Стол преподавателям на экзамен

Обновлено: 28.04.2024

Первыми комментариями к любой статье о правах школьников будут возмущения в духе «А как ещё их воспитывать?», «Малолетки совсем от рук отбились!» и «Что за неуважение к учителю — своими правами козырять!».

Впрочем, риторика старшего поколения по отношению к младшему не меняется вот уже несколько тысячелетий, ещё Сократ говорил: «Наша молодёжь любит роскошь, она плохо воспитанна, насмехается над начальством, не уважает стариков, перечит родителям. Наши дети стали просто тиранами».

Когда ребёнок или подросток интересуется своими правами, это воспринимается школой и родителями как бунт, подрыв устоев и угроза общественной безопасности. Это довольно иронично, учитывая то, что и те и другие декларируют важность развития личности и гражданского самосознания. Тут уж надо определиться: вам послушного и безропотного или же со своим мнением и стремлением его отстаивать?

В общем, в 99% случаев, когда ученики «качают права» (то есть выводят вопрос из разреза «потому что я так сказал, вот почему» в правовое поле), я считаю это полезным для обеих сторон. Вот семь жизненных вопросов, по которым я давал свою оценку за последнее время.

1. «Имеет ли право учитель выгонять из школы ученика, если он пришёл не в школьной форме?»


Выгонять — то есть насильно выталкивать, кричать, угрожать, применять физическую силу, — конечно же, нет. Учитель может сделать замечание, провести беседу, привлечь к решению вопроса администрацию школы, школьного психолога, социального педагога, пригласить для беседы родителей ученика.

Статья 43 Конституции РФ гарантирует право на образование. Это же право гарантирует Федеральный закон «Об образовании», в частности статья 5. Ни один пункт настоящего законодательства не говорит о том, что за джинсы, длину галстука или цвет волос человек может быть лишён этого права.

Да, если в уставе учебного заведения есть форма установленного образца, ученики обязаны соблюдать регламент. За несоблюдение к ним и их родителям могут применяться меры дисциплинарного воздействия. Однако среди перечня таких мер нет отстранения от получения школьного образования.

2. «Имеет ли учитель право не допускать ученика на урок, если ученик опоздал, причём не на пол-урока, а на пять минут?»


Опять же ни один пункт действующего законодательства не говорит о том, что за опоздание на урок человек может быть лишён права на образование. Поэтому учитель не имеет права не допускать ученика на урок из-за опоздания.

Кроме того, следует помнить, что учитель отвечает за здоровье и безопасность учеников в ходе образовательного процесса. Если учитель отправляет ученика «гулять» во время занятия, эта ответственность с него не снимается.

С другой стороны, существует внутренний устав учебного заведения, где указаны обязанности учащихся, в том числе обязанность придерживаться школьного расписания и приходить на урок вовремя. Но нарушение учеником одних правил не даёт учителю права нарушать другие правила.

В случае опоздания у учителя есть спектр законных мер воздействия: беседа, привлечение школьного психолога, социального педагога, директора или родителей ученика. В конце концов, у опоздания на урок могут быть разные причины: от банального разгильдяйства до пробок, вызванных сильным снегопадом.

3. «Имеет ли школьный учитель право поставить двойку за отсутствие ученика на уроке или за невыполнение домашнего задания?»


Из Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что основанием для выставления оценки являются знания ученика, а не присутствие на занятии. Как и в случае с опозданием, у отсутствия могут быть очень разные причины: от добровольного прогула до каких-то неприятностей, не связанных с учёбой.

С невыполнением домашнего задания всё сложнее: причин тоже может быть масса, однако сам факт невыполнения может быть расценен учителем как отсутствие необходимых знаний с последующим выставлением оценки «неудовлетворительно». Если у ученика есть уважительные причины невыполнения домашнего задания, разумно будет, если родители (или другие законные представители) напишут заявление директору школы с просьбой пересмотреть выставленную оценку.

4. «Могут ли меня заставлять на каникулах ходить на репетиции и грозить, что если не придёшь — получишь тройку?»


Если учитель хочет нарушить ваше законное право на отдых в каникулы или заставляет заниматься внеурочной деятельностью (которая по определению является добровольной) — это незаконно.

Дело в том, что статья 34 п. 11 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прямо говорит: «Учащиеся имеют право на каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком».

А согласно СанПин 2.4.2.2821-10, внеурочная деятельность организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Поэтому если учитель ставит условие «не придёшь на репетицию — поставлю тройку», то это явное нарушение закона.

5. «Имеет ли право учитель заставлять ученика мыть доску, если он дежурный на уроке? Если да, то почему?»


Если под «заставлять» мы подразумеваем насильственное принуждение к чему-либо, то учитель вообще не имеет права заставлять учеников делать что-либо. В частности, мыть доску, переносить мебель или собирать мусор на школьной территории в рамках субботника.

Учитель может указывать на принятые правила, спокойно объяснять последствия невыполнения тех или иных правил. Однако он не может давить на ученика, угрожать ему, кричать на него — в его законном арсенале таких методов нет и не должно быть.


«Почему вы обсуждаете моего ребёнка при всех?». Как общаться с учителями на родительском собрании

Можно ли учеников привлекать к выполнению тех или иных работ? Безусловно, это может быть частью учебно-воспитательного процесса. Но закон запрещает делать это без согласия учеников и их законных представителей. Иными словами, если на школьном собрании учитель рассказал об этой схеме, все родители согласились (а в идеале подписали коллективное соглашение о том, в каких случаях и как именно детей можно привлекать к школьным обязанностям), то да, такая практика может иметь место.

Решение же школой своих хозяйственных проблем за счёт использования учеников в качестве бесплатной рабочей силы — прямое нарушение закона.

6. «Имеет ли право учитель пересаживать меня или не разрешать сесть на последнюю парту?»


Согласно закону об образовании, учитель может определять формы и методы обучения. Решение учителя, касающееся расположения учеников в классе, можно отнести к формам и методам обучения.

С другой стороны, учитель не может быть предвзят по отношению к кому-то из учеников и запрещать одному из них то, что разрешает другим. В этом случае решение учителя можно интерпретировать как дискриминацию. Но, опять же, это же решение может быть интерпретировано и как форма индивидуального подхода к конкретному ученику. К примеру, он понимает, что Маше нужно больше разъяснений и вполне разумно посадить её поближе.

Здесь мы говорим о достаточно широком диапазоне толкований, поэтому любая оценка будет субъективной. Даже если учитель хочет посадить куда-то вас просто для того, чтобы сделать вам неприятно, то формально он может найти для этого вполне законные основания.

7. «Имеет ли право учитель забрать телефон, если он просто лежит на парте?»


В правовом отношении у учителя и ученика нет какого-то особого статуса в такой ситуации. Этот вопрос можно переформулировать как «может ли один гражданин забрать у другого гражданина телефон, если он просто лежит на столе?» Конечно же, нет.

Формально, если ребёнок нарушает нормы, установленные законом и уставом школы, учитель вправе сделать устное замечание и потребовать устранить нарушение, привлечь к решению вопроса родителей ученика, школьного психолога, администрацию школы и так далее.

В некоторых школах внутренние регламенты запрещают пользоваться телефонами в течение урока или даже иметь их при себе. В целом устанавливать понятные правила и требовать их соблюдения — это намного конструктивнее, чем пытаться отобрать телефон всякий раз, когда учитель сочтёт нужным.

Возникает резонный вопрос: а что же делать, если учитель, невзирая на аргументы, просто берёт и выталкивает опоздавшего ученика из класса, забирает телефон в карман или выставляет незаслуженную оценку?

В такой ситуации принято, что родители идут к учителю и ищут варианты, как договориться с ним. Это не единственный и не всегда эффективный вариант. Говоря деловым языком, это изначально слабая переговорная позиция. По большому счёту учитель в этой ситуации уже показал некомпетентность в части знания прав ученика или своё нежелание «играть по правилам».


«Все сели, тишина, Петров не вертится!»: 4 учительские фразы, которые мешают детям учиться

К счастью, мы с вами содержим огромное количество государственных служащих, которые должны нам помогать в таких случаях.

  • Директор школы. Напишите заявление — просто изложите ситуацию своими словами с просьбой разобраться в ситуации, оставьте свои контакты. Занесите заявление секретарю, обязательно заберите свою копию с отметкой о вручении. Если директор на месте и готов с вами поговорить, всё равно заберите свою копию с отметкой и попросите дать ответ по ситуации письменно.
  • Если опасаетесь субъективности администрации школы, обратитесь сразу в районный отдел образования, это можно сделать прямо в электронном виде у них на сайте. Также можно обратиться в комитет по образованию — опять же это можно сделать в электронном виде. Ещё есть приёмная уполномоченного по правам ребёнка. Любой из этих органов обязан принять ваше заявление и дать ответ в течение 30 дней.
  • Прокуратура. Может показаться, что это государственный орган на случай «когда убьют — тогда и приходите», но на самом деле это простой и действенный способ разобраться в законности тех или иных действий учителей и школы в каких-то запутанных ситуациях.
  • Полиция. Честно скажу, ни разу не сталкивался с таким, но если ребёнка прямо сейчас «выставили за дверь» и лишают права присутствовать на уроках, это не менее значимый повод вызвать патруль полиции, чем громкая музыка у соседей ночью.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

14 советов от учёных, которые помогут сдать любой экзамен

Экзамены уже не за горами, а значит, скоро в ход пойдёт всё, что хоть как-то повысит шансы на хорошую оценку. Вместо перечитывания учебника перечитайте наши научные рекомендации — они более действенные, чем заговор зачетки, приворот учителя и молитва на счастливый номер аудитории. Инна Прибора рассказывает, как подготовиться к экзамену и чувствовать себя на нём уверенно. Оказывается, даже жвачка помогает.

Сон в руку

1. Конечно, велик соблазн просидеть за тетрадкой всю ночь, но наука настоятельно склоняет вас ко сну. Именно во время сна происходит закрепление полученной накануне информации. В опытах на крысах ученые показали, что во время медленного сна в мозгу возбуждаются те же группы нейронов, что и во время обучения, которым крысы занимались накануне. То есть, чтобы лучше запомнить афоризмы Аристотеля, лучше всего поступить, как крыса, — лечь спать пораньше. Мозг во сне еще раз прокрутитвсе, что он слышал про философа, и потом приведет вас к успеху на экзамене.

2. Американские ученые проводили эксперименты не на крысах, а на студентах, после чего подтвердили, что сидеть над заданиями всю ночь — плохая идея. Побочные эффекты бессонной ночи проявляются в виде задержки реакции и склонности всюду ляпать ошибки.

Наиболее эффективной стратегией будет такая: прочитать сложные места прямо перед сном и улечься до полуночи в надежде, что мозг не перепутает, что нужно переносить в долговременную память — фейсбучную ленту или странички прочитанных лекций.

Пища для ума

1. На завтрак перед экзаменом ученые из Школы медицины Бостонского университета предлагают вам яичницу. Дело в том, что яйца богаты холином — витамином группы B. Холин, согласно исследованиям, улучшает память и замедляет старение мозга. А ведь именно старение мозга мешает удачно отвечать экзаменаторам.


2. В американской Академии пищи и диетологии огорчаются, когда вы отказываетесь от овсянки. Крупы из цельного зерна содержат медленные углеводы и полезные микроэлементы, они дарят мозгу энергию, которой должно хватить, чтобы дотянуть до конца экзамена.


3. То, что оказалось у вас на столе, нужно щедро посыпать приправой карри. В ее состав входит куркума, которую очень хвалят ученые Института мозга РАН (СПб). Куркума, несмотря на название, укрепляет память и является хорошей профилактикой болезни Альцгеймера.


4. Куркуму на столе может перебивать запах мяты. Мята улучшает концентрацию, поэтому пару листочков можно всунуть себе в петлицу в надежде, что это произведет впечатление на преподавателя.


5. Собираясь блеснуть умственными способностям, нельзя обойтись без жирных кислот Омега-3. В исследовании, которое опубликовал несколько лет назад «British Journal of Nutrition», сообщалось, что те студенты колледжа, которые не пренебрегали грецкими орехами, показывали более впечатляющие способности рассуждать, чем их коллеги, которым орехов не досталось. Еще богаче орехов на Омега-3 рыба: лосось и тунец. Перед экзаменом несколько капсул рыбьего жира непременно должны украсить ваше блюдо.


6. Все вышеперечисленные ингредиенты следует запить водой. Во-первых, студенты, которые пьют воду до экзамена, сдают его на 10% лучше, чем их обезвоженные друзья. Во-вторых, после рыбьего жира и куркумы просто очень хочется пить.


7. А к десерту лучше раздобыть шоколада. Ученые из Университета Южной Австралии, пряча фантики, заявляют, что те, кто ест шоколад минимум раз в неделю, лучше выполняют различные когнитивные задачи, чем те, кто скромно отказывается от шоколадки. Предполагается, что это свойство шоколада обеспечивается действием флавоноидов, которые содержатся внутри.


Исследователи из Университета Северной Аризоны, что в США, продолжили изучать проблему и заявили, что лучше всего брать шоколад с 60-процентным содержанием какао: он мощнее всего повышает концентрацию внимания. Однако он повышает и кровяное давление. К счастью, решение было найдено: запив плитку зеленым чаем, вы сразу же обеспечите организм релаксантом L-тианином и нормализуете давление.

Что еще предпринять, пока вас не вызвали

1. Оказывается, прыгать нужно не после экзамена, а до. Даже если вы будете выглядеть несколько вызывающе, нарезая круги вокруг здания бегом или на велосипеде, наука будет на вашей стороне. Всего 30 минут кардиотренировки могут улучшить вашу память и уменьшить влияние стресса, вызванного приветливым лицом экзаменатора. Кардионагрузка порадует мозг целым коктейлем гормонов, в том числе серотонина, допамина и норадреналина. Это прекрасный состав, благотворно влияющий на внимание, восприятие, мотивацию и способность к обучению.

2. Музыка, играющая у вас в наушниках, признанное средство снять стресс. Перед экзаменом в роли музыки пусть выступит Вольфганг Амадей. В 1993 году когнитивист Франциск Раушер и его коллеги изучал влияние сонат Моцарта на подопытных студентов. Во время экспериментов студенты показали временное улучшение пространственно-временного мышления. В прочих экспериментах крысы, которые слушали Моцарта, лучше проходили лабиринт, чем крысы-поклонники других композиторов. И пусть многие ученые не верят в эффект Моцарта, это средство все же не так сложно в исполнении, чтобы им пренебречь.

3. Займитесь медитацией. Человек, не понаслышке знакомый с позой лотоса, во время медитации отключает мозг от лишнего шума и максимально разгружает рабочую память. Профессор психологии Сайен Бейлок в книге «Момент истины» рассказывает об одном исследовании: в его ходе ребята, для которых Ом — не только единица электросопротивления, проявили исключительные способности к концентрации.

4. Кроме незнания предмета на экзамене человеку может помешать низкая самооценка, пишет Сайен Бейлок в той же книге. Хороший способ ее поднять — написать список своих положительных качеств прямо перед дверью аудитории. Пока вы выводите на листочке неоспоримые достоинства вроде «катался на аттракционе и не орал», самооценка растет, тревожность снимается, а заодно улучшаются интеллектуальные способности.

5. Жвачка — отличный помощник на экзамене. Ей можно не только крепить шпаргалки под парту, но и улучшить свою концентрацию. Рискуя навлечь на себя гнев преподавателя, ученые предполагают, что она каким-то образом заставляет более активно работать области мозга, способствующие лучшему вниманию.

«Была даже икра на экзамене»: должны ли студенты «накрывать поляну» преподавателям

В некоторых российских вузах выпускники на госах и на защите дипломов накрывают стол членам комиссии: покупают фрукты, закуски, воду, алкоголь. Кто-то считает этот обычай дикостью, кто-то — сложившейся традицией, в которой нет ничего плохого. Мы спросили у недавних студентов, как они относятся к этой практике и сколько потратили на «поляну». Имена героев изменены по их просьбе.

Защита дипломов во многих российских вузах нередко выглядит так: в июне толпа студентов с распечатанными работами собирается в назначенной аудитории, все по очереди выступают перед комиссией, отвечают на вопросы. Иногда выступления затягиваются и, даже если есть расписание защиты дипломов, студентам приходится ждать по несколько часов, а комиссии — всё это время сидеть за столом и слушать доклады. То же самое нередко происходит и во время государственных экзаменов.

Администрация вуза, как правило, ни преподавателей, ни студентов не обеспечивает водой и едой. В итоге всё происходит по давно сложившейся традиции: студенты самостоятельно покупают всё необходимое и, что называется, «накрывают поляну». И таким образом ставят себя в сложную этическую ситуацию. С одной стороны, они обеспечивают преподавателям комфортные условия работы и в этом нет ничего предосудительного. С другой стороны — что это, если не попытка подкупить комиссию и улучшить оценку на итоговых экзаменах? Особенно когда студенты не просто покупают воду, а приносят дорогой алкоголь и даже оплачивают полноценный кейтеринг.

Тамара, выпускница РАНХиГС:

«За две недели до защиты диплома мы с одногруппниками узнали, что другая группа хочет накрыть стол для комиссии. До этого мы никогда не слышали о такой практике, и нам эта затея показалась странной. Наши сокурсники составили список закупок: вода (Evian!), шампанское за 10 тысяч, коньяк, салаты, «Оливье», «Мимоза» и шашлыки.


Наша группа разделилась на две части. Одни тоже хотели накрыть стол и были уверены, что от того, как они его накроют, зависит их оценка. Собирались заказать кейтеринг за 30 тысяч и купить элитный алкоголь. Другие вообще не хотели накрывать стол на защиту. Наши разногласия дошли до деканата, и там забавно отреагировали: нам просто запретили покупать алкоголь, а остальное сказали сделать «на наше усмотрение». Такая реакция показалась нам ещё более странной, потому что кейтеринг и шашлыки никто не запретил. Споры в группе продолжались. Одна моя сокурсница буквально впала в истерику: ей казалось, что, если на столе будет алкоголь, все точно сдадут, а если не будет, то никто не сдаст.

Тогда мы написали нашему научному руководителю — важному человеку на факультете — и уточнили, нужно ли накрывать на стол. Она ответила, что заставить нас никто не может, но принести воду было бы неплохо. В итоге договорились купить членам комиссии по бутылке воды и накрыть стол из крекеров, винограда, яблок, сыра и печенья.

Но этим дело не кончилось: возник конфликт из-за цветов. До группы дошел слух, что всем членам комиссии нужно дарить букеты. Многие были против, потому что защита диплома и без того обходится очень дорого (нужно распечатать три экземпляра диплома: один лежит в деканате, второй — у тебя, а третий — у членов комиссии. То есть требуется не только распечатать 50–100 страниц, но и сшить в твердую недешёвую обложку). И к этому ещё прибавлять букет каждой женщине в комиссии. Так как группа у нас маленькая, каждому пришлось скинуться по 5–7 тысяч.

А вот мой знакомый из Питера рассказывал, что у них было чётко прописанное меню. Там было указано, сколько должно быть бутылок коньяка, сколько должно быть салатов. У них была даже икра на экзамене.


Мне кажется, это странный способ подкупить комиссию. Похоже на истории, когда родители в школе приносят учителям конфеты и подарки. Мне кажется, это взятка. Одно дело, когда студенты сами решают принести воду, например, из-за жары, и совсем другое, когда тебе дают список и говорят, что ты обязан купить икру и шампанское. Не у всех есть возможность скинуться, но все понимают, что, если ты не участвуешь, это отразится на всей группе.

Я против этой традиции и считаю, что такие взятки нужно отменить в современных вузах, так же как в школах пресекают денежные сборы. К тому же это всё забивает голову перед защитой диплома. Ты не только бегаешь сшиваешь его, но еще и закупаешь продукты, приходишь заранее, чтобы накрыть стол. При этом сами мы есть не могли — а преподаватели ели и пили».

Катя, выпускница ПГНИУ (Пермь):

«Когда встал вопрос, накрывать ли стол, почти вся группа согласилась, так как, по мнению одногруппников, эта практика делает преподавателей лояльнее. Я сразу отнеслась к идее негативно.

Часть людей поддержала меня, а часть — другого одногруппника, который агитировал закупать еду. Он провёл опрос, чтобы узнать, какую сумму каждый из нас готов потратить. Варианты начинались от 1000–2000 рублей и заканчивались пятью тысячами. Учитывая количество людей в группе, получалось от 30 до 80 тысяч рублей в сумме.

Я отказывалась верить, что мы будем накрывать стол и преподаватели поддержат эту идею. Я спросила у научного руководителя, как обстоят дела у нас в вузе с этой практикой. И о чудо! Выяснилось, что наши преподаватели настроены против тех, кто пытается таким способом сдать госы и диплом. И обычно при «дорогом» накрывании стола комиссия жёстче, а оценки хуже. Я передала информацию группе, и мы решили просто купить воду, кофе и коробку конфет. В итоге каждый потратил на госы и диплом 400 рублей.

Я искренне не понимаю традицию накрывать столы и не разделяю такой подход к сдаче экзаменов. Для меня это в первую очередь неуважение к профессорам и доцентам комиссии: такой традицией ты принижаешь ценность людей, показывая, что их мнение и оценку можно получить за бутылку хорошего алкоголя. Хочется, чтобы в России перестали мыслить взятками и подкупами. Лучше взращивать в себе уверенность как в профессионале и человеке со своей позицией, при этом делать всё честно».

Василиса, выпускница ММУ:

«Ребята из другой группы рассказали, что они подошли к организаторам выпускных экзаменов и уточнили по поводу традиции накрывать на стол. Как они сказали, никакого принуждения к этому не было и быть не могло, поскольку Московский международный университет — частный вуз. Но при этом нужна вода, сок, чай, цветы на стол и небольшие закуски. По желанию можно купить шампанское, небольшие подарки комиссии — набор чая или конфет.

До этого я слышала о такой традиции, но не вникала. Когда сама с этим столкнулась, удивилась и стала размышлять: почему такое вообще существует? Да, защита действительно мероприятие долгое, но почему ту же воду и перекус не организует университет?

В каждой группе вопрос о столе решался самостоятельно. В теории можно было отказаться от участия, но все понимали, что мы в одной лодке и человек в любом случае придёт на экзамен со своей группой с накрытым столом, и с его стороны было бы некрасиво отказываться. Никто не проявлял особой активности, поэтому организацию я взяла на себя. Мы скинулись по 850 рублей и заказали небольшой фуршет. Один сокурсник возразил против суммы, которую мы сдавали, но я объяснила, что мы пытаемся найти всё по разумным ценам, но нужно, чтобы это выглядело прилично и презентабельно.


Кристина, выпускница МГИМО:

«В нашей группе организацией стола занимались я и две другие девочки. Несмотря на личные дела и подготовку к экзамену, мы изучили вопрос и спросили у знающих людей, что обязательно должно быть. Все советовали фрукты, что-то небольшое — что «удобнее есть».

Некоторые студенты нашего вуза иногда дарят мужской части комиссии бутылку алкоголя. Эта практика не всегда удачна: могут неправильно понять, как будто кто-то кого-то подкупает. Знаю три случая, когда студенты хотели председателю комиссии, мужчине, подарить алкоголь, но тот отказывался. Мы даже не обсуждали такой вариант. Ещё в МГИМО есть традиция покупать цветы всем женщинам в комиссии. В итоге на еду и букеты мы с одногруппниками скинулись по тысяче рублей.

Когда начали накрывать стол в аудитории, пришёл член комиссии и сказал нести еду прямо на кафедру. Пока носили, члены комиссии уже начали есть — видимо, не хотели делать это непосредственно на экзамене.

Затем преподаватель, который как раз и предложил перенести еду, посмотрел на стол и заметил: «Что-то там пусто»

И попросил одну студентку сходить в кафе и купить орехов. Нам этот момент показался странным, потому что на столе и так было достаточно всего.

Наши преподаватели относятся к этой традиции как к чему-то само собой разумеющемуся. Так и должно быть, это часть экзамена: мы, грубо говоря, создаем им хорошее настроение или облегчаем им труд сидеть в аудитории много часов. У моих одногруппников нейтральное отношение к этой практике. Ни у кого не возникает предложения «а давайте этого не делать» — никто не знает, как на это отреагируют преподаватели, никто не хочет рисковать.

Да, это плюс ещё один геморрой: вместо того чтобы готовиться к экзамену и учить билеты, тебе нужно собирать деньги, закупать продукты. Это не очень приятно, однако ты просто берёшь и делаешь».

Как накрывать стол на защиту диплома

Любому студенту хочется хорошо сдать госэкзамены и защитить свой диплом. Подарки, цветы, накрытый стол помогут привести экзаменационную комиссию в отличное расположение духа. Быть может, тогда «защита» пройдет в более доброжелательной обстановке.

Стол на защиту диплома

  • Как накрывать стол на защиту диплома
  • Как проводить круглый стол
  • Как отметить диплом

Фуршет во время защиты диплома

Конечно, самым весомым аргументом для отличной оценки будут знания студента. Но каждое вкусное блюдо – это кулинарный посол, помогающий добиться понимания преподавателей по отношению к студентам. Оно поможет произвести на экзаменаторов должный положительный эффект.

Важно определиться с тем, когда именно накрывать стол – до или после экзаменов. Обычно пиршеством отмечают уже свершившееся событие.

Если обстановка в вузе демократичная, то допустим некий аналог безалкогольного фуршета в перерывах между защитой дипломов разными студентами.

Вот какие блюда может включать фуршет:

- белки вареных яиц с красной икрой;
- канапе нескольких видов;
- ветчинные рулетки;
- пирожки;
- соки, минеральная вода.

Защита диплома – длительный процесс, комиссия устанет, проголодается. А каждый преподаватель должен быть в благостном расположении духа. Данные блюда помогут им подкрепить силы, чтобы поставить всей группе в журнал только положительные отметки.

После того как все сдадут экзамены или до этого, можно накрыть стол обстоятельнее. Тут есть 3 варианта:

- заказать еду в кафе или ресторане с доставкой (но покупать уже готовые блюда довольно накладно, и не все студенты готовы пожертвовать немалой суммой);
- выбирается несколько активистов, которые хорошо готовят; они покорят своими вкусными блюдами экзаменаторов, те станут более лояльными и доброжелательными;
- часть закусок купить, а часть принести из дома.

Что приготовить к защите диплома

Закусочные блюда совсем не сложно готовить. Домашние – намного дешевле покупных, если постараться, то они не уступят «ресторанным» по внешнему виду и вкусу.

Попробуйте во время госов, защиты диплома удивить преподавателей вот такой вкусной закуской, которая готовится быстро и подразумевает использование минимума продуктов, можно назвать ее «Комисиа». Вот что понадобится:

- несладкое печенье типа крекеров;
- твердый сыр;
- бекон.

Сначала необходимо посчитать, сколько во время госа будет экзаменаторов. Лучше сделать побольше закуски, так как студенты тоже захотят подкрепиться.

Мелко потрите сыр на терке, положите его на печенюшки и обкрутите каждую полоской бекона. Теперь нужно выложить печенья на противень и поставить его в разогретую до 180оС духовку примерно на 30 минут. Затем блюдо под названием «Комисиа», а быть может «Комисия» вынимают, остужают, складывают в целлофановый пакет и несут в ВУЗ. Там его разогревают в микроволновой печи и подают. Конечно, лучше знать, как пишется слово «комиссия», чтобы достойно сдать выпускные экзамены и назвать блюдо правильно – «Для уважаемой комиссии».

Несложно сделать и рулетики с ветчиной, чтобы их тоже подать на защиту диплома. Лучше купить нарезку, начинить: сыром, яйцами, зеленью, смешанными с майонезом. Затем свернуть в рулет, заколов зубочисткой.

При помощи нее же создаются различные канапе – закусочные и сладкие. Не забудьте красиво оформить стол для защиты диплома цветами, шарами, и прекрасная атмосфера гарантирована.

Как правильно писать преподавателю

Содержание статьи

Как правильно писать преподавателю

  • Как правильно писать преподавателю
  • Как написать письмо учителю от ученика
  • Как написать письмо преподавателю

Главные правила дистанционного общения с преподавателем

Второй момент, о котором часто забывают студенты — характер общения. Переписка с педагогом носит рабочий, деловой характер. А это в свою очередь подразумевает официально-деловой стиль. Вежливо, спокойно, по делу, на грамотном русском языке и без фамильярности — так, как принято в среде взрослых людей, не связанных между собой приятельскими отношениями. Конечно, молодым людям, привыкшим общаться со сверстниками, поначалу сложно обойтись в переписке без сетевого жаргона и заменять «привет» официальным «здравствуйте». Но надо привыкать: тем более, что и в дальнейшем именно этого стиля придется придерживаться в деловом электронном общении.

Настройки почтового ящика для деловой переписки

  1. Оцените корректность вашего адреса электронной почты. Среднестатистический школьник использует электронную почту в основном для регистрации на разного рода сайтах. Достаточно часто дети и подростки регистрируют «прикольные» или «эпатажные» адреса и по привычке продолжают ими пользоваться в деловом общении. При этом преподаватели (а впоследствии и потенциальные работодатели), получая письма с адресов типа seksyalnyi.krolik, sherlock007 или krokolilero, либо удивляются, либо раздражаются, либо делают неутешительные выводы об умственных способностях отправителей. Поэтому, если вы пользуетесь ящиком с таким «игривым» логином — для деловой переписки лучше завести еще одну, «взрослую» почту. Адрес должен быть нейтральным (общепринятый вариант — логин, основанный на фамилии и имени или инициалах).
  2. Проверьте настройки ящика и заполните раздел «Имя отправителя», указав там свое реальное имя и фамилию. Имена эта информация будет отображаться у получателя в поле «От кого» — и позволит быстро идентифицировать вас.
  3. Заполните поле подписи — это гарантирует, что все ваши письма будут подписаны корректно, а вам уже не придется тратить на это время. Стандартный вежливо-деловой подход к подписи подразумевает включение в нее ритуальной фразы-прощания (например, «С уважением»), фамилии и полного имени. Кроме того, можно включить в нее информацию о том, студентом какой группы или курса и направления подготовки вы являетесь, а также контактные данные.

Таким образом, если вы хотите произвести хорошее впечатление на адресата, ваш почтовый ящик отвечает следующим требованиям:

  • нейтральный логин, не вызывающий ненужных ассоциаций и позволяющий вас идентифицировать;
  • в настройках имени отправителя прописаны имя и фамилия;
  • настроена корректная, вежливая и информативная подпись.

Почта для переписки с преподавателем

Главная ошибка студентов: поле «Тема письма»

Многие преподаватели отмечают, что студенты часто игнорируют поле «Тема», оставляя его незаполненным. Это затрудняет работу с письмами, кроме того, некоторые почтовые программы сразу же отправляют такие письма в папку «Спам» — и до получателя они не доходят совсем.

Поле «Тема» предназначено для того, чтобы получатель мог понять, о чем это письмо, не открывая его — и в ситуации, когда преподаватель получает десятки писем от студентов, это просто необходимо. Это позволяет быстро отличать срочное от несрочного, сортировать письма по папкам и так далее. При этом шансы на быстрый ответ значительно увеличиваются.

Заполняя это поле, старайтесь быть конкретными. Например:

  • если вы отсылаете контрольную или лабораторную работу, или вопрос касается организации учебного процесса — укажите это в теме, добавив номер своей группы или курс;
  • если хотите задать вопрос — укажите, какой области он касается (например, «Вопрос по рефератам для заочников 1 курса», «Вопросы по оформлению курсовой» или «Вопрос по срокам пересдачи экзамена по истории»);
  • если вам обещали прислать учебные материалы или вопросы к экзамену — конкретизируйте, для какой группы/курса они предназначены;
  • если письмо отправляется не педагогу лично, а на электронный адрес кафедры — пометьте в теме письма, кому из преподавателей оно предназначено.

Каким должен быть текст письма преподавателю

Текст делового письма начинается с приветствия и обращения. Лучше всего использовать обращение по имени-отчеству (если вы не уверены в том, что помните их правильно — уточните на сайте вуза).

Далее с новой строки внятно и лаконично изложите суть вопроса. Не пренебрегайте правилами русского языка — отсутствие точек или прописных букв производит неблагоприятное впечатление. Если в теме письма вы не указали номер своей учебной группы — добавьте эту информацию в основной текст (преподаватель может вести занятия у студентов разных курсов и направлений подготовки, и требования к ним могут предъявляться совершенно разные).

Если настроена автоматическая подпись — дублировать ее «вручную» нет необходимости.

Письмо к преподавателю может выглядеть, например, так:

Здравствуйте, Елена Юрьевна!

Я — староста группы ФФ-202. Пожалуйста, вышлите нам список литературы и вопросы к экзамену по введению в литературоведение.

С уважением, Анна Григорьева

Уважаемый Михаил Антонович!

Я учусь на третьем курсе по направлению «Радиотехника». К сожалению, по болезни пропустил четыре практикума по экономике (справка в деканат предоставлена). Скажите, пожалуйста, что мне необходимо сделать для допуска к зачету и в какие сроки?

Андрей Марченко, группа 3-ЛИМА-2

Как писать письмо преподавателю в университете

Пересылка файлов

По статистике, около половины писем, которые студенты отправляют преподавателям — это так называемые «письма-контейнеры», в которые «упаковываются» контрольные и лабораторные работы, эссе, рефераты, курсовые и так далее.

Первый момент, который забывают принять во внимание студенты — это имя файла. В результате преподаватель получает гору работ с названиями типа «курсач готовый», «реферат» или «Документ Microsoft Word (11)». Поэтому не забудьте переименовать работу перед сдачей. Оптимальный вариант — название работы, фамилия автора и номер группы.

Во-вторых, нельзя забывать, что электронное письмо с вложенным файлом остается письмом. И заполненное поле «тема», приветствие, сопроводительный текст, подпись — все это должно присутствовать. Сопроводительный текст в данном случае может состоять из одной фразы (например, «Во вложенном файле — предполагаемая структура курсовой работы», или «Отправляю Вам контрольную работу по Excel»).

Письма, не содержащие текста — знак неуважения к адресату, кроме того, они также имеют больше шансов попасть в папку «спам».

Читайте также: