Что на столе у едоков на картине ван гога

Обновлено: 19.05.2024

В этой статье я расскажу историю создания "Едоков картофеля" и проведу небольшой анализ, почему она заслуживает звания шедевра.

Картина "Едоки картофеля" считается первым значительным произведением Винсента Ван Гога и его самым ранним шедевром. Она стала кульминацией многомесячного изучения Ван Гогом семей рабочего класса и их традиций и создания сотен эскизов, пока он не остановился на сцене, изображенной в "Едоках картофеля". Позже Ван Гог напишет: "Я пашу на своем холсте, как они пашут на своих полях".

Почему Ван Гог написал картину "Едоки картофеля"?

Переехав в 1883 году в Нюэнэн в регионе Брабант, Ван Гог был вдохновлен идеей создания портрета рабочего класса. Он писал своему брату Тео:

"Понимаешь, я очень хотел сделать так, чтобы у людей возникла мысль, что эти люди, которые едят свой картофель при свете своей маленькой лампы, сами обрабатывали землю этими руками, которые они кладут в блюдо, и таким образом это говорит о ручном труде и - что они, таким образом, честно заработали свою пищу. Я хотел, чтобы это дало представление о совершенно ином образе жизни, чем у нас - цивилизованных людей. Поэтому я, конечно, не хочу, чтобы все просто восхищались этим или одобряли это, не зная почему".

Хотя Ван Гог был выходцем из довольно обеспеченной семьи, он был увлечен рабочим классом. Его интерес к рабочему классу сравнивают с увлечением Гогена таитянскими общинами: интерес к обществу, которое сильно отличалось от его опыта. Его также вдохновляла стойкость картофеля и то, как он поддерживал семьи рабочего класса.

Считается, что Ван Гог мог вдохновиться на написание картины "Едоки картофеля" после просмотра произведения на похожую тему "Крестьянская семья за столом" Йозефа Израэльса во время учебы в Гаагской школе. Оба произведения имеют сходство не только в сюжете, но и в композиции: в каждом из них изображена семья, обедающая за столом, причем центральная фигура стоит спиной к зрителю.

Анализ картины «Едоки картофеля»

Ван Гог хотел показать портрет семьи рабочего класса, который был бы глубоко укоренен в реальности. Эти усилия видны в тщательно детализированных выражениях лиц крестьян, изображенных на картине. В книге "Символический язык Винсента Ван Гога" автор H.R Graetz пишет: ". если мы присмотримся к лицам и телам этих мужчин и женщин, то увидим, что каждый из них кажется одиноким и изолированным, между ними нет отклика, нет облегчающего напряжение общения". Однако некоторые критики также обратили внимание на выражение лица молодой женщины, смотрящей на своего мужа, заявив, что это взгляд обожания и преданности. Также было отмечено, что между парой справа существует видимая связь, показывающая, что хотя они и являются трудолюбивыми рабочими, которые большую часть времени посвящают труду, у них всё же есть жизнь за пределами полей.

Картина написана в темной палитре, повторяя мрачные условия жизни в стенах крестьянской хижины. Земляные тона могут также повторять цвета, которые преобладают в жизни фермеров. Единственный источник света - фонарь над семейным столом, который некоторые критики рассматривают как символ единства семьи.

Хотя Ван Гог считал "Едоков картофеля" одной из лучших своих работ, написанных во время пребывания в Нюэнене, его брату Тео было трудно найти покупателя, и картина подверглась критике за почти карикатурный характер и мрачную палитру. Однако Тео также заявил: "Некоторые видят в картине красоту, именно потому, что персонажи так искренни".

Поиск слов по маске и определению

Картина Винсента Ван Гога «Танцевальный . в Арле».

Картина Винсента Ван Гога «Цветущий . с тополями».

Что забинтовано на автопортрете Ван Гога?

Андо Хиросигэ изобразил сто знаменитых видов этой столицы на гравюрах, так потрясших Ван Гога, что с двух рисунков тот написал точные копии.

Французский врач, последний лечащий врач Винсента Ван Гога во время его пребывания в Овер-сюр-Уаз.

Картина голландского живописца Винсента Ван Гога.

Идею написания «Звёздной ночи» он позаимствовал у своего кумира Ван Гога, чьей творческой энергией восхищался.

Картина Винсента Ван Гога «Пшеничное . с кипарисами».

Картина Винсента Ван Гога «. в Монмажуре».

Картина известного нидерландского художника Винсента Ван Гога.

Американский писатель, автор романизированных биографий Ван Гога («Жажда жизни»), Джека Лондона («Моряк в седле»), Микеланджело («Муки и радости»), Чарлза Дарвина («Происхождение»).

Британский актёр, исполнивший роль Тео Ван Гога в фильме «Ван Гог. На пороге вечности».

Картина Винсента Ван Гога «. с горящей сигаретой».

На этикетках бутылок с этим напитком часто можно увидеть Винсента Ван Гога.

Содержимое бокала Винсента Ван Гога на его портрете работы Анри де Тулуз-Лотрека.

Картина Винсента Ван Гога «. с кипарисом и звездой».

Картина Винсента Ван Гога «. Арльской больницы».

Кем был отец Винсента Ван Гога?

«Водил меня . на выставку Ван Гога» (песен.).

Какой предмет лежит на стуле на известной картине Ван Гога что отражено и в названии картины?

Картина Винсента Ван Гога «. в Провансе».

Картина нидерландского художника Винсента ван Гога, написанная в 1886 году.

Какое зрелище изображено на картине Ван Гога «Арена в Арле»?

Картина Винсента Ван Гога «. Цыганского каравана».

Картина Винсента Ван Гога «. идёт работать».

Что на столе у едоков на известной картине Ван Гога?

Какое однолетнее масляничное растение прославило художника Ван Гога?

Картина Винсента Ван Гога «. песчаных барж на причале».

Картина Винсента Ван Гога «. за резкой соломы».

Картина Винсента Ван Гога «. о саде в Эттене».

Психическое расстройство, вызванное нечутким или грубым словом педагога, начальника, руководителя.

Почему едоки картофеля на картине Ван Гога сами похожи на картошку

На этой картине мы видим группу людей, которая принимает пищу в тёмном и тесном помещении. Один из мужчин в верхней одежде, значит, в комнате холодно. Обстановка кругом бедная и мрачная.

Картина называется «Едоки картофеля». Она создана на раннем этапе творчества Ван Гога, после пяти лет его самостоятельного обучения. Фигуры на полотне достаточно грубо написаны, что говорит о небольшом опыте художника и его невысоком мастерстве в тот период.

Картина долго не удавалась Ван Гогу. Он создал более 12-ти её этюдов, пока, наконец, не написал то, что его устроило. Для работы художнику позировало семейство Де Гроот, которое состояло из матери, отца, сына и двух дочерей. Они жили бедно и целыми днями работали в поле. Вечерами они собирали вместе, чтобы поужинать.

Еда крестьян, в основном, состояла из картофеля и ячменного кофе. Иногда члены семьи могли позволить себе по кусочку ветчины.

Ван Гог почти две недели ходил к Де Гроотам, чтобы писать их с натуры во время ужина. Не смотря на усталость, семья терпеливо позировала, пока не засыпала прямо за столом. Каждый раз художник пробовал новое сочетание цветов и пропорций, чтобы достигнуть, наконец, своей цели.

В период работы на картиной Ван Гог почти не спал и не ел. Он только и думал о том, как реалистичнее подать зрителю едоков картофеля. Времени было мало, поскольку в посёлке к художнику вспыхнула вражда и местный священник настаивал на его отъезде. В последнюю ночь Ван Гог работал над картиной уже по памяти, пока картина не была закончена.

Вся композиция создана в тоне картофеля и даже люди похожи на картошку. Это очень не понравилось критикам, поэтому они не оценили работу мастера. Критики видели в полотне сатиру, желание изобразить людей в состоянии полудикости и невежестве. Но на самом деле художник вложил в неё другой смысл. Он так писал о своей картине «Едоки картофеля»:

В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду.

Таким образом, Ван Гог сделал людей похожими на картошку не случайно. Он хотел показать, что эти люди живут картофелем: они его сажают, капают, его же и едят. Вся жизнь этих людей — картофель. Но художник вовсе не собирался смеяться над такими людьми. Наоборот, он очень уважал их.

На рисунках Ван Гога все крестьяне выглядят некрасиво и даже несколько несуразно. У них сильно выступающие скулы, крупные и неправильные черты лица.

Однако это не попытка высмеять крестьян. Это способ показать их как людей, живущих хоть и примитивной, но натуральной и доброй жизнью.

В повести писателя Николая Ивеншева картина Ван Гога подаётся в несколько зловещем свете:

«На репродукции в сером воздухе витали, по-другому не скажешь, пасмурные люди. Человекозвери. Мужчины-уроды и женщины такого же переходного вида, зверюхи, но в чистых чепчиках, такие носила прислуга в русских дворянских усадьбах девятнадцатого века. Застолье в подвале при свете керосиновой лампы. Ублюдочная вечеря, ритуал».

Конечно, сам Ван Гог совсем не хотел, чтобы его работа произвела такое впечатление на людей. Он планировал донести до них совсем иной смысл.

Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера

Ван Гог едоки картофеля

Ван Гог – необыкновенный мастер. Он прошёл свой творческий путь за каких-то 10 лет! И умудрился стать одним из самых известных художников мира. Наравне с Леонардо да Винчи и Пикассо.

Так вот, картина “Едоки картофеля” (1885) была создана ровно посередине этого пути. После 5 лет самообучения живописи. А начинал он с нуля. В 27 лет.

Конечно, все главные шедевры пока впереди. Яркие, сочные “Подсолнухи”, “Ирисы” и “Стулья”. Ещё Ван Гог не пришёл к тем насыщенным цветам, по которым он так узнаваем.

Он ещё предпочитает мрачные, тёмные цвета. Под стать своей угрюмости и замкнутости. И, конечно, под влиянием Рембрандта .

Однако, “Едоки картофеля” – это его первый шедевр. И одна из самых известных его картин.

Сложная композиция

Пять фигур сидят по кругу. Да ещё и взаимодействуют между собой. Написать такое – непросто даже для опытного художника.

Ван Гог намеренно усложняет себе задачу. Чтобы показать, какого уровня мастерства он уже добился. Он верит в успех. В то, что сможет создать шедевр.

Вообще Ван Гог был мечтателем. Порой его самоуверенность поражала (так же, как и неуверенность в себе в иные дни). Про своих “Едоков картофеля” он писал брату Тео с упоением. Он искренне верил, что брат (дилер в области живописи) сможет ее продать.

Конечно, этого так и не случилось. Критикам его работа показалась грубой, тёмной. А изображённые люди и вовсе несуразными. Слишком большие головы. Чрезмерно крупные глаза. Вердикт: анатомические ошибки неопытного мастера.

Но Ван Гог был рад такой критике. Значит работу заметили. А значит он на верном пути. И сможет перестроить европейскую живопись. Да-да. Не меньше. Ван Гог был мечтателем.

А главное, у него это и впрямь получилось. Правда уже после смерти.

Главные герои картины

Перед нами в свете лампы бедная крестьянская семья. Мать, отец, сын и две дочери. Они едят запечённый картофель. Они немногословны. Они устали. Весь день они трудились. И завтра их ждёт все тот же тяжкий труд. Из года в год. Всю жизнь.

Их лица с крупными, грубыми чертами лица. Почти карикатурны. Критики видели в этом недостаток мастерства Ван Гога.

Нельзя не согласится, что в то время Ван Гог ещё не был силён в изображении поз и жестов. Но лица героев он исказил намеренно.

Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны.

Незадолго до этого Ван Гог написал натюрморт “Корзина с картофелем”. Очевидно, что художник намеренно стремился показать, насколько лица этих людей похожи на картофель.

Ведь есть такое полунаучное утверждение, что все наши занятия, пороки и достоинства отражаются со временем на наших лицах.

Так и эти крестьяне похожи на то, что каждодневно занимает их мысли.

То же касается и рук. На картине они слишком костлявы и грубы. На литографии руки изображены более натуралистично.

Обратите внимания, что у сидящего к нам лицом мужчины костяшек даже больше, чем должно быть.

Так Ван Гог стремился показать огрубевшие от каждодневного труда руки. Этими руками они пашут землю. Ими же и едят.

Ван Гог едоки картофеля фрагмент

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. Фрагмент. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам. Vangoghmuseum.nl

Люди, похожие на картошку

Сначала может показаться, что Ван Гог хочет обнажить перед нами всю ничтожность жизни крестьян. Когда все их мысли и дела настолько вертятся вокруг картошки, что они сами начинают походить на картошку.

На самом же деле это картина про честный труд и достоинство. Эти люди долго и упорно работали, чтобы иметь эту простую и незамысловатую еду у себя на столе.

Никто их не кормит. Нет никаких пособий по бедности. Нет благотворительной помощи. Они полагаются только на свои руки и спины. И с достоинством принимают ту пищу, которую они добыли своим трудом.

Ван Гог с состраданием относится к ним. Потому что по-другому он не мог. Такой был человек. До того как стать художником, он одно время был пастырем в шахтерском городке. Раздавал все до последней нитки своим прихожанам. Через какое-то время его попросили оставить эту работу. Попросту уволили. Из-за чрезмерного усердия.

Почему лица персонажей так некрасивы?

Так если картина про человеческое достоинство, почему же герои столь некрасивы?

На рисунках Ван Гога все крестьяне примерно так и выглядят. Черты лица неправильные. Выступающие скулы. Крупные губы. Сильно выраженные надбровные дуги.

Ван Гог голова женщины 1885 г

Ван Гог голова молодого мужчины 1884 г.
Ссылка на бесплатный курс

Кстати, с семьёй, которая позировала Ван Гогу, приключился скандал. Одна из дочерей через какое-то оказалась беременна. Она обвинила в этом Ван Гога. Свою причастность художник отрицал.

Возможно, для девушки это была попытка выбраться из этого “картофельного” мира. Но не получилось. Местный пастырь настоятельно рекомендовал этой семье не позировать Ван Гогу. И картину художник дописывал уже без моделей.

О других картинах художника читайте в статье “5 шедевров Ван Гога”.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Похожее

18 комментариев к “Ван Гог “Едоки картофеля”. Самый мрачный шедевр мастера”

Очень хорошая статья, большое спасибо! Как раз сейчас я заканчиваю читать очень интересную книгу Ирвинга Стоуна “Жажда жизни” о жизни Ван Гога. В ней очень много внимания уделено и тому, почему Ван Гог рисовал крестьян, и картофелю, и многим другим вопросам. Ваша статья – прекрасное дополнение этой книги.

Елена, мне очень приятно!

Здравствуйте, уважаемый автор статьи. Вы пишите: “Посмотрите на его литографию. Он создал ее до картины маслом. По ней видно, что лица крестьян сначала были более реалистичны”.
В монографии о жизни и творчестве Ван Гога говорится о том, что литография была сделана уже после написания им картины “Едоки картофеля”. Этот факт ставит под сомнение Ваш аргумент о том, что литография была создана ранее, чем сама картина. Эта литография была сделана наскоро, чтобы дать своему ближайшему другу Раппарду представление об общей концепции картины. Кстати, как раз из-за этой литографии они и рассорились, потому что Раппард не разделял мнение Ван Гога в вопросах техники исполнения.

Прикладываю ссылку на источник: Н. А. Дмитриева “Винсент Ван Гог Человек и художник”, издательство “Наука”, 1980 г.

“дополнение” в разы лучше скудной статьи выше

Нн думаю что любовь к жизни крестьян двигало им. Одиночество и неизбежность небытия этой неказистой жизни. И главное в картине нет ребенка, а значит нет будущего, нет света, нет радости. Радость одна, поедание раз в сутки картофана. Обреченное и жалкое влачение беспоосветной жизни, вот что отразил он

Нюргун, интересная интерпретация. Спасибо, что поделились

Я уверена, Ван Гог любил людей. Он им искренне сопереживал. Но он не мог установить контакта с отдельными людьми ( чего стоят его несчастные, безответные влюбленности) В 27 лет он обратился к изобразительному искусству как к средству общения.

Сюжет картины “Едоки картофеля” близок и понятен каждому, ведь все мы едали картофель, сидели за общим столом, наливали горячий кофе в чашки.

“Едоки картофеля”. Перед тем, как написать эту, ставшую знаковой работу, он написал множество этюдов к картине, делал зарисовки, которые теперь хранятся в музее Ван Гога в Амстердаме.

Он зарисовывал и писал с натуры не только лица, но и руки персонажей, которые не мало повествуют нам о человеке. Это рабочие, натруженные руки.

Рисовал реалистично. Передавал внутреннее состояние. Лица людей, в старости делаются грубыми. Но, художник видит в этой грубости, не идеальности, то, что он ищет. Настоящее, правдивое, искреннее. У каждого персонажа разное настроение и выражение лица. Лицо девушки миловидно. Освещение сверху дает контрастные тени. От этого-мешки под глазами, резче выделяются морщины.

Винсент не мог помочь людям, но через искусство мог выразить свое отношение к ним, свое сострадание.
Он с любовью пишет, без насмешки. Крестьяне честно трудились. Потом зарабатывали пропитание. Они быстро старились из-за непосильного труда. Вечером вся семья собиралась за общим столом.
Горячий пар от картошки создает световое облако вокруг головы девушки. Прием контражура, темное на светлом. Лицо мужчины слева выделяется светлым силуэтом на темном фоне.

Композиция построена на тоновом и цветовом контрасте.
Композиция многофигурная, но не сложная. Композиция выстроена в виде овала. Этот овал или эллипс объединяет фигуры. Взгляд движется по часовой стрелке от фигуры мужчины с левой стороны. Ритм эллипса повторяется в абажуре лампы, в форме подноса, на котором лежит печеный картофель.

Ван Гог гений. Это бесспорно. Он самоучка. В этой картине “Едоки картофеля” создал образ типичной крестьянской семьи. Сама картина гениальна. Мелкие недочеты, которые выискивают критики никак не могут испортить впечатление от нее. Она не мрачная. Она полна любви, уважения к крестьянской жизни: семье, быту, труду. Она прорыв Ван Гога, как художника. Это первое, общепризнанное его гениальное творение.
Он рисовал только то, что его волновало, что казалось ему значимым. В письме к Тео в апреле 1885 года он писал: “Изображение крестьянской жизни-это серьезная вещь, и я бы упрекал себя, если бы не пытался писать картины, вызывающие серьезные мысли”

В этой картине Винсент уделяет много внимания деталям интерьера, предметам быта. Это исторически правдивая картина, благодаря которой, мы знаем, что голландские крестьяне ели вилками, пили кофе за ужином. У них были часы-ходики. Окна были застеклены ( а может быть это были вставки слюдяных пластин). Мы видим женскую и мужскую обыденную крестьянскую одежду. Интересны деревянные стулья, форма их спинок, они тоже играют немаловажную роль в картине. У Великого Мастера не может быть случайных деталей. Если внимательно изучить правый верхний угол картины, то мы заметим горшок с ложками и одной вилкой. А с левой стороны, в раме, рядом с часами висит скорее всего, икона (или портрет)
Одним из главных героев в картине является свет. Он выхватывает из полумрака лачуги то, что посчитал важным художник. Свет, пар играют не меньшую роль, чем другие составляющие. Свет добавляет тепла в лица. Пар дает ощущение сиюминутности происходящего момента.
Уникальная манера письма Винсента, его почерк, впервые явно проявляется в этой работе. Светотеневая моделировка фигур сделана уверенной рукой.
Сами голландцы очень гордятся этой картиной. Она-достояние их народа. В 2013 году, в апреле месяце они собрали все детали картины воедино ( часы, кофейники, подобрали похожую натуру) и попытались сделать похожее на картину фото. Лица людей 21 века, оказались похожи на тех, кто жил в 19. Прошло не так уж много времени с тех пор.
Как когда-то писал Роден, боль уходит, а искусство остается. Ван Гог оставил нам свое наследие в виде картин и писем. Мы можем постичь душу художника вглядываясь в его картины неравнодушным, пытливым взглядом. Это общение через века, через расстояния. Его искусство очень глубоко и человечно.

Картины Ван Гога. 5 шедевров гениального мастера

Звездная ночь фрагмент

Ван Гог долго искал, в чем он сможет себя максимально проявить. Живописью начал заниматься в 27 лет. И со всей страстью отдался этому делу. 10 лет работы на пределе возможностей. Он надрывался. Расшатывая своё физическое и психическое здоровье.

Но в этом огне самосожжения он создавал один шедевр за другим.

Правда никто всерьёз его старания не воспринимал. Многие его картины были уничтожены теми, кому он их подарил. Даже его родная мать при переезде оставила десятки картин сына брошенными. Все они исчезли бесследно.

Да и сам Ван Гог нередко продавал их за копейки старьевщику. Тот перепродавал их для повторного использования другим художникам.

Несмотря на все эти потери до нас дошло 3000 его работ. Из них 800 картин маслом! По одной – каждые 1-2 дня!

Вот лишь 5 его картин. Я взяла работы последних 2х лет его жизни. Когда он стал тем Ван Гогом, которого мы знаем. Именно в этот период и было создано большинство его шедевров.

1. Подсолнухи. Август 1888 г.

Ван Гог подсолнухи Лондон

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Август 1888 года. Уже несколько месяцев Ван Гог живет на юге Франции. В городе Арль. Сюда он приехал за яркими красками. Здесь он и создал серию картин с “Подсолнухами”.

Лондонская версия – одна из самых тиражируемых. Мы ее встречаем на сумках, открытках или чехлах для телефонов.

Это удивительно, что обычные цветы стали чуть ли не символом всей мировой живописи. Что же в них такого необычного?

Горшок и фон нарисованы очень схематично. Не понятно, то ли это стол, то ли далекий горизонт и песок. Цветы не красивы. Часть из них – с оборванными лепестками. А большинство и вовсе являются мутирующими.

Обратите внимание, что они похожи скорее на астры, нежели на подсолнухи. Такие цветки бесплодны и изредка появляются среди здоровых цветков. Но именно их выбрал для букета Ван Гог.

Может быть поэтому “Подсолнухи” у многих вызывают противоречивые чувства? С одной стороны Ван Гог хотел показать красоту бытия. Подсолнухи ему нравились, потому что они приносят пользу человеку. Но ненароком выбирает цветы бесплодные.

Это очень похоже на трагедию самого художника. Он жаждал быть полезным другим. Но реакции людей на его картины каждый раз показывали лишь одно: его усилия бесплодны.

О том, что его картины будут радовать миллионы людей, он и не смел мечтать.

2. Ночная терраса кафе. Сентябрь 1888 г.

Ван Гог писал в Арле не только цветы, но и сам город. “Ночная терраса кафе” – один из таких городских пейзажей.

Кто был в Арле, сразу обратит внимание, насколько город на картинах Ван Гога отличается от города реального.

Это был промышленный, грязный городок. Правда у него была древняя история. Основал его римский император Константин в 3 веке. В центре города сохранился римский амфитеатр, очень похожий на Колизей.

Странно, но вы не найдёте этот амфитеатр ни на одной картине Ван Гога. Хотя он запечатлел чуть ли не каждый уголок Арля. А главную достопримечательность города прошёл мимо!

Это очень характеризует Ван Гога. Он смотрел мимо обыденных вещей. Он видел самое необычное. Он видел душу цветов и камней. Он замечал, как дышат звезды. Но игнорировал очевидное.

Кафе он писал три ночи подряд. Прямо на открытом воздухе под ночным небом. Вы когда-нибудь видели художника, рисующего ночью?

Но в этом опять необычность Ван Гога. Он считал, что ночь богаче на краски, чем день. И это “нелепое” утверждение он смог доказать своей “Ночной террасой”.

В картине нет ни капли чёрной краски. Густо наложенные мазки делают желтый и синий ещё более яркими. Этим цветам аккомпанируют фиолетовые и оранжевые отсветы на мостовой. Это одна из самых ярких и позитивных работ Ван Гога. Несмотря на то, что перед нами ночь!

3. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г.

“Автопортрет с трубкой” был написан в больнице Арля. Куда художник попал после своей легендарной истории с отрезанным ухом.

Все началось с приезда Гогена. Ван Гог хотел создать школу-мастерскую, видя Гогена ее лидером. Они начали жить и работать под одной крышей.

Ван Гог был очень непрактичным в быту. Аккуратного и собранного Гогена это раздражало. Ван Гог был слишком эмоциональным, спорил до посинения. Гоген же был самоуверенным и не терпел, когда сомневались в его мнении. Представляете, каково было ужиться таким людям? Нашла коса на камень.

Когда Ван Гог осознал, что им не по пути, его сорвало с катушек. Он набросился на друга с бритвой. Гоген остановил его своим грозным взглядом.

Тогда Ван Гог направил агрессию на самого себя, отрезав себе мочку уха. Такой жест может показаться очень странным. Если не знать одну особенность Арля.

В уже упомянутом амфитеатре проходила коррида. Но она была более гуманной, чем в Испании. Побеждённому быку отрезали ухо. Ван Гог отрезал себе ухо, считая себя проигравшим.

История с Гогеном была лишь последней каплей. Нервная система Ван Гога уже к тому времени была сильно расшатана бешеным ритмом работы и постоянным недоеданием.

Однажды он проработал 4 дня без сна, выпив за это время 23 чашки кофе! Представьте, что было бы с вами после таких издевательств над своим организмом.

И вот после первого нервного приступа Ван Гог создаёт свой странный автопортрет. Он написан дополнительными цветами. Это такие цвета, которые усиливают друг друга. Красный становится ещё более красным рядом с зелёным. Недаром эти цвета использованы в светофоре.

Но это усиление болезненно для глаз. Цвета становятся слишком кричащими. Зато они передают какофонию в душе художника.

4. Звездная ночь. Июнь 1889 г.

Ван Гог звездная ночь

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

История с отрезанным ухом очень напугала соседей Ван Гога. Они написали петицию с требованием выдворить “сумасшедшего” из Арля. Он покорился. И добровольно уехал в лечебницу для душевнобольных в маленький городок Сен-Реми.

Здесь был написан один из самых известных его шедевров “Звездная ночь”.

Это одна из немногих работ, написанная им НЕ с натуры. Ван Гога не выпускали из больницы ночью. Только днём в сопровождении медработника.

Поэтому “Звездная ночь” была создана в воображении. Лишь из окна своей палаты Ван Гог видел кусок неба и звезды. А заодно и Венеру, которая в тот месяц была видна невооружённым взглядом. Самая яркая звезда на небе Винсента – как раз планета Венера.

Ван Гог считал, что все в нашем мире имеет душу. И цветок, и камень. Даже космос дышит. Это он и передал в своей “Звёздной ночи”. Добился он этого необычным расположением мазков вокруг каждой звезды и луны. Завихрения тоже помогли сделать небо “живым”.

“Звездная ночь” написана любимым сочетанием жёлтого и синего. Приступы отступили. Ван Гог обрёл надежду, что болезнь отпустила. Вскоре он покинет лечебное заведение и переедет в другой городок Овер.

5. Ветки цветущего миндаля. Январь 1890 г.

Картину Ван Гог написал в подарок брату, у которого родился сын. Его назвали в честь дяди, Винсентом. Ван Гог хотел, чтобы молодые родители повесили картину над кроватью. Цветущий миндаль означает начало новой жизни.

Картина очень необычная. Как будто лежишь под деревом и смотришь на ветки. Которые раскинулись на фоне неба.

Картина декоративна. Но к этому Ван Гог стремился во многих своих работах. Он создавал их для украшения жилья простых людей со скромным достатком. Вряд ли он представлял, что его картины будут доступны лишь очень богатым.

Через полгода после написания “Цветущего миндаля” Ван Гог погибнет. По официальной версии это было самоубийство.

Версия о самоубийстве почти никогда никем не оспаривалась. Ведь она делала легенду о Ван Гоге драматичнее. Это лишь подогревало к нему интерес, а цены на его картины росли.

Но вот что странно. В последние месяцы жизни его работы были одна позитивнее другой. Разве “Цветущий миндаль” похож на работу человека, помышляющего о самоубийстве?

К тому же в Овере, куда он переехал, его одиночество отступило. Здесь он нашёл немало друзей. Его картинами начали интересоваться. В прессе стали появляться восторженные отзывы.

Сейчас рассматривается версия об убийстве по неосторожности (выдвинута в 2011 году писателями Найфи и Уайт-Смитом).

Когда Ван Гог вернулся раненый к себе в комнату, при нем не было пистолета. Его мольберт и краски, с которыми он в тот день работал, также не нашли. При этом из города срочно уехал один из жителей, увезя с собой двух братьев-подростков. В этом семействе пистолет водился.

Ван Гог неохотно отвечал на вопросы полиции о происшедшем. Твердил, что сделал это сам. Было похоже на то, что Ван Гог решил взять на себя всю вину, чтобы ребёнок не попал в тюрьму.

Такое самопожертвование было вполне в его духе. Так он поступал когда-то, будучи помощником пастора. Он отдавал последнюю рубашку бедняку. Ухаживал за больными тифом, не думая о риске заражения.

Ссылка на бесплатный курс

Ван Гог ушёл из жизни в возрасте гениев. В 37 лет. Короткая жизнь. Творческий путь ещё короче. Но за это время он умудрился сменить вектор развития всей живописи.

Никто до него так рьяно не выражал себя на холсте. Его картины – это его эмоции. От оглушительного счастья до глубокого отчаяния.

Его работы и письма буквально под лупой изучали Пикассо, Вламинк, Матисс и многие другие. Без него не было бы экспрессионизма и даже абстракционизма.

Бедный, одинокий и странный. Он оставил своё имя в веках.

“Я вложил в свою работу сердце и душу, но в процессе лишился разума”. Винсент Ван Гог.

Читайте также: