Педагогический совет круглый стол

Обновлено: 17.06.2024

Цель: раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), и достичь консенсуса.

Задача: мобилизация и активизация педагогического коллектива на решение конкретных актуальных проблем.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Круглый стол предполагает:

  1. Готовность педагогов к обсуждению заданной темы.
  2. Наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта педагогов ДОУ.

Этапы подготовки и проведения «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

- выбор темы, представляющий практический интерес для педагогов;

II. Дискуссионный этап:

  • выступление модератора, обсуждение документа педагогами ДОУ.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап:

- установление общих результатов проводимого мероприятия.

1. Показ презентации Кена Робинсона «Новый взгляд на систему образования».

2. Нормативно-правовая база ОП ДО.

Изменения последнего времени, происходящие в Российской системе дошкольного образования, очень значимы и связаны, прежде всего, с вступлением в силу с 01 сентября 2013 года Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Нас ждут серьёзные перемены в области дошкольного образования. Дошкольное образование является сегодня одним из национальных приоритетов государственной политики. Право на общедоступное дошкольное образование для каждого ребёнка, проживающего в России, установлено Конституцией РФ – основным законом нашей страны.

Таким образом, произошли большие изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы организации и представления услуг по дошкольному образованию.

Основная цель нашей встречи – раскрыть мнения педагогов по обсуждаемой теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением ФГОС ДО, и выявить основные стратегические ключевые задачи дошкольной ступени образования, которые становятся на сегодня Президентом и Правительством РФ. Прежде чем приступить к обсуждению документа, предлагаю вашему вниманию презентацию проекта ФГОС ДО.

3. Показ презентации «Проектирование образовательного процесса в группах ДОУ»

4. Вопросы и ответы (обсуждение работы детского сада в соответствии с ФГОС)

Давайте обсудим, что изменилось в организации образовательного процесса в ДОУ? (ответы педагогов).

На что направлены основные принципы в сфере образования? (ответы педагогов).

Основные принципы в сфере образования:

  • приоритетность образования
  • обеспечение права каждого человека на образование (статья 5. пункт 3: бесплатность образования в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и на конкурсной обнове высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые)
  • гуманистический характер образования
  • единства образовательного пространства на территории РФ
  • интеграция системы образования РФ с системами образования других государств
  • светский характер образования
  • свобода выбора получения образования
  • автономия образовательных организаций (информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций)
  • сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования

Каким должен быть современный педагог XXI века? (ответы педагогов).

6. Проведение рефлексии по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

Сейчас проведём рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп». Для этого предлагаю послушать притчу: «В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они внови встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Всё к чему прикасался пятый брат, который выбрал зелёную шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Практическая часть рефлексии:

Предлагаем вам представить себя на месте братьев и «применить» (выбрать) одну из шляп. Педагоги делятся на подгруппы по выбранным цветам шляп.

  • Участников с белой шляпой попросим поделиться, какой информацией о ФГОС ДО вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до круглого стола? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?
  • Подгруппу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия – ФГТ, ФГОС?
  • От подгруппы чёрных шляп ждём критический взгляд на проблему введения ФГОС ДО.
  • Жёлтый цвет – это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОС ДО?
  • Зелёная шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации ФГОС.
  • Синяя шляпа собрала философов, умудрённых опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на педагогическом совете.

7. Проведение анкетирования на тему: «Современные стратегии реализации дошкольного образования» .

Мы выяснили первоначальные мнения педагогов по проблеме введения ФГОС ДО. Каким станет дошкольное образование, будет известно позднее, Стандарты ориентированы на новые условия развития детей в дошкольных организациях. Изменения затронули как образовательные программы, так и требования к кадровому составу, к материально-техническому и финансовому обеспечению ДОУ. Выпускник детского сада, по Стандарту, должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. Подготовка к школе, по мнению разработчиков Стандарта, должна вестись в большей степени в рамках развития и воспитания, чем целенаправленного обучения.

(Раздаём глоссарии «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном Законе», выполнила Леви Л.В., учитель-логопед)

Закончить круглый стол нам хотелось бы высказыванием русского писателя Л.Н. Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

8. Принятие и утверждение решения педагогического совета

Решение педагогического совета:

  1. Продолжать реализацию по плану-графику внедрения ФГОС ДО.
  2. Организовать методическое сопровождение способствующее внедрению ФГОС ДО.
  3. Создавать условия для внедрения реализации ФГОС ДО.
  4. Провести для родителей разъяснительные родительские собрания по ФГОС ДО и анкетирование на тему: «Современные стратегии реализации дошкольного образования».
  5. Принять Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.

Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация работы в старшей группе в условиях введения новых Федеральных Государственных Требований по дошкольному образованию

Презентация дл родительского собрания на тему "Организация работы в старшей группе в условиях введения новых Федеральных Государственных Требований по дошкольному образованию".


Принятие новых федеральных государственных стандартов в дошкольном образовании

доклад к педсовету.


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". .

Педсовет – круглый стол на тему: «Современный воспитатель, какой он?»
материал (младшая группа)

Воспитатель детского сада – человек,
которого дети видят порой чаще, чем
собственных родителей. На его, а
чаще – на её глазах, малыши растут,
учатся, смеются и плачут, привыкают
к определённому режиму, едят
ненавистную кашу, радуются
прогулкам и, конечно, взрослеют.

ВложениеРазмер
kruglyy_sto_sovremennyy_vospitatel_kakoy_on.docx 36.07 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 1161»

(ГБОУ ШКОЛА №1161)

117624, Москва, ул. Изюмская, 35А Телефон/факс:(499) 793-93-09

ОГРН 5147746147203, ИНН 7727844458, КПП 772701001

Педсовет – круглый стол

«Современный воспитатель, какой он?»

Москва 2019-2020 уч.года

Цель. Сопоставить различные точки зрения коллектива, дисциплинировать мысль по теме «Современный воспитатель, каков он?»

Воспитатель детского сада. Люди такой профессии особенные. Не каждый
отважится посвятить жизнь самым маленьким, стать для них второй мамой,
делать с ними первые шаги в жизни, учить добру, любить своих родных и
близких, свой город, свою страну. Малыши – это благодатная почва. Какое зерно в неё кинешь, такой росток и взойдёт. Детский садик… Сколько приятных воспоминаний связано с этим замечательным учреждением. Игры с друзьями, прогулки, запеканка и компот на завтрак, детские утренники, маленькие детские шалости и, конечно же, добрая и заботливая воспитательница.
Сегодня словосочетание «детский садик» не вызывает столько позитива, как
раньше (я имею в виду родителей). Проблем с детскими садами сегодня много. Об этом знает каждый. Однако детки, посещающие это учреждение сегодня, как и 20 лет назад, с пользой проводят там время, учатся общаться со сверстниками, развиваются физически и умственно, гуляют на свежем воздухе, играют и получают массу других удовольствий.
Воспитатель. Каким он был 20-30 лет назад и какой он сегодня? Изменился ли его портрет?
Какими качествами должен обладать воспитатель сегодня?

Известный педагог – новатор Ш. Амонашвили говорил: « Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека». Воспитывая детей, мы вместе с родителями создаём будущее нашей страны. Каждый ребёнок требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если человек растёт в обстановке равнодушия и бессердечности, юное сердце становится равнодушным, в нём нет чуткости и сострадания.

Каким же должен быть педагог? Какими качествами обладать? В общечеловеческом смысле педагог – это человек, расположенный к детям, сердечный, гуманный, внимательный и искренний, который всегда может понять незащищенность детей, может увидеть себя в детях и встать на их позицию.

Не каждый человек, получивший профессию воспитателя, может им работать. Надо так любить работу с детьми, чтобы идти в детский сад с хорошим настроением и желанием нести детям новое и непременно позитивное. Необходимо при этом иметь жизнерадостный и веселый характер, умение не сердится на ребенка, избегать монотонности, скуки, серости будничных дней. Дети оптимистичны по натуре и ценят эти качества в своем наставнике, которому стараются подражать. Жизнь детей в детском саду должна быть праздником!

Вы знаете, что в любой профессии есть свои положительные моменты и есть сложности, и я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Хорошо или плохо быть воспитателем?» – воспитатели по очереди высказываются о своей работе, приводя доводы ее значимости (положительная оценка) и профессиональных трудностях (отрицательная оценка). Ответ построить по схеме: хорошо, потому что…, но плохо, что…

Например: «Старшим воспитателем быть хорошо, потому что это интересная, динамичная работа», но плохо, потому что это работа трудная, требует обширных знаний, постоянно нужно изучать различные нормативные документы, читать методическую литературу».

Ведущий . В настоящее время система дошкольного воспитания испытывает противоречия переходного периода. Старые принципы работы постепенно себя изживают, и им на смену приходят новые концепции и идеи.

  • принципиальным обновлением системы образования;
  • перестройкой организации педагогической науки;
  • запросами современного общества;
  • происходящими трансформациями в системе дошкольного образования;
  • высокими требованиями к педагогам дошкольных учреждений;

Сегодня, как никогда ранее, возрастает ответственность педагога перед обществом за качество воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Педагог обязан совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От него в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

В настоящее время, в период ломки многих жизненных устоев, понятий, жизнь ставит перед воспитателями новые проблемы. И даже опытные педагоги испытывают большие затруднения в своей работе. Многие воспитатели пересматривают сейчас свои жизненные позиции, стараются выработать в себе новое педагогическое мышление, в педагогической деятельности встать на позицию ребенка. Но, к сожалению, далеко не всем это удается.

«Современному ребенку – современного воспитателя!» – лозунг сегодняшнего дня!

– А кто же такой «современный воспитатель»?! Тот, кто работает сегодня или тот, который должен быть? Давайте порассуждаем. А рассуждать мы будем с помощью современных технологий: я предлагаю каждому из вас в течение трёх минут, кратко и лаконично презентовать своё мнение о том: какой же он, современный воспитатель?

Давайте подытожим все высказанное нами с помощью игры «Карусель». Я начинаю: «Современный воспитатель должен быть… образованным, эрудированным, инициативным, трудолюбивым, исполнительным, коммуникабельным, общительным, справедливым, уверенным в себе». Сосед справа дополняет меня и т.д. по кругу.

Ведущий. Одним из критериев Вы назвали – умение работать с родителями. А каждый родитель, отдавая ребёнка в детский сад, складывает для себя образ идеального педагога для своего ребёнка. Давайте посмотрим, чего же ждут от нас наши родители.

Анализ анкетирования родителей по теме «Детский сад глазами родителя».

Ведущий. Дети смотрят на многие вещи иначе, чем мы, взрослые. И какими же видят воспитателя дети? Неподкупная детская душа фальшивить не способна, не может. В ней воспитатель отражается таким, какой он есть. Воспитатель для ребенка – человек без изъяна.

Ведущий. Как Вы думаете: Воспитатель это профессия или призвание?

Ведущий. Есть мнение, что воспитатель должен занимать активную жизненную позицию. Как Вы понимаете, в чем проявляется активная жизненная позиция воспитателя?

Ведущий. Для выработки своей жизненной позиции необходимо верить в свои силы, уметь честно и открыто взглянуть на себя. Что я вам и предлагаю сейчас сделать.

Упражнение «Кто я? Какая я? » – за 3 минуты необходимо написать 10 слов напротив каждого вопроса.

  • У кого больше 10 слов? У кого меньше?
  • Кому трудно (легко) было найти слова? Почему?

Ведущий. Мы – педагоги, а это значит, мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Поэтому нам нужно научиться взвешивать каждое свое слово, обдумывать каждый свой поступок. Педагогу важно владеть собой, регулировать свое эмоциональное состояние. И все это ярко выражается через слово и мимику.

Ведущий. Личность современного воспитателя во много определяется его эрудицией, высоким уровнем культуры. Тот, кто хочет свободно ориентироваться в современном мире, должен много знать. Сейчас мы проверим Вашу эрудицию. Я буду задавать Вам вопросы из самых различных областей знаний, а Вы постарайтесь на них ответить.

  1. Поделки из бумаги, изготовленные путем сгибания. (оригами)
  2. Зачем белке длинный и пушистый хвост.(руль)
  3. Цвет символизирующий активность, энергию, силу, решительность . (красный)
  4. Самая длинная река в Европе. (Волга)
  5. Назовите имя прообраза нашего Буратино (Пиноккио)
  6. Сколько месяцев в году имеют 28 дней ( все месяцы)
  7. Самая престижная премия в американском кинематографе (Оскар)
  8. Короткий рассказ, чаще всего стихотворный с выводом моралью. (басня)
  9. Самая распространенная обувь на Руси. (лапти)
  10. Что означало старинное слово недуг ( болезнь)
  11. Наиболее эффективный вид деятельности, способствующий развитию творческой активности детей д\в (игровая деятельность).

Ведущий. А сейчас подумайте и скажите: что нам необходимо для того, чтобы воспитатели отвечали современным требованиям? Может нужно, что то изменить в своей деятельности, может в деятельности администрации сада или это от нас не зависит? (рассуждения)

Ведущий. Изначально к личности педагога предъявлялись свои требования. Основными свойствами педагога считалось и считается:

  1. Научная подготовка и личностный педагогический талант (такт, самостоятельность и педагогическое искусство). Эти свойства в целом можно отнести к «умственным».
  2. Объективность, внимательность, чуткость, стойкость, выдержка, самокритичность, подлинная любовь к детям.

Все современные исследователи считают, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной чертой педагога. Кроме того, добавляют склонность человека работать и общаться с детьми.

Очень важно, что личность педагога, его состояние полностью отражаются на состоянии, поведении и личность ребенка не только в период обучения, но и в последующие годы.

Что мы должны вынести из сегодняшней встречи? Убеждённость в том, что ребёнка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм. Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя.

Педсовет-круглый стол: «К вопросу о социально-личностном развитии дошкольников».

Ирина Кулакова
Педсовет-круглый стол: «К вопросу о социально-личностном развитии дошкольников».

Педсовет - круглый стол

Тема: «К вопросу о социально-личностном развитии дошкольников»

Цель: Совершенствовать работу по формированию социально-личностных качеств ребенка.

План педсовета

• Выполнение решений предыдущего педсовета

Отв: зав д/с Сверчкова И. В.

Отв: зав. д/с Сверчкова И. В.

• Мозговой штурм (практическая часть: работа в группах) (по программе «От рождения до школы») с использованием мультимедийной презентации.

Отв: ст. воспитатель Кулакова И. А

Отв: педагог-психолог Подпоринова И. К.

• Представление опыта работы «Социально – нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Отв: воспитатель Трушина Т. Ю.

Отв: социальный педагог Недорезова Л. А.

• Итоги тематической проверки «Состояние работы по социально-личностному развитию дошкольников»

Отв: ст. воспитатель Кулакова И. А.

• Отчет воспитателей о взаимопроверке «Создание условий для социально-личностного развития детей»

Отв: воспитатели групп

Мозговой штурм

Педагогам давалось задание еще раз просмотреть примерную основную общеобразовательную программу по дошкольному образованию «От рождения до школы» социально-личностное направление, ФГТ.

Задание педагогам:

1. Назовите, какие области входят в социально-личностное направление?

2. Какие направления включает в себя образовательная область «Социализация»? (слайд 3)

3. Какие направления включает в себя образовательная область «Труд»?

4. Какие направления включает в себя образовательная область «Социализация»? (слайд 5)

5. Назовите формы, методы и приемы работы с детьми по каждому направлению образовательных областей. (слайды 7,8,9)

6. Назовите, с какими областями интегрируется образовательная область «Социализация» и приведите примеры по своей возрастной группе (слайд 10)

7. Назовите, с какими областями интегрируется образовательная область «Труд» и приведите примеры по своей возрастной группе (слайд 11)

8. Назовите, с какими областями интегрируется образовательная область «Безопасность» и приведите примеры по своей возрастной группе (слайд 12)

Оценочный лист

«Создание условий для социального развития детей»

№ п/п Элементы предметно-развивающей среды

1. Наличие в группе разнообразных дидактических игр, в которых отрабатываются партнерские взаимоотношения детей в игре (игры, требующие участия и взаимодействия нескольких детей)

2. Картотека подвижных игр с правилами и атрибутика к подвижным играм

3. Разнообразные настольно-печатные игры

4. Картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей (игры на темы: «Моя семья», «Мой организм», «Мое настроение», «Труд людей», «Из чего сделаны предметы», «Земля - наш общий дом» и др)

5. Условия для развития сюжетно-ролевой игры:

• Атрибутика для различных сюжетных игр по возрасту детей;

• Рациональное размещение атрибутики и свободный доступ к ней детей;

• Различные конструкторы, строительный и бросовый материал для создания игровой среды

6. Оборудование для трудовой деятельности детей:

• Для коллективного труда в группе (фартуки, тряпочки, щетки, тазы и т. д.)

• Для работы в уголке природы по уходу за растениями и животными (лейки, палочки для рыхления почвы тряпочки для протирания листьев растений, ящики или горшочки для рассады, щетки и скребки для чистки аквариума и птичьей клетки, корм для животных и др.)

• Для дежурства по столовой (фартуки и косынки, щеточки для сметания крошек со толов, совки и т. д.)

• Выносной материал для труда на участке, в огороде и в цветнике (в соответствии с сезоном)

7. Для педагога: наличие методической литературы по социальному развитию детей, вопросам взаимодействия с семьями воспитанников по проблемам успешной социальной адаптации детей

8. Для родителей: наглядная информация, информационные листки, разработанные рекомендации

Педагогический совет- круглый стол "Современные подходы в работе с одаренными детьми"
методическая разработка на тему

Данный педагогический совет раскрывает основные моменты работы с одаренными детьми как со стороны педагогов, так и с о стороны родителелй.

ВложениеРазмер
педагогический совет-круглый стол 2.95 МБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

«СОВЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

СЛАЙД №1 Педсовет «Современные подходы в работе с одаренными детьми»

Притча «Лавка возможностей».

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.

И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.

Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: .

- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.

Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:

- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».

- Каким образом данная притча может быть применима к нашей сегодняшней теме?

«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В. А. Сухомлинский

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях страны введен ФГОС. В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества;
  • учёт индивидуальных особенностей учащихся;
  • разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

В Национальной образовательной инициативе «Наша Новая Школа» говорится:

«Необходимо… создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят».

  • совершенствование работы педагогов с одаренными детьми.
  • обсудить теоретические проблемы одаренности;
  • проанализировать сложившийся опыт работы педколлектива с одаренными обучающимися;
  • акцентировать внимание педколлектива на необходимость отбора содержания, форм, методов обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей личности;
  • привлечь внимание коллектива к современным технологиям, способствующим развитию детской одарённости;
  • показать роль семьи в развитии способностей обучающихся, определить формы работы с родителями по поддержке одаренных детей.

1.Вступительное слово директора школы.

2.Актуальность темы. Эксперимент.

3.Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одарённых учащихся.

4.Принципы и стратегии обучения одаренных учащихся. Виды активных форм организации обучения одаренных детей. Современные технологии в работе с одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория.

5.Роль семьи в развитии одаренных детей. Формы работы с родителями по поддержке одаренных детей.

6.Практическая работа по теме педагогического совета (работа в группах):

  • портрет одаренного ребенка;
  • пирамида одаренности;
  • решение задач (проблем);
  • разбор ситуаций;
  • кроссворд.

7.Решение педагогического совета.

Выделите из перечисленных на слайде личностные и деловые качества учеников, которые им импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой).

Предлагаем личностные и деловые качества ,которые педагог встречает у своих учеников. Отметьте «+»качества, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» то, что не нравится.

  1. Дисциплинированный.
  2. Неровно успевающий.
  3. Организованный.
  4. Выбивающийся из общего темпа.
  5. Эрудированный.
  6. Странный в поведении, непонятный.
  7. Умеющий поддержать общее дело.
  8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
  9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
  10. Занятый своими делами (индивидуалист).
  11. Быстро, “на лету” схватывающий.
  12. Не умеющий общаться, конфликтный.
  13. Общающийся легко, приятный в общении.
  14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
  15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
  16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.

Каких “+” у Вас больше?

Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.

Надеюсь, для многих не будет потрясением то, что именно четные качества чаще всего характеризуют одаренных детей. С этим стереотипом прямо связан еще один (особенно распространенный как раз в учительской среде): одаренные - те, кто учится легко и быстро. Да, легкая обучаемость относится к одаренности, но это лишь один из ее видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни). Великий Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей и гордостью учителей. Многие учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость (правда, не по математике) он был исключен из гимназии. Кстати сказать, при достаточно благонравном поведении.

Сегодня мы часто будем обращаться к таким понятиям, как «одарённость, одарённый ребёнок» и Евгения Владимировна познакомит нас классификацией детской одаренности, расскажет о том, как выявить одаренных учащихся.

Выступление педагога- психолога по теме « Понятия «одаренность», «одаренный ребенок». Классификация детской одаренности. Проблемы одаренных детей. Выявление одарённых учащихся.

Высупление зам. Директора по УВР Нефедовой Е.Г.

«Принципы и стратегии обучения одаренных учащихся. Виды активных форм организации обучения одаренных детей. Современные технологии в работе с одаренными детьми. Индивидуальная образовательная траектория.»

Принципы обучения одарённых учащихся

Стратегии обучения одарённых учащихся:

  • Ускорение обучения
  • («перепрыгивание» через класс).
  • Углубление обучения
  • (курсы с углубленным изучением предметов).
  • Обогащение обучения
  • (исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; элективы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)
  • Проблематизация обучения
  • (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)

«…Целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций».

(Национальная образовательная стратегия «Наша Новая Школа».)

Формы работы с одаренными детьми:

  • работа по индивидуальным планам;
  • занятия в классах с углубленным изучением предметов;
  • сотрудничество с другими школами;
  • проведение фестивалей творчества;
  • тематические конкурсы, выставки;
  • смотры художественной самодеятельности;
  • творческие отчеты;
  • проведение общешкольных проектов;
  • спортивные соревнования разных уровней;
  • традиционные Дни Науки;
  • опытно-экспериментальные работы
  • семинары;
  • ШНОУ;
  • индивидуальные творческие задания;
  • дистанционное обучение

Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми:

  • ИКТ- технологии- 12 чел. (63,2%);
  • технология проектной деятельности-15 чел.(79%);
  • игровые технологии-8 чел. (42%);
  • развивающее обучении-3 чел. (15,8%);
  • развитие критического мышления-2 чел.(10,5%);
  • технология проблемного обучения-2 чел.(10,5%);
  • технология разноуровнего обучения-2 чел.(10,5%);
  • технология исследовательской деятельности-2 чел.(10,5%);
  • технология коллективной творческой деятельности-2 чел.(10,5%);
  • здоровьесберегающие технологии- 1 чел. (5%);
  • технология коммуникативного обучения иноязычной культуре-1 чел. (5%);
  • личностно-ориентированное развивающее обучение

(Якиманская И.С.) -1 чел. (5%);

  • технология саморазвивающего обучения ( Селевко Г.В.) –1 чел. (5%).

Каким должен быть учитель, работающий со способными и одарёнными учащ-ся?

Учитель должен быть…

  • Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
  • Профессионально грамотным;
  • Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
  • Владеть современными педагогическими технологиями;
  • Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным,настойчивым,
  • Умелым организатором учебно-воспитательного процесса, психологом.

Учитель должен уметь…

  • Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
  • Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
  • Стимулировать познавательные способности учащихся;
  • Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
  • Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса;
  • Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.

Анкета «Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми»

Результаты проведенной анкеты среди педагогов показали, что 100% учителей имеют склонности к работе с одаренными детьми, но они требуют дополнительных ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Педагогам лишь необходим правильный выбор объекта направления творческого интереса учащихся.

Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися:

1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

3. В классе, с детьми разного уровня развития, важно правильно организовывать работу с «сильными» учениками, создать такую проблемную ситуацию, чтобы включить способных учеников самостоятельный творческий поиск. На каждом уроке готовить карточки повышенной трудности с олимпиадными заданиями или упражнениями, требующими нестандартного мышления.

4. Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.

5. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.

Индивидуальная образовательная траектория

ИОТ - персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании.

Личностный потенциал ученика -совокупность его способностей: познавательных, творческих, коммуникативных.

Переход на ИОТ требует серьезной и кропотливой предварительной работы.

Содержание ИОТ может определяться общеобразовательными программами базового и углубленного (профильного) уровней в рамках учебного плана ОУ и индивидуальными учебными программами.

Учебная программа изучаемого предмета или предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории (далее индивидуальная учебная программа) может быть нацелена на получение прикладных знаний, умений и навыков, необходимых для понимания тех сфер деятельности, в которых применяется данная дисциплина, или обеспечивать формирование дополнительных по сравнению с базовым уровнем предметных (академических) знаний, умений и навыков безотносительно к областям их применения.

Индивидуальная учебная программа предполагает увеличение объема содержания образования, времени на его освоение по сравнению с базовым уровнем, изменение форм учебной и внеучебной деятельности учащегося в рамках индивидуальной образовательной траектории .

Направления реализации ИОТ:

(вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут);

(специальные педагогические технологии);

Этапы становления ИОТ:

  • 5-6 класс – пробы построения учащимися ИОТ в зависимости от разных видов деятельности;
  • 7-9 класс – приобретение и оформление учащимися опыта построения ИОТ в разных видах деятельности
  • 10-11 класс – применение опыта построения ИОТ, приобретенного в основной школе, при составлении и реализации индивидуальных образовательных программ (ИОП) старшеклассников.

Сопровождается ИОТ учащегося следующим пакетом документов:

1. Положением об индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) учащегося.

3. индивидуальной учебной программой учащегося по предмету.

4. Расписанием учебной и внеучебной деятельности.

5. Картой индивидуальной образовательной траектории учащегося.

6. Графиком контроля знаний по предмету.

Раздать примеры оформления ИОТ.

Каждый учащийся, изучающий один или несколько предметов в рамках индивидуальной образовательной траектории, составляет свой ИУП на основе учебного плана школы, который согласуется с родителями (законными представителями) и утверждается директором школы.

В индивидуальный учебный план учащегося в рамках ИОТ включаются:

1. в обязательном порядке все предметы инвариантной части федерального компонента, изучаемые по общеобразовательным программам базового или углубленного (профильного) уровней или индивидуальным учебным программам;

2. элективные курсы;

3. часы в статусе программ дополнительного образования, предложенные школой или другими образовательными учреждениями.

Учебная нагрузка учащегося не должна превышать 37 часов в неделю.

Аудиторная учебная нагрузка учащихся по предмету или предметам, изучаемым в рамках индивидуальной образовательной траектории, устанавливается по согласованию между учащимся, его родителями (законными представителями) и учителем и закрепляются ИУП и договором.

ИОТ предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут:

  • целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (Воробьев, Лабунская, Тряпицына) .
  • структурированная программа действий ученика на некотором фиксированном этапе обучения .

Лист индивидуального маршрута

Цели и задачи ИОМ:

  • Повышение уровня учебной мотивации;
  • Ликвидация пробелов в знаниях,умениях,навыках учащихся;
  • Психолого-педагогическая поддержка учащихся.

Выступление зам. директора по ВР «Роль семьи в развитии одарённых детей. Формы работы с родителями по поддержке одарённых детей».

Практическая работа по теме педсовета

  • Портрет одаренного ребенка (таблица заполняется коллективно, качества фиксируются на школьной доске).

Педагоги отметили, что в учебной деятельности одаренных детей отличает неуемное любопытство, хорошо развитая речь, высокая концентрация внимания на интересующем деле, упорство в достижении результатов, богатая фантазия, открытость, принципиальность. Современное понимание одаренности утверждает, что в ее основе лежит доминирующая познавательная мотивация и исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового в постановке и решении проблем (А.М. Матюшкин).
Вместе с положительными качествами педагоги отметили, что у одаренных детей имеются и свои минусы – неспособность стать на точку зрения другого, формальный подход к учебе, если ему неинтересно, отставание в физическом развитии, отсутствие конформизма, стремление всегда быть правым в споре. Все эти качества могут вызвать неприязнь у сверстников, способствовать изолированности этих школьников в классных коллективах.

Постройте на бумаге пирамиду одаренности, выбирая составляющие из перечисленных и располагая их в той последовательности, в которой, как Вам кажется, они необходимы.Озвучьте свои варианты и ответьте на вопросы других групп.

1. Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок?

Читайте также: