Стол для экспериментирования с песком и водой в детском саду

Обновлено: 04.05.2024

Цель: Повышение профессиональных компетенций педагогов по использованию стола с песком в образовательном процессе ДОУ.

- Формирование теоретических и практических навыков педагогов по использованию стола «Песочницы» в образовательном процессе;

- Передача педагогом-мастером своего опыта в практическую деятельность;

- Формирование практических умений по овладению способами засыпания поверхности стола, методиками рисования песком, работы с материалами для рисования.

- Развитие нестандартного мышления в применении материала, познавательного интереса, фантазии, содействие развитию творческих способностей.

Оборудование: Световой стол с песком (2 шт., кондитерский шприц, массажные мячики, сито, весы, трафареты, декоративные украшения, материал из центра «Я исследователь».

Форма проведения мастер-класса:

Выступление, презентация материала и способов работы + практическая работа.

Ход мастер-класса.

1. Теоретическая часть. Знакомство с темой.

2. Практическая часть. Применение полученных знаний на практике.

3. Рефлексивно-оценочный компонент

1. Теоретическая часть

Ни для кого не секрет, что дошкольный возраст является самым благоприятным для проявления познавательной деятельности и творческого потенциала у детей. Дети ярко проявляют любознательность и творческие способности. Необходимо поддерживать и развивать эти качества у детей через создание специальных условий.

Как одно из средств активизации познавательной деятельности и творческого потенциала у детей дошкольного возраста можно использовать стол для рисования песком. Стол «Песочница» вызывает у детей неизменный интерес и создает мотивацию для образовательной деятельности.

Стол для рисования песком можно использовать в разных образовательных областях.

Можно использовать данное оборудование и для решения задач речевого и социально-коммуникативного развития детей : способствовать развитию любознательности, помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, совершенствовать диалогическую речь.

Неоценимо значение стола «Песочница» для художественно-эстетического развития детей. Его использование способствует развитию эстетического восприятия, образных представлений, эстетических чувств и художественно-творческих способностей, формированию умения рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции. Стол для рисования песком поддерживает интерес детей к изобразительной деятельности, вызывает положительный эмоциональный отклик на предложение рисовать. Подсветка стола, которую воспитатель может произвольно менять, совершенствует восприятие цвета у детей.

Стол с песком можно и нужно использовать для реализации задач «Познавательного развития». На этом мы остановимся подробнее.

С детьми проводятся эксперименты по изучению свойств песка посредством исследовательской и продуктивной деятельности. Манипулирование с песком обогащает сенсорный опыт детей и способствует развитию мелкой моторики.

При формировании у детей элементарных математических представлений стол «Песочница» помогает развивать представление детей о геометрических фигурах, познакомить с пространственными отношениями, совершенствовать умение сравнивать предметы по величине, учить считать до пяти на основе наглядности.

Во время занятия в рамках любой образовательной области можно использовать стол «Песочница».

В своей работе, я использую стол с песком для создания сюрпризного момента, мотивации, проблемной ситуации, рефлексии либо при проведении комплексного занятия.

Примеры игр, которые я использую:

Игра «Чувствительные ладошки» :

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

- Давай поздороваемся с песком. Погрузите свои руки в песочек. - Нам хорошо и приятно, мы чувствуем прохладу песка.

- Ребята, что мы можем сказать про песок, какой он? (ответы детей : желтый, сухой, прохладный.) . Молодцы!

Нас сегодня ждал песок – чистый, свежий, золотой.

Залезай сюда, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Игра «Здравствуй, песок!»

Цель: снижение психофизического напряжения.

Ход игры:

Педагог просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;

• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной;

• перетирает песок между пальцами, ладонями.

Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

- А теперь покажем, как

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

- Посмотрите, какие получились интересные следы.

Игра «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

2. Практическая часть.

Показать педагогам и попробовать на практике способы засыпания поверхности стола :

1. просеивание (сквозь пальцы)

2. расхлопывание ладошкой

3. дождик (сыпем из кулачка)

4. торнадо (сыпем из двух кулачков)

Познакомить педагогов с методиками рисования песком

1. Рисование кулаком

2. Рисование ладонью

3. Рисование ребром большого пальца

4. Рисование щепотью

5. Рисование мизинцами

6. Одновременное использование нескольких пальцев

7. Отсечение лишнего

8. Рисование симметрично двумя руками

9. Насыпание из кулачка

10. Рисование пальцем

Познакомить педагогов с материалами для рисования

1. Использование кондитерского шприца

2. Использование массажного мячика

3. Использование ситечка

4. Использование трафаретов

5. Использование декоративных украшений

Подведение итогов. Предложить педагогам нарисовать песком по собственному замыслу, в различных техниках, по теме «Познавательное развитие».

Вывод: через практические занятия с песком дети познают окружающий мир, укрепляют здоровье, общаются между собой, развиваются и получают положительные эмоции, то есть происходит формирование компетенций, которые они смогут перенести в реальную жизнь.

Перед педагогами весы на одну сторону, мерным стаканчиками она насыпают песок, если им понравился мастер класс, на другую сторону тем же мерным стаканчиком, если мастер класс не понравился, не кажется полезным. В итоге, сравнить, в чью сторону наклонились весы больше.

Прикреплённые файлы:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческого потенциала дошкольников «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческого потенциала дошкольников» Мир будет счастлив только тогда, когда.

Мастер-класс «LEGO-конструирование как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста» Мастер – класс ТЕМА: LEGO конструирование, как средство развития творческого потенциала детей старшего возраста «Конструирование – «продуктивный.

Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возрастаПроблема формирования познавательной.

Консультация для воспитателей «Игра как средство активизации познавательной деятельности дошкольников» Консультации для воспитателей "Игра, как средство активизации познавательной деятельности дошкольников". Ребёнок растёт, и он начинает.

Отчёт по теме самообразования «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей» 1. Обоснование выбора темы. В 2017-2018 учебном году была определена тема самообразования «Проектная деятельность как средство развития.

Семинар-практикум для родителей «Детское конструирование как средство развития творческого потенциала дошкольника» «Конструируя, ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж. Пиаже. [/i] Термин «конструирование» произошел.

Технология проблемного обучения как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста Резюме: в статье обозначена проблема развития у ребенка познавательной активности в условиях современного детского сада. Предложенные методы.

Стол для рисования песком как средство активизации познавательной активности и творческого потенциала детей

Многофункциональный дидактический стол. Игры, опыты, эксперименты

Многофункциональный дидактический стол. Игры, опыты, эксперименты

Я с нетерпением ждала лета, чтобы воплотить в жизнь свои идеи. Ведь на летних прогулках дети могут вдоволь наиграться с водой, песком, крупой, ракушками, мукой и другими материалами. Можно сорить, плескать сколько угодно и дать волю творчеству!

По моим эскизам папа одной из воспитанниц изготовил стол для экспериментирования.


Советую использовать контейнеры белого цвета или прозрачные: в них легче проводить наблюдения в ходе экспериментирования и опытов, и они больше подходят для работы с цветными материалами, окрашиванием.

Цель игр на основе стола для экспериментирования :

• способствовать профилактике психофизического напряжения;

• развивать социально-коммуникативные навыки, способствовать усвоению позитивных способов поведения и общения в детской группе;

• поддерживать познавательную активность, создать условия для самостоятельного экспериментирования и освоения окружающего мира;

• развивать тактильное восприятие, обогащать чувственный опыт малышей;

До начала занятий целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр с водой, песком и другими материалами:

• нельзя плескать водой или кидаться песком (другими материалами);

• нельзя намеренно выбрасывать содержимое из контейнеров;

• нельзя брать содержимое контейнеров в рот;

• нельзя ломать и портить сделанное другими детьми;

• помогать наводить порядок после игры.

ИГРЫ С ВОДОЙ.

Материалы: лейки, пластмассовые игрушки, центр.

Воспитатель помещает в контейнеры пластмассовые и резиновые игрушки, дает детям лейки и предлагает поиграть в кукольный дождик. Пока ребенок поливает игрушки, можно прочитать стихотворения про дождик или спеть песенку.

«Растворяется – не растворяется».

Материалы: соль, сахар, песок, растительное масло, гуашь, масляная краска, стаканчики.

Воспитатель создает проблемную ситуацию «Что происходит с веществами, если их добавить в воду?». Дети смешивают вещества с водой и наблюдают, что происходит.

«Льдинка, растай!»

Материалы: заранее замороженные льдинки, внутри которых различные бусинки или мелкие игрушки.

Воспитатель демонстрирует детям «зимний привет» - льдинку с замороженными в ней предметами и спрашивает, что можно сделать, чтоб растопить лед. Дети поливают льдинку водой, наблюдая за процессом таяния.

«Холодное – теплое»

Материалы: игрушки двух видов, по две – три штуки, желательно резиновые или пластиковые (кубики, маленькие мячики, резиновые игрушки).

Воспитатель наполняет одну ёмкость теплой водой, другую – холодной, предлагает детям поместить кубики (или игрушки одного вида в холодную воду, а мячики (или игрушки другого вида) – в теплую.

«Цветная пена»

Материалы: краски, кисточки, жидкое мыло, трубочки для коктейля.

Воспитатель проводит беседу о том, что такое пена, спрашивает, можно ли нам самим сделать пену, а что если она будет цветной? Дети окрашивают воду в желаемые цвета, добавляют мыло и с помощью трубочек для коктейля образуют пену.

Материалы: изготовленные совместно с детьми кораблики или скорлупа от орехов.

Воспитатель наполняет ёмкость водой, пускает в неё кораблик. Ребенок садиться на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного до другого берега. Показывает, что берега обозначены полосками разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть просто, вытягивая губы трубочкой, не надувая щеки. Показывает, как это делать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет. «Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!»- взрослый дует на кораблик отрывисто, не ровно: «П-П-П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П.». Предлагает попробовать подуть также и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щёки, не дул очень сильно.

«Достань ракушку»

Материалы: камешки, ракушки

На дно емкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку найти «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с ребенком. Затем камешек или ракушка опускаются на дно (глубину не больше 15-20 см, ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может немного помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу моря, реки. Игра развивает сенсомоторные навыки.

«Тонет – не тонет»

Материалы: предметы из различных материалов, маленькая фигурка какого-нибудь сказочного героя.

Воспитатель говорит детям, что Котенок хочет доплыть до берега и предлагает ему помочь. Но сначала надо выяснить, предметы из каких материалов тонут, а какие нет. Дети опускают в воду предметы и делают выводы.

ИГРЫ С ПЕСКОМ.

«В поисках сокровищ»

Материалы: различные маленькие блестящие предметы, которые предварительно спрятаны в песке.

Воспитатель говорит, что на необитаемом острове спрятаны сокровища и предлагает детям их найти.

«Сказочный лес»

Материалы: палочки, веточки различных деревьев и кустарников, ягоды шиповника и боярышника, шишки, цветы, листья, мох, фигурки животных, сказочных героев.

Воспитатель предлагает детям посадить сказочный лес.

«Кондитерская»

Материалы: цветной влажный песок, стаканчики, баночки из под йогурта, трубочки для сока, ягоды боярышника, различный природный материал.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру, готовят «мороженое», «коктейли», «торты» и «пирожные».

«Кулинарное шоу»

Материалы: природный материал, кукольная посуда, столик, игрушечная плита.

Воспитатель беседует с детьми об их любимой еде, предлагает «приготовить» различные блюда из песка.

«Сеем, сеем, просеваем»

Материалы: сито, добавленный в песок горох, чечевица или камешки.

Воспитатель обращает внимание на то, что песок перемешен с камушками и спрашивает, как отделить камешки от песка. Дети с помощью сита просеивают песок.

«Следы невиданных зверей»

Воспитатель предлагает с помощью пальцев и подходящих для этого предметов оставить различные следы на влажном песке.

Игр с песком и водой множество. Кроме того на основе такого стола можно организовать игры с глиной, водой и землей, мукой, манкой, ракушками, крупой, желатином, пеной. Также можно создавать тематические сенсорные коробки («море», «зоопарк», «насекомые» и многое другое). А еще стол подходит для трудовой деятельности: «Купаем кукол», «Большая стирка», «Протираем листья комнатных цветов» и др.














Мастер-класс «Простая наука. Увлекательные опыты и эксперименты»

Мастер-класс «Простая наука. Увлекательные опыты и эксперименты» Районное методическое объединение для заведующих и старших воспитателей Мастер-класс Тема:«Простая наука. Увлекательные опыты и эксперименты».

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования»

Фотоотчёт «Наши опыты, эксперименты, исследования» Опыт №1. «Воздух, воздух, появись!» Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки. - Дети, вы слышали, что воздух носит шапку- невидимку.

НОД «Эксперименты и опыты с жидкостью» НОД «Эксперименты и опыты с жидкостью» Программное содержание: - Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах,.

Опыты и детские эксперименты старших дошкольников Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той.

Опыты и эксперименты с детьми. Фотоотчет

Опыты и эксперименты с детьми. Фотоотчет Занимательные опыты в детском саду. Дети по своей натуре- любознательные, любопытные исследователи, открывающие для себя этот мир. Очень.

Опыты и эксперименты с детьми в домашних условиях Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Опыты и эксперименты в детском саду Несложные опыты, знакомящие детей с природой. Выступление на педсовете 11 февраля 2016. Подготовила: Иликбаева Н. Е. На протяжении всего.

Открытое занятие «Лавовая лампа» (опыты и эксперименты)

Открытое занятие «Лавовая лампа» (опыты и эксперименты) Актуальность: Лавовая лампа была изобретена Эдвардом Крэйвеном Уолкером в 1963 году. Для тех, кто не знаком с лавовыми лампами, они были.

Опыты и эксперименты для детей в возрасте 4–5 лет Экспериментальная деятельность в средней группе «Знакомство с молоком». Формировать исследовательские навыки. Развивать познавательный.

Лаборатория для игр с песком и водой на летнем участке

Дети любознательны от природы. У них высокая познавательная активность.

Сейчас большую часть времени проводим на прогулке, трудно не заметить, как дети всегда активны, постоянно стараются всё исследовать.

Задача у нас, как у педагогов, создать необходимые условия для развития детей.

Продумывая зоны на участке, мы создали Центр познавательного развития, где можно исследовать свойства воды и песка, организовывать игры, проводить исследования и ставить эксперименты.

Работа в Центре поможет обеспечить гармоничное развитие детей, позволит создать эмоционально положительную атмосферу.

Лаборатория для игр с песком и водой на летнем участке

Центр состоит из стола «Вода-песок». Конструкция собрана из 2-ух офисных столов. Покрашена с помощью эмали нескольких цветов.


На столешнице выпилены два отверстия круглой формы.



В них вставлены тазы.



По бокам есть спинки. Они оформлены с помощью цветной самоклеящейся плёнки. Слева тучка и солнышко.



Справа солнышко и лейка с водой.



На обеих сторонах прикручены воронки по 3 штуки.



Воронки между собой сообщаются с помощью шлангов.

Шланги выходят в тазы.



Слева можно организовывать игры и эксперименты с песком. Справа-с водой.

Необходимое оборудование для игр можно хранить в отдельном тазу. Внизу есть место для него.


Центр расположен рядом с песочницей. Доступ к столу свободный. Дети могут подойти с 2-ух сторон.

«Сухой дождь» на летнем участке

«Сухой дождь» на летнем участке Пособие (или точнее оборудование) «Сухой дождь» было изготовлено с целью регулирования эмоционального состояния детей. Оно представляет.

Консультация для родителей «Игры с песком, водой, крупой» Для вас, родители Игры с песком, водой, крупой. Игра для ребенка — это вид активности и возможность узнать окружающий мир. Современных родителей.

Оформление клумб на летнем участке

Оформление клумб на летнем участке Экологическое воспитание - одно из важнейших направлений в системе дошкольного образования. Благодаря экологическому воспитанию мы содействуем.

Применение развивающего оборудования для игр с песком и водой Цель: Организация игр с песком и водой на свежем воздухе в режиме дня детей с ОВЗ дошкольного возраста Задачи: 1. Знакомство детей с окружающим.

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком

Развитие психоэмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе игр с водой и песком Задачи: - Формирование устойчивых положительных эмоций у детей посредством предметной деятельности и взаимодействия со взрослыми. -Развитие.

Создание условий для сюжетно-ролевой игры на летнем участке (часть1)

Создание условий для сюжетно-ролевой игры на летнем участке (часть1) Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их разным действиям.

Статья «Игры с песком и водой» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полевского городского округа «Детский сад № 40 общеразвивающего вида».

Значение игр с песком и водой в развитии ребенка

Значение игр с песком и водой в развитии ребенка В своей работе с малышами я часто использую игры с водой, песком и разными сыпучими материалами. Такого рода игры - это не только развлечение.

Читайте также: