Стол в екатерининском дворце

Обновлено: 17.05.2024

Стилистическим продолжением Большого зала является Кавалерская столовая, на месте всё тот же золоченный интерьер, отделка стен резным орнаментом. Отдельно выделяется изразцовая печь с росписью.

В дни торжеств столы накрывали особенными столовыми сервизами, так называемые "Орденские", по отделке посуды знаками российских орденов: Святого Георгия, Андрея Первозванного и других.

Миновав Кавалерскую столовую и Парадную лестницу попадаем еще в одну столовую - Белую Парадную. В свое время стены этой столовой были покрыты белой тканью-штофом и отделаны золоченной резьбой, оттого и была названа Белая Парадная.

Отличительная особенность Белой Парадной столовой - сервировка столов осуществлялась посудой не только Императорского фарфорового завода, а и произведенной на Мейсенской фарфоровой мануфактуре, что находится в саксонском городе Мейсен в Германии. Посуда из Мейсана украшала знатные дома Европы и России.

Следующие две комнаты перекликаются как в отделке, так и в названии: Малиновая и Зеленая Столбовые. Название пошло от вертикальных стеклянных выступов-пилястр на стенах, под которые уложена яркая фольга малинового и зеленого цвета, посмотрите сами.

Кстати, секретер в комнате изготовлен известным мебельщиком, мастером из той же Саксонии, по имени Абрахам Рёнтген. Мебель мастерской отца и сына Рёнтгенов отличалась безупречным качеством, изяществом форм и невероятной красотой, мебель от Рёнтгенов являлась предметом искусства.

В Малиновой Столбовой на карточном столе стоит шахматная доска с комплектом резных фигур из кости работы китайских мастеров XVIII века.

Следующая комната предваряет знаменитую Янтарную комнату - это Портретный зал. По названию понятно, что здесь, на стенах зала демонстрируются живописные полотна с изображением царских особ: императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I и его второй жены, Екатерины I, а также сестры - великой княгини Наталии Алексеевны и, наконец, парадный портрет Екатерины II.

Вот мы и подошли к жемчужине Большого Екатерининского дворца - Янтарной комнате. Нет, наверное, ни одного человека, кто бы не знал судьбу того шедевра из янтаря, созданного в начале XVIII века данцигскими мастерами для прусского короля Фридриха и подаренного его сыном, Вильгельмом, императору вся Руси Петру I

Работы по восстановлению Янтарной комнаты начались в 1981 году, прошли долгие годы, наконец, к 300-летию Санкт-Петербурга, в 2003 году жемчужина была восстановлена в полном объеме и во всей красе.

Отдельное спасибо работникам Государственного музея "Царское село" за возможность оставить на память красоту Янтарной комнаты. Ведь, еще за год до этого, в 2018 году меня строго одернула за попытку сделать пару кадров смотрительница музея, а вот в 2019-м входя в комнату, меня и других туристов, встречая, смотритель с улыбкой на лице приветствуя предупредила о возможности свободно вести съемку! Спасибо!

После безупречной красоты природного камня попадаем на красоту живописную, заполняющую весь следующий зал - Картинный зал. Да, практически все стены закрыты картинами, единственное что их разделяет это тонкий золоченный багет.

Друзья! В картинном зале на столике с мраморной крышкой стоят уникальные часы с амурами "Мир и изобилие", не буду описывать внешний вид. вы сами видите, а ценны они и значимы, во первых, это работа знаменитых мастеров часовых дел Франции, во-вторых, первыми владельцами часов были король Франции Людовик XVI с супругой Марией Антуанеттой. Многие войны и революции, многих королей и императоров пережили часы "Мир и изобилие".

Ну, что, друзья, на этом, сегодня завершим прогулку по залам Большого Екатерининского дворца. Продолжение следует, смотрите, не пропустите! Смотрите залы Большого Екатерининского дворца со мной здесь:

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе… (24 фото)

«Эрмитаж» по-французски означает «хижина отшельника». Такие павильоны получили широкое распространение в регулярных садах XVIII века. Они предназначались для отдыха и обедов владельца усадьбы в узком кругу избранных и помещались в дикой части парка. Для того, чтобы общению хозяев и гостей не мешало присутствие прислуги, в таких павильонах обычно устанавливались механизмы, приводившие в движение подъемные столы. Царскосельский Эрмитаж отличается от других (например, петергофского) исключительной пышностью.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (14)

Первоначально павильон спроектировал М. Г. Земцов, но в 1749 году фасады готового здания были переделаны в соответствии с новым проектом Растрелли.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (2)

Здание окружено каналом фигурных очертаний с двумя мостиками.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (3)

Эрмитаж не перестраивался с середины XVIII века, поэтому его внутренняя отделка дошла до нашего времени почти без изменений.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (4)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (5)

Четыре кабинета по углам связаны галереями с центральным прямоугольным залом.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (6)

Часть лепнины в галереях представлена в не отреставрированном виде.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (7)

Плафоны на потолках коридоров написал А. Перезинотти. По содержанию они перекликаются с барельефами на фасадах Эрмитажа и изображают амуров с аллегорическими атрибутами времен года.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (8)

Благодаря широким окнам, служившим одновременно дверями для выхода на балконы, центральный зал пронизан светом.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (9)

В простенках между окнами размещались зеркала в резных золоченых рамах, переходящих в обрамления живописных десюдепортов.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (10)

Назначение интерьера подсказало сюжет плафона, написанного Д. Валериани: «Юнона и Юпитер приглашают небожителей к накрытому и уставленному роскошной посудой столу».

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (11)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (12)

Центральную часть зала занимает механический обеденный стол.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (13)

По углам на специальных платформах стоят столы поменьше, каждый имеет свою форму.

При помощи механизмов может убираться как стол целиком, так и отдельные его участки.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (15)

Для того, чтобы заказать какое-либо блюдо, гость должен был написать его название на дощечке. Пластина уезжала вниз и вскоре возвращалась с заказанным.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (16)

Как это работает, можно посмотреть на видео:

Под парадным этажом павильона расположены два технических уровня, откуда осуществлялось управление механизмами и доставка блюд.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (17)

На средний уровень опускались поверхности столов, куда устанавливались блюда для доставки наверх.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (18)

Главный стол представляет собой наиболее сложную конструкцию.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (19)

Аналогичные механизмы располагаются под малыми столами.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (20)

Так выглядит опущенная вниз центральная часть углового стола.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (21)

Всё управление механизмами осуществлялось с нижнего яруса.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (22)

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (23)

А вот уникальное фото: главный стол, вид снизу.

Уникальный механический обеденный стол в павильоне Эрмитажа в Царском Селе (24)


Источник

Зеленая столовая

С Зеленой столовой начинаются личные покои в северной части дворца, созданные в 1770-х годах по указу Екатерины II для великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I) и его первой супруги Натальи Алексеевны.

Эти помещения возникли на месте висячего сада — огромной террасы, сооруженной Ф. Растрелли. Одним из торцов этого своеобразного зала под открытым небом был фасад дворцовой церкви, вместо штучного паркета в нем пестрели барочные цветники, а мебель состояла из каменных скамеек, установленных в тени фруктовых деревьев. Однако со временем сад стал источником сырости во дворце, и в 1773 году по указу императрицы архитектор В. И. Неелов (1722–1782) построил на его месте «Покой Их Высочеств».

Архитектурно-художественное убранство новых интерьеров в 1779 году выполнил Ч. Камерон. В это время покои занимала вторая супруга будущего императора Павла I — великая княгиня Мария Федоровна.

Нежно-зеленые стены столовой покрыты белым лепным орнаментом на мотивы росписей античных вилл. Среди фрагментов классической архитектуры, греческих ваз и виноградных лоз выделяются фигуры юношей и девушек в античных одеяниях. Скульптурное убранство дополняют медальоны с танцующими амурами и многофигурные композиции на мифологические сюжеты, рельеф которых подчеркнут розовым фоном. Двери Зеленой столовой украшены гротескным орнаментом, восходящим к древнеримским росписям. Наиболее эффектно решена северная стена комнаты, в центре которой установлен мраморный камин с кронштейнами в виде львиных голов и лап. Весь лепной декор Зеленой столовой выполнен русским скульптором И. П. Мартосом (1754–1835).

В 1820 году в помещении Дворцовой церкви возник сильный пожар, от которого значительно пострадали залы, созданные Ч. Камероном. По указанию императора Александра I была учреждена комиссия во главе с архитектором В. П. Стасовым для исправления сгоревшей части здания на основе сохранившихся фрагментов отделки и авторских чертежей Камерона, приобретенных графом Х. Ливеном в 1822 году в Лондоне у наследников архитектора. Убранство Зеленой столовой восстановили в прежнем виде: лепщик Заколупин реконструировал лепной декор стен; скульптор Ф. Трискорни реставрировал мраморный камин; заново был набран паркет из разных пород дерева. Живописный плафон, украшавший столовую в конце XVIII века и погибший при пожаре, В. П. Стасов воссоздавать не стал, оставив потолок белым.

В 1855 году по распоряжению императора Николая I архитектор А. И. Штакеншнейдер подготовил проект оформления помещений бельэтажа Большого Царскосельского дворца (прежде всего потолков) с дополнением живописных вставок, полотна для которых предполагалось подобрать в кладовых Императорского Эрмитажа. Согласно этому проекту в центр потолка Зеленой столовой была вмонтирована картина итальянского художника А. Каноппи «Торжество Бахуса» в обрамлении золоченых лепных орнаментов и декоративных живописных медальонов. В 1863 году в этой части дворца вновь случился пожар, повредивший потолки, но плафонную живопись удалось снять и спасти. После реставрационных работ, которыми руководил архитектор Придворной конторы А. Ф. Видов, Зеленой столовой вновь было возвращено архитектурно-художественное убранство времени Ч. Камерона.

Во время Великой Отечественной войны залы Камерона были частично разрушены и разграблены; плафонная живопись погибла. В 1957 году именно с этих залов начались реставрационные работы во дворце по проекту А. А. Кедринского. Лепное убранство столовой реставрировали скульпторы Г. А. Михайлова и Э. Г. Масленников. Двери были расписаны по образцу одной из сохранившихся створок.

Паркет набрали по старому рисунку из дуба, светлого клена и красного дерева. Потолок же, за неимением подлинных живописных композиций и иконографии плафонов, оставили белым.

Сегодня убранство Зеленой столовой дополнено стульями, бронзовой каминной решеткой и каминными приборами, выполненными по рисункам Ч. Камерона специально для этого интерьера, а также канделябром работы П. Гутьера и «Московским сервизом», изготовленным на заводе Ф. Гарднера по заказу хозяев этой части дворца — великого князя Павла Петровича и его супруги Марии Федоровны. Предметы столового сервиза, изысканные по форме и цветовому решению, декорированы вензелями владельцев.

Музей-заповедник. Царское село. Екатерининский дворец.КАВАЛЕРСКАЯ СТОЛОВАЯ.5 часть.


Всем привет!
А я продолжу гулять по дворцу и Вам показывать-рассказывать всё то, что я увидел.Делюсь впечатлениями и немного описания к фото.


Рядом с Большим залом расположена Кавалерская столовая, также созданная по проекту Ф.-Б. Растрелли. Размеры ее невелики, поэтому на стенах архитектор разместил зеркала и ложные зеркальные окна, что сделало зал просторнее и светлее. Решение интерьера характерно для стиля барокко: в нем доминирует золоченый резной орнамент из стилизованных цветов и раковин; великолепны позолоченные композиции над дверьми — десюдепорты.




После того, как во время ремонта зала в 1860-х годах резьбу посеребрили, зал получил название Серебряной столовой. Таким интерьер просуществовал до войны. При послевоенной реставрации столовая вновь получила золоченое убранство, задуманное придворным архитектором Елизаветы Петровны.

Украшением Кавалерской столовой является многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Ф.-Б. Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.




Живописный плафон украсил Кавалерскую столовую в середине XIX века, в ходе переоформления интерьеров под руководством А. И. Штакеншнейдера. Из императорских кладовых архитектор выбрал полотно «Александр Македонский и семья персидского царя Дария» кисти живописца XVIII века К. Балка. По замыслу зодчего плафон был дополнен лепными медальонами с живописными вставками. При воссоздании отделки зала после войны в центре потолка была помещена картина неизвестного русского мастера середины XVIII века на сюжет античного мифа о боге солнца Гелиосе и богине утренней зари Эос (из фондов Государственного Русского музея). Гелиос и Эос изображены в окружении фигур, олицетворяющих времена года.


На столах в Кавалерской столовой представлены предметы знаменитых «Орденских» сервизов, декорированные знаками и лентами российских орденов, изготовленные в 1777–1785 годах на первом в России частном фарфоровом заводе Ф. Гарднера. В течение многих десятилетий сервизы украшали столы в дни торжественных праздников, посвященных покровителям наиболее почетных отечественных наград — орденов Святого Андрея Первозванного, Святого Георгия, Святого Александра Невского и Святого Владимира.


В 1780-х годах, когда тогдашняя хозяйка дворца Екатерина II переехала в новые апартаменты, созданные Ч. Камероном, в Кавалерской столовой проводились небольшие вечерние собрания и изредка давались «комнатные балы».

Музей-заповедник. Царское село. Екатерининский дворец.БУФЕТНАЯ, ЗЕЛЕНАЯ СТОЛОВАЯ И ОФИЦИАНТСКАЯ.10 часть.

Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.


Нынешний интерьер Буфетной полностью воссоздан после разрушений военного времени. Стены затянуты белым штофом в резных золоченых рамах, в углу установлена печь с расписными изразцами, двери украшены позолоченными десюдепортами с причудливой барочной резьбой. В простенке между окнами, выходящими на дворцовый плац, расположено зеркало в резной золоченой раме с двумя светильниками-бра.


Для плафона использована картина известного итальянского художника XVII века П. да Кортоны (1596–1669) «Ловля кораллов», переданная в Царское Село из фондов Государственного Эрмитажа в послевоенное время. Две декоративные композиции, выполненные в технике гризайли, изображают путти с гирляндой цветов и амуров на дельфине. Живописные вставки заключены в изящный лепной орнамент в виде вьющихся побегов.


Мебель Буфетной относится к XVIII столетию: это барочные кресла работы отечественных мастеров, выполненные одновременно с резной отделкой залов дворца, французский комод наборного дерева XVIII века и столики-бобики, изготовленные в петербургских мастерских, один из которых специалисты связывают с деятельностью придворного мебельщика Екатерины II Х. Мейера. Также в зале представлены два западноевропейских натюрморта XVII века и две анималистические композиции художника И.-Ф. Гроота, написанные в середине XVIII столетия для царскосельского павильона Монбижу.


Эти помещения возникли на месте висячего сада — огромной террасы, сооруженной Ф.-Б. Растрелли. Одним из торцов этого своеобразного зала под открытым небом был фасад дворцовой церкви, вместо штучного паркета в нем пестрели барочные цветники, а мебель состояла из каменных скамеек, установленных в тени фруктовых деревьев. Однако со временем сад стал источником сырости во дворце, и в 1773 году по указу императрицы архитектор В. И. Неелов (1722–1782) построил на его месте «Покой Их Высочеств».




В 1855 году по распоряжению императора Николая I архитектор А. И. Штакеншнейдер подготовил проект оформления помещений бельэтажа Большого Царскосельского дворца (прежде всего потолков) с дополнением живописных вставок, полотна для которых предполагалось подобрать в кладовых Императорского Эрмитажа. Согласно этому проекту в центр потолка Зеленой столовой была вмонтирована картина итальянского художника А. Каноппи «Торжество Бахуса» в обрамлении золоченых лепных орнаментов и декоративных живописных медальонов. В 1863 году в этой части дворца вновь случился пожар, по-вредивший потолки, но плафонную живопись удалось снять и спасти. После реставрационных работ, которыми руководил архитектор Придворной конторы А. Ф. Видов, Зеленой столовой вновь было возвращено архитектурно-художественное убранство времени Ч. Камерона.
Во время Великой Отечественной войны залы Камерона были частично разрушены и разграблены; плафонная живопись погибла. В 1957 году именно с этих залов начались реставрационные работы во дворце по проекту А. А. Кедринского. Лепное убранство столовой реставрировали скульпторы Г. А. Михайлова и Э. Г. Масленников. Двери были расписаны по образцу одной из сохранившихся створок.


Официантскую — одно из служебных помещений Большого Царскосельского дворца XVIII столетия — Ч. Камерон разделил поперечной перегородкой на две «прихожих», одна из которых была полутемной и выходила на лестницу.

Интерьер Официантской значительно пострадал во время пожара 1820 года, после чего созданное шотландским архитектором декоративное оформление с некоторыми изменениями была воспроизведено В.П. Стасовым. Основной принцип художественного решения Официантской — симметричное членение стен деревянными пилястрами, окрашенными под мрамор и соединенными гипсовыми арками, — был сохранен. Рисунок деталей, из-за утраты образцов Камерона, был выполнен по чертежам Стасова. По этой же причине потолок в зале был оставлен белым.


М.-А. Колло. Голова девочки. 1769

В 1840-х годах по распоряжению Николая I Стасов убрал в Официантской перегородку, и две «прихожие» превратились в просторную светлую комнату. Значительно обогатил строгое решение интерьера паркет с четким геометрическим рисунком, набранный в это время из ценных пород древесины: палисандра, амаранта, красного и черного дерева, дуба и клена. Для центральной части пола был использован наборный паркет одной из «прихожих». Этот паркет сгорел в пожаре 1863 года. Сегодня в зале находится паркет, изготовленный в середине 1860-х годов, переживший Великую Отечественную войну.


В 1855 году по проекту А.И. Штакеншнейдера в центр потолка Официантской была вмонтирована картина художника венецианской школы XVII века П. Либери. Ее обрамляли золоченые тяги, лепные орнаменты и дополняли декоративные Б.-Э. Мурильо. Горный пейзаж. 1680-еживописные медальоны. Весь декор потолка погиб в годы войны.
После войны разрушенный интерьер Официантской был восстановлен: по двум сохранившимся пилястрам выполнили остальные восемнадцать, сохранившийся паркет реставрировали, и в 1959 году зал был открыт для посетителей.
Сегодня в Официантской представлены наборные ломберные столики конца XVIII века, комод шведской работы второй половины XVIII века и стулья красного дерева, изготовленные русскими столярами в XIX столетии. На стенах помещены картины из царскосельского собрания: «Горный пейзаж» Б.-Э. Мурильо, «Вид с Палатинского холма» П. Лабруцци, «Водопад в Тиволи» А. Локателли и «Руины» А.И. Бельского.



Решительное наступление советских войск в середине января 1944 года принесло долгожданное освобождение Ленинграду и его пригородам от вражеской блокады и оккупации. 24 января 1944 года воины, вошедшие в многострадальный город Пушкин, увидели груды развалин из камня и пепла. От выдающегося памятника русской национальна культуры — Екатерининского дворца и прилегающих к нему зданий остались обгоревшие стены, зиявшие пустыми просветам окон, изуродованные полы и потолки кое-где валяющиеся жалкие остатки художественного декора. Из пятидесяти пяти залов дворца, имевших уникальную отделку, частично уцелели только десять.


В мае 1945 года комиссии Комитета по делам искусств и культурно-просветительных учреждений во главе с доктором исторических наук, сотрудником Государственного Исторического музея профессором А. Я. Брюсовым было поручено выявление художественных ценностей (и в первую очередь Янтарной комнаты), вывезенных в Германию из советских музеев.
Среди немецкого населения, оставшегося в Кенигсберге, был упомянутый выше Альфред Роде. На вопросы комиссии о судьбе Янтарной комнаты Роде сообщил, что она действительно находилась в музее замка, в помещениях южного крыла, а позднее была упакована в ящики и перенесена в Орденский зал замка и что, по всей вероятности, она сгорела.


В марте 1946 года А. М. Кучумовым и заведующим сектором музеев отдела культуры Ленгорсовета С. В. Трончинским вновь было произведено детальное обследование всех помещений Кёнигсбергского замка, включая подвалы и подземные ходы, ведущие за пределы замковой территории. В различных частях огромного здания замка, полностью выгоревшего и полностью разрушенного, было обнаружено большое число фрагментов ломаной мебели из Екатерининского дворца (в том числе из Большого зала, Карельской приемной Александра I, Китайского зала и других помещений), битого китайского и японского фарфора из собраний пушкинских дворцов. Панели Янтарной комнаты бесследно исчезли. Поэтому вопрос о дальнейших розысках Янтарной комнаты был временно снят. В 1967 году Правительственная комиссия под председательством заместителя министра культуры РСФСР В. М. Стриганова вновь обратилась к розыску похищенных в годы войны художественных ценностей и в первую очередь Янтарной комнаты. В 1984 году работа Комиссии была остановлена, а дело по розыску Янтарной комнаты прекращено.


Вопрос об исчезнувших произведениях искусства, принадлежащих Екатерининскому дворцу-музею, продолжает волновать не только музейных работников, занимающихся восстановлением дворцовых интерьеров. Положение с культурными трофеями второй мировой войны требует самого тщательного внимания представителей международной и отечественной общественности. Создание нового открытого общества в Европе, изменившиеся политические, идеологические и дипломатические обстоятельства дают возможность начать совершенно новый диалог на эту тему. Художественные ценности Екатерининского дворца-музея ждут своего возвращения на Родину.

Читайте также: