Проведение круглого стола по экологии

Обновлено: 08.05.2024

Сценарий круглого стола, посвящённого году охраны окружающей среды. Этот сценарий можно использовать в качестве внеклассного мероприятия со старшеклассниками в качестве круглого стола или классного часа. Адресован 9-11 классам.

Оценить

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПО ТЕМЕ:

«БЕРЕЧЬ ПРИРОДУ – ДОЛГ ИЛИ ОБЯЗАННОСТЬ?»

СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА,

ПОСВЯЩЁННОГО ГОДУ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

20 ИЮНЯ 2013 ГОДА

Автор:

ТРУБИЦИН Александр Геннадьевич,

учитель истории и обществознания,

руководитель научного общества обучающихся «Гимназист»

Форма проведения:круглый стол (дискуссия).

Цели мероприятия:

- повышение экологической культуры обучающихся;

- воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде;

- развитие навыков ведения дискуссии, умения выслушать точку зрения другого, определение собственной позиции по экологическим проблемам.

Место проведения:

обучающиеся 9-10-х классов, представители редакции областной газеты «Молодёжный вестник».

Ход мероприятия.

Ведущий (А.Г.Трубицин):

- Здравствуйте, ребята и гости нашего мероприятия. Сегодня мы собрались, чтобы обсудить актуальные проблемы современности – проблемы экологии. Тема нашего круглого стола – «Беречь природу – долг или обязанность?».

- В нашем селе, как в стране в целом, существует немало проблем, связанных с загрязнением окружающей среды.

- Охрана природы до недавнего времени была делом отдельных лиц и обществ, а экология первоначально не имела к охране природы никакого отношения. Этим понятием Эрнст Геккель в 1866 г. в монографии "Всеобщая морфология" окрестил науку о взаимосвязях животных и растений, обитающих на определенной территории, их отношениях между собой и к условиям обитания.

Кто что или кого ест, как приспосабливается к сезонным изменениям климата - основные вопросы первоначальной экологии. Эту дисциплину изучали на биологических факультетах университетов, но за исключением узкого круга специалистов о ней никто ничего не знал. Если перелистать газеты и научно-популярные журналы, выходившие у нас до 1970 г., то вы нигде не встретите слова "экология".

А сейчас оно у всех на слуху. Экологию преподают почти во всех высших учебных заведениях страны, издаются специальные экологические газеты и журналы, по экологии защищают многочисленные диссертации.

Такая резкая перемена на протяжении 30 лет произошла в силу двух взаимосвязанных обстоятельств, характерных для второй половины века: роста населения Земли и научно-технической революции.

Быстрый рост населения Земли получил название демографического взрыва. Об этом явлении трудно судить по России, где население начиная с 1993 г. начало убывать, и даже по Западной Европе, где оно растет очень медленно, но его хорошо иллюстрируют данные демографической статистики Китая, стран Африки, Латинской Америки, юга Азии, где население растет гигантскими темпами.

В начале века на Земле жили 1,5 млрд человек. В 1950 г., несмотря на потери в двух мировых войнах, численность населения возросла до 2,5 млрд, а затем стала ежегодно увеличиваться на 70-100 млн человек. В 1993 г. численность населения Земли достигла 5,5 млрд человек, т.е. удвоилась по сравнению с 1950 г., а в 2000 г. превысило 6 млрд.

Не останавливаясь на причинах демографического взрыва, отметим, что он сопровождался изъятием у природы огромных территорий под жилые дома и общественные учреждения, автомобильные и железные дороги, аэропорты и пристани, посевы и пастбища. Сотнями квадратных километров вырубались тропические леса. Под копытами многочисленных стад степи превращались в пустыни.

Одновременно с демографическим взрывом произошла и научно-техническая революция. Человек освоил ядерную энергию, ракетную технику и вышел в Космос. Он изобрел компьютер, создал электронную технику и промышленность синтетических материалов.

Демографический взрыв и научно-техническая революция привели к колоссальному увеличению потребления природных ресурсов.

В последнем номере «Молодёжного вестника» приведены интересные факты, касающиеся неразумного использования природных богатств. Несколько из них хотелось бы озвучить (слайд 2):

- Каждый 6-й человек в мире живёт в опасных для здоровья условиях

- 1,5 миллиарда жителей Земли не имеют постоянного доступа к чистой питьевой воде

- Каждый год человечество теряет 25 миллиардов тонн плодородной почвы

- Ежегодно с лица земли исчезает 13 миллионов гектаров леса

Эти факты можно перечислять бесконечно. Возникает извечный вопрос – «Что же делать?»

ВОПРОС: Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы остановить такую колоссальную нагрузку человечества на природу?

ВОПРОС: Какие проблемы экологии есть в нашем селе? Как их можно разрешить?

ВОПРОС: Основой социально-экономического развития современной цивилизации является производство энергии, опирающееся, главным образом на ископаемые виды топлива. С одной стороны нефть и газ превратились в фундамент благополучия многих стран, а с другой в мощный источник глобального загрязнения нашей планеты. В России общее количество выбросов загрязняющих веществ от всех видов транспорта составляет около 17 млн. тонн в год, причем более 80 % от всех выбросов приходится на автотранспорт. В выбросах автомобилей кроме оксида углерода содержатся тяжелые металлы, они попадают в воздух и почву.

Почему же охрана окружающей среды стала одной из главнейших задач нашего времени?

1.Представьте себе, что вы в лесу увидели не погасший костер. Что вы будете делать и почему?

2.Если, гуляя в лесу, вы увидели, что кто-то оставил много мусора, что вы можете сделать?

3.Около реки находится фабрика. Грязную воду с фабрики выливают в реку. Что из-за этого может случиться?

4.Некоторые ребята от нечего делать вырезают на деревьях свои имена. Чем можно помочь израненными деревьям?

В разные исторические эпохи отношение к природе у человека менялось. В древности человек боялся природу, обожествлял силы природы и явления. В эпоху античности человек считал себя частью природы. А в новое время человек заявил, что он является хозяином природы.

XIX век – век промышленной революции. В нашей стране строилось большое количество фабрик и заводов, расширялась сеть железных дорог. Во многих развитых странах мира промышленная революция «шагала» по планете, изменяя её облик до неузнаваемости. В эту эпоху жил известный немецкий философ, автор так называемой трудовой теории происхождения человека, который сказал следующие слова (слайд 4): «Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую такую победу она мстит нам».

ВОПРОС: Как вы понимаете его слова?

Английский философ второй половины XVI – начала XVII вв. Френсис Бэкон сказал «Природу побеждают, только повинуясь её законам». Я думаю в этом есть глубокий смысл – и нужно стремится выстраивать равные, партнёрские отношения с природой, а не бесконечно её эксплуатировать. Надо думать о том, что мы оставим следующим поколениям.

И последний вопрос, который хотелось бы обсудить. Это главный вопрос нашего круглого стола. Все вы знаете, что в Конституции РФ есть статья 58, которая гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Все мы знаем об этой и многих других обязанностей, которые к сожалению, не всегда и все соблюдают. И наверное, эта статья в законе появилась не случайно. Наши законодатели решили возвести эту норму в закон, потому что, вероятно считали, что у людей может быть совершенно иное отношение к природе.

ВОПРОС: А как вы считаете – беречь природу – это обязанность или долг? А может и то, и другое? У какого какие мнения есть по этому поводу? (обсуждение)

Природа была и всегда будет сильнее человека. Она вечна и бесконечна. Если оставить все как есть, то уже спустя 20-50 лет, Земля ответит человечеству неотразимым ударом на уничтожение! А человек - это маленькая Вселенная. Естественный образ жизни человека, соответствующий законам природы, дает человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу – мир и процветание.

Так давайте любить и охранять природу!

В завершении нашей дискуссии хотелось бы пригласить группу учащихся 4-5 классов под руководством учителя музыки Л.С. Бунеевой, которые исполнят для вас две песни и частушки на экологическую тему. Поприветствуем их!

Исполнение песен «Всё это называется природой» и «Лесной марш», частушек на экологическую тему.

-Спасибо всем за участие, неравнодушие к проблемам экологии. Я думаю, на этом наша дискуссия не закончится. И в ближайшем номере областной газеты мы представим подборку размышлений ребят по сегодняшней проблеме.

А теперь гостей нашего мероприятия хотелось бы пригласить в музей крестьянского быта.

Круглый стол "Сохраним наш лес"

hello_html_4e2a597a.png

МАОУ «СОШ №31»

Хайруллина Розалия Римовна

Круглый стол «Сохраним наш лес»

Хайруллина Р.Р., учитель биологии, химии

Участники круглого стола:

1. Учитель биологии – ведущий.

2. Юные экологи 5-7 классов .

3. Участковый лесничий

4. Учащиеся 5 класса: географ, биолог, эколог, краевед, поэт.

Место проведения: актовый зал.

Цель: создание оптимальных условий для формирования грамотного отношения жителей планеты к проблеме сохранения лесов.

Задачи: формирование высокой экологической культуры поведения в окружающей среде; экологическое воспитание детей, формирование у них активной гражданской позиции через познание важности сохранения лесных экосистем.

Форма проведения: заседание круглого стола.

Возраст детей: 5-7 классы.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование: стены зала оформлены плакатами на тему «Природа и человек неразделимы», выставка детских рисунков, книг и поделок на тему «Лес – наше богатство»; репродукции картин известных художников с изображением природы; листовки на тему «Берегите лес!», проектор, видеоклип «Лесные пейзажи».

Методический совет на подготовительный период:

Перед проведением мероприятия учитель разрабатывает сценарий мероприятия, совместно с учениками изучает научно-методическую, художественную литературу, подготавливает фото и видеоматериал, презентацию. Подготавливаются вопросы для круглого стола. Воспитанники активно участвуют в подготовке листовок, оформляют зал декоративными деревьями, плакатами, организовывают выставку книг, рисунков и творческих работ.

Сценарный план:

21 марта во всем мире отмечается Международный день леса, который был основан по инициативе ООН в 1971 году. Процессы сокращения площади лесов и их деградации стали международными проблемами, требующими совместного решения всеми странами мира.

Основная задача Международного дня леса – повышение осведомленности жителей нашей планеты о значимости лесных экосистем, их защиты, воспроизводства, и восстановления.

(Ведущий представляет участников круглого стола)

Сегодня в работе нашего круглого стола будут участвовать представители разных сфер. Давайте познакомимся с ними: биолог, краевед, географ, эколог, особый гость нашей встречи – участковый лесничий Урнякского лесничества Рамазанов Рим Габдулхакович. Кроме того, красоту лесного пейзажа покажут нам поэты и художники. Самые активные участники нашего мероприятия – юные экологи.

Сегодня мы поговорим о том, что значит лес для жителей Земли, назовём основные причины исчезновения лесов, поговорим о том, что может сделать каждый для того, чтобы сохранить леса.

Биолог. Знаете ли вы, что лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты. Давно уже перейден рубеж, когда еще можно было отмахиваться от очевидного факта: без лесов на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 6-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится, а лесов станет в два раза меньше?

Географ. Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть, да и из той ежегодно "отпиливается" почти 2%. Только в 1996 г. лес был вырублен на площади около 100 тыс. км 2 (что равно территории Исландии) только под сельскохозяйственные культуры. Сколько еще "Исландий" осталось на поверхности суши? И что вместо лесов будет перерабатывать растущие объемы углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, в кислород, необходимый для жизни всей земной фауне, в том числе и человеку?

Вопросы юных экологов: Сколько лесов в нашей стране?

Географ: Россия - самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов.

Биолог: Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури.

Краевед. Исчезновение лесов нередко приводило и к катастрофическим последствиям. Например, засухи в первой половине ХХ века в Поволжье стали причиной голода и гибели многих людей. Миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий юга России пострадали тогда от пыльных бурь, уносящих верхний, самый плодородный, слой черноземных почв. В результате исчезновения лесов многие земли были нарушены эрозией и превратились в овраги, практически непригодные для использования в сельском хозяйстве. К началу 90-х гг. в южных регионах европейской части России ежегодно из-за эрозии безвозвратно терялось до 50 тысяч гектаров плодородных сельскохозяйственных земель.


Вопросы юных экологов: Какую роль играют леса в жизни человека?

Эколог. Леса России - важнейший экологический ресурс. Леса являются не только источником получения древесины и разнообразных лесных продуктов, но и служат экологическим каркасом природных территорий, играют важнейшую роль в регулировании глобальных процессов окружающей природной среды, сохранения климата, водных ресурсов и биологического разнообразия планеты. В ближайшие десятилетия значение российских лесов как возобновляемого ресурса для экономики страны и мира в целом будет существенно возрастать.

Поэт: Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол. Лес!

А пенал красивый наш? Это лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Это лес!

А тетрадка, книга? Лес! Лес!

Оглянись, все вокруг –

Это наш зеленый друг!


Эколог: Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, из него изготовляют мебель. Как велики лесные урожаи! Мы можем сказать, что лес кормит и одевает человека.


Биолог: Взять, например, ель. У нее используют верхушку и сучья, хвою и кору, ствол и часть, остающуюся после сруба – пень. Все это используют в разных отраслях нашей промышленности. Из частей ели делают лекарства, мебель, доски, пенопласт и многое другое, всего не перечислить.


Эколог: Но человек не всегда умело использует ресурсы леса. Как объяснить тот факт, что ежегодно на свалках гниют миллионы гектаров леса?
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что зеленые насаждения служат надежной защитой от атмосферных загрязнений, это одно из важнейших средств оптимизации условий проживания в городах. Деревья – своего рода санитары. Исследованиями доказано, что в воздухе городского района, отделенного от завода лесной полосой, на четырнадцать процентов меньше сернистого газа, чем в воздухе до этой полосы, окиси углерода – на тридцать семь процентов, фенола – на тридцать шесть.

Краевед: Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
Биолог: Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний. Но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Веточка пихты, внесённая в комнату, в 10 раз снижает содержание микробов в воздухе, особенно коклюша и дифтерии. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.

Лес не только для нашей забавы.

Он - богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой!

А уж сколько орехов и ягод –

Так, пожалуй, считать – не сочтешь!

Так весело в густом лесу

На ветках птицы распевают!

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.


Биолог: А знаете ли вы, что жаворонок насвистывает до трех тысяч мелодий. Он издает до 130 звуков в секунду. Парящего в небе жаворонка слышно с высоты 600 метров.

Ведущий: Давайте послушаем и попытаемся угадать птичьи голоса!
(Звучит фонограмма голосов жаворонка, кукушки, соловья, иволги)

Биолог: Птицы – наши друзья. Голосистый соловей и озорной воробей, неугомонная сорока и веселая трясогузка, синица и снегирь, орел и лебедь, как и многие другие пернатые, не только украшают нашу природу, но и принося т большую пользу людям. Пернатые обитатели защищают леса, поля, сады от насекомых-вредителей. К сожалению, отношение человека с миром пернатых не всегда складываются благополучно. На Земле за последние триста лет исчезло около 150 видов птиц.
Учитель:
Эколог: Охрана птиц – большая народнохозяйственная задача. У птиц много юных друзей. Они развешивают в садах, парках и лесах птичьи домики, кормушки, заготавливают корм для них.
Поэт:

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Ведущий: ребята, какой вывод можно сделать из первой части нашего обсуждения?

Вывод юных экологов:

Природа – это одно из самых главных богатств нашей Родины. Одна из частей этой природы – лес. Лес – наше богатство. Мы должны беречь и охранять его.

Ведущий: Охранять, беречь – все это только слова. До дела редко руки доходят. Охранять умеют немногие, а если умеют, то уж по-настоящему.

Лесничий. Дорогие ребята! Бывали ли вы когда-нибудь в лесу? Конечно, бывали. Я не могу ошибиться в этом. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Сколько леса сгорает ежегодно от неправильного поведения в нем! Ведь правильно гласит известная поговорка: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев».

Лесничий: Каковы же правила поведения в лесу?


Юные экологи:


Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках. Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.


- Не надо ломать ветки, нельзя качаться на них.


- Нельзя разорять муравейники и птичьи гнезда.


- Не разжигать костров под деревьями, там, где много сухой травы, где располагаются сухие пни.


- Нельзя рвать охапки цветов. Все равно потом придется выбросить, так как они завянут.

Лесничий: Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих и ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, не залитый костер – и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить.


Географ: Да, ребята, большой ущерб лесам наносят пожары, в последнее время принявшие периодический характер: ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы квадратных километров леса.

Эколог: Одной из причин этого является потепление климата как следствие "парникового эффекта", что приводит к тому, что сухие деревья вспыхивают, как порох, от малейшей искры.

Историк: В России в 1915 г. пожар, длившийся с мая по октябрь, уничтожил леса от Тобольска до реки Лены. В 1976 году огнем страшного пожара была выжжена седьмая часть Австралийского континента. Летом 2010 года страшные лесные пожары сделали жизнь многих россиян невыносимой - смог заполнил улицы городов, выгорели села, деревни, пострадали жители.

Эколог: Но бывает так, что и люди наносят вред лесу, природе.
Замечали, каково состояние самих лесов? Кругом консервные банки, битое стекло, разные железки. Некоторые туристы забывают потушить костер. Хорошо, если в этом лесу дежурит зеленый патруль. Патруль этот вовремя подоспеет и предотвратит пожар. А если такого патруля в этом лесу и в помине нет?

Лесничий: Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки.

Юный эколог: А как правильно подготовить место для будущего костра?


Лесничий: Хитрого и сложного ничего нет. Необходимо выбрать место на некотором удалении от деревьев. Площадку под кострище расчистить от травы, лопатой выкопать небольшое углубление. Вокруг кострища оборвать траву в радиусе полуметра - метра. Углубление можно сделать и снятием дерна, при этом вы не повредите верхний плодородный слой земли. Снимаясь со стоянки и затушив костер, этими же кусками дерна нужно прикрыть место бывшего костра.


Лесничий:
Золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра! Не разводите очень высокий костер, если того не требует какая – либо особая необходимость (сигнальный костер, например). Следите за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду. Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев. Старайтесь не использовать в виде топлива ветки с сухой листвой (горит, как порох), потому что от костра будут разлетаться не просто искры, а целые тлеющие листья. Запаситесь водой, если поблизости есть водоем, а у вас есть подходящая емкость.


Юный эколог: Что делать, если все-таки пожар уже возник?


Лесничий: В случае если вовремя заметили зарождающийся пожар, и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не переоценивайте свои силы. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» надо после каждых нескольких ударов проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб, таковыми могут быть службы МЧС ( телефон « 01»), егеря, лесничие.

Юный эколог: А как поступить, когда покидаешь стоянку?


Лесничий: Уходя со стоянки, костер нужно тщательно затушить, залить водой и присыпать землей. Если снимали дерн, то прикройте кострище кусками дерна. Снимаясь окончательно, убедитесь, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода. За собой оставьте порядок.


Ведущий : Надеемся, что вы хорошо уяснили правила поведения в лесу. А сейчас предоставляем слово нашему юному поэту.

Лес называют «зеленым золотом».

Когда ты входишь в лес,

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных

И летней тишины

Встречает грудь твоя

Так радостно и жадно

Дыханье влажных трав


Учитель: Лес - наше богатство, это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для вас в жару и стынь.

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!

Отныне мы дети твои и друзья.

Отныне мы вместе большая семья –

Цветы и деревья, птицы и я!

.
Ведущий: Как важно уметь наблюдать, слушать, прислушиваться, видеть и всматриваться в окружающую природу! Наверняка каждый из вас любовался на лесной полянке скромными лесными цветами, вдыхал их медовый аромат.

Лесничий: Не забывайте, дети, по тому, как мы относимся к насаждениям, можно судить о нашем культурном уровне. Только сообща можем навести порядок.
Многими тысячами исчисляется количество деревьев, кустарников, цветов, ежегодно высаживаемых на улицах городов, сел, поселков. Но всегда ли мы замечаем, как чахнет под нашим окном молодое деревце, не политое вовремя, как затаптывается кустарник пешеходами и автомобилями? А как было бы прекрасно, если бы взрослые с детьми взяли под опеку насаждения во дворах, под окнами. Какой это был бы урок воспитания любви к природе, ответственности перед ней!

Ведущий: Я знаю, что существует Всероссийское движение «Возродим наш лес». Ребята, какие у вас есть предложения?

Юный эколог: Давайте примем активное участие в озеленительных мероприятиях, пусть новые лесопосадки в ближайшие годы будут радовать взор людей.

Юный эколог: Кроме того мы предлагаем организовать охрану и уход за муравейниками.

Ведущий: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


Поэт:
Опомнись, вздрогни, человек.

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…

Ведущий: Участники круглого стола обсудили целый комплекс проблем, разработали методы и способы их разрешения. Хочется верить, что эта встреча была плодотворной и нужной для всех нас.

В заключение предлагаем каждому участнику круглого стола высказать своё мнение по обсуждаемой проблеме и пожелания.


Ведущий: Спасибо всем, кто принимал участие в работе нашего «круглого стола». До новых встреч!

Круглый стол "Экология и я"

Ресурсы: Компьютерная презентация.

Ход мероприятия

Жить в зеленом мире этом
хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
пестрым бегает зверьком
В облаках кружиться птицей,
шустрой бегает куницей.
Жизнь повсюду, жизнь вокруг.
Человек природе – друг!

Учитель: Мы сегодня собрались за нашим круглым столом поговорить о нашем общем доме, о самой загадочной и неизведанной, о самой красивой и родной. Вы, наверное, уже догадались, что наш разговор пойдет о нашем общем доме – планете Земля. Ребята, с егодня мы с вами окунемся в увлекательный, завораживающий мир природы и экологии. Мы часто слышим слово «экология». Что же оно означает? (Ответы детей) «Экос» - по-гречески жилище, «логос» - наука. Наука о жилищных условиях организмов. Значит, экология – наука, дающая человеку возможность жить с природой в полном согласии. Соблюдать все её законы – это и есть экологическая культура. Если природе становиться плохо, непременно будет плохо и нам, людям. А сейчас давайте проверим вашу эрудицию.

Вопросы для детей.

1. Почему листья верхушек деревьев опадают последними?

(Потому что молодые)

2.Какие черные ягоды вы знаете?

(Черёмуха, черника, ежевика, черноплодная рябина, черная смородина.)

3.Никто не ругает, а она дрожит. Кто и почему?

(Осина, потому что длинная ножка листа)

4.Растение, которое связывают со звоном?

5. Название, какого растения состоит из частицы, предлога и сторожевой будки?

6.Назовите фамилии, которые произошли от названий животных.

(Зверевы, Волковы, Кошкины, Кротовы, Зайцевы, Карповы, Козловы)

7.Назовите дикие съедобные растения.

(Крапива, щавель, лопух, мята, душица, шиповник, зверобой)

8.Название, каких животных состоит их 2 букв?

9. Назовите растения, которые носят человеческие имена.

(Роза, вероника, Иван-да-Марья, маргаритка, Иван-чай, василёк и т.д)

10. У кого есть уши на ногах?

Стихи детей.

Берегите, друзья вы природу,

-И цветы, и деревья, и луг,

И животных, и почву, и воду.

Ведь природа надежный наш друг.

Дерево, трава, цветок и птица.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется – природа,

Давайте же всегда ее беречь!

Нам жить в одной семье,

Нам жить в кругу одном,

Давайте будем мы дружны и сохраним наш дом.

Чтоб каждый маленький юнец,

Сорвав цветок, сломав дубок.

Подумал, что же сделал он?

И дал ответ на свой вопрос –

Я погубил все там, где рос!

Конкурс «Бюро погоды»

А : ХОРОШАЯ ПОГОДА; В: ПЛОХАЯ ПОГОДА

По поведению животных и растений предскажите погоду.

1. Рыба не клюет – она сыта;

2. пчелы сидят в улье и громко гудят;

3. ласточки и стрижи летают высоко;

4. птицы /ВОРОБЬИ/ купаются в пыли;

5. благоухают цветы сирени, жасмина, акации;

6. Божья коровка, взятая на руку быстро слетает;

7. раскрыты цветы кувшинки;

8. одуванчик складывает свой пушистый зонтик;

9. поздно вечером сильно трещат кузнечики;

10. крот нагребает высокие холмики;

11. паук усиленно плетет паутину;

12. голуби разворковались.

ОТВЕТ: A) 3, 6, 7, 9, 11, 12; B) 1, 2, 4, 5, 8, 10.

(по результатам конкурса, тот, кто набрал больше всех жетонов будет награжден званием лучший синоптик)

Экологические задачи

Оцените ситуации, что в них сделано не так.

- Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, – предложил Ваня.

-Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, – возразили девочки.

Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

(Костер желательно разводить на старом кострище, а под деревьями делать это категорически запрещается из –за опасности возникновения пожара).

Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха.

(Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. Помните! Брошенный клочок бумаги разлагается 2 года, консервная банка – не менее 70 лет. Оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать несколько сот лет. А осколки банки или бутылки способны причинить вред даже через 2000 лет. А в солнечную погоду осколок стекла способен сыграть роль линзы и вызвать лесной пожар.

Кто – то из девочек заметил: «Что – то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо транзистор включить погромче».

(В лесу нельзя шуметь, пугать его обитателей).

Четвёртая ситуация

Девочки пришли в лес за черникой. Ягод так много, что можно было, не сходя с места, набрать полную кружку. Когда кружки наполнились, а рты и губы почернели от ягод, одна из девочек сказала:

-Жаль, что Маши нет с нами, и она не видит, какое хорошее место мы нашли.

-Ничего, мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем, – предложила другая.

(Нельзя рвать ягоды с ветками).

Вова с мамой пошли в лес собирать грибы.

-Смотри, смотри, мама- птичка летает так низко, что я могу поймать ее! Пусть она поживет у нас дома.

-Нет, этого нельзя делать – сказала мама. Почему она так ответила?

(Она не разрешила сыну взять птицу, потому знала, это был птенец, который учился летать. Он вырастет в лесу, а в неволе он погибнет. )

Однажды Сережа с родителями пришли к речке. Близко к берегу

плавало много маленьких рыбок.

-Дайте мне баночку, я наловлю рыбок – попросил Сережа родителей.

-Нельзя их ловить, – сказал отец и объяснил почему. Что рассказал папа?

(Маленькие рыбки – это мальки больших рыб. Им нужен простор для роста и развития, а в банке они быстро погибнут. А если каждый будет вылавливать мальков, в реке будет мало рыбы.)

Коля с Витей играли во дворе и увидели, как на ветку села большая голубая бабочка.

-Давай поймаем ее, – попросил Витя.

-Нельзя ловить бабочек, сказал Коля.

-От них, все равно, ни какой пользы – ответил Витя. Кто из мальчиков был прав?

(Ловить и уничтожать бабочек нельзя, так как бабочка не только красивое, но и полезное насекомое. Она ловит в воздухе мух, комаров, мошек, которыми питается. Убивая «ненужных» по нашему мнению насекомых, мы нарушаем экологическое равновесие.)

В воскресенье Катя с мамой вышли на прогулку в лес. На лужайках цвели цветы, пели птицы. Катя увидела большие красивые колокольчики и захотела нарвать букет, но мама ей не разрешила. Почему?

(Колокольчики – краса леса. Много людей приходит в лес и все любуются ими. К тому же, в чашечках колокольчика прячутся на ночь и в непогоду маленькие насекомые, если срывать цветы, насекомые останутся без домиков.)

Приложение 1.

Анкета для учащихся

Несколько добрых советов:

  • Учись понимать природу, стань её другом и защитником.
  • Радуйся красоте природы, не вреди ей своим отношением.
  • На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми.
  • Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное.
  • Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных.
  • Охраняй чистоту вод, заботься о родниках и колодцах.
  • Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней.
  • Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и неосознанных туристов.

Земля – наш большой дом, в котором мы живем. А хозяин в этом доме – человек. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым.

СЦЕНАРИЙ экологического внеклассного мероприятия (КРУГЛЫЙ СТОЛ) «Глобальные экологические проблемы»

Цель : дать понятие о глобальном загрязнении окружающей среды, влияние на здоровье человека, экологической безопасности населения, воспитание бережного отношения к здоровью, природе; формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и

стремление принять посильное участие в их решении.

Презентация «Человек и природа»

- Добрый день! Тема нашей сегодняшней встречи, посвящена экологическим проблемам. Земля – это всего лишь бесконечно малая частичка Вселенной, но только на ней одной из всех известных человеку планет есть жизнь. Природа Земли едина, и каждого человека касаются ее беды – будь то гибель ярославских лосей от ядохимикатов, или исчезновение у берега Камчатки сельди, самой распространенной рыбы.

- В эпоху научно-технической революции природа оказалась беззащитной перед человеком. Перегораживаются плотинами реки, запускаются в космос ракеты, земную кору пронизывают глубочайшие скважины. И вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов, нарушая естественное равновесие. В результате изменяется климат, гибнут реки, исчезают животные, растения. Как называется данное бедствие. -

экологическим кризисом

- В начале XXI века человечество в полной мере ощутило глобальный экологический кризис, который однозначно указывает на загрязненность нашей планеты. К наиболее опасным загрязнителям окружающей среды относят многие неорганические и органические вещества. Их постоянное воздействие вызывает серьёзные нарушения деятельности основных жизненных функций организма.

- Вероятно, человек перешел допустимые экологические пределы, что в конечном итоге поставило под угрозу существование современной цивилизации. Можно сказать, что человек подошел к пределу, который нельзя переступить ни при каких обстоятельствах. Один неосторожный шаг и человечество «сорвётся» в пропасть. Одно необдуманное движение, и человечество может исчезнуть с лика земли.

-Вопрос экологической безопасности населения волнует каждого из нас. Что такое экологическая безопасность?

Экологическая безопасность населения – это состояние защищенности жизненно важных экологических интересов человека и прежде всего его прав на благоприятную окружающую среду.

Человек и природа – это одна семья. Нет живых организмов красивых и безобразных, вредных и полезных. Все в природе взаимосвязано, потеря одного звена может привести к непредсказуемым последствиям:

- горят леса, реки и озера загрязняются, исчезают навсегда растения и животные

- каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид

- каждую неделю мы теряем один вид растений

- 5 млрд. т углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу Земли

- на грани превращения в пустыню 200 млрд. кв.км пахотных земель. Экологическая катастрофа нависла темной тенью над каждым жителем планеты

Звучит песня А.Пахмутовой на стихи Р.Рождественского "Просьба”

· Канадская океанографическая экспедиция опубликовала результаты своих исследований. Учёные изучили причину гибели морских черепах у берегов Центральной и Южной Америки. Вскрытие погибших животных показало, что в их пищеводе застряли пластиковые пакеты, которые выбрасывали за борт пассажиры лайнеров. Морские черепахи принимают прозрачный пластик за медуз и заглатывают его.

· Африканские джунгли без слонов? Это даже трудно себе представить. Ежегодно уничтожаются десятки тысяч слонов. В Заире ядохимикатами отравляются водоёмы, куда слоны приходят на водопой. 1 кг слоновой кости стоит столько же, сколько 1 кг серебра. Так люди истребляют слонов.

· Гибнут даже пингвины в Антарктиде. Беспомощные пингвины, покрытые липкой, как дёготь, нефтью и безнадёжно связанные в своих движениях, покорно ждут смерти. Человек, добывая для жизни полезные ископаемые, убивает живых существ.

До теперешней нашей Земли,

До её снегов и метелей

Бронтозавры не доползли,

Птеродактили не долетели.

Это личная их беда,

За неё никто не в ответе.

Заблудились, пошли не туда.

Смерть нашли в тупиковой ветви.

Древо жизни листвой шелестит,

Ветвь – направо и ветвь – налево. «Человек разумный» сидит На вершине этого древа.

А над ним проносится век.

Да неужто и человек – Тупиковая ветвь природы?! Р.Рождественский

Сегодня всех нас здесь собрала очень важная тема - охрана природы. Мы отправимся

с вами в путешествие по данной тематике:

1. Какая книга информирует, призывает изучать флору и фауну, предупреждает о риске и советует, как избежать опасности. Главное ее практическое значение - спасение исчезающих видов и восстановление редких. (Красная книга )

2. Когда вышел первый том Красной книги Земли? (1963-1965 г.)

3. Из скольких томов состоит Красная книга? (Пять томов: "Млекопитающие",

"Птицы", "Земноводные и пресмыкающиеся", "Рыбы", "Высшие растения").

4. Что делается для того, чтобы сохранить редкие и исчезающие виды животных?

(Организуются заповедники, заказники; животных подкармливают, охраняют от хищников и болезней; при очень низкой численности животных разводят в неволе, а затем выпускают в подходящие для них условия .)

"Они исчезли навсегда"

1. Эта птица не летала, а гнезда сооружала на земле. Ее называли "глупой" за то, что не могла убежать от человека. Селилась она на островах Индийского океана неподалеку от Мадагаскара. Последняя птица погибла в 1681 году. (Дронт)

2. Этот красивый и мощный зверь был истреблен к 1627 году. Он населял Европу, Малую Азию, Северную Африку. (Тур)

3. Их погубило вкусное мясо. Последняя птица погибла в зоопарке города Цинциннати в США в 1914 году. (Странствующий голубь).

4. Огромные стада этих животных некогда паслись на равнинах Южной Африки. Их истребили буры, голландские переселенцы. Кожа шла на изготовление бурдюков для зерна, мясо - в пищу. (Зебра-квагга).

"В мире птиц"

1 .Какая самая крупная птица в Европе? (Лебедь).

2. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы).

3.У какой птицы язык покрыт шипами? (У пингвинов, чтобы удерживать во рту

скользкую рыбу).

"Негромкая музыка цветов"

1. Какие цветы носят "человеческие" имена? (Лилия, роза, василек, иван-да-марья,

2. Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и ночью?

(Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь).

Экологический аукцион

Слова должны быть по смыслу связаны со словом «экология».

Э - экосистема, энергия, эрозия, экотуризм, экосфера и т. д.;

К - климат, кислород, канализация, катастрофа, Красная книга и т. д.;

О - озон, озеро, охрана, океан, окисление и т. д.;

Л - лес, лосось, легкие, лед, лишайники и т. д.;

Г - гербициды, гибель, грязь, голомянка, грибы и т. д.;

И - истребление и т. д.;

Я - ядохимикаты и т. д.

Перед человечеством сегодня стоит много экологических проблем. Они частично связанны с жизнедеятельностью человека. Перечислим наиболее главные и охарактеризуем эти проблемы.

1.Вырубка леса. Лес, как известно, дает нам чистый кислород, древесину ягоды и грибы. Но сейчас довольно часто происходит вырубка лесов в России, Африки и Латинской Америки. Данные леса отличает высокое качество растущей там древесины. Вырубка лесов идет большими темпами, чем их посадка. Сегодня довольно много браконьеров, охотящихся за ценными породами деревьев. И если темпы вырубки сохранится на сегодняшнем уровне и дальше, то скоро многие крупные страны просто лишаться такого богатства как лес.

2.Истощение почвы. Почва – это объект, еще медленнее восстанавливающийся, чем лес. Неправильное применение сельскохозяйственных приемов приводит к тому, что почвы со временем истощаются. Плохо влияет применение ядохимикатов, которые используют для борьбы с жуками - вредителями. Еще одной серьезной проблемой остается довольно высокое использование пастбищ, вследствие чего они превращаются в пустыни. Здесь необходимо принимать правильные меры рекультивации земель.

3.Опустынивание земель. Вырубка леса, неправильные методы ведения сельского хозяйства приводят к тому, что появляется опустынивание. Так, например, в Африке пустыни наступают со скоростью 100 тыс. га в год. Проблема эта актуальна и в других странах, таких как Индия и Пакистан, Аргентина, Мексика.

4. Истребление животных. Вырубаемые леса включают много различных животных Земли. Сокращение мест обитания для диких животных приводит к их уничтожению, сокращению многих видов. Еще одна проблема это браконьерство или нелегальная охота. Любовь людей к красивым шкурам наблюдается еще с древних времен. Привычка эта надо сказать осталась. Сегодня охота идет на тигров, крокодилов из-за их кожи, слонов из-за его бивней, носорогов из-за рогов. Уже и так достаточно много животных занесенных в Красную книгу. Если не остановить истребление, мы скоро забудем вообще, даже как выглядят животные.

5. Формирование твердых отходов. Сегодня наша жизнь, питание людей невозможна без таких вещей как консервные банки, полиэтилен и другие. Их проблема в том, где их хранить после утилизации, при этом страдает экология. Такие отходы довольно не просто утилизировать, разработанных технологий по утилизации еще не придумали.

6. Вода. Вырубка лесов приводит и к еще одной проблеме это проблема нарушения водного баланса Земли. Уже сегодня Азия и Африка находятся в таком месте, где мало выпадает осадков, а люди в таких странах испытывают острую нехватку - простой питьевой воды. Неправильная орошительная система приводит к потере воды при ее транспортировке испарения и неравномерного распределения воды. Резко актуальна проблема потребления воды жителями больших городов, на которых приходиться 300-400

л воды в день. Да и экология самих рек не особо хорошая. Потому что их загрязняют промышленные предприятия. Многие реки и озера находятся под запретом купания и вылова рыбы из-за неблагоприятных условий.

7. Загрязнения воздуха . Бурное развитие промышленности во многих интенсивно развивающихся странах приводит к проблеме загрязнения воздуха. Из-за устаревшего очистительного оборудования, выхлопов машин и автотранспорта, сжигания отходов может загрязниться воздух. Конечно, надо принимать меры, помогать природе - бороться за очистку. Но не везде данная проблема выноситься на обсуждения, где-то ее просто игнорируют.

Вот такие главные проблемы. Конечно, есть и другие, но эти проблемы влияют на развитие и жизнедеятельность всего человечества в целом

“Экологические даты и праздники”

1. Международный День Земли (22 апреля)

2. День работников леса (18 сентября)

3. Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)

4. День птиц (1 апреля)

5. Народный праздник Иван Купала (7 июля)

6. Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)

7. Всемирный день окружающей среды (5 июня)

8. Всемирный день туризма (27 сентября)

9. Всемирный День животных (4 октября)

Давайте придумаем значок, призывающий к защите окружающей среды

Волнуется Природа неспроста.

Не существует лишнего в Природе,

Природа гармонична и сложна,

И если катаклизмы на подходе,

Она предупреждает Человека:

Пора остановиться, не спешить;

Заботиться от века и до века _

Старается всегда предупредить.

Но Человеку надо слишком много:

Он черпает скорее и до дна Берёт с собою жадность на подмогу,

А эта дама подведёт всегда.

Приходит день – опомнится бедняжка:

Куда спешил, зачем ломал дрова.

И трудно жить становится, и тяжко – Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случиться,

Что всё живое превратится в прах.

Вот это Человеку не простится!

Как не пугает Человека страх?!

Лишь миг, всего одно мгновенье –

И всё живое сгинет без следа.

Что многие создали поколенья,

Все разнесёт глобальная беда.

О Люди! Надо быть мудрее.

Любите, берегите шар земной,

Терпимей будьте, мягче и добрее И навсегда покончите с войной.

О, царь Природы, дорогой мой Человек,

Каким коротким может быть твой век!

Уж сколько лет молва в народе ходит,

Что жадность до плохого лишь доводит.

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с её биосферой – величайшее чудо, у нас она одна.

Дорогие ребята! Давайте создадим чистоту и уют в нашей школе, классах, на своих улицах. Завтрашний день Планеты будет таким, как мы создадим его сегодня.

30августа 2014г Всероссийский Экологический субботник «Зелёная Россия».

В этот день учащиеся школы благоустраивали территорию родника на берегу реки Дон, школьную территорию, спортивную площадку, а так же провели круглый стол на тему «Глобальные экологические проблемы современности».

В дискуссии приняли активное участие учащиеся 9 и 11классов. Вопросы, обсуждаемые в ходе проведения круглого стола:

1.Экологический кризис. «Они исчезли навсегда»

2.Экологическая безопасность населения.

3.Земля с биосферой – величайшее чудо, у нас она одна.

4. Завтрашний день Планеты будет таким, как мы его создадим сегодня. Грамотами «Знатоку экологических проблем» были награждены: Медведева Елизавета (9кл)

Рудяк Никита (11кл) Сидоров Александр (11кл) Молодцы ребята.

Желаем всем участникам круглого стола успехов в учебе и побед в конкурсах!

"Сценарий круглого стола по экологии" Чистый город " (в рамках Всероссийской акции дней защиты от экологической опасности)

Круглый стол «Чистый город» проведён в рамках образовательной деятельности МАУ ДО Детско-юношеский центр «Каскад» (раздел «Экологическое воспитание»). Выбор темы круглого стола не случаен. Для педагогического коллектива ДЮЦ формирование природосообразного поведения обучающихся стало одной из самых важных профессиональных ценностей.

Не далек тот день, когда будущее окажется в руках сегодняшних детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты. Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизма и эгоизма. Воспитать нравственность в отношениях детей и подростков к людям и природе – значит, внести свой вклад в решение экологической проблемы.

Цель мероприятия:

- создание условий для полилога участников по вопросам экологии городской среды, для формирования позитивной мотивации к проявлению природосообразного поведения.

1. Создать условия для формирования культуры полилога.

2. Создать условия для формирования активной позиции обучающихся по обсуждаемым вопросам экологии.

3. Сформировать у участников представления о креативных способах использования вторсырья.

4. Способствовать формированию мотивации к творческой самореализации в разных видах деятельности: проектной, исследовательской, литературно-творческой, исполнительской.

Участники круглого стола:

1. Педагогические работники МАУ ДО ДЮЦ «Каскад»: Бондарь О.И., Кузнецова Г.И., Радостева А.В.

2. Обучающиеся объединений «Рулевые-мотористы» - 26 чел. и «Академия творчества» - 9 чел.

3. Представители сторонних организаций, из них:

- начальник Управления по охране окружающей среды и природопользованию администрации г.Березники Быкова Л.М.

Оборудование:

Плакаты, рисунки, фотографии

Бумага, фломастеры, ножницы

Ход мероприятия

2. 17:00 – 17:02. Актуализация: стихотворение курсанта 2 курса Кук Романа «Остановите!», исполняет автор. (см. Приложение 1)

3. 17:02 – 17:05. С приветственным словом к участникам круглого стола обратилась заместитель директора по ВР МАУ ДО ДЮЦ «Каскад» О.И.Бондарь.

5. 17:15 – 17:45. Выступления с мини-докладами обучающихся объединения «Рулевые-мотористы». (тексты докладов см. в Приложении 2)

6. 17:55 – 18:05. Мастер-класс обучающихся объединения «Академия творчества» на тему «Вторая жизнь ненужных вещей»: « Musora . net »

7. 18.05: – 18.06. Стихотворение курсанта Андрея Телегина «Цвети, Земля!», исполняет автор.

8. 18:06 – 18:20. Работа проблемных групп.

Участники круглого стола по желанию разделились на 3 группы для того, чтобы выработать решения обозначенных группам проблем, обменяться своими мнениями и опытом по данному вопросу.

1 группа – Информационно-просветительская поддержка. Проблема – разработать листовку-анонс акций «Батарейка, сдавайся!» и «Дерево, живи!»

2 группа – Предложения для городской администрации по улучшению экологического состояния в городе.

3 группа – Изготовление ящика для приема отработанных батареек. (образец) из имеющихся материалов.

9. 18:20 – 18:30. Выступления проблемных групп, ознакомление с результатами работы.

10. 18:30 – 18:40 . Подведение итогов круглого стола, рефлексия. Стихотворение курсанта 4 курса Юнусовой Дианы «Чистый город» (см. Приложение 1), исполняет автор. Заполнение участниками круглого стола листов-отзывов о проведённом мероприятии.

Анализ подготовки и проведения мероприятия, выводы

Проблема охраны окружающей среды чрезвычайно остро стоит в нашем городе, городе с высоким уровнем промышленного загрязнения, в городе, который еще в 30-е годы К.Паустовский назвал «Республикой химии на Каме».

Поэтому мной, автором данной разработки, предпринята попытка сформировать комплекс или систему мероприятий по изменению позиции у подростков-курсантов объединения «Рулевые-мотористы» Детско-юношеского центра «Каскад» отношения к природе и экологическим проблемам от созерцательно-прагматического к деятельностному.

Данное мероприятие – лишь звено в цепи воспитательных мероприятий экологической направленности.

Считаю, что данное мероприятие прошло на высоком эмоциональном и познавательном уровне, привлекло внимание курсантов к проблемам экологии в конкретно нашем городе, нашем микрорайоне, самоанализу поведения и привычкам в семье.

Удачно вписались в контекст круглого стола выступления курсантов – авторов стихотворений на экологическую тему, мини-доклады курсантов 2 и 4 курса, которые были подготовлены ими специально при подготовке к мероприятию.

Теоретическую часть хорошо дополнили мастер-классы и работа в проблемных группах, где за ограниченное время нужно было изготовить конкретный продукт.

Из недочетов могу отметить, что проблемным группам немного не хватило отведенного времени на доработку и представление своего продукта.

По итогам круглого стола выпущен сборник с приведенными мини-докладами и творческими работами курсантов «Цвети, Земля!» (см. Приложение 3).

Приложение 1.

Авторские стихи курсантов на экологическую тему

1. Роман Кук (12 лет)

Взлетая на небосвод,

Лучом, как огненной спицей

Солнце ломает лед.

Мачты деревьев со скрипом

Качаются на ветру,

Грязные лужи со всхлипом

Вливаются в реку-весну.

И понесутся в потоке

Рек и речушек страны

Те, что Земле не нужны.

Не принимает Земля их,

С грустью глядя на «плоды»

Жизни детей неразумных,

Не ценящих красоты

Леса, лугов и лужаек,

Рек и озер, и морей…

Мусор повсюду бросающих

2. Телегин Андрей (10 лет)

Цвети, Земля!

Цвети, Земля! Моя Земля!

Чтоб были зелены поля,

Чтоб пели иволги в лесу,

Чтоб пили бабочки росу.

Цвети, Земля, моя Земля,

Березы, липы, тополя!

Мы для потомков сохраним

Весь наш большой чудесный мир!

3. Юнусова Диана (14 лет)

«Чистый город»

Уж весна, а ветер вьюжит

И кружится меж домов,

Мусор весь, что нам не нужен,

Выдувает из дворов.

На субботник выйдем дружно,

Жителей всех позовем,

Вёдра, грабли, все что нужно,

Мы с собою принесём!

С песней спорится работа,

С шуткой труд наш веселей,

Видеть город нам охота

Очень чистым поскорей!

И курсант «Каскада» знает

(Так воспитывают нас!):

Чисто там, где убирают!

Чистый город – это класс!

Приложение 2.

Доклады курсантов объединения «Рулевые-мотористы»

Потапов Максим: «Чистый город»

Что сделать, чтобы в нашем городе всегда царила чистота? Чтобы вокруг не валялись окурки, фантики, пластиковые упаковки? И чтобы жители не дышали дымом и пылью?

Я думаю, что для чистоты в городе и так много делается. Например, улицы покрыты асфальтом, чтобы не было грязи. Каждое утро на работу выходят дворники, метут улицы, дворы и аллеи паров. Потом мусоровозы вывозят сор из каждого контейнера. Представляете, что было бы, если бы всего этого не делали? Город просто утонул бы в опавших листьях, бутылках, обертках, сломанных вещах, кухонных очистках и прочих отходах!

Другое дело, что дворники стараются, а другие горожане добавляют им работы, бросают мусор где попало, мимо урн. А если каждый человек перестанет швырять на асфальт окурки, бросать на газоны пустые упаковки, «прятать» в кустах бутылки, то в городе станет чисто. Как по волшебству! Но так должен поступать каждый житель города. Не надо кивать друг на друга или говорить: «А почему я! Пусть сосед заботится о чистоте!». Нужно сделать своим личным правилом соблюдение чистоты не только у себя дома, но и в городе.

Кульбацкий Владимир: «Чистый город начинается с тебя»

Проблема мусора и стихийных свалок в городских дворах и подъездах всегда была актуальной. Довольно часто мы можем увидеть такую картину в березниковских подъездах – выбитые окна и разбитые лампочки, неприличные надписи на стенах и «ароматные» пакеты с мусором возле квартир.

Еще хуже обстоят дела во дворах: горы мусора оказываются просто возле мусорных контейнеров, а то и возле жилых подъездов. Наверно, все когда-нибудь наблюдали картину, как бомжи и бичи в поисках чего-то ценного выворачивают практически полностью мусорные баки. А после такой «сортировки» остается весьма «приятный» пейзаж, которым приходится по неволе любоваться жильцам дома. Подобные ситуации наблюдаются практически в каждом дворе

Я думаю, про подъезд и улицу считают, что это «не моя территория», «кто-нибудь уберет». Как можно, вынося мусор из дома, «промахнуться мимо мусорного бачка или вытряхнуть прямо на тротуар пепельницу из машины? Очень большая проблема — обычный бытовой мусор. Во многих странах мусор сортируют перед тем, как вынести его из дома. Теперь такая система будет внедряться и в России. Начали сортировать и в нашем городе. Это очень мало и по силам каждой семье, а помощь охране природы может оказать существенную.

Во многих странах за разведение костров и разбрасывание мусора полагается огромный штраф. Наверное, не стоит дожидаться, пока все леса в окрестностях городов России будут завалены мусором и умрут из-за выжженной подстилки (а до этого уже не так далеко). Отдых на природе может принести огромное удовольствие и без пресловутых шашлыков. Ну а банки, бутылки и пакеты несложно забрать с собой и довезти до ближайшей свалки.

Мне нравится, что в нашем городе ежегодно проводятся субботники, когда каждый может выйти и добровольно, но в тоже время ради себя, помочь нашему городу стать чище.

И хоть я родился не в Березниках, он стал для меня родным, я люблю этот город! Я считаю, что только совместными усилиями мы можем сделать родной город более чистым. Ведь как гласит давняя истина: чисто не там, где убирают, а там, где не сорят…

Новожилов Алексей «Акция «Спасем ежика!»

Курсанты нашего объединения и родители третий год принимают участие в акции «Спасем ёжика»! Все неравнодушные к проблемам охраны окружающей среды могли принести и сдать отработанные батарейки, которые были переданы на утилизацию. Попадая в почву, такие батарейки выделяют тяжелые металлы, делая почву непригодной для проживания животных. Экологи подсчитали, что размер пораженной почвы от одной пальчиковой батарейки равен 20 квадратным метрам, а это равно ареалу обитания одного ежа. Всего нами за 2 предыдущих года было собрано 98 батареек и аккумуляторов, а это значит, мы предотвратили загрязнение около двух тысяч квадратных метров земли. Да, немного, но это только наше объединение, а сдавали батарейки и другие кружки!

Овчинников Юрий: «Сбор макулатуры»

Мы в течение года собираем макулатуру – ни одна исписанная тетрадь, ни один черновик или прочитанная газета, рекламная листовка не уходят в мусорку. Известно, что переработка одной тонны макулатуры спасает 10 деревьев, экономит 20 000 литров воды, 1000 киловатт-часов электроэнергии и предотвращает выброс 1700 кг СО2 . Ежегодно вместе с объединениями «Академия творчества» и «Эй-би-си» мы собираем около 250 кг макулатуры. Значит, за 2 последних года мы уже собрали полтонны, и спасли не менее 5 деревьев и 10 тысяч литров воды.

Зырянов Денис «Судоремонтная практика»

Весной, перед началом навигации мы выходим на судоремонтную практику – помогаем готовить теплоход, убирать снег и лед от корпуса, чистить корпус от старой краски и ржавчины, красить. Каждый раз в после очистки корпуса на льду остается отскобленная краска. Уже много лет после каждого трудового дня мы подметаем лед и собираем эту краску, чтобы с ледоходом ее не унесло в реку. За одну весеннюю практику собирается около 6 ведер этой сухой краски с ржавчиной. Мы хотим, чтобы наша Кама была чистой рекой.

Кульбацкая Анастасия: «Субботники»

Мы ежегодно участвуем в субботниках по уборке территории около здания нашего центра и базы стоянки теплохода. Мы разбиваем клумбы и цветники, ухаживаем в течение лета за ними. Мы хотим, чтобы там, где мы учимся и живем – было чисто и красиво!

Смольникова Анастасия: «След на Земле»

Каждый из нас проживает свою жизнь, в течение которой мы совершаем различные поступки, как хорошие, так и плохие. Хотелось бы, конечно, чтобы хороших было больше, а еще лучше, чтобы после нашей жизни, о нас осталась память, добрая, светлая, чтобы после нас остался след на земле.
Леонардо да Винчи, Дмитрий Менделеев, Александр Пушкин , Альберт Эйнштейн, Сергей Королев, Юрий Гагарин и многие другие. Все эти люди внесли огромный вклад в развитие своей страны и всего мира в целом.
Наверняка, каждому из нас хотелось бы, что бы наши потомки с гордостью называли наше имя, помнили о нашей значимости о нашем «великом поступке». Но, какой же след мы можем оставить на Земле? Полететь в космос, открыть Америку, изобрести велосипед? Это все уже пройденный этап, это все уже открыто и хорошо всем известно.

Давайте задумаемся о том, какой след мы можем оставить после себя? Я буду рассуждать на своем примере. Я школьница, обычный среднестатистический ребенок, не обладающий сверхсилой или сверхзнаниями, поэтому, я не смогу ни полететь в космос, ни совершить какое-то другое масштабное открытие. Обладая такими физическими данными как у меня, не попадешь ни в Книгу Рекордов Гинесса, ни в другой список уникальных людей.
Но! Я могу оставить о себе след на Земле, пусть не такой значимый как след Леонардо да Винчи, но не менее важный и полезный.
В наше время, каждый человек может совершать добрые дела: помогать нуждающимся, например, детским домам, приютам для животных, больницам и клиникам для тяжелобольных людей. И это, я считаю, очень полезные дела.

По моему мнению, не так важна масштабность твоего поступка, важно то, какую пользу ты принесешь окружающим. А давайте попробуем все вместе начать прямо сегодня – донести фантик до урны, унести пластиковую бутылку из-под лимонада в специальный зеленый контейнер, принести ненужные газеты и старые учебники в пункт сбора макулатуры, не позволить автовладельцу мыть машину в речке.

И тогда через несколько лет наши потомки вспомнят о нас с благодарностью, потому что мы оставили свой след в жизни – и это будет не след мусора, а ЧИСТЫЙ след!

Сборник «Цвети, Земля!» о природе родного края и не только… , 2019г.

t1602916029aa.jpg
t1602916029ab.jpg

Вариант оформления обложки курсанта Егоровой Виктории (ребенок с ОВЗ)

t1602916029ac.jpg
t1602916029ad.jpg

Примечание: 1. Авторы работ, вошедших в сборник, получили экземпляры с цветными иллюстрациями

2. Сборник содержит всего 28 страниц, на фото содержание только первой страницы, далее идет перечень докладов и еще иллюстраций-рисунков курсантов.

Читайте также: