Отредактированная рукопись редактором лежала на столе

Обновлено: 21.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Культура речи. Синтаксическая правильность»

Познавательная: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление (В ЕГЭ задания 4, 6, 7, 8).

Развивающая: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательная: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

-осуществление контроля с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

-осуществление самоконтроля и самокоррекции; осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Цели обучения русскому языку определяются через формирование коммуникативной компетенции:

- аргументировать свою точку зрения,

- соблюдать при письме нормы литературного языка, в том числе орфографические и пунктуационные.

Объявление темы урока. Постановка задач урока.

1. Актуализация опорных знаний

Что такое культура речи? (соблюдение в устной и письменной речи норм литературного языка)

Какие виды норм русского литературного языка вам знакомы? (орфоэпические, словообразовательные, морфологические, лексические)

Дайте определение каждому виду. (орфоэпические – нормы произношения и постановки ударения в слове; словообразовательные – нормы образования слов и форм слова; морфологические – нормы образования и употребления грамматических форм слов различных частей речи; лексические – это правила использования слов в речи в соответствии с их лексическим значением)

1. Орфоэпическая разминка.

Августовский , баловАть, бомбардировАть, газопровОд, завИдно, вероисповЕдание, корЫсть, нАчатый, обеспЕчение, предложИть, принЯть, прИнятый, свЁкла, тЕфтели, слИвовый, экспЕрт, ходАтайство, умЕрший, столЯр, кладовАя.

2. Исправьте следующие словосочетания, аргументируйте свои исправления:
Играть значение, поднять тост, более-менее интересный, где-то в конце дня, крайний на прием к врачу, последний справа, вернулся назад, облокотился спиной на стол.

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЧЕТЫРЁХСТАМИ людьми (четырьмястами людьми)

2. Слово учителя.

Много лет назад ученый-языковед Лев Владимирович Щерба предложил студентам фразу: «Гло / кая ку / дра ште / ко будлану / ла бо / кра и ку / рдячит бокрёнка». В ней к «ничьим» корням были присоединены русские служебные части слов – суффиксы и окончания. Однако выдуманные слова соединялись по законам русского синтаксиса. И этого оказалось достаточно, чтобы общий смысл предложения можно было понять. Вот шутливый «перевод», данный Л. Успенским в книге «Слово о словах»: «Нечто женского рода в один прием совершило что-то над каким-то существом мужского рода, а потом начало что-то такое вытворять длительное, постепенное с его детенышем».

Искусственная фраза имела значение потому, что была построена по законам грамматики: в ней строго соблюдались правила образования слов и сочетания их в предложении.

А теперь слова, необходимые для выражения определенного содержания, соберем в одну фразу, но грамматические связи между этими словами и порядок их следования не обозначим. Что из этого выйдет?

«Быть в ветры дуть зима море с солнечной сухой тепловатый Ялта». Мы можем предложить много вариантов сочетаний этих слов, но выстроятся ли они у нас в такую пластичную, музыкальную фразу: «Зима в Ялте была сухая, солнечная, с моря дули тепловатые ветры» (К. Паустовский)?

Оба эксперимента убеждают нас в том, грамматические нормы – существеннейшее звено в системе языка.

Знаменитая лермонтовская строка «На мысли, дышащие силой, Как жемчуг, нижутся слова», не что иное, как лаконично и образно сформулированный закон речевого мастерства.

Хорошая речь – это удачно подобранные слова, гармонично выстраивающиеся одно за другим, нанизывающиеся одно на другое.

«Нанизываться» слова должны не как придется, а в полном соответствии с законами построения отдельных предложений и целого текста, то есть по правилам синтаксиса русского литературного языка. В противном случае говорящий (пишущий) останется непонятым или попадет в неловкое положение.

Ошибки, нарушающие строение предложений, чрезвычайно разнообразны. Это:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках. (Нужно: На стендах представлены афиши на немецком, французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:

О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах - уверенность в победу. Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения — покрывает и потворствует дурным наклонностям. Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? ) им;

г) нанизывание падежей — располагает составленным агентом списком. Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий:

учебная и перспективная задача;

видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;

перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;

существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;

причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;

причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье; прочитал не только книги, но и законспектировал их, нужно: не только прочитал, но и ….

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма): по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов: На столе лежала отредактированная рукопись редактором. Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду. Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно. Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту. Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата. Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать. Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене. Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

3. Выполнение упражнений.

1. В данный предложениях отметьте факты ненормативного управления.

1. Ниловна уже не сомневается в правоту того дела, за которым стоит Павел и его друзья. (в правоте)

2. О том, что эта игра опасна, стало ясно однажды утром. (То, что эта игра опасна, стало ясно однажды утром)

3. Почтим память погибшим товарищам. (погибших)

4. Рахметов считает, что он не имеет право тратить деньги на прихоти. (не имеет права)

5. Узнай, сколько сейчас время. (времени)

2. Укажите случаи ошибочной синтаксической связи сказуемого с подлежащим.

1. Мальчик – необычайная умница. (необычайный)

2. Одной из главных проблем, выдвигаемых в романе, - это становление личности Петра. (Одна из главный проблем)

3. На собрании было высказано ряд поправок. (высказан ряд)

4. Кафе-столовая отремонтированы в срок. (отремонтирована)

5. Большинство студентов активно участвуют в жизни факультета. (ошибок нет)

3. Укажите случаи ошибочной синтаксической связи определения с определяемым словом .

1. В городе Ялта принял первых отдыхающих новый пансионат. (В городе Ялте)

2. Поэт пишет удивительное стихотворение «Родина», в которой он становится выше всех предрассудков ложного патриотизма. (в котором)

3. Но вот в конце лета появился он – пока никому не известный странный человек. (ошибок нет)

4. Такие вдохновенные строки посвятил Н. Некрасов женам декабристам, последовавших за своими осужденными мужьями в Сибирь. (женам, последовавшим)

5. В повести А.С. Пушкина «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России. («Дубровский»)

4. Исправьте предложения, устранив независимый деепричастный оборот – обособленное обстоятельство.

1. Зафиксировано образование новых групп, руководствуясь различного рода информацией.

2. Написав «Смерть поэта», которое мгновенно облетело весь Петербург, стало, ясно, что в России появился новый великий поэт.

3. Прослушав доклад, у меня создалось впечатление, что он сделан на скорую руку.

4. Исходя из сказанного, структура дипломного сочинения такова: введение, три главы, заключение.

5. Готовясь к устному выступлению, понадобится личная убеждённость оратора.

5. Найдите синтаксическую ошибку- соподчинение слов, требующих дополнений в разных грамматических формах .

1. Я бесконечно рада и горда тем, что живу здесь, в Севастополе. (рада чему и горда чем)

2. Строители так и не убрали глыбы грязи, по которым скользят и падают люди. (скользят и из-за этого падают)

3. Мы никогда не забудем и будем гордиться теми, кто отдал хизнь за свободу и независимость. (не забудем кого и будем гордиться кем)

4. Надо вникать и заботиться обо всех мелочах быта общежития. (вникать в что и заботиться о чем)

5. Художник видел и верил в счастливое будущее страны. (видел что и верил во что)

6. Исправьте текст, устранив неправильный порядок слов.

1. Жителям пострадавшего района от засухи была оказана своевременная помощь. (жителям района, пострадавшего от засухи)

2. Половцы, когда были разбиты, они больше не нападали на русских. (Когда половцы были разбиты)

3. Наши солдаты мужественно отбивали атаки рвавшегося врага к Ленинграду. (атаки врага, рвавшегося к Ленинграду)

4. Учебные заведения выпускают специалистов, которые сразу же включаются в работу каждый год. (Каждый год учебные заведения выпускают)

5. Батальон быстро двигался по освещенному лугу яркими лучами прожекторов. (по освещенному яркими лучами прожекторов лугу)

7. Найдите ошибки в выделенных сочетаниях, исправьте их.

1. По окончании строительства завода все собрались на митинг. (ошибок нет)

2. Как всегда, по приходу на работу он внимательно изучил сводки с мест. (по приходе)

3. Корреспонденция выдается только по предъявлению паспорта (по предъявлении)

4. По зрелому размышлению я решил вернутся. (по зрелом размышлении)

5. Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся. (благодаря стараниям)

8. Укажите случаи неверного грамматического оформления однородный единиц.

1. Татьяна любила гадать и старинные предания. (гадания)

2. Грамоты не только получили призёры, но и активные участники среди зрителей. (не только призеры, но и..)

3. Образованный человек как хорошо знает литературу, так и историю. (хорошо знает как литературу, так и ..)

4. Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, а также телепередачи на любой поверхности. (как, так и)

5. Предметом обсуждения на семинаре был вопрос, далеко не изученный и который вызывает большой интерес. (вызывающий большой интерес)

9. Укажите случаи нарушения построения сложного предложения.

1. Все как будто ждали, что нe будет ли он ещё петь. (союз «что» не нужен)

2. Когда в окнах заполыхал багровый закатный свет, то музыка оборвалась. (указательное слово «то» здесь лишнее)

3. Я не нашёл другого способа ответить, чем то, чтобы промолчать. (необоснованно употреблено указательное слово то и союз чтобы)

4. Как только прозвучал третий звонок, но вдруг у меня тоже зазвенел телефон. (нельзя одновременно использовать сочинительные и подчинительные союзы для соединения двух простых предложений в одном)

5. Ему казалось то, что ещё не всё потеряно и что успеть в срок возможно. (использовано лишнее указательное слово «то»)

4 . Подведение итогов. Рефлексия.

1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) неправильное построение предложения с косвенной речью

Г) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

1) По окончанию Лицея Пушкин стал жить в Петербурге.

2) Те, кто добивается в спорте наибольших успехов, становится примером для подражания.

3) Дорога, которую указал Пугачёв, оказалась спасительной для Петруши и гибельной для других.

4) Преподаватель отобрал и посоветовал учащемуся воспользоваться дополнительной литературой.

5) Главный герой романа Достоевского «Идиот» князь Мышкин одновременно смешон и трагичен, подобно Дон Кихоту, с которым он ассоциируется.

6) Выпускники высших учебных заведений должны быть знающими профессионалами основы наук.

7) В ответ на просьбу мы услышали, что "Я не привыкла уступать".

8) К 1856 году творческие интересы Шишкина, который выделялся среди товарищей несомненным талантом, определились окончательно.

Синтаксические нормы и ошибки употребления

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.

Такие нормы связаны, например,

не видеть ошибку — не видеть ошибки

(Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.), т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,

Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты:

Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;

  • использованием причастных и деепричастных оборотов


Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.

По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;

Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.

Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении.

(По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.)

Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г) нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

А 27. Синтаксические ошибки

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках. (Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах- уверенность в победу. Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения — покрывает и потворствует дурным наклонностям. Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

Типы синтаксических ошибок

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках. (Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность

§ нарушение норм управления:

§ ошибки в употреблении однородных членов предложения:

§ ошибки при употреблении причастных оборотов:

§ неверное употребление деепричастного оборота:

§ ошибки при построении сложного предложения:

13. Функциональные стили - это исторически сложившаяся система рече-вых средств, которые используются в определённой сфере общения. Рас-смотрим их подробнее.

Разговорный стиль служит для обмена мыслями в повседневном об-щении, для передачи информации по бытовым вопросам. Характеризуется непринуждённостью, отсутствием формальностей, эмоциональностью, об-разностью и простотой. Сфера употребления: дружеская беседа, записка, ча-стное письмо. Лексический состав: нейтральная лексика, разговорная, про-сторечная.

Публицистический стиль - стиль произведения и выступления на общественно-политические темы. Главная функция этого стиля - воздействие через средства массовой коммуникации. Сфера использования - официальная обстановка (статьи газет и журналов, телевидение, радио, митинги, собра-ния). Характеризуется использованием специальной общественно-политической лексики, логичностью и вместе с тем эмоциональностью.

Литературно-художественный стиль – это стиль образно-поэтический, сфера его применения - художественные произведения русской литературы. Главная функция - изображение и воздействие. Используется во всех литера-турных жанрах: комедия, трагедия, повесть, рассказ, роман и проч. В литера-турном произведения для речевой характеристики литературного героя употребляется лексика и других стилей: разговорная лексика, жаргонизмы, профессионализмы, диалектизмы и др.

14. Научный стиль (н.с.) обслуживает разнообразные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в вузах различного профиля (гуманитарного, естественного и технического).

1. Н.с. реализуется в двух формах: устной (устная научная речь) и письменной (письменная научная коммуникация). Письменная монологическая речь является основной формой научного изложения.

2. Язык научного изложения дополняется средствами графической наглядности, т.е. чертежами, схемами, графиками, условными обозначениями, формулами, диаграммами, таблицами, рисунками и т.д.

Стилистические черты (признаки) научной речи:

1. объективность (изложение разных точек зрения на проблему, отсутствие субъективизма при передаче научного содержания, безличность языкового выражения);

2. логичность (последовательность и непротиворечивость изложения);

3. доказательность (аргументация определенных положений и гипотез);

4. точность (использование терминов, однозначных слов, четкое оформление синтаксических связей в предложении и тексте);

5. сжатость и информационная насыщенность (использование видов компрессии научного текста);

6. обобщенность и отвлеченность суждений (использование общенаучной лексики, существительных с абстрактным значением),

7. безличность и абстрактность высказывания (употребление особых грамматических форм: преобладание возвратных и безличных глаголов, использование 3-го лица глагола, неопределенно-личных предложений, пассивных конструкций);

8. стандартизация средств выражения (использование речевых клише научного стиля для оформления структуры и компонентов научной работы, а также жанров аннотаций, рефератов, рецензий и др.).

4 вида научного стиля

1. Научно-популярный текст. Его адресатом является аудитория, не имеющая специальных навыков и знаний в определенной области. Научно-популярный текст сохраняет большинство терминов и четкость изложения, однако его характер значительно упрощен для восприятия. Также в этом стиле разрешено использовать эмоциональные и экспрессивные формы речи. Его задачей является знакомство широкой публики с какими-то фактами и явлениями.

2. Учебно-научный текст. Адресатом таких работ являются учащиеся. Цель послания - ознакомление с фактами, необходимыми для восприятия определенного материала. Информация излагается в общем виде с большим количеством типовых примеров. Этому стилю присущи использование профессиональной терминологии, строгая классификация и плавные переходы от обзора к частным случаям. Работы печатаются в учебных и методических пособиях.

3. Собственно научный текст. Здесь адресатом выступают специалисты в данной области и ученые. Целью работ является описание конкретных фактов, открытий и закономерностей. можно найти в диссертациях, докладах и рецензиях,

4. Техническо-научный текст. адресуются специалистам узкого профиля. Целью является применение знаний и достижений на практике

C четвертью,полтора(полутора) 1250

· с выбором падежа существительных (не видеть ошибку — не видеть ошибки). Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п., т.е. нормативным будет вариант не видеть ошибок),

· порядком слов (Созданный роман Лермонтовым дает текст украден представление о герое нашего времени). Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова, т.е. правильным будут варианты: Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;

· использованием причастных и деепричастных оборотов (Приехав работать в маленький город, текст украден люди ему посоветовали посетить семью Туркиных). По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных; однородных членов предложения: Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.


Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое текст украден понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком, построением сложного предложения: Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении. По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п., т.е. Правильным будет предложение: Первое, текст украден на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

нарушение порядка слов: На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках. (Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

нарушение норм текст украден управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1б)

б) нарушение управления при текст украден синонимичных словах- уверенность в победу. Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в)нарушение управления при однородных членах предложения — покрывает и потворствует дурным наклонностям. Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные текст украден наклонности и потворствует (чему? )им;

ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача; текст украден видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты; перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки; существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами; причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…; причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных текст украден членов в другой ряд: Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.; из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения: детский комплекс на Черном море и Подмосковье — текст украден нужно: на Черном море и в Подмосковье; прочитал не только книги, но и законспектировал их, нужно: не только прочитал, но и ….

ошибки при употреблении причастных оборотов:
а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма): по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная текст украден форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия: Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду. Нужно: Подъехав к реке, мы остановили текст украден лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего: Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно. Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

ошибки при построении сложного предложения:

б) разнотипность частей сложного предложения: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для текст украден заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту. Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции: Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата. Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, текст украден — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов: Но однако тем не менее мы должны сказать. Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении: Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене. Нужно: Перед нами были казачьи текст украден лошади, морды которых были в пене.

24. Принципы русской орфографии и пунктуации
В основе современной русской орфографии лежат несколько принципов. Основным из них является МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, сущность которого в следующем:
морфема (значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, окончание) сохраняет единое буквенное написание, хотя при произношении звуки, входящие в эту морфему, могут видоизменяться. Наряду с морфологическим действует и ФОНЕТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, в соответствии с которым слова или их части пишутся так, как они произносятся.

Например, приставки на з изменяются в зависимости от качества следующего за приставкой согласного: перед звонким согласным слышится и пишется в приставках буква з (без-, воз-, из-, низ-, раз-, роз-, чрез-, через-), а перед глухим согласным в этих же приставках слышится и пишется буква с, ср.: возразить - воскликнуть, избить - испить, низвергнуть - ниспослать и т.п. Существует в современной орфографии и ПРИНЦИП ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО НАПИСАНИЯ (смысловой принцип), согласно которому слова пишутся в зависимости от их лексического значения, ср.: ожёг (глагол) и ожог (существительное), компания (группа людей) и кампания (какое-либо мероприятие), бал (танцевальный вечер) и балл (единица оценки).

Кроме названных в правописании необходимо отметить и ПРИНЦИП СЛИТНОГО, ДЕФИСНОГО И РАЗДЕЛЬНОГО НАПИСАНИЯ: сложные слова мы пишем слитно или через дефис, а сочетания слов - раздельно.


Принципы русской пунктуации Употребление знаков препинания обусловлено прежде всего строением предложения, его синтаксической структурой. Поэтому основным принципом, на котором строится современная русская пунктуация, является структурный (или синтаксиче­ский) принцип. Синтаксическое членение текста ( в том числе и отдельного предложения) связано с его смысловым членением и в большинстве случаев совпадает с ним. Однако часто случа­ется и так, что смысловое членение речи подчиняет себе структурное и диктует ту или иную расстановку знаков препинания (их выбор или место). Поэтому второй принцип, на котором основаны пунктуационные правила, — это принцип смысловой. Русская пунктуация отчасти отражает и интонацию (и это третий, интонационный принцип). Например, интонацией обусловлен выбор точки или восклицательного знака в конце предложения (невоклицательная или восклицательная интонация), выбор запятой или восклицательного знака после обращения, постановка интонационного тире и др.

Читайте также: