Стол а с пушкина

Обновлено: 15.05.2024

Как уже отмечалось, больше всего личных вещей Пушкина и его семьи, а также памятных вещей поэта представлено в экспозиции музея «Последняя квартира Пушкина», входящего в состав Всесоюзного музея А. С. Пушкина. Личные вещи поэта находятся также среди реликвий литературной экспозиции музея и в мемориальном музее-даче, принадлежавшей некогда вдове камердинера Китаева, где Пушкин прожил лето 1831 года вместе со своей юной женой (Царское Село). Некоторые особенно ценные вещи Пушкина хранятся в запасниках музея.

Работа по собиранию вещей поэта продолжается и в настоящее время. До сих пор не обнаружено местонахождение некоторых реликвий, хорошо известных по печатным и архивным источникам, а также по воспроизведениям в различных изданиях. Так, бесследно пропал перстень-талисман Пушкина с восточной надписью на темно-красном камне, исчез сюртук поэта, бывший на нем в день дуэли, потерялся клетчатый халат (архалук). Неизвестно местонахождение дуэльных пистолетов Пушкина, исчезли серебряные туалетные принадлежности поэта (мелкие вещи, по воспоминаниям камердинера Пушкина, находившиеся в кабинете, были сложены в большую шкатулку, переданную затем Наталье Николаевне). Эти предметы находились вначале XX века у старшего сына Пушкина — Александра Александровича. А. А. Пушкин владел и прижизненным портретом своего отца работы О. А. Кипренского (в настоящее время этот портрет А. С. Пушкина представлен в экспозиции Государственной Третьяковской галереи). Портрет этот, заказанный близким другом поэта Антоном Дельвигом, был куплен Пушкиным через П. А. Плетнева у Софьи Михайловны Дельвиг и с тех пор всегда висел в квартире, где жил поэт.

Портрет Пушкина работы Кипренского и портрет Натальи Николаевны Пушкиной работы А. П. Брюллова, стоявший, по всей вероятности, в кабинете ее мужа, с полным основанием могут считаться личными вещами поэта. Предметом особого рассмотрения, не входящим в задачи данной книги, является личная библиотека поэта, хранящаяся ныне в Институте русской литературы АН СССР.

Письменный стол Пушкина, на котором при его жизни, как и теперь, лежали беловые и черновые рукописи, книги, тома журнала «Современник», издававшегося Пушкиным с 1836 года, останавливал на себе внимание многих посетителей поэта. Поэт Облачкин, побывавший у Александра Сергеевича незадолго до его смерти, писал о кабинете: «Посреди стоял огромный стол простого дерева, оставлявший с двух сторон место для прохода, заваленный бумагами, письменными принадлежностями и книгами, а сам поэт сидел в уголку в покойном кресле». Стол, за которым поэт редактировал журнал «Современник», заканчивал «Капитанскую дочку», работал над документами по истории Петра I, писал письма и стихи, очень прост. Он фанерован светлым красным деревом, верхняя доска крыта темной кожей; спереди и сзади на половину ширины стола имеются выдвижные доски, которые позволяют сильно увеличивать его размеры (вероятно, именно поэтому он показался Облачкину «огромным»); с боковых сторон стола выдвижные ящики.

На прикрепленной к столу медной дощечке выгравировано: «Письменный стол А. С. Пушкина. 1837». По преданию, он после смерти поэта был подарен Натальей Николаевной П. А. Вяземскому и вместе с другими личными вещами Пушкина многие годы хранился в подмосковном имении Вяземских и Шереметевых — Остафьеве. Здесь его видел писатель И. А. Белоусов, побывавший в Остафьеве незадолго до Великой Октябрьской социалистической революции; он посетил комнату — «Карамзинскую», — в которой последний владелец Остафьева С. Д. Шереметев, глубоко чтя память живших в этом имении русских поэтов и писателей, продолжал бережно хранить некогда принадлежавшие им вещи. «По каменной лестнице, — пишет Белоусов, — мы поднялись во второй этаж, прошли темный коридор, свернули направо и очутились в светлой просторной комнате. С каким волнением я входил туда… у окна, выходящего в сад, стоит простой стол с врезанной в нем медной дощечкой с надписью. Это был стол Пушкина». Из Остафьева стол Пушкина вместе с другими личными вещами поэта был передан Государственной библиотеке СССР имени В. И. Ленина в Москве, а через несколько лет — в 1936 году — он поступил в Пушкинский дом.

Чернильницу подарил Пушкину на Новый, 1832 год один из его самых близких друзей — Павел Воинович Нащокин. Известный всей Москве барин и хлебосол, он хорошо знал о глубоком интересе поэта к романтической истории своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала. Отправляя подарок, Нащокин писал Пушкину в декабре 1831 года: «Посылаю тебе твоего предка с чернильницами, которые открываются и открывают, что он был человек a double vue[18]…» Поэт ответил ему в январе 1832 года: «Очень благодарю тебя за арапа». Подарок Нащокина нравился Пушкину. Позже чернильница хранилась у старшего сына поэта, где ее видел в 1911 году корреспондент «Московской вести», посетивший А. А. Пушкина и поместивший об этом заметку в газете. Затем она находилась у А. П. Араповой. После ее смерти в 1919 году реликвия была передана в Пушкинский дом, а затем во Всесоюзный музей А. С Пушкина.

Гусиные перья со стола Пушкина. Их два. Оба пера короткие, обгрызенные сверху, со следами чернил, их едва можно было держать в пальцах. Такими перьями писал поэт с лицейских лет; глядя на эти перья, невольно вспоминаешь рассказы современников о том, что Пушкин, работая, часто вставал, ходил по комнате, грызя перо или размахивая им, как бы отбивая такт. Перья взял со стола Пушкина Наркиз Иванович Тарасенко-Отрешков — один из членов опеки, распоряжавшийся в квартире Пушкина после отъезда Натальи Николаевны с детьми из Петербурга.

Наркиз Отрешков, по словам П. А. Вяземского, попал в опеку, «как Отрепьев на русский престол», — он, несомненно, был связан с III Отделением императорской канцелярии и, хотя сумел создать себе репутацию ученого и литератора, не имел для этого никаких оснований. Пушкин познакомился с Н. И. Тарасенко-Отрешковым в 1832 году, когда искал сотрудника для издания политической и литературной газеты под названием «Дневник». Издание не состоялось, но пробный номер, набранный в типографии, сохранился до настоящего времени.

Тарасенко-Отрешков после смерти поэта расхитил часть его библиотеки и присвоил некоторые рукописи Пушкина. Впоследствии он все же подарил их Публичной библиотеке в Петербурге.

Оба пера поэта Н. И. Отрешков прикрепил крепкими нитками к листам плотной бумаги и опечатал сургучной печатью с оттиском дворянского герба. На листах он сделал надписи. О пере поэта с надписью: «Ето перо взято с письменного стола Александра Сергеевича Пушкина 25-го февраля 1837 г. Наркиз Атрешков» — долгие годы не было ничего известно. Лишь в 1925 году оно было передано Ленинградским управлением государственных академических театров в Академию наук, а затем по распоряжению президиума академии поступило в Пушкинский дом. Кому передал Отрешков это перо, у кого находилось оно на протяжении почти девяноста лет — неизвестно. Сейчас перо заняло свое прежнее место на письменном столе А. С. Пушкина в его последней квартире.

Другое перо с надписью: «Перо, взятое с письменного стола А. С. Пушкина 20 марта 1837 года» — Тарасенко-Отрешков передал литератору И. Т. Калашникову. На задней стороне листа (бумага имеет следы сгиба) рукою того же Отрешкова написано: «Его Высокоблагородию Ивану Тимофеевичу Калашникову». А. С. Пушкин был знаком с Калашниковым, отвечал на его письма. В 1830-х годах Калашников пользовался большой известностью как романист, он родился и долго жил в Сибири, в своих произведениях описывал ее жителей и ее природу. Его романы «Дочь купца Жолобова» и «Камчадалка» нравились Александру Сергеевичу.

Реликвии

Родословное древо Пушкиных
Родословное древо Пушкиных

А. С. Пушкин. Родословная Пушкиных и Ганнибалов (1830).
В летописях сохранились сведения о том, что в битве князя Александра Невского со шведами в 1240 г. особо отличились 6 дружинников, среди которых был правнук Радши — Гаврила Алексич. Один из правнуков Гаврилы Алексича — Григорий Александрович — стал родоначальником фамилии Пушкин, образовавшейся из прозвища Пушка. У Григория Пушки было семь сыновей, пятый из которых, Константин, был прямым предком А. С. Пушкина.

Из ИРЛИ (Пушкинский Дом) в 1953 г.

Жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны А. П. Ганнибалу
Жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны А. П. Ганнибалу

Жалованная грамота императрицы Елизаветы Петровны А. П. Ганнибалу

1746. Рукопись на пергаменте, золотая краска, акварель, гуашь, бархат. КП-14225

Жалованная грамота на владение Михайловской губой с подписями императрицы Елизаветы Петровны и канцлера графа А. П. Бестужева-Рюмина, выданная прадеду поэта по материнской линии Абраму Петровичу Ганнибалу за примерную службу.

Кольца Ивана Ивановича Пущина
Кольца Ивана Ивановича Пущина

Кольца Ивана Ивановича Пущина

1830-е гг. Петровский завод (?). Железо, серебро; железо, золото. КП-2256, 2257

По преданию, кольца изготовлены Иваном Пущиным из его кандалов. На внутренней стороне одного из колец надпись: «9 маiя 1836 год».

Кресло А. С. Пушкина из села Михайловского
Кресло А. С. Пушкина из села Михайловского

Кресло А. С. Пушкина из села Михайловского

Неизвестный мастер. Конец XVIII в. Дерево крашеное по левкасу с позолотой, ткань. КП-6110

Из письма В. А. Пушкиной, вдовы Г. А. Пушкина, директору Императорского Александровского лицея А. П. Соломону: «Ваше превосходительство, Александр Петрович! После смерти моего мужа остались кресло и столик, принадлежавшие А. С. Пушкину. Посылаю Вам эти вещи с покорнейшей просьбой поместить их в Пушкинский музей, рядом с бильярдными шарами и саблей, переданными моим мужем в 1899 году».

Нащокинский домик

Нащокинский домик

Нащокинский домик

Московский друг поэта Павел Воинович Нащокин повторил в миниатюре свою квартиру. Вещи были сделаны в 1/7 натуральной величины; материалы соответствуют подлинникам: бронза, красное дерево, фарфор, серебро, резная кость. Домик обошелся в стоимость целого особняка — сорок тысяч рублей. Убранство комнат соответствует эпохе, многие вещи — прекрасные образцы стиля ампир. В гостиной стоит ломберный стол — за ним играли в карты; на столе мелок для записей в особом футляре; специальные ножницы для снятия нагара со свечей. В кабинете у кушетки — модные ширмы, домашние туфли хозяина; справа на полу — подставка с восточными курительными трубками. В столовой накрыт обеденный стол: «…в домике был пир: подали на стол мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль, не было гостей» (А. С. Пушкин — Н. Н. Пушкиной, сентябрь 1832 г.).

Дорожные пистолеты в футляре из кабинета Нащокинского домика
Дорожные пистолеты в футляре из кабинета Нащокинского домика

Дорожные пистолеты в футляре из кабинета Нащокинского домика

Красное дерево, сталь, бронза, чеканка. Длина пистолетов — 4,4. КП-4177/1–6

На стальной пластине, прикрепленной к борту ящика, вырезано имя бельгийского мастера Юберти, работавшего в Льеже: P. H. HUBERTY A LIEGE. В гнезда уложены два пистолета из стали с темным отливом; в особом гнезде лежит пулелейка — с ее помощью можно отлить настоящую пулю. Такие пистолеты брали с собой в дорогу для безопасности, они были уже заряженными и не имели мушки, так как были предназначены для стрельбы в упор.

Курительные трубки и чубуки на подставке из кабинета Нащокинского домика
Курительные трубки и чубуки на подставке из кабинета Нащокинского домика

Курительные трубки и чубуки на подставке из кабинета Нащокинского домика

Дерево, кость, янтарь. Высота — 23, диаметр трубок — 0,6. КП-4167, 4168, 4170 (трубки); КП-4166 (подставка)

Трубки, вырезанные из пенки, кости, глины, хранят следы табака: по краям отверстий и внутри видна окалина. В верхнее отверстие чубука вставляли мундштук. А. С. Пушкин писал другу: «Когда бы нам с тобой увидеться, много бы я тебе наговорил; много скопилось для меня в этот год такого, о чем не худо бы потолковать. У тебя на диване, с трубкой в зубах».

Фортепиано из гостиной Нащокинского домика
Фортепиано из гостиной Нащокинского домика

Фортепиано из гостиной Нащокинского домика

Федор Фишер. 1830-е гг. Москва. Красное дерево, бронза, металл. 18 × 51 × 26. КП-4099

Вера Александровна Нащокина играла на этом инструменте при помощи вязальных спиц. Она была искусной музыкантшей, ученицей известного композитора Джона Фильда. Вера Александровна вспоминала, что Пушкин часто просил ее играть на фортепьяно и «слушал ее игру по целым часам…».

Самовар дорожный в погребце из Нащокинского домика
Самовар дорожный в погребце из Нащокинского домика

Самовар дорожный в погребце из Нащокинского домика

1830-е гг. Латунь, дерево, кожа, лайка. Высота — 10,5. КП-2169.1–4

Самовар был символом домашнего уюта и гостеприимства. Из воспоминаний современников Пушкина известно, что и сам поэт любил чаевничать.

Пенал Вильгельма Карловича Кюхельбекера
Пенал Вильгельма Карловича Кюхельбекера

Пенал Вильгельма Карловича Кюхельбекера

1810-е гг. Карельская береза. КП-12883

На шейке пенала надпись чернилами: «Пенал Кюхельбекера, подаренный А. С. Пушкиным М. Г. Золотареву, а сестрою последнего Е. Я. Золотаревою, отданный Е. Ф. Залоге, который подарил его Н. В. Шеметовой. От Н. В. Шеметовой перешел к Анатолию Егоровичу Залоге».

Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин

В. А. Тропинин. 1827. Холст, масло. КП-6563

На обороте холста надпись рукой художника, удостоверяющая подлинность портрета: «Александръ Сергъевичь Пушкинъ / писанъ въ 1827 году академикомъ / Василiемъ Андреевичемъ Тропини / нымъ».
«Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиономия Пушкина, — столь определенная, выразительная, что всякий живописец может схватить ее, — вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие» (Н. А. Полевой. «Московский телеграф». 1827. Ч. XV. Отд. 2. С. 33).

Пушкин в Бахчисарайском дворце
Пушкин в Бахчисарайском дворце

Пушкин в Бахчисарайском дворце

Г. Г. и Н. Г. Чернецовы. 1837. Холст, масло. КП-6087

В этой композиции использованы рисунок фигуры Пушкина, сделанный с натуры Г. Г. Чернецовым в 1832 г. для большого полотна «Парад на Марсовом поле» и акварель с видом Бахчисарайского дворца, написанная Н. Г. Чернецовым в 1834 г. Пушкин был в Бахчисарае в августе-сентябре 1820 г.: «Я прежде слыхал о странном памятнике влюбленного хана. К** поэтически описывала мне его, называя la fontaine des larmes (фонтан слез)…»

Из ИРЛИ (Пушкинский Дом в 1953 г., ранее — в собрании А. Ф. Онегина.

Настольный пюпитр Александра Сергеевича Пушкина из села Михайловского
Настольный пюпитр Александра Сергеевича Пушкина из села Михайловского

Настольный пюпитр Александра Сергеевича Пушкина из села Михайловского

Неизвестный мастер. 1-я треть XIX в. Мрамор, дерево, бронза. КП-5656

После смерти поэта пюпитр хранился у Петра Андреевича Вяземского, близкого друга А. С. Пушкина.

В 1937 г. с другими вещами поэта передан в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина, оттуда в 1938 г. поступил в музей.

Письменный стол Николая Михайловича Карамзина
Письменный стол Николая Михайловича Карамзина

Письменный стол Николая Михайловича Карамзина

1780-е гг. Красное дерево, кожа. КП-14226

На столе бронзовая пластина с гравированной надписью: «Столъ, на которомъ Николай Михайловичъ Карамзинъ писалъ “Исторiю государства Россiи”».

Стол письменный из Болдинского имения Сергея Львовича Пушкина
Стол письменный из Болдинского имения Сергея Львовича Пушкина

Стол письменный из Болдинского имения Сергея Львовича Пушкина

Неизвестный крепостной мастер. Конец XVIII в. Чинаровое дерево, тис, кожа, тиснение, латунь. КП-6109

Вероятно, за этим столом А. С. Пушкин работал болдинской осенью 1830 г., а также в другие приезды в Болдино (1833 и 1835 гг.). В 1912 г. стол был передан в Пушкинский Дом.

Столик письменный дамский из Тригорского
Столик письменный дамский из Тригорского

Столик письменный дамский из Тригорского

Работа усадебного мастера. Конец XVIII в. Наборное дерево. КП-20090

От Б. М. Вревского, правнука Е. Н. Вревской (урожд. Вульф), в 1963 г.

Александр Сергеевич Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин

В. А. Тропинин. Этюд к портрету. 1827. Москва. Дерево, масло. 18,6 × 15,6. КП-6564

На бумажной наклейке надпись: «Пушкинъ заказалъ Тропинину свой портретъ, / который и подарилъ Соболевскому. — Этотъ / портретъ украли; онъ теперь у кня / Мих. Андр. Оболенскаго. / для себя Тропининъ сделалъ настоящiй / эскизъ, который после него достался Алек / сееву. После Алексеева былъ купленъ / Н. М. Смирновымъ, а после Смирнова / (ок. 3 марта 1870) подарили его Соболевскому.». Сбоку вдоль текста: «Апрель 1870 Соболевский .».

Стол а с пушкина

По Петербургу с Пушкиным: где жил, гулял и провел последнюю дуэль великий поэт

6 июня — день рождения Пушкина. Почему роковая дуэль состоялась именно на Черной Речке, где поэт написал «Полтаву» и при чем тут французская гадалка — в нашей статье.

Царскосельский лицей

В 1811 году 12-летний Пушкин по указанию Александра I приехал в Царское Село, чтобы поступить в Императорский Царскосельский лицей, привилегированное высшее учебное заведение для детей дворян.

В лицее он проучился 6 лет — с 1811-го по 1817-й. Здесь он развил свой поэтический талант, нашел верных друзей. Будучи лицеистом, Пушкин стал членом литературного общества «Арзамас», которое выступало против архаики и рутины в литературе.

Сегодня Императорский Царскосельский лицей — часть Всероссийского музея А. С. Пушкина.

«Демутов трактир»

Сегодня в доме на Большой Конюшенной в Петербурге расположился Театр эстрады имени А. И. Райкина. А когда-то в этом самом доме был «Демутов трактир» — так местные называли гостиницу страсбургского купца Филиппа-Якоба Демута. В этой гостинице неоднократно снимал комнату Александр Пушкин.

Впервые он попал в «Демутов трактир», когда приехал в Петербург поступать в лицей. Позже Пушкин не раз возвращался в эту гостиницу — устраивал встречи с друзьями, занимался литературой, навещал знакомых.

В одной из комнат «Демутова трактира» Пушкин написал поэму «Полтава». А найти описание типичного номера этой гостиницы можно в другой поэме — «Евгений Онегин». Считается, что кабинет Онегина — это номер, в котором несколько лет проживал философ Петр Чаадаев, друг Пушкина.

Дом княгини Евдокии (Авдотьи) Голицыной

Иосиф Мария Грасси. Портрет Евдокии (Авдотьи) Голицыной, 1800–1802 год, Всероссийский музей А. С. Пушкина © Public Domain

Дом не сохранился, но историки говорят, что он был на Миллионной, 30.

Евдокия Голицына — одна из самых красивых женщин своего времени с очень интересной судьбой. В 18 лет ее против воли выдали замуж, в 20 лет она ушла от супруга, не получив официальный развод. 6 лет провела с тем, кого искренне любила, но потеряла возлюбленного. В 1816-м году она уехала в Санкт-Петербург и открыла литературный салон.

Голицына принимала гостей исключительно по ночам. При этом репутация у женщины была чистейшая! Все дело в суеверии: французская гадалка Ленорман предсказала, что Евдокия умрет ночью во сне. Голицына, не желая себе скорой смерти, решила спать только в дневное время.

В салоне Голицыной гостили многие люди искусства и науки, в том числе Пушкин. Он был страстно влюблен в княгиню, несмотря на то, что она была гораздо старше его. Пушкин посвятил ей несколько стихотворений, среди них — «Простой воспитанник природы», «Краев чужих неопытный любитель».

А Голицына действительно умерла во сне, как и предсказывала гадалка. На момент смерти ей было 69 лет.

Музей-квартира на Мойке, 12

Двор Мемориального музея-квартиры А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге © Alex 'Florstein' Fedorov, CC BY-SA 4.0, Wikimedia Commons

В сентябре 1836 года Пушкин снял квартиру в доме княгини Софьи Волконской на набережной Мойки. В договоре об аренде было написано: «Нанял я, Пушкин, весь, от одних ворот до других, нижний этаж из одиннадцати комнат состоящий, со службами…»

Сегодня весь дом — это Мемориальный музей-квартира Пушкина, там хранятся вещи поэта. Из мебели — письменный стол, кресло и диван, на котором Пушкин скончался после дуэли в 1837 году. Из личных вещей — трости, курительная трубка, чернильница, нож для бумаги и колокольчик, которым поэт звал прислугу. Сохранились также жилет, в котором Пушкин стрелялся с Дантесом, локон волос поэта, срезанный с головы покойного по просьбе Ивана Тургенева, и посмертная маска Пушкина.

В комнате супруги Пушкина Натальи Гончаровой находятся ее флакончик для духов, браслет, кошельки и прочие предметы. А еще в музее есть портреты всех членов семьи Пушкина.

Место последней дуэли

У Черной речки на бывшей окраине Санкт-Петербурга 27 января (8 февраля) 1837 года состоялась дуэль Пушкина и Дантеса. По мнению историков, это место выбрали потому, что из центра города к Черной речке было удобно добираться в любое время года, в том числе и снежной зимой. Есть и еще одна теория: якобы дуэлянты выбрали это место по той причине, что дорога к ней ведет через Каменный остров, где очень много людей. Считают, что Пушкин и Дантес надеялись, что толпа или какие-нибудь еще внешние обстоятельства не дадут поединку случиться.

В начале 1930-х годов на месте дуэли появился памятник — надломленная колонна из мрамора и гранита. В 1937 году вместо колонны поставили гранитный обелиск с бронзовым барельефом Пушкина.

Читайте также: