Ракета на стартовом столе

Обновлено: 04.05.2024

Введение

Для того, чтобы было понятно, о чем идет речь, необходимо объяснить используемые термины и рассказать в общем, как происходит пуск ракеты-носителя.
Прежде всего, ракету-носитель и полезную нагрузку доставляют на космодром. Ракета-носитель практически всегда доставляется в разобранном виде, потому что так её проще перевозить. Затем ракету и полезную нагрузку собирают в одно целое и проверяют в специальном здании, которое для разных ракет в разных странах имеет множество различных названий: МИК (монтажно-испытательный комплекс), техническая позиция, технический комплекс, VAB (Vertical Assembly Building, здание вертикальной сборки), assembly building (здание сборки) и т.п. Затем ракета-носитель, обычно в сборе вместе с полезной нагрузкой, транспортируется на специальную площадку, с которой происходит пуск. Эта площадка имеет также множество названий - стартовый комплекс, стартовый стол, стартовое сооружение и т.п. Ракета, поставленная вертикально, весьма высокая штука, поэтому обычно есть т.н. башня обслуживания, которая позволяет добраться до нужных мест на уже установленной ракете.

Когда ракеты были маленькими

02

Чем меньше ракета, тем проще стартовый комплекс и меньше трудностей с ним. На заре ракетостроения весь стартовый комплекс состоял из ровной бетонной площадки, опоры для ракеты на небольших ножках и простенькой башни обслуживания:

Фау-2 и приставные лестницы.

03


Более продвинутый вариант башни обслуживания. Конус внизу установлен для равномерного выброса газов в стороны.

04

Даже на пилотируемых пусках со стартовыми комплексами небольших ракет не было особых сложностей:

1961 год, первая пилотируемая миссия программы "Меркурий" - "Mercury-Redstone 3". Башня движется на рельсах, технология аналогична строительному крану. Под стартовой опорой виден такой же конус для равномерного рассеивания газов.

05

В принципе, для небольших ракет такой подход жив и сегодня. Небольшая стартовая масса означает сравнительно небольшую мощность двигателя и отсутствие проблем с отведением газов, сравнительно короткое воздействие высокой температуры, что снижает требования к материалам.

РН "Космос-3М", совсем недавно снята с эксплуатации. Слева видна башня обслуживания, справа - простой стартовый стол.

06

На Западе примерно то же самое - небольшую ракету можно поставить на старт промышленным автокраном:

Слева Taurus, справа Minotaur V.

07

И пускать с более высокого, но всё равно простого стартового сооружения:

Слева Taurus, справа Minotaur V.

Как расцветал тюльпан

08

Наверное, самый необычный стартовый комплекс - у семейства ракет "Р-7". Во-первых, это единственный комплекс, в котором ракета не стоит на столе, а подвешена за середину. Во-вторых, в ранних версиях стартовый стол поворачивается целиком перед запуском. Ну и в-третьих, вместо башни обслуживания сделаны две "полубашни", которые, к тому же, отходят от ракеты поворотом в вертикальной плоскости. Почему были приняты такие решения?
Решение по первому пункту очень хорошо описано у Б.Е. Чертока. У ракет семейства Р-7 первая и вторая ступени собраны в пакет. И этот пакет очень плохо устанавливался на стартовый стол - требовалось серьезное усиление хвостового отсека, а это лишний вес, и возрастало ветровое сопротивление. Даже были идеи построить стену вокруг старта. Эскиз транспортного устройства, которое вывозило ракету и ставило на четыре стартовых стола, по одному для каждого бокового блока, тоже никого не воодушевлял. И тут возникла очень красивая инженерная идея. В полёте усилия боковых блоков передаются на центральный блок через их верхние части. Так почему бы не подвесить ракету на старте за эти же самые силовые узлы? В этом случае ракета на старте испытывает те же нагрузки, что и в полёте, и не надо специальных мер по усилению конструкции. А погружение ракеты внутрь стартового сооружения решает проблемы с ветровой нагрузкой.

Схема стартового стола. В самом низу есть ещё выдвижной стол для доступа персонала, здесь не показан.

09

Пункт два исходил из задачи облегчения работы системе управления. В то время развернуть ракету вместе со стартовым столом перед пуском было проще, чем настраивать разворот после старта для аналоговой системы управления. Сейчас, в век компьютеров, это уже анахронизм. На Байконуре столы умеют поворачиваться, и это используют, как доставшееся в наследство, а на новых стартовых комплексах (Куру, Восточный) столы уже без поворотных устройств.

Фото стартового сооружения в Куру.

10

Третий пункт обусловлен постоянными апгрейдами ракет семейства "Р-7". Сначала была простая одноуровневая площадка:

11

Когда "Р-7" стала "Востоком", к одноуровневой площадке добавили подвижную башню обслуживания:

12

Для "Восходов" и "Молний" ещё добавили уровней:

Итог немного предсказуем :)

Это Плесецк, тут 9 уровней, на Байконуре 8.

15

Несмотря на красивый вид, сооружение не очень комфортное. Площадки открытые, продуваются всеми ветрами, и работа в мороз или жару - это незаметный героизм стартовых расчетов. Поэтому, когда стали строить старт "союзов" в Куру, спроектировали обычную мобильную башню (был ещё один фактор, о нем будет чуть позже):

Хороший результат эксплуатации новой башни привел к тому, что на "Восточном" будет такая же.

Пушки к бою едут задом

Отдельная интересная дилемма - это транспортировка ракеты на старт. И, конечно же, есть много возможных вариантов решения, со своими плюсами и минусами. Во-первых, ракету в сборе можно вообще никуда не везти - собрать сразу на старте, проверить и пустить. Во-вторых, ракету можно собрать горизонтально, отвезти на старт, установить её вертикально, и пустить. В-третьих, ракету можно собрать вертикально, и отвезти на старт сразу в вертикальном положении. А ещё можно эти варианты смешать.

16

Первый вариант реализуют, в основном, для небольших ракет (потому что это просто):

Снова Taurus. Слева, укрытая синим, первая ступень.

Также с этим вариантом экспериментировали, внезапно, индусы. Ракета PSLV собиралась сразу на стартовом столе.


  • Не нужно возить ракету на старт.

  • Нужно увозить от старта монтажно-испытательный комплекс.

17

Вариант второй - это советская/российская школа, а также SpaceX. "Союзы", "Протоны", "Космосы", "Н-1", "Энергии", "Зениты" и "Falcon'ы" едут на старт в горизонтальном положении. Транспортер также является установщиком, и вертикализует ракету.


  • Длинный МИК построить проще, чем высокий.
  • Везти в горизонтальном положении проще.

  • От ракеты и полезной нагрузки требуется дополнительная прочность на изгиб.

  • На ракету и полезную нагрузку действует сила только в направлении "верх-низ".
  • Не нужен установщик и процедура вертикализации.

  • Нужен высокий МИК.
  • Несколько более сложная транспортировка.

  • Сочетает в себе удобства горизонтальной транспортировки и вертикальной сборки.

  • Требуется чистая комната, мини-МИК в башне обслуживания.

Дилемма башни

Дилемма башни 2

22

Ещё один вопрос, опять же связанный с башней - это вопрос её подвижности. Насколько необходимо и обосновано тратить деньги на то, чтобы башня могла отъезжать от старта? Тут руководствуются инженерной целесообразностью. Неподвижная башня должна выдерживать взрыв ракеты на старте. Подвижная же должна иметь моторы, колёса и рельсы, а также систему растягивания и собирания коммуникаций и трубопроводов. Что получается проще, дешевле и привычнее, то и делают. Здесь нет национальных школ, в каждом проекте инженеры делают как считают более удобным. Например, для "Протона" сделали мобильную башню:

23

А для "Ангары" - уже стационарную:

Трон Гулливера

Нельзя оставить без внимания стартовые комплексы для сверхтяжелых ракет. Размеры и сложность этих систем, а также выбранные технические решения просто поразительны.

24

Американцы действовали в традициях своей школы - вертикальной сборки и транспортировки. Ключевым элементом стал тягач-транспортер, который возил ракету вместе с частью стартового стола и башни обслуживания. Это менее известно, но была ещё вторая половина башни, которую возил тот же тягач:

"Сатурн-V" с верхней частью стартового стола и одной башней обслуживания едет на старт. Вторая башня ждёт своей очереди в "тупике" дорог для тягача. Вдалеке видно здание вертикальной сборки.

25

Небольшой инженерный курьез. Миссии "Аполлонов" к станции "Скайлэб" и миссия "Союз-Аполлон" использовали этот же стартовый комплекс LC39, но меньшую ракету - Saturn-IB. Для того, чтобы ракета стояла напротив тех же мачт на гораздо большем стартовом сооружении, был сделан "детский стульчик" - ферменная конструкция, поднявшая ракету до высоты "Сатурна-V":

26

Советская ракета "Н-1" тоже была сделана в родных традициях, её везли в горизонтальном положении на гигантском установщике два тепловоза по параллельным рельсам. Разве что башня обслуживания была несколько необычной - достаточно небольшой.

С началом разработки многоразовых кораблей стартовые комплексы ждала одинаковая судьба - они были переделаны под многоразовые корабли по обеим сторонам океана.
В США была сделана очень изящная башня обслуживания с поворотным элементом:

28

В СССР был сделан комплекс из двух башен рядом:

Большие трубы на левой башне - система посадки и аварийной эвакуации экипажа. Фото с сайта Буран.ру, копирайт пришлось отрезать при кадрировании.

Газоводы

29

Если вы внимательно смотрели на поверхность под стартовым столом на фотографиях, то наверняка заметили туннели, проёмы, углубления. Это газоводы, они нужны для отведения выбрасываемых ракетой газов. Для мощных двигателей тяжелых ракет простого конуса под днищем уже недостаточно. Конструкция их может быть разной, в США чаще использовали насыпной стартовый стол с орошаемыми водой газоводами на уровне земли. Вода смягчает ударную волну и снижает температурную нагрузку на стенки. У нас газоводы обычно сухие и расположены ниже уровня земли. Апрельский пуск "Falcon'a" показал, что в случае использования орошаемых подземных газоводов стоит следить за уровнем жидкости в них - ракета стартовала сквозь фонтан грязи, хорошо, что это не вызвало проблем.

Заключение

В заключение красивое видео замедленного пуска "Зенита" на "Морском старте". Видна работа стартовых механизмов и испарение падающего льда.

Ракета «Viking» на стартовом столе

Запуск «Викинга» № 4, состоявшийся 7 мая с борта военного корабля «Нортон Саунд», был еще более удачен. Ракета поднялась на 170 километров, несмотря на очень большую полезную нагрузку. Она упала в море через 435 секунд после старта, примерно в 13 километрах от корабля. Это был первый вполне успешный пуск ракеты типа «Викинг».

Начиная с «Викинга» № 8, геометрические характеристики этих ракет подверглись существенным изменениям. Теперь ракета имела диаметр 115 сантиметров и длину от 12,6 до 13,7 метра. Кроме того, ее масса была распределена лучше, чем в первых ракетах «Викинг». Вследствие увеличения диаметра хвостового отсека бачок для перекиси водорода уже не нужно было обвивать вокруг турбины. Далее, подготовленный к запуску «Викинг» № 8, равно как и другие последующие ракеты этого типа, опирался при установке на стартовый стол не на перья стабилизатора, а на свое основание, и для его крепления требовалось всего лишь два ветровых болта.

Всего было запущено 12 ракет «Викинг». При этом максимальная высота полета составила 254 километра

Осенью 1947 года в Уайт Сандс появилась еще одна новая ракета — «Аэроби». Начало ее созданию было положено в лаборатории прикладной физики Университета Джона Гопкинса Работу финансировало артиллерийско-техническое управление ВМС США, непосредственно конструирование осуществлялось фирмой «Аэроджет» и «Дуглас Эйркрафт» («Douglas Aircraft»). В ракете была использована компоновочная схема ракеты «ВАК-Корпорал», то есть схема жидкостной ракеты со стабилизаторами и стартовым ускорителем на твердом топливе, но без системы наведения. Ракета «Аэроби» имела длину около 5,7 метра (без ускорителя) и диаметр 381 миллиметр.

Так же, как и в ракете «ВАК-Корпорал», здесь в качестве топливных компонентов применялись анилин с примесью фурфурилового спирта и азотная кислота. Подача топлива в двигатель осуществлялась под давлением с помощью наддува баков гелием. Охлаждался двигатель за счет циркуляции топлива в рубашке камеры сгорания и сопла. Ускоритель длиной 1,8 метра разгонял ракету до скорости 305 м/с и затем сбрасывался, после чего вступал в действие маршевый двигатель, работавший на жидком топливе в течение 34 секунд. В момент прекращения работы двигателя ракета имела скорость 1250 м/с и поднималась на высоту порядка 29 километров, если траектория полета приближалась к вертикальной. Максимальная высота подъема ракеты при полезной нагрузке в 68 килограммов обычно составляла около 115 километров. Вес полезной нагрузки колебался от 45 до 113 килограммов. Показания бортовых приборов ракеты передавались частично с помощью телеметрической системы, частично снимались после спасения приборного (носового) отсека.

К испытаниям на полигоне Уайт Сандс ракета «Аэроби» была готова осенью 1947 года. После предварительного запуска трех макетов, 24 ноября 1947 года, была запущена первая ракета «Аэроби». Вследствие большого рысканья через 35 секунд полета пришлось по радио «отсечь» двигатель для того, чтобы избежать приземления ракеты за пределами полигона. В результате этого максимальная высота составила всего лишь 58 километров. Второй пуск ракеты «Аэроби» состоялся 5 марта 1948 года и прошел весьма успешно. Приборы для измерения направленной интенсивности и углового распределения космических лучей были подняты на высоту 113 километров, что дало возможность получить новые научные данные. В апреле был осуществлен еще один запуск на такую же высоту. При этом удалось произвести замеры магнитного поля Земли. Четвертая ракета была оборудована аэрофотокамерами и запущена 26 июля 1948 года. Полет и на этот раз протекал нормально, максимальная высота составила свыше 110 километров.

Поскольку в ходе этих первых испытаний ракета «Аэроби» показала достаточную надежность и потому, что она была конструктивно весьма несложной и не требовала больших производственных затрат, она быстро стала основной «тягловой силой» в работе по исследованию верхних слоев атмосферы. Первоначально у сотрудников полигона на этот счет имелись некоторые опасения, ведь ракета «Аэроби» не имела никакой системы управления, да и устойчивость ее обеспечивалась всего лишь тремя неподвижными перьями стабилизатора. Тем не менее из 24 ракет «Аэроби», запущенных до конца 1949 года, только 3 сбились с расчетной траектории, и только в одном случае (при первом пуске) пришлось использовать аварийную отсечку двигателя.

Имелось несколько модификаций ракет «Аэроби», которые отличались друг от друга мощностью маршевого двигателя и весом полезной нагрузки; соответственно они имели разную высоту подъема.

Система С-25 "Беркут" - стартовые позиции

В прошлый раз я рассказывал в целом про историю системы ПВО С-25 "Беркут" .

Сегодня хотелось бы остановиться более подробно на основных элементах этой системы.

Полк С-25 состоял из трех основных элементов:

1. Жилой военный городок.

2. Стартовые позиции ракет.

3. Станция наведения Б-200 (РТЦ Б-200).

Общая схема, где показано расположение стартовых позиций и станции наведения Б-200.

В этой части я расскажу о стартовых позициях .

Сами стартовые позиции представляют из себя замаскированную в лесу среди деревьев территорию.

Из-за своего характерного вида ее называют "елочкой."

Именно по этому признаку эти позиции легко обнаружить на спутниковых снимках - так как вся планировка типовая.

Со стороны подъезда стартовые позиции С-25 выглядели как типичная воинская часть: бетонный забор с колючей проволокой, железные ворота со звездами и здание с постом охраны (КПП).

Остальная часть забора была сделана из двухметровых железобетонных столбов, к которым через каждые 15 см к изоляторам была прикреплена колючая проволока. Все провода выполняли роль сигнальных линий и были подключены к системе безопасности. Пульт управления системой защиты располагался на КПП.

От въездных ворот к позициям ракет шла центральная дорога длиной около полутора километров, разделявшая территорию дивизиона на две части - с левой стороны находились позиции первой батареи , с правой стороны - позиции второй батареи .

В составе каждой батареи было по 5 взводов (всего в дивизионе было 10 взводов). Нумерация шла с 1 взвода (1,2. 5) на первой батарее, и соответственно, далее взвода 6,7. 10 на второй.

По этому маршруту ракеты доставлялись на стартовые позиции.

На стартовой позиции находилось 60 стартовых площадок по двум расходящимися направлениям слева и справа от биссектрисы зоны.

Слева и справа от центральной дороги отходило по 10 поперечных проездов , перпендикулярных центральной, всего 20 – по числу каналов наведения станции Б-200

На каждом из них располагались по три стартовые площадки .

Расстояние между стартовыми площадками в линии по фронту равно 75 м. Расстояние между соседними поперечными проездами по глубине составляет 150 м. Площадь стартовой позиции равна примерно 800х1500 м.

Три стартовые площадки одного поперечного проезда связаны с одним из каналов наведения станции Б-200.

Стартовые позиции ракет.

Стартовые площадки предназначались непосредственно для старта ракет.

Каждая стартовая позиция включала в себя:

Стартовый стол состоял из механизмов, позволяющих проводить необходимое выравнивание, специального рассеивателя ракетных газов и четырех замков крепления ракеты.

Стол был наклонен на 3° в сторону сектора стрельбы. Электропитание на борт ракеты подавалось через быстроразъемный разъем. После запуска ракетного двигателя, после достижения достаточной тяги одновременно сбрасывались замки.

  • Подъемное устройство СМ-102А для установки и позиционирования ракеты на пусковом столе;

Подъемное устройство СМ-102А для установки ракеты на стартовый стол управлялось из специального шкафа с помощью кнопок.

Электродвигатель приводил в движение лебедку. Канаты с помощью блоков тянули скользящую стрелу домкрата, которая поднимала прицеп АТ-1086 с ракетой.

Нескользящая стрела подъемника использовалась для подъема скользящей стрелы подъемника на первом этапе подъема, соединяя прицеп АТ-1086 с подъемником.

  • Прицеп АТ-1086 для перевозки, хранения, заправки ракеты окислителем и горючим и установки ракеты на стартовый стол.

Этот прицеп обслуживали специальные тягачи на базе ЗИЛ-157 и позже - ЗИЛ-131 .

Процесс установки ракеты на стартовый стол происходил следующим образом.

Тягач с прицепом и с заправленной ракетой задним ходом подъезжал к подъемнику. На земле были специальные направляющие, а сбоку от подъездной дороги стартовый стол отделялся бетонными столбиками.

Тягач отцепляли, а прицеп с ракетой с помощью специальных механизмов поднимался в вертикальное положение.

После чего ракета устанавливалась на стартовом столе, а прицеп опускался обратно и увозился тягачом.

Остатки стартовых площадок.

Помимо самих стартовых позиций ракет, на территории были и другие сооружения.

Стартовый бункер.

На каждые два поперечных проезда, то есть на 6 стартовых площадок , имелся один бункер управления, в котором размещался пусковой пульт "ЧП" и электросиловое оборудование (распределительное устройство высокого напряжения, понижающий трансформатор и вспомогательное электросиловое оборудование).

Ракета «Союз», которая выведет на орбиту первый в мире киноэкипаж, уже на стартовом столе

Дело космической важности. На космодроме Байконур сегодня особый день. Ракету «Союз 2.1а», которая выведет первый в мире киноэкипаж на орбиту, установили на стартовом столе. Говоря профессиональным языком, вертикализировали. Процесс сложный и кропотливый, а главное — совершенно не терпит спешки. А сколько времени осталось до главного дня, вы, наши зрители, видите в левом нижнем углу экрана — там обратный отсчет.

Последние минуты перед вывозом ракеты. Она полностью в собранном виде. Внутри головного обтекателя уже тот самый космический корабль, который доставит экипаж на орбиту. Под лучами солнца она ослепляет своим блеском — космическая романтика, ради которой каждый раз проводить ракету выходят работники космодрома. Но особенно мощно это зрелище выглядит для тех, кто оказался здесь впервые.

И если время старта каждый раз разное — оно зависит от многих факторов, то путь из монтажно-испытательного корпуса неизменно начинается в 7:30 утра. Дело в том, что именно в это время вывозили тот самый «Восток», на котором стартовал Гагарин. И с тех самых пор уже 60 лет эта традиция не нарушается.

Кстати, тепловозу, который перевозит ракету, тоже 60 лет. Он создавался специально для работы на космодроме. Такого мягкого хода нет ни у одного современного локомотива. Машинист даже чайник умудряется вскипятить, не пролив ни одной капли. Говорит, подход надо найти.

«В основном зависит от машиниста все: как поедет, как прицепится, как остановится», — говорит Берик Кунисбаев.

Прежде чем начнутся испытания ракеты, идет сложный процесс вертикализации. Ее поднимают очень медленно. Никакой спешки, ведь именно из положения, которое она займет через несколько минут, ракета и полетит в космос.

К девятой минуте полета «Союз 2.1а» достигнет скорости больше 27 тысяч километров в час. С этого момента космонавты почувствуют невесомость. И еще через три с небольшим часа корабль пристыкуется к МКС. И такой сценарий не рутина даже для командира экипажа Антона Шкаплерова, для которого предстоящий полет станет четвертым. Ведь это будет всего третий пилотируемый запуск по такой сверхкороткой схеме — только два оборота вокруг Земли. Для сравнения: стандартный путь до МКС занимает два дня. И за это время экипаж совершает 34 оборота.

«"Союз 2.1а" — это ракета с цифровой системой управления. А там была аналоговая система управления. И она выводит с точностью в пять раз лучше. Объем в корабле не очень большой — 1,2 куба на человека. Представьте: грузовой лифт и там двое суток пробыть. Если вы будете лететь 2-3 часа — ничего страшного. У вас впечатления, у вас эйфория от старта. Вы просто не успеете устать и замучиться», — говорит заместитель руководителя Центра рассчетно-теоретического обеспечения ракетно-космической корпорации «Энергия» Рафаил Муртазин.

Чтобы подготовить этот сверхточный полет, работы на стартовой площадке будут идти несколько дней

«До последней секунды могут произойти операции, которые система может принять как нештатные и дать отбой. Но мы будем надеяться, что этого не произойдет. Потому что ракета надежная: 410 пусков уже сделано, пятого числа будет 411-й пуск», — сказал генеральный директор Центра эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры Руслан Мухамеджанов.

Здесь верят, секрет такой надежности не только в технике, но и в руках, которые ее собирают. Эти люди знают каждый сантиметр ракеты: от системы спасения до сопел первой ступени. И, казалось бы, уж они-то старт ждут как никто другой.

«За весь период своей работы я еще ни разу старт вживую не видел, только видел по телевизору», — говорит ведущий специалист стартово-транспортного оборудования Тимур Саттаров.

На этот раз у телевизора лучшие места. Камеры нашего канала установлены по всей стартовой площадке, на ступенях ракеты и внутри космического корабля. Так что сможем увидеть все эмоции космонавтов.

Сегодня же у основного и дублирующего экипажа продолжаются тренировки. День насыщенный: консультации по программе полета, укладка бортовой документации, практические занятия с фотоаппаратурой. И уже во вторник Юлия Пересильд, Клим Шипенко и Антон Шкаплеров бросят вызов космосу.

5 октября на Первом канале космос будет особенно близко. Включайте телевизор с самого утра, чтобы оказаться на Байконуре. Такое нельзя пропустить!

lozga

Вторая часть репортажа о поездке на космодром "Восточный". Здесь мы посмотрим на ракету "Союз" в стартовом сооружении, пройдемся по унифицированному техническому комплексу и посмотрим на пуск.



Вид на ракету-носитель "Союз" снизу

Наиболее полно ощущение присутствия передает 360° видео.


Мы попали на космодром после вывоза, ракета уже установлена в стартовом сооружении, над которым сейчас стоит мобильная башня обслуживания. Ракета еще не заправлена, но перед башней стоит заправщик перекиси водорода. Она используется как рабочее тело для привода турбонасосов - разлагается на катализаторе, превращается в горячий парогаз и крутит турбину, стоящую на одном валу с насосами, качающими горючее и окислитель в камеру сгорания.


Особенностью семейства ракет-носителей "Союз" является то, что они устанавливаются в стартовое сооружение за середину. Это изящное технологическое решение, при котором нагрузки на стоящую на старте и летящую ракеты получаются очень близкими. Также самую широкую часть, хвостовую, убрали под стартовое сооружение, снизив ветровую нагрузку.


Район крепления более крупным планом. Синее - фермы-опоры, желтое - подвижные фермы обслуживания, они крепятся на башне и отводятся перед тем, как башня отъезжает за час до пуска.


К ракете подведено множество коммуникаций - заправочные и прочие. Серая труба с выступами в самом низу кадра - система эжекции. Во время пуска в нее подается сжатый газ, из-за чего после пуска старт почти не приходится подкрашивать.


Серый металлический шланг вдоль фермы-опоры - система дренажа кислорода. Жидкий кислород постоянно испаряется из баков заправленной ракеты, и, поскольку башня обслуживания закрытая, испарения дренируют наружу, чтобы не создалось опасной концентрации кислорода в замкнутом объеме. Но вообще закрытая башня обслуживания имеет больше плюсов, нежели минусов. Главный из них - удобство работы людей, укрытых от холода, осадков и ветра.


Смотрим вдоль фермы-опоры, в ней есть лаз.


Белые цилиндры - "укротитель гравитации" или, по-простому, противовес. Когда ракета при старте поднимается на 49 миллиметров, клыки ферм-опор выходят из карманов, и фермы-опоры откидываются сами по себе без каких-либо моторов.


Выходим наружу. Вот одна из четырех тележек, на которых передвигается башня обслуживания. У тележек есть основные и резервные моторы, которые обеспечивают скорость движения до 12 метров в минуту.


Совсем рядом со стартом притаился один из автоматических пожарных гидрантов.


Спускаемся на минус третий этаж и оказываемся в нише кабины обслуживания. Перед пуском кабина складывается и отъезжает по рельсам ближе к нам. Защитная обшивка (серое в нижней части кабины) закрывает проем и защищает кабину обслуживания от вырывающегося из дюз пламени с температурой более 2000°С.


Поднимаемся в кабину обслуживания и оказываемся прямо под ракетой. Двигатели закрыты красными защитными кожухами.


Один из четырех боковых блоков первой ступени. На нем 4 больших маршевых камеры сгорания и 2 маленьких подвижных рулевых, собранные в один двигатель РД-107. На центральном блоке (второй ступени) стоит двигатель РД-108, имеющий 4 маршевых и 4 рулевых камеры сгорания.


Отлично виден обтекатель, внутри которого поворачивается рулевая камера сгорания.


Черное справа - удерживающие хвостовую часть ракеты устройства. Белое прямо по центру, к которому подведен белый провод, - один из датчиков, формирующих сигнал "контакт подъема".


Поднимаемся обратно на поверхность. Любопытная конструкция - стопор для мобильной башни обслуживания.


Перемещаемся на унифицированный технический комплекс, из которого собранная ракета отправилась на старт. На входе под стеклом стоит аэродинамический руль с первого пуска с Восточного и привезенный из тех же районов падения рулевой двигатель бокового блока.


В монтажно-испытательном комплексе (МИК) ракет-носителей заканчиваются работы по размещению оборудования после вывоза ракеты - можно заметить, что у одного из кранов опущен крюк. Слева стоят собранные в один поезд передвижной агрегат термостатирования и транспортно-установочный агрегат. Справа в чехлах расположились детали ракет-носителей "Союз".


Учебный стенд стыковки боковых блоков к центральному.


К стене прижато оборудование рабочего места ракеты-носителя "Союз". В этой части ангара уже скоро его начнут заменять на рабочее место для "Ангары", места и оборудования для работы с "Союзом" в одной части МИКа и "Ангарой" в другой хватит.


Удобно, когда практически у всего есть табличка с подписью. Вот это вот, например, - "комплект механо-технологического оборудования 373СМ82".


Трансбордерная галерея соединяет все три ангара - МИК ракет-носителей, МИК космических аппаратов и разгонных блоков, а также склад блоков.


Переходим в склад блоков. Здесь ведутся работы по монтажу барокамеры диаметром 9 метров для пилотируемого корабля "Орел".


Монтаж основных деталей почти закончен, прорезаются технологические отверстия.


Рядом стоят контейнеры, в которых на космодром приехали 36 спутников OneWeb.


Изначально пуск должен был состояться 27 мая. Но по техническим причинам его перенесли на резервную дату спустя сутки. К счастью, наши билеты обратно еще давали шанс посмотреть на вторую попытку. На фото выше следящий телескоп с камерами для съемки улетающей ракеты.


Ночь, идет дождь, от старта до нашей наблюдательной площадки два километра, поэтому надежды заснять хоть что-то у меня тают.


Но вот звучат команды "Пуск!", "Зажигание!", "Предварительная!", "Промежуточная!", "Главная!", "Подъем!" И ракета отрывается от земли. На фото первые мгновения ее полета, фермы-опоры уже разошлись в стороны, ракета уже летит, но пламя двигателей еще под стартовым столом и не засвечивает кадр.


Масса ракеты в примерно 300 тонн и тяга двигателей в районе 450 тонн - это умозрительные цифры и слова. А вот зрелище факела от двигателей, который заметно больше ракеты, и, кажется, в высоту имеет градусов сорок (неужели мои глаза превратились на время в бинокль?) - это яркий опыт. Ракета летит вежливо, она не оглушает и не ослепляет, но на несколько секунд ночь превращается в день, а грудная клетка отчетливо дрожит от звуковых волн. Еще через несколько мгновений полностью засвеченное небо гаснет - ракета пробила несколько уровней облачности, и ее свет уже никак не доходит до нас. И тут ты слышишь по громкой трансляции "шестьдесят". Вот оно, волшебство века технологии - тебе кажется, что прошло всего несколько мгновений после старта, а равнодушные приборы фиксируют, что полет продолжается уже целую минуту.


Едем на старт. Здесь парит израсходованная больше чем наполовину цистерна какого-то сжиженного газа.


Стартовое сооружение после пуска. Фермы-опоры раскрыты в момент старта, кабель-мачта отведена за несколько минут до, мобильная башня обслуживания отъехала за час до запуска.


Ракета-носитель отработала благополучно, очередь за разгонным блоком "Фрегат". Люди, которые готовили ракету и пуск, уже могут праздновать. Идет торжественное построение и вручение памятных подарков.


Нам пора в обратную дорогу. Уже потом придет подтверждение, что пуск прошел успешно, 36 спутников OneWeb выведены на заданную орбиту. В общем, это было круто. Надеюсь, после пандемии Роскосмос будет развивать туризм, возможность посмотреть на пуск ракеты, почувствовать на себе ее вежливую мощь - это уникальный и очень классный опыт, который стоит получить в своей жизни.

Благодарю Роскосмос за приглашение на пресс-тур.

Читайте также: