Освещенность на поверхности стола

Обновлено: 18.05.2024


ГОСТ Р 55709-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ВНЕ ЗДАНИЙ

Нормы и методы измерений

Lighting of outdoor work places. Norms and methods of measuring

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова" (ООО "ВНИСИ")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 "Светотехнические изделия"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Ноябрь 2019 г.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы освещения рабочих мест вне зданий для проектирования, реконструкции и эксплуатации осветительных установок (далее - ОУ) и методы их измерений.

Нормы освещения рабочих мест, установленные настоящим стандартом, обеспечивают безопасные и комфортные условия труда.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 54350 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 54944 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ Р 55392 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 рабочая поверхность: Поверхность, на которой проводят работу и для которой нормируют освещенность.

3.2 зона зрительной работы: Часть рабочей поверхности, на которой выполняют зрительную работу.

3.3 зрительная работа: Видение объекта, характеризуемое размером объекта различения, его яркостью, контрастом с фоном и продолжительностью работы.

3.4 окружающая зона: Область шириной не менее 2 м, окружающая зону зрительной работы внутри поля зрения.

3.5 эксплуатационная освещенность; : Минимально допустимое значение средней освещенности на заданной поверхности.

Примечание - Это значение освещенности должно быть обеспечено в течение всего времени эксплуатации ОУ.

3.6 коэффициент эксплуатации; : Отношение эксплуатационного значения освещенности в ОУ к проектному значению средней освещенности.

3.7 равномерность освещенности (яркости); : Отношение значения минимальной освещенности (яркости) к значению средней на освещаемой поверхности.

3.8 режим ограничения освещения: Время, в течение которого действуют требования к ограничению нежелательной засветки; как правило, устанавливаемое местными администрациями.

3.9 блескость: Ощущение, возникающее при наличии в поле зрения повышенной яркости, которая вызывает дискомфортную и (или) слепящую блескость, либо ощущение, вызываемое отражением светового потока от рабочей поверхности в направлении глаз работающего - отраженная блескость.

3.10 показатель блескости; : Показатель, характеризующий слепящее действие ОУ.

3.11 предельный показатель блескости; : Максимально допустимое значение показателя блескости ОУ.

3.12 световые помехи: Рассеянный свет ОУ, вызывающий раздражение, дискомфорт или снижение возможности восприятия информации.

3.13 доля светового потока в верхнюю полусферу; : Часть светового потока светильника(ов), излучаемая выше горизонта при установке светильника(ов) в рабочем положении.

3.14 моделирующее освещение: Направленное освещение для объемного восприятия объектов, выявляющее глубину, контуры и текстуру объекта различения.

3.15 пороговое приращение яркости; : Мера слепящей блескости, выражаемая как процентное увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ИС - источник света;

ОП - осветительный прибор.

4 Требования к освещению рабочих мест

4.1 За нормируемое значение освещенности принимают среднюю эксплуатационную освещенность на рабочей поверхности.

4.2 При проектировании ОУ для правильного объемного восприятия объектов различения используют моделирующее освещение.

Для формирования необходимых для моделирования теней свет должен падать преимущественно с одного направления. Для моделирующего освещения используют ОП с концентрированной кривой сил света.

Примечание - Рассеянное освещение понижает моделирующий эффект и приводит к монотонному яркостному окружению.

4.3 Рекомендуемая шкала нормируемых значений средней освещенности :
0,5-1,0-2,0-3,0-4,0-5,0-6,0-7,0-10-15-20-30-40-50-75-100-150-200-300-400-500-600-750-1000-1250-1500-2000-2500-3000-3500-4000-4500-5000 лк.

Расчет освещенности проводят с использованием сетки для определения числа точек расчета.

Пример определения числа точек в сетке для расчета освещенности приведен в приложении А.

4.4 Значения освещенности окружающей зоны в зависимости от освещенности объекта, обеспечивающие комфортное распределение яркости в поле зрения, приведены в таблице 1.

Типы и нормы освещения при организации рабочего места

Освещение рабочего места — важнейший фактор производственной среды. Без оптимального размещения источников света на предприятии работа будет затруднена. Существуют определенные санитарные нормы и требования к помещению относительно его освещенности, которые должны соблюдать все организации.

Освещение места работы — определение и влияние на человека

Под освещенностью понимают световую величину, равную отношению падающего на определенный участок поверхности светового потока к площади этого участка.

Важно! Правильно организованное освещение особенно важно для производственных помещений, офисов, складов, цехов. Избыточное и недостаточное наличие света негативно действует на сотрудников.

Правильная организация места для сотрудников

Согласно нормативам, в зданиях и на производстве распределение света для эффективного исполнения обязанностей должно быть оптимальным.

От правильного освещения зависит КПД работников, ведь свет влияет на все составляющие этого показателя:

  • энергичность, выносливость, работоспособность;
  • мотивацию работы;
  • здоровье, хорошее физическое самочувствие.

Зрение людей при недостатке света неизбежно будет падать, возникнут хроническое переутомление и усталость, утратится заинтересованность в результатах работы. При избытке света глаза тоже устают, возникают головокружения, особенно при последующем попадании в помещение с менее яркими светильниками. Итогом становится раздражительность, плохое настроение, падение работоспособности, невнимательность сотрудников.

От правильного освещения зависит производительность труда сотрудников

Необходимость измерения освещенности

Согласно гигиеническому нормированию, основной показатель освещенности пространства измеряется в люксах (Лк). В некоторых нормативах единицей измерения выступает Люмен/квадратный метр площади, что, по сути, равно люксу.

Для чего замеряется искусственное освещение? К примеру, у офисных сотрудников, которые ежедневно работают за компьютером, постоянно повышенная зрительная нагрузка. Если свет в офисе будет неравномерным, станет падать на стол не с нужной стороны, возникнут проблемы со здоровьем. По нормам на столе за ПК световой поток обязан быть равным 300-500 Лк. Проведение необходимых замеров позволит быстро выявить отклонения в освещении.

Измерение светового потока

Регулирование освещенности

Для регуляции данного вопроса применяются строительные нормы и правила (СНиП) — свод документов, который содержит все нужные данные и включает четыре части:

  • общие положения;
  • нормы проектирования;
  • правила проведения и приемки;
  • сметные правила и нормы.

Также существует ряд эпидемиологических документов — СанПиН, которые тоже регулируют вопрос видов освещенности, норм и основных требований к организации рабочего места. Требования СанПиН учитывают и при разработке СНиП, технической документации. СанПиН распространяется как на уже существующие промышленные и офисные помещения, так и на проектируемые, строящиеся.

Документы по освещению рабочих мест

Каким должно быть освещение на рабочем месте — отражает СНиП 23-05-95. Тут есть все требования, предъявляемые к освещенности: естественной, искусственной. Федеральный документ надо учитывать для старых, вновь создаваемых рабочих мест, при их перепланировке.

Еще один нормативный документ по освещению — СанПиН 2.2.4.3359-16. Здесь указаны основные гигиенические требования по субъектам хозяйствования. В законодательном акте есть также требования к источникам света в школах, детских садах, ведь от освещения зависит здоровье школьника и ребенка младшего возраста.

Разработаны и различные отраслевые нормы, но все они учитывают положения указанных выше документов. Некоторые предприятия дополнительно используют стандарт Евросоюза EN 12464, который предусматривает применение несколько более интенсивных потоков света.

Требования освещенности в офисе

Виды освещения

Существуют разные классификации освещения. Так, по локализации оно бывает таких типов:

  1. Общее. Предполагает равномерное освещение помещения без наличия темных или более светлых зон. Присутствие только такого освещения обычно наблюдается в зонах, где рабочий процесс осуществляется неполное время.
  2. Местное. Локальная подсветка помогает дополнительно осветить определенные рабочие зоны: компьютерный или школьный стол, технику и станки. Оно предполагает установку различных осветительных приборов в непосредственной близости от рабочего места.

Применение исключительно локального освещения согласно нормам недопустимо, поскольку в помещении неизбежно будут присутствовать перепады света — от глубокого затемнения до яркого. Это вызовет проблемы со зрением работников. По источникам света освещение также делится на несколько видов.

Естественное

Естественное освещение создается силами природы: прямыми солнечными лучами, а также диффузным (отраженным) светом небосвода. Отсутствие естественного света неблагоприятно для человека, ведь именно к нему глаза лучше всего приспособлены. Такой свет зависит от времени года и периода суток, в этом его основной недостаток. Но качество и объем поступающего естественного света зависит и от конструкции здания, количества и размера окон.

Стоит знать! Природный свет измеряется КЕО – коэффициентом естественного освещения. Он равен соотношению освещенности в здании и освещенности на открытом месте в ясную погоду. В южных регионах КЕО больше, чем в северных.

Существует даже специальная карта светового климата, состоящая из 6 зон, согласно ей должны проектироваться окна в зданиях. Естественный свет делится на такие виды:

  • верхний (свет проникает через проемы на участках с перепадами высот дома);
  • боковой (свет попадает через окна наружных стен);
  • комбинированный (сочетание двух предыдущих видов).

Искусственное

Без искусственного освещения в сумеречное время суток, в пасмурный день или зимой, когда рано темнеет, нормальный рабочий процесс невозможен. В качестве дополнительных источников света выступают лампы, светильники, торшеры, бра и прочие электроприборы. Обычно в офисы и на производство приобретают галогенные и светодиодные лампы. Обычные лампочки накаливания сейчас применяются редко, поскольку они тратят много электроэнергии, быстро выходят из строя.

Чаще всего освещение бывает смешанным, когда естественное сочетается с искусственным. Последнее также подразделяется на следующие виды:

  1. Рабочее. Обычное освещение, которое ежедневно применяется сотрудниками, помогает обеспечению рабочего процесса.
  2. Аварийное. Включается только при аварии, в экстренной ситуации, когда основное освещение отключается.
  3. Эвакуационное. Применяется для подсветки путей эвакуации людей при ЧС, обычно является не таким мощным, как рабочее.
  4. Охранное. Используется охранным персоналом, присутствует не на всех предприятиях, а по необходимости. Не нормируется по интенсивности.
  5. Дежурное. Остается включенным даже по окончании рабочего процесса (например, небольшое освещение коридоров в больших зданиях).

Нормы и требования по освещению

Чтобы грамотно нормировать освещение, нужно строго следовать СанПиН и иным нормативным документам. Все требования можно условно поделить на касающиеся собственно освещенности и относящиеся к качеству света. Общие для всех отраслей требования:

  • освещенность достаточна для каждого человека;
  • работник может регулировать освещение — направлять свет в нужную сторону, менять его интенсивность;
  • кроме искусственного света обязательно присутствует естественный;
  • все светильники на потолке, стенах должны быть приглушенного цвета, лампочки не вызывают зрительного дискомфорта.

Освещение при работе за ПК

Долгая, ежедневная работа с компьютером часто вызывает снижение зрения у сотрудников. Такие проблемы можно исключить или замедлить, соблюдая нормы и рекомендации:

  • световой поток — 300 Лк;
  • яркость элементов в осветительных приборах менее 200 кд/кв.м.;
  • коэффициент естественного освещения (КЕО) — от 1,2%;
  • расположение окна сбоку от места работы;
  • наличие индивидуальных приборов освещения в комплексе с общими, если последних не достаточно;
  • расположение локальных источников света справа от экрана;
  • отсутствие бликов на мониторе;
  • равномерное распределение луча света по столу и монитору.

Коэффициенты отражения окружающих поверхностей

Отражение от поверхностей — важный показатель при организации рабочего места. Коэффициент отражения поверхности означает способность основания отражать падающий световой поток. Он равен отношению света, отраженного от поверхности, к общему падающему световому потоку. Такие коэффициенты давно рассчитаны (в зависимости от материала цифры могут варьироваться):

  • пол — 0,2-0,4;
  • стены — 0,5-0,8;
  • потолок — 0,7-0,9;
  • стол, рабочая поверхность — 0,2-0,7.

Нормы освещения на производстве

Существуют определенные рекомендации по нормированию освещения в производственных помещениях. Они сильно отличаются в зависимости от точности и сложности работ. Например, для швеи, грузчика и сборщика мелких электротехнических изделий нормы совершенно разные. На производстве организация рабочих мест подчиняется таким требованиям:

  • отсутствие статических и динамических теней на месте работы (они являются фактором травматизма);
  • отсутствие бликов, отраженного блеска, излишней яркости, которые слепят сотрудников;
  • стабильная, немигающая подсветка;
  • верная цветопередача лампочек;
  • физическая прочность приборов, их стойкость к вибрированию, износостойкость.

Нормы по освещенности для разных производственных отраслей:

Разряд по зрительной работе Характеристика работы Освещенность, Лк (в зависимости от подразрядов а,б,в,г)
1 Наивысшей точности 400-1250
2 Очень высокой точности 300-750
3 Высокой точности 200-500
4 Средней точности 200-300
5 Малой точности 200-300
6 Грубая 200
7 Наблюдение за работой 20-75

Подразряды уменьшают норму по освещенности. Так, при подразряде а — постоянной работе, она выше, далее снижается при подразряде б (постоянное пребывание в помещении с периодическим трудом), в (периодическое пребывание на работе и периодический труд), г (наблюдение за коммуникациями, оборудованием).

Отраслевые нормы искусственного освещения

Кроме сведений СНиП, которые являются общими, есть ряд отраслевых документов, разрабатываемых специальными институтами. Они устанавливаются в зависимости от типа отрасли после анализа ее специфики, и только затем переходят в разряд рекомендаций. При отсутствии конкретных отраслевых норм придется пользоваться общими.

Все нормативы в промышленности зависят от точности зрительных работ, которая делится на 7 разрядов в зависимости от величины объекта работы и сложности труда. Например, точные работы (1-4 разряды) подразумевают наличие объекта размером от 0,15 мм (наивысшая точность) до 5 мм (средняя точность). Пятый разряд (малой точности) может включать работу со светящимися объектами.

При делении работ по сложности внутри разряда учитывается цвет фона, ведь он влияет на коэффициент отражения (так, черный цвет имеет самый низкий коэффициент отражения). Нормы обязательно учитывают следующие факторы:

  • длительность работы;
  • напряженность труда;
  • степень разрешения задачи — различение или поиск;
  • число объектов в поле зрения;
  • возраст сотрудников;
  • квалификация сотрудников.

Оптимальное освещение рабочего места — как его вычислить

Для выявления коэффициента освещенности нужно применить такую формулу:

КО = Световой поток (Ватт)/ площадь помещения (кв.м.)

Пропорционально повышению площади снижается КПД потока света.

Организация комфортного рабочего места

Равномерность освещения — важное требование к рабочему месту. Это важно для обеспечения комфорта глаз в процессе трудовой деятельности, ведь, в противном случае, зрению придется постоянно адаптироваться к сменам типа освещения. Адаптация происходит по мере изменения размера зрачка, количества светочувствительного вещества и т.д.

Если перейти из очень светлого помещения в полную темноту, глаз будет полностью адаптироваться долго (более часа), обратный процесс займет 15 минут.

Важно знать! Чем меньше разница между освещенностью зон, тем быстрее происходит адаптирование, тем менее вредно оно для зрения.

Примером неправильного освещения можно назвать подсветку документа на столе и отсутствие освещенности для монитора, книги, на которые тоже приходится регулярно смотреть. Частая необходимость в адаптации вызывает утомление и перенапряжение глаз.

Рекомендации по организации места работы:

  • расположение к окну лицом или левым боком для правшей, правым боком для левшей;
  • расположение светильника — аналогичным образом, над рабочим местом вне запретного угла 45 градусов;
  • исключение ослепления глаз лучами светильника, отражающимися от рабочей поверхности, ножки, основания лампы.

Факторы зрительного комфорта

При оформлении интерьера в офисных помещениях важно учитывать цветовую гамму стен, ведь она по-разному воздействует на человека. Лучше всего выбирать пастельные тона, а также зеленоватые, желтые оттенки, приятные для глаз. Есть и иные факторы зрительного комфорта:

  • подходящая яркость;
  • однородность света;
  • отсутствие бликов и мерцания;
  • нужная контрастность.

Плохо воздействует на глаза блесткость, или сильная слепящая яркость — свойство ярких поверхностей ухудшать контрастность и нарушать зрительный комфорт. Утомление глаз вызывают и колебания света, они сильно снижают производительность труда, поэтому тоже недопустимы.

Выбор ламп для освещения рабочего места

Идеально подходят для глаз светодиодные лампы. Кроме того, они экономичны, длительно служат, потребляют мало электроэнергии при отличном КПД. Менее предпочтительны галогенные лампы, хотя передача цветовой гаммы у них тоже неплохая. Минус их заключается в сильном нагреве и невозможности применять в любых приборах освещения. Также на производстве используются люминесцентные лампы, но свет от них меньше подходит для глаз, является неестественным.

Выбрав подходящий светильник и правильно его расположив, можно быть уверенным в сохранении здоровья глаз.

Освещенность на поверхности стола

ГОСТ Р 55710-2013

ОСВЕЩЕНИЕ РАБОЧИХ МЕСТ ВНУТРИ ЗДАНИЙ

Lighting of indoor work places. Norms and methods of measuring

* В указателе "Национальные стандарты" 2014 г. ОКС - 91.040,

здесь и далее. - Примечание изготовителя базы данных.


Предисловие

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2016 г.

Настоящий стандарт устанавливает нормы искусственного освещения рабочих мест внутри зданий при проектировании, реконструкции и эксплуатации осветительных установок (далее - ОУ) и методы их измерений.

ГОСТ Р 12.4.026-2001 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний

ГОСТ Р 54350-2011 Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний

ГОСТ Р 55392-2012 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения

ГОСТ Р 54943-2012 Здания и сооружения. Метод определения показателя дискомфорта при искусственном освещении помещений

ГОСТ Р 54944-2012 Здания и сооружения. Методы измерения освещенности

ГОСТ Р 54945-2012 Здания и сооружения. Методы измерения коэффициента пульсации освещенности

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 рабочая поверхность: Поверхность, на которой проводят работу и для которой нормируют освещенность.

3.1.2 зрительная работа: Видение объекта, характеризуемое размером объекта различения, его яркостью, контрастом с фоном и продолжительностью работы.

3.1.3 зона зрительной работы: Часть рабочей поверхности, на которой выполняют зрительную работу.

3.1.4 зона непосредственного окружения: Зона шириной не менее 0,5 м, окружающая зону зрительной работы внутри поля зрения.

3.1.5 зона периферии: Зона, следующая за зоной непосредственного окружения объекта наблюдения внутри поля зрения.

3.1.6 коэффициент пульсации освещенности; , %: Критерий оценки относительной глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока источников света в ОУ при питании их переменным током.

3.1.7 равномерность освещенности; : Отношение значения минимальной освещенности к значению средней на заданной поверхности.

3.1.8 эксплуатационная освещенность; : Минимально допустимое значение средней освещенности на заданной поверхности.

3.1.9 коэффициент эксплуатации; : Отношение эксплуатационной освещенности ОУ к проектному значению средней освещенности.

3.1.10 моделирующее освещение: Направленное освещение для объемного восприятия объектов, выявляющее глубину, контуры и текстуру объекта различения или человека.

3.1.11 блескость: Ощущение, возникающее при наличии в поле зрения повышенной яркости, которая вызывает дискомфортную и/или слепящую блескость, либо ощущение, вызываемое отражением светового потока от рабочей поверхности в направлении глаз работающего, - отраженная блескость.

3.1.12 цилиндрическая освещенность; : Характеристика насыщенности помещения светом, определяемая как средняя плотность светового потока на поверхности бесконечно малого цилиндра, вертикально расположенного в помещении.

3.1.13 объединенный показатель дискомфорта; : Характеристика дискомфортной блескости.

3.2 В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

КЦТ - коррелированная цветовая температура источника света ;

4.1 При проектировании ОУ для правильного объемного восприятия объектов различения используют моделирующее освещение.

4.2 Рекомендуемая шкала нормируемых значений средней освещенности : 20-30-40-50-75-100-150-200-300-400-500-600-750-1000-1250-1500-2000-2500-3000-3500-4000-4500-5000 лк.

Средняя освещенность на рабочих местах с постоянным пребыванием людей должна быть не менее 200 лк.

4.3 Расчет освещенности проводят с использованием сетки для определения числа и расположения точек расчета.

4.4 Равномерность освещенности должна быть не менее 0,40 для зоны непосредственного окружения; 0,10 - для зоны периферии.

При равномерности освещенности 0,10 освещенность поверхностей должна быть не менее 50 лк на стенах, 30 лк - на потолке.

4.5 Значение освещенности в зоне периферии должно быть не более 1/3 освещенности зоны непосредственного окружения. Значения освещенности в зоне непосредственного окружения в зависимости от освещенности в зоне зрительной работы приведены в таблице 1.

Освещение рабочего стола: как обеспечить зрительный комфорт?

Галина Гладышева

Основополагающий фактор продуктивной работы – правильно подобранный свет: ошибки в этой области могут привести к проблемам со зрением и повышенной усталости. Как обеспечить идеальное освещение рабочего места, с которым будет комфортно каждый день?

Факторы зрительного комфорта во время работы

В процессе работы (не важно, с экраном компьютера или с печатным текстом) глаза испытывают ощутимую нагрузку, которая увеличивается при несоблюдении базовых рекомендаций по организации освещения в рабочем пространстве. Для достижения максимального зрительного комфорта нужно принять к сведению следующие факторы:

Комфорт на рабочем месте обеспечивает спокойная цветовая гамма и правильная лампа

  • однородное распределение света – от этого показателя зависит отсутствие теней и плохо освещенных участков в зонах концентрации основного внимания;

Светильники на равном расстоянии над рабочим столом обеспечивают равномерный свет

  • отсутствие отражений и бликов – важно для правильного восприятия деталей, которые в противном случае могут искажаться или вовсе выпадать из поля зрения;

В этом кабинете все металлические детали, создающие блики, находятся вне поле зрения

  • подходящая яркость и температура света для каждого осветительного прибора – для различных светильников действуют свои требования, которые позволяют снизить нагрузку на глаза (подробнее об этом см. ниже);

В этом кабинете использованы светильники комфортной для глаз яркости и температуры

  • отсутствие мерцания – несоблюдение этого требования приводит к проблемам с физическим состоянием работающих (головная боль, тошнота, повышенная усталость и прочее);

Для освещения этого кабинета выбраны лампы, не создающие мерцание

  • комфортная цветовая гамма – некоторые цвета в отделке и мебели могут влиять на восприятие окружающих деталей и искажать их реальные оттенки (это особенно важно для художников и работников сферы дизайна), в отдельных случаях может понадобиться освещение определенной температуры.

Спокойные оттенки натуральных материалов в интерьере кабинета не отвлекают от работы

Помните, что некоторые лампы (например, люминесцентные) со временем теряют эффективность и яркость, что снижает комфорт для глаз во время работы. Чтобы избежать этого, своевременно обслуживайте осветительные приборы – проверяйте их не реже раза в год.

Своевременно проверяйте эффективность каждой лампы в вашей рабочей зоне

Комфортная рабочая зона: как организовать освещение?

Чтобы обеспечить идеальное освещение рабочей зоны, необходимо учесть все факторы зрительного комфорта. Что такое рабочее освещение, комфортное для глаз, и каким аспектам требуется уделить особое внимание?

Несколько источников света обеспечат больший зрительный комфорт на рабочем месте

Отражающие поверхности

Любые поверхности вне зависимости от цвета и фактуры материала способны отражать свет. Для измерения этого свойства существует такой показатель, как коэффициент отражения, который измеряется в процентах (от 0 у черных матовых элементов до 100% у чистого белого). Для каждого элемента рабочего пространства существуют оптимальные значения, обеспечивающие максимальный зрительный комфорт.

Матовое и полуглянцевое покрытие препятствуют появлению бликов в рабочей зоне

  • Пол. Рекомендованный показатель не должен превышать 25%: это значит, что для напольных покрытий лучше выбирать темные матовые материалы, поглощающие свет и препятствующие появлению бликов от потолочных светильников и дневного солнца из окон.

В интерьере этого домашнего кабинета использована отделка пола темным деревом для предотвращения бликов

  • Стены. Наиболее тщательно нужно подходить именно к выбору материалов для отделки стен, ведь они находятся непосредственно перед глазами и оказывают на них максимальное влияние. Лучше всего использовать поверхности с коэффициентом не менее 50, но и не более 75%: достаточно светлые, но не ослепительно белые или яркие. Для более темных и насыщенных цветов можно выбрать полуглянцевый финиш с легким блеском, в то время как для более светлой отделки лучше использовать матовое покрытие.

Для оформления стен в этом кабинете выбрана матовая голубая краска с коэффициентом отражения около 50%

  • Потолок. Чем светлее потолок, тем лучше: он должен беспрепятственно отражать и рассеивать свет. Самым удачным будет показатель от 75% и выше – такое решение сохранит рабочее помещение хорошо освещенным дневным светом до самых сумерек и позволит сэкономить на электричестве. Однако глянцевое покрытие здесь также не рекомендуется: в яркий солнечный день оно будет сильно слепить.

Благодаря высокому коэффициенту отражения белый потолок – лучший выбор для кабинета

    . Оптимальный коэффициент отражения от поверхности стола связан с той деятельностью, которую в основном выполняет его владелец: число будет немного отличаться у «бумажной» работы и работы за компьютером. Наиболее универсальными являются показатели от 20 до 50%, при этом желательно, чтобы поверхность стола не блестела и была однотонной.

Рабочий стол в оттенке натурального дерева – наиболее универсальный вариант

С помощью этой простой таблицы ниже можно быстро разобраться, каким коэффициентом отражения обладают поверхности различных цветов, чтобы выбрать для себя подходящий вариант.

Коэффициент отражения (в %)

Не стоит избегать ярких оттенков в рабочей зоне, даже если их коэффициент отражения не соответствует необходимым показателям: небольшие вкрапления цвета в виде декоративных элементов не нарушат общий комфорт для глаз, зато окажут заметный психологический эффект, улучшив деловой настрой и повысив продуктивность. Так, например, желтый и оранжевый заряжают бодростью, а мягкие пастельные оттенки вроде небесно-голубого или пудрово-розового в интерьере кабинета создают расслабляющую атмосферу.

Абстрактная картина со множеством оттенков создает рабочее настроение в нейтральном интерьере кабинета

Если вы не уверены, что детали выбранного вами яркого цвета не увеличат нагрузку на зрение, сочетайте их с белым фоном: этот нейтральный оттенок уравновесит насыщенные краски и сделает работу комфортнее.

Картина с яркими цветовыми элементами на белом фоне придаст вдохновения для работы

Яркость освещения

Яркость света – это физическая величина, измеряемая отдельно для каждого его источника. Однако в контексте обустройства рабочих пространств уместнее говорить не об этой величине как таковой, а о восприятии человеком яркости освещения в комнате в целом. Этот показатель складывается из двух характеристик: уровень освещенности и температура света.

Для различных источников освещения в этом кабинете выбраны лампы разной яркости и температуры

  • Уровень освещенности. Этот сложный показатель ориентирован в первую очередь на общее (потолочное) освещение и вычисляется для каждого конкретного помещения с учетом его площади и высоты потолка. Сделать это самостоятельно может быть проблематично, поэтому лучше обратиться к специалисту, который рассчитает необходимую мощность и количество светильников в вашем кабинете.

Уровень освещенности кабинета рассчитывается только с учетом потолочных светильников

Для точных расчетов необходимого уровня освещенности используется следующая формула: площадь помещения умножается на коэффициент высоты потолка (стандартная величина, которую можно найти в Интернете: для потолка до 2,7 м равен 1, 3-3,5 м – 1,2 и т. д.) и на нормативный показатель из санитарных правил для работников (измеряется в люксах, для стандартного кабинета он равен в среднем 500 лк по Международным нормам). Помните, что данные будут различаться для помещений в зависимости от их назначения – работа с бумагами/компьютером или производство. Подробнее о том, что такое производственное освещение и чем оно отличается от «кабинетного», изложено в Санитарных нормах и правилах.

Просторное помещение офиса, рассчитанное на множество человек, нуждается в большом количестве светильников для создания подходящего уровня освещенности

  • Температура света. Наиболее ощутимый человеческим глазом фактор, способный оказывать мощное психологическое и физиологическое воздействие. Слишком холодный свет возбуждает нервную систему, сначала вызывая бодрость, но при длительном воздействии он повышает тревожность. Напротив, слишком теплый свет чрезмерно расслабляет, снижает работоспособность и увеличивает сонливость. Оптимальным решением станет нейтральный свет температуры около 4000 К: этот вариант наиболее универсален.

Свет нейтральной температуры наиболее универсален и подходит для любого вида работы

Выбор температуры ламп для кабинета напрямую связан с особенностями вашей деятельности. Например, если здесь вам необходимо создать доверительную атмосферу для общения с другими людьми (актуально для психолога, менеджера по персоналу и ряда схожих профессий), выбирайте более теплый свет – примерно 3000 К. Если же в вашей работе важна точность передачи цветовой гаммы, отдайте предпочтение «холодным» лампам – примерно 5000 К, и обратите внимание на индекс цветопередачи на упаковке (он должен быть 80-90).

Теплое освещение подходит для переговорной комнаты, так как оно располагает к общению

Холодный свет больше подходит для работы художника или дизайнера, так как лучше подчеркивает детали и цвета

При оформлении кабинета не работает устаревшее правило «чем ярче лампы и чем их больше, тем лучше». Головные боли, ухудшение зрения, нарушения сна и повышенная тревожность – вот основные ответы на вопрос, в чем опасность яркого освещения рабочего места.

Несколько ламп над рабочим местом, дающих рассеянный свет, обеспечат больший зрительный комфорт

Форма плафона (для настольной лампы)

От формы плафона зависит, как именно будет обеспечиваться подсветка рабочего места – направленно или рассеянно. Наиболее комфортный для глаз вариант – второй, в то время как к направленному свету стоит прибегать только для выделения мелких объектов при работе (например, это остро актуально для работников нейл-индустрии). Рассеянный свет обеспечит светильник с полукруглым или конусообразным плафоном. Вытянутый плафон в виде цилиндра дает прямой луч, направленный в одну точку.

Лампа круглой формы обеспечивает мягкий рассеянный свет в рабочей зоне

Лампа в форме конуса выглядит очень стильно и создает комфортный рассеянный луч света

Вытянутая лампа в форме цилиндра дает направленный луч для акцентирования деталей

Освещение рабочего стола: выбор светильников

Идеальный светильник для рабочего места должен обеспечивать максимальный зрительный комфорт в соответствии с факторами, о которых было сказано выше. Достичь этого можно лишь используя различные типы осветительных приборов.

Комбинирование светильников разного типа обеспечивает лучшее освещение кабинета

Общее (потолочное) освещение

Главный показатель качественного верхнего освещения над рабочим столом – равномерность и хорошее рассеивание. Выбирайте точечные светильники-споты, расположенные на равном расстоянии друг от друга по всей поверхности потолка: этот вариант оптимален по всем показателям. Используйте в них одинаковые лампы нейтральной температуры и своевременно меняйте их – даже если одна из них перестала светить, нагрузка на глаза уже увеличилась.

Точечные светильники-споты – лучший вариант для основного освещения в кабинете

Располагайте точечные светильники на равном расстоянии друг от друга для равномерного освещения кабинета

Подвесные светильники

Люстры и подвесные потолочные светильники над рабочим столом используются нечасто – как правило, они дают неравномерный поток света, оставляющий затененные участки. Однако в небольших кабинетах (например, в компактном домашнем офисе) им можно найти применение. При выборе светильника избегайте моделей с элементами, дающими множество бликов – полностью стеклянных (особенно граненых) плафонов, хрустальных подвесок и подобных деталей – оставьте такие люстры для гостиной. Остановитесь на гладких непрозрачных вариантах куполообразной формы с внутренним покрытием светлого оттенка для максимального отражения света.

Круглый подвесной светильник хорошо подходит для освещения компактного домашнего офиса

Подвесной светильник дает немного света, поэтому лучше использовать его в паре с настольной лампой

Настольные лампы

Главный светильник в рабочей зоне – это, конечно же, индивидуальная настольная лампа. Идеальная модель должна соответствовать следующим требованиям:

Для каждого рабочего места необходима индивидуальная настольная лампа

  • иметь возможность регулировки высоты и направления света – для разного времени суток и вида деятельности может понадобиться различное положение лампы;

В интерьере этого домашнего офиса использована лампа с регулировкой высоты

  • располагаться ниже уровня глаз, но при этом полноценно освещать рабочую поверхность – это позволит видеть стол целиком и защитит от «ослепления» потоком света;

Эта лампа расположена именно так, чтобы освещать стол, но не светить в глаза

  • находиться вдали от предметов, способных отбрасывать тень на рабочую поверхность – по крайней мере, такие объекты не должны располагаться на пути светового потока;

На пути светового потока от этой лампы нет предметов, отбрасывающих тени

  • иметь соответствующую форму плафона (полукруг или конус для рассеянного света, цилиндр – для направленного), а также материал – идеально подойдет непрозрачная модель из пластика, дерева или металла;

Эта узкая цилиндрическая лампа из металла предназначена для направленного потока света

Нейтральный белый свет идеально подойдет для рабочей лампы на столе

Настольная лампа не обязательно должна располагаться именно на столе: для экономии места можно использовать модели, которые крепятся на стену или полки, но лишь при условии, что они соответствуют указанным выше требованиям.

Лампа с настенным креплением позволяет сэкономить место на этом небольшом рабочем столе

Стол компьютерный vs письменный: есть ли разница в выборе лампы?

Принципиальной разницы нет: требования для них действуют примерно одни и те же. Однако для компьютерного стола можно использовать менее яркую лампу – подсветка клавиатуры здесь будет полезнее. Для письменного стола также стоит учесть, левша или правша за ним работает. Для правши располагайте лампу с левой стороны, а для левши – наоборот: так рабочая рука не будет перекрывать световой поток.

Для освещения компьютерного стола подойдет не слишком яркий теплый свет

Выбирайте сторону установки лампы в зависимости от того, правша или левша работает за столом

Для столов любого назначения не лишней будет также подсветка в некоторых зонах, например, в нишах или за полками, чтобы все нужные для работы предметы были хорошо освещены.

Дополнительная подсветка полок над рабочим столом выделяет все предметы на них

Правильный выбор освещения для рабочего места сохранит ваше здоровье и повысит продуктивность, а современные дизайнерские светильники добавят стиля и оригинальности вашему кабинету.

Освещённость рабочего места, backlight, яркость экрана vs усталость глаз

Сейчас поговорим об освещённости рабочего места — организации его освещения (искусственного и естественного), источниках света, их расположении, настройке яркости экрана, и других вопросах, определяющих удобство работы за монитором и влияющих на усталость глаз. От этого может зависеть не меньше, чем от выбора монитора — иногда может оказаться, что за хорошим экраном глаза устают сильнее, чем за более простым, но лучше настроенном или удачнее расположенном.

work table

На мой взгляд этот материал может оказаться полезным не только при организации освещения компьютерного рабочего места, но также и при установке и настройке телевизора или других устройств отображения.

Итак, добро пожаловать под кат.

Общие условия освещения рабочего места

Начнем с очевидных вещей, которые тем не менее необходимо упомянуть, чтобы потом не возникало лишних вопросов. Кто это и так знает, могут пропустить этот раздел.

Необходимо расположить экран монитора или телевизора так, чтобы при работе на него не попадали прямые солнечные лучи, а также солнечные блики от окружающих предметов. Если экран размещается на фоне окна, то прямой и отраженный солнечный свет также не должен попадать в глаза. Конечно иногда это проще сказать, чем сделать (например в офисе, где положение рабочего места жестко регламентировано, и возможности манёвра минимальны), но без этого добиться более-менее комфортных условий для работы невозможно. Как минимум можно немного развернуть монитор, или поставить какую-то ширму, перегородку, задернуть плотные шторы или закрыть жалюзи на окнах. На мой взгляд жалюзи являются оптимальным решением даже в случае размещения в глубине комнаты, вне зоны прямых солнечных лучей. Если при этом получается слишком темно, то лучше включить дополнительное искусственное освещение. Благо, сейчас существуют светодиодные лампы с цветовой температурой, близкой к солнечному свету, и при подобном смешанном освещении не возникает раздражающего некоторых пользователей дисбаланса освещения, да и потребление энергии у современных ламп минимальное.

Общее комнатное освещение должно быть организовано так, чтобы блики и отражения ламп в мониторе не попадали в глаза. Если это например люстра, которую естественно нельзя переместить, то нужно развернуть монитор. Небольшого его поворота обычно достаточно, чтобы проблема «исчезла из поля зрения» (в буквальном смысле этого слова). Желательно, чтобы точечные источники света были за пределами поля зрения. Если это настольная лампа или торшер, то можно попробовать ее развернуть так, чтобы ее свет не попадал в глаза.

По поводу выбора цветовой температурой ламп ИМХО дело личных предпочтений и привычки. Кому-то больше нравятся лампы тёплого белого света 2800K (близкого к лампам накаливания), кто-то (в том числе и я) предпочитает лампы с холодным белым светом 4000К, ну а кто-то выбирает солнечный свет 5500K-6000K.

Сами лампы необходимо выбирать немерцающие, с высоким CRI (индексом цветопередачи).

Хорошим подспорьем в выборе ламп ИМХО является блог AlexeyNadezhin на Habr-е LampTest.

У меня для освещения комнаты 18м 2 используется «винтажная» советская люстра с большим плафоном «летающая тарелка» с пятью светодиодными лампочками по 9Вт (суммарный эквивалент ЛН около 400Вт) с цветовой температурой 4000К.

Теперь перейдем к

Настройка яркости экрана

Этот вопрос весьма holywar-ный, особенно для рабочих LCD мониторов, за которым приходится проводить по много часов. C одной стороны чем выше яркость экрана, тем «красивее» изображение, но при этом и глаза устают намного больше. С другой стороны, при снижении яркости глаза вроде бы устают меньше, но изображение становится «блеклым», к тому же подсветка многих LCD мониторов при низкой яркости начинает мерцать, что для глаз тоже совсем нехорошо. К тому же не все LCD мониторы позволяют глубоко снижать яркость (на форуме Мониторы конференции IXBT даже есть специальные темы Список мониторов, отсортированный по минимальной яркости, Монитор с маленькой яркостью и т.д.).

Да и рабочие задачи бывают разные. Кодинг или photoshop, офисное или CAD приложение, интернет браузер или видеоредактор — в каких-то достаточно минимальной яркости и контрастности, а в других требуется точная передача цветов.

Можно ли подобрать универсальную настройку яркости подсветки «на все случаи жизни»? Для себя я выработал такую методику:

  • Открываем страничку в браузере с хорошей цветной фотографией (с оттенками, светами и тенями)
  • Уменьшаем яркость подсветки до тех пор, пока изображение не начнет заметно бледнеть
  • Увеличиваем яркость подсветки на несколько шагов, чтобы картинка вновь стала достаточно яркой

* Подчеркну, что эта настройка ни в коем случае не должна происходить за счет потери уровней белого и особенно уровней черного, риск потери которых весьма велик при снижении яркости подсветки, так что эту настройку тоже обязательно надо контролировать и при необходимости восстанавливать даже за счет увеличения яркости подсветки.

Я обычно ограничиваюсь хорошей различимостью Level 3 и видимостью «на уровне ощущений» Level 2.

Black level


Чуть более подробно я рассказывал об этом в своей статье Простой способ получения ”Flicker-Off”: «отключение» ШИМ мерцания подсветки LCD мониторов и телевизоров, но вообще вопрос «тонкой настройки» монитора требует отдельного большого разговора.

При этом в каких-то приложениях можно использовать темный фон, или включить «ночной» режим, или установить темную тему (что тоже является темой для holywar, например Почему разработчики так любят тёмную тему).

night mode

В настоящее время рабочие настройки на моем домашнем мониторе Samsung LT T32E310EX обеспечивают:

  • Contrast ratio — 764:1 (edge: 916:1)
  • White Luminance — 126 cd/m 2 *

* Я знаю, что многие пользователи предпочитают настраивать ярость рабочего монитора менее 100 cd/m 2 и даже еще ниже (см ссылки на соответствующие темы на конференции IXBT приведенные выше). И у них для этого есть определенные основания в том числе и с точки зрения снижения усталости глаз. Но об этом в следующем разделе.

Отдельно стоит упомянуть просмотр видео, игры и другие мультимедийные приложения.

В них хотелось бы иметь наиболее «красивую» картинку для наиболее приятного просмотра и обеспечения лучшего эффекта присутствия. Кроме того даже на том же самом мониторе мультимедиа приложения мы обычно смотрим с расстояния, большего «вытянутой руки» (55-70см), на котором мы обычно работаем за компьютером (почему — отдельный разговор), да и вряд ли мы смотрим фильмы и играем по 6-10 часов, сколько обычно проводим за рабочим компьютером (хотя для кого-то это тоже может быть работа).

Поэтому хотелось бы иметь отдельную настройку для таких приложений.

Иногда это возможно сделать. Например, в моем случае фильмы и другие мультимедиа (кроме Windows-овых игр) я смотрю через TV Box на Android, подключенный к другому входу монитора, при этом для разных входов монитор позволяет иметь различные настройки (с определенными ограничениями, но в данном случае это неважно). Поэтому на том же самом мониторе Samsung LT T32E310EX на «мультимедийном» входе получается:

  • Contrast ratio — 1961:1 (edge: 2309:1)
  • White Luminance — 309 cd/m 2 *

Такую же настройку ИМХО можно провести и для обычного телевизора (с оговорками, о которых мы поговорим в следующем разделе).

Итак, перейдем к «тонкой» настройке освещения,

Локальное освещение рабочего места и зоны вокруг монитора

Это основной раздел статьи, собственно ради которого я ее и написал. В отличие от предыдущего раздела тут многое не так очевидно, и в моем случае потребовалось множество проб и ошибок, о чем я сейчас попробую рассказать.

Все началось с того, что когда я в 2010-м году заменил свой старый 15" CRT монитор Sony CPD-120AS на новый 27" LCD BenQ M2700HD, то сразу же заметил, глаза за ним стали уставать больше, несмотря на то, что изображение на новом мониторе было явно лучше. Кроме монитора у меня вроде бы ничего не поменялось, так что проблема была или в нём, или в чем-то, на что я раньше не обращал внимания, и что тогда не оказывало отрицательного воздействия, а теперь вдруг это стало заметно. Настройка, в т.ч. яркости подсветки почти не помогала, при этом изображение становилось слишком тусклым.

BENQ 2700HD

Но как оказалось, было еще одно изменение обстановки, которому я сначала не придал значения. Раньше слева на столе была закреплена коленчатая настольная лампа, нависающая над 15" монитором. Рядом с 27" монитором ей места к сожалению не осталось, и я её просто снял. В общем-то я её и раньше не всегда включал, но видимо с небольшим 15" экраном это было не так страшно, а с 27" ее отсутствие стало фатально. В конце концов я все-же умудрился пристроить её позади монитора, вытянув на полную длину, расположив плафон над экраном, и при её включении проблемы с усталостью глаз полностью исчезли* даже при существенном увеличении яркости подсветки BENQ 2700HD «рабоче-мультимедийном» режиме:

* К тому времени я конечно слышал о существовании Ambilight, но думал, что это только для визуального расширения сознания размеров изображения, а оказалось, что «Ambilight» даже упрощенный до простейшего Backlight еще и уменьшает усталость глаз

Ambilight

Со временем я поменял лампу на более подходящую лампу с еще более длинной ножкой и CFL лампочкой (которую позже поменял на LED лампочку), на чём уже и остановился окончательно.

BENQ 2700HD

При этом чтобы избежать излишней подсветки и так не очень контрастного матового экрана, лампа «заднего» освещения располагалась чуть сзади его плоскости (буквально пару сантиметров), а её светоотражатель был повернут так, чтобы освещать не только заднюю стену, но и клавиатуру.

Однако при замене в 2017 году 27" монитора BENQ 2700HD на новый 31,5" монитор / телевизор Samsung LT T32E310EX с зеркалом глянцевым экраном при таком расположении этой лампы направление пучка света оказалось неподходящим: из-за её света руки субъекта, сидящего за монитором (т.е. меня) стали отражаться в «зеркальном» экране монитора, поэтому отражатель пришлось развернуть так, чтобы основной световой поток шёл назад, на стену, и при этом поскольку экран намного более чёрный, то лампу удалось сместить немного вперёд, на пару сантиметров ближе плоскости экрана (при этом угол все равно крутой, так что бликов это еще не вызывает, зато хорошо освещена зона прямо перед монитором). Ну, а для освещения клавиатуры и остального рабочего места пришлось разместить ещё одну лампу практически над головой (немного правее и чуть сзади).

Рассеянный свет от этой лампы идет немного сзади, поэтому лицо не освещено, и не отражается в экране. Руки при этом тоже отражаются намного меньше, однако освещение клавиатуры вполне достаточное.

Samsung LT T32E310EX

Поскольку когда включен монитор, то лампа «заднего» освещения тоже постоянно включена, для её питания я сделал отдельный удлиннитель с включением от USB, и теперь при включении монитора сразу включается Backlight, ну а верхнюю лампу включаю вручную.

Пару лет назад я попробовал заменить лампу «заднего» освещения на USB ленту LED, подключенную к USB выходу монитора, но глаза снова стали уставать, хотя и не так сильно, как без Backlight.

USB LED

Я пробовал экспериментировать с количеством USB LED лент и их цветовой температурой (на фото выше две полуметровых USB LED ленты с SMD 3528 3.84Вт/м на 6000K и 2800K), но приемлемого результата так и не получил, и в конце концов вернулся к старой схеме с «задней» лампой, оставив одну из USB LED лент (просто чтобы не снимать), и на этом пока остановился.

В результате для себя я сделал

Вывод


Освещённость пространства за монитором должно быть как минимум не ниже «рабочей» яркости монитора, причем чем больше монитор, тем важнее наличие хорошего Backlight. Помимо снижения усталости глаз, это позволяет несколько увеличить яркость экрана, улучшив тем самым качество его изображения. Ну а проконтролировать это проще всего сделав фотографию рабочего места камерой смартфона*

* Качество фотографий при этом не особо важно, даже камера смартфона с небольшим ДД сможет сделать заметными все неравномерности освещения.
По этой же причине при съёмке режим HDR и другие «фотоулучшайзеры» ИМХО лучше не включать, чтобы не приукрашать картину.

Фотографировать лучше всего из места положения головы при работе за монитором (ну, или чуть дальше, чтобы помимо экрана в кадр вошло и пространство вокруг него), при этом заодно можно будет выявить нежелательные блики, отражения и точечные источники света, попадающие в поле зрения, о которых говорилось в первой части статьи.

Если монитор позволяет иметь отдельные настройки для разных режимов работы (например, для разных входов, к которым подключены разные источники), то для просмотра видео или другого мультимедиа можно использовать «мультимедийную» настройку с увеличенной яркостью — запаса Backlight для этого будет достаточно.

То же самое можно сказать и о настройке Backlight телевизора.

Хотя для него наверное будет предпочтительнее будет сделать полноценный Ambilight, который помимо снижения нагрузки на глаза дает дополнительный эффект присутствия.
«Но это уже совсем другая история. » ©

Несколько слов о

Компьютерное кресло

На своём компьютерном кресле я настроил два «квазификсированных» положения:

    "Верхнее" — сиденье на высоте около 50-52см, спинка поднята, при этом удобно сидеть за столом, работая за компьютером на расстоянии 55-65см от экрана («вытянутой руки»), верхний край экрана чуть выше уровня глаз, взгляд выше центра экрана, левая рука на дополнительной подушечке перед мышкой (см статью Как защититься от синдрома запястного канала?), а правая на подушечке, лежащей на «подставке», закрепленной на открытой дверце стола.
    Практически в соответствии с

СанПиН 2.2.2-2.4.1340-03 Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы

. 9. Общие требования к организации рабочих мест пользователей ПЭВМ…
9.4. Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 — 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

ГОСТ Р ИСО 9241-5-2009. Эргономические требования к проведению офисных работ с использованием видеодисплейных терминалов (VDT). Часть 5. Требования к расположению рабочей станции и осанке оператора

… А.2.12 Расстояние наблюдения и его отклонения
Оптимальное расстояние между видеодисплеем и глазами пользователя зависит от различных факторов. Расстояние наблюдения, предусмотренное конструкцией, т.е. расстояние, определенное изготовителем дисплея, устанавливает размер >400 мм. Оптимальное расстояние наблюдения для офисной работы в положении сидя составляет 600 мм. Однако отдельные пользователи предпочитают расстояния от 450 мм до 750 мм. Для расстояния наблюдения в этом диапазоне требуется высота букв в интервале от 20' до 22'.

Gamma Shift


Для перевода в «нижнее» положение я перед тем, как сесть удаляю проставку со штока, затем сажусь, освобождаю фиксатор сиденья кресла, максимально опускаю кресло вниз, и откидываюсь назад. Сопротивление откидыванию установлено на минимум, кресло само под моим весом ложится в «нижнее» положение.

Некоторые аспекты, касающиеся выбора монитора, настройки параметров его изображения, и др. вопросы я затронул лишь вскользь, в той их части, где это непосредственно касается темы данной статьи.

Читайте также: