По какому принципу происходило наследование княжеского стола древней руси

Обновлено: 18.05.2024

Лествичное право (родовой принцип наследования, сеньорат) — обычай княжеского престолонаследия на Руси. Все князья Рюриковичи считались братьями (родичами) и совладельцами всей страны. Поэтому старший в роду сидел в Киеве, следующие по значению в менее крупных городах. Женщины к наследованию не допускались. Княжили в таком порядке:

  • старший брат
  • младшие братья по порядку
  • сыновья старшего брата (по старшинству)
  • сыновья следующих братьев (по старшинству)
  • внуки, правнуки в той же последовательности и т. д.

По мере смены главного князя все прочие переезжали по старшинству из города в город. Такой же лествичный порядок сохранялся и внутри отдельных княжеств, на которые распадалась Киевская Русь. Порядок этот помогал сохранять единство страны, но был неудобен в силу постоянных переездов князей с дружинами из города в город. Кроме того, старшие племянники часто ссорились с младшими дядьями, что вело к междоусобицам.

Те из потомков, чьи отцы не успели побывать на великом княжении, лишались права на очередь (становились изгоями), получали от старших князей уделы в кормление, становясь их наместниками, либо оседали в уделе, который занимал их отец на момент своей смерти. Кроме института изгойства, были и другие особенности лествичного порядка наследования, появившиеся с разветвлением рода Рюриковичей и началом внутридинастических браков в эпоху правления Владимира Мономаха.

В частности, С. М. Соловьёв считал, что мужья старших сестёр имели преимущество перед младшими братьями, приводя в пример Всеволода Ольговича, женатого на дочери Мстислава Великого, в сравнении с Изяславом Мстиславичем. В строгом соответствии с лествичным порядком наследования Всеволод был изгоем для Киева, хотя его дед Святослав Ярославич был старшим братом деда Мстислава — Всеволода Ярославича. Были и другие примеры того, что наследники по женской линии могли претендовать на престол: по Иоакимовской летописи, Рюрик был внуком Гостомысла через дочь; Изяслав Владимирович вместе с потомством осел в Полоцком княжестве в качестве Рогволожего внука; сыновья Игоря Святославича Новгород-Северского и Мстислава Ростиславича Новгородского претендовали на галицкий престол, так как по матери были (по одной из версий) внуками Ярослава Осмомысла; королевич Андрей Венгерский был женат на дочери Мстислава Удатного; Михаил Всеволодович был женат на дочери Романа Мстиславича, так что Ростислав Михайлович приходился Роману внуком; Фёдор Ростиславич был женат на дочери Василия Всеволодовича Ярославского, по смерти которого занял ярославский престол; Юрий II Болеслав приходился племянником от сестры последним Романовичам — Льву и Андрею Юрьевичам.

Впоследствии Всеволодовичи черниговские (и сами киевляне [1] ) признавали преимущественное право на киевский престол только за самой старшей линией Мстиславичей (исключая Ярослава Изяславича, Ингваря Ярославича), что является элементом примогенитуры. Однако, лишь с XIII века наблюдается изменение лествичного порядка престолонаследия, в первую очередь, в Галицко-Волынском княжестве. На смену приходит удельный порядок владения, характеризующийся прекращением перемещения князей из города в город (то есть образованием личного удела) и возможностью передачи владения старшему сыну.

Такая система применялась в ранней Венгрии, а с конца 1910-х гг. похожую практику переняло также саудовское государство.

Лествичное право: почему у русских младший брат был главнее старшего сына

Многие века на Руси в случае смерти великого князя власть часто передавалась не его старшему сыну, а младшему брату. Этот принцип, названный лествицей или лествичным правом, был призван помочь правителям решать важнейшие задачи.

«Ряд Ярослава»

Большинство историков сходятся во мнении, что Ярослав Мудрый сумел не только создать сильное Древнерусское государство, но и был инициатором введения новой системы престолонаследия. Именно она становилась гарантом относительной стабильности на Руси. До XI века Древняя Русь воспринималась как родовое владение. При патримонии, когда власть передавалась от отца по наследству, право на великокняжеский престол имел любой князь правящей династии. Это приводило к войнам – между Святославовичами в 972-978 годах и между Владимировичами в 1015-1026 годах.

В своем завещании, так называемом «ряде», Ярослав Мудрый заложил новый принцип передачи власти – принцип старейшинства, названный лествичным правом. По-прежнему главным считался киевский стол, но наследовался он по новым правилам. Претендентом первой очереди становился первый по старшинству брат умершего князя. Если таковой отсутствовал – стол переходил к другим братьям по старшинству. И только когда в «горизонтальной ветви» династии претенденты кончались, рассматривались кандидатуры представителей «вертикальной» родовой ветви – сыновья умершего князя. Следующими претендентами становились сыновья старшего брата умершего князя. Затем – сыновья других его братьев по старшинству.

Единство Ярославичей

Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям применять лествичное право. После его смерти старший сын Изяслав встал «в отца место», то есть стал верховным правителем Руси и занял киевский престол. Другие сыновья получили собственные уделы: Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль Южный, Вячеслав – Смоленск, Игорь – Владимир Волынский. В случае смерти Изяслава престол должен был перейти к следующему брату по старшинству. Хотя младшие братья несколько раз выступали против Изяслава и даже изгоняли его из Киева, почти два десятилетия после смерти Ярослава Мудрого между потомками наблюдалось относительное согласие.

Предложенная Ярославом Мудрым система имела важное значение для дальнейшего формирования русской государственности. Уделы Ярославичей стали основой территориально-политической структуры, при которой княжествами правили представители одного рода.

Не жити в распрях и ссорах

Лествичный принцип наследования на Руси действовал и после того как Древнерусское государство в 1097 году по решению Любечского съезда распалось на отдельные княжества. Новая система наследования должна была помочь сохранить государственное единство и умерить пыл тех князей, которые пытались сделать свои княжества независимыми.

Когда лествичное право было нарушено в 1425 году, это привело к затяжной междоусобной войне. После смерти Василия I, старшего сына Дмитрия Донского, московский престол перешел не к его брату Юрию Дмитриевичу, а к сыну – Василию II (Темному). Это нарушило и лествичное престолонаследие, и прямое завещание Дмитрия Донского. Вплоть до 1453 года потомки Донского воевали за право сесть на великокняжеский престол – сначала племянник Василий Темный решал спор с дядей Юрием, а после его смерти – с его сыновьями (своими двоюродными братьями).

Исключения из правил

В новой системе наследования было несколько исключений. Первое – те потомки, чьи отцы не бывали на великом княжении, раз и навсегда лишались возможности претендовать на престол. Таких называли «изгоями». Часто изгоями называли «осиротевших» князей – тех, кому отец или дядя не успели из-за скоропостижной смерти передать удел. Именно князья-изгои становились главными инициаторами войн с правящими князьями за те или иные земли.

Второе исключение касалось женщин. Ни сестры, ни дочери умершего князя к престолонаследию традиционно не допускались. Однако, по мнению русского историка Сергея Соловьева, мужья старших сестер умершего князя получали преимущество перед его младшими братьями. Одним из примеров того, как представитель княжеского рода по женской линии претендовал на престол, считается Всеволод Ольгович (зять Мстислава Великого). В 1139 году он сел на киевский престол и смог удерживать его 7 лет, до самой смерти в 1146 году. Престол он, согласно лествичному праву, передал своему брату – Игорю Ольговичу.

7. Русь при Ярославичах (1054 - 1093 годы)

20 февраля 1054 года, в Вышгороде, умирает Ярослав Владимирович. Чтобы не допустить на Руси больше гражданской войны, он создал Лествичное право , по так называемому очередному порядку наследования власти: престол переходит не от отца к сыну, а к братьям по старшинству:

Перед смертью он оставил завещание-наставление:

Государство делилось между пятью сыновьями. Трое старших получили основные уделы, причём так, чтобы их земли перемежались:

- Изяслав получал Киев, Новгород и Туров;

- Святослав — Чернигов, Тмутаракань и земли по Десне и Оке до Мурома;

- Всеволод — Переяславль и Ростово-Суздальскую землю

- 1060 г. они успешно отразили нашествие торков на Киев: из-за климатических аномалий эти кочевники двинули на Русь. Князья вышли им на встречу и на реке Рось нанесли им поражение. Как сообщает летописец, много торков умерло от голода и жажды, а также мора (это было первое упоминание о какой-то эпидемии);

- 1065 г . совместно выступили против князя-изгоя Ростислава Владимировича. Правда этот князь повторно захватил Тмутаракань, убрать этого беспокойного князя смог только византийский чиновник по специальным поручениям, подсыпав ему яда (Византия не хотела усиления Руси в этих землях);

- 1067 г . разгромили Всеслава Брячиславича на реке Немиге, князя Полоцкого, покушавшегося на Псков и Новгород

Всеславу удалось бежать. Ярославичи позвали его на встречу, мол договоримся, как жить дальше будем, а чтобы Всеслав поверил им, что не замыслили чего-то недоброго, будут целовать крест. Всеслав поверил им и пришел заключать мир, но Изяслав приказал схватить его и бросить в темницу. А ведь целования креста считалось самой большой клятвой, в случае её нарушения клятвопреступник переставал быть христианином (видно уже тогда Изяслав, как представитель верховной власти, воспринимал христианскую религию, как просто средство удержания власти ).

- 1068 г . для Ярославичей стал годом испытаний: на Русь пошли войной новые кочевники — половцы во главе с ханом Шаруканом (дедом Кончака), в битве Ярославичи потерпели поражение, Изяслав укрылся в киевском замке, город остался без защиты. Тогда народ собрался на вече и начал требовать: — Князь! Дай нам оружие, дай коней, мы будем биться с половцами!". Изяслав не решился вооружить народ, считая, что это оружие может быть повёрнуто против него и его бояр. Этот случай зафиксировал разделение общества на антагонистические классы: феодальная верхушка больше боялась собственного вооружённого народа, чем внешнего агрессора. Именно в это время на Руси окончательно установился феодальный строй — такой строй, при котором существуют два основных класса: феодалы, владеющие землёй и зависимые от них крестьяне, которые получали от феодала земельные наделы, за что должны были платить оброк и отрабатывать барщину. Вскоре Ярославичами будет принят документ — "Правда Ярославичей", который закрепит окончательное оформление на Руси феодализма.

Изяслав бежал в Польшу к тестю Болеславу II, восставшие освободили из темницы Всеслава и объявили его киевским князем

Восставшие киевляне освобождают из темницы Всеслава Полоцкого, бегство из Киева Изяслава с дружиной. Миниатюра из Радзивиловской летописи

Но они понимали, что противостоять князьям, и тем более полякам, которых вёл на Киев Изяслав они не смогут, поэтому обратились к Святославу и Всеволоду за посредничеством в переговорах для установления мира. Изяслав прикинулся, что готов решить всё миром, но опять нарушил данное слово. Правда поступил по-хитрому, как будто он ни при чём: отправил вперёд своего сына Мстислава с карателями, которые устроили жестокую расправу над теми, кто освобождал Всеслава (70 киевлян были казнены, многих ослепили).

В 1072 году Изяслав, Святослав и Всеволод собрались в Вышгороде и приняли новые статьи к "Русской правде", получившие название "Правды Ярославичей ". К этому времени на Руси обозначились острые социальные противоречия не только между феодалами и подневольным народом, но и между князьями. Владимир Мономах (1113 - 1125 гг.) после восстания в Киеве в 1113 г. дополняет "Правду Ярославичей" рядом статей учитывающих интересы средних городских слоёв жителей Киева. А при Мстиславе Владимировиче (1125 - 1132 гг.) составляется Пространная Русская Правда , где учитываются интересы боярства

Это время, когда на Руси окончательно сложились вотчины — крупные феодальные владения передающиеся по наследству (в Правде Ярославичей вотчина называется — "домом").

Центром вотчины был феодальный замок , где стояли хоромы его хозяина — князя или боярина, его слуг по рангу, а также хозяйственные постройки. Замок, как обычно, строился на неприступном месте возле реки, как основной транспортной артерии, обносился валами и крепостью. Классическим вотчинным замком являлся Любеч

Возглавлял всё хозяйство замка боярин-огнищанин , вся ответственность за сохранность княжеского имущества лежала на нём, а ему, в свою очередь, подчинялись тиуны .

В "Правде" упоминается довольно ответственная и высокая должность — "старый конюх", человек ведавший табунами княжеских лошадей, а может и всем скотоводством вотчины. Насколько это ответственная должность, можно судить по тому, что в будущем Московском государстве при царе была должность "конюшего", который считался главой правительства. Огнищанин, тиуны и старый конюший относились к высшему административному аппарату вотчины, их жизнь охранялась 80-тигривенной вирой. Далее ниже рангом идут сельские старосты — "сельский и ратайный ", их жизнь оценена в 12 гривен. Жизнь производителей — рядовичей, смердов, закупов или холопы — стоила всего 5 гривен

Главной особенностью Правды Ярославичей является тот факт, что в ней уже отсутствует кровная месть, и вообще казнь — это и говорит о сложившемся феодализме. Феодалу нужен был живой работник, приносящий ему доход . Так, высшей мерой наказания в Русской правде считался "поток" и "разграбление" (полная конфискация имущества и отдача виновного с семьёй в рабство) за такие преступления, как конокрадство, поджог и убийство в разбое. В этом плане Русская Правда Ярославичей получила идентичность с Салической правдой у франков .

В Правде Ярославичей особое внимание уделяется такой категории крестьян, как закупы ролейные — это крестьяне живущие на земле феодала, и за предоставленные им землю и инвентарь несли повинности в виде оброка и обработки земли этого феодала. Во 2-й половине XI века в связи с нашествиями кочевников, междоусобицы и природных катаклизмов появляется большое количество обнищавшего населения, не имеющих средств к существованию. Чтобы выжить, они нанимаются к вотчиннику, который давал им надел земли, плуг и лошадь по договору — купе. Так как выданный инвентарь для закупа ролейного не является большой ценностью (феодал может ещё выдать), то в Правде Ярославичей особо оговаривается, что в случае порчи по вине закупа инвентаря, или коня, последний несёт ответственность. Раз этот факт внесён в закон, значит феодалы были обеспокоены пренебрежительным отношением закупов к инвентарю и тягловой силе. Особое внимание уделяется тому, чтобы закуп очень бережно относился к хозяйскому коню, стерёг его, загонял на ночь в конюшню, так как вотчинник сильно опасался "татей". До 1113 года (нового киевского восстания) жизнь рабочего закупа видно была крайне тяжелой, раз Владимиру Мономаху пришлось рядом статей регулировать отношения вотчинника и крестьянина, находящегося в статусе закупа ролейного.

О том, что население Древней Руси хорошо знало, что такое эксплуатация (безвозмездное присвоение результатов труда) , говорит пример описанный в "Истории России с древнейших времён" С. Соловьёва. Князь Ярослав начал строить церковь св. Георгия в Киеве, но дело застопорилось. Князь спрашивает у тиуна в чём дело, тот отвечает, что народ не идёт работать на стройку из-за опасения, что их труд будет не оплачен. Только после того, как по приказу князя выкатили телегу груженную кунами и объявили, что работнику за день будет выплачиваться по ногате (35 грамм серебра) , дело сдвинулось с мёртвой точки

Непосредственно рабский труд (холопы) не рассматривается в сельскохозяйственных работах. В отдельном разделе Правды "О холопстве" раб применяется в подсобных видах деятельности: например, торгует от имени своего хозяина и т.д. В то же время всё больше возрастает роль зависимого смерда, владеющего лично своими средствами производства. Налицо — вступают в силу развитые феодальные отношения.

"Русская правда" — это кодекс частного права, здесь отсутствует понятие юридического лица и нет такого понятия, как — преступление против государства. Преступление против князя воспринималось, как преступление против физического лица, просто более высокого ранга, а значит и наказание было значительно больше. В Русской правде ещё нет таких абстрактных понятий, как "преступление", "владение" или даже "собственность". Нормы строились по принципу казуистичности: просто создатели этого права стремились предусмотреть все ситуации, которые могли возникнуть в жизни

Суд вершил обычно князь, или вотченник. Хорошо, если были свидетели преступления, тогда, что называется — суд вершился скорый. Но если таковых не находилось, то устраивали "божий суд", или проще говоря — испытание , например — калёным железо: нужно было взяться голой рукой за раскалённый метал. Если рука после этого заживала быстро, значит обвиняемый оправдывался, в противном случае он держал ответ. Среди воинского сословия в основном решали дело поединками, кто победил, тот и прав (богатые горожане нанимали за себя опытных воинов). "Божий суд" мог быть в любом виде, в зависимости от фантазии феодала-судьи

Феодальная Русь — это совокупность нескольких тысяч (со временем десятков тысяч), разных по размеру вотчин князей, бояр, монастырей и некоторых особо заслуженных княжеских дружинников

Это были почти самостоятельные микро государства со своей экономической жизнью, своей "полицией", тюрьмами и войском, мало соприкасающихся друг с другом и своими неписанными законами, где "хозяин — барин"

Во второй половине XI века, с окончательно оформившимся вотчинным хозяйством, Древнерусское государство всё больше фрагментировалось. Замки, с небольшим наёмным войском-дружиной, всё меньше становились способны к защите государства от многочисленных внешних врагов, и всё больше несли полицейские функции, защищая своего хозяина от зависимых крестьян. К тому же аппетиты к наживе крупных вотчинников, особенно из рода Рюриковичей, росли без меры. До нас дошла запись-совет одного из книжников боярину быть подальше от княжеских мест:

Родственники, в стремлении к наживы, были не преградой. Мы уже убедились выше, что князья, главы государства, чихать хотели на свои "клятвы на кресте", когда речь заходила о власти и богатстве. Этот закон в полной мере сработал и в отношениях между Ярославовичами. В 1073 г. Святослав и Всеволод сговорившись, изгоняют Изяслава , опять разгорается гражданская война. Киевский стол занял Святослав Ярославич (1073 - 1076 гг .), Черниговское княжество досталось Всеволоду.

- 1076 г. — умирает Святослав Ярославич. Узнав об этом Изяслав двинул на Киев из Польши войска. Всеволод предпочёл уступить ему столицу, но вернуться в Чернигов он уже не смог, так как сын Святослава — Олег, получивший в народе прозвище Гореславич , не пожелал отдавать свою вотчину. Гражданская война пошла на новый виток — войска Изяслава и Всеволода сошлись с дружинами Олега и Бориса Святославичей 3 октября 1078 года на Нежатиной ниве . В этой битве Изяслав погибает

Великим князем киевским становится Всеволод (1078 - 1093 ). Во внутренней политике он совершает два похода на вятичей, и в 80-х годах XI века окончательно присоединяет их к Руси. Также он продолжает войну против Всеслава Полоцкого. В его правление, как пишет летописец — в год 1083 на Руси случился мор на людей . Чтобы уменьшить остроту проблемы по Лествичной системе, он раздаёт своим племянникам некоторые уделы: Давиду дал Владимир, Ростиславичам — Перемышль и Васильку — Теребовль.

Под годом 1092-м летописец отмечает страшную засуху, загорались сами собой леса и болота, в небе образовалось гало: "круг на небеси явился велик". Неурожай, голод, много людей умерло от неизлечимых болезней.

1093 год. В этот год случилось великое половодье. Неурожай, голодный год.

В качестве заключения этой статьи хотелось бы вернуться к Лествичной системе. У Ярослава Мудрого было 6-ть сыновей, из них только 3-е побывало на киевском престоле. Из 16-ти внуков великими князьями становились только 2-е. Если отец не посидел на киевском столе, то и его сыновья, как и всё потомство не имли на него право. Правнуков у Ярослава было уже 32, а на киевском столе посидело только 6-ть из них, в основном потомков Владимира Мономаха. Можно только представить, как эта родня желала друг другу смерти, и не просто желали, а обильно сеяли её по всей Руси на протяжении нескольких столетий

(Продолжение следует . Нумерация статей фиксирует последовательность одной темы — "История России через призму исторического метода")

Ставьте лайки, высказывайте своё мнение в комментариях, конструктив приветствуется! Подписывайтесь на канал

Лествичное право

Начиная со времён Киевской Руси, самым значительным видом наследия являлась власть. Имущество, земли и драгоценности отходили на второй план. В основу правил деления власти была положена лествичная система. Она предусматривала принцип наследование только представителями мужского пола. Женщины сюда не допускались. Заложенные принципы престолонаследия отличались сложностью и противоречивостью.

Принцип лествичной системы наследования

Лествичная система престолонаследования получила своё название от старославянского слова «лествица». В настоящее время оно созвучно со словом «лестница». Такой термин был введён потому, что передача власти тоже велась по ступеням.

Раздел власти проводился между братьями. Сыновья на первом этапе в этом участия не принимали.

Лествичная система предполагала следующий принцип престолонаследия:

  1. Сначала старший брат наследовал власть.
  2. Дальше она передавалась следующему по старшинству брату до самого младшего.
  3. Затем вступали в наследование сыновья старшего брата в порядке старшинства.
  4. По тому же принципу наследование переходило к сыновьям остальных братьев.
  5. Дальше в наследство вступали внуки и правнуки. Процедура их наследования оставалась такой же.

Наглядно это показано в таблице.

Принцип лествичной системы наследования власти

Все остальные братья в порядке старшинства

Дети старшего брата

Дети остальных братьев

Внуки, правнуки и т. д.

Особенности наследования

На основании лествичного права князья располагались на своих территориях. Старший из правителей сидел в Киеве и определял всю политику государства. Следующие братья по праву располагались в других менее престижных городах.

В случае смерти одного из князей ближайший брат занимал эту должность и переезжал на его место жительства. Соответственно по цепочке перемещение происходило и остальных братьев или их сыновей. Тот же принцип действовал на уровне небольших удельных княжеств. Это было связано с большими неудобствами, но сохранялось единство государства.

Во время наследования наделов не всегда получалось выдержать принцип справедливости. В некоторых случаях отдельные князья считали себя обделёнными. Их недовольство выливалось в междоусобные войны.

Если князь не успевал при жизни занять престол, то его потомки лишались право на очередь в правлении. Они становились изгоями. В таком случае им выделялись уделы, и они становились их наместниками.

Зарождение системы

Перед своей смертью в 1054 году Ярослав Мудрый разделил подвластные ему территории между своими сыновьями. Каждый из них получил во владение определённый надел. Это уже были зачатки лествичного наследия, хотя тогда оно такого названия ещё не имело.

Однако избежать конфликта между городами не удалось. Как и в предыдущие годы вскоре началась междоусобица. Опасность заключалась в том, что появился общий враг – половцы. Противостоять им разрозненные княжества в одиночку не могли.

Для решения этой проблемы в Любече собрался съезд потомков Ярослава Мудрого. Событие произошло в 1097 году. На нём была чётко разработана система разделения власти и ведён термин лествичное престолонаследие.

Несмотря на то, что на съезде присутствовали князья, постоянно враждовавшие между собой, под напором общего врага им удалось договориться. Теперь права каждого наследника были оговорены и являлись обязательными для исполнения.

Преимущества и недостатки

Разработанная система действовала на территории Древней Руси продолжительное время. Она не была совершённой, но имела ряд существенных преимуществ. К ним относились:

  1. Передача власти была жёсткая и не допускала компромиссов.
  2. В пределах одного поколения наблюдалась чёткая преемственность.
  3. Находящийся при власти род, пользовался особым почётом, как у простого населения, так и у зажиточных слоёв общества.
  4. Гарантировалось сохранение рода даже при отсутствии сыновей у князя.
  5. Благодаря территориальному принципу правления отсутствовала угроза единоличной узурпации власти.

С точки зрения современности это были зачатки федерального устройства страны.

Наряду с положительными сторонами существовали и отрицательные моменты. Среди них выделялись следующие положения:

  1. Возможность нарушения лествичного права.
  2. Если один из братьев не успевал занять престол, то его сыновья уже лишались этой возможности. Такое положение они считали несправедливым.
  3. Не был положен конец междоусобным войнам, что часто приводило к гибели князей.
  4. Большие неудобства представляли собой постоянные переезды наследников в случае гибели одного из князей.

Со стороны населения часто высказывались недовольства системой. Некоторые хотели видеть у себя представителя другого рода. Из-за этого возникали бунты, которые подавлялись физической силой.

Отступление от системы

Несмотря на желание предать системе наследования чёткость она была довольно запутанной. Особенно сложности возникали при наличии большого количества претендентов на освободившееся место. В некоторых случаях допускались отклонения от закона.

Существуют примеры нарушений лествичного права:

Своего сына Всеволод большое гнездо лишил престола, только на основании завещания.

Владимир Мономах стал на престол только благодаря желанию граждан. По закону это право принадлежало Олегу Святославовичу.

В дальнейшем Владимир Мономах ещё раз нарушил лествичное право, поставив на престол своего сына. Это место должны были занимать его братья Давид Святославович или Святополк Изяславович.

Нарушил очерёдность восхождения на престол Всеволод Ольгович. Эта должность должна была принадлежать его двоюродным братьям.

Дочь Василия Всеволодовича была замужем за Фёдором Ростиславовичем. В дальнейшем последний стал князем только на этом основании, хотя женщины в престолонаследии участия не принимали.

Отказ о лествичного престолонаследия

С течением времени лествичное престолонаследие стало ослабевать. Окончательно оно утратило силу в 1425 году, когда на престол взошёл Василий II, обойдя брата отца Василия I Юрия Дмитриевича. На продолжении ряда столетий такое разделение права давало свои результаты. Однако постоянно нарушалось. Итогом являлись регулярные междоусобные войны.

В нынешнее время такой принцип наследования власти не принят ни в одном государстве. Саудовская Аравия оставалась последней страной, где оно действовало до 2017 года.

Престолонаследие на Руси

Наследование престола правнуки Рюрика решали довольно просто – убийством других конкурентов, то есть братьев, дядей и т. д. Такая мясорубка не могла продолжаться дальше, поэтому, наученные ошибками отцов и дедов, умудрённые князья решили договориться, как власть будет переходить между поколениями и от одного претендента к другому.

Применялось во второй половине XI века. Основной принцип этого правила заключается в том, что с начала власть распределяется от старшего брата по старшинству к младшим братьям. Далее, идёт наследование детям старшего брата. Но лишь при условии, что не останется никто из поколения старшего брата, то власть перейдёт к следующему по старшинству сыну самого старшего брата из первого поколения. Довольно простая схема, если представить по горизонтали братьев, а по вертикали их сыновей.

Особенности изменений

В истории ранней русской монархии были особенные события, когда от лествичного права отступали, и на княжение приходил другой человек. Например, нередки были случаи наследования трона по женской линии. Считалось, что муж может наследовать княжение через жену, которая приходится правителю дочерью, то есть муж становится названным сыном князя. Так же такая особенность работала в отношении внуков и внучек.

В дальнейшей истории Российского государства появляется такое определение, как майорат – это особый порядок наследования, при котором право на престол получает самый старший представитель правящего рода, ветки.

Ранние Рюриковичи

Феодальная раздробленность ведёт своё начало от разветвления рода Рюрика, легендарного великого князя, пришедшего из западных земель, положившего начало монархии на Руси. После смерти его внука Святослава Игоревича, власть разделяется на Олега, Ярополка и Владимира. В междоусобице выживает только последний. К сожалению, именно лествичное право чаще всего было предметом споров, так как амбиции потомков великих князей не давали им смириться с тем, что власть передаётся не им, а брату отца.

Триумвират Ярославичей

Подразумевалось, что младшие братья должны признавать старшего, как своего отца, когда тот был на престоле. Скорее всего, это и были первые попытки центрирования Киевской власти, которые предпринимал Ярослав Мудрый в 1054 г. Сам же триумвират существовал во время правления Киевской Русью тремя братьями Ярославичами: Изяслав, Святослав и Всеволод. С утроенной силой братья продолжают дело своего отца: объединить в кулак всё окрайные русские волости, а также ведут борьбу за земли с другими ответвлениями рода Рюрика.

Любечский съезд

Предпосылки этого знакового собрания русских князей заключались в том, что междоусобицы не приносили княжествам ничего, кроме разрухи. Фиктивная причина съезда было заключение мирного договора между братьями Олегом Гориславичем с одной стороны и Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем с другой. На съезде было решено, что потомок правителя наследует только его земли. Если во владении у князя-отца было несколько княжеств, то все они переходят князю-сыну неразрывно, как одна земля. Ранее это право было ограничено тем, что земли наследовались лишь определённой ветвью рода Рюриковичей.

Престолонаследие потомства Мономаха

Старшее поколение наследников планировали не отдавать власть младшим братьям, а сделать передачу власти вертикальной, от отца к сыну. Последние взбунтовались и стали всячески противодействовать старшим Мономаховичам. Но, вскоре оказалось, что, таким же образом, младшие собирались удержать в своих владениях починенные им княжества. Итогом прений стало частичное признание одной из ветки династии как постоянных претендентов на киевский трон, то есть право первородства имело место быть в виде исключения в лествичном праве.

Престолонаследие в других княжествах

Бардак, который сопровождал феодалов Руси на протяжении практически всего XI века, затронул не только главные линии династии Рюриковичей, но и другие ветви правящего рода. Из-за постоянных междоусобиц между претендентами на престол трудно было соблюдать порядок наследования, так как наследник часто не доживал до «коронации».

В каждом княжестве были свои особенности наследования власти. Например, на киевские земли претендовали сразу несколько домов. Поэтому правящему князю, на тот момент, приходится отбиваться от амбициозных сородичей, которые планируют завладеть всей землёй Киева, оставив действующей главе лишь столицу. На защиту территорий поднимается вся правящая ветвь, либо Великий князь сам пытается отбиться от родственников. В первом случае князья редко моли договориться между собой, так как одни желают остаться правящим родом, а другие преследуют свои личные интересы в конфликте. Отсюда возникает огромное количество распрей, из-за которых Киев был разрушен в 1169 году.

В Черниговском княжестве ситуация с престолонаследием была немного проще, так как чаще всего трон уступался мирно, но предыдущий правитель продолжал контролировать обширные территории княжества. Такой расклад устраивал всех и как таковой грызни за черниговский трон не было.

Читайте также: