На столе лежит покойник ярко свечи горят это был убит разбойник

Обновлено: 04.07.2024

Три гудочка прогудело,
Все на фабрику идут.
А чекисты в это время
Все облаву ведут.

В этой маленькой облаве
Наш Ванюша попал,
Окруженный легашами,
В уголовку шагал.

Привели, посадили,
Сперва думал - шутя.
А потом объявили:
- Расстреляют тебя!

Только вышли в переулок,
Кто-то крикнул: "Беги!"
Двадцать пуль ему вдогонку,
Семь остались в груди.

А наутро в переулке
Труп Ванюши нашли.
Он был в кожаной тужурке,
На ногах сапоги.

Забодали мы тужурку,
Забодали сапоги
И купили по поллитру,
На поминки пошли.

На столе лежит покойник,
Ярко свечи горят.
Это был убит разбойник,
За него отомстят.

Разузнал о том поселок,
И проведала шпана.
Семь легавых утопила
За Ванюшу-вора.

Три гудочка прогудело,
Все уж с фабрики идут.
А семь легавых в это время
На кладбище везут.

Это ж из фильма "Интервенция", что с Высоцким. Да эдакий босяк выплясывает в тельняшке.
"На столе лежит покойник. "

А еще там есть "Гром прогремел золяция идет, одесский розыск рассылаеть телеграммы, что вся Одесса переполнена ворами и настает критический момент и заедает темны елемент".

Поет эту песню Аркаша Северный. Мой любимец.

Вот скажи, Серега, почему так отвратителен шансон и так замечательно вот ето. В чем разнича? Я могу часами слушать Хвоста "Он вез директора из треста на волге цвета изумруд", и терпеть ненавижу всякие современные шансоны. Это я такой мракобес?

В каждом жанре есть есть гений, то он соделает из самого неказистого жанру щедевр.

Но щедевры рождаются только под репрессиями, только под угрозой смерти. Как только все разрешено у всякого человека словно б пар спустили, и все что он делает, получается как-то убого.
Вот взять Рязанова. Ну это ж какие ж фильмы делал при цензуре! Вечные!
Вот он эту цензуру то так чуток объедит, то эдак, а нам удовольствие несказанное - как та сгущенка, которую нам дарил дедмороз на заставе, дедморозом был всегда я а сгущу для солдат сохранял прапорщик Бабаев, и нам казалось что это не сгущенка а прямо сома какая-то - а ему почет. Теперь сняли цензуру и режиссера не стало, все что он потом снял это просто какая-то чушь. Казалось бы могли бы появится новые режиссеры которые могут снимать в условиях вседозволенности, но и их нет, все что снимают это какие-то бесконечные половые органы, так или иначе завуалированные. Вспомни Турецкий Гамбит - ну и туда геев солдат вставили. Геи солдаты, ну в какой больной ум это могло прийти. Еще бы сделали шахтеров геев, бля или комбайнеров. Печальная умора.
А блатняк - какой там шансон, не шансон а блатняк, он наиболее силен тот что был при СССР, потому как был запрещен. Вообще всякое запрещение, очень полезно, потому как конечно не истребляет феномен, но делает его качественным.
А Хвост это . ну это ж ваще. это ж Хвост.

Я современным блатняком не интересуюсь и радио Шансон не слухаю. Мне вот люб Северный из всей это гильдии. Это канон высокого блатняка.

Совершенно с тобой согласен. Наличие цензуры очень сильно влияет на качество создаваемых художественных произведений.

Когда есть цензура, мастеру приходится буквально шлифовать форму, в которой он подает свои мысли и чувства.

И советский кинематограф есть ярчайший тому пример.

Или вот еще пример. Почитал я "неоцензуренные" "12 стульев". Так вот "выкинутые" из "официальной" версии эпизоды показались мне очень слабыми. Недоделанными какими-то, сырыми. И книга без них намного лаконичнее и точнее, в ней нет "недостроя".

Или ещё. Смотрел как-то передачу о том, как снимали "Белое солнце пустыни". Так вот, там утверждалось, что первоначально предполагалось показать жизнь товарища Сухова в прошлом. Например, как он девок на сеновале невинности лишал. Не пропустили. И мне кажется, что фильм вряд ли от этого проиграл.

На столе лежит покойник ярко свечи горят это был убит разбойник

ТРИ ГУДОЧКА

Три гудочка прогудело,
Все на фабрику идут.
А чекисты в это время
Все облаву ведут.

В этой маленькой облаве
Наш Ванюша попал,
Окруженный легашами,
В уголовку шагал.

Привели, посадили,
Сперва думал — шутя.
А потом объявили:
— Расстреляют тебя!

Только вышли в переулок,
Кто-то крикнул: «Беги!»
Двадцать пуль ему вдогонку,
Семь осталось в груди.

А наутро в переулке
Труп Ванюши нашли.
Он был в кожаной тужурке,
На ногах сапоги.

Забодали мы тужурку,
Забодали сапоги
И купили по пол-литру,
На поминки пошли.

На столе лежит покойник,
Ярко свечи горят.
Это был убит разбойник,
За него отомстят.

Разузнал о том поселок
И проведала шпана.
Семь легавых утопила
За Ванюшу-вора.

Три гудочка прогудело,
Все уж с фабрики идут.
А семь легавых в это время
На кладбище везут.

Блатная песня. М.: Эксмо, 2002.


На мотив "Позабыт-позаброшен" (там же см. ноты) - некоторые фрагменты этих песен совпадают. См. также песню "Пришел уж час - пора расстаться. ", где есть такой куплет:

Меня схватили, посадили
И все как будто бы шутя,
А на утро заявили,
Расстреляем мы тебя.

«Фольклор Соловков существовал только в пределах самого монастыря, где были более сносные условия в силу показухи, или, как говорили зеки, “туфты”, которую устраивало начальство для гостей.

Прежде всего это были песни. Песни разные. Вроде такой:

В Фонарном переулке
труп убитого нашли.
Он был в кожаной тужурке
с большой раной на груди.
Он лежит и не дышит
на холодной земле.
Двадцать девять ран имеет
на усталой голове.

Далее в форме баллады разворачивается драматический сюжет гибели героя. Это пример воровского фольклора царских тюрем и ссылок, который еще существовал на Соловках в конце 20-х годов.

Бытовали песни литературного происхождения, исполнявшиеся популярными в те годы певцами, и в первую очередь Леонидом Утесовым: “Гоп со смыком это буду я. ”, “Мы со Пскова два громилы. ”» (Цит. по газете "Первое сентября", 1999, №77).

ДУРОЧКА ИЗ ФОНАРНОГО ПЕРЕУЛОЧКА

Из книги Наума Синдаловского «На языке улиц. Рассказы о петербургской фразеологии». М.: Центрполиграф, 2006. С. 74-76.

Скверная репутация переулка, который протянулся от набережной реки Мойки к набережной канала Грибоедова, начала складываться в конце XVIII века, когда его из Материальной улицы переименовали в переулок и назвали Фонарным, то ли из-за Фонарного питейного дома, то ли из-за фонарных мастерских, находившихся поблизости. Правда, до конца XIX века это название не вызывало непристойных ассоциаций, пока вдруг, по необъяснимой иронии судьбы, здесь не начали появляться один за другим публичные дома с «соответствующими им эмблемами в виде красных фонарей». Безобидные и даже вызывающие некоторую гордость фонари приобретали дурной смысл. Обеспокоенные домовладельцы обратились в Городскую думу с просьбой о возвращении переулку его первоначального названия. Дело будто бы дошло до императора. В резолюции Николая II, если верить легенде, было сказано, что «ежели господа домовладельцы шокированы красными фонарями на принадлежащих им домах, то пусть не сдают свои домовладения под непотребные заведения».

В 1870—1871 годах в Фонарном переулке по проекту архитектора П.Ю. Сюзора были построены так называемые народные «Фонарные» бани, принадлежавшие М.С. Воронину. В свое время бани были знамениты своим великолепным убранством — мраморными ваннами, зеркалами, пальмами. В народе их называли «Бани на Фонарях», или просто «Фонари». Бани пользовались популярностью. Однако слава о них ходила не самая лестная. Поговаривали о свальном грехе, о массовых оргиях и прочих шокирующих деталях запретного быта.

Все это вместе взятое создавало особую атмосферу, которой побаивались добропорядочные обыватели. Фонарного переулка сторонились. Он и в самом деле становился очагом уголовщины центрального района:

В Фонарном переулке труп убитого нашли.
Он был в кожаной тужурке с большой раной на груди.
Он лежит и не дышит на холодной земле.
Двадцать ран имеет на усталой голове.

Широко известно было в Петербурге и знаменитое «Дело Фонарного переулка», когда некими революционерами-экспроприаторами была ограблена повозка с огромной суммой банковских денег. Не обошлось без взрыва самодельных бомб, перестрелки с полицейскими и жертв среди мирных жителей. Все это лишь упрочило скандальную репутацию Фонарного переулка.

Даже в советское время, когда публичные дома с красными фонарями бесследно исчезли, а над баней был установлен неусыпный контроль пролетарской общественности, в городском фольклоре следы недавнего прошлого сохранились. До сих пор в адрес девочек сомнительного поведения в вызывающе коротких юбочках можно услышать питерскую дразнилку: «Дурочка с Фонарного переулочка».

ВАРИАНТЫ (2)

1. Ванюша (Три гудочка)

Шесть часов уж пробило,
Три гудочка гудут,
А легавые поутру
На облаву идут. (1)

И в одну из облав
Наш Ванюша попал,
Под ментовским он конвоем
В уголовку шагал.

Привели, посадили,
А он думал — шутя.
А наутро объявили:
«Расстреляем тебя».

А мамаша узнала,
Что Ванюша сидит.
Её сердце подсказало,
Что он будет убит.

Мать пришла в уголовку,
Но ответ был такой,
Что сынок её Ванюша
Не вернется домой.

Двери камеры открылись,
Два лягавых вошли
И налётчика Ванюшу
На расстрел повели.

Вот ведут Ваню к казни,
Кто-то крикнул: «Беги!»
Двадцать пуль ему вдогонку -
Семь застряло в груди.

На другой день поутру
Мы в газетах прочли,
Что в Лиговском переулке
Труп Ванюши нашли.

На нём кожана тужурка,
На нём кожаны штаны,
На нём красная рубашка
И семь ран на груди.

Забодали (2) мы тужурку,
Забодали штаны,
И купили самогонки
На поминки души.

На столе лежит покойник,
Свечи тускло горят.
Это был убит разбойник,
За него отомстят.

Не прошло и недели,
Кругом слухи пошли:
Что в Лиговском переулке
Двух лягавых нашли.

Шесть часов уж пробило… и т. д.

Две последние строки повторяются

(1) Вариант -
«Прогудело три гудочка, -
На работу пора,
А лягавые в то время
Заряжали шпалера».

(2) Забодать – продать (старый жаргон).

Одна из старых уркаганских песен, предположительно середины 20-х годов. Исполнялась на мотив «Позабыт-позаброшен».

Жиганец Ф. Блатная лирика. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. С. 93-94.


В этом варианте завалили только двух ментов, а в предыдущем - семерых. С этой точки зрения предыдущий определенно радикальней.


2. Три гудочка прогудело.

Три гудочка прогудело,
Все на фабрику идут.
А чекисты в это время
Все облаву ведут.

В этой маленькой облаве
Наш Арончик попал,
Окруженный лягашами,
В уголовку шагал.

Привели, посадили,
Сперва думал — шутя.
А потом объявили:
Расстреляют тебя.

Только вышли в проулок.
Кто-то крикнул: "Беги!"
Двадцать пуль ему вдогонку,
Семь осталось в груди.

А наутро в переулке
Труп Арона нашли.
Он был в кожаной тужурке,
На ногах сапоги.

Мы загнали тужурку
И его сапоги,
И купили два пол-литра,
На поминки пошли.

На столе лежит покойник,
Ярко свечи горят.
Так как был убит разбойник,
За него отомстят!

И проведала Одесса,
И проведала шпана, -
Семь лягавых утопло
За Арона-вора.

Три гудочка прогудело,
Все с фабрики идут.
А семь трупов лягавых
На кладбище везут.

Как на Дерибасовской. Песни дворов и улиц. Кн. 1 / Сост. Б. Хмельницкий и Ю. Яесс, ред. В. Кавторин, СПб.: Пенаты, 1996. С. 49-51.

ТРОЕ КОВБОЕВ

Ярко светит луна,
Схоронясь за листвою.
По дороге лесной
Едут трое ковбоев.
Трое верных друзей,
Три ножа, три нагана,
Трое черных коней,
Три старых аркана.

Вдруг вдали огонек,
Кони резво заржали.
Это был кабачок
Одноглазого Гарри.
Трое слезли с коней,
Пояса подтянули.
И в раскрытую дверь
Трое разом шагнули.

Ярко свечи горят,
Виски льется рекою.
За широким столом
Веселятся ковбои.
Вдруг вдали слышен шум,
Стук копыт, звон гитары.
И в раскрытую дверь
Громовые удары.

Трое верных друзей
Время зря не теряли.
Будто в тире они
По громилам стреляли.
Чей-то череп трещал,
Дребезжала гитара.
На дубовом полу
Двадцать трупов лежало.

Ярко светит луна,
Хоронясь за листвою.
По дороге лесной
Едут двое ковбоев.
Двое верных друзей,
Два ножа, два нагана.
Двое черных коней
И два старых аркана.

Неизвестный источник. Этот же вариант под заглавием "В кабачке одноглазого Гарри" - Татьянин день. Новосибирск: Мангазея", 2004. (Хорошее настроение) - последняя строка первого куплета: "Три старинных аркана".


Еще одно заглавие - "Кабачок одноглазого Гарри".


ВАРИАНТЫ (3)

1. Ковбои

Ярко светит луна, хоронясь за листвою.
По дороге ночной проскакали ковбои.
Трое черных коней, три ножа, три нагана,
Трое верных друзей, три лихих атамана.

Вдруг вдали огонек, кони быстро помчали,
Это был кабачок под названьем «Бенгали».
Трое слезли с коней и ремни подтянули,
И, поправив ножи, смело к двери шагнули.

Ярко свечи горят, виски льется рекою,
За дубовым столом пировали ковбои.
Трое верных друзей, три ножа, три нагана,
Трое верных друзей, три ковбоя усталых.

Но, как прежде, сидят три ковбоя, нахмурясь,
Только руки слегка к кобурам потянулись.
Долго бой грохотал, долго пули свистели,
Девятнадцать парней на коней уж не сели.

Ярко светит луна, хоронясь за листвою,
По дороге ночной молча скачут ковбои.
Трое черных коней, два ножа, два нагана,
Двое славных парней, только нет атамана.

Атаман говорил, когда было их трое:
«Лучше смерть от ножа, чем позор для ковбоя».
И во веки веков, покоряясь завету,
Сотни юных парней помнят истину эту.

Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. (Золотая коллекция).


2. Песня про ковбоев

Ярко светит луна,
Схоронясь за листвою.
По дороге в Техас
Скачут трое ковбоев.

Три усталых коня,
Три ножа, шесть наганов.
По дороге в Техас
Три ковбоя усталых.

Вдруг вдали огонек,
Кони резко заржали.
Это был кабачок
Одноглазого Гарри.

Ярко свечи горят,
Виски льются рекою.
За дубовым столом
Пировали ковбои.

Но сидели ковбои
За круглым таганом,
Только руки слегка
Потянулись к наганам.

Чей-то череп трещал,
Чьи-то кости ломались,
На дубовом полу
Двадцать трупов валялись.

Ярко светит луна,
Схоронясь за листвою.
По дороге в Техас
Скачут двое ковбоев.

Только не было там
Самого Билли Сэма,
Он был старый дружок
Одного бизнесмена.

Два усталых коня,
Три ножа, шесть наганов.
А на третьем коне
Тело их атамана.

Откуда я выучила эту песню - не помню. Кажется, брат принес ее из школы.

Прислала журналистка Анна Баскакова 16 марта 2008 г.


3. Кабачок одноглазого Гарри

Версия Виктора Баранова и Артура Гладышева

Ярко светит луна, схоронясь за рекою.
По дороге степной проскакали ковбои.
А вдали огонек - кони быстро помчали.
Это был кабачок одноглазого Гарри.

Трое слезли с коней, сапоги подтянули,
И в дубовую дверь трое молча шагнули.
Ярко свечи горят, виски льется рекою,
За дубовым столом веселятся ковбои.

Но спокойно сидят три ковбоя усталых,
Руки медленно их потянулись к наганам.
Свист пронзительных пуль, стоны в нем потонули
И десяток громил двадцать ног протянули.

Ярко свечи горят, виски льется рекою,
За дубовым столом веселятся ковбои.
Ярко светит луна, схоронясь за рекою.
По дороге степной ускакали ковбои.

Ярко светит луна, схоронясь за рекою.
По дороге степной ускакали ковбои.

Расшифровка фонограммы Неуловимого Арчи (Артура Гладышева). CD Неуловимый Арчи "Квасная Америка", Московские окна ЛТД, 1997.

«Ванюша» - хит Соловков

В этот раз в нашей постоянной рубрике мы расскажем о песне, сочиненной в середине 20-х годов. Называется она «Ванюша», или еще как вариант — «Три гудочка». В те времена она была очень популярной у российских уголовничков. Простой текст, внятный мотив — что еще надо для уркаганского хита?

ВТОРОЙ ТЕКСТ КРОВОЖАДНЕЕ

Существует канонический текст, а также текст, который «под себя» переработал легендарный Аркадий Северный. Они достаточно сильно отличаются, а поскольку вариант Северного есть на магнитофонных записях, в основном люди знают именно его.

Мы приводим оба текста. В первом Ванюшу взяли легавые, а его мать почувствовала, что сына расстреляют, и пришла в уголовку. Там ей, надо сказать, в весьма корректной форме сообщили, что «Ванюша не вернется домой». В варианте Северного мать отсутствует. Потом главный герой пытается прямо из-под казни совершить побег.

Дальше происходит что-то невероятное, если исходить из законов физики — «двадцать пуль вдогонку» посылают проклятые вертухаи Ванюше, но семь из них почему-то «застряли в груди», а не в других тыловых частях тела. Ну да ладно.

Кореша обещают за вора Ванюшу отомстить легашам. Но если в каноническом варианте в итоге «в Литовском переулке двух легавых нашли», то в варианте Северного все куда кровожаднее — «семь легавых на кладбище везут». Во как!

ПОДКУПАЕТ НЕЗАТЕЙЛИВОСТЬЮ

О литературных и поэтических достоинствах песни говорить не будем — их просто нет. Я бы даже сказал, их как-то подчеркнуто нет. Песня подкупает своей незатейливостью — что в вопросе стилистики, что в сюжетных мотивах.

Но в чутких сердцах налетчиков песня нашла должный отклик. В 20-е ее часто исполняли в «малинах». И это не случайно. В песне встречается такое понятие, как облавы. Они как раз и происходили, как правило, по «малинам». Так что этот момент в песне, так сказать, тематический.

ЭТО ТОЖЕ ПРО ВАНЮШУ

Кстати, надо сказать несколько слов про Фонарный переулок в Питере. Из книги Наума Синдаловского «На языке улиц. Рассказы о петербургской фразеологии» можно прочитать: «Скверная репутация переулка, который протянулся от набережной реки Мойки к набережной канала Грибоедова, начала складываться в конце XVIII века, когда его из Материальной улицы переименовали в переулок и назвали Фонарным — то ли из-за Фонарного питейного дома, то ли из-за фонарных мастерских, находившихся поблизости. Правда, до конца XIX века это название не вызывало непристойных ассоциаций, пока вдруг, по необъяснимой иронии судьбы, здесь не начали появляться один за другим публичные дома с «соответствующими им эмблемами в виде красных фонарей». Безобидные и даже вызывающие некоторую гордость фонари приобретали дурной смысл. Обеспокоенные домовладельцы обратились в Городскую думу с просьбой о возвращении переулку его первоначального названия. Дело будто бы дошло до императора. В резолюции Николая II, если верить легенде, было сказано, что "ежели господа домовладельцы шокированы красными фонарями на принадлежащих им домах, то пусть не сдают свои домовладения под непотребные заведения".

В 1870-1871 годах в Фонарном переулке по проекту архитектора П.Ю. Сюзора были построены так называемые народные «Фонарные» бани, принадлежавшие М.С. Воронину. В свое время бани были знамениты своим великолепным убранством — мраморными ваннами, зеркалами, пальмами. В народе их называли «Бани на Фонарях», или просто «Фонари». Бани пользовались популярностью. Однако слава о них ходила не самая лестная. Поговаривали о свальном грехе, о массовых оргиях и прочих шокирующих деталях запретного быта. Все это вместе взятое создавало особую атмосферу, которой побаивались добропорядочные обыватели. Фонарного переулка сторонились. Он и в самом деле становился очагом уголовщины. Широко известно было в Петербурге и знаменитое «Дело Фонарного переулка», когда некими революционерами-экспроприаторами была ограблена повозка с огромной суммой банковских денег. Не обошлось без взрыва самодельных бомб, перестрелки с полицейскими и жертв среди мирных жителей. Все это лишь упрочило скандальную репутацию Фонарного переулка. Даже в советское время, когда публичные дома с красными фонарями бесследно исчезли, а над баней был установлен неусыпный контроль пролетарской общественности, в городском фольклоре следы недавнего прошлого сохранились. До сих пор в адрес девочек сомнительного поведения в вызывающе коротких юбочках можно услышать питерскую дразнилку: «Дурочка с Фонарного переулочка».

Ярко светит луна (три ковбоя)

Ярко светит луна,
Схоронясь за листвою…
По дороге лесной
Едут трое ковбоев.
Трое верных друзей,
Три ножа, три нагана,
Трое черных коней,
Три старых аркана.

Ярко свечи горят,
Виски льется рекою.
За широким столом
Веселятся ковбои.
Вдруг вдали слышен шум,
Стук копыт, звон гитары…
И в раскрытую дверь
Громовые удары.

Ярко светит луна,
Хоронясь за листвою.
По дороге лесной
Едут двое ковбоев.
Двое верных друзей,
Два ножа, два нагана.
Двое черных коней
И два старых аркана.

Неизвестный источник. Этот же вариант под заглавием «В кабачке одноглазого Гарри» — Татьянин день. Новосибирск: Мангазея», 2004. (Хорошее настроение) — последняя строка первого куплета: «Три старинных аркана».

Еще одно заглавие — «Кабачок одноглазого Гарри».

ВАРИАНТЫ (3)

Но, как прежде, сидят три ковбоя, нахмурясь,
Только руки слегка к кобурам потянулись…
Долго бой грохотал, долго пули свистели,
Девятнадцать парней на коней уж не сели.

Песни нашего двора / Авт.-сост. Н. В. Белов. Минск: Современный литератор, 2003. (Золотая коллекция).

2. Песня про ковбоев

Два усталых коня,
Три ножа, шесть наганов.
А на третьем коне
Тело их атамана.

Откуда я выучила эту песню — не помню. Кажется, брат принес ее из школы.

3. Кабачок одноглазого Гарри

Ярко светит луна, схоронясь за рекою.
По дороге степной проскакали ковбои.
А вдали огонек — кони быстро помчали.
Это был кабачок одноглазого Гарри.

Ярко светит луна, схоронясь за рекою.
По дороге степной ускакали ковбои.

Расшифровка фонограммы Неуловимого Арчи (Артура Гладышева). CD Неуловимый Арчи «Квасная Америка», Московские окна ЛТД, 1997.

Читайте также: