На столе стояла тарелка с вареным

Обновлено: 06.05.2024

Работаю в иностранном коллективе и редкий день обходится без вопросов об особенностях русского языка. На днях прицепился коллега из Румынии: "На какой слог в русском языке ставится ударение"? И привёл аргументы, что фонетика русского языка - крайне нелогичная. Пришлось привести ему пример того, что умом не только Россию не понять, но и основы языка тоже.

Есть у меня такая слабость - увлечение лингвистикой, а именно: почему мы говорим так, а не иначе, и что означают эти слова.

Так вот, сегодня предлагаю поговорить о птичках, кошках, сапогах и кухонной утвари.

Многие считают, что русский язык логичен. А попробуйте объяснить иностранцу почему стакан на столе стоит, вилка лежит, а птичка на дереве сидит…

Например перед нами стол. На столе стакан и вилка. Что они делают? Стакан стоит, а вилка лежит. Если мы воткнем вилку в столешницу, вилка будет стоять. То есть стоят вертикальные предметы, а лежат горизонтальные?

Добавляем на стол тарелку и сковороду. Они вроде горизонтальные, но на столе стоят.

Теперь положим тарелку в сковородку. Там она лежит, а ведь на столе стояла. Может быть, стоят предметы готовые к использованию? Нет, вилка–то готова была, когда лежала.

Теперь на стол залезает кошка. Она может стоять, сидеть и лежать. Если в плане стояния и лежания она как-то лезет в логику «вертикальный–горизонтальный», то сидение - это новое свойство. Сидит она на попе.

Теперь на стол села птичка. Она на столе сидит, но сидит на ногах, а не на попе. Хотя вроде бы должна стоять. Но стоять она не может вовсе. Но если мы убьём бедную птичку и сделаем чучело, оно будет на столе стоять…

Может показаться, что сидение - атрибут живого, но сапог на ноге тоже сидит, хотя он не живой и не имеет попы. Так что, поди ж пойми, что стоит, что лежит, а что сидит.

А мы ещё удивляемся, что иностранцы считают наш язык сложным и сравнивают с китайским.

Коллега не первый год работает на российских проектах, поэтому, худо-бедно, но понял комичность ситуации. Даже попытался вывести какую-то аналогию. Но на это я ему ответил:

Можно вывести теорию: то, что скорее вертикальное, чем горизонтальное – оно стоит; то, что скорее горизонтальное, чем вертикальное - оно лежит. Но эта теория тут же разбивается о тарелку: она скорее горизонтальная, чем вертикальная, но стоит. Хотя, если её перевернуть, то будет лежать.

Тут же на ходу выводится еще одна теория : тарелка стоит, потому что у неё есть основание, она стоит на основании. Теория немедленно разбивается в хлам о сковородку: у нее нет основания, но она всё равно стоит. Чудеса.

Хотя если её засунуть в мойку, то там она будет лежать, приняв при этом положение более вертикальное, чем на столе. Отсюда напрашивается вывод, что всё, что готово к использованию, стоит.

Но вот возьмём еще один предмет – мяч. Например, футбольный. Например, пляжный. Словом, обыкновенный, круглый. Он не горизонтальный и не вертикальный, при этом полностью готов к использованию. Кто же скажет, что там, в углу, мяч стоит? Если мяч не выполняет роль куклы и его не наказали, то он всё-таки лежит. И даже если его перенести на стол, то и на столе (о чудо!) он будет лежать.

Усложним задачу: положим мяч в тарелку, а тарелку в сковородку. Теперь у нас мяч, по-прежнему, лежит (в тарелке), сковородка, по-прежнему, стоит (на столе), вопрос, что делает тарелка?

Если бы иностранец дослушал объяснение до конца, то всё, - его мир уже никогда не будет прежним. В нём появились тарелки и сковородки, которые умеют стоять и лежать. Мир ожил!

А вы говорите: как скучно мы живём! )))

PS. Разговор об ударениях имел следующий вид:

- Алексей, вот смотри: в английском языке ударение ставится на первый слог; во-французском - на второй. А куда ставится ударение в русском языке?

Я задумался. А коллега продолжал:

- К примеру, слово "зОлото" - ударение на первый слог. Всё понятно. Но вот поменяем всего одну букву и в слове "болОто" - ударение падает на второй слог. Ещё раз изменим ту же самую букву и получим слово "долотО", с ударением на третий слог. Как вы сами-то в этом разбираетесь?

Я задумался ещё сильнее: "И в самом деле: Как"?

Если тема нравится - жмём "палец-вверх".

А на сегодня - новостей больше нет. Не забываем отмечать понравившиеся материалы и подписываться на канал "Мир Самоцветов" , чтобы не пропустить что-нибудь полезное.

PS. Ещё один мой канал, где я делюсь собственными хобби и увлечениями: Fon-Kraft - ибо не деньгами едиными живём.

Кстати, я решил протянуть шапку по кругу со словами: "Я денег не прошу, но от денег не отказываюсь. А потому: кто сколько может, на развитие канала" ))))

На столе стояла тарелка с вареным

Лариса Казакова

Если мы воткнём вилку в столешницу, вилка будет стоять в столе (или на столе?). Звучит странновато вроде, но это так. То же самое, если мы воткнем лопату в огород, лопата будет стоять в земле.

Михаил Вострецов

Лара Крофт-Верейская

Лара Крофт-Верейская

Люсия Мартынова

Станислав Олекминский

Итак, что же лежит, а что сидит, а что стоит? Давайте разберёмся.

Возьмём пресловутую тарелку в руку, вынув её из сковородки, и перевернём нашу тарелку вверх дном. Хотя, если бы я написал “вверх ногами”, тарелка всё равно была бы способна стоять. Именно “стоять”. А почему тарелка стоит, когда она находится, например, на поверхности кухонного стола?
Показать полностью. Мы перевернули тарелку и увидели дно тарелки. У тарелки, оказывается, есть дно. И как раз на этой специальной плоскости тарелка и стоит. А если дно тарелки не касается своим дном какой-либо поверхности, то функциональная сторона дна остаётся не задействованной. И тогда мы сможем сказать, что тарелка лежит. То есть, “лежать” – это положение, которое изначально не было задано объекту, способному стоять, и которое не является перманентным для такого объекта. То есть, у объекта нет специального, заранее продуманного конструкционного свойства, необходимого для “лежания”. А у нашей тарелки есть дно, которое является этой самой функциональной поверхностью, необходимой для положения тарелки, наиболее удобного для её использования. Точно также “стоят” сапоги, люди, коты (если они стоят на всех лапах), автотранспортные средства передвижения (если они касаются поверхности только своими колёсами, гусеницами или рулевой лыжей), любая мебель, монитор компьютера – одним словом, всё, что имеет специальную плоскость или приспособление для стоячего положения.

А что же тогда способно “сидеть”? Коты, собаки и все остальные четвероногие животные способны “сидеть”, если их туловище оказывается очень близко к поверхности или касается этой поверхности. Ещё сидят (а не стоят) птицы. Почему? Потому что их тела находятся в такой близости от горизонтальной поверхности, что мы не всегда замечаем расстояние, которое отделает тело птицы от плоскости. Иногда мы, конечно, видим это расстояние до тела птицы, но отчего-то это расстояние принято считать недостаточным для того, чтобы назвать птицу “стоящей”. Поэтому все птицы “сидят”. Почти все. Стоит только страус. Уж там-то расстояние от земли до туловища настолько велико, что страуса почли за исключение из правил.
Ещё сидят люди, когда они явно не стоят и явно не лежат. То есть, когда люди опираются на плоскость той частью тела, которая не предназначена для стояния или лежания. Попа не предназначена ни для того, ни для другого. “Сидеть” можно на попе. На ногах тоже можно сидеть, если их согнуть и сесть на них. Но тогда “стояние на ногах” не в счёт, потому что ноги в таком случае будут использоваться не по назначению. Все остальные выкрутасы с человеческим телом можно считать лежанием или стоянием: на голове на руках “стоят” (если умеют). Ещё в русском языке есть выражение “стоять на ушах”, но в прямом смысле его воспринимать нельзя: стоять на ушах – означает беситься, шуметь, бегать и прыгать от избытка внутренней неуправляемой энергии, вести себя экспрессивно и беспорядочно.
Но это не всё. Все вещи, которые предназначены для держания в руках, - тоже сидят, потому что у них есть ручки, - элементы конструкции, предназначенные для нахождения в руке человека. Вилки, ложки, ножи, топор, сито, компьютерные мыши, рукоять катаны или любого другого оружия. То есть, обо всём, что держится рукой, можно сказать: оно “сидит” в руке.
Кроме того, любая одежда или обувь тоже сидит на теле и на ноге. Обратите внимание: сапог на ноге “сидит”, но если сапог одет на ногу, стоящую на земле (на горизонтальной плоскости), то он к тому же ещё и “стоит”. Сидит на ноге, а стоит на земле. И так с любой обувью.
А ещё ветви деревьев “сидят” в пальцах птиц, севших на эти ветви.
Телеграфные столбы, между прочим, “стоят” не потому что они имеют собственную плоскость для стоячего положения, а потому что столбы находятся в ярко выраженном вертикальном положении. Но если определять состояние столбов в их взаимосвязи с землёй, то получается, что столбы “сидят” в земле (то есть, погружены в землю). Однако, в обычной речи русские, говоря о столбах, произносят “столб стоит”, “столбы стоят”, имея ввиду их вертикальное положение в пространстве. Столб вообще не может “лежать” или “сидеть”. Даже корень слова “столб” (сто) имеет не то греческое, не то латинское происхождение, и имеет значение “стоять”.

Итак, если птица живая (любая, кроме страуса), то она “сидит” (сидит на земле, сидит на ладони, сидит на ветке, сидит на подоконнике. Птица везде сидит, если ещё не улетела). Если же птица мёртвая, то она свалится на бок, то есть будет “лежать”.

Если вилка находится не в руке, а на какой-либо поверхности (даже если она находится не в явно лежачем положении), то получается, что вилка “лежит”. Вилка или нож “стоят”, если их воткнуть в горизонтальную поверхность. И если даже каким-то образом воткнуть ложку, то ложка тоже будет “стоять”, так как будет иметь вертикальное положение.
Говоря о лежачих вещах, остаётся подчеркнуть факт: лежат вещи, не имеющие плоскости для стояния. Тут можно было бы возразить: “Если человек лежит на боку, то это можно расценить как стоячее положение?” – Нет. У человека, как и у всех антропоморфных существ, есть плоскости для стандартного, правильного стоячего положения. И эти плоскости – ступни ног. И если человек не “сидит” на ногах или на попе, и если он не “стоит” на ступнях ног, не “стоит” на руках, не “стоит на ушах” и не стоит на голове, значит человек “лежит”.
А ещё “лежат” крокодилы, змеи, черепахи, и все пресмыкающиеся существа, которые опираются на землю или сильно задевают за неё своим животом. “Лежит” брошенный на бок велосипед, на боку кот “лежит”. “Лежат” ткани, на тумбочке “лежат” наручные часы, “лежит” плюшевый крокодил, на столе лежат наушники, тетради, книги, письменные принадлежности, линейки, сотовый телефон – всё, что не имеет плоскости для стоячего положения и всё, что не способно сидеть. И если мешок с содержимым не привален к стене, то он “лежит”, а если привален, то стоит.
Существуют ручные сумочки, имеющие жёсткое дно, и за счёт этого дна сумочки “стоят”. “Стоят” цветы на своих стеблях. Но если цветы сорвать, то они будут “лежать” на столе. А если сорванные цветы поставить в вазу, то они будут “стоять”.
Вот так вот. В принципе, не сложно. )

Школе NET

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Пармезан Черница

A13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на местекоторых пишется НН?На столе стояла тарелка с варе(1)ым в кожуре картофелем,кувшин с клюкве(2)ым морсом и плете(3)ая корзинка сосвежим хлебом.1) 1, 2, 3 2) 1, 2 3) 2, 3 4) 1, 3A14 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемаягласная корня?1) зам…нить, неприсп…собленный, к. мпромисс2) ст…листика, лим…тированный, ц…клический3) укр…пить, п…чатать, оз…ренный4) упр…щение, с…поги, разноспр…гаемый (глагол)A20 Укажите правильное объяснение постановки запятой или ееотсутствия в предложении.Было ветрено ( ) и от мороза скоро задубели рукавицы.1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая ненужна.2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Инужна запятая.3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужназапятая.4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом Изапятая не нужна.A27 Прочитайте текст.В каком из приведённых ниже предложений верно передана главнаяинформация, содержащаяся в тексте?Около двух с половиной тысяч лет тому назад выдающийсядревнегреческий философ Зенон Элейский сформулировалпарадоксальное утверждение (апорию) «Стрела» о невозможностидвижения в природе: в любое отдельно взятое мгновение временилетящая стрела находится в определенной точке пространства, аследовательно, не существует такого момента времени, вкотором летящая стрела перемещается. Казалось бы, апориюЗенона можно без труда опровергнуть, просто указав на то, что вреальном мире пущенные стрелы движутся в пространстве.Однако такое «опровержение» бессмысленно: суть апории не вотрицании очевидного наблюдателю факта движения, а взаведомой ложности выводов, полученных в процессе безупречныхлогических рассуждений, что наглядно демонстрируетограниченность нашего логического мышления как инструментапознания реальности.1) Рассуждения Зенона в апории «Стрела» приводят к заведомоложным выводам и легко опровергаются простым указанием нафакт существования движения.2) В апории Зенона «Стрела» мы приходим к ложному выводу,руководствуясь безукоризненным логическим рассуждением, чтосвидетельствует о принципиальной невозможности познаниямира посредством логики.3) Из рассуждения о неподвижности летящей стрелы в каждыйопределенный момент времени древнегреческий философ Зенонсделал вывод об отсутствии движения как такового.4) Суть апории Зенона «Стрела» состоит не в отрицаниисуществования движения в природе, а в том, что возможностилогического мышления ограниченны.

Лучший ответ:


Суррикат Мими

А13 - 4А14 - 3А20 - 3А27 - 3




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Контрольная работа по русскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определенно-личное, распространенное.

2. Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, осложнено обособленным обстоятельством и однородными членами предложения.

3.Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, неопределенно-личное, распространенное, осложнено обособленным определением.

4. Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, определенно-личное, распространенное, осложнено обособленным определением и обособленным обстоятельством.

2.Укажите односоставное предложение.

1. С чего начинается Родина?

2. Знаете ли вы украинскую ночь?

3. Расскажите мне что - нибудь о себе.

4. Любил ли кто тебя?

3. Укажите односоставное определенно – личное предложение

1. В дверь постучали.

2. Я жду тебя до сих пор.

3. Люблю тебя, Петра творенье!

4. Тебя не смогут заменить на этом выступлении.

4. Укажите односоставное неопределенно – личное предложение.

1. Сначала нужно хорошо подумать.

2. По крыше ходят.

3. Принесите завтра акварельные краски.

5. Укажите односоставное безличное предложение.

1. Лекция была скучная.

2. От добра добра не ищут.

3. Ване долго не спалось.

6. Укажите односоставное назывное предложение

1. Вечер тихий, легкий.

2. Вода немного коричневатая.

4. Далеко не весело.

7. Укажите неполное предложение.

1. Кто тебя выучил так хорошо играть на скрипке?

3. А отчего ты такой сердитый?

4. Я не сержусь на вас.

8. Укажите, на месте каких цифр должны быть запятые в предложении.

Светлая заря (1) еще не закрытая(2) приближающейся черной тучей (3) освещала нежным светом (4) нашу комнату.

9. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

1.По приказу дивизио(1)ого командира войска были сосредоточе(2)ы на левом фланге и искусно замаскирова(3)ы.

2.Каме(1)ая избушка была вся увеша(2)а нитями с сушё(3)ыми яблоками.

3.На столе стояла тарелка с варё(1)ым картофелем, кувшином с клюкве(2)ым морсом и плетё(3)ая корзина со свежим хлебом.

4.Незнакомец в нечище(1)ом пальто протянул мне запечата(2)ый конверт и толстую кожа(3)ую папку.

10.Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

1.Ю(1)ый оратор говорил необыкнове(2)о мудре(3)о, пересыпая речь иностра(4)ыми словами.

2.В насте(1)ой газете было отмече(2)о, что докладчики студенческой конференции весьма начита(3)ы, а их доводы обоснова(4)ы неоспоримыми доказательствами.

3.Заснеже(1)ые ёлки под звёздным небом торжестве(2)ее, чем в празднично убра(3)ых залах.

4.В духе классицизма скульптор создал обобщё(1)ый , идеальный образ, в котором объедине(2)ы невида(3)ая сила и изящество.

1. (Не)кого было спросить, как проехать к концертному залу.

2. В последние годы (не)измеримо увеличились наши знания об Атлантиде.

3. Вдали показались (не)высокий дом и двор, обнесённый забором.

4. (Не)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошее знание предмета.

5. Старая усадьба стояла на (не)высоком холме.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся раздельно?

1. Павел Петрович (НЕ)РАЗ помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.

3. (ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

4. Лес спит молча, неподвижно, (КАК)БУДТО всматривается КУДА(ТО) своими верхушками.

5. Студент выбрал эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю музыки, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца изучал полученные в библиотеке книги.

14.Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Хрупкий точё(1)ый силуэт изображённой на картине девушки особе(2)о выделяется на фоне белё(3)ой стены, по которой бегут перламутровые тени.

15. Расставьте знаки препинания, укажите номера предложений, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к(3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

17 . Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Зверей в лесу заставляет насторожиться (1) должно быть (2) даже шорох падающих листьев.

Очертание строившегося дома (3) казалось (4) похожим на корабль.

18 . Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

19. Расставьте знаки препинания, укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Люся была мягко настойчива (1) и (2) хотя вспомнить всё было трудно (3) постепенно старушка рассказала (4) как было дело

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

10. Выпишите слово (-а), в котором (-ых) на месте пропуска пишется буква И.

11. Выпишите слово (-а), в котором (-ых) на месте пропуска пишется буква Е.

12.Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Никто (не)застрахован от ошибок.

Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.

Поэма состоит из отдельных (не)завершённых глав.

Чацкий уезжает, (не)найдя сочувствия живого.

Клементьев ушёл, (не)ответив на наши вопросы.

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПОДО)МНОЙ (НЕ)ВИДНО земли.

Редактор попросил меня о встрече, ЧТО(БЫ) согласовать внесённые в рукопись изменения, (ПО) ЭТОМУ первую половину дня я провёл в издательстве.

ЧТО(БЫ) ни случилось, отец не оставит меня в беде, (ПО) ЭТОМУ я его и люблю.

(НЕ) СМОТРЯ на то что было сделано всё необходимое, эксперимент прошёл ТАК(ЖЕ) неудачно, как и в прошлый раз.

ЧТО(БЫ) такое ещё придумать, ЧТО(БЫ) не было так скучно?

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На автопортрете художник одет в изыска(1)ый плащ, лицо спокойно и увере(2)о, усы и бородка тщательно ухоже(3)ы.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

В VIII в. большая часть Европы входила в состав империи Карла Великого однако после его смерти империя распалась.

Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии.

Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внут¬ренней политике.

Всего семь нот располагаясь в разной последовательности и образуя различные комбинации ро¬ждают бесконечное множество музыкальных тем.

Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперёк улицы.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую белую чайку. Я вспомнил о ней, слушая Якова: он пел, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пре…знаменование, о. давать

10. Выпишите слова, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

12. Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

За водоразделом начинались бесхозные, (не)обустроенные земли.

На вопрос о происхождении жизни во Вселенной отнюдь (не)просто дать однозначный ответ.

(Ни) кто не сомневается в положительных результатах научного исследования.

Иногда мы рискуем потому, что нам просто (не) чего терять.

Большую часть батальона составляли зеленые, (не) обученные новобранцы

Идти, конечно, далеко: (ОТ) ТОГО озера до железнодорожной станции пятнадцать километров, (ЗА) ТО какая там природа!

ЧТО(БЫ) мы ни пытались делать вместе, (НИ) ЧЕГО дельного у нас никогда не получалось.

ЧТО(БЫ) получить чин, нужно было сдавать экзамен, (ОТ) ТОГО настроение у Михаила Александровича было невеселым.

4) В доме царили тишина и покой, ТО(ЖЕ) спокойствие царило в душах хозяев, ЗА(ТО) гостю от этого становилось только

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

На столе стояла тарелка сваре(1)ым картофелем, кувшин с клюкве(2)ым морсом и плете(3)ая корзинка со свежим хлебом.

1) Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям.

2) Многие входили в лабиринт кМинотавру да только еще никому не удавалось выйти оттуда.

3) В комнату вошел человек в дорогом пальто и с тростью и приветливо улыбнулся мне.

4) Нужно было переделывать всю книгу или писать ее заново.

5) Девочка умела писать портреты не только маслом но и акварелью.

Брюнет (1) поздоровавшись с Александром и кивнув мне головой (2) передал своему компаньону черную папку (3) туго набитую бумагами (4) и небольшую коробку с оборудованием.

До полной остановки течения Гольфстрим (1) по мнению некоторых ученых (2) у нас осталось около тридцати лет. Однако уже сейчас Гольфстрим ослабевает намного быстрее, чем было предсказано пять лет назад, и полная остановка течения произойдет (3) приблизительно (4) через двадцать лет.

В маленьких городках Шотландии (1) вереск используется в производстве верескового эля (2) первые упоминания (3) о котором (4) датируются вторым веком до нашей эры.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Положение наше незавидно (1) и (2) если море не успокоится (3) то ни один рыбак не согласится везти нас на ялике за мыс Айя (4) откуда только и можно добраться до лагеря.

Читайте также: