Программа мероприятия круглый стол

Обновлено: 17.05.2024

Цель занятия: поиск форм конструктивного сотрудничества с социальными партнерами и потенциальными работодателями в вопросе подготовки и трудоустройства выпускников.

При подготовке мероприятия следует уделить внимание организационным вопросам, таким, как прием и регистрация гостей, организация кофе-паузы, памятные сувениры. Также необходимо наметить проект решения круглого стола, который будет корректироваться в ходе мероприятия.

  1. “Портрет выпускника XXI века”.
  2. “Новые подходы к профессиональной подготовке молодежи”.
  3. “О программах ЦЗ по трудоустройству выпускников”.
  1. “Договор о социальном партнерстве, – каким ему быть?”.
  2. “Положительный имидж рабочих профессий через сотрудничество”
  1. Наставничество молодежи на предприятиях.
  2. Трехсторонний договор.

Участники мероприятия: ресурсный центр лицея, представители предприятий и организаций, центра занятости населения, СМИ.

Ход мероприятия

Вступительное слово:

Сегодня время стремительных перемен. Мы видим преобразования, проводимые правительством во всех сферах жизнедеятельности общества. Эти изменения касаются и образовательной среды. Перед нами поставлена серьезная задача – подготовка высококвалифицированных рабочих с учетом реальных потребностей экономики в соответствии с запросами работодателей. Решение этой задачи представляется возможным лишь при создании и развитии новой системы взаимоотношений – социального партнерства. Суть его состоит в том, что сфера образования должна готовить специалистов рабочей профессии и осуществлять профессиональное обучение в соответствии с требованиями федеральных стандартов начального профессионального образования и рынка труда, в то время как работодатели должны принимать активное участие в определении содержания, стратегии образования, контроле его качества , а также его финансирования. Конечно, развитие подобных взаимоотношений не сиюминутно. Оно требует тщательной проработки и, соответственно, времени. Но важно сдвинуть дело с мертвой точки, и этот круглый стол – наш первый шаг на пути созидания сотрудничества.

Зав.ресурсного центра:

Данный круглый стол проводится по инициативе ресурсного центра металлообрабатывающего профиля, действующего на базе Профессионального технического лицея № 2. Ресурсный центр был открыт в 2009 г. с целью повышения качества подготовки рабочих кадров, оказания методической помощи преподавателям спец.дисциплин и мастерам производственного обучения. Одной из задач работы ресурсного центра является развитие системы социального партнерства с потенциальными работодателями, службой занятости населения и средствами массовой информации.

Цель нашего сегодняшнего мероприятия – поиск форм конструктивного сотрудничества в вопросе подготовки и трудоустройства выпускников. Последнее представляет собой серьезную многогранную проблему, для разрешения которой необходимо понимание таких важных аспектов, как портрет самого выпускника, характер процесса профессиональной подготовки, имидж рабочих профессий. Поэтому этим мероприятием мы хотели бы не только способствовать развитию сотрудничества со сферой труда (и поэтому здесь сегодня не только наши социальные партнеры и их представители), но и вовлечь в это сотрудничество глав местного самоуправления и СМИ с тем, чтобы начать целенаправленную совместную работу по созданию положительного имиджа рабочих профессий.

Разрешите представить программу сегодняшнего мероприятия, включающую три блока: информационный, практический и дискуссионный. В информационном блоке мы предлагаем вашему вниманию короткие выступления по темам: “Портрет выпускника ХХI века”, “Новые подходы к профессиональной подготовке молодежи”, “О программах ЦЗ по трудоустройству выпускников”, “Договор социального партнерства – каким ему быть?”.

В этом году ресурсным центром было проведено анкетирование учащихся с целью выяснить их мотивы поступления в лицей и планы по окончанию обучения. Анализ анкет показал, что большинство опрошенных учащихся (80 %) поступили в лицей, чтобы получить профессию и пойти работать. Однако только 37% из них собираются по окончании лицея идти работать по специальности. Фактически количество устроившихся работать по специальности гораздо меньше. Чтобы разобраться в причинах этого явления, давайте попробуем понять, кого именно мы выпускаем из стен лицея, создать портрет выпускника XXI века.

(Выступление представителя ресурсного центра, ответственного за информационное направление о портрете выпускника лицея)

Образование, как и многие другие сферы, переживает многочисленные преобразования. 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения в обязательном порядке перешли на обучение на основе новых ФГОС. О том, какие изменения в профессиональной подготовке произошли в результате этого перехода и о том, в какой мере эти преобразования касаются социального партнерства, расскажет ….

(Выступление представителя ресурсного центра, ответственного за методическое направление о ФГОС и необходимости взаимодействия предприятий и образования в вопросе составления вариативной части программ профессиональной подготовки)

На нашей встрече присутствует ведущий инспектор ЦЗ по вопросу трудоустройства выпускников, которая познакомит вас с программами государственной поддержки выпускников.

(Выступление представителя Центра занятости населения)

Практический блок

Информационный блок окончен и нам предстоит поработать практически. Для этого предлагаем разделиться на две секции. В первую (“Договор социального партнерства – каким ему быть?”) мы приглашаем представителей предприятий совместно с ресурсным центром разработать проект Договора социального партнерства.

Во вторую секцию мы приглашаем представителей СМИ и ЦЗ с тем, чтобы обсудить идею взаимодействия в вопросе создания положительного имиджа рабочих профессий и наметить направления предполагаемого сотрудничества.

Секция 1. “Договор о социальном партнерстве – каким ему быть?”

Развитие экономики страны ставит перед учебными заведениями задачу подготовки высококвалифицированных, профессионально-мобильных на рынке труда рабочих. Реализация этой цели предполагается посредством тесного сотрудничества с субъектами рынка труда. От качества этого сотрудничества напрямую зависит качество профессиональной подготовки. Участие производства и бизнеса в повышении престижа рабочих профессий, в трудоустройстве выпускников – это, прежде всего, хорошо налаженная система социального партнерства, рамки которого определяются документально путем заключения Договора социального партнерства. В этом году Министерством образования нам предложено рассмотреть новый тип договора, представляющего собой трехстороннее соглашение между лицеем, работодателями и выпускниками по предмету профессиональной подготовки учащихся. Заключение этого договора производится на основании двустороннего соглашения, проект которого нам сегодня и предстоит разработать.

(Во время работы секции представителям предприятий предлагается макет Договора социального партнерства. Происходит обсуждение всех составляющих макета, вносятся коррективы и предложения).

Макет договора социального партнерства прилагается в Приложении 1.

Секция 2. “Положительный имидж рабочих профессий через сотрудничество”.

Проблемы, связанные с профессиональной подготовкой и трудоустройством молодежи, имеют ряд причин, одна из которых – отрицательный имидж рабочих профессий. Еще недавно престиж рабочих профессий был огромен. О рабочих снимали фильмы и складывали песни. Приучение к труду было неотъемлемой частью воспитательной работы общеобразовательных учреждений. Однако с начала 90-х гг. ситуация начала меняться. Престиж рабочих профессий упал до критической отметки. Сегодня в России наблюдается острый дефицит рабочих кадров, в связи с чем происходит переосмысление отношения к рабочим профессиям.

Ломать легче, чем строить. Для того, чтобы вернуть рабочим профессиям былой престиж, необходимо объединить усилия и разработать программу мероприятий, включающих, прежде всего, усиленную работу по профориентации учащихся общеобразовательных школ и информирование населения о преимуществах рабочих профессий, главное из которых – их востребованность на рынке труда.

(Обсуждается идея совместного проекта, направленного на формирование положительного имиджа рабочих профессий, вносятся предложения).

Дискуссионный блок

В последнем блоке нашего мероприятия мы предлагаем обсудить актуальные вопросы трудоустройства и профессиональной подготовки учащихся.

Утверждены рекомендации "круглого стола" на тему: "Региональные и муниципальные программы и проекты в сфере здравоохранения", проведенного 12 мая 2022 года в заочном формате

В соответствии с Планом работы Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению (далее – Комитет) в рамках поддержки проведения Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России» 12 мая 2022 года было запланировано проведение «круглого стола» на тему: «Региональные и муниципальные программы и проекты в сфере здравоохранения». Мероприятие прошло в заочном формате.

Предварительно высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации и законодательным органам субъектов Российской Федерации, профильным министерствам и ведомствам, профильным Комитетам Государственной Думы и Совета Федерации, полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах, Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления, Общероссийскому конгрессу муниципальных образований, советам муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иным объединениям муниципальных образований, медицинским учреждениям и их ассоциациям были направлены письма с просьбой предоставить информацию и материалы по таким вопросам, как:

- развитие структуры здравоохранения на уровне муниципальных образований;

- создание и развитие системы услуг по оказанию первичной медико-санитарной помощи;

- комплексное медицинское сопровождение и социальная поддержка молодых и многодетных семей, в том числе в целях создания условий для повышения рождаемости;

- лучший опыт развития общественного здравоохранения;

- развитие систем информационной работы с населением, поддержка добровольчества и волонтерства;

- создание и развитие региональных и муниципальных центров общественного здоровья;

- разработка и реализация с участием населения и организованных местных сообществ программ и проектов «Здоровый муниципалитет», «Здоровые города, районы и поселки»;

- развитие санитарной авиации.

Информация по теме «круглого стола» была представлена всеми профильными федеральными министерствами, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, медицинскими учреждениями здравоохранения и их ассоциациями, а также 73 субъектами Российской Федерации и включила в себя конкретные предложения по мерам поддержки региональных и муниципальных программ и проектов в сфере здравоохранения, обоснование необходимости этих мер, а также механизмы их реализации.

Все материалы были самым тщательным образом изучены и проанализированы в Комитете Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению. На их основе был подготовлен и представлен к широкому обсуждению проект рекомендаций «круглого стола», принятый за основу решением Комитета от 29 июня 2022 года № 25/6.

Доработанный с учетом поступивших замечаний и предложений проект рекомендаций был рассмотрен и утвержден 14 июля 2022 года на заседании Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению (опросным путем). Утвержденные рекомендации и решение Комитета по данному вопросу размещены на официальном сайте Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению в данном разделе (см. ниже), а также будут опубликованы в очередном номере журнале «Местное право».

7 июля 2022 года Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению провел "круглый стол" на тему "Региональные и местные сообщества как фактор и субъект стратегического развития регионов и муниципалитетов"

В соответствии с Планом работы Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению на период весенней сессии 2022 года, утвержденным решением Комитета от 18 января 2022 года № 14/3, 7 июля 2022 года в Круглом зале Дома Союзов (г. Москва)состоялось заседание «круглого стола» на тему: «Региональные и местные сообщества как фактор и субъект стратегического развития регионов и муниципалитетов» при активном участии и поддержке Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» и Отделения Российской академии естественных наук по федеративному устройству, местному самоуправлению и местным сообществам, c участием депутатов Государственной Думы и сенаторов Российской Федерации, представителей федеральных министерств и ведомств, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, межмуниципальных объединений России, экспертного и научного сообществ. Всего в очном режиме в мероприятии приняло участие 75 человек, на онлайн подключении – более 230 человек.

Одной из современных и актуальных задач, которая должна быть решена для дальнейшего развития местного самоуправления, регионов и страны в целом, является задача строительства солидарного общества через вовлечение сколь возможно большего числа жителей в общественное самоуправление на территориях своего проживания. Именно активная гражданская позиция жителей является необходимым условием гармоничного развития муниципальных образований, что в свою очередь создает базу для гармоничного устойчивого развития региона, в который входят данные муниципальные образования, и страны в целом.

С учетом этого основной задачей «круглого стола» стало обсуждение вопросов о состоянии и проблемах, существующих в сфере формирования и функционирования региональных и местных сообществ разного вида, о возможных путях их решения, а также о направлениях и мерах, в том числе законодательных, принимаемых в целях решения указанных вопросов.

Информация по теме «круглого стола», при подготовке к его проведению, была представлена всеми профильными федеральными министерствами, а также 43 субъектами Российской Федерации, и включает в себя конкретные предложения по мерам поддержки организации и деятельности региональных и местных сообществ, обоснование необходимости этих мер и механизмы их реализации.

Модераторами мероприятия выступили ДИДЕНКО Алексей Николаевич – председатель Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению и ПАНИН Геннадий Олегович – первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению.

КУЗЬМИН Дмитрий Геннадьевич – заместитель председателя Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера «Об участии населения и институтов гражданского общества в выработке и реализации приоритетов развития территорий»

ГОФМАН Татьяна Валерьевна – начальник отдела городской среды Департамента стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации «Участие жителей муниципалитетов в реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда»

ЛАРИЧЕВ Александр Алексеевич – заместитель декана по научной работе факультета права НИУ «Высшая школа экономики», профессор департамента публичного права, доктор юридических наук «Проблемы юридической институционализации локальных сообществ»

КОЖЕВНИКОВ Олег Александрович – профессор кафедры конституционного права Уральского государственного юридического университета им. В.Ф. Яковлева, доктор юридических наук, профессор «Формы непосредственного участия населения в МСУ: нормативные основы и порядок реализации»

МЕРСИЯНОВА Ирина Владимировна – директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, заведующая кафедрой экономики и управления в негосударственных коммерческих организациях НИУ «Высшая школа экономики» «Институты локальной самоорганизации: информированность о них населения, доверие им и участие в их деятельности (по результатам мониторинга состояния гражданского общества НИУ «Высшая школа экономики»)»

ЗОТОВ Владимир Борисович – вице-президент Российской муниципальной академии, главный редактор журнала «Муниципальная академия»

СЕМЕНОВ Альберт Никандрович – председатель Якутской городской Думы, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления «Роль местных туристических сообществ в устойчивом развитии экономики Республики Саха (Якутия)»

ТРУБОЧКИН Владимир Сергеевич – глава муниципального образования – Гиблицкое сельское поселение Касимовского муниципального района Рязанской области, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления «О состоянии и перспективах сельских сообществ на территориях с низкой плотностью населения»

ПУЗАНОВ Александр Сергеевич – генеральный директор Фонда «Институт экономики города», профессор Высшей школы урбанистики НИУ-ВШЭ «Развитие местных сообществ и стратегия муниципального развития: уроки пандемии»

ШОХОВ Александр Сергеевич – эксперт Сретенского клуба, генеральный директор Центра реализации стратегических проектов, кандидат философских наук «Управление комплексным развитием экономики: муниципальный аспект»

ТЮРИН Глеб Владимирович – президент Фонда развития местных сообществ «Инициатива», сопредседатель комиссии по локальной экономике и поддержке предпринимательской инициативы Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам при ОАТОС «Локальная экономика в свете современной реальности»

СОЛДАТОВА Лариса Владимировна – заместитель руководителя департамента публичного права, факультет права НИУ «Высшая школа экономики», кандидат юридических наук, доцент «Правовые перспективы соучаствующего проектирования городского пространства»

АНДРЕЕЧЕВ Игорь Сергеевич – заместитель руководителя администрации – директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области «Законодательное развитие механизмов подконтрольности и подотчетности органов местного самоуправления населению как условие формирования доверия к муниципальной власти»

ВИШНЕВЕЦКИЙ Анатолий Сергеевич – заместитель директора Института государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края «Институты поддержки местного самоуправления для развития территорий: практики Красноярского края»

АХОХОВ Таймураз Борисович – глава местной администрации городского округа Нальчик, член Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления «Развитие территориального общественного самоуправления и привлечение граждан к осуществлению (участию в осуществлении) местного самоуправления в иных формах, обеспечение эффективной «обратной связи» с жителями муниципального образования»

ОРЛОВ Сергей Леонидович – главный научный сотрудник Института региональной экономики и межбюджетных отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор

Методика организации круглого стола

Данная методическая разработка представляет собой практические рекомендации по организации и проведению Круглого стола как формы семинарского занятия.

Методическая разработка может представлять интерес для преподавателей колледжа различных дисциплин и специальностей и служить практическим руководством к действию.

Пуртова Татьяна Дмитриевна, преподаватель социально-экономических дисциплин первой категории КГБПОУ СПО «Красноярский монтажный колледж»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА

Круглый стол (КС) — семинарское занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Цель КС — раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Составляющие КС:

· равноправное участие всех заинтересованных сторон

· выработка приемлемых решений

Задача КС - мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).

2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

Формы проведения КС:

Пассивная — когда несколько преподавателей или специалистов обсуждают тему, а группа слушает. Применяется из-за отсутствия предварительной подготовки или при желании продемонстрировать обучающимся профессиональный уровень обсуждения темы.

«Мужской разговор» - когда каждый из взявших слово говорит о своем, общий разговор и обсуждение не завязываются, а ведущий только предоставляет слово и слушает вместе со всеми.

Когда тему обсуждает как бы сам с собой ведущий, но подключает к обсуждению учащихся, задавая им конкретные вопросы.

Активная — когда идет именно обсуждение, а ведущий сумев завязать разговор с «обратной связью», направляет его.

При проведении круглого стола для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

1. Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).

2. Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.

3. Установить регламент выступлений.

4. Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

«КРУГЛОГО СТОЛА»

К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

ü избегай общих фраз;

ü ориентируйся на цель (задачу);

ü будь активен в беседе;

ü осуществляй конструктивную критику;

ü не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

1. Выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

2. Подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

3. Подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

4. Подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

1. Определение понятийного аппарата (тезауруса);

2. Краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

3. Перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

5. Заключительную речь модератора.

6. Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

7. Консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

8. Подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведённого анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей круглого стола.

II Дискуссионный этап состоит из:

1. Выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации. Ведущий должен действовать директивно, жёстко ограничивая во времени участников круглого стола.

2. Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определённом порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

3. Выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы;

5. Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

1. Подведение заключительных итогов ведущим;

2. Выработку рекомендаций или решений;

3. Установление общих результатов проводимого мероприятия.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КС

1. Напоминание целей и задач круглого стола

2. Показ итоговой расстановки участников встречи по точкам зрения на проблему

3. Формирование общей позиции к которой пришли или близки все участники встречи

4. Ориентирование учащихся на изучение вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии

5. Слова благодарности всем участникам.

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.

Форма организации рефлексии может быть самая разнообразная.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕДОСТАТКИ

ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

ü Авторитарный стиль ведущего

ü Поверхностное обсуждение поставленных проблем

ü Слабая связь теории с практикой, абстрактность докладов

ü Низкая результативность

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула 2016

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2017.

Методические рекомендации по проведению круглых столов


Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Читайте также: