Стол для резьбы по дереву

Обновлено: 17.05.2024

При организации рабочего места самый больной вопрос домашнего мастера — это создать минимум неудобств для соседей по квартире и для членов семьи. С этой целью в первую очередь нужно сделать войлочные накладки на ножки стола и стульев, употребляемых в работе.

К стульям войлок лучше не прибивать гвоздями (опасность поцарапать пол, если накладка оторвется), а притянуть его леской к маленькой дырочке, просверленной в конце ножки стула.

Работая топориком, удобно расположить на коленях массивную доску, на нее положить ненужную тряпку или любой мягкий материал и уже потом обрабатывать изделие. Ноги при этом не ощущают удары, но появляется хорошая изоляция, препятствующая распространению стука на нижний этаж, а также в квартире.

Если поделка более крупных размеров, особенно по высоте, и резчик решается с целью уменьшения стука поддерживать ее ступней ноги, то нужно надеть валенки, что очень удобно и безопасно для работы. Еще лучше выполнять подобную работу во дворе, если погода позволяет. При работе пилой также можно помещать деревянное изделие на мягкую подстилку.

Рассмотрим два способа расположения резчика за рабочим столом или верстаком. Первый, когда опорой в резьбе является кромка верстака или положенное на стол полотно старой двери (речь идет о работе на даче, в гараже, в сельской местности). В таком случае стол должен быть высоким, но чтобы крышка его была несколько ниже уровня локтей резчика.

В этом положении меньше устают руки, удобнее применять силовые нажимы инструментом с упором сверху вниз.

Рис. 35. Упорные планки на верстаке
Упорные планки на верстаке

На кромку верстака или старой двери прибивается упорная планка (рис. 35), в которую станет упираться острие стамески или резца. Планка будет постоянно портиться, резаться, поэтому периодически заменяется.

Она должна быть с уступом для упора обрабатываемой деревянной поделки, верхний край ее делается заподлицо с поверхностью стола. На стол сверху (или на деревянное полотно) прибивается еще одна дощечка с уступом — также для упора. Величину этих опорных планок, форму уступов резчик может видоизменить в зависимости от потребности и характера резьбы.

Рис. 36. Низкая посадка резчика. Использование рабочей доски вместо верстака
Низкая посадка резчика

Головки шурупов, которыми привинчиваются планки к верстаку или столу, должны быть утоплены на половину толщины планки так, чтобы и при случайном соскоке стамески их не коснулось ее острие. Располагаются шурупы вне зоны непосредственного резания.

Стул лучше снабдить перекладиной для ног или должна быть подставка под ноги, чтобы им было удобно.

Другой случай предусматривает низкую посадку резчика, на диване или диван-кровати. Перед ним располагается какая-нибудь вертикальная опора, например, дверца стола с тумбочкой или приспособленное для этой цели любое деревянное полотно (рис. 36). Из-за низкой посадки резчика на диване под ноги ничего не подкладывается. На коленях располагается массивная рабочая доска размером приблизительно 50 Х 35 Х 3 см.

Рис. 37. Рабочая доска, заменяющая резчику верстак:
1 — войлок для упора в стол; 2 — винты с утопленными в гнезда головками
Рабочая доска

Доска прижимается корпусом резчика к указанной перегородке. К ней привинчены шурупами вторая, для массивности, широкая упорная доска и поперечная планка (рис. 37). Эта доска и является рабочим местом мастера. Ее можно повернуть нижней стороной к себе, чтобы приблизить упор, если поделка маленькая, можно повернуть гладкой стороной вверх, если мешает упор, с нее легко стряхивать на пол или в урну стружки.

Практика показывает, что второй вариант организации рабочего места имеет преимущества перед первым. Работать в такой позе очень удобно. Стол перед резчиком остается свободным для инструмента. Конечно, используется и диван, куда кладется сама доска и поделка, когда резчик прекращает работать резцом, и некоторый тяжелый инструмент. Поэтому диван должен иметь рабочее покрывало.

Заметим, что такую же низкую посадку имеют и некоторые профессиональные резчики.

Например, у богородских резчиков есть скамеечка высотой около 60 см. Они располагают и обрабатывают деревянную заготовку непосредственно на коленях, что вызвано спецификой их работы. Начинающему резчику можно рекомендовать только рабочую доску: она защитит колени от травм, работа на ней идет увереннее, маневреннее, особенно с учетом разнохарактерности резьбы по дереву.

Домашнему мастеру удобно иметь слева тяжелый деревянный чурбан чуть выше колен. На нем также можно выпилить уступы и уступчики для упора и выполнять некоторые операции топором, пилой, стамеской, дрелью, не боясь испортить его поверхность.

На полу лучше иметь деревянную или иную подстилку. Без нее на каменном полу при падении будет портиться инструмент, а деревянный пол будет портиться сам.

Некоторые резчики применяют зажимные устройства и державки для закрепления поделок, особенно мелких. Эти державки (рис. 38) съемные, изготовляются по форме изделия и каждый раз прибиваются двумя гвоздями к верстаку или другой рабочей плоскости.

Постепенно державки различных форм накапливаются у резчика, из них он выбирает удобную для данной операции. На рис. 38, б, в показаны кулачковые зажимы для крепления поделки.

Такие фиксирующие приспособления имеют и свои преимущества (освобождают обе руки для работы), и недостатки (сковывают маневренность). С ними лучше работать стоя, что позволяет обрабатывать поделку и с боковых сторон.

Привлекательным местом для работы с некоторыми несложными по технике резьбы поделками является лес или дача, в этом случае работа превращается в двойной отдых: и моральный, и физический.

Если летний отпуск длится около месяца и есть возможность провести его вблизи леса, лучше заранее обдумать, каким образом использовать свободное время для резьбы.

Подготовить нужный инструмент и материалы, спланировать предполагаемую поделку: например, бусы из можжевельника (см. рис. 63), вазу из корней и комля березы, заготовку (черновую) для витой подставки стола из толстого кряжа сосны (см. рис. 112 и 24).

И конечно, целесообразно в этом случае работать с крупногабаритной поделкой из сосны, ели, березы, которая требует в черновой резьбе удаления большой массы древесины с помощью топора, крупных стамесок.

Работа в лесу — это и без опасения стук топором, и дыхание полной грудью лечебным воздухом, и ароматные щепки для костра.

Что должен знать резчик по дереву: теоретические основы искусства, виды резьбы, базовый набор инструментов

Какой теоретической информацией должен владеть начинающий резчик по дереву? В этой статье нам предстоит познакомиться с видами резьбы, узнать, чем они отличаются друг от друга, и изучить инструментарий резчика. Мы постараемся дать базовые знания, чтобы подготовить теоретическую базу для занятий художественной резьбой. Итак, приступим.

С чего начать создание шедевра? С изучения теоретических основ.

С чего начать создание шедевра? С изучения теоретических основ.

Разновидности

Классификация разновидностей этого искусства затруднена тем, что зачастую они сочетаются в одной композиции. Именно поэтому нужно понимать, что деление здесь весьма условное. С этой оговоркой мы и станем изучать виды резьбы по дереву.

Сквозная

Суть метода — в создании фигурного кружева из древесины с полностью выбранным фоном.

В зависимости от применяемого инструмента выделяют два вида резьбы:

  • Прорезная подразумевает использование для удаления фона резцов и стамесок;
  • При создании пропильной используются, как несложно догадаться, лобзики и (при больших размерах композиции) пилы.

Стенки шкатулки выпилены лобзиком.

Стенки шкатулки выпилены лобзиком.

Кроме того: композицию, в которой прорезной или пропильный узор дополнен рельефным изображением или орнаментом, называют ажурной.

Плосковыемчатая

Ее характерная особенность — в том, что рельефные элементы изображения лежат ниже фона. Картинка формируется выемками, сделанными различными способами.

В зависимости от используемых художественных приемов выделяют несколько подвидов плосковыемчатой резьбы:

Вид Краткое описание
Контурная Она подразумевает, что на плоском фоне обозначается лишь контур рисунка. Это наиболее простая техника. Для создания контура могут использоваться полукруглая стамеска, резец — уголок или обычный острый нож. В последнем случае контур по понятным причинам проходится дважды: нужно сформировать обе стороны выемки
Скобчатая Формирует изображение из отдельных элементов, которые так и называются — скобки. Каждая скобка — это углубление, оставленное двумя надрезами от полукруглой стамески. Первый надрез делается под прямым углом к плоскости фона, второй — под наклоном к нему
Геометрическая Формируется из прямых линий и простых геометрических фигур — кругов, треугольников и т.д. Эта техника тоже привлекательна для начинающих: при разметке композиции нужен не столько художественный талант, сколько владение угольником, транспортиром и циркулем
Двух-, трех- и четырехгранновыемочная Разновидности резьбы различаются формой углублений, формирующих изображение
Чернолаковая Использует контраст из темного (лакированного или покрытого темной краской) фона и светлых выемок. Комбинируя глубину реза и его профиль, можно сформировать сложное изображение, визуально имитирующее разный уровень освещенности сцены

Пример чернолаковой резьбы.

Пример чернолаковой резьбы.

Рельефная

Здесь способ формирования изображения противоположен описанному выше: его элементы находятся выше фона или на одном с ним уровне.

Здесь тоже можно выделить несколько подвидов резьбы по дереву:

  • Плоскорельефная с выбранным фоном подразумевает, что фоновые элементы композиции удаляются с панно, формируя реальный рельеф;

На фото - пример плоскорельефного изображения с выбранным фоном.

На фото — пример плоскорельефного изображения с выбранным фоном.

  • Плоскорельефная с подушечным фоном принципиально отличается от нее тем, что фактически фон находится на одном уровне с элементами изображения. Видимость рельефа формируется за счет разной степени заоваливания краев бороздок со стороны фона и рисунка: более плавные края со стороны фона делают его визуально напоминающим подушки. Отсюда, собственно, и родилось название.

Любопытно: строго говоря, сложно провести четкую грань между контурной и подушечной резьбами. Все определяется исключительно применяемым для формирования контура инструментом.

В отдельный вид рельефной резьбы выделяют кудринскую (зародившуюся в подмосковной деревне Кудрино). Для нее характерен орнамент с вьющимися цветами, стилизованными изображениями животных и птиц. Фон в этом случае может быть как выбранным, так и подушечным.

Скульптурная

Наиболее сложная из техник подразумевает создание своими руками полноценного трехмерного изображения какого-либо объекта.

Здесь важны не только умение видеть перспективу и пропорции, которыми должен обладать резчик: для дерева важно учитывать еще и его структуру, наличие сучков и направление волокон.

Из подвидов скульптурной резьбы можно выделить три, различающихся применяемым инструментом:

  1. Богородская (по названию села, которое считается источником традиции) подразумевает использование особого богородского «щучка» (ножа для резки специальной формы);

Богородский нож.

  1. Резьба бензопилой — это скорее шоу, чем искусство; однако сделанные этим способом деревянные скульптуры нередко годами украшают городские парки;
  2. Наконец, использование копировально-фрезерных станков тоже имеет мало отношения к искусству; но благодаря этой технике, цена деревянной скульптуры делается доступной широкому кругу покупателей.

Инструменты и материалы

Древесина

Как правило, для резки используются мягкие породы древесины — липа, ольха, осина.

На мягкой древесине осины вмятину можно оставить даже ногтем.

На мягкой древесине осины вмятину можно оставить даже ногтем.

Общее правило: чем мягче древесина, тем более мелкие детали рельефа она позволяет сформировать.

Кроме того, древесина не должна содержать пороков, способных повлиять на внешний вид готового произведения:

  • Сросшихся и выпадающих сучков (за исключением случаев, когда они являются частью композиции);
  • Синевы;
  • Трещин.

Рабочее место

Каким должен быть стол для резчика по дереву? Как правило, это деревянный верстак с деревянной же струбциной.

Рабочее место резчика.

Рабочее место резчика.

Размеры столешницы определяются, прежде всего, габаритами типичного изделия, над которым трудится резчик:

  • Для создания небольших панно или украшения шкатулок достаточно столешницы размером 75х50 см;
  • Для скульптурных композиций площадь стола может быть увеличена до 5 и более м2.

Любопытно: в производственных условиях на 6 рабочих мест резчиков отводится 20 м2 площади помещения.

Базовый набор инструмента

Что из инструментов стоит купить начинающему резчику?

Инструкция по закупкам состоит из десятка пунктов; фактическое количество инструментов будет вдвое-втрое больше.

  • Нож-косяк — нож с косым лезвием (уровень скоса 35 — 60 градусов);

Нож для криволинейной резки.

Нож для криволинейной резки.

Нож для прорезания прямых линий.

Нож для прорезания прямых линий.

  • Прямые и полукруглые стамески с разным радиусом изгиба лезвия;

Несколько разновидностей стамесок.

Несколько разновидностей стамесок.

  • Клюкарзы — изогнутые стамески, позволяющие выбирать древесину, не упираясь в фон рукояткой;

Клюкарзы с разной формой лезвия.

Клюкарзы с разной формой лезвия.

Стамеска - уголок.

Штихель служит для выдалбливания канавок.

Штихель служит для выдалбливания канавок.

Стамески - клепики.

  • Ложечные ножи , предназначенные для выскабливания углублений значительного сечения;

Ложечные ножи.

  • Пуансоны — стержни для чеканки с рельефом на рабочем конце.

Заключение

Вот, собственно, и все теоретические основы искусства резьбы по дереву. Как всегда, дополнительную информацию читателю предложит видео в этой статье. Мы будем благодарны за замечания и дополнения, оставленные в комментариях. Успехов!

Резьба по дереву – варианты проведения работ и необходимое для этого оборудование

Такой вид искусства, как славянская резьба по дереву, имеет историю, уходящую корнями в очень древние времена. С тех пор технологии ушли далеко вперед, и появилось множество новых приспособлений для обработки древесины. Мы рассмотрим, какие варианты проведения работ существуют, и какие приспособления и инструменты могут быть использованы.

На фото: многие здания раньше украшались искусными резными элементами

На фото: многие здания раньше украшались искусными резными элементами

Что потребуется для работы

Если вы решили освоить данный вид работ, то вам понадобятся определенные инструменты и приспособления:

Рабочее место Существуют и специальные столы для резьбы по дереву, но можно обойтись и более скромными вариантами, ведь поставить верстак в городской квартире достаточно проблематично. Используйте для этого небольшой столик или сделайте наколенный вариант, который можно убирать, когда он не нужен
Инструмент Если вы решили проводить работы своими руками с помощью резцов, то лучше приобрести набор качественного инструмента, чтобы в нем присутствовали приспособления разной ширины и с различной конфигурацией. Цена такого комплекта будет внушительной, но лучше не экономить, так как от этого напрямую зависит результат работы
Оборудование для прорезной резьбы При таком варианте проведения работ как сквозная резьба по дереву вам понадобятся не резцы, а дрель и лобзик или же электролобзик для дерева, именно с помощью этих приспособлений можно делать различные композиции. Особенности такой технологии мы рассмотрим ниже
Специальные станки В наше время можно полностью автоматизировать процесс, это актуально в тех случаях, когда нужно изготовить множество однотипных изделий или сделать очень сложную композицию или настоящую картину. Фрезерные станки с ЧПУ могут перенести на дерево самые причудливые узоры

Важно!
Чаще всего в домашних условиях используется вариант с резцами, так как для использования электроинструмента или установки оборудования требуется отдельное помещение или мастерская, так как в процессе работы образуется много опилок и возникает излишний шум.

3D резьба по дереву проводится с помощью фрезера, если раньше на это уходили недели и месяцы, то сейчас оборудование справляется за считанные часы

3D резьба по дереву проводится с помощью фрезера, если раньше на это уходили недели и месяцы, то сейчас оборудование справляется за считанные часы

Основные виды резьбы

Резьба из дерева – процесс творческий, поэтому строгих правил и требований нет, каждый мастер может отразить свое видение в рисунках и композициях. Важно делать все правильно, чтобы результат был привлекательным и надежным, поэтому мы рассмотрим отличия каждой из технологий.

Ручной вариант

Этот вариант имеет следующие особенности:

  • В первую очередь приготовьте рабочее место, конечно, идеальный вариант — это полноценный столярный верстак , но подойдет и небольшой столик, главное, чтобы вам было удобно работать. Уделить внимание и освещению, оно должно обеспечивать хорошую видимость, иначе глаза будут быстро уставать, и весь процесс не будет доставлять такого удовольствия.

Один из вариантов компактного рабочего места – конструкция небольшая, и в ней есть ящик для хранения инструмента

Один из вариантов компактного рабочего места – конструкция небольшая, и в ней есть ящик для хранения инструмента

  • Без набора резцов проведение работ невозможно, поэтому его следует приобрести заранее , если вы настроены серьезно, то лучше сразу приобрести готовый комплект, в котором будут самые ходовые варианты. Лучше разобраться в этом вопросе получше, почитав рекомендации мастеров на специализированных ресурсах или посоветовавшись с консультантом в магазине.

Очень удобно приобретать набор в специальном чемоданчике, тогда каждый элемент может храниться на своем месте

Очень удобно приобретать набор в специальном чемоданчике, тогда каждый элемент может храниться на своем месте

  • Рассмотрим, как научится резьбе по дереву, начинать следует с того, что на фанере чертятся прямые, кривые и изогнутые линии , далее необходимо взять стамеску небольшой ширины (до 6 мм) и сделать аккуратные прорезы глубиной 1-2 мм, упражнение повторяется до тех пор, пока у вас не начнет хорошо получаться, обратите внимание, что когда стамеска идет по волокнам, то нельзя углублять ее слишком сильно.
  • Если линии получаются хорошо, можно сделать пробный рисунок , для этого кусок доски или фанеры покрывается морилкой, после чего на него через копировальную бумагу переносится рисунок. Начинать работу следует с простых линий и далее по мере усложнения, набить руку поможет практика, поэтому не бойтесь испортить элемент, упражняйтесь побольше.

На фото показано правильное положение рук при резьбе

На фото показано правильное положение рук при резьбе

  • Также можете освоить контурную резьбу, для этого нужен нож-косяк со скошенным лезвием , с его помощью в материале делаются прорези под углом 45 градусов. Такая деревянная резьба является традиционным вариантом при украшении различных декоративных элементов.

Если вам нужна оригинальная мебель – резьба по дереву поможет преобразить ее

Если вам нужна оригинальная мебель – резьба по дереву поможет преобразить ее

Прорезной вариант

Еще одна очень необычная технология, позволяющая создавать ажурные изделия из древесины.

Инструкция по проведению этого вида работ имеет следующий вид:

  • Для начала необходимо подобрать заготовку, обычно используются хвойные породы – ель, сосна или пихта, толщина не должна быть большой, так как это существенно усложнит обработку.
  • Далее нужно придумать орнамент или композицию, которая будет сделана или найти готовый вариант в специализированной литературе либо в сети интернет. Разнообразие настолько велико, что главной может стать проблема выбора конкретного решения.
  • Рисунок необходимо перенести на бумагу такого же размера, как и заготовка, после чего нужно перенести контуры на поверхность, это можно сделать или с помощью копирки, или любым другим удобным вам способом. Важно провести этот этап максимально точно, чтобы рисунок был без изъянов и искривлений.
  • Далее с помощью дрели просверливается отверстие, с которого и начнется резка деревянной поверхности, можно сделать несколько отверстий, чтобы пропиливать отдельные участки, это гораздо проще, чем резать большой контур за один заход.
  • Для небольших изделий можно пользоваться и ручным лобзиком, но гораздо проще и эффективнее применять электролобзик, он обеспечивает высокую производительность и хорошее качество работ.

Ручной лобзик хорош для небольших изделий

Ручной лобзик хорош для небольших изделий

Еще один из вариантов – резьба по дереву нихромом, для этого используется специальное приспособление, в котором натянута нихромовая проволока, которая при пропускании через нее тока нагревается настолько, что может резать древесину. Этот вариант отличается высоким качеством работы, но торцы получаются темными, так как материал подгорает.

Фрезеры

Специальный станок для резьбы по дереву обладает целым рядом достоинств:

  • Высокая производительность работы.
  • Отличное качество – оборудование прорабатывает все до мельчайших деталей, поэтому результат получается максимально привлекательным.
  • Простота использования – вы просто загружаете 3D или 2D эскиз в компьютер, и числовое программное управление задает оборудованию правильную последовательность работы.

Станки по резьбе по дереву максимально упрощают рабочий процесс

Станки по резьбе по дереву максимально упрощают рабочий процесс

  • Оборудование выполняет любой вид работ – объемные картины, геометрические орнаменты или даже прорезную резьбы, при этом последний вариант будет еще и рельефным, что придаст ему дополнительную привлекательность.

Такие изделия украсят любой интерьер и поразят всех своей скрупулезностью и точностью деталей

Такие изделия украсят любой интерьер и поразят всех своей скрупулезностью и точностью деталей

Важно!
Станок может стать отличным средством дополнительного дохода, ведь с его помощью вы можете изготавливать любые изделия, что очень востребовано в рекламной отрасли и декорировании интерьеров.

Вывод

Резьба по дереву – искусство, доступное каждому, и вы сами выбираете тот вариант, который больше всего по душе именно вам. Видео в этой статье расскажет дополнительную информацию по данной теме и поможет разобраться в вопросе еще лучше.

Резной стол из дерева: выбор пиломатериалов и орнамента. Перенос рисунка на дерево

Сегодня каждый желающий может заказать и приобрести деревянные резные столы, изготовленные умельцами. Более того, сегодня можно заказать ту резную мебель, которая гарантированно впишется в интерьер вашего дома или квартиры. К сожалению, цена такого приобретения будет высока, что, впрочем, и неудивительно, так как ручная работа во все времена стоила дорого.

Чтобы не переплачивать за труд кустарных мастеров можно попробовать научиться вырезать более или менее сложные узоры по дереву и превратить это ремесло в свое хобби.

Изготовленный на заказ стол с инкрустированной поверхностью

Изготовленный на заказ стол с инкрустированной поверхностью

Выбор инструмента

Набор резцов

Для того, чтобы своими руками превратить обычную деревянную мебель в произведение искусства, потребуется специальный инструмент. Возможно цена инструмента для инкрустации по дереву вам покажется немалой, но, если вы планируете самостоятельно освоить это ремесло, потратиться придется.

Итак, что нужно для изготовления несложных поделок?

На фото нож со сменными лезвиями

На фото нож со сменными лезвиями

Их инструмента потребуется следующее:

  • Ножи для резьбы по дереву – представляют собой удлиненную рукоятку с патроном для установки сменных резцов.

Важно: В некоторых случаях ножи реализуются с одним несменным лезвием.
Несмотря на то что цена таких инструментов более доступна, брать их не стоит так как придётся покупать не один нож, а сразу несколько.

  • Набор резцов – состоит из нескольких острозаточенных стамесок, которые отличаются шириной и конфигурацией режущей части. Правильный выбор комплекта резцов позволит делать канавки нужной глубины и нужной формы.
  • Деревянная киянка и/или маленький молоток с весом металлической части не более 200 грамм. Эти инструменты потребуются для нанесения ударов небольшой силы по торцевой части резцов.
  • Борфрезы в наборе с возможностью установки в патрон электродрели. Эти приспособления позволяют обрабатывать внутреннюю и боковую часть углубления. В итоге, используя специальные фрезы можно обрабатывать узоры по окончании черновой обработки.
  • Электродрель или шуруповерт с функцией регулировки оборотов, этот инструмент необходим для работы со сверлами и борфрезами.

Универсальный шлифовальный станок

Универсальный шлифовальный станок

    , которая позволит выровнять поверхность древесины, придавая проделанной работе законченный вид.
  • Хорошее освещение — это обязательный атрибут как профессионального, так и начинающего резчика.

Важно: Работать с деревом при недостатке света не только неудобно, но и небезопасно, так как возрастает вероятность получения травм в виде порезов.

Разумеется, перечисленные инструменты — это всего лишь базовый набор начинающего резчика и в ходе усложнения проектов инструменты придётся докупать, но на первое время приведённого списка будет достаточно.

Выбор пиломатериалов

Столик для дачи из орехового дерева

Столик для дачи из орехового дерева

В соответствующих статьях на нашем портале вы найдёте немало информации о том, как собрать дачный или кухонный деревянных стол из доски и бруса. Но, перед тем как сделать резные деревянные ножки для стола впервые, нужно определиться с тем типом древесины, с обработкой которого вы наверняка справитесь.

Если решили заняться резкой по дереву и своими руками украсить мебель, эту мебель лучше изготовить самостоятельно. А чтобы вообще не было жалко испорченной мебели, попробуйте набить руку на ненужном пробном куске дерева.

В качестве материала для вырезания первых узоров лучше применить древесину мягких пород, так как при ее обработке не придётся прикладывать чрезмерные усилия. Но вместе с тем нужно позаботиться о том, чтобы выбранная вами порода не крошилась, что свойственно чрезмерно мягкому дереву.

Лучшим выбором станут сосновые доски. Шлифованные доски из сосны отличает невысокая цена, мягкость и красивая фактура. Из лиственных пород можно порекомендовать липу, березу и яблоню так как эта древесина при высыхании не растрескивается.

Важно: Успех занятий инкрустацией по дереву во многом определяется влажностью пиломатериалов.
В оптимальном случае степень влажности не должна превышать 10%.
При такой влажности древесина хорошо режется и при этом не проминается.

Выбор орнамента

Эскиз оформления журнального столика

Эскиз оформления журнального столика

Итак, вы приобрели необходимый набор инструмента, подготовили пиломатериалы, осталось определиться с тем, какие узоры нанести на поверхность доски чтобы впоследствии ножом этим узорам придать выразительность и рельеф.

Сложный узор верхней части столешницы

Сложный узор верхней части столешницы

В этой статье мы приведем некоторые эскизы, которые вы можете применить в своих начинаниях. Но правильно будет начинать с самого простого, а именно поупражняться в вырезании прямых и кривых линий. Затем можно опробовать резцы, для того чтобы почувствовать инструмент.

После того как первые несложные упражнения будут проделаны, можно будет переходить к работе над простыми орнаментами.

Орнамент на боковой срез столешницы

Кстати, порой чем проще и крупнее узор, тем выразительнее он смотрится.

Перенос рисунка на дерево

Эскиз в виде круглой розетки

Для того чтобы из обычной мебели сделать резной журнальный столик из дерева недостаточно выбрать интересный узор, нужно уметь перенести его на поверхность, с которой вы будете работать. Эта задача ставит в тупик многих начинающих резчиков, а между тем есть несколько несложных способов.

Например, если узор простой и состоит из прямых линий и несложных геометрических фигур, бумага прикладывается вверх рисунком на поверхность и наиболее важные ориентиры прокалываются шилом. Затем бумага снимается, точки обводятся карандашом прямо на поверхности дерева и можно приступать к вырезанию.

Эскиз в виде восьмиугольной розетки

Если рисунок более сложный, инструкция переноса изображения следующая:

  • Берем листы копирки и орнамент, распечатанный в размер поверхности, на которую будем переносить рисунок.
  • Копирку переворачиваем рабочей части к дереву и стараемся лишний раз к ней не прикасаться.
  • Сверху копирки кладем бумагу рисунком к верху.
  • Бумагу и копирку крепим по углам канцелярскими кнопками чтобы вся конструкция не ходила из стороны в сторону.
  • Затем берем простой карандаш и обводим рисунок. Как правило, большая часть переносимого изображения отпечатается на дереве.
  • Перенесённый на дерево рисунок сразу же обводим карандашом.

Советы резчику

Нанесение прямых бороздок острым резцом

Нанесение прямых бороздок острым резцом

Итак, у нас есть необходимый инструмент, есть собранный своими руками стол, на который мы перенесли изображение, осталось вырезать узор.

Дадим несколько советов, которые упростят задачу.

  • Вырезать узоры на ножках стола удобнее, если конструкция разобрана .
  • Для резки по дереву обустройте специальный стол с хорошим освещением .
  • Обрабатываемую деталь к столу прижмите струбцинами чтобы обеспечить неподвижность поверхности , по которой будете вырезать.
  • После каждых 15 минут работы, лезвие резцов и ножей правим наждачной бумагой или кожаным ремнем . В этом случае инструмент будет всегда острым.
  • В ходе чистовой шлифовки пиломатериалов образуется немало древесной муки . Не выбрасывайте эти отходы, так как перемешав древесную муку с клеем ПВА вы получите шпатлевку.
  • Если приходится работать с древесиной твёрдых пород, в процессе резки смачивайте поверхность заготовки кипятком .
  • Если готовая поверхность с узорами имеет природные дефекты в виде потемнений, пятна можно обесцветить хлорным раствором «Белизна» .

Теперь вы знаете как из обычной мебели делаются резные столики из дерева. Также вы знаете, какие инструменты необходимы для того чтобы превратить обычные пиломатериалы в произведение искусства.

Остались вопросы, требующие пояснений? В таком случае рекомендуем посмотреть видео в этой статье.

Мастер-класс по изготовлению столярного верстака

Для изготовления верстака нам предстоит пройти несколько этапов изготовления, как минимум нам нужно начертить или найти чертеж столярного верстака. Определиться и найти древесину, ну и собственно сделать наш верстак.

Итак, приступим. Для начала закупаем материал. Обрезная доска - бук 50мм толщиной. Некоторое время даем материалу отлежаться в мастерской и производим грубую торцовку в размер с припуском 100 мм.



Далее, фугуем наши заготовки с двух сторон, проверяем угол и рейсмусуем третью сторону. И опять проверяем.






Заготовки для щита верстачной доски мы распускаем на брус и раскладываем на столе для последующей склейки. В работе используем столярный клеи семейства Titebond. Брус раскладываем фугованной стороной друг к другу, подбирая по волокнам торцы бруса так, чтобы направление волокон последующего не повторяло направления волокон предыдущего.





Затем, развернув брус, намазываем одну сторону клеем и закладываем в пресс. В наше мастерской для склейки щитов которые пойдут для изготовления верстака мы используем пресс Plano 1100.




В нашем случае, верстачная доска изготавливается из двух половинок, поскольку имеющйся в мастерской рейсмус не позволяет обрабатывать заготовки более 240-250мм шириной. При необходимости можно усилить давление пресса струбцинами.





Перед тем, как фуговать половинки щита, засохший клей лучше стесать или сошлифовать. Для этой цели выбрали старенький, видавший виды рубанок из дедушкиного сундучка. Далее, фугуем две стороны заготовок, рейсмусуем третью и получаем две вот такие половинки верстачного щита 40мм толщиной из массива бука.





Две половинки нашего будущего верстака сращиваем посредством Domino DF-500. Половинки закладываем в пресс и стягиваем.





Пока щит клеится, возвращаемся к нашим заготовкам. Итак, мы обладаем заготовками на ножки, обноску или точнее объвязку столешницы и царги. Все оставшиеся заготовки рейсмусуем в 40мм, калибруем в необходимый размер с припуском в 1мм, примерно, и снимаем этот миллиметр на рейсмусе.





Затем все заготовки торцуются с обеих сторон в размер, но заготовки на обноску столешницы - с припуском в 2-4мм.







Далее, нарезаем шип на обвязке верстачной доски. Подбираем фрезу необходимого размера, - мы выбрали прямую пазовую фрезу CMT на 19 мм. Для нарезания шипов используем самодельный шипорезный шаблон. Ручным фрезером посредством копировального кольца 30мм нарезаем шип глубиной 40-42мм (в зависимости от того, какой был оставлен припуск при торцовке обноски столешницы). Для этой операции мы использовали фрезер Festool OF-1400 EBQ.









Перед дальнейшей переклейкой щита и обвязки верстачной доски необходимо совершить еще несколько операций. Опиливаем и торцуем щит в размер с учетом размера, получившегося после нарезки шипов. Для этой цели использовалась Пила дисковая TS-55 EBQ Plus и шина-направляющая. Размечаем и рассверливаем отверстия для передних и задних тисков. Выставляем фрезу на глубину, равную толщине фанеры, используемой для дна лотка (мы же делаем верстак с лотком, а вы не знали?=)), в нашем случае - 6 мм. Фрезеруем в щите паз для дна лотка. В обвязке щита (задней) тоже фрезеруем паз фрезой 6мм на глубину 15мм. Для этого используем фрезерный стол Veritas.






Далее, размечаем места соединений для Domino и фрезеруем по разметке. Склеиваем сначала переднюю доску. Для этой цели не плохо подходят Струбцины Bessey TPN80S14BE, также для склеивания подходит ремень стяжной с храповым механизмом:







затем боковины и, пока сохнет, идем делать дно лотка.





Режем полоску фанеры 6 мм толщиной, немного уже, чем позволяют отфрезерованные в обноске столешницы пазы, торцуем немного короче, на 5мм, примерно, от предполагаемого чистового размера. Вставляем дно лотка в отфрезерованные пазы и склеиваем заднюю доску. Для склейки шипового соединения лучше использовать безводные клеи.






После высыхания фиксируем лоток верстака шурупами снизу и изготавливаем подъем лотка. В работе использовались шуруповерты Festool C 12 LI 1.5.








Теперь возьмемся изготавливать подверстачье для нашего несомненно столярного верстака. Заготовки размечаем по шаблону, и для соединения используем дюбельный фрезер Domino DF_700. Заготовки, где это необходимо, скругляем на ленточной пиле и делаем фаску, ну, как понятно, опять-таки на любимом фрезерном столе Veritas. Затем склеиваем ножки в прессе или стягиваем струбцинами.







Далее рассверливаем царги. Фрезеруем фаску. Размечаем и рассверливаем ответные отверстия на ножках подверстачья. В работе на сверлильном станке здорово облегчают жизнь быстрозажимные струбцины KLI16.






Изготовление губок верстачных тисков. Напиленный фугованный брус клеится в прессе. Переклейка фугуется, рейсмусуется, затем - разметка и рассверливание отвестий.





После разметки губки тисков скругляются на ленточной пиле и устанавливаются на верстак.





Для боковых тисков используем винт для тисков HV-516, для передних, как правило, винт для тисков HV-515. Многое зависит от габаритов верстака. Ручки для тисков изготавливал посредством настольного пробочника Veritas а шайбы - на простом сверлильном станке. Шайбы крепятся к ручке шкантами.






Далее верстак шлифуется, в работе активно используем абразивы Mirka. Рассверливаются ряды отверстий, в нашем случае - 19мм сверлом Форснера D19 Fisch 031701900. Все острые кромки скругляются фаской. В отделке верстака используется шпаклевка Rustins и антисептик Pinotex. Некоторые заказчики просят изготовить верстак без покрытия и шпаклевки, с тем, чтобы покрыть в дальнейшем более износоустойчивой химией самостоятельно.


Читайте также: