Стол диван кровать стул что лишнее

Обновлено: 01.05.2024

Дети должны усвоить: названия основных видов мебели и их частей; назначение.

Расширение словарного запаса:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: мебель, стул, табурет, стол, кровать, диван, кресло, шкаф, ножки, столешница, спинка, сиденье, подлокотники, дверца, полки, гостиная, спальня, кухня, ножка, комната, вешалка; комод, сервант, буфет, стенка, тумба.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: обеденный, письменный, журнальный, компьютерный, мебельный, кухонный, платяной, высокая, большая, маленький, круглый, длинный, красивый, гладкий, блестящий, удобная, деревянная, светлая, плетёная, железная, мягкая, твёрдая, модная, комнатная, книжный; дубовая, березовая, ореховая, сосновая, мягкая, зеркальная, кожаная, полированная, пластмассовая.

ГЛАГОЛЫ: делать, продавать, закупать, ставить, вносить, выносить, передвигать, сидеть, спать, лежать, убирать, вытирать, беречь, мечтать, отдыхать, играть, храниться, висят, стоит.спать, работать, открыть, протереть, сломать, починить; расставлять.

НАРЕЧИЯ: удобно, мягко, жестко, справа, слева, посередине.

Грамматический строй

1. «Один - много» (употребление существительных в единственном и множ. числе)

Стол – столы (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

2. «Назови ласково» (образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме)

Стол – столик (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

3. «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Один стол, два стола, три стола, четыре стола, пять столов (кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

4. «Для чего это нужно?» (употребление сложных предложений с союзом «для того, чтобы»)

Для чего нужен стул? Стул нужен для того, что бы сидеть (учите детей отвечать полным предложением)

(кровать, диван, стул, шкаф, комод, сервант, тумба, полка, кресло, стеллаж, табурет, кушетка, мойка)

5. «Найди нужную часть» (усвоение предлога для)

Крышка нужна для … (стола)

Спинка нужна для …(стола, стула, кресла, дивана). Дверца нужна .. .для (шкафа, тумбочки)

Ящики нужны для …(стола, тумбочки, комода)

Матрац нужен для… (кровати)

Подлокотники нужны для… (кресла, дивана)

6. «Из чего сделана мебель?» (образование относительных прилагательных)

Мебель из кожи - кожаная

Мебель из дерева - .

Мебель из пластмассы - .

Мебель из пластика - .

Мебель из металла -..

Стол из дерева – деревянный стол

Диван из кожи – кожаный диван

Полка для книг – книжная полка

Комод из дуба – дубовый комод

Полка для обуви –

7. Употребление существительных во множественном числе в родительном падеже

Стул – нет стула

Диван – нет дивана

Кровать – нет кровати

Письменный стол – нет письменного стола и т.д.

Связная речь

1. Составление рассказа - описания «Обставляем комнату (гостиную, спальню, кухню)» Использовать предлоги: в, под, на, над, около, за; наречия: справа, слева, посередине и т.д.

2. Составление рассказа «Как я убрал в комнате».

3. Нарисуй свою комнату.

Итоговое мероприятие: презентация рассказа описания «Обставляем комнату»

Уважаемы родители! Если у вас есть мебель для игрушек (резиновая , деревянная, пластмассовая), пожалуйста, принесите в четверг. В пятницу сможете забрать ее домой. Спасибо за сотрудничество!


Загадки на тему «Мебель»

Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
(Стол)

На него ты сможешь сесть
Коль к столу позвали есть.
(Стул)

На мне пишут и едят,
Дети все вокруг сидят
(Стол)

Прибили к стенке ловко,
Теперь я стала…
(Полка)

Если ты устал играть,
То ложишься на…
(Кровать)

Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка.
(Кровать)

День прошел, пора и спать,
Расстелю свою…
(Кровать)

Как приятно нашей Тане
Поваляться на…
(Диване)

Перед телевизором стоит,
Папа, отдыхая, на нем лежит.
(Диван)

Я на стол чуть-чуть похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
(Табуретка)

Ваши вещи сберегу,
И по полкам разложу.
Я высокий, как жираф
Угадайте кто я…
(Шкаф)

На диван оно похоже
И на стул немного тоже.
Нам вдвоем сидеть в нём тесно.
Догадались? Это…
(Кресло)

Четыре сестрички день-деньской
Сидят под крышею одной.
(Стол и стулья)

Смастерил вчера Николка
Для своих игрушек…
(Полку)

В нашем парке на аллейке
Стоят ажурные…
(Скамейки)

Свитер, кофту, тёплый шарф
Аккуратно сложим в…
(Шкаф)

У чистюли Любочки
Всегда порядок в…
(Тумбочке)

Пальчиковая

гимнастика

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели квартире. Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле. Загибаем пальчики, начиная с больших, на каждое название мебели.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире. Ритмично попеременно хлопаем в ладоши и стучим кулачками.

Кирюшкина кроватка

Вот Кирюшкина кроватка, (Разводят руки в стороны.)
Чтобы спал Кирюшка сладко, (Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.)
Чтоб во сне он подрастал, (Медленно поднимаются.)
Чтоб большим скорее стал. (Встают на носочки, тянутся руками вверх.)

Платяной шкаф

Мне купили для одежды
Шкаф вместительный, большой. (Показывает, какой большой шкаф.)

Он красивый и удобный
И зовется «платяной».
Уберу в него одежду:
Майки, шорты и трусы,
Брюки, куртки и рубашки, (Загибает пальцы на двух руках.)
Свитера и пиджаки.
И носки с футболками
Уберу на полки я.

Стол

У стола четыре ножки. (Левый кулачок ставится на стол.)
Сверху крышка, как ладошка. (Накрыть кулачок сверху ладонью правой руки.)

Стул

Это стул. Сиденье, спинка, (кулачок, ладошка)
А на спинке две картинки, (показывает 2 пальчика)
А еще четыре ножки, (показывает 4 пальчика)
чтоб сидеть под стулом кошке. (показать ушки)

Ножки, спинка (Левая рука опирается локтем на стол.)
И сиденье (Кулачок прижат к левой ладошке.)
Вот вам стул
На удивленье!

Раскраски по теме «Мебель»

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/02/16/s_5e48cf5486701/1354822_6.png

https://daddy-tales.ru/wp-content/uploads/2017/09/Stol-I-Stul.jpeg

https://umochki.ru/images/raskraski/dlya-detei/mebel/raskraski-dlja-detei-mebel-16.jpg











Игры по теме «Мебель»:


Где сидит котенок?

https://fs00.infourok.ru/images/doc/9/12184/hello_html_m7353e924.jpg

«Соедини предметы мебели по образцу»







Куда нужно положить игрушки?


Куда спрячем собаку (кошку, машину, тапочки, мышку)?



Назови кто, где сидит?


Куда забрался котенок?


Где сидит мишка?



Назови предметы мебели.



Чего не хватает?




Развиваем связную речь

Обведи по пунктирным линиям (развиваем мелкую моторику)







Конструирование из бумаги.

Игра «Мебель»

Цели: тренировать детей в умении находить слова с заданным звуком [т] и определять его место в слове. Закреплять

умение делить слова на слоги. Учить подбирать слова к заданным слоговым схемам.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, сервант,

тумбочка, буфет). Дети обобщают одним словом увиденные на рисунках предметы (мебель); определяют, в названиях каких

из этих предметов есть буква г; определяют место данного звука в слове и дают ему характеристику (твердый или мягкий).

Затем воспитатель размещает на фланелеграфе слоговые схемы и предлагает детям, разделив слова на слоги, поместить

их к соответствующим схемам. Дети по очереди подходят к фланелеграфу и выполняют задание. За каждый правильный ответ

Игра «Отгадай, какое слово задумано»

Цели: развивать фонематические процессы, слуховое внимание, мышление.

Ход игры. Перед детьми карточки с изображениями предметов мебели. Воспитатель называет первый и последний

звуки в слове, а дети отгадывают, какое слово задумано.

Тому, кто отгадал, вручается карточка с изображение задуманного.

Выигрывает тот, у кого в конце игры окажется большее количество карточек.

Картинки: кровать, диван, стол, полка, буфет, шкаф, софа, стул, сервант, тумбочка.

В том случае, когда первый и последний звуки совпадают в нескольких словах (стол, стул), воспитатель добавляет какой-

либо значительный элемент.

Первый звук [с], последний — [л]; на этом сидят.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: уточнять артикуляцию звуков, совершенствовать фонематические процессы, умение определять

последовательность звуков в слове.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям составить звуковые схемы слов (выложить из разноцветных кружков )

Слова: стол, диван, шкаф, стул.


Игра «Составь предложение»

Цели: развивать слуховое внимание, мышление, формировать грамматический строй речи (согласование слов в предложении).

Ход игры. Воспитатель называет слова в неопределённой форме, дети составляют из них предложение.

Стол, мальчик, сидеть, письменный, за. — Мальчик сидит за письменным столом.

Папа, стул, присесть, на, работа, после. — Папа присел на стул после работы.

Игра «Собери слово»

Цели: формировать навык слогового синтеза слов, развивать слуховое и зрительное внимание.

Ход игры. На столе карточки со слогами. Воспитатель сообщает детям, что слова рассыпались и нужно помочь

Незнайке их собрать. Дети составляют слова из слогов.

Другим вариантом игры является произнесение воспитателем слогов устно, дети воспринимают слоги только на слух.

Например: ВАН, ДИ —диван ЛЫ,

Текст для пересказа

Оле на день рождения мама с папой подарили новый диван. Девочка очень обрадовалась, надоело ей спать в детской

кроватке. И вот, когда никого не было дома, новый диван и старая кровать завели беседу.

—Скоро тебя отсюда выселят, я лучше, чем ты, ведь я новый, уютный и очень красивый, — так сказал диван.

—Да, — ответила кровать, — я гораздо старше тебя, ведь ещё Олина мама, когда была маленькой, спала на мне. А потом

Олин дядя, а после Олин старший брат. Меня уберут, но не навсегда, а на какое-то время. И когда в семье появится малыш,

я снова буду баюкать его и охранять его сон.

—Должно быть, — сказал диван, — в этой семье тебя очень любят, ведь ты делаешь доброе дело.

Картотека игр на обогащение словарного запаса по теме «Мебель»
картотека

Существительные: стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, сервант, буфет, табурет, ножка, спинка, сиденье, ручка, дверца, мебель, столяр, фабрика, письменный стол, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, стенка, диван – кровать, тахта, гардероб, тумбочка, обивка, дизайнер,

гарнитур, инструменты, сверло, рубанок, плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.

ВложениеРазмер
slovar_mebel.docx 31.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4» города Аши Челябинской области

Картотека игр на обогащение словарного запаса по теме «Мебель»

Составитель: Бахарева А.Ю

Воспитатель I кв. категории

г. Аша, 2021 год

Существительные: стол, стул, кресло, диван, кровать, шкаф, сервант, буфет, табурет, ножка, спинка, сиденье, ручка, дверца, мебель, столяр, фабрика, письменный стол, зеркало, полка, мойка, сушка, пенал, стенка, диван – кровать, тахта, гардероб, тумбочка, обивка, дизайнер,

гарнитур, инструменты, сверло, рубанок, плоскогубцы, чертёж, стол-верстак.

Глаголы: делать, продавать, покупать, ставить, вносить, выносить. передвигать, сидеть, расставлять,

перевозить, писать, есть, спать, лежать, читать, убирать, вытирать (пыль), ухаживать (за

мебелью), переставлять, обставлять, задвигать (стулья). раздвигать (стол), ремонтировать,

строгать, красить, собирать,

Прилагательные: красивый, блестящий, кожаный, пластмассовый, круглый, квадратный, прямоугольный, длинный - короткий, удобный, кухонный, спальный, письменный, детский, игрушечная, школьная (мебель), полированная, плетенная, лакированная, высокий — низкий, широкий — узкий, круглый, прямоугольный, квадратный, большой — маленький, чистый — грязный, мягкий — твёрдый, деревянный, пластмассовый, железный, удобный, лакированный, блестящий, гладкий — шероховатый.

Обивка велюровая, кожаная, гобеленовая, шерстяная, меховая.

Наречия: умело, удобно, красиво, впереди, сзади, рядом, мягко, твёрдо, быстро, медленно.

Дифференциация: шкафы по назначению для платья, белья, книг, посуды, шкафы по форме.

Знать основные предметы мебели, их название, назначение. Знать материал, из которого

сделана мебель. Уметь показывать и называть части стула, стола, дивана, кресла, кровати:

сиденье, ножки, спинка.

1.Игра «Скажи ласково». Цель: Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом:

стул - стульчик кровать - кроватка

шкаф - шкафчик диван – диванчик и т.д.

2. Игра «О чем можно сказать ?»Цель: Упражнение в согласовании существительных с прилагательными ( мужской, женский, средний род).

Новый – стол, диван, стул, шкаф, табурет, Мягкое - …

Деревянная - … И т.д.

3.Игра «Измени по образцу». Цель : Образование имен существительных в именительном и родительном падеже множественного числа:

стул - стулья - много стульев шкаф - шкафы- много шкафов

полка - полки - много полок кресло - кресла- много кресел

стол - столы- много столов и т.д.

4.Игра «Скажи: Какая мебель ?». Цель: Образование относительных прилагательных.

мебель из дерева – деревянная мебель стол для кухни – кухонный стол

стол для обеда - обеденный стол стол для газет и журналов - журнальный стол

стол для занятий , письма - письменный стол стол для детей - детский стол

шкаф для книг - книжный шкаф шкаф для белья - бельевой шкаф

полка для книг - книжная полка и т.д.

5.Игра « Один, два, пять». Цель: Согласование количественных числительных с существительными.

один стул, два стула, пять стульев один шкаф, два шкафа, пять шкафов

одна полка, две полки, пять полок одно кресло, два кресла, пять кресел и т.д.

6.Игра « Скажи правильно». Цель: Согласование прилагательных с существительными и числительными в косвенных падежах:

один овальный пластмассовый стол дного овального пластмассового стола

на одном овальном пластмассовом столе одним овальным пластмассовым столом

7 . Игра «Дополни предложение. Произнеси его целиком». Цель: Упражнение в подборе глаголов по смыслу.

Мама и папа . мебель. Рабочие . мебель из магазина .

Они . ее в квартиру. Родители . мебель на свои места.

Теперь я помогаю маме . за мебелью .Я . мебель тряпкой.

8. Игра «Скажи наоборот». Цель: Упражнение в подборе слов– антонимов.

высокий - низкий большой- маленький

длинный - короткий толстый- тонкий

широкий - узкий гладкий- шероховатый

красивый - некрасивый мягкий- жесткий

чистый – грязный новый - старый

Старая мебель – новая мебель; широкая кровать – узкая кровать;

тяжелая мебель – легкая мебель; тонкие ножки у стола – толстые ножки у стола;

открыть шкаф – закрыть шкаф; внести мебель в квартиру – вынести мебель из квартиры

большая мебель – маленькая мебель; поставить посуду на полку – взять посуду с полки;

взрослая мебель– детская мебель мягкий диван – жесткий диван;

высокий шкаф – низкий шкаф; сломать кресло – отремонтировать кресло;

старинная мебель – современная мебель; и т.д.

9. Игра « Эхо». Цель: Составление сложносочиненных со значением противопоставления.

Стол высокий, а стул низкий.

Стол в комнате большой, а на кухне маленький.

У высокого стола ножки длинные, а у низкого стола . (короткие) .

Взрослый стул высокий, а детский . (низкий ).

Стул жесткий , а кресло . ( мягкое ) .

10 . Игра « Подбери признак». Цель: Упражнение в подборе имен прилагательных к существительному

Стол (какой?) – большой, обеденный, журнальный, кухонный, письменный, детский,

компьютерный, раскладной, пластмассовый, деревянный, соломенный, железный,

большой, стеклянный, маленький, новый, красивый, расписной, удобный, чистый,

поцарапанный, грязный, старый. И т.д.

Стул -(какой? )-. . . Кресло - ( какое ? )-. . .

11.Игра « Сравни ». Цель : Образование сравнительной степени прилагательных:

длинный – длиннее Тот шкаф высокий, а этот еще .

низкий - ниже ; высокий - выше Эта полка красивая , а та еще ….

красивый – красивее Это кресло большое, а то еще….

быстрый – быстрее И т. д.

12. Игра «Сравни мебель». Цель: Развитие умения выделять отличительные признаки предметов, наблюдательность .

Платяной шкаф самый высокий. Комод ниже платяного шкафа.

Кресло шире стула. И т.д.

13. Игра «Слушай , отвечай».

Цель: Употребление родительного падежа с использованием предлогов:

ДО, ОТ, ИЗ - ЗА, ИЗ- ПОД, ОКОЛО, ВОЗЛЕ, БЕЗ :

В комнате нет . кресла, стула, дивана, стола.

Ребенок дошел ( до чего ?)- до стула, дивана, стола.

Ребенок отошел ( от чего ?)- от стола, стула, дивана.

Ребенок стоит ( возле чего ? ) - возле стола, дивана.

Ребенок стоит ( около чего ? ) - около стола, стула, дивана.

Откуда выглядывает мальчик ? - из - под стола, из- за шкафа.

Без чего стул ? - без ножки, спинки, сиденья.

Цель: Употребление дательного падежа с использованием предлога К :

К чему подходит дедушка ? - к стулу, креслу, дивану.

Цель: Употребление творительного падежа с использованием предлога : НАД, ПОД, МЕЖДУ, ЗА :

Где висит картина ?- над диваном.

Где висит лампа ? - над столом .

Где спряталась кошка ? - под диваном , столом. ; за диваном, стулом, креслом,

между диваном и креслом.

Цель: Употребление предложного падежа с использованием предлога В, НА:

На чем можно полежать ?

На чем можно посидеть ?

Где можно купить мебель ?

14.Игра «Что лишнее? ». Цель: Развитие мышления. (Объясни, почему).

Буфет, стол, кровать , стулья, сервант (лишнее — кровать, она стоит в спальне, а

всё остальное — в столовой);

полка, буфет, тумбочка, кастрюля (лишнее — кастрюля, это не мебель, а посуда).

шкаф, стол, пальто , диван кровать, кастрюля, кресло, стул

туфли, кровать, шкаф, диван шапка, кресло, стол, шкаф

кресло, стул, шкаф, диван шкаф, буфет, табурет, сервант

полка, диван, кушетка, софа И т.д.

15.Игра «Мой, моя, мое». Цель: Использование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЕ, МОИ

мой- диван, стул, стол, … буфет – мой буфет.

моя- … диван – мой диван

мои-… этажерка – моя этажерка

мое- … кресло – мое кресло

16. Игра «Измени слово с помощью приставок (части слова)». Цель: Образование приставочных глаголов совершенного вида.

ПО - ; ЗА - ; ПЕРЕ - ; РАЗ - ; ВЫ - ; ПОД - ;

17. Игра «Помоги Незнайке». Цель: Упражнение в составлении предложений по опорным словам.

Стоит, у, стол, стул. Собрать, стул, сборщик.

Мебель, много, комната, в. Передвигать, диван, папа.

Кровать, Максим, застилать. Красивый, рисовать, Костя, сервант.

РАЗГОВАРИВАЕМ С РЕБЕНКОМ.

(Называть предметы мебели, а ребенок распределяет их по комнатам (по назначению):

кровать— в спальной комнате, буфет— на кухне, вешалка - …, и т.д.)

(Называть комнату, а ребёнок перечисляет мебель, которая могла бы там быть.)

- «Для чего это нужно?»

(Называть предмет мебели, ребёнок — его назначение: кресло — «В кресло можно сесть и

расслабиться, отдохнуть; спинка и сиденье в нём мягкие, для рук есть подлокотники — очень

удобно сидеть!» Шкаф (гардероб) — «В шкафу хранится постельное бельё: простыни,

пододеяльники, наволочки, нижнее бельё. Всё это лежит на полочках. Верхнюю одежду (платья,

кофты, рубашки, брюки, костюмы), чтобы она не мялась, вешают на вешалки в шкафу».)

- «Назови части предмета».

(Стул — у стула мягкое или твёрдое сиденье, спинка и четыре ножки; шкаф —у шкафа три стенки:

задняя и две боковые, верх, дно, дверь (дверки) , ножки; внутри шкафа — полочки и вешалки.)

(Ребёнок сравнивает два предмета мебели: стол и стул — у них по четыре ножки; кресло и стул;

стул и табурет; кровать и диван и др.)

(Можно называть те же предметы, что и в предыдущей игре.)

( Сломался стул. Что следует сделать и какие инструменты нужны для ремонта.)

(Называть материал, из которого сделан предмет, а ребёнок — какой он (прилагательное).

Например: полка сделана из дерева — полка деревянная; ножки у стола из железа — ножки

железные; кресло у куклы из пластмассы — кресло пластмассовое.

Следить надо не только за правильным образованием слов, но и за использованием

грамматических форм рода, числа. )

- «Определи целое по части».

(Ребёнку называть отдельные части мебели: сиденье, ножка стула, спинка кровати. А он должен

определить предмет и назвать его остальные части.)

(Ребенок по устному описанию определяет предмет. А потом сам описывает предмет мебели.)

(Ребенок рассказывает о мебели, которая есть у них дома.)

- «Кто делает мебель ? Где делают мебель?»

- «Как называется верхняя часть стенки?» ( антресоль )

План рассказа о любом предмете мебели

3. Из чего сделана?

4. Откуда берётся материал?

5. Кто делает мебель?

6. Какие применяются инструменты?

8. Уход за мебелью.

Существует несколько видов мебели: спальная, столовая, гостиная, кухонная. Они предназначены для разных целей: обязательный предмет для спальной — кровать или диван, для столовой — обеденный стол и стулья, а для кухни — буфет, мойка, холодильник.

Мебель делают в основном из дерева. Деревья пилят в лесу (пилой), там же обрубают ветки (топором), привозят на деревообрабатывающий завод, где с них снимают кору. Полученные брёвна распиливают вдоль на доски, а уже на мебельной фабрике из досок делается мебель. Занимаются этим столяры, плотники, а особо красивую мебель создают краснодеревщики. Для этого нужны стол-верстак и инструменты: пила, топор, рубанок, молоток, плоскогубцы, долото, отвёртка и др. Сверху мебель покрывают лаком; тогда она выглядит красиво и с неё легче вытирать пыль.

Для изготовления мебели нередко используют железо и пластмассу; иногда из такого материала делают только отдельные части, например ножки стола, стульев, сиденья или спинки.

Мебель есть в каждом доме, в каждой квартире.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь логопеду в обогащении словарного запаса через тему "Насекомые".

Цели:обогащение словаря по теме «Насекомые»развитие познавательных способностей детейформирование представлений о нравственно- этических нормах поведениявоспитание экологической культурыПрограммное со.


Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.

Картотека игр по обогащению словарного запаса через ознакомление с природой родного края.


Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направленных на обогащение словарного запаса

Данные лексические игры и упражнения,при регулярном применении помогут активизировать словарь детей, помогут развить внимание к слову, окажут положительное влияние на формирование .

Картотека игр на обогащение словарного запаса детей

Картотека игр на обогащение, развитие, активизацию словарного запаса у дететй для воспитателей.


Чтение стихотворения А. Барто «Мяч» с элементами экспериментирования, направленного на развитие речи, обогащение словарного запаса по теме «Волшебница вода».

Цель: помочь детям запомнить стихотворение А. Барто.Задачи.Образовательные: учить рассказывать стихотворение с помощь воспитателя.Расширять активный словарь: легкий, тяжелый, мокрый, сухой, плава.

КАРТОТЕКА игр на обогащение словарного запаса

КАРТОТЕКАигр на обогащение словарного запаса.


Картотека "Игры на обогащение словарного запаса"

Лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, происходи.

Тема: «Мебель»

Цели: расширение представлений о мебели и ее назначении; уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф) ; закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель; совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, употребление союза чтобы); развитие речевого слуха, памяти, связной речи; развитие тонкой моторики рук, координации речи с движением; воспитывать умение ухаживать за мебелью и бережно относиться к ней.

Ход ОД.

Организационный момент

Игра «Доскажи словечко»

Если ты захочешь спать,

В спальне ждет тебя …(кровать)

Как приятно на нашей Тане

Поваляться на …(диване)

Чтобы ноги отдохнули,

Сиди-ка ты на …(стуле)

Не страшны морозы, если

Ты сидишь в уютном …(кресле)

С пирогами чай попьем

За обеденным …(столом)

Свитер, кофту, теплый шарф

Аккуратно сложим в …(шкаф)

Беседа.

Дети посмотрите на картинки, а как можно всё это назвать одним словом?

Мебель –это предметы изготовленные в основном из дерева или пластмассы, мебель может быть обтянута кожей, тканью.

За мебелью нужно ухаживать, а кто знает, как надо это делать?

-протирать, мыть, чистить, ремонтировать, пылесосить, выбивать

А теперь ребята скажите, какой бывает стол?

-круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный

А какой бывает диван?

-мягкий, большой, маленький, раскладной, удобный

А какой бывает кровать?

-большая, светлая, мягкая, деревянная

А какой бывает стул?

-твердый, мягкий, высокий, низкий

А какой бывает шкаф?

-маленький, большой, открытый, закрытый, деревянный

Игра «Собери картинку»

Разрезные картинки (из трех частей)

А теперь нам надо собрать предметы мебели

Скажите что у кого получилось?

-у меня получилась кровать

Где мы поставим кровать?

-у меня получился стул

Где мы поставим стул?- на кухне; у меня получился диван

Где будет стоять диван?- гостиной (зале); у меня получился стол

Где будет стоять стол? - на кухне

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

1, 2, 3, 4, сжимать и разжимать кулачки

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку загибаем пальчик

А в буфет поставим чашку загибаем пальчик

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть- чуть на стуле загибаем пальчик

На кровати полежали загибаем пальчик

Посидели за столом загибаем пальчик

Чай с вареньем дружно пили хлопать в ладоши

Много мебели в квартире развести руки

Игра «Что с чем, дружит?»

Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?

-стул «дружит» с кроваткой

Стол «дружит» с креслом или тестом?

-стол «дружит» с креслом

Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?

-шкаф «дружит» с полкой

Кресло «дружит» с диваном или Иваном?

-кресло «дружит» с диваном

Полки «дружат» с книжкой ли крышкой?

-полки «дружат» с книжкой

Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?

-диван «дружит» с кушеткой

Молодцы ребята, справились с заданием

Игра «Назови ласково»

Давайте поиграем и назовем ласково, как мы назовем большой стул и маленький … (стульчик)

Большой диван и маленький … (диванчик)

Большой шкаф и маленький …(шкафчик)

Большой стол и маленький …(столик)

Большая кровать и маленькая …(кроватка)

А теперь скажите, для чего нужна мебель, употребляя слово чтобы

-Стул нужен для того, чтобы …(сидеть)

-диван нужен для того, чтобы …(лежать, отдыхать)

-кровать нужна для того, чтобы …(спать)

-шкаф нужен для того, чтобы …(хранить одежду)

-кресло нужно для того, чтобы …(сидеть, отдыхать)

Игра «Посчитай»

Один диван, два дивана, три дивана, четыре дивана, пять диванов

Один шкаф, два шкафа, три шкафа, четыре шкафа, пять шкафов

Игра «Будь внимательным»

Я буду перечислять названия мебели, будите внимательно слушать, как только я сделаю ошибку и назову не мебель, а другой предмет, вы должны будите присесть. Дети встаньте, и слушайте внимательно: стол, стул, юла, кровать, лопата, диван, кресло, грузовик, шкаф, диск.

Лексическая тема "Мебель. Части мебели"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Домашнее логопедическое задание по лексической теме «Мебель».

  1. Рассмотри картинку. Назови то, что на ней нарисовано одним словом.


2. Обьясните ребенку:

- для чего нужны диван, кровать, стол, стул, табуретка, шкаф, буфет. Например: стул нужен для того, чтобы сидеть, шкаф – для того, чтобы хранить одежду, книги и т.д.

- части мебели (желательно посмотреть на настоящей мебели).

у стула есть – спинка, сиденье, ножки;

кресло – спинка, сиденье, подлокотники;

стол – ножки, крышка;

шкаф – стенки, дверцы, полки.

3. Игра «Назови ласково» со словами: диван, шкаф, кровать, табуретка, кресло, стул, стол (кресло – креслице, стул – стульчик, стол – столик).

4. Игра «Жадина» со всеми этими словами (мой диван, моё кресло).

5. Игра «Чего не стало?» Ребенок закрывает ладошкой предмет мебели на картинке и говорит: «Не стало дивана, комода». (и т.д.).

6. Игра «Что для чего?» (употребление в речи предлогов на, в ).

На чем можно сидеть? – Сидеть можно на стуле, на диване.

На чем можно лежать? – Лежать можно на диване, на.

На что можно поставить тарелку с супом?

Куда можно убрать одежду?

7. Игра «Что лишнее?» Рассмотри картинку и назови лишние предметы и скажи почему они лишние. Например: Лишняя груша, потому что она не мебель.


8. Рассмотреть табуретку и кресло, сравнить их по плану :

сравнить части этой мебели.

Пример рассказа: Это табуретка, а это кресло. На табуретке можно сидеть и на кресле можно сидеть. У табуретки есть сиденье и у кресла есть сиденье. У кресла есть спинка, а у табуретки нет спинки. У кресла есть подлокотники, а у табуретки нет подлокотников.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей группе для детей с ЗПР по теме: «Мебель. Части мебели, её назначение»

Цель: повторять обобщающее понятие «Мебель» и ее назначениеЗадачи: Коррекционно-образовательные: продолжать знакомство детей с предметами мебели, учить правильно называть обобщающее поняти.


Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитие речи."Мебель. Части мебели" Подготовительная группа. С использованием игровых технологий.

План - конспект НОД в подготовительной группе у детей с ОНР. Использование игровых технологий. Лексическая тема "Мебель. Части мебели".


Мебель. Части мебели

Презентация предназначена для закрепления у воспитанников знаний о мебели и ее частях.


Методическая разработка по образовательной области Речевое развитие "Мебель. Части мебели."

Методическая разаботка по образовательной области "Речевое развитие".


План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели»

Тема недели: «Мебель. Назначение мебели, части мебели» (09.12.19-13.12.19)Программное содержание: Расширять и уточнять знания детей о назначении мебели, ее видах, из чего она изготовлена. .

Календарно - тематическое планирование в подготовительной логопедической группе по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель»

Предлагаем календарно-тематическиео планирование по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель» в подготовительной группе. Надеюсь.


Лексическая тема недели: «МЕБЕЛЬ (части мебели). Кто нам мебель поставляет?»

Цель: активизация и расширение словаря по теме «мебель», развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

Домашнее задание по лексической теме "Мебель" (для детей старшего дошкольного возраста

1. Рекомендую рассмотреть и побеседовать с ребенком о домашней мебели, предназначенной для спальни, столовой, кухни. Сформировать обобщающее понятие "мебель". Пройдитесь по дому, пусть ребенок назовет знакомые предметы мебели.

2. Назовите мебель и отдельные ее части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца, столешница). Помогите ребёнку запомнить эти названия.

3. Объясните ребенку назначение мебели, различных ее видов.

4. Рассмотрите на иллюстрациях различную мебель: разные виды столов (круглый, квадратный, овальный; письменный, журнальный, кухонный, обеденный, компьютерный), большие и маленькие стулья, табуретки.

5. Расскажите ребенку, для чего нужна мебель: стол, стул, диван, кровать, буфет, сервант, комод, шкаф. Для чего нужен письменный, журнальный, обеденный, кухонный столы.

Поиграйте с ребёнком в игры

Игра «Что это?»

Цель: развитие слухового внимания, мышления, обогащение словарного запаса по теме «Мебель».

Ход игры. Взрослый называет части какого-либо предмета мебели, не называя его, а дети должны отгадать, что это за мебель.

Ножки, крышка — стол. Спинка, сиденье, ножки — стул. Сиденье, ножки — табурет. Дверцы, полки, ручки — шкаф. Сиденье, ножки, спинка, подлокотники – кресло.

Игра «Что нарисовал художник?»

Цель: развитие зрительного внимания, оптико-пространственных представлений.


Какую мебель ты здесь видишь? Назови.

Игра «Наведи порядок»

Цель: развитие мышления, зрительного внимания

Разложи предметы по местам

https://i2.wp.com/bebiklad.ru/wp-content/uploads/bezyimyannyiy-21.png

Дидактическая игра «Что лишнее и почему?» Цель: развитие мыслительных операций сравнения, обобщения.

Яблоко, апельсин, ананас, диван.

Кресло, кровать, помидор, стул.

Учитель, стол, повар, врач.

Пылесос, тахта, телевизор, холодильник.

Нос, рот, кровать, уши.

Лиса, волк, кресло, медведь.

Например: лишний диван, потому что это - мебель, а остальные- фрукты

Выполните упражнения:

Подумай, вспомни и ответь .

— Перечислить предметы мебели на кухне
— Перечислить ………в гостиной комнате
— Перечислить ………в прихожей комнате
— Перечислить ………в спальной комнате
— Перечислить ………в детской комнате
— Из строительного материала, конструктора собрать предметы мебели
— Перечислить все предметы мебели, которые окружают дошкольника в настоящее время
— Пересчитать количество одинаковых предметов (один стул, два стула, три стула; один шкаф, два шкафа)

Закончить предложение

· Стул нужен нам …(чтобы сидеть)

· Кровать нужна нам …

· Диван нужен нам …

· Полка нужна нам …

· Диван и кровать

Отгадать предмет по описанию

1. Деревянный, 4 ножки, круглый, обеденный?
2. Деревянный, прямоугольный, есть дверки?
3. Имеет 4 ножки, спинку, сиденье, пластмассовый?
4. Прямоугольный, мягкий, на нем можно спать, есть спинка?

Предложите ребенку внимательно слушать стихотворение, если услышит названия мебели в нем – загибать на каждое название пальчик. По окончании посчитать сколько пальчиков загнул ребенок.

Наша квартира.

В нашей комнате – столовой,

Есть отличный стол дубовый,

Стулья – спинки все резные,

Ножки гнутые, витые.

И ореховый буфет

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых – спальне,

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.


Игра на развитие мелкой моторики Цель: развитие координации пальцев рук
Раз, два, три, четыре,
(загибать пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца)
Много мебели в квартире.
(сжимать и разжимать кулачки)
А в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
(загибать пальчики, начиная с большого пальца)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире! (Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками)

Для детей (5-6 лет)

1. Рекомендуем рассмотреть и побеседовать с ребенком о домашней мебели, предназначенной для спальни, столовой, кухни. Сформировать обобщающее понятие "мебель". Пройдитесь по дому, пусть ребенок назовет знакомые предметы мебели.

2. Назовите мебель и отдельные ее части (крышка, ножка, ручка, подлокотник, спинка, дверца, столешница). Помогите ребёнку запомнить эти названия.
3. Объясните ребенку назначение мебели, различных ее видов.
4. Расскажите ребенку, для чего нужна мебель: стол, стул, диван, кровать, буфет, сервант, комод, шкаф

Игра «Отгадай загадку» Цель: развитие мышления, слухового внимания.

Что за башенка стоит, По ночам во мне Ванятка

А в окошке свет горит? До того задремлет сладко,

В этой башне мы живем, Что не хочет он вставать.

А зовется она … ( дом ) Что за мебель я? … ( кровать )

Ножек четыре, На нем сидят,

шляпок одна, Телевизор глядят.

Нужен, Если кто устал -

коль станет обедать семья. ( стол ) Лег, полежал. ( диван )

Дверцы, ножки, полки есть,

А на полках - и не счесть:

Полотенце и белье

И для мамы, и мое. ( платяной шкаф )

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят. ( книжный шкаф )

Какие предметы мебели ты видишь на картинке?

Упражнение «Закончи предложение » Цель: развитие слухового внимания, мыслительных операций

Читайте также: