Стол на котором писали пером

Обновлено: 14.05.2024

В холле сидела неизменная старушка (так нам тогда казалось), которая исполняла множество функций. Она была уборщицей, наводя чистоту в холлах и коридорах школы (классы убирали сами ученики), она же была гардеробщицей и, самое главное, подавала звонки с уроков и на уроки в строгом соответствии с их расписанием.

Сначала звонки подавались при помощи ручного колокольчика, с которым наша «старушка», звоня во все колокола, проходила по коридорам, но неизбежно и в эту область вторгся технический прогресс, и на смену медному колокольчику пришёл электрический звонок, который был слышен не только по всей школе, но и у нас дома – через дорогу.

Из холла первоклашки поднимались по лестнице на второй этаж, расходились по классам и рассаживались за партами – по двое.

Так было и в нашем классе: парты в три ряда, перед ними – стол учителя (почему-то его нет на картинке) и чёрная или коричневая доска, на которой писали мелом.

А парта тех дней! Это же целая поэма. Она имела откидную крышку, чтобы было удобно садиться и вставать. Сбоку имелся крюк для портфеля, а на горизонтальной части парты были выполнены углубления для ручек и карандашей, а также одно или два сквозных отверстия для установки чернильницы-непроливайки.

Стол учителя не представлял собой ничего необычного, разве что в некоторых классах он мог стоять на небольшом возвышении.

Стол мог быть побольше и поменьше, иметь или не иметь тумбу с полками, выдвижные ящики и прочие атрибуты удобства. На нём должны были уместиться классный журнал, стопка тетрадей, чернильный прибор и всё прочее, необходимое для проведения урока.

С чем же ученик должен был прийти в школу, что должно было уместиться в его портфеле? Об упоминавшейся выше второй обуви я не говорю, её приносили в сшитом мамой или бабушкой тряпочном мешочке.

Итак, вот оно, содержимое портфеля примерного ученика. Оболтус мог прийти и вообще без портфеля или забыть что-то из необходимого. Особенно, если портфель складывался не загодя, а поутру в спешке.

Разумеется, букварь. Вот он перед нами. Именно такой букварь был и у меня – издания 1954 года с чёрно-белыми иллюстрациями.

Теперь-то я знаю, что это было последнее такое издание. Уже в следующем 1955 году Учпедгиз выпустил красочное издание букваря – с цветными иллюстрациями. Я помню, что у моей соседки и одноклассницы Маринки Кашиной всем нам на удивление был именно такой цветной букварь. Как он к ней попал, не ведомо. Впрочем, её отец был кем-то по торговой части…

На смену букварю, когда с ним было покончено, приходила «Родная речь». Были, разумеется, и учебник арифметики, и упомянутая выше «Родная речь», и учебник русского языка, и прописи, и учебник рисования, и учебник пения. Не все из них я помню, не все из них надо было таскать в школу каждый день.

Но вот тетрадки и дневник – обязательно. Вот он перед нами, дневник первоклашки, каждый день по четыре урока: чтение, математика, русский язык и четвёртым пение, труд, рисование…

Тетрадки в клеточку для арифметики, на обратной стороне обложки напечатана таблица умножения в привычном нам виде либо в виде таблицы Пифагора, а ещё приведены единицы длины, площади, объёма и массы. Ох, как не хватает этого нашим ученикам, по любому поводу тянущимся к калькулятору. Не могу в связи с этим не упомянуть курьёзного случая, участником которого довелось мне быть в пору моего преподавания математики в колледже, стало быть, студентам, уже освоившим школьные знания.

Итак, я дал группе какое-то самостоятельное задание, и студенты мои что-то там вычисляли, его выполняя. Тут я заметил, что сидевшая прямо передо мной студентка находится в каком-то напряжённом смятении, совершает какие-то манипуляции со своим калькулятором, но у неё что-то не получается. Я спросил, в чём дело, и студентка мне объяснила, что, видимо, у неё сломался калькулятор, потому что она вот уже несколько раз выполняет умножение, но на дисплее ничего не меняется. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что студентка при помощи калькулятора умножает некое число на 1!

А вот тетрадка в линейку для выполнения работ по русскому языку. Обратите внимание на заляпанный чернилами листок бумаги. Это промокашка, предназначавшаяся для того, чтобы просушить только что сделанную запись – дабы по неосторожности не смазать её. Промокашка – ещё один артефакт, практически вышедший из употребления и оставшийся разве что в нашей памяти – да в музее ненужных вещей.

А пока вернёмся к нашему портфелю. Чтобы тетрадки не потрепались, их складывали в специальные папки, а ещё обёртывали в бумажные обёртки или специальные обложки.

Чего же ещё не хватает в нашем портфеле первоклассника? Конечно же, кассы букв и слогов. Вот она – заводского изготовления. У меня такой не было. Моим одноклассникам, и мне в том числе, подобные кассы шили мамы своими руками.

Всё ли мы собрали в наш безразмерный портфель первоклашки? Конечно, нет! Не хватает самого главного. При помощи чего наш ученик будет заполнять свои тетрадки и дневник? Всё это лежит в его новеньком пенале – деревянном ящичке с выдвижной крышкой, которая иногда имела сантиметровые риски и служила линейкой, и отделениями для ручек, карандашей и многого прочего.

В ту пору, когда я учился, мы ещё не знали о существовании шариковых ручек, авторучки пришли в широкие народные массы тоже с великим опозданием. Писали мы обыкновенными перьевыми ручками.

Вот они перед нами, разноцветные, хотя, насколько я помню, у нас они всегда были красными. Обкусанные, обсосанные, обтрёпанные, обмусоленные в их непростых жизненных передрягах. Единственный тип пера, который нам, первоклашкам, дозволялось использовать, – это перо №11. Эти перья были сделаны из мягкого, но упругого сплава и предназначались для выработки аккуратного каллиграфического почерка. Они позволяли выводить тонкие волосяные линии и писать с нажимом. Эти премудрости мы должны были усвоить, заполняя прописи рядами выписываемых нами букв, слогов и слов.

Поверьте, если я помню это до сих пор, это имело некоторый смысл, но было настолько нудно и утомительно, что однажды я не выдержал и заляпал всю тетрадь по чистописанию жирными кляксами и в таком виде сдал учительнице. Учительница была мудрее меня, ничего мне не сказала, лишь заставила к следующему дню аккуратно переписать всю тетрадку. Больше я таких фокусов не выделывал.

Как, чем и на чем писали в Древней Руси?

А самые продвинутые из вас вообще включают диктофон, и наговаривают текст, который потом перегоняет в печатный вариант специальная лингвистическая программа! Хорошо быть человеком информационной эпохи! А вот в прежние времена все было несколько сложнее…

Например, в Древней Руси, не было стандартных программных текстовых гарнитур и приходилось писать руками. Кропотливо выводя каждую литеру. Для письма, с IX века, использовали обычную для нас кириллицу, хотя и до этого около века на Руси существовала примитивная иероглифическая письменность – “черты и резы”.

Чтобы освоить алфавит и отработать почерк, ученики княжеских и семейных училищ использовали церы и писала. Церы – это небольшие деревянные дощечки, размером с обычную школьную тетрадь, с выпуклой каймой, заполненные вровень с ней воском. На церах, как на современной классной доске, можно было выцарапывать небольшие тексты. Затем стирать их и писать что-нибудь снова.

Писала представляли собой небольшие костяные, деревянные или металлические стержни сантиметров 15-18 в длину и толщиной с современный карандаш. Рабочий конец писала был заострен, а противоположный чаще всего художественно украшался.

Если бы вам, как жителю Древней Руси понадобилось написать письмо, взять с собой на рынок список продуктов, оставить расписку в получении денег или составить себе походный молитвослов, вы бы стали осматриваться вокруг в поисках березы. Именно ее кору, иначе бересту, русичи использовали в качестве дешевого писчего материала для повседневных нужд.

Писали на бересте, как и на церах, обычными заостренными писалами, просто выцарапывая нужный текст. Крайне редко, для особо важных писем или черновиков официальных документов могли использовать чернила.

Если вы хотите почувствовать себя русским писцом начала XI века, вам следует воспользоваться вязальной спицей и нарезанными полосками бересты. Можно также растопить свечку и залить ее воском небольшую деревянную дощечку. Получится подобие церы.

С XIV века в отдаленных и небогатых районах дешевая береста заменяет дорогой пергамент в книгах. Многие сочинения северных старообрядческих общин дошли до нас именно в форме берестяных книг.

Делались берестяные книги довольно просто: книга писалась на заранее подобранных по размеру берестяных страницах; потом к ним прикладывались чистые листы обложки; затем с одной стороны в исписанных страницах шилом пробивались отверстия, через которые пропускался кожаный шнурок и таким образом книга скреплялась.

Летописи, официальные грамоты, законы и литературные произведения писались исключительно чернилами и на значительно более дорогом материале – пергамене (иногда "пергамент"). Этот материал был изобретен во II веке до нашей эры в Малой Азии в городе Пергам и представлял собой особым образом выделанную телячью кожу.

Почему книги в древности стоили так дорого? Потому что для написания всего одной книги требовалось много ценного сырья – телячьих шкур (для изготовления Библии, близкой по формату к современному А4, требовались 150-180 шкур) и само изготовление пергамена также требовало большого труда!

Еще больше ценился труд переписчика. Грамотные люди в начале средних веков были в цене, а грамотные люди с красивым почерком вообще на вес золота. Один переписчик за день мог написать не более одной страницы.

Кроме того, каждая страница подлежала кропотливому художественному оформлению: вначале на ней обязательно каким-нибудь орнаментом делалась рамка, в которую потом вписывался текст; а после заполнения страницы текстом (первую букву страницы тоже затейливо вырисовывали), к ней обязательно добавлялась красивая пояснительная картинка – миниатюра.

Каждую шкурку будущего пергамена требовалось промыть и ободрать с нее весь жесткий ворс. Затем ее неделю вымачивали в известковом растворе. После такого вымачивания из шкуры выпадал остальной волосяной покров.

Еще мокрую шкурку натягивали на деревянную раму, где сушили и мездрили полукруглыми ножами – то есть вычищали с внутренней стороны шкуры мягкую клетчатку, после чего еще втирали в нее мел и выглаживали пемзой. Затем пергамен отбеливался, путем втирания в него муки и молока и нарезался на листы требуемого размера.

Пергамен был очень хорошим писчим материалом: на нем можно было писать с обеих сторон; он был очень светлым и прочным и не давал растекаться чернилам, благодаря втертому мелу; кроме того, пергамен можно было использовать несколько раз, соскоблив верхний слой с ранее написанным текстом. Текст, написанный на скоблёном пергамене, назывался палимпсетом.

В Византии и Европе существовали технологии окраски пергамена в пурпурный, ореховый, персиковый и другие цвета, а также изготовления золотых и серебряных чернил, которые использовали для особенно ценных книг. Но на Руси они не использовались.

Теперь – чернила! Европейские чернила часто были весьма дорогими и сложными в изготовлении. Но на Руси чаще всего обходились довольно дешевыми и доступными рецептами. Основой для большинства чернил являлась камедь (смола некоторых видов акаций, либо вишни). В зависимости от того, какие вещества растворялись в камеди, чернила приобретали тот или иной цвет.

Черные чернила изготавливались из камеди и сажи (“копченые чернила”). Также черные чернила можно было приготовить, вываривая в камеди “чернильные орешки” – болезненные наросты на листьях дуба.

Добавляя в камедь бурое железо, ржавчину или железный купорос получали чернила коричневого цвета. Голубые чернила получались при соединении камеди и медного купороса, красные – камеди и киновари (сульфид ртути, красноватый минерал, встречающийся в природе повсеместно вместе с другими метаморфическими породами).

Существовали и односоставные чернила, для которых не требовалась даже камедь. Они изготавливались из некоторых растений. Из черники – фиолетовые чернила, из крушины – пурпурные, из корней спорыша или ягод бузины – синие, а из ее же листьев – зеленые.

В зависимости от состава, чернила либо изготавливались в небольшом количестве незадолго до использования, либо хранились в керамических или деревянных закрытых сосудах. Перед использованием, чернила разводились водой. Небольшое количество чернил наливали в специальный сосуд – чернильницу, который имел такую форму, чтобы устойчиво располагаться на столе, и было удобно макать в него перо.

Писали на пергамене остро заточенными перьями, обычно гусиными, так как они были наиболее прочными и долго держали заточку. Преимущественно использовались перья из левого крыла, потому что они лучше ложатся в правую руку (соответственно, левши пользовались перьями из правого крыла птицы).

С кончика перьев убиралась часть бородки для улучшения ухватистости. Потом перья обезжиривались, вывариваясь в щелочи и закаливались в горячем песке и затачивались (“чинились”) ножом (отсюда современный складной нож получил наименование “перочинный”). Для написания заглавных букв могли использоваться тонкие кисточки.

К написанию книг допускались писцы с самым красивым почерком. Заглавные буквы затейливо выписывались красными киноварными чернилами (отсюда “красная строка”). Заголовки писались вязью – особым декоративным начертанием букв. Практически каждая страница книги украшалась цветным рисунком – миниатюрой.

На полях часто рисовались еще более мелкие рисунки – “полевые цветы”. По краям листа в виде рамки пускали орнамент. Самым распространенным из орнаментов на Руси был “старовизантийский”, он же “геометрический”.

Готовые страницы сшивались в небольшие тетради, которые потом собирались в дощатый переплет, как правило, обтянутый кожей или бархатом, на которых мог присутствовать тесненный или вышитый рисунок или орнамент.

Часто уголки переплета ради пущей сохранности оковывались металлом, а особо ценные и священные книги обычно имели цельный металлический оклад и металлические застежки, которыми края переплета жестко фиксировались между собой, чтобы книга не теряла свою форму. Оклад мог быть сделан из золота или серебра и богато украшен самоцветами и барельефами.

Так как рукописные книги сами по себе, а также услуги переписчика были исключительно дороги, то и записи в них подвергались лишь самые важные, общекультурные ценности. Бульварные романы, детективы и низкопробная фантастика отсутствовали как класс. Никаких юмористических или утопических произведений среди тогдашних книг тоже было не встретить.

В первую очередь записи подвергались религиозные и мировоззренческие труды: Евангелия, послания апостолов, жития святых, Псалтири и другая духовная поэзия, чинопоследования богослужений, труды эллинистических и христианских философов и богословов и т.п.

Во вторую – различные труды и сведения, имеющие большую культурную или научную значимость: рассказы и повести, поучения, народные эпосы, былины, песни, поэмы, пословицы и поговорки.

Часто записывались мифы, комедии и трагедии древности, кодексы законов и соборные вероопределения, исторические хронологии событий. Существовали и научные сочинения по математике, медицине, химии, географии, астрономии, кораблевождению, домоводству, биологии и другим дисциплинам.

Информация подбиралась весьма избирательно. Часто, ради нового текста, который считали более важным, какое-либо из древних произведений выскабливалось с пергамена, так как новых книг не хватало. Язык, отражая реалии времени, был гораздо более емким и точным чем сейчас. Каждое слово могло нести двойную, а то и тройную смысловую нагрузку.

Я постараюсь рассказать вам ещё много интересного! Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!

Также вы можете поделиться публикацией в социальных сетях и обратить своё внимание на другие статьи блога. Мне будет приятно!

Рабочий стол Фёдора Достоевского

Письменный стол писателя — семейная реликвия, переданная его второй женой Анной Григорьевной «на вечное хранение» в Москву.

Письменный стол от Достоевских попал в Императорский российский исторический музей имени императора Александра III. В 1929 году стол поступил в литературный музей при публичной библиотеке имени В. И. Ленина, и оттуда в 1931 году перешёл в музей Ф. М. Достоевского.

В «Библиографическом указателе» А. Г. Достоевская под № 3745 дала описание стола и сведения о его связи с творчеством писателя: «Письменный стол орехового дерева (1875−80 гг.). За этим столом были написаны Ф. М. Д[остоевским] «Дневник писателя» 1876−77 гг. и часть романа «Братья Карамазовы»». Добавим, что указанная женой Достоевского датировка стола относится и ко времени написания романа «Подросток».

10.jpg

Список предметов:

1. «Дневник писателя»
2. Журнал «Русский вестник»
3. Газета-журнал «Гражданин»
4. Курительный набор
5. Очки
6. Письмо к Благонравову
7. Визитные карточки
8. Письменный прибор
9. Перо, принадлежавшее Достоевскому
10. Письменный стол

«Дневник писателя»

«Дневник писателя» — ежемесячное публицистическое издание Достоевского, выходившее в 1876—1877 и 1880−1881 гг. После перерыва на работу над романом «Братья Карамазовы» Достоевский в 1880 г. выпустил единственное издание «Дневника писателя» с публикацией Пушкинской речи, произнесённой 8 июня 1880 г. на Пушкинском торжестве. Успех речи Достоевского, развернувшаяся вокруг него полемика укрепили писателя в желании возобновить издание в 1881 году. А. Г. Достоевская писала: «Он решился вновь взяться за издание «Дневника писателя», так как за последние смутные годы у него накопилось много тревоживших его мыслей о политическом положении России, а высказать их свободно он мог только в своём журнале. Издавать «Дневник писателя» Фёдор Михайлович предполагал в течение двух лет, а затем мечтал написать вторую часть «Братьев Карамазовых»».

Дневник писателя.jpg

Ф. М. Достоевский. Дневник писателя. 1881. Изд. 2-е. СПб., 1881. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

В январском выпуске Достоевский высказывался о последних политических событиях: проектах финансовой реформы и сокращения армии, сражении при Геок-Тепе. Позиция писателя по этим вопросам вызвала множество откликов в столичной и провинциальной печати.

Выпуск «Дневника писателя» за январь 1881 года вышел в свет уже после смерти Достоевского, 31 января; на следующий же день, 1 февраля, было выпущено второе издание с траурной рамкой вокруг первой страницы. По воспоминаниям Н. Н. Страхова, «"Дневник» на 1881 год печатался в 8000 экземплярах и имел в январе, прежде выхода первого номера, 1074 подписчика. Все 8000 были распроданы в дни выноса и погребения. Сделано было второе издание в 6000 экземплярах и разошлось без остатка".

Журнал «Русский вестник»

Участие Достоевского в журнале «Русский вестник» началось в 1865-м и продолжалось, с перерывами, вплоть до 1880-го. Достоевский сам обратился к главному редактору издания М. Н. Каткову, находясь в Висбадене в отчаянном положении из-за кредитных долгов. В письме от 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 года Достоевский изложил Каткову замысел будущего произведения, в котором один молодой человек, «живущий в крайней бедности», решился «разом выйти из скверного своего положения» и убить и ограбить старуху, дающую деньги в долг под проценты. Здесь узнаётся сюжетная канва «Преступления и наказания». Предлагая Каткову ещё не написанную повесть (которая затем обратилась в роман), Достоевский попросил у него аванс в счёт будущей публикации, и тот согласился. В дальнейшем Достоевский не раз получал от Каткова выплаты вперёд, и его сотрудничество с «Русским вестником» позволило выйти в свет наряду с «Преступлением и наказанием» романам «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы».

Русскии вестник 1.jpg

«Русский вестник». М., 1866. № 1. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

Русскии вестник 2.jpg

Начало публикации романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». «Русский вестник». М., 1866. № 1. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

Взаимодействие Ф. М. Достоевского с редакцией журнала было плодотворно, но не лишено конфликтов. В случае с «Преступлением и наказанием» от Достоевского потребовали переделать центральную по своей значимости сцену чтения Евангелия Соней и Раскольниковым. При публикации романа «Бесы» редакция Каткова исключила главу «У Тихона», ключевую для понимания образа Николая Ставрогина.

Газета-журнал «Гражданин»

«Гражданин» — политическая и литературная газета-журнал консервативно-монархического направления издавалась в Петербурге с 1872 по 1914 гг. Редакторы «Гражданина» несколько раз менялись. В 1873—1874 гг. должность редактора газеты занимал Достоевский. Редакторские обязанности были хорошо знакомы ему по журналам «Время» и «Эпоха». Писатель вёл в газете политическое обозрение; также здесь начинает публиковаться «Дневник писателя». Здесь Достоевский исследует «капитальные вопросы» дня, проблему семьи, подрастающего поколения и выбора ориентира. Всё это сыграет большую роль в подготовке замысла романа «Подросток».

Гражданин.jpg

Газета-журнал политической и литературной направленности «Гражданин». СПб., 1873. № 2. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

С редакторством журнала «Гражданин» связан один эпизод из жизни писателя. Достоевский опубликовал статью с прямой речью Александра II, не получив на то особого разрешения, за что, помимо штрафа, был приговорён к двум суткам ареста на гауптвахте. Как писала А. Г. Достоевская, писатель вспоминал, что «превосходно провёл два дня» и что ему «удалось без помех перечитать «Les Miserables» Виктора Гюго». В 1874 году Достоевский начинает работать над романом «Подросток». Работа полностью поглощала писателя. В апреле 1874 года он оставляет пост редактора.

Курительные принадлежности

Достоевский много курил. Уже в его молодые годы в начале 1840-х годов, когда он учился в Военно-инженерном училище, поселившийся у него младший брат Андрей Михайлович вспоминал о комнате брата: «Табачный дым от жукова табаку постоянно облаками поднимался к потолку и делал верхние слои комнаты наполненными как бы постоянным туманом». «Жукова», известный тогда табак, Достоевский курил и в ссылке в Семипалатинске в 1854—1858 гг., однако, по воспоминаниям А. Е. Врангеля, «часто и это ему было не по карману, и он тогда примешивал самую простую махорку». В 19-м веке в России курение хотя и считали вредной привычкой, однако воспринимали его снисходительно, даже в отношении дам. А. Г. Достоевская отметила, что при их знакомстве в 1866 г. писатель, закурив, предложил курить и ей и поначалу не поверил, что она не курит. «Может быть, вы это из учтивости не хотите курить?» — спросил он.

Табак 1.jpg

Коробка для табака, принадлежавшая Ф. М. Достоевскому. Санкт-Петербург. 1870 -1874.Из собрания А. Г. Достоевской. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

Табак 2.jpg

Коробка с папиросными гильзами. 1870-е. Из собрания А. Г. Достоевской. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

Сигары.jpg

Коробка для сигар, принадлежавшая Достоевскому. Agracia de Cuba de Alonso Sartano. Гавана. 1879. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

Обычно писатель много курил за работой. В. В. Тимофеева, служившая корректором в редакции «Гражданина» в 1873 году, вспоминала его в один из рабочих дней: «Мне видится до сих пор его бледная и худая рука, с узловатыми пальцами, с вдавленной чертой вокруг кисти, — быть может, следами каторжных кандалов, видится, как рука эта тушит докуренную толстую папиросу, — и жестяная коробка из-под сардинок, доверху наполненная окурками его «пушек»». Банка из-под сардин служила для окурков в редакции «Гражданина», а дома на письменном столе писателя была бронзовая пепельница и всегда стояли жестяной ящик с табаком и коробка с гильзами и ватой (по воспоминаниям М. А. Александрова, метранпажа «Гражданина»). Писатель сам набивал табак в папиросы и использовал для этих целей вставку для пера. Для папирос Достоевский смешивал два сорта табака, популярные в это время Саатчи и Мангуби Дивес средний и Лаферм, и набивал папиросы из маисовой бумаги. По свидетельству А. Г. Достоевской, в 1880 году «после поездки в Москву на Пушкинское торжество он бросил папиросы и курил сигары, уверяя, что гораздо меньше теперь кашляет».

Писатель стал носить очки в 1870-е годы для чтения. Вероятно, причиной было развитие возрастной дальнозоркости. В произведениях Достоевского 1870-х гг. появляются герои, которые, подобно автору, надевают очки, когда принимаются за чтение книг: Тихон («Бесы»), Макар Долгорукий («Подросток»), Григорий Васильев, Смердяков («Братья Карамазовы»). Очки писатель заказывал в фирме И. Э. Милька. Изделия оптической мастерской, основанной в 1848 году в Санкт-Петербурге Иоганном Мильком, были известны отличным качеством и отмечены наградами на отечественных и международных выставках.

Очки и футляр.jpg

Очки в металлической оправе и футляр для очков, принадлежавшие Достоевскому 1870-е. Из собрания А. Г. Достоевской. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

Письмо Благонравову

В 1879 году в журнале «Русский вестник» начал выходить роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Ни одно произведение Достоевского не имело такого успеха и не вызывало такой бурной критики и обсуждения, как его последний роман. В начале декабря 1880 года роман вышел отдельным изданием. За несколько дней была раскуплена половина трёхтысячного тиража.

Александр Фёдорович Благонравов, которому адресовано это письмо, — выпускник Московского университета, врач в Юрьевском уезде, один из почитателей Достоевского — также откликается на последний роман писателя.

Среди бумаг Фёдора Михайловича Достоевского сохранилось письмо Благонравова от 10 декабря 1880 года, где он сообщает, что роман Достоевского «Братья Карамазовы» имеет большой успех в провинции. Будучи медиком, он говорит, что психические расстройства Ивана Карамазова — его галлюцинации — «созданы очень естественно и поразительно верно».

Принцип художественной правды в творчестве Достоевский ставил превыше всего, и мнение профессионального доктора о достоверности характеров было для писателя особенно ценно.

Письмо Благонравов.jpg

Письмо Ф. М. Достоевского к А. Ф. Благонравову. Санкт-Петербург. 19 декабря 1880. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

Письмо Благонравов разворот.jpg

Визитные карточки

Визитная карточка в 19-м веке — неотъемлемый аксессуар для представителей высших слоёв населения. Их оставляли в знак посещения дома, будь то благодарственные или деловые визиты. По ним узнавали, кто искал встречи с хозяином дома. Иногда их ждали с большой надеждой и нетерпением.

Визитка 1.jpg

Визитная карточка Ф. М. Достоевского. 1860−1880-е. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

Визитка 2.jpg

Визитка 3.jpg

Из воспоминаний Всеволода Сергеевича Соловьева: «Первого января, вернувшись к себе поздно вечером и подойдя к письменному столу, я увидел среди дожидавшихся меня писем визитную карточку, оборотная сторона которой была вся исписана. Взглянул — «Фёдор Михайлович Достоевский» это тронуло меня, принесло мне такое радостное ощущение, что я не спал всю ночь, взволнованный и счастливый».

Письменный набор

Чернильный прибор Фёдора Михайловича Достоевского сделан из особого сплава разных металлов — цинка, алюминия, магния, меди и других. Такой материал называется шпиатр, он использовался как заменитель более дорогой бронзы и сплавов серебра.

Подсвечник и чернильница.jpg

Письменный прибор, принадлежавший Ф. М. Достоевскому. Третья четверть 19-го в. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

Внешний вид письменного прибора свидетельствует о безупречном вкусе его владельца. Как вспоминала жена писателя, Достоевский ценил красоту и изысканность. Это касалось как выбора одежды, так и предметов обихода. Несмотря на то, что на протяжении всей жизни Достоевский был ограничен в средствах, он старался приобретать красивые и изящные вещи, о чём говорит и этот письменный набор.

Этим пером Достоевский писал беловые рукописи и черновые варианты своих великих произведений 1870-х годов. В записных тетрадях к романам «Бесы», «Подросток» и другим есть рисунки Достоевского. Их отличает тщательная растушёвка и прорисовка мелких деталей. Писатель рисовал в основном для себя — в процессе письма, обдумывания своих замыслов. Чаще всего он делал портретные наброски, преимущественно мужских лиц, а также изображал архитектурные элементы — стрельчатые арки, окна, остроконечные башенки в готическом стиле; купола «луковка» в русско-византийской традиции. Отдельные портреты содержат узнаваемые черты современников Достоевского — например, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, Т. Н. Грановского.

Основание для ручки.

Основание для ручки. Источник: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

Перьевой наконечник.

Перьевой наконечник. Источник: Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

Помимо рисунков в рукописях Достоевского встречаются примеры каллиграфии. В большинстве случаев Достоевский прибегал к ней при написании имён собственных. Интерес писателя к каллиграфии возник в период его обучения в Главном инженерном училище, где от воспитанников требовалось подписывать чертёжные планы и проекты по особым образцам, и наиболее отразился в романе «Идиот». Князь Мышкин объясняет генералу Епанчину, чем отличается свободный почерк от каллиграфического, и рассказывает, как в правилах изображения букв может проявиться дух эпохи, нации. Когда Аглая просит князя Мышкина сделать каллиграфическую запись в альбом, она говорит: «Вот перо, и ещё новое. Ничего, что стальное? Каллиграфы, я слышала, стальными не пишут». Здесь проявилось знание Достоевским особенностей каллиграфии. Металлическое перо «ускоряло» пишущую руку, оставляло видимые углубления в большинстве букв. Это могло помешать безупречной каллиграфической выделке, но было более удобным, по сравнению с гусиным, в творческом процессе.

Футляр для ручки.jpg

Футляр для письменных принадлежностей. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

Достоевский предъявлял высокие требования к качеству письменных принадлежностей — бумаги и пера. По словам А. Г. Достоевской, Фёдор Михайлович «писал свои произведения на плотной, хорошей бумаге с едва заметными линейками. Перо любил твёрдое, острое. Карандашей почти не употреблял».

Письменный стол

На фотографиях интерьера дома Достоевского в Старой Руссе видно, что у писателя, который «любил порядок во всём», стояли два стола — один из них весь заставлен книгами, сложенными друг на друга и образующими внушительные «горки»; на другом было оставлено свободное место для письма. По словам метранпажа типографии М. А. Александрова, в последней петербургской квартире Достоевских в кабинете писателя также стояли два простых стола, один всецело занимали книги, журналы и газеты, а на другом были «чернильница с пером, записная книжка, довольно толстая пачка бумаги». Очевидно, Достоевский предпочитал хранить печатные издания на виду, чтобы быстро отыскать нужную книгу, страницу, статью. Поэтому представленный здесь «стол писателя» с большой долей вероятности в 1880 году превратился в «стол читателя», и два этих вида деятельности Достоевский разделял и даже пространственно разграничивал.

Стол Достоевского.jpg

Письменный стол Ф. М. Достоевского, 1875−1880. Из собрания А. Г. Достоевской. (Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля)

В поздний период своего творчества Достоевский писал в основном с вечера до глубокой ночи — в самое тихое время, так как роман, по его словам, «есть дело поэтическое» и «требует для исполнения спокойствия духа и воображения».

Авторы текста:

Ольга Вячеславовна Золотько, ведущий научный сотрудник отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей-квартира Ф. М. Достоевского»

Инга Михайловна Дробышевская, старший научный сотрудник отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей-квартира Ф. М. Достоевского»

Анна Викторовна Петрова, ведущий научный сотрудник отдела ГМИРЛИ имени В. И. Даля «Музей-квартира Ф. М. Достоевского»

Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине

Чем и на чём писали на Руси, когда привычных ручек и тетрадей не было и в помине.


Древний человек, как и современный, периодически испытывал желание зафиксировать свои эмоции или мысли. Сегодня всё просто - мы возьмём блокнот и ручку, либо откроем компьютер и напишем нужный текст. А много веков назад наши пращуры использовали острый камень для выбивания им на стене пещеры рисунка или значка. А на чем и чем писали в стародавние времена на Руси?

Церы и писала - что это такое?

Вместо бумаги в Древней Руси использовали церы, которые представляли собой деревянную дощечку в виде небольшого подноса, заполненного воском. Это было многоразовое устройство: на воске царапали буквы, при необходимости их затирали, и церы снова были готовы к употреблению.

Церы – деревянные таблички с воском для нанесения текста./Фото: ruvera.ru

Писала, которыми и работали с воском, делали из кости, дерева или металла. Эти пращуры современных карандашей выглядели как палочки длиной до двадцати сантиметров, с заостренным концом. Писала украшались резьбой или орнаментом.

Береста и пергамент как замена бумаге

Церы представляли собой, если так можно выразиться, стационарное устройство для письма. Брать их с собой или использовать в качестве почтового отправления было неудобно. Для этих целей служила березовая кора, или береста. На ней наши предки выцарапывали тексты с помощью тех же писал. Делали из бересты и книги. Изначально подбирались кусочки коры нужного размера, одинаково обрезались, и на них наносился текст. Затем изготавливалась обложка, также из берёзовой коры. Когда всё было готово, страницы с одного края пробивались при помощи шила, в полученные отверстия продергивался шнурок из кожи, которым древняя книга закреплялась.

Берестяная грамота, посвященная сватовству./Фото: cont.ws

Для серьезных литературных произведений, летописей, официальных грамот, законов использовался более дорогой материал, чем береста - пергамент. Пришёл он из Азии, где был изобретён предположительно во втором веке до нашей эры. Делался он из телячьей кожи, которая проходила особую выделку. Поэтому старинные книги стоили очень дорого - слишком ценное было сырье. Например, чтобы изготовить листы для Библии в современном формате А4, необходимо было использовать не менее 150 телячьих шкур.

Процесс изготовления пергамента был очень непростым. Шкуры промывались, очищались от ворса, вымачивались в растворе извести. Потом мокрое сырье натягивалось на деревянную рамку, растягивалось, сушилось. С помощью специальных ножей внутренняя сторона как следует очищалась от всех частиц. После этих манипуляций шкура натиралась мелом и выглаживалась. Заключительный этап - отбеливание, для этого использовались мука и молоко.

Пергамент был великолепным материалом для письма, светлым и прочным, двусторонним, и к тому же многоразовым - при необходимости верхний слой можно было легко соскоблить. Писали на нем чернилами.

Не ешь ягодку, лучше чернила сделай

Для изготовление чернил на Руси использовалась смола вишни или акации, то есть камедь. В нее дополнительно добавлялись вещества для придания жидкости определенного цвета. Чтобы сделать черные чернила использовали сажу или так называемые чернильные орешки (особые наросты на дубовых листьях). Коричневый цвет получился после добавления ржавчины или бурого железа. Небесно-голубой давал медный купорос, кроваво-красный - киноварь.

Можно было поступить проще, то есть просто использовать природные материалы. Например, сок черники - и готовы красивые фиолетовые чернила, ягоды бузины и корень спорыша - вот вам и тушь синего цвета. Крушина давала возможность сделать яркие пурпурные чернила, а листья многих растений - зелёные.

Для письма на воске применялись писало из дерева, камня или кости./Фото: budzma.by

Приготовление чернил нельзя назвать легким делом, поэтому готовились они непосредственно перед применением и в очень небольшом количестве. Если часть жидкости оставалась неиспользованной, ее хранили в плотно закрытых сосудах из керамики или дерева. Обычно чернила старались делпать достаточно концентрированными, потому при письме в них добавляли воду. Так возникли чернильницы, то есть небольшие устойчивые емкости удобной формы для разведения чернил и макания перьев.

Перышко гусиное, или почему перочинный нож так называется

Когда возникли чернила, появилась необходимость в новом инструменте для письма, так как палочки уже не подходили. Для этой цели отлично подошли птичьи перья, чаще всего это были обычные гусиные, прочные и достаточно удобные. Интересно, что их брали из левого крыла птицы, поскольку такое перышко было удобнее держать в правой руке. Левши делали для себя писчий инструмент из правого крыла.

В течение долгих веков для письма чернилам использовали гусиные перья./Фото: shkolazhizni.ru

Перо нужно было как следует подготовить: его обезжиривали, вывариваем в щёлочи, закаливали в горячем песке, и только после этого затачивали или «чинили» при помощи ножичка. Перочинный нож – название пошло именно оттуда.

Писать пером было сложно, для этого требовалось особое умение. При неаккуратном использовании на пергамент летели мелкие брызги, при излишнем нажатии перо распластывалось, создавая кляксы. Потому для написания книг привлекались особые люди - писцы, имеющие красивый аккуратный почерк. Они искусно выписывали заглавные буквы красными чернилами, делали заголовки вязью, украшали страницы книги красивыми рисунками, пускали орнамент по краям.

Приход металлических перьев на смену птичьим

Птичьи перья прослужили человечеству не менее тысячелетия. И только в 1820 году на свет появилось стальное перо. Произошло это в Германии, а через некоторое время металлические перышки пришли в Россию.

Металлические перья со временем вытеснили птичьи./Фото:

Первые металлические перья стоили очень дорого, их часто делали не просто из стали, а из драгоценных металлов, а саму палочку украшали рубинами, алмазами и даже бриллиантами. Понятно, что такая роскошная вещь была доступна только очень богатым людям. Несмотря на появление металлических соперников, гусиные перья продолжали честно скрипеть по бумаге. И только в конце XIX века производство стальных перьев было поставлено на поток, они появились практически в каждом доме, где умели писать.

Металлические перья используют и сегодня – их вставляют в поршневые ручки, плакатными перьями пользуются художники, есть даже специальные нотные перья.

Фотографии тетрадей по чистописанию советских школьников: Так умели писать наши бабушки и мамы



В советской школе чистописанию уделялось очень большое внимание. Считалось, что правильный почерк воспитывает усидчивость и приучает к аккуратности, а ещё помогает упорядочить мысли. сегодня глядя на эти тетради сложно представить, что это писали дети начальной школы.

1. Тетрадь первоклассника

Тетрадь по чистописанию 1965 года.


До середины 1970-х годов в большинстве советских школ преподавали чистописание. До 68 года школьников учили писать пером, а после перо заменила чернильная ручка. В 1969 году чистописание в качестве отдельной дисциплины было упразднено из практики преподавания в школах, сохранив о себе так называемые «минуты чистописания», которые отводились для обучения каллиграфическому письму в начальных классах школы.

2. Каллиграфический почерк

Чистописание - обязательный учебный предмет отечественной школы.


Для обучения чистописанию использовались прописи — печатные образцы рукописных букв, которые ученики должны были многократно переписывать от руки. В советской школе прописи букв, дополнялись прописями предложений и разного рода поучительных сентенций.

3. Тетрадь ученика

Старые прописи в СССР.


С конца XIX века и до конца 1950-х годов ученики пользовались чернильницами-непроливайками — стеклянными цилиндрическими стаканчиками, верхняя часть которых представляла опрокинутый конус с небольшим отверстием для ручки. В школе использовались, как правило, фиолетовые чернила, которые изготовлялись на водной основе и поэтому требовали достаточно долгого времени для высыхания.

4. Советские прописи

Почерк советского школьника.


Вплоть до конца 1960-х годов в начальных классах советской школы писали, как и до революции, простыми ручками, которые представляли собою деревянные палочки с металлическим наконечником, куда вставлялось перо.

5. Тетрадь ученика

До середины 70-х годов в советских школах преподавали чистописание.


Требования к отсутствию помарок на уроках чистописания были неизменно строги: наличие клякс обязывало ученика к переписыванию уже написанного, отравляя ему и без того нелегкую школьную жизнь. Кляксы — это беда и враг советского школьника вплоть до эпохи усовершенствованных поршневых и шариковых ручек.

6. Каллиграфия и чистописание

Дореволюционная традиция чистописания.


В изданном в 1861 году на русском языке руководстве известного немецкого педагога Адольфа Дистервега «Начатки детского школьного образования» преподавателю младших классов рекомендовалось при самом начале обучения проводить разъяснительные беседы о вещах, с которыми дети будут иметь дело в процессе учебы; в частности — о чернилах и писчих принадлежностях.

7. Из истории клякс

Чистописание - дисциплина, которая была неизменна вплоть до реформы начальной школы конца 1960-х годов.

Чистописание - дисциплина, которая была неизменна вплоть до реформы начальной школы конца 1960-х годов.


На фоне современной компьютерной эпохи педагогические условности, которыми было обставлено овладение нормативным для советского школьника образованием, выделяются нацеленностью на физическую «гигиенизацию» письма. Умение писать от руки подразумевает заботу о чистоте письма, которая распространяется, условно говоря, и на чистоту тела.

8. Советские прописи для 2 класса

Чистописание пришло в СССР из дореволюционных школ, где оно называлось каллиграфией.


Успехи в чистописании оказываются, таким образом, условием самовоспитания, обнадеживающего также и успехами в учебе. Эффективность педагогических наставлений выражалась, впрочем, не только в старательности учеников, но и в их готовности к самокритике.

9. Прописи

До 1968 года школьников учили писать пером, а после перо заменила шариковая ручка.


В аккуратности и прилежности школьники советской поры, как и их дореволюционные сверстники, призваны руководствоваться не разрешениями, а запретами. Ключевое слово в этих случаях: нельзя.

Читайте также: