Поминальный стол в церкви где находится

Обновлено: 17.05.2024

Самый простой, но действенный вид жертвы за усопшего — свеча, которая ставится за его упокоение «на канун».

Канун — это четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей. На кануне стоит Распятие со Спасителем и с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом.

Когда мы ставим свечу за упокой, надо вознести Господу молитвы за усопших, которых хотим помянуть: «Помяни, Господи, души(у) усопших(его) рабов(а) Твоих(его) (имена их), и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царство Небесное».

Полезно в память об умершем жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой помолиться об усопшем.

Что можно приносить в церковь
в память об усопших

Жертва на церковь — это не только деньги. Древние христиане приносили на могилы умерших хлебы и вино. Это делалось не для того, чтобы умилостивить Бога или насытить души усопших, как злословили язычники, — хлеб и вино предназначались церковнослужителям и нищим, которых призывали молиться за усопших.

Этот благочестивый обычай дошел до наших времен. На поминальные столы, которые стоят возле канунов, приносят кутию, хлеб, крупы, блины, фрукты, конфеты, муку, кагор. То, что принесено в храм, надо оставить на столе: вкушая принесенное, священнослужители творят поминовение тех, за кого принесена жертва (для этого в принесенное можно положить записку с именем усопшего). Во время постов не следует приносить скоромное. Во дни мясоеда на поминальный стол в храм нельзя приносить мясную пищу.

Что такое церковное поминовение

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».

В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

Зачем пишутся имена в записках
«О упокоении»

Имена пишутся не для того, чтобы напомнить Господу Богу о наших усопших. Господь предвечно знает всех, кто жил, кто живет, кто будет жить на земле. Имена в записках напоминают нам самим, о ком мы должны молиться, в память кого должны совершать добрые дела. Общаясь с живыми, мы постоянно помним о них; усопшего же мы помним только в первое время после смерти. Постепенно чувство скорби, острота разлуки ослабевает, и мы забываем своих усопших. Об усопших нужны более частые напоминания — и поэтому имена усопших при Богослужении возглашаются гораздо чаще, чем имена живых.

Как завести помянник

Уже в древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам, которые представляли собой две соединенные таблички (сперва их покрывали с внутренней стороны воском, надписи делали особым прутиком-стилем, а затем стали делать из пергамента или бумаги). На одной стороне таблицы писали имена живых, а на другой — усопших. Поминовение по диптихам (помянникам) считалось большой честью. В эти церковные помянники вносились только христиане безупречного образа жизни — сперва епископы, затем священники, а затем миряне. Имела свой домашний помянник и каждая христианская семья.

Это разделение на два рода диптихов дошло до наших дней — и сейчас в церкви существуют общие, или церковные, диптихи (так называемые синодики), и частные, домашние помянники. Синодики ведутся в монастырях и храмах, в них вносятся имена людей, по которым совершается поминовение вечное или заказанное на определенное время; свои помянники подают для поминовений прихожане. Простейший помянник — это записка, которая пишется перед каждой службой.

С апостольских времен чтение помянников входит, как непременная часть, в состав важнейшей из дневных служб — Литургии. Чтение помянников соединяется с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Которой возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся.

Купить помянник можно в храме. Как и древний диптих, он состоит из двух частей — перечня имен живых и перечня имен усопших. Помянник удобен не только в церковной молитве (он подается вместо записки), но и в домашней — здесь можно указать дни ангелов тех, о ком молитесь, другие памятные даты. В помянники записываются имена всех живых и усопших — и таким образом помянник становится своеобразной родовой книгой.

В некоторых семьях в помянники вносятся имена почитаемых подвижников благочестия, еще не канонизованных Церковью.

Надо ли огорчаться, если считаешь,
что твоя записка не была прочитана?

Подача поминаний об усопших — это выражение нашей любви к ним. Но истинная любовь не в том, чтобы только подать поминание, заказать молебен или панихиду и затем успокоиться или даже уйти из храма. Подавшие поминание должны и сами, по возможности одновременно со священнослужителями, молитвенно поминать своих близких и во время проскомидии, и по освящении Святых Даров, и в других случаях гласного или тайного поминовения живых и умерших.

«Поминовение родственников, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов), — одинаково слышит Бог как из алтаря, так и с того места, где ты стоишь». Поминовение при Богослужении одинаково полезно и плодотворно, произносит ли имена священник, читают ли поминовения прислуживающие в алтаре или же сами богомольцы про себя поминают своих усопших, каждый стоя на своем месте. Все молитвовословия, даже и тайно произносимые в храме во время Богослужения, возносятся к Престолу Божию чрез священнодействующего предстоятеля.

При служениях общих панихид, особенно в родительские субботы, когда увеличивается число поминаемых, священнослужители иногда не имеют физической возможности прочитать хотя бы по разу все поминовения и принуждены бывают ограничиваться прочтением лишь нескольких имен в каждом помяннике. Долг самих богомольцев — разделить и восполнить труд священнослужителей. Каждый богомолец может во время каждой ектении, во время каждого возгласа, во время панихиды или заупокойной утрени помянуть своих близких, прочитать свой помянник.

Как известно, при служениях святого праведного Иоанна Кронштадтского подавалось такое множество записок, что если бы всех их прочитывать, особенно вслух, это заняло бы времени значительно больше, чем все остальное Богослужение. Поэтому обычно святой праведный Иоанн Кронштадтский лишь полагал руку на всю кучу записочек, мысленно поминая всех вписанных, и все молящиеся уверены были, что поминовение совершено как должно. Так по вере молящихся бывает всегда в Церкви Божией, когда почему-либо поданные богомольцами помянники не могут быть прочитаны самими священнослужителями. Всеведущий знает все имена. Сердцеведец видит любовь живых к усопшим, знает их усердие и расположение их к молитве о почивших и приемлет общее моление Церкви о принесших и ихже ради принесоша, как поминовение каждого в отдельности.

Что означает наше поминание
«О упокоении» в записках об усопших

Моление «О упокоении» умерших, равно как и прошение о здравии живых, означает моление о спасении души тех, чьи имена произносятся. Благоразумный разбойник просил с креста: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» В ответ на это прошение о памятовании Господь Иисус возглашает: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 42. 43). Следовательно, быть помянутым Господом — это то же, что «быть в раю», это значит иметь бытие в вечной памяти, иными словами — обрести Жизнь Вечную.

Вынимая частицы в поминовение всех умерших, священник вынимает также частицы за каждого, чьи имена упомянуты в подаваемых помянниках или записках «О упокоении». Эти вынутые частицы не имеют освящающего и очищающего действия, и они не преподаются верующим для причащения. После того как все причастники приобщатся Святых Таин, диакон опустит в потир эти частицы — чтобы усопшие, чьи имена указаны в записках или помянниках, омывшись самой Пречистой Кровью Божия Сына, получили Жизнь Вечную. Об этом говорят и слова молитвы, произносимые при этом: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде, Кровию Твоею Честною».

Поминовение усопших бывает и во второй части Литургии, после чтения Евангелия, когда во время ектении по усопшим диакон призывает предстоящих помолиться об упокоении душ рабов Божиих, которых называет по именам, чтобы Бог простил им всякое прегрешение, вольное и невольное, и чтобы водворил души их там, где праведные упокояются.

В это время каждый из молящихся вспоминает всех близких своему сердцу усопших и произносит мысленно три раза на всякое воззвание диакона: «Господи, помилуй», молясь прилежно и о своих и о всех почивших христианах.

«Милости Божией, — восклицает диакон, — Царства Небесного и оставления грехов их у Христа Безсмертнаго Царя и Бога нашего просим».

Молящиеся в храме взывают вместе с хором: «Подай, Господи».

В это время священнослужитель молится в алтаре пред Престолом Господа, чтобы Поправший смерть и Даровавый жизнь упокоил Сам души усопших рабов Своих в месте светле, в месте злачне, и простил им все согрешения, «ибо Он един кроме греха, правда Его правда во веки и слово Его истина». Эту молитву священник заканчивает возгласом: «Яко Ты еси воскресение и живот», на что хор ответствует утвердительным: «Аминь».

Еще одну молитву об усопших священник возносит после освящения Святых Даров. Священник молится о всех усопших, умилостивляя Бога при жертвоприношении, и просит всем скончавшимся, в надежде Воскресения Живота Вечного, упокоения в недрах Вечного блаженства.

Святитель Афанасий Великий, когда его спросили, что ощущают души успопших, когда их поминают, ответил: «Они причащаются некоего благодеяния от безкровной жертвы и благотворений, которые творятся в память их, причащаются так, как ведает и повелевает Сам обладатель живых и мертвых. Господь и Бог наш».

Святитель Симеон Солунский пишет: «Да будет известно всякому верующему, что если он любит отшедшего отсюда сродника, то он может исходатайствовать ему великие блага, если будет приносить о нем жертвы: подавая убогим, искупая пленных и совершая другие подвиги милосердия, которыми благоугождается Бог, он становится ходатаем высокого блаженства скончавшегося. В особенности должно стараться совершать о нем безкровную жертву. потому что частица, изъятая в воспоминание усопшего и соединенная с кровью этой жертвы, соединяет воспоминаемого с Богом, невидимо творит его причастником всеочистительной крови Искупителя и делает его общником Христовым. Поэтому не только пользующиеся этой жертвой, то есть братия, скончавшаяся в мире и покаянии, утешаются и спасаются, но и священные Божественные души святых обретают в них и за них новую величайшую радость; соединяясь и сообщаясь с Христом через эту Священнейшую Жертву, они снова торжествуют Его победу над грехом, и чище и светлее и искреннее приобщаются Его дарований, и умоляют Его за них. Для того Христос и установил эту жертву, для того и предал ее во освящение и спасение всех, да вcu едино с Ним будут, как и Сам Он об этом молился. Поэтому святые присно молятся как о тех, которые поминают усопших, так и о тех, которые, поминая их, вместе с тем совершают священную жертву в честь и память святых — и таким образом для всех и о всех нас бывают ходатаями и молитвенниками, испрашивая милости, чтобы все достигли подобного общения со Христом. Отсюда же понятно, что и отшедших братий мы должны поминать как можно усерднее для того, чтобы они, торжествуя во Христе, сподобились благодати быть ходатаями о нас пред лицем Его, дабы и нам спастись молитвами святых Его».

Что надо знать о панихиде

Кроме ежедневного поминовения усопших на службах суточного круга Церковь установила целый ряд заупокойных поминовений. Среди них первое место занимает последование панихиды.

Панихида — заупокойная служба, Богослужение по умершим. Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.

Совершая панихиду, Святая Церковь сосредоточивает наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд к Лицу Божию и как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде и исповедуют свои дела пред Господом.

«Упокой» — поется во время панихиды. Физическая смерть человека еще не означает полный покой для умершего. Его душа может страдать, не находить себе покоя, ее могут мучить нераскаянные грехи, угрызения совести. Поэтому мы, живые, молимся об усопших, просим Бога дать им покой, облегчение. Церковь не предвосхищает у Господа всеправосудного тайны Его Суда над душами наших усопших близких, она возвещает основной закон этого Суда — Божественное милосердие — и побуждает нас на молитву об усопших, давая полную свободу нашему сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Во время панихиды и отпевания все молящиеся стоят с зажженными свечами, в ознаменование того, что душа умершего перешла от земли в Царство Небесное — в Невечерний Божественный Свет. По установившемуся обычаю свечи гасят по окончании канона, перед пением «Со духи праведных. ».

Символическое значение кутии

При погребении усопших и поминании их в храм приносится коливо, или кутия. то есть сваренная пшеница, приправленная медом. Пшеница означает, что умерший воистину снова восстанет из гроба: так пшеница, брошенная в землю, сперва истлевает, а потом возрастает и приносит плод. Поэтому и Господь Иисус Христос — Воскресение наше — сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12, 24). Мед, употребляемый в кутии, означает, что после воскресения православных и праведных ожидает не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Небесном Царствии.

Когда необходимо совершать память
об усопшем

Память новопреставленного совершается на третий, девятый и сороковой день после кончины, а усопших — каждый год в день кончины (эти дни называются поминальными). Святитель Симеон Солунский так объясняет этот обычай: «Тритины (то есть поминовение в третий день по кончине усопшего) совершаются потому, что Святая Троица даровала воспоминаемое бытие умершего, которое и после преставления явится в лучшем виде, изменившись в состояние лучшее того, каким было в начале. Девятины (поминовение в девятый день) совершаются для того, чтобы дух умершего. соединился со святыми духами ангельскими, что ходатайством этих духов, соединенных в три лика, умилостивлен был Триипостасный Бог и умолен о соединении души человеческой с духами всех святых. Сорокоусты совершаются в воспоминание Вознесения Господня, случившегося в четыредесятый день после Воскресения — и с этой целью чтобы и он (умерший), восстав из гроба, вознесся в сретение Судии, быв восхищен на облацех, и тако был всегда с Господом.

Потом память скончавшегося сродники совершают каждый год, показывая этим, что он живет с ними душой, что он безсмертен, что он обновится, когда возхощет Создатель и воздвигнет его тело. Поэтому во все эти дни необходимо совершать поминовение всем и со всяческим тщанием, в особенности же необходимо соединять эти поминовения с приношением Страшнейшей и Животворящей Жертвы, Которая для этого и дарована: потому что посредством совершаемых прошений, молитв, освященных жертв и благотворительности к убогим, не только согрешившим, но отшедшим в покаянии, даруется оставление грехов, ослаба и изменение муки, но и пожившим праведно и достигшим доброй и боголюбезной кончины, как думает Златоуст в толковании Деяний, подается большее очищение, высшие степени приближения к Богу, особенное дерзновение на Суде Христовом и преимущественно светлые области святых Божиих».

Годовщина усопшего, день его памяти, — для поминающих своего рода праздник, хотя и грустного характера. По благочестивому обычаю, вместе с совершающими поминовение в нем примут участие их живые сродники и друзья и потом помянут усопшего кутией, а может быть, и более полной трапезой.

Конечно, в память усопшего можно совершать поминовение и во всякое другое время, по желанию молящегося.

Кроме частного поминовения бывает еще общее церковное поминовение, на котором воспоминаются все от века преставльшиеся отцы и братия. Эти Вселенские панихиды (родительские субботы) совершаются в субботы мясопустную, Троицкую, Димитриевскую, 3-й и 4-й седмиц Великого поста, а также в Радоницу и 29 августа и посвящены поминовению всех как братьев по вере, так и тех, которые застигнуты были внезапною смертью и не напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. 26 апреля (9 мая) совершается поминовение усопших воинов, на поле брани за Веру и Отечество живот свой положивших.

Как правильно поминать усопших в храме, какие записочки подавать и как молиться. Все ли субботы в храмах поминальные?

Мы должны молиться за наших усопших православных родных. Наша молитва, по-христиански правильная жизнь может вымолить человека из ада. Святая, блаженная Ксения Петербуржская вымалывала из ада умершего без покаяния мужа.

Придя в храм, нужно заказать требы об усопших и поставить свечу . Сама свеча без молитвы ничего не значит.

За усопших надо подавать записки в алтарь и самим присутствовать на Божественной Литургии и участвовать в церковных Таинствах (исповедь, Причастие), служить панихиды, и дома молиться об упокоении души родных и близких (упокой, Господи, душу усопшего раба…) тогда свеча имеет смысл, и наша молитва будет услышана.

Чем чаще вы молитесь за усопших, тем лучше для них.

Есть усопшие новопреставленные , а есть приснопамятные .

Новопреставленным в церковной традиции именуется усопший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до полуночи. На 40-й день, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда.

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении сорока дней по кончине. Приснопамятный - всегда поминаемый, о котором всегда помнят и молятся.

Перед погребением усопшего православного христианина обязательно должен отпеть священник .

Если человека не отпели (но лучше этого не допускать), можно заказать заочное отпевание в храме .

Как помочь отпетому усопшему?

-Творить за него частые молитвы и раздавать милостыню;

-Заказать в храме:

- сорокоуст об упокоении (на 40 дней - сразу после отпевания, потом на полгода или на год); это усиленное поминовение усопшего;

- панихиду (потом каждую субботу);

- обедню об упокоении на Литургию (40 обеден об упокоении);

-проскомидию об упокоении на Литургию (40 проскомидий об упокоении);

Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, в монастыре.

Хорошо подать жертву об усопшем:

-денежную помощь в храм, монастырь, нуждающимся;

-продуктами в храм, монастырь, нуждающимся (не порченные, свежие);

-одеждой и обувью в храм, монастырь, нуждающимся (если б\у, тогда чистые, не рваные, можно новые);

-в течение 40 дней после смерти необходимо ежедневное чтение ПСАЛТИРИ об усопшем, для облегчения его участи (можно читать самому по одной кафизме ежедневно либо заказать в храме, пригласить чтеца).

-после сорока дней хорошо заказать годовое поминовение, и потом каждый год его возобновлять.

Что такое канун?

Канун - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и стоит подсвечник. Перед кануном служат панихиды, литии по усопшим . Здесь можно поставить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

Какие продукты приносят в храм на канун?

На канун можно приносить любые продукты, какие Вам по душе, и в зависимости от Вашего достатка.

Какое поминовение усопших является самым важным?

Особенную силу имеют молитвы на Литургии. По молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения.

Необходимо в первые дни по кончине заказать в храме сорокоуст, поминовение на сорока Литургиях ( 40 обеден об упокоении, 40 проскомидий об упокоении ): сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного.

В течении сорока первых дней необходимо чтение псалтыри за усопших.

Псалтырь вы можете читать сами либо заказать чтение псалтыри за усопшего в храме.

Родительские поминальные субботы.

Все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи.

- Суббота мясопустная (большая родительская поминальная суббота) бывает за восемь дней до начала Великого поста.

-Родительские субботы бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста.

- Троицкая родительская суббота — накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

-В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриевская родительская суббота.

Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмовыми праздниками), по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. По субботам в храмах проходит панихида . Но молиться об усопших, подавать записки в храме можно в любой день года.

Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскресения Господа.

От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая .

- Воины , на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

-Очень хорошо, когда в вашем районе строится храм . У вас есть возможность приобрести кирпичик на строительство храма с поминовением усопшего . Пока будет строиться храм, будет идти дополнительная молитва в алтаре.

Панихида по усопшим.

Панихида по усопшим имеет огромное значения для усопшего. Это богослужение, схожее по своему складу с обрядом погребения. Такая служба проводится на третий, девятый и сороковой дни после смерти . Чтобы заказать её, необходимо:

Прийти в храм заранее;

Положить продукты на панихидный стол;

Написать записку священнику с именем или именами тех, кого вы хотите помянуть;

Затем сказать служителю церкви о том, что вы хотите отслужить панихиду.

Панихида по усопшим, текст:

Когда во время панихиды в церкви ставится свеча за упокой на канун (панихидный мраморный стол, на котором расположены ячейки для свечей и Крест), Господу возносится молитва:

“Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие Небесное и причастие вечных твоих благ, и сотвори им вечную память”. (Трижды)

Когда человек заказывает в церкви панихиду, он обязательно несёт туда продукты. Они являются милостыней в честь умершего.

Панихида на кладбище . Поминание на могиле – обязательный и нужный обряд. Прибрав её от пыли и сора, нужно зажечь свечу. Можно пригласить священника. Если такой возможности нет, родные могут сами прочесть молитву за упокой души, и тихо вспомнить умершего.

Кроме кутьи, которую освятили в церкви, на кладбище нежелательно ничего есть и пить. Это оскорбляет память покойного. Еду на могиле также нельзя оставлять, лучше раздать её голодным и нищим.

Более подробно, о поминовении усопших и православных традициях наших предков, можно узнать из справочной литературы, которую вы можете взять для домашнего чтения в приходской библиотеке.

Что приносят в церковь на поминальный стол?

Никто и ничто не вечно. Все мы рано или поздно покинем этот мир. После того, как пройдут все похоронные процессии и немного отойдете от шокового состояния, по православному обычаю будет не лишним заказать панихиду по усопшему. Она проводится через определенное время после погребения. Для этого в церковь необходимо принести что-то съестное. Что несут в церковь на поминальный стол? Зачастую это продукты питания, которые выкладываются на специальный стол недалеко от тетрапода. Во время моления за упокоение души священник обращает внимание на то, что души покидают Землю и предстают перед Господом.

Что приносят в церковь на поминальный стол?

Что такое панихида?

Это специальное богослужение, которое проводят на:

Что заказывают в церкви на годовщину смерти? Именно ее просят провести в эту дату. Делать это необходимо именно в день смерти. Церковнослужитель прочитает молитвы для того, чтобы душа быстрее обрела покой и Божье благословление. Принято нести некоторые продукты, как благодарность и жертвование за чтение данных текстов. Есть еще и некоторые родственники, которые кроме продуктов дают материальные пожертвования на храм или вещи покойного. Но все это по желанию и делается не ранее как после 40 дня.

Что приносят в церковь?

Благодарность за совершение подобного действия считается приношение продуктов питания. Их размещают на специальном поминальном столике. Их ассортимент полностью зависит от постов и церковных праздников. Если нет никаких торжеств, то продукты в церковь на поминальный стол могут быть следующими:

  • сахар;
  • крупы;
  • мука;
  • конфеты и печенье;
  • мясо-молочная продукция;
  • растительное масло;
  • рыба;
  • овощи и фрукты.

Если же есть какие-то ограничения, то их стоит придерживаться и составлять список относительно того, что нельзя класть в корзинку. В случае, когда Вы не знаете о том, что именно стоит принести, то можно спросить об этом у священника. На сегодняшний день нет специальных списков и каждый может самостоятельно выбирать то, что он хочет и относительно своего материального состояния. Необходимо знать о том, что на 9 день после Пасхи в храм принято приносить яйца, куличи. Самое основное в данном деле – отдавать все с чистым сердцем и благими намерениями.

Вместе с приношением на поминальный стол в церкви кладут и записки «За упокой» с полными именами тех, кого не стало. Именно за них священники будут читать поминальные тексты.

Делают такую процедуру обязательно на 9, 40 дни и 1, 2, 3 год после смерти. Также на протяжении года есть специальные даты, когда можно дополнительно проводить подобные мероприятия.

Где находится стол в храме?

Не все посещают храм ежедневно и знают, где находятся определенные атрибуты. Расположение его всегда находится возле кануна, куда помещают свечи, которые ставят за обретение умершими покоя. В большинстве случаев он имеет квадратную форму, но может подсвечник быть и круглым.

Многие бабушки в церквях говорят о том, что ставить свечу можно везде, где угодно ведь перед Богом мы все живы. Но это правило не распространяется на каждый приход. В основном находится стол для пожертвований напротив распятия Христа. Помимо того, что приносят в церковь на поминальный стол, не будет лишним прийти в храм и раздать милостыню нуждающимся, а также помочь тем, кому это действительно необходимо.

Помните, что проводить все мероприятия необходимо от всей души и с чистыми помыслами. Такими своими действиями Вы поможете душе успокоится и безболезненно перейти в Царствие Небесное. Особенно помогают этому Ваши молитвы.

Когда и как поминать — годовщина смерти 1 год

Смерть всегда приходит неожиданно для каждого из нас, даже если Вы были готовы к тому, что человек болеет и другого исхода ситуации никак не будет. Но даже после того, как его не станет, мы не перестанем помнить о нем. В православии есть некоторые ритуалы поминания души усопшего. Один из них – поминки через год. Если Вы не особо сталкивались с подобными мероприятиями, то стоит знать о правильности того, как помянуть усопшего в годовщину смерти. Подобный ритуал показывает нашу дань умершим. Во время молитв мы просим простить грехи, успокоить душу, даровать вечный покой, милость Божью и забрать в рай. Но есть определенные особенности, которые стоит знать, для того, чтобы все правильно организовать.

Когда и как поминать - годовщина смерти 1 год

Что такое годовщина

Для Господа нет живых или мертвых. В храмах священнослужители проводят моления и говорят о покинувших этот мир, а близкие делают это в домашних условиях. После погребения мы все хотим, чтобы душа нашла успокоение. Для этого стоит знать, как поминать в годовщину смерти умершего человека:

  • соберите тех, кто его знал хорошо;
  • определитесь с местом проведения процессии;
  • в первой половине дня сходите на место погребения, прочитайте молитву;
  • соберитесь за столом;
  • сходите в храм и помогите тем, кому нужна помощь.

Помните, что душа испытывает страшные муки и для того, чтобы ей успокоится, стоит не переставать читать молитвы. Есть мнение о том, что большую силу будет иметь заказ литургии и чтение молитвы вместе со священником. Принято думать, что она быстрее донесется до Господа. Вот текст молитвы на годовщину смерти, который можно произносить самостоятельно или вместе с церковными лицами в первый год после смерти человека.

«Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего N (рабы Твоей N) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего N (рабы Твоей N), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.»

Когда поминать годовщину смерти 1 год?

Зачастую проводят это ровно через год, но бывают и исключения, которые стоит оговорить со священником. Есть мнение о том, что поминание делать необходимо на день раньше. Но священники считают это неправильным. Но если на эту дату выпадает большой религиозный праздник, то есть возможность перенести на следующие выходные. Но помните, что именно в дату ухода нужно посетить священное место, помолится и поставить свечу. Также рекомендуют сделать пожертвование.

Что заказывают в церкви?

Так как есть обычай ходить в храм, то стоит знать о том, что заказать в церкви на годовщину смерти. Для подачи записки на вспоминание во время Божественной литургии, необходимо выполнить следующее:

  • придите рано утром перед службой;
  • напишите записку с прошением про обедню;
  • передайте ее в свечной лавке;
  • укажите полное имя усопшего.

После службы вернитесь домой с просфорой и скушайте ее в память об умершем. Другие подают записку на сорокоуст и помещают свечу за прощение грехов. Если поминки по каким-то причинам не выходит провести в определенный день , то обедню можно заказать через неделю.

Как правильно поминать покинувших этот мир?

Есть много вопросов о том, как правильно вспомнить о данных людях. Некоторые ходят на годовщину смерти на кладбище, а другие организовывают обеды с приглашением родственников. Есть также и те, кто раздают вещи нуждающимся, угощают их пищей и делают пожертвования на храм или просто дают милостыню. Кроме этого они просят всех помянуть ушедшего и помолится за его душу.

В православии есть ритуал посещения в этот день кладбища, уборки могилки, чтения молитвы и зажигания свечи. Не лишним будет принести и свежий букет. Некоторые приглашают священника для проведения церковного ритуала. Многие приурочивают этой дате облагораживание места захоронения и установку памятника. После выполнения всех ритуалов родственники рассаживаются и вспоминают все хорошее, что было при жизни.

Особенности проведения обеда

Есть некоторые церковные каноны, которые стоит соблюдать. Важность имеет название блюд и их количество, сервировка, порядок подачи, что говорить и как себя вести. Чаще всего накрывается стол из обилия всевозможных яств, чтобы угодить всем. Но есть некоторые правила, которые необходимо соблюдать:

  • не рекомендуют употреблять крепкие алкогольные напитки;
  • говорить нужно только хорошее, не громко;
  • не спорьте и не выясняйте отношения.

Перед тем, как начать поминальный обед на годовщину смерти, нужно прочесть священный текст и поблагодарить того, кого нет с нами. Делает это старший рода. Начинать трапезу нужно с кутьи. Рецепт ее приготовления в каждом доме свой. Есть символизм в ней: зерно – воскрешение души, а сладости – наслаждение в Царстве Небесном. Дальнейшие кулинарные шедевры готовят по личным и индивидуальным предпочтениям хозяев.

Помните, основное в этот день поблагодарить за то, что он оставил и гордится его достижениями. Родственники в память о нем ставят стул и тарелку. Далее в рюмку наливают напиток, но он должен быть безалкогольный, а поверх кладут кусочек хлеба. Именно в такой момент многие думают о том, что душа прощается с земным царством и переходит в Небесное.

Что кладут в церковь на поминальный стол


После смерти близкого человека в православной Церкви принято заказывать службу панихиды по усопшему, во время которой по церковным традициям родственники приносят в храм продукты и складывают на специальный стол.

Как священник проводит службу и что кладут в церковь на поминальный стол?

Поминальный обед считается определенной формой милостыни перед Богом, помогающей усопшему очиститься от грехов. Подавая еду в храме, нужно делать это с искренними намерениями, через любовь и молитву, иначе все старания будут напрасными.

Если родственники горячо молятся об усопшем, даже не имея средств для пожертвования, их молитвы будут ценнее, чем у тех, кто организовывает процесс просто «для галочки».

Где в церкви находится поминальный стол

Многие верующие посещают храм достаточно редко, либо от случая к случаю, поэтому могут не знать расположение церковных атрибутов.


Поминальный стол следует искать возле кануна – прямоугольного стола, имеющего ячейки для свечей, которые ставят за упокой.

Некоторые считают, что свечу можно поставить куда угодно, однако, это не всегда уместно. В каждой церкви действуют уже давно установленные правила, поэтому не стоит забывать, что существует специальный поминальный уголок.

Перед началом службы принесенные продукты следует расположить на приставном столике. Во время прочтения заупокойного чина, батюшка окропляет пожертвования святой водой.

После богослужения принесенные дары раздают священникам, служителям храма, нуждающимся, а также нищим и бездомным, блуждающим возле храма.

Зачем в церковь приносить продукты на помин

Отдельная религия придерживается своего мнения по этому вопросу. Например, язычники считают, что поминальные дары переходят на тот свет, и покойный сможет их вкусить. Индуизм рассматривает подношение как плату богам за прощение грехов покойного.


Православная Церковь иначе относится к такому ритуалу. В христианстве считается, что человек в загробном мире сохраняется как личность, теряя свои биологические потребности. Ведь тела больше нет, остается только душа. Что же тогда подразумевает в себе данная традиция в православной религии?

Многие покидают этот мир с тяжелым грузом грехов, накопившимся в течение жизни, не успев раскаяться на земле. И только близкие своими молитвами, милостыней и добрыми делами способны помочь усопшему. Милостыня окажется более действенной, если после нее мы сами сделаемся добрее.

Что приносят в церковь на родительскую субботу

В православной Церкви родительскими субботами считаются дни, когда живые поминают усопших и молятся за них. Они не имеют определенных дат, каждая суббота привязана к определенному религиозному празднику.


В канун проводится панихида. Приходить следует заранее, чтобы не мешать молящимся и заказать все, что нужно для помина.

Заупокойная процессия начинается в субботу утром, затем проходит общая панихида. Умерших родителей принято поминать именно в этот день. Люди пишут имена усопших родителей на листочках, молятся за упокой и прощение грехов.

В родительскую субботу приносят в церковь постные продукты, которые батюшка освящает: муку, сахар масло и вино для проведения литургии.

Следует съездить на могилку, привести ее в порядок и помолиться.

Стоит отметить: многие оставляют на могилках конфеты и другие кушанья, хотя Церковь против и советует подавать только живым.

Что нужно нести в церковь на панихиду

Панихида – процесс, проводимый в день похорон, на третий день, девятый и сороковой. Проводят ее в день рождения, годовщину и именины усопшего.


Поминальные продукты нужно сложить на поминальный стол. К ним относятся следующие приношения:

  • различные хлебобулочные изделия;
  • мука, крупы, растительное масло;
  • чай, соки;
  • консервы;
  • кагор;
  • кисель.

Самым распространенным блюдом является кутья. Традиционно ее делают из пшеницы и меда, однако, в последнее время основные ее ингредиенты – рис и изюм.

Что нельзя приносить:

  • мясо и мясные изделия;
  • продукты с истекшим сроком годности;
  • крепкий алкоголь (разрешается только кагор).

Продукты, принесенные в церковь на панихиду – это дар Богу, поэтому следует ответственно подойти к данному вопросу.

Что нести в храм на 9 дней

На девятый день после смерти по усопшему заказывают молебен, затем устраивают поминки. Молитвы, произносимые на девятый день, помогут умершему очиститься и преодолеть испытания перед райской жизнью.

Обратите внимание: приглашать на помин не принято, близкие приходят сами. Стоит лишь напомнить о событии, уточнив место и время.

Обычно на первое подают кутью, борщ, щи, на второе – каши с кусочком мяса или рыбы. Салаты – винегрет, помидоры с огурцами, капустные салаты. Напитки – кисель, компот, безалкогольные напитки.

На помине важно простить усопшего и проститься с ним, это облегчит его страдания на том свете.

Читайте также: