, почти немыслимо существовать в такой холодной и жестокой среде практически всю жизнь. Отсюда и стремление закрыться в свой угол, забыть про тяготы и невзгоды с любимым человеком и согреться теплом любви, и свечи…

Пастернак был не против советской власти и идеологии, о чем он и Хрущеву писал. Он писал о боли, старадниях и смерти, выпавших на долю русской интеллигенции на фоне всех этих катастроф 20в, о боли, через которую прощел он сам, как и его герой. Западная пропагандистская машина использовала трагическое произведение для очернения советской действительности в глазах мировой и даде советской общественности, как использовала любой иной подходящий повод, что заранее было предсказуемо советским руководителям. Отсюда и скандал, и травля на фоне зарубежной публикации, в т.ч., со стороны «не читавших». Шавки не читают, их задача лаять. Так всегда было… Ничтожества всегда массово крутятся около власти в надежде на кость, а кость еще надо щаслужить.

Дело ведь не в том, что не было трагедий народа и отдельных людей, а в том, что каждая пропагандистская машина представляла все однобоко, раздувала проблемы и умалчивала о достижениях другой стороны… Все точно также, как и сейчас, только тогда не было интернета, да и телевидение только появилось. Информацию о жизни люди черпали из литературы, а сильное произведение оставляет глубокий след в душе читателя, способно изменить его взгляды, приковав акцент внимания к описываемым проблемам.

"Свеча горела на столе. " Это одно из стихотворений Б.Пастернака. Кому он его посвятил?


В стихотворении "Зимняя ночь" воедино слились мгновение и вечность,человек и Вселенная, заставляя гореть пламя свчи,как символ жизни и надежды. Им завершается поэтический цикл романа "Доктор Живаго". А посвящено оно ОЛЬГЕ ИВИНСКОЙ. Было написно под впечатлением встречи - свидания поэта с любимой женщиной на его даче в Переделкино,где они поняли,что не могут жить друг без друга.

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Ольга Всеволодовна Ивинская — сотрудница редакции журнала «Новый мир» стала последней, закатной любовью писателя, его музой. Они встретились зимой 1945 года, когда Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго». Ему было тогда 56, ей — 34 года. Она вдова, мать двоих детей. Сначала отношения их носили только дружеский характер, а позже появились глубокие чувства. Тем не менее, он не смог уйти из семьи и оставить жену, к которой питал глубокую привязанность.

14 лет их отношений были наполнены испытаниями: окружающие были возмущены коварством и подлостью Ивинской, требуя прекратить порочные отношения. А Пастернак не мыслил жизни без Ольги.

В 1949 году грянула беда — Ивинская была арестована по подозрению в подготовке побега Пастернака за границу. Женщина была приговорена к 4 годам лагерей. В течение всего срока заключения Борис Пастернак обращался в разные инстанции с просьбой освободить любимую, помогал и поддерживал детей Ольги.

После своего освобождения в 1953 году Ивинская вернулась к Пастернаку, любовь которого стала ещё сильней, а чувства еще более глубокими.

В 1955 году закончилась работа над романом «Доктор Живаго». Опубликованный в 1957 году в Италии роман через год был удостоен Нобелевской премии и начались гонения на писателя.

Несколько лет он вынужден был прожить в Переделкино безвыездно, но когда изредка выезжал оттуда, то обязательно отправлял Ольге чрезвычайно трогательные письма.

В мае 1960 года состоялась их последняя встреча, через несколько дней у писателя случился инфаркт, а вскоре был обнаружен рак лёгких.30 мая 1960 года писатель ушёл из жизни.

Ольга тяжело переживала смерть любимого человека. От неё отвернулись друзья и знакомые, и в её адрес посылалось множество лживых обвинений.Но самое страшное было впереди.

Летом 1960 года Ивинская вновь была арестована. Её обвинили в контрабанде. Поводом стали гонорары из-за границы за роман «Доктор Живаго». Ольгу Всеволодовну приговорили к восьми годам лагерей. Туда же отправили и её дочь Ирину. Женщина освободилась четыре года спустя, а реабилитирована была в 1988 году.

Умерла Ольга Всеволодовна Ивинская 8 сентября 1995 года.

Такова история создания этого проникновенного стихотворения.

«Мело, мело по всей земле». Три зимних песни на стихи Бориса Пастернака

казалось бы, совсем не новогодняя песня. Но у нашего человека она давно и прочно ассоциируется с праздником, поэтические строчки классика советской литературы, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака регулярно звучат в последний день года, когда по телевизору в очередной раз показывают «Иронию судьбы» режиссера Эльдара Рязанова. На стихи Бориса Пастернака разными композиторами было написано немало знаменитых песен. В поэзии Пастернак часто обращался к образам холодного времени года – зимы. В преддверии Нового года я решил вспомнить эту, и ещё две композиции, восходящие к поэтическому наследию Бориса Леонидовича и посвященные зимней, снежной теме. К Новому году и друг к другу эти песни, на первый взгляд, не имеют никакого отношения, они очень разные. Но их объединяет не только поэзия Пастернака и образы снега и зимы, но и люди, причастные к их созданию. Авторы двух других композиций имеют непосредственное отношение к музыкальному сопровождению фильма «Ирония судьбы или с легким паром». Они там пели.

Песня из к.ф. «Ирония судьбы или с легким паром».

Музыку к фильму «Ирония судьбы или с легким паром!» написал Микаэл Таривердиев. Его приглашению в этот фильм способствовала знаменитая песня про вагончики, которые отправляются на Тихорецкую, написанная задолго до «Иронии». Рязанов, услышав это произведение, хотел использовать его в фильме, но не знал автора. А когда при случайной встрече выяснилось, что её написал Микаэл Леонович, режиссер предложил ему поучаствовать в написании музыки к фильму. Интересную историю этой композиции я уже однажды рассказывал.

В фильмах Рязанова песни на стихи известных авторов звучали неоднократно. Таривердиев с поэтической классикой также много работал, видную часть его творческого наследия составляют вокальные циклы на стихи классических поэтов. В каком-то смысле композитор и режиссер «нашли друг друга». За основу песен к фильму «Ирония судьбы» были взяты поэтические тексты Евгения Евтушенко, Бориса Пастернака, Бэллы Ахмадуллиной, Марины Цветаевой. Стихи подобрал Эльдар Рязанов, по его замыслу музыкальные композиции на них должны были написать разные композиторы, но после того, как сценарий и тексты оказались у Таривердиева, и он представил свои музыкальные версии, необходимость привлекать других авторов отпала. Песни были гармонично интегрированы в сценарий картины.

Песня «Никого не будет в доме» звучит в начале хронометража, эта первая песня, исполняемая в кадре (не считая «Со мною вот, что происходит» на стихи Евтушенко, звучащей на стартовых титрах после «марша многоэтажек»). По сюжету композицию для своей невесты в московской квартире поёт главный герой – Женя Лукашин. Эту роль исполнил замечательный актер Андрей Васильевич Мягков, которого забрал уходящий 2021 год. Народного артиста СССР не стало в феврале. В его огромном и разноплановом кинематографическом наследии роль в новогодней нетленке Эльдара Рязанова оказалась одной из самых известных.

Андрей Мягков умел неплохо петь, исполнял песни для кино, выступал на творческих вечерах. Его пение советский кинозритель слышал в фильме того же Эльдара Рязанова «Служебный роман», который снимался после «Иронии», и роль в этом фильме станет не менее яркой и узнаваемой в фильмографии Мягкова.

Казалось бы, для врача, который «не очень хорошо поёт, но любит петь» актерского вокала Андрея Васильевича вполне могло бы хватить, но в данном случае было принято другое решение. Женя Лукашин поёт голосом барда Сергея Никитина, который немало работал в кино как композитор, а в данном случае выступил только в исполнительской роли.

После картины Сергей Яковлевич взял эту композицию в свой репертуар, нередко пел её уже от собственного лица, без привязки к образу Лукашина.

На одном из своих недавних концертов, в ноябре 2021 года Никитин рассказывал, что поучаствовать в фильме в качестве певца его пригласил Таривердиев в 1974 году. С Рязановым он познакомился уже в процессе съемок, знакомство переросло в многолетнюю дружбу. Сергей Яковлевич называет этот эпизод своей творческой биографии «большой удачей».

Стихотворение, ставшее стараниями Таривердиева, Рязанова и Никитина знаменитой песней, вышло из-под пера Бориса Пастернака в 1931 году. Литературоведы и биографы Пастернака связывают его с личной историей автора. Это был драматический период в жизни поэта. Принято считать, что это произведение обращено к Зинаиде Нейгауз, которая вскоре, в 1932, станет его женой, и отражает чувства и состояние поэта в драматический период развития их отношений, когда сам поэт ещё был женат на другой. Есть версия, что адресатом этого стихотворения является первая супруга Евгения Лурье. Не будем погружаться в обстоятельства личной жизни поэта и в литературоведческие дебри анализа содержания. Об этом написано достаточно много на энциклопедических и профильных ресурсах, биографических и литературоведческих порталах и изданиях, в учебных пособиях, существует несколько трактовок этого стихотворения. Оно было опубликовано в сборнике «Втрое рождение» 1932 г.

Песенный текст немного отличается от оригинального стихотворного произведения Бориса Леонидовича. Первое, заглавное четверостишие повторяется в конце ещё раз, при этом в песне отсутствует один из катренов:

Почему эти строки были вырезаны? Они отражают жестокую реальность 1930-х в СССР. Четверостишье совсем не подходило для новогодней комедийной картины, а песня в данном случае призвана иллюстрировать историю Жени Лукашина, разворачивающуюся в реалиях 70-х, а не 30-х гг. Вероятно, чтобы песня органично вписалась в пространство фильма, это четверостишие убрали.

Классические литературные образцы нередко подвергаются некоторым изменениям, становясь песенным текстом, это нормальная практика, тем более, когда речь идет о кино-песнях, где есть свои особенности, связанные с хронометражом, системой образов, местом песни в картине. В «Иронии» это не единственный случай сокращения исходного произведения. Например, цветаевский текст «Мне нравится», исполненный как песня Аллой Пугачевой от лица Нади Шевелевой, лишился целой строфы, а в «Тихорецкой» Алла Борисовна не спела куплет про «арбузную корочку», который был в изначальной версии песни и в последующих её исполнениях.

Стихотворение «Никого не будет в доме» не менее известно, чем песня, оно изучается в школьном курсе литературы, фигурирует в хрестоматиях. Часто его исполняется на конкурсах чтецов самых разных уровней. В исполнении знаменитых артистов оно звучало на телевидении. Например, уже после выхода фильма и обретения популярности в виде песни, в телевизионных спектаклях «Зимний этюд» в 1980-м и « О времени и о себе» 1986 году его читал актер и режиссер, народный артист Советского Союза Евгений Симонов.

Вслед за Сергеем Никитиным песню из популярного новогоднего фильма подхватили другие исполнители. В начале 80-х годов с композитором Таривердиевым успешно сотрудничало трио «Меридиан», исполнявшее многие его произведения, написанные на классические стихи отечественных и зарубежных авторов. «Никого не будет в доме» также звучала в их исполнении.

В 2006 году по случаю 75-летия композитора Михаила Таривердиева был выпущен альбом «Семнадцать мгновений судьбы», на котором разные современные артисты исполняли его знаменитые песни. «Никого не будет в доме» на этой пластинке представил Сергей Трофимов. Позже он выступал с этой песней на телевидении, в частности, в Новогоднем эфире 2013-2014 на Первом канале.

«Снег идет, снег идет, к белым звездочкам в буране тянутся цветы герани»

Авторскую песню определяют как явление музыкально-поэтическое. Стихи здесь играют важнейшую роль, а потому большинство знаменитых бардов, прежде всего, – поэты. Но были и те, кто сам, как правило, стихов не писал, а использовал чужие хорошие. Выдающимся бардом-композитором считается Сергей Яковлевич Никитин, исполнитель «мужских» песен из «Иронии судьбы». Он сочинял песни на стихи классиков, современников, коллег по бардовскому цеху, исполнял их часто дуэтом со своей женой – Татьяной. Спустя год, после того как голосом барда на всю страну прозвучали пастернаковские строки «Никого не будет в доме» в его репертуре появилась преисполненная зимними снежными образами собственная песня на стихи Бориса Леонидовича. Датой написания песни «Снег идет» на официальном сайте Татьяны и Сергея Никитиных значится 1976 год.

В основу было положено одноименное стихотворение Пастернака, образец его позднего творческого наследия. Текст датирован 1957 годом. Стихотворение, на первый взгляд представляющееся образцом пейзажной лирики, по мнению литературоведов, несет в себе философское содержание, некое размышление. Буран - аллегория, отражающая душевное состояние в непростой, тревожный для писателя жизненный и творческий период гонений за его роман «Доктор Живаго».

Как автор музыки и исполнитель Никитин умело работал с поэзией, раскрывал, оформлял стихи, писал легкие для восприятия, «бардовские», душевные мелодии. Непринужденный и даже «теплый» музыкальный мотив Никитина в данной песне удивительно сочетается с зимней атмосферой и смысловой глубиной строк Бориса Пастернака.

Песня «Снег идет» вошла в состав полноформатной пластинки «Синий свет» Татьяны и Сергея Никитиных, выпущенной на «Мелодии» в 1986 году. Это один из их главных и самых знаменитых альбомов, ставший классикой советской бардовской песни.

В постсоветскую эпоху композиция несколько раз переиздавалась, фигурирует в сборнике «Избранное» 1994 года.

В 2002 году вышел тематический альбом-компиляция Татьяны и Сергея Никитиных под названием «Зимний праздник», куда вошли обе знаменитые песни на стихи Бориса Пастернака – «Никого не будет в доме» М. Таривердиева и авторская композиция «Снег идет».

«Мело, мело, по всей земле, во все пределы»

В заглавие публикации вынесены, пожалуй, самые известные пастернаковские строки, которые часто звучали и в качестве песни. Свой знаменитый роман «Доктор Живаго» Борис Леонидович сопроводил стихами. По задумке автора написаны главным героем книги Юрием Живаго. В первый цикл стихотворений для этого романа входит «Зимняя ночь» - таково авторское название произведения, известного в песенной культуре как «Свеча горела». Стихи были написаны в процессе работы над романом, датируются 1946 годом.

Алла Борисовна Пугачева, в молодые годы исполнившая «женские» песни для упомянутой выше «Иронии судьбы», обратилась к этому известнейшему стихотворению Пастернака на позднем этапе своей музыкальной карьеры, будучи уже суперзвездой отечественной эстрады. Песня «Свеча горела», написанная самой Пугачевой как композитором, увидит свет в её исполнении в 1999 году. Она активно исполнялась Аллой Борисовной на концертах и в телеэфире в начале «нулевых» годов, вошла в состав альбома «Речной трамвайчик» 2001, в тот же год был снят клип.

Представители старшего поколения недоуменно заметят: «Какой 99 год? Мы слушали песню на эти стихи Пастернака ещё в 70-х, а то и раньше». Эти люди будут правы. Сказать, что Пугачева оказалась не оригинальна в выборе поэтического первоисточника из творческого наследия Пастернака – это ничего не сказать. Песни на «Зимнюю ночь» кто только ни писал в разные годы: и классики эстрадной песни, и рокеры, и барды. Произведения разных композиторов отличаются друг от друга по мелодике, эстетике, атмосфере. В данном случае уместно говорить о существовании нескольких самостоятельных песенных произведениях на одни и те же знаменитые стихи. Такое в музыкальной культуре бывает достаточно часто, и подобные сюжеты уже рассматривались на моём канале. Песня композитора Аллы Пугачевой – одна из позднейших и, по мнению ряда критиков и слушателей, не самая лучшая. Эта композиция вызвала неоднозначную реакцию, одни называли её «эпической интерпретацией Пастернака» и достойным примером «пугачевской классики», другие критиковали.

Изначально, сочиняя музыку, Алла Борисовна убрала из песни один катрен:

На свечку дуло из угла,

Вздымал, как ангел,

Два крыла крестообразно.

В клипе и в большинстве ранних исполнений знаменитого фрагмента нет, на месте этих строк идет проигрыш и вокализ.

Иногда эти строчки "возвращаются на место", Пугачева время от времени их исполняла, поэтому многим может помнится, что они там вроде бы и есть. Например, полная версия прозвучала на презентации макси-сингла "Белый снег" в 2000-м году.

в 2005 году композиторский вариант Пугачевой на концерте к её дню рождения исполнял Валерий Меладзе.

"Потерянные строчки" строчки прозвучали в совсем недавнем телевизионном исполнении, в пока ещё не завершившемся сезоне шоу «Голос» песню Пугачевой на стихи Пастернака исполнил один из участников, успевший поработать с двумя наставниками – Пелагеей и Александром Градским. «Свечу» он спел уже под руководством фолк-исполнительницы.

Александр Градский, памяти которого у меня на канале выходил материал, в своё время сам написал песню на это стихотворение. Дело было задолго до Пугачевой, ещё в 70-х годах.

Композиция вошла в состав сюиты «Флейта и рояль», изданной на пластинке фирмы «Мелодия» в 1983 году. Творениям композитора Александра Градского зачастую присущ элитаризм, проявившийся и в созданном им музыкальном оформлении пастернаковского стихотворения. Музыковеды отмечают, что Градский уловил и на музыкальном языке подчеркнул драматизм, заложенный автором произведения.

Песен, основанных на «Зимней ночи» Пастернака, оказалось очень много, даже перечислить их всех проблематично. Отмечу лишь некоторые известные вариации. С датировками – беда полная, времени создания многих композиций установить не удалось. Например, доподлинно я не выяснил, когда была создана песня, известная в исполнении Нани Брегвадзе. Автор музыки к ней – знаменитый советский эстрадный композитор Оскар Борисович Фельцман. Записи, имеющиеся на ю-туб, относительно современные, песню поёт уже возрастная Нани Георгиевна. Композитор прожил долгую жизнь, и писал песни с середины 50-х вплоть до последних лет(ушел из жизни в 2013-м). К какому периоду его творческой деятельности относится эта песня не ясно.

Песня «Свеча горела» или «Зимняя ночь» на стихи Бориса Пастернака была в репертуаре Аллы Иошпе и Стахана Рахимова, знаменитой семейной и творческой пары. В реестре РАО песня под обоими названиями числится в том числе и за композитором Аллой Иошпе.

Часто в разных исполнениях фигурирует песня «Свеча горела» композитора Владимира Евзерова. Судьбоносным и знаковым в карьере этого автора стала работа с Валерием Леонтьевым. Для него композитор написал около 40 песен, и композиция на стихи Пастернака звучала из уст Валерия Яковлевича.

Кое-какую информацию об этой песне удалось подчерпнуть на фан-сайте певца «Планета Валерий Леонтьев». На странице, посвященной Евзерову, описывается, как началась их совместная работа. В начале 90-х Владимир Евзеров прислал супруге певца две своих песни: «Красавица далекая» и «Свеча горела». Жена Леонтьева Людмила Исакович тогда руководила его музыкальным коллективом.

Получается, что песня Евзерова уже существовала примерно за 10 лет до появления Пугачевской. Однако до слушателей она дошла далеко не сразу. В дискографии Леонтьева композиция фигурирует на пластинке 2005 года «Падаю в небеса». Таким образом, песни разных авторов с одним и тем же классическим поэтическим текстом звучали в музыкальном дискурсе в одну эпоху из уст двух очень узнаваемых артистов, что не могло не вызвать путаницы у простых граждан, не особо сведущих в музыкальных нюансах.

Более того, примерно в то же время песню «Зимняя ночь» запел Николай Носков, в его исполнении автором музыки указан Анатолий Бальчев. Песня представлена на пластинке «Дышу тишиной» 2000 года. Время издания в дискографии исполнителя опять же ничего не говорит о времени её появления. Носков исполнял эту песню на концерте памяти Валентины Толкуновой.

Стихи замечательные, глубокие, драматичные» и не удивительно, что они вдохновляли многих музыкантов разных жанров. Я перечислил далеко не все вариации, известные интернету и российскому авторскому обществу.

По содержанию все три песни и их поэтические первоисточники совсем не праздничные, а скорее драматичные и даже трагичные. Тем не менее, эти музыкальные композиции, созданные на хорошие стихи, погружают в особую зимнюю атмосферу и часто вспоминаются и звучат в холодное время года.

Анализ стихотворения «Зимняя ночь» (Б. Л. Пастернак)

Б. Л. Пастернак является одним из блистательнейших поэтов Серебряного века. Его любовь к Родине безгранична и чиста, что ярко отражается во всех произведениях поэта. Отказ от Нобелевской премии является ещё одним неоспоримым доказательством этого светлого чувства к Родине, чувства, которое не оценило правительство нашей страны. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом одного из стихотворений Бориса Леонидовича, которое называется «Зимняя ночь». Разбор по плану поможет Вам вникнуть в содержание произведения.

История создания

Данным стихотворением начинается сборник стихов Юрия Живаго – главного героя романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». Точную дату написания именно этого стихотворения установить нельзя. Весь роман писался на протяжении 10 лет, с 1945 по 1955 год. Некоторые критики склоняются к мнению о том, что «Зимняя ночь» была написана в 1954-1955 годах, другие же настаивают на 1946 годе, связывая данное стихотворение с последней возлюбленной поэта, Ольгой Ивинской.

Говоря о самом романе «Доктор Живаго», можно отметить, что в Советском Союзе его не приняли, даже не стали публиковать, так как посчитали произведение антисоветским. Но зато его с восторгом восприняли за границей! Именно за этот роман Борис Леонидович был удостоен Нобелевской премии. Писатель отказался от награды, но это его не спасло от гонений, угнетений со стороны советского правительства.

В СССР роман «Доктор Живаго», следовательно и само стихотворение «Зимняя ночь», вышли лишь в 1988 году.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Зимняя ночь» относится к философской лирике. Борис Леонидович пишет о вечных ценностях, о любви, переплетая свои размышления с образами природы, которой он восхищался, вдохновлялся постоянно.

Можно предположить, что стихотворение «Зимняя ночь» написано импрессионистично. Импрессионизм – это размытая неясная картина, отражающая впечатление от чего-либо. Импрессионизм отличается долгим «послевкусием», заполняющим все мысли после прочтения, будто размышления автора, не отражённые на листах бумаги, продолжаются в воображении читателя, становясь ещё более размытыми.

Размер стихотворения «Зимняя ночь» – чередование четырёхстопного и двустопного ямба, что добавляет определённой музыкальности произведению. Рифмовка перекрёстная с чередованием мужской и женской рифмы.

Композиция

Стихотворение «Зимняя ночь» состоит из 8 строф. Композиция кольцевая, первая и последние катрены повторяются. «Зимняя ночь» построена на антитезе, переплетении картины холодной зимней ночи и горячей страсти, символом которой является горящая свеча.

Стихотворение «Зимняя ночь» можно разделить на 4 смысловые части.

  1. 1-я часть – первые три катрена. В них поэт пишет о метели, которая мела «по всей земле во все пределы», которая «лепила на стекле кружки и стрелы». Уже в этой части автор сопоставляет холод и тепло, сравнивая хлопья снега с роем мошкары, которая летит на пламя.
  2. 2-я часть – часть «горячая». В двух следующих четверостишиях автор описывает двух влюблённых. Но поэт пишет о них осторожно, неявно, привлекая внимание к их теням, отбрасываемых на потолок.
  3. 3-я часть – обобщающая, соединяющая. В последующих двух строфах поэт объединяет то, о чём писал в двух предыдущих частях, создавая нечёткий образ происходящего.
  4. 4-я часть – это последняя строфа, которая возвращает читателя к первому четверостишию, замыкая композицию.

Образы и символы

Лирическим героем стихотворения «Зимняя ночь» является Юрий Живаго, главный персонаж романа «Доктор Живаго», тонко чувствующий жизнь человек, для которого исторические события менее значимы и интересны, чем душевный мир. Многие считают, что образ Юрия Живаго максимально приближен к образу самого Пастернака, то есть лирическим героем можно считать самого поэта, Бориса Леонидовича.

Центральным образом стихотворения «Зимняя ночь» является свеча. Свеча – это символ жизни, света, тепла, а также защиты.

Данный рефрен повторяется в произведении четыре раза. Со свечи начинается стихотворение, свечой заканчивается оно, на свече постоянно концентрирует внимание читателя автор, «перебивая» её либо холодным образом зимы, колючей метели, либо образом любви, страсти, представленной в произведении тенями скрещенных рук, ног, а также падающими башмачками и капающего воска.

Зима в стихотворении «Зимняя ночь» – это некое образное определение вражеской силы, возможно, образ советского правительства, нового строя, которое «мело во все пределы», «слеталось… к оконной раме», «лепило…кружки и стрелы». Не случайной кажется строка «мело весь месяц в феврале», так как февраль – это «революционный месяц», время свержения царя и создания нового строя, нарушившего мирную жизнь. Февраль – это самый морозный месяц, что также не противоречит выстроенному образу.

Антагонистом «зимы» является любовная сцена, увиденная Юрием Живаго через окно. Театр теней на потолке, появившийся из-за горящего ночника, показывает сплетение рук, ног влюблённых. Поэт использует слово «скрещение», образованное от слова «крест», чем обозначает значимость происходящего, естественность и, самое главное, возвышенность. Предпоследняя строфа стихотворения подтверждает данное предположение:

«На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно».

Свеча в стихотворении также является символом любви, которая своим тихим, но ярким пламенем освещает, согревает.

Темы, проблемы, настроение

Как и в других лирических произведениях Бориса Леонидовича, здесь наблюдается сплетение трёх «вечных» тем: любовь, природа, творчество. На это раз трилистник повёрнут к читателю «любовью».

Сражение добра и зла, противостояние человека различным невзгодам, всепобеждающая любовь – основные темы произведения «Зимняя ночь», отражающие основные события, происходящие в стихотворении .

Проблемой, затронутой поэтом в стихотворении «Зимняя ночь», можно считать «нескромность» власти, образовавшийся хаос, «любопытность» нового советского строя, которому не стыдно «подсматривать» за людьми, смущать, угнетать их.

Не предавая такого большого значения зиме в произведении, можно усмотреть в нём аксиому, которая является лейтмотивом всей любовной лирики поэта: «Любовь – это самое чистое из всего, что знает Вселенная…».

Настроение стихотворения «Зимняя ночь» очень уютное, наполненное надеждой и любовью.

Основная идея

Этот постоянный образ, эта константа стихотворения и отражает смысл стихотворения «Зимняя ночь». Она отражает то вечное, что поддерживает нас всегда.

Маленький, мужественный огонёк, смело «смотрящий» в лицо огромной буре, метелям подаёт нам пример стойкости, самоотдачи, отваги. Он является символом любви, которая поддерживала и поддерживает каждого из нас, согревая изнутри. Такова главная мысль стихотворения «Зимняя ночь».

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Зимняя ночь» перечислены в списке:

  1. Для начала хочется отметить, что всё произведение построено на антитезе, противопоставлении двух образов, холодного и теплого.
  2. Рефрен: «Свеча горела на столе, Свеча горела.»
  3. При построении автором использована инверсия: «слетались хлопья», «ложились тени», «падали два башмачка».
  4. На протяжении стихотворения «Зимняя ночь» можно встретить аллитерацию. Например, в первых трёх строфах часто встречающийся звук «л» создаёт ощущение плавности происходящего, некоего полёта.
  5. Эпитеты: «озарённый потолок», «снежная мгла… белая».
  6. Сравнения:

«Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.»

«И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла…»

  1. Метафоры: «судьбы скрещенье», «воск слезами с ночника… капал», «жар соблазна».
  2. Олицетворение: «метель лепила на стекле», «ложились тени», «мгла седая».

Автор: Кристина Асаулова

Анализ стихотворения «Свободы сеятель пустынный» (А.С. Пушкин)

Автор: Самый Зелёный · Published 05.03.2019

Анализ стихотворения «Как часто пёстрою толпою окружен…» (М.Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Published 02.12.2019

Анализ стихотворения «О как убийственно мы любим» (Ф. И. Тютчев)

Автор: Самый Зелёный · Published 01.08.2019

1 комментарий

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Читайте также: