Пробираясь между тесно стоящими столиками юноша поздоровался

Обновлено: 16.05.2024

1.
1) Иногда взгляд Илюши наполнялся выражением безразличия усталости или скуки.
2) Художник был увлечен не только красотой открывшегося перед ним вида но и разнообразием природных форм.
3) Пианист виртуозно исполнял свои и чужие сочинения и с легкостью читал с листа незнакомые произведения.
4) Картины и вазы в комнате отражали утонченность вкуса её хозяина.
5) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли грузные серые облака.

2.
1) Русский дух ощущается в творчестве Пушкина в юморе и иронии в силе чувств и лиризме отступлений в пафосе всей поэмы и в характерах действующих лиц.
2) Иван Иванович всегда дает каждому из детей или по бублику или по кусочку дыни.
3) Сравнительный метод одинаково полезен и необходим как в анатомии отдельного человека так и в социальной науке.
4) Лодка шла вдоль берега и попадала то в полосы прохладного морского воздуха то в струи теплого сыроватого ветерка.
5) Направо белела низменная песчаная коса и темнела груда дальних гор.

3.1) Санин ощущал во всем своем существе если не удовольствие то некоторую легкость счастья.
2) Среди сибирских рек есть и большие и малые и спокойные и буйные.
3) Снаряды рвались справа слева и впереди.
4) По небу голубому проехал грохот грома и снова лес молчит.
5) От него не было ни слуху ни духу.

4.
1) Солнышко село и зорька погасла.
2) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.
3) Отрывистый и ломаный звук метался и прыгал и бежал куда-то в сторону от других.
4) И день и ночь не утихала работа в поле.
5) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

5.
1) Вода быстро поднималась и заливала луга и огороды жителей деревни.
2) Зарево распространилось не только над центром города но и далеко вокруг.
3) Ни свет ни заря отправилась Матрена в город.
4) Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно но вдруг остановился
5) Здесь краски не ярки и звуки не резки.

6.
1) На суше на море молодые и сильные руки творят чудеса.
2) Не то сон не то наваждение не то видение чудное показалось старому монаху.
3) Задолго до рассвета Ильинична затопила печь выпекла хлеб и насушила две сумы сухарей.
4) И день и ночь мой Ленинград стоял и жил сражался и мечтал.
5) Над Невой покачивался слюдяной солнечный блеск и пролетали легкие ветры со взморья.

7.
1) Я имею поручение как от судьи так равно и от всех ваших знакомых примирить вас с приятелем вашим.
2) И радости встреч и горечь разлук мы все испытали товарищ и друг.
3) Слушайте тишину и тогда осень лесная покажет вам все богатства.
4) Здесь барство дикое без чувства без закона присвоило себе насильственной лозой и труд и собственность и время земледельца.
5)Вот уж и стука и крика и бубенцов не слыхать.

8.
1) Клёны и берёзки столпились на пригорках и лощинах.
2) Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив.
3) Русский народ смышлён и понятлив усерден и горяч ко всему благому и прекрасному.
4) Ты внемлешь грохоту громов и гласу бури и валов и крику сельских пастухов.
5) Солнышко село и зорька погасла и птицы затихли в лесу

9.
1) Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.
2) Как недостатки так и достоинства «Полтавы» были равно не поняты тогдашними критиками и тогдашнею публикой.
3) И сегодня рифма поэта — ласка и лозунг и штык и кнут.
4) Не железным ключом открывается сердце а добротой.
5) Бесхитростная тишина и воздух прозрачен до боли до слёз

10.
1) Наставник внимательно и придирчиво оглядывал выполненную работу обсуждал все тонкости механизма со своим помощником и его учеником.
2) Ветер приносит холод ясность и некую пустоту всего тела.
3) Буду ли я пеною в море или голубою мглой на горах или вечерней тенью степной — я всегда буду помнить о тебе.
4) Осенней свежестью листвою и плодами благоухает сад.
5) Мой отец любил порядок и порядок любил его.

11.
1) Калитка открылась и мы вошли в узкий дворик подошли к хозяйке.
2) Ветер срывал с берез мокрые и пахучие листья и швырял их в ночь.
3) Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь…
4) Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом то в кибитке то в карете то в телеге то пешком?
5)Необходимо побывать если не во всех то в большинстве районов.

12.
1) Писательский талант равно проявит себя как в книгах для взрослых так и в детской литературе.
2) Крылов и Даль и Гончаров были чиновниками и не утратили из-за этого своих дарований.
3) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдает иллюзию за «чистую монету».
4) Небосвод покачивался то приближался то отходил.
5) У нас выпал снег и начался санный путь.

13.
1) Внезапно закружил листопад и постепенно похолодало.
2) Серый коршун с растопыренными шевелящимися кончиками крыльев пролетел над гребнем горы.
3) Вся мебель в комнате состояла из стола кровати да табурета.
4) В праздник кто-нибудь в доме варил варенье или пек торт или готовил еще что-нибудь вкусное и обязательно угощал соседей.
5)Я сижу один над обрывом глажу добрейшую собаку с невероятно забавными в своей ложной свирепости желтыми мужичьими глазами.

14.
1) Брат был умен и ловок легко решал задачи и легко научился делать фокусы.
2) Черная дыра тоннеля то виднелась отчетливо то пропадала в подымавшемся от раскаленных камней мареве.
3) Сама площадь и позлащенные солнцем листья и памятник казались какими-то чужеземными.
4) Мне пришлось читать Ане и стихи и сказки и потешки.
5) Совсем стемнело и в темноте мы очень скоро потеряли наших товарищей.

16.
1) Зоя придерживала двумя пальчиками край широкой шляпы и посматривала то вбок то назад.
2) Все уселись вокруг разостланной скатерти и принялись за паштет и прочие яства.
3) Инсаров прочёл Берсеневу свой перевод двух или трёх болгарских песен и пожелал узнать его мнение.
4) Внезапный порывистый ливень без грому и молний только что промчался над нашей широкой равниной.
5) Лесная путаница тропинок окончилась и открылся великий простор.

17.
1) С самого раннего утра убегал он или на пруд или в рощу или на сенокос.
2) А я не только впредь не трону здешних стад но сам за них с другими грызться рад.
3) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
4) Даша кивнула головой и на шапочке закивали ромашки.
5) Ни конца ни края не было их задушевным беседам.

18.
1) Овсянников разъезжал либо на беговых дрожках либо в небольшой красивой тележке с кожаным верхом
2) Листья распускаются если не в апреле то в мае.
3) Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
4) Добровольцы давно промокли до нитки и продрогли до мозга костей
5) Далеко за воротами кричали лягушки и пел в саду соловей.

19.
1) Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости скуки.
2) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.
3) То ль от зноя то ль от стона подошла усталость.
4) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.
5) Дождями каждодневными кончается лето и начинается осень холодом.

20.
1) Жизнь удивительна и прекрасна.
2) Борьба учила хитрости и осторожности зоркости и смелости.
3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы то исчезала в траве.
4) Все блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.
5) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

21.
1) Он поминутно останавливался и только при блеске молнии делал шаги.
2) Лунный свет поблескивал не только на стёклах окон но и на глади реки.
3) Всю ночь не сходил месяц с неба и утром готовился настоящий мороз.
4) Дай мне карандаш или ручку.
5) Ночью ветер злится да стучит в окно.

22.
1) Агроном сначала осмотрел посевы пшеницы и гороха потом что-то записал в блокнот.
2) Юбиляра поздравляли не только сотрудники но и совершенно незнакомые люди.
3) Здесь побывала анаконда или какая-нибудь другая крупная змея.
4) Серебро и злато брильянты и жемчуг дарил боярин своей ладушке.
5) Третий выстрел и птица снялась с дерева широкими взмахами своих крыльев.

1) 1 2
2) 2 3 4
3) 13 4
4) 12
5) 24
6) 134
7) 13
8) 4 5
9) 15
10) 12 4 5
11) 13
12) 1 3
13) 135
14) 12 5
15) 2 3 4 5
16 15
17) 2 4
18) 125
19) 13 5
20) 25
21) 2 3
22) 12 45

Тест по разделу русского языка «Пунктуация: простое предложение». Вариант 1


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Тестовые задания предназначены для проверки знаний студентов по разделу русского языка «Пунктуация: простое предложение»: предлагается два варианта теста, в каждом из них по 32 вопроса. Задания оцениваются по пятибалльной системе: «5» – 85–100%; «4» – 70–84%; «3» – 50–69%; «2» – 0–49%. После прохождения тестовых заданий студенты могут просмотреть ошибки и узнать свой результат.

Список вопросов теста

Вопрос 1

В каком предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым?

  • Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
  • Его измеренная длина три километра.
  • Нравственность должна быть путеводной звездой науки.
  • Твои глаза что маяки в ночи.
Вопрос 2

В каком варианте ответа перечислены все предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым?

А) Холодные яйца всмятку еда очень невкусная.

Б) Пятьсот тысяч без сомнения куш.

В) Бизнес искусство извлекать деньги из кармана другого человека без насилия.

Г) Почти каждая моя картина это целый роман.

Д) Настоящее путешествие есть отрыв от близких и добровольное посвящение в одиночество.

  • А, Г, Д
  • Б, В, Г
  • А, В, Д
  • А, В, Г
Вопрос 3

Как объяснить постановку тире в данном предложении?

Прогресс, врывающийся в язык, в словарь, в правописание, унификация правил, упрощение начертаний – дело, полезное для всеобщей грамотности, но не для культуры.

  • тире выделяет приложение
  • тире обозначает место пропуска членов предложения
  • тире разделяет подлежащее и сказуемое
  • тире разделяет части бессоюзного сложного предложения
Вопрос 4

Укажите, какое из предложений является простым (осложнённым однородными членами). (Знаки препинания не расставлены.)

  • Мартовское солнце светило ярко и сквозь оконные стёкла падали на стол горячие лучи.
  • Уже рассвело и взошло солнце снег засверкал кругом.
  • Нехлюдов вернулся в суд снял пальто и пошёл наверх.
  • День был жаркий парило прибрежные травы были нагреты влажным теплом.
Вопрос 5

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

  • Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.
  • Сквозь цветы и листы и ветки виднелись полуразрушенные стены.
  • Красноватое солнце висело над длинными снеговыми полями.
  • На прогулку в лес они взяли спички да немного соли.
Вопрос 6
  • Сильный ветер склоняет слабые кусты ковыля до самой земли треплет их и рассыпает направо и налево.
  • В тот вечер я участвовал в скучной беседе о снижении стоимости серебра обесценивании денег падении иены.
  • Новую дорогу будут строить вдоль реки или через заброшенное поле.
  • Факелы стражников мелькали то у моста то у въездных ворот то у складов.
Вопрос 7

В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?

  • Но народный любимец не хотел быть никем иным: ни шейхом, ни дервишем, ни чудотворцем, ни звёздным странником!
  • Вся «дача» состояла из четырёх зданий разной величины: а именно, из флигеля, конюшни, сарая, бани.
  • Под потолком керосиновая лампа освещала: углы дома, хозяина и трёх собак, лежавших за его спиной.
  • Комната была уставлена – мебелью, столом, двумя садовыми скамейками на железных ногах и рыжей фисгармонией.
Вопрос 8

В каком варианте ответа правильно объясняется постановка запятой при обособлении второстепенного члена предложения?

Не совершивший никакого преступления, Курочкин ощущал себя закоренелым преступником.

  • Приложение относится к личному местоимению.
  • Причастный оборот относится к личному местоимению.
  • Причастный оборот стоит перед определяемым словом.
  • Причастный оборот имеет дополнительный обстоятельственный оттенок значения.
Вопрос 9

В каком варианте ответа перечислены все предложения, в которых запятые расставлены верно?

А) Оставленный на окне, свёрток был набит старыми письмами.

Б) Потерявший по глупости лошадь, офицер был готов на любой подвиг.

В) Жена фельдшера, тучная и сонная женщина, накормила нас пловом с крупным изюмом.

Г) Крейсер «Аверов», гроза морей гордо нёс свою обветшалую стальную броню.

Д) Гости тоже восхищались этими старыми картинами развешанными в гостиной.

Вопрос 10

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?

Опустившая голову (1) Анечка (2) неподвижно сидела в пуховом платке (3) бережно покрывавшем (4) её плечи.

  • 2, 3, 4 – выделяются два причастных оборота.
  • 2, 4 – выделяются два причастных оборота.
  • 3 – выделяется причастный оборот.
  • 1 – выделяется деепричастный оборот.
Вопрос 11

Сам человек работящий, он не выносил лени во всех её видах.

  • Обособлено приложение, относящееся к личному местоимению.
  • Обособленный уточняющий член предложения.
  • Согласованное определение стоит после определяемого слова.
  • Причастный оборот относится к личному местоимению.
Вопрос 12

В каком предложении приложение выделено запятыми верно?

  • Опытный политик, она, не стала бороться за обречённую столицу княжества.
  • Половина пожарной команды, дежурные, никогда не раздевалась и спала тут же в сапогах.
  • Этот плакат бросал нас, пишущих журналистов в дрожь.
  • Совершенно одинокий человек Чернявский почти все вечера проводил в нашем шумном доме.
Вопрос 13
  • Поручик царской армии, Василий Данилович Дибич пробирался из немецкого плена на родину.
  • Добродушный старичок больничный сторож, тотчас же выпустил старшеклассников.
  • Взыскательный художник, Крылов кропотливо работал над каждой строкой.
  • И надо было всему случиться именно тогда, когда, он, Славка остался в лагере за старшего!
Вопрос 14

Укажите предложение, в котором выделенное слово запятыми не выделяется. (Знаки препинания не расставлены.)

  • Охая Генка слез с подводы и поплёлся к больнице.
  • Нужный Анискину комбайн стрекоча приближался.
  • Молча сели на землю мрачные машинисты конных сенокосилок.
  • Повернувшись участковый посмотрел на кузнеца более внимательно
Вопрос 15

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Стараясь ступать по (1) постланной на полу (2) дорожке (3) посетитель шёл за медсестрой (4) поражённый блеском (5) натёртых воском (6) полов.

Вопрос 16

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Около двух часов ночи (1) увидев призрак (2) витающей над ним смерти (3) он внезапно проснулся.

  • 1, 3 – выделяется причастный оборот.
  • 1, 2 – выделяется деепричастный оборот.
  • 1, 2 – выделяется причастный оборот.
  • 1, 3 – выделяется деепричастный оборот.
Вопрос 17

Мальчик наморщил лоб (1) улыбаясь застенчиво и рассеянно (2) и заковылял (3) к другому цветку (4) ставшему новым пристанищем бабочки.

  • 1 – выделяется деепричастный оборот
  • 1, 2 – выделяется деепричастный оборот;
  • 4 – выделяется причастный оборот
  • 1, 2 и 4 – выделяются два причастных оборота
  • 4 – выделяется причастный оборот
Вопрос 18

Пробираясь (1) между тесно стоящими столиками (2) Юра поздоровался с Эллен и Игорем Буш (3) сидевшими в шумной молодой компании.

  • 1 – выделяется одиночное деепричастие
  • 2 – выделяется деепричастный оборот
  • 2 и 3 – выделяются два причастных оборота
  • 2 – выделяется деепричастный оборот
  • 3 – выделяется причастный оборот
Вопрос 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После церковной службы все горожане устремились к арене (1) обсуждая на ходу доблести бойцов (2) собирающихся принять участие в турнире (3) и (4) гадая (5) кто ещё из окрестных рыцарей прибудет к месту состязания в самый последний момент.

Вопрос 20

Генерал рассеянно слушал (1) известную ему (2) историю про женитьбу лесопромышленника Кислых на француженке (3) дочери фабриканта духовых инструментов (4) разорившегося (5) и отдавшего в приданое медные листы и трубы для духового оркестра.

Вопрос 21

Горячие от солнца (1) брёвна (2) связанные венцами (3) медленно плыли мимо дома Кислых, мимо городка, и так сладко было лежать на них (4) болтая ногами в речной воде (5) где морщилось отражённое небо и (6) заставленные лодками (7) берега.

Вопрос 22

В тяжёлые минуты, когда (1) казалось (2) не оставалось шансов на спасение, люди забывали о себе, во имя долга перед товарищами, и (3) пожалуй (4) только это помогло нам, хотя и с большими жертвами, добиться успехов.

Вопрос 23

Укажите предложение, в котором есть вводное слово.

  • А когда он отпускал тебе ваксу, не спрашивал, для чего, мол, барину нужна такая вакса?
  • Девчонка воротилась, объявляя, что барышня почивала дурно, но что теперь ей легче.
  • Сегодня, как только проснулся, я позвонил Николаю, тренеру нашей школьной команды.
  • Комендант хотел утром допросить арестанта, но урядник, воспользовавшись разгильдяйством охраны, убежал.
Вопрос 24

В каком предложении правильно расставлены знаки препинания при вводных словах?

  • Неразумно, было брать в такой поход стеклянные вещи.
  • Однако, на стук в двери он ответил не сразу.
  • Миазмы, по словам врача, вызывали малярию.
  • Бригадир наоборот чувствовал хмельную радость.
Вопрос 25
  • Однако, редактор хорошо помнил порядок абзацев в своей статье.
  • По свидетельству моряков, норд-ост по мере удаления от Новороссийска быстро ослабевает.
  • Должно быть зарево фейерверка было видно на много миль с моря.
  • Вообще, говоря эдельвейсы похожи на маленькие звёзды.
Вопрос 26

В каком предложении обособляется оборот со словом КАК? (Знаки препинания не расставлены.)

  • В таинственном окружении природы мы жили как бы с завязанными глазами.
  • Бабка Кланя увидела знаменитую четвёрку и остановилась как вкопанная.
  • На противоположном берегу как исполинские часовые стояли могучие кедры.
  • Я не устану прославлять этот крейсер как символ независимости маленького народа.
Вопрос 27

В каком предложении надо выделить уточняющие члены предложения? (Знаки препинания не расставлены.)

  • Зимой сорок первого под Москвой он воевал в составе отдельного полка милиции.
  • Там на горных перевалах лесные поляны покрыты сплошными коврами фиалок.
  • Вечером в субботу проводится концерт силами школьной самодеятельности.
  • На истёртой до блеска деревянной скамье в коридоре сидела дворничиха.
Вопрос 28

Укажите ошибочную характеристику пунктограмм данного текста. (Знаки препинания не расставлены.)

(1)Организмы растений и многих животных умеют сами производить аскорбиновую кислоту. (2)А вот например человек и морская свинка утратили эту способность в ходе эволюции. (3)Так что людям необходимо получать вместе с пищей по 50–100 мг витамина С в сутки. (4)«Аскорбинка» участвует во всех видах обмена веществ обеспечивая нормальную эластичность и проницаемость капилляров способствуя укреплению костной ткани зубов. (5)При недостатке витамина С у человека развивается цинга дёсны становятся слабыми и начинают кровоточить так как из-за отсутствия в организме аскорбиновой кислоты не образуются волокна соединительной ткани. (6)Так цинга часто поражала мореплавателей долгое время лишённых свежих овощей и фруктов.

  • В 1-м предложении не ставятся знаки препинания.
  • Только в 6-м предложении обособляется согласованное распространенное определение.
  • Только в 3-м предложении выделяется запятыми вводное слово.
  • В 4-м предложении обособляются два деепричастных оборота.
Вопрос 29

(1)Поднятием тяжестей увлекались и участники древних Олимпийских игр в Олимпии найден33 см и массой ´ 39 ´ каменный блок размером 68 143 кг. (2)Эллины первыми взяли в руки каменные и металлические ядра соединённые ручками аналог современных гантелей. (3)Много внимания развитию атлетических качеств уделяли римляне императоры ведущие беспрерывные войны нуждались в крепких закалённых солдатах. (4)С падением Рима интерес к атлетике постепенно угас и возобновился лишь в эпоху Возрождения проникнутую верой в безграничные возможности человека. (5)На ярмарках и гуляньях своё искусство демонстрировали борцы и гиревики устраивались турниры по поднятию брёвен наковален и других тяжестей. (6)Поощряли импровизированные соревнования и правители многие из которых сами отличались недюжинной силой. (7)Например Пётр I ломал руками подковы и монеты.

  • Во 2-м, 3-м и 4-м предложениях обособляются согласованные определения, выраженные причастным оборотом.
  • В 3-м предложении ставится запятая между однородными определениями.
  • В 7-м предложении выделяется вводное слово.
  • Во 2-м предложении не надо обособлять приложение.
Вопрос 30

(1)Откуда же в самом деле берутся у клоунов красные носы и рыжие чубы? (2)Кто помог артисту играющему Отелло стать темнокожим? (3)Всё это дело рук гримёров работающих в театрах и на киностудиях в цирке и на телевидении. (4)С помощью пудры и тонального крема клея и специальной косметики мастер-гримёр способен создать любой образ может пожилого человека сделать моложе а молодого стариком. (5)Если посмотреть на артиста или диктора телевидения без грима то его лицо будет выглядеть невыразительным пятном. (6)Под направленным светом специальных электроприборов лицо блестит расплывается кажется неживым и обычный «бытовой» макияж здесь не поможет. (7)Опытный гримёр правильно сочетая светлые и тёмные тона добивается того что лицо на сцене или экране выглядит естественно но в то же время объёмно и ярко.

  • В 1-м и 6-м предложениях выделяются вводные слова (словосочетания).
  • Во 2-м и 3-м предложениях обособляются согласованные определения, выраженные причастным оборотом.
  • В 7-м предложении обособляется деепричастный оборот.
  • В 5-м предложении в ряду однородных членов предложения не ставится запятая.
Вопрос 31

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  • Как жить так и читать вприпрыжку не следует.
  • Наиболее полно об устройстве традициях культуре скифского государства рассказал древнегреческий историк Геродот.
  • Не только грозному царю но и «белому Кремлю да святым церквям» кланяется купец Калашников перед боем.
  • Лирическая героиня поэзии А. А. Ахматовой являла собой возлюбленную и жену вдову и мать бросавшую и оставляемую.
  • У меня не выяснены счёты с пламенем и ветром и водой.
Вопрос 32

ЛитЛайф

– Дай рубль, говорю, тебе говорю, дай сейчас же, кому говорю?! – бубнил отец.

– Нет у меня рубля, сказала тебе!

Засучив рукава, мать стирала белье в деревянном корыте.

– Кому говорю?! – заплетающимся языком повторил отец, не обращая внимания на приход Витьки, будто тот и не пришел вовсе.

– Хватит, набрался, спать ложись! – сказала мать.

– Мне долг надо отдать… Поняла? Д долг… Д долг чести, поняла?

Отец куражился, показывал, что он городской, а мать деревенская. Он пытался встать, но пошатнулся и опять опустился на табурет.

– Работать надо, а не долги делать. – Мать сильными руками перетирала белье в мыльной пене.

– Я без… безработный… Долг чести…

– Не пил бы, так и не был бы без работы.

– Работа… Я мастер, дура!

– Не мастер ты, алкоголик! Занавески и те пропил. От людей стыдно… Хоть бы куда провалился с моей головы, алкоголик проклятый! Хоть бы тебя, пьяного, трамваем задавило!

– Эт то… Эт то ты на кого?! – Буров опять поднялся, удержался на этот раз в вертикальном положении. – На кого, спрашиваю, на мужа? На мужа, который, значит, тут есть лицо… Такие слова?!

Витька загородил мать:

– Ложись спать, папаня!

Он был одного роста с отцом, но плотнее и сильнее его.

Отец поднял кулак, но Витька перехватил его руку.

Сообразив, что если он вырвет руку, то упадет, Буров отец завопил:

– На отца?! Люди! Народ! Караул! Убивают!

Но люди не откликнулись: в квартире привыкли к скандалам у Буровых. Жили они на первом этаже, крики были слышны во дворе, но и во дворе никто не отозвался: тоже привыкли.

Витька держал руку отца:

– Не смей ее трогать!

Открылась дверь и появился Миша, остановился, молча взирая на происходящее.

– Тебе чего?! – спросил Витька.

– Не звали тебя. Чеши!

Буров отец вырвал руку, плюхнулся на табуретку, ударил кулаком по столу:

– Нет! Не уходи, товарищ! Смотри, как сын на отца кидается. Смотри, какие дети пошли. Раньше их ремнем, а теперь нет, права не имеешь.

– Не вовремя вы пришли, – сказала Бурова мать.

– Не уходи! – кричал Буров отец. – Я их, паразитов, иждивенцев, кормлю, пою… И меня же, в моем доме… Куда мне теперь деваться. Сын – бездельник, хулиган, отца не уважает, на отца кидается… Убить хочет, смерти моей желает…

– Чего на парня возводишь, – сказала Бурова мать. – Сам ты паразит, бездельник. – Она обернулась к Мише: – Меня ударить хотел, а Витя не дал. Разве сын позволит мать бить?

– Ты зачем с ним разговариваешь? – нахмурился Витька. – Он кто? Лезет тоже! Убирайся, уходи! Сказали тебе!

– Может, и ты со мной выйдешь? – сказал Миша.

– Не о чем. Звали тебя? Иди!

– Будь здоров! Только не шумите так, на весь двор.

– Не твое дело! – отрезал Витька.

Комбинация Навроцкого была проста. На фабрике высококачественный товар оформляется как бракованный или третьесортный. Сбывая его частникам по цене, во много раз превышающей фабричную, Валентин Валентинович заработал столько, что был вполне подготовлен к возвращению России к капитализму, а о том, что Россия к нему возвращается, свидетельствовал нэп: восемьдесят пять процентов розничной торговли уже в частных руках.

Надо получить на фабрике еще пять вагонов мануфактуры. Такой куш решит проблему, позволит уйти в тень и дожидаться, когда новая экономическая политика окончательно вернется к старой, дореволюционной. Объявили, что отступление кончилось, усилили налоговый пресс, нажимают на частника – все это временное, государство делает отчаянные попытки сохранить теряемые позиции. Бесполезно, против законов экономического развития не попрешь, без частной инициативы не обойдешься.

Он финансовый гений, потенциальный промышленный магнат, попавший в условия социальной революции. Уехать на Запад? Судьба русских эмигрантов его не устраивала. Они не предвидели будущего России, они близоруки, а он прозорлив. Он завершает свой период первоначального накопления, возвращает себе то, что государство отобрало у других. Кому принадлежала эта фабрика? Братьям Бутиковым. По какому праву Советская власть отобрала ее? Для создания нового общества? Прекрасно! Теперь он отбирает отобранное для возвращения к старому обществу.

Такова конечная цель. А конкретная задача – получить пять вагонов мануфактуры. Но на пути встал инженер Зимин, велел задержать вагон, хотел проверить товар, теперь требует документы. Но инженер при всей своей барской внешности, по видимому, не так уж неприступен. Вечер в ресторане и Люда – первый шаг. Люда премилая девица, хотя ее «маман» Навроцкому еще больше понравилась. Но «маман» смотрит на него пустыми глазами, еле отвечает на поклон. Люда перспективнее, у нее к нему какой то интерес, остается его развить. Девочка неглупа, держится достойно, даже аристократично; как и он, уязвлена действительностью. Он еще не разобрался, как действуют на нее его рассказы и философия, но то, как он отодвинул плечом Альфонса Доде, подействовало наверняка. Девочке нужен герой. Бьен! Он и есть герой.

Валентин Валентинович требовал от людей уважения, которое он испытывал сам к себе, высоко ценил свою репутацию; она нужна ему не только в будущем, но и в настоящем: охраняет, внушает уверенность и спокойствие. Он никого не боится, но всегда начеку, собран, мобилизован – чужая неприязнь не бывает случайной, надо знать, что за ней скрывается, – удар, даже самый слабый, может иметь губительные последствия.

Миша Поляков смотрит волчонком! Почему? Усек с вагоном? Сомнительно. Шокирует модный костюм. Ведь они ходят в косоворотках и кожаных куртках. Ну, уж такое он на себя не напялит, такая мимикрия ни к чему. И вообще, к черту этого мальчишку, молокосос, не стоит о нем думать…

Однако этот мальчишка испортил ему настроение. Что то непримиримое во взгляде, такого не купишь, на промышленного магната он работать не будет. Навроцкий знал, как разговаривать с фининспектором, даже со следователем. Миша представлял не власть, а идею, мораль, нравственность, а к этому у Валентина Валентиновича ключа не было.

В плохом настроении Навроцкий никогда не признавался, у него нет права на плохое настроение. Свое нынешнее настроение он называл не плохим, а лирическим.

Он так и сказал Юре, когда они встретились у ресторана «Эрмитаж»:

– У меня, мой друг, сегодня лирическое настроение. Мы не пойдем в этот вертеп. Мы честные труженики, и я не желаю сидеть рядом с гориллами и мандрилами. Мы пойдем к артистам. Ты собираешься стать Рудольфе Валентине, я в душе поэт.

Так они очутились у маленького кафе «Эклер» – название несколько странное для места, где собирались артисты и поэты.

Перед слабо освещенным входом Валентин Валентинович задержался.

– «Эклер»! Много сладкого, жирного крема. Ты любишь крем? Или предпочитаешь что нибудь другое? Мороженое, например? Или что нибудь покрепче?! Неудачное название. Но здесь ты убедишься, что содержание не всегда соответствует форме.

По крутой каменной лестнице они спустились в низкое, тесное, прокуренное помещение со сводчатыми потолками. За маленькими столиками чудом умещались кучи людей. На возвышении, заменявшем эстраду, молодой человек небрежно и виртуозно перебирал клавиши пианино.

Пробираясь между тесно стоящими столиками, Юра поздоровался с Эллен и Игорем Буш, сидевшими в шумной молодой компании.

– Кто это? – спросил Валентин Валентинович, когда они наконец втиснулись между стеной и чьими то спинами и уселись за столик, добытый Навроцким с великим трудом.

Выстрел _014.png

– Знаменитая цирковая пара – Эллен Буш и ее брат Игорь.

– Откуда ты ее знаешь?

– Знаком, – загадочно ответил Юра, но не удержался и добавил: – В нее втрескался Мишка Поляков.

Стартовый контроль. 10 класс

2. В каком предложении выделенное слово употреблено НЕПРАВИЛЬНО? Исправьте ошибку и запишите правильный вариант этого слова.

1) По отъезде визитёров я и граф сели за стол и продолжали завтракать.

2) Благодаря толкам и газетным корреспонденциям поднялся на ноги весь прокурорский надзор.

3) Двадцать пять лет своей биографии она посвятила воспитанию спортсменов.

4) Предметом алгебры является изучение уравнений.

3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено НЕВЕРНО? Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

На выставке редкостей был представлен старинный КОСТНЫЙ ларец с резьбой по всей поверхности.

Долина сменилась трясиной, где росли кривые и чахлые БОЛОТНЫЕ берёзки.

Андрей приютил племянника, ОДЕЛ и обул его, помог найти работу.

ЛЕСНЫЕ запахи набегали волнами; в них смешалось дыхание можжевельника, вереска, брусники.

Во сне человек способен не только РАЗЛИЧАТЬ речь, но и отвечать на вопросы.

4. В каком словосочетании допущена ошибка в выборе падежа существительного? Исправьте ошибку и запишите правильный вариант.

склонный на творчество

характерный для подобных людей

заплатить за проезд

готовый к путешествию

5. Укажите вариант, в котором падежная форма числительного образована НЕПРАВИЛЬНО. Исправьте ошибку и запишите правильный вариант.

без ста тридцати единиц

в две тысячи одиннадцатом году

с восьмидесятью процентами

из двухсот пятидесяти пяти страниц

6. Выберите правильное продолжение предложения. Запишите НОМЕР правильного ответа.

Услышав свою фамилию.

1) ему стало страшно.

3) его охватила паника.

4) с ним случилась истерика.

7. В каком ряду во всех словах в приставке пишется одна и та же буква? Выпишите слова этой строки.

по. ставить, о. дать, о. таять, пре. ставить

пр. вередливый, пр. вокзальный, пр. способиться, воспр. имчивый

бе. словесный, бе. дарный, бе. счётный, ра. делать

пр. даное, пр. бить, пр. дание, непр. глядный

8. В каком ряду все слова имеют корни с чередующейся гласной? Выпишите слова этой строки.

пр. винция, к. нвой, м. таться, зн. комый

ск. чок, прир. сти, предл. жение, р. внинный

аб. жур, к. карда, скл. няться, прик. сновение

кр. вать, к. мод, р. стительность, подр. сток

1) ран. щие (пули), посе. нное (зерно)

2) плач. щий , (врачи) тревож. тся

3) (дедушка) бормоч…т, приемл. мый

4) (деревья) колыш. тся, противореч. щий

5) выгляд. шь, обид. вший

10. Выпишите все цифры, на месте которых пишется НН.

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой.

11. Сколько грамматических основ содержится в предложении:

Утопающие при кораблекрушении бросаются в воду, чтобы не утонуть на судне, и тонут в воде, а не на корабле.

12. Сколько в данном предложении словосочетаний со связью примыкание? Выпишите эти словосочетания.

Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.

13. Выпишите номера сложноподчинённых предложений (знаки препинания не расставлены).

1) Прежде дорожили лицом и скрывали тело ныне ценят тело и равнодушны к лицу.

2) Комбат рассказал как однажды в феврале сорок второго Елизаров предложил на случай прорыва немцев разбить батальон заранее на несколько отрядов для ведения уличных боёв внутри Ленинграда.

3) Нынче же всякий и прежде всего богатый уверен входя куда-нибудь что всё принадлежит ему одному.

4) Предисловие может быть так же трудно написать как и письмо.

14. Расставьте ВСЕ недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на

месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пробираясь между (1) тесно стоящими (2) столиками (3) юноша поздоровался с близнецами (4) сидевшими в шумной молодой компании.

15. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив

лишнее слово. Выпишите это слово.

В мае месяце оборот денежных средств составлял шесть миллионов рублей.

Прочитайте текст и выполните задания13-15.

(1) Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких. (2) При этом важно заметить, что экология — это та область исследований, в которой наблюдения наряду с экспериментом всё ещё занимают важное место. (3) _____ натуралисту, для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

16. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте? Запишите номера этих предложений.

1) Для того чтобы обнаружить какого-либо зверька, надо обладать особым терпением.

2) Натуралист должен обладать особым терпением, потому что важное место в изучении растений и животных занимают наблюдения.

3) Поскольку наблюдения и эксперимент в изучении растений и животных всё ещё занимают важное место, натуралисту надо обладать особым терпением.

4) Наблюдения и эксперимент занимают важное место в процессе изучения животных и растений.

5) Изучение растений и животных в природе — занятие не из лёгких.

17. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

18. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЛАСТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

Область, -и, мн. -и, -ёй, ж.

1. Часть страны, государственной территории (или территорий). Южные области России. Северные области Европы.

2. Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3. чего или какая. Пределы, в которых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4. чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени. В грудной области.

5. перен., чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки. Отошло в о. преданий (больше не существует; книжн. и ирон.).

Читайте также: