Молодежные субкультуры круглый стол

Обновлено: 03.05.2024

Данное общешкольное мероприятие посвященно проблеме взаимопонимания современной молодежи и старшего поколения.

ВложениеРазмер
molodezhnye_subkultury.docx 18.2 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Тема: «Молодежная субкультура в современной России»
Цель: Ознакомление с разновидностями молодежных течений. Развитие навыков критического анализа, объективного суждения и аргументированного ведения диалога. Воспитание гражданской позиции и правовой культуры учащихся

Ребята, вам порой приходится слышать от людей старшего поколения, что нынешняя молодежь совсем не та, что была раньше. Иногда молодым людям неприятно слышать о современной «потерянной молодежи». Так ли уж мрачно выглядит облик современного молодого человека?
Давайте попытаемся создать виртуальный портрет современного молодого человека. Естественно, при этом мы будем испытывать определенные трудности, ведь у каждого из нас есть собственное мнение и собственное представление об образе современного молодого человека. Что ж, попытаемся. Только договоримся внимательно выслушать товарищей, аргументировать свои высказывания, быть краткими и тактичными.

3. Беседа-диалог
«Современная молодежная субкультура. Проблемы и пути решения»
(см. презентацию)

Дальнейший разговор, я думаю, вызовет у вас интерес, т.к. речь пойдет о современной молодежной субкультуре.
Носителями молодежной субкультуры являются неформальные объединения. Неформалы - это те, кто выбивается из формализованных структур нашей жизни. Не вписываются в привычные правила поведения. Стремятся жить в соответствии со своими собственными, а не чужими, навязываемыми извне интересами.
Особенностью неформальных объединений является добровольность вступления в них и устойчивый интерес к определенной цели, идее. Вторам особенность этих групп - соперничество, в основе которого лежит потребность самоутверждения. Они различаются по характеру социальной нравственности, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы понимаете термин «молодежная субкультура»?

- Чем, по вашему мнению, отличается молодежная субкультура от традиционной культуры?

- Определите свое отношение к молодежной субкультуре: «за» или «против»

А теперь постараемся охарактеризовать только некоторые неформальные молодежные организации.

Выступления-презентации педагогов и студентов по теме «Субкультура неформальных молодежных течений».

- Как вы относитесь к субкультуре перечисленных неформальных молодежных движений?

4. Информационный практикум
«Как противостоять вовлечению в тотальную секту?»

В современном мире перед молодежью возникает множество соблазнов познать новое и еще не изведанное. Порой для них характерно увлечение самыми различными магиями или экстремальными течениями в молодежной субкультуре. Часто они поддаются на заманчивые предложения вступить в ту или иную организацию или общество: будь то обещание «легкого» заработка или «престижной работы» за рубежом; «исцеление от недугов или невзгод», веселого и «душевного» досуга. Как устоять от таких заманчивых предложений?

5. Беседа-размышление «Молодежный сленг»

Чаще всего молодежь в быту общается между собой на особом языке. Речь идет о молодежном сленге. Носителями сленга являются, как правило, люди 12-30 лет. И охватывает он практически все области жизни.

Значительная часть сленгизмов образуется путем заимствования. Источником могут служить иностранные языки («баксы» - амер. сленг «деньги»; «дэнс» - англ, «танцы» и др.). Сленг заимствует единицы и из других подсистем русского языка («дембель» - воен. «демобилизация»; «дурь» - наркотики). Молодежный сленг часто прибегает к переосмыслению заимствованных единиц («даун» - глупый, несообразительный человек; «грузить» - много говорить). Ведущим приемом сленгового словообразования является каламбур, в основе которого лежат принципы фонетической мимикрии («степа» - стипендия; «бухать» - пить алкоголь) или метатазы («литрбол» - пьянка). В современных молодежных группировках распространен и жаргон. Например, термин «понт» означает хитрость, уловка, с целью создать видимость чего-либо. «Взять на понт» - действовать обманом, хитростью; «понты кидать» - рисоваться перед кем-либо; «дешевые понты» - высокомерие; «без понта», т.е. бесполезно, безнадежно.
А вот некоторые извлечения из Краткого словаря молодежного сленга: бабки - деньги, базар - разговор, беседа; болт — кольцо на палец; братан -лучший друг; бланш - синяк под глазом; беспонтово - неинтересно; бакланить - разговаривать и т.д.
Особое место в молодежном сленге занимает школьный и студенческий жаргон: «домашка», «дежурка», «училка». Можете ли вы продолжить этот список, какие слова вы используете в своей речи?

- Можно ли отнести молодежный сленг к молодежной субкультуре?

- Можно ли вообще общаться в молодежной среде без сленга или жаргона?

6. Шкала мнений:
«Достоинства и недостатки неформальных молодежных течений»
- Постарайтесь объективно оценить субкультуру некоторых неформальных молодежных течений или движений: каковы по вашему мнению, позитивные и негативные тенденции в их деятельности?
- Как взрослые могут помочь ребенку вернуться в «реальный мир»?

Молодежные субкультуры. исследовательский проект.

Куцеволова Ольга Борисовна

Настя решила участвовать в региональной научно-практической конференции творческих работ " Исследователь 21 века" Московской области. Тема ееиработы " Молодежные субкультуры". В своей работе Настя раскрыла сущность основных молодежных субкультур, высказала свое отношение кним. Но главное то, чтот она провела опрос в старших классах об отношении учащихся к субкультурам и сделала анализ этого опроса в форме диаграмм.

ВложениеРазмер
Анализ молодежных субкультур 44.25 КБ

Московское областное отделение общероссийского движения творческих педагогов

Комитет по образованию Талдомского муниципального района

МОУ СОШ №3 г.Талдома

Пятая открытая региональная научно - практическая конференция

творческих работ учащихся Московской области

«Исследователь 21 века»

Тема проекта: «Молодёжные субкультуры».

Автор: Паршикова Анастасия

Руководитель: Куцеволова Ольга Борисовна

22 апреля 2016 года

Я принадлежу к поколению, которое живёт в очень интересное время. Наша историческая эпоха характеризуется высокой динамикой развития. Это можно увидеть в разных аспектах жизни общества: в науке и культуре, в сфере производства нужных, а порой и, напротив, вредных для человека вещей и продуктов питания. Но наиболее ярко динамичность общественного развития прослеживается в сфере межличностного, межнационального и межгосударственного общения.

Но всё не так радужно в нашем современном обществе. Множество проблем, о которых говорится повсюду, так и остаются нерешёнными. Это голод в некоторых странах; агрессия, как в обществе, так и у отдельных его членов по отношению друг к другу; политические системы большинства государств далеко не идеальны, что порождает протест в определённых группах людей; помимо прочего возрастает количество военных конфликтов между государствами.

На фоне всего этого всё большую роль в жизни общества играют молодёжные субкультуры. Ища и не находя идеального места для себя, подростки и молодёжь объединяются в группы с определёнными внутренними правилами и порядком. Такое объединения даёт иллюзию защищённости от несовершенств внешнего мира, в отличие от «внутреннего» мира субкультуры, к которой молодой человек или подросток себя причисляет.

Я сейчас нахожусь в том возрасте, когда становится интересной жизнь не только тех сверстников, что живут рядом, но и ребят из других населённых пунктов и стран.

Выяснилось, что всё большее количество подростков относят себя к той или иной молодёжной субкультуре, становятся неформалами. В чём причина этого? Таким образом, возникла проблема, которую я захотела исследовать. Меня заинтересовало, насколько распространены молодёжные субкультуры в мире и как к ним относятся подростки.

Практическая направленность исследования заключается в том, что оно поможет молодым людям познакомиться с существующими в настоящее время молодёжными движениями, оценить современную ситуацию в мире, а также даст возможность выбора своего пути. Кроме того, подросток сможет избежать негативного влияния со стороны той или иной субкультуры, ознакомившись с её особенностями.

Данная работа поможет мне расширить собственный кругозор по исследуемой теме, научит преодолевать языковой барьер в общении с зарубежными сверстниками.

  • Выявление сущности, причин возникновения, роли субкультур в современном обществе.
  • Выяснить значимость субкультуры для молодёжи как

средство их самовыражения.

  • Изучить материалы, посвящённые молодёжным движениям (литература, материалы Интернет-сайтов);
  • Ознакомиться с мнением сверстников о роли и значении молодёжных движений и субкультур для подростков;
  • Обобщить результаты исследования и оформить их в виде мультимедийного продукта.

Объект исследования: молодёжные движения.

Предмет исследования: роль субкультуры в жизни человека.

В наше время каждый подросток пытается понять своё предназначение в этой жизни, поэтому он ищет пути самовыражения. Одним из таких путей является определение себя к каким-либо сообществам, направлениям, субкультурам. О них я и хотела бы рассказать.

Само слово субкультура появилось сравнительно недавно. В 1950 году американский социолог Дэвид Рисмен в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Они, как правило, носят замкнутый характер и стремятся к изоляции от массовой культуры. Развиваясь, они вырабатывают единый стиль одежды (имидж), язык (жаргон, сленг), атрибутику (символику), также общее мировоззрение для своих членов. Субкультурные атрибуты, ритуалы, являются устойчивыми образами поведения, а также ценности, которые хоть и отличаются от таковых в господствующей культуре, но с ними связаны.

Иногда подростки имеют какие-нибудь увлечения, к примеру, спорт, музыка, фильмы, книги, сериалы, рукоделие, искусство. Исходя из предпочтений, создаются так называемые фэндомы (англ. fandom — любители, поклонники, болельщики) — сообщество поклонников, как правило, определенного предмета (писателя, исполнителя, стиля). Фэндом может иметь определенные черты единой культуры, такие как «тусовочный» юмор и сленг, схожие интересы за пределами фэндома, свои издания и сайты. По некоторым признакам фанатство и различные увлечения могут приобретать черты субкультуры. Так, например, произошло с панк-роком, готической музыкой и многими другими интересами. Однако большинство фэндомов и хобби не образуют субкультур, будучи сосредоточены только вокруг предмета своего интереса.

В ходе своего исследования я решила провести опрос среди учеников 9-11-х классов. Он состоял из пяти простых вопросов, которые в большей степени раскрывают отношение учеников к неформальным сообществам:

  1. «Причисляете ли вы себя к какой-либо субкультуре?»
  2. «Для чего молодёжь участвует в неформальных группах?»
  3. «Что вы чувствуете при встрече с представителями субкультур?»
  4. «Как вы в целом относитесь к субкультурам?»
  5. «Оцените деятельность субкультур».

Итоги были таковыми:

Первый вопрос позволил узнать мне процент учеников, состоящих в каких-либо субкультурах. Их оказалось ничтожно мало. Что не могло бы меня не радовать, ведь, как я считаю, не стоит загонять себя в какие-то рамки. Человек должен быть индивидуальностью, личностью, а субкультуры являются группами таких “индивидуальностей”.

Второй вопрос показал, что многие из учеников считают, участие в неформальных группах - это желание выделиться из толпы, также ученики отметили и все предложенные варианты, актуальными остались предположения, что тем самым человек пытается изменить свой стиль жизни и влияние компании, друзей.

Затем я поинтересовалась как реагируют ребята на представителей субкультур в обычной жизни: радуются ли они, встретив родную душу, пугаются, сторонятся… Итоги были таковыми: большую симпатию вызывают реперы, паркуристы, рокеры и хиппи; отвращение вызывают такие субкультуры как панки, скинхеды, растаманы; школьники не заметят на улице городов хиппи, готов, рокеров и эмо.

Четвёртый вопрос показал отношение молодёжи к различным субкультурам. Большинство ответило: «Это несерьёзно, просто подростковое баловство». В какой-то мере да, потому что я считаю, что большинство подростков, приобщаются к субкультурам, не получая достаточного внимания со стороны семьи и друзей, а также под напором моды «быть неформалом». Большинство ребят просто вырастают из этого “увлечения”, поэтому истинных неформалов ничтожно мало; 23% школьников нейтрально отнесутся к своему сверстнику-неформалу. «Безусловно “За”» выбрали только 11% учеников, что означает, ребята с ответственностью относятся к таким рода вопросам.

Последний вопрос звучал так «Оцените деятельность перечисленных субкультур». Я у ребят спросила, какие субкультуры носят созидательный характер, а какие разрушительный, какие развивают человека как личность, а какие эту личность убивают? Результаты оказались неоднозначными: созидательными субкультурами ребята определили хиппи, реперов, растаманов и рокеров. Разрушительный характер был причислен скинхедам, панкам, эмо и готам. К развивающему характеру школьники отнесли паркуристов, реперов, рокеров, растаманов. А готы, эмо, панки и, заметьте, хиппи! Стали субкультурами, разрушающие личность. Как-то странно видеть одну и ту же субкультуру в двух колонках, причем противоречивых! Поэтому я решила побольше узнать о взглядах хиппи на жизнь.

Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм.

Хиппи верят в то, что:

  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община — идеальная форма общежития;
  • все, думающие иначе, заблуждаются.

По-моему всё очень даже неплохо, я бы отнесла хиппи к созидателям. Мне симпатична эта субкультура. Наверное, каждый знает о публичных политических акциях Джона Леннона совместно с Йоко Оно . После своей свадьбы они отправились в Амстердам и заявили о том, что проведут «постельное интервью». Надев белые пижамы, украсив свой гостиничный номер цветами, Джон и Йоко сидели в кроватях и говорили о мире. Двери номера были круглые сутки широко распахнуты. Любой человек с улицы мог войти к ним. И входил. Телевидение, фотографы, газетные репортеры дневали и ночевали в номерах Леннона в Амстердаме и Торонто. Они не сходили с экранов телевидения, с первых страниц газет и журналов. И вместе с сенсацией в мир непроизвольно просачивался их призыв положить конец агрессии во Вьетнаме.

Хиппи это, наверное, одна из тех положительных субкультур, которая учит людей терпимости, призывает любить друг друга и выступает против любых военных действий.

В наши дни существуют сотни субкультур, но откуда это всё пришло? С чего зародились такие непохожие друг на друга сообщества? Существует, так называемое, генеалогическое дерево субкультур.

Ведь, для многих не секрет, что некоторые субкультуры появились из других неформальных течений. К примеру, всем известные готы сформировались в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения. Среди сегодняшних представителей этой субкультуры можно условно выделить два крупных направления — к первому относятся готы, предпочитающие музыку «традиционных» жанров (готик-рок, пост-панк, дарквэйв), ко второму — поклонники EBM, дарк-электро и подобных стилей, имеющих с изначальной готикой мало общего; различие во вкусах привело к тому, что у представителей этих двух течений возникли различные модные тенденции, часто они посещают разные клубы и фестивали, пользуются узко ориентированными Интернет-ресурсами — соответственно, и понимание «готики» у них может быть почти противоположным.

В свою очередь панки берут своё начало в 1960-х годах, когда под влиянием The Beatles и The Rolling Stones, когда стало появляться много молодёжных команд, исполняющих рок-н-ролл. Панки отличаются пёстрым, эпатажным имиджем: красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, бриллиантином, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной причёска «ирокез»(mohawk). Носят рваные джинсы, заправленные в тяжёлые ботинки или подвёрнутые под тяжёлые ботинки (Dr. Martens) и кеды (Converse). Некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Куртка-косуха — была перенята как рок-н-ролльный атрибут из 1950-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерциализация музыки. В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Также панки носят различные атрибуты рокерских субкультур: ошейники, напульсники, браслеты (преимущественно кожаные, с шипами, заклёпками и цепями), так же зачастую делают их сами и т. п. Многие панки делают татуировки. Зачастую носят рваные, протёртые джинсы; прицепляют к джинсам цепи от собачьих поводков, так же пришивают к джинсам различные нашивки, например с логотипами любимых панк-групп и анти-политическими фразами. Готы, гранж, инди, хардлайн, сайкоббили эти субкультуры вначале были тесно связаны с панк-субкультурой, но в дальнейшем стали отдельным. Казалось бы, родственные субкультуры, а идеология у каждого своя. Готы превозносят нигилизм, отчаяние, отчуждение воодушевленность культом смерти и иными «тёмными» темами, а также мрачный внешний вид. Гранж – поколение X, которые носят неряшливые, фланелевые рубашки, порванные джинсы, длинные волосы, обувь фирмы Converse или Dr. Martens, отличаются отчуждением, отчаянием, нигилизмом и анти-сексизмом. А представители движения сайкоббили носят косухи, джинсы, замысловатые, красочные татуировки, в общем, стиль 1950-х годов.

Лично я считаю, что в субкультурах нет ничего плохого, пока это не заходит за рамки морали и государственных законов. Ведь в конституции (глава 2. Права и свободы человека и гражданина; статья 44; пункт 2.) сказано: «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Это право спокойно можно отнести к понятию «субкультура», так как я говорила выше, субкультура разнится по своим ценностям с господствующей культурой, но с ней связана. А участники таких сообществ имеют свои клубы, «сходки», флэш-мобы, которые можно по праву считать учреждениями культуры и участием в культурной жизни.

На своём примере я хочу опровергнуть обыденное мнение, что все субкультуры несут только вред и разрушают личность. Я учусь в самой обычной сельской школе Талдомского района, я люблю учиться и узнавать что-то новое, окончила девятый класс с красным аттестатом. И это всё при условии, что я слушаю рок-музыку. Я не причисляю себя к неформалам, но уважаю рокеров за их песни, песни со смыслом. Некоторым эти песни помогают в трудных моментах жизни, других заряжают положительными эмоциями, а третьих эти песни воодушевляют на подвиги. Благодаря рок-музыке я научилась играть на гитаре и теперь могу с лёгкостью сыграть понравившуюся песню. Рокеры, как считают обыватели, это пьяницы и драчуны. Но это совсем не так: «В любое стадо может затесаться поганая овца». В целом это люди, которые сплочены одним духом. Они едины и знают цену дружбе. Именно поэтому символическая «коза», которую многие люди старшего поколения принимают за сатанизм, означает своеобразный охраняющий жест. Два пальца из кулака (указательный и мизинец) - подняты. Это также приветственное значение «U» - «единство». Если публика показывает это, значит, она приветствует и музыкантов, и всех кто вокруг, как своих.

В начале 2000-х годов в России появилось эмо-движение. Тинейджеры отращивали чёлки, красили их в ярко-розовый цвет, носили сумки через плечо, на которых были рассыпаны разноцветные значки. Выражение эмоций — главное правило для эмо. Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо — ранимый и депрессивный человек. Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых парнях и девушках.

Эмо часто сравнивают с готической субкультурой, что обычно вызывает протест как у готов, так и у эмо-кидов, хотя некоторые соглашаются, что между этими субкультурами есть определённое родство. Для эмо характерна одежда в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный(преобладает в образе эмо; его предпочтение может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью) и розовый(отражает радостные моменты;это вызов общей мрачности, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и приближение к поп-панку), хотя и другие шокирующе-яркие сочетания считаются допустимыми. Недавно, год или два назад появилось даже высказывание: «Верните мой 2007», оно означает грусть по тем годам, по ушедшей юности, по школьным временам.

Время идёт, человек взрослеет, меняются взгляды, меняются мысли. История показывает нам, что со зрелостью человека проходит его увлечение субкультурами, для него становится важным становление себя как личности, духовный рост и пожертвование себя миру для благих целей. И вот уже беззаботные хиппи стали строителями, экономистами, управляющими, а бесшабашные рокеры превратились в педагогов, водителей и ученых. У них теперь другие заботы… В будущем они заботливо будут присматривать за внуками, а косухи и цветастые рубахи станут напоминанием о бурной молодости. Но есть и такие, для которых юношеское увлечение стало делом всей жизни. В наши дни на сцене выступают множество рокеров из категории «кому за…». В России старейшим рокером можно по праву считать советского и российского рок-музыканта, гитариста Германа Ивановича Фирсова. Родился он 7 февраля 1936 года в лесопункте Красный Луч Сегежского района Карельской АССР. Он пишет песни для рок-группы «Всё» (сочиняет тексты, играет на электрогитаре, поёт). Является старейшим и одним из первых хэви-металлистов в России. Я горжусь этим человеком, ведь, он в свои 79 лет не утерял юношеского запала и продолжает заниматься любимым делом. Такие люди подают пример молодёжи, радуют их новыми песнями, удивляя неповторимым соло на гитаре, и на байках уходят под покров ночи.

Субкультуры – часть истории каждой страны. В России зарождение неформальных движений возникло в 1940-х годов прошлого века. Советская молодежь выражала протест стереотипам общества. Основным направлением стиляг было слепое копирование стиля Запада и США. Сначала это были стиляги, потом неформальную волну подхватили хиппи. В 1960-1970 годов XX века половина советской молодёжи повязывали головы лентой и называли себя «дети цветов». В 1980-х годах страну охватила рок-волна. Талантливые музыканты создавали свои группы и пели песни о свободе, любви и мыслях, тревожащих их сердце. «Кино», «Машина времени», «Аквариум» , их песни до сих пор любимы как старшим поколением, так и нынешним.

Я, создавая этот проект, узнала множество интересных фактов о различных субкультурах, оценила их мировоззрение и могу с уверенностью сказать, что каждая субкультура имеет право на существование и любой подросток имеет право на самовыражение, вступая в неформальные сообщества.

Круглый стол "МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить учащихся с причинами появления в молодежной среде различных субкультур; раскрыть их роль в формировании личности; проанализировать последствия влияния определенных субкультур на характер и стиль поведения человека; воспитывать в учащихся критическое отношения к субкультурам.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ"»

Тема. МОЛОДЕЖНЫЕ СУБКУЛЬТУРЫ

Цели: ознакомить учащихся с причинами появления в молодежной среде

различных субкультур; раскрыть их роль в формировании личности;

проанализировать последствия влияния определенных субкультур на

характер и стиль поведения человека; воспитывать в учащихся

критическое отношения к субкультурам.

Оборудование: высказывание известных людей о культуре, мультимедийные

презентации, диски из записями музыки.

I. Учитель. Друзья, сегодня мы собрались за круглым столом, чтобы обсудить тему «Молодежные субкультуры». Почему именно эту тему? Да потому, что вы находитесь в том возрасте (16-17лет), когда люди ищут пути адаптации к миру. А чтобы не потеряться в этом сложном мире, иметь свои взгляды на происходящее, уметь отстоять свою точку зрения, не быть невеждой, я хочу познакомить вас с понятием молодежные субкультуры и совершить экскурс в историю неформального молодежного движения. В этом мне помогут представители нескольких неформальных обьединений, которых я пригласила к нам в гости. Знакомьтесь, это – хиппи, эмо, готы, стрейт-эйдж, хип-хоп.

Слово учителя со слайд сопровождением.

Итак, что же такое молодежные субкультуры? Когда и почему они появились?

Молодежная субкультура – это и особый образ жизни, и форма самовыражения и самовысказывания молодых. Какие цели ставят перед собою молодые в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить жизненную альтернативную позицию по отношению к ранее существующей.

В наше время часть как студенческой, так и рабочей молодежи, входит в состав так называемых «неформальных обьединений», т.е. таких, которые создаются самими молодыми людьми без регистрации и без инициативы государства. Эти общности существуют неофициально, молодых людей, входящих в неформальные группы, называют «неформалами». Неформалы не проводят собраний, не избирают лидеров, не принимают формальные уставы. Члены таких общностей не подчиняются внутренней жесткой регламентации, каких-то твердых обязательств. Их связывают вместе общие потребности, общие интересы, общие взгляды, общая культурная жизнь и возникающие на ее почве симпатии, дружеские отношения, любовь.

Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающий интерес. Артистизм как форма эстетической игры в жизни различных молодежных субгрупп – хиппи, панки, рокеры, металлисты, готы находят свою актуализацию в демонстративно-эпатажной манере поведения, в особенном стиле, особых нормах поведения, специфических пристрастиях в одежде, прическах, аксессуарах.

Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа появились в середине ХХ века. Основными их представителями были молодые люди от 16 до 30 лет. Это не случайно, именно в таком возрасте молодые люди ищут пути адаптации к миру через комплекс собственных ценностей, подходов, норм поведения. Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своей жизни не индивидуально, а коллективно, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.

В СССР первые неформальные обьединения стали появляться с конца 1970-х годов, и на наш взгляд, неоправданно получили общее название – СИСТЕМА. Хотя «системой» разумнее было бы назвать общество и государственную власть против которой выступали, хотя и пассивно, первые хиппи и любители рока. Под системой неформалов понималось следующее: определенная категория молодежи со своей особенной моралью, этикой, идеологией, музыкой, образом жизни и мышления.

Что же привлекало молодых людей как тогда, так и сейчас в философии неформалов?

Давайте же с вами совершим экскурс в историю неформального молодежного движения.

Итак, самые первые ростки неформального молодежного движения традиционно связывают с зарождением такого музыкального стиля как рок-н-ролл.

В ХХ веке большинство течений молодежной субкультуры формировалось вокруг различных музыкальных направлений – кантри, рок-н-ролл, поп, рок, рэп музыка. Молодежь всегда особое внимание уделяла музыке. Из всех возрастных групп, молодежь наиболее поддается музыкальному влиянию. И это не случайно. Как говорят мыслители: «Музыка такое великое и прекрасное искусство, так могуче действует на душу человека и в ней так полно и гармонично им воспринимается, что выступает не языком слов, а языком переживаний души. Через музыку человек выражает как радость, так и печаль, как ужас, так и веселие, как ликование, так и душевный покой». Из всех видов искусства музыка наиболее подвижна, переменчива, быстра и невесома. Можно сказать, что музыка воплощает в себе основные черты молодости как таковой. Таким образом, музыка может выступать весомым фактором в формировании мировоззренческих установок молодежи. Перефразируя всем известное высказывание, хочется сказать: «Скажи мне, какую музыку ты любишь – и я скажу тебе, кто ты».

После Второй мировой войны обострился вечный конфликт отцов и детей. Молодое поколение не хотело мириться с изжившими себя общественными предрассудками, в том числе и расовой дискриминацией. Молодые люди пытались выделиться во всем, в том числе и в музыке. Так родился рок-н-ролл, предельно демократичный, доступный всем танцевальный стиль. Еще бы: в нем музыка белой рабочей молодежи США – кантри соединилась с ритмами и мелодиями негритянской музыки – ритм-н-блюзом, скрепленная энергичным ритмом. Лидером этого музыкального направления стал всемирно известный и в наши дни певец Элвис Пресли. Этот сплав «черной» и «белой» музыки возник в конце 1940-х годов и обрел популярность в 1950-х годах.

Рок-н-ролл выражал настроение молодежи тех лет: энергичность, большую раскрепощенность в сравнении с довоенным поколением, решительность в строительстве нового послевоенного мира и необходимости борьбы с расизмом, стремление к новым моделям взаимоотношения людей между собой. Кантри и ритм-н-блюз схожи простотой песенных текстов, рассказывающих о повседневной жизни обычного человека, а чаще всего – о любовных переживаниях. Одни называли эти стихи «честными», другие – «вульгарными». Родители юных поклонников Пресли изо всех сил ругали и певца, и его творчество, и сам жанр рок-н-ролла.

Рок-н-ролл – музыка бунта. Его рождение связано с обострением расовых проблем в США и борьбой Мартина Лютера Кинга за права афроамериканцев. Как вам известно, в США вплоть до 1970-х годов темнокожим не разрешалось учиться и работать со светлокожими людьми, заходить в автобус, посещать одни и те же бары, больницы и т.п. Афроамериканцы преодолевали унизительное отношение к себе со стороны белого населения США. А вот для молодых американцев расовая принадлежность исполнителя их любимой музыки не играла роли. Таким образом музыка способствовала сближению людей. Молодежный рок-н-ролл стал прогрессивным вызовом старшему поколению, которое жило в мире расистских предрассудков. Новые идеи выражались в том числе и через рок-н-ролл, и потому его называли «музыкой бунтарей». В то время многим казалось, что рок-н-ролл – лишь веяние моды, появляющейся и быстро исчезающей. Но «музыка бунта» и ее стиль самовыражения, а также взгляд на музыку как средство установления равенства между людьми были подхвачены следующим поколением музыкантов. Рок-н-ролл 1950-х годов породил ряд направлений, обьединенных общим понятием «рок музыка». В рок-музыке существует множество направлений: арт-рок, прогрессив-рок, панк-рок, фолк-рок, хард-рок – вот лишь некоторые из самых известных течений. В рок-музыке огромную роль играет обращение с неким призывом группы к аудитории. Нередко в рок-музыке подымаются социальные и остросоциальные проблемы, по своему содержанию это музыка более осознанная в сравнении с популярной и не безразличная к жизни как отдельного человека, так и общества. Скажем так, что рок-музыка никогда не симпатизировала каким-либо властям государства. Самая важная идеологическая составляющая рок-музыки была проблема свободы человека и его места в этом мире.

Давайте подробнее остановимся на понятии свобода и предоставим слово нашим гостям – представителям молодежной субкультуры – хиппи.

II. Презентация молодежной субкультуры хиппи.

III. Презентация молодежной субкультуры эмо.

IV. Презентация молодежной субкультуры готы.

V. Слово представителя стрейт- эйдж.

Стрейт-эйдж – ответвление хардкор-субкультуры. В своей простейшей форме философия стрейт-эйдж отрицает употребление любых алкогольных напитков, табака, а также наркотических веществ в целом. В некоторых случаях сюда входит ведение вегетарианского образа жизни, отказ от использования кофеиносодержащих продуктов, медикаментов и беспорядочных половых связей. Термин был заимствован из творчества музыкальной группы Minor Threat, написавшей песню под названием «Straiqht Edqe».

Несмотря на то, что движение зарождалось на восточном побережье США в Вашингтоне, Бостоне и Нью-Йорке, оно быстро распространилось по территориям Соединенных Штатов и Канады. К 1980-м годам стали набирать популярность группы с западного побережья США, такие как Fmerica's Hardcore, Stalaq 13, Justice Leajue Uniqorm Choice. В ранний период развития субкультуры концерты нередко были смешанными и состояли из групп, не имеющих отношения к движению straiqht edqe, а также связанных с ним. Вскоре после этого обстоятельства изменились, и это время стало рассматриваться как «предшествующее разделение двух направлений».

На протяжении периода «youth crew», начавшегося в середине 1980-х годов, влияние музыки на поклонников straiqht edqe, получившие распространение в это время, исходили из идей, представленных в песнях.

К началу 1990-х годов militant straiqht edqe уже получил достаточную известность в субкультуре. Этот термин был связан с людьми, преданными идее, которые напрямую выражали свои мысли. Кроме того, такие люди осуждали других, отличались отсутствием толерантности, а также возможной агрессивностью. Примерами их взглядов являлись неприятие тех, кто не относится к движению, более заметная гордость своими взглядами и готовность применять насилие для продвижения «непорочного образа жизни».

В середине 1990-х годов стиль игры нескольких групп, отстаивающих и поддерживающих социальную справедливость, освобождение животных и веганство, подвергся влиянию метала.

После 1990-х годов некоторые из наиболее спорных аспектов, связанных со straiqht edqe, стали терять популярность. В какой-то степени это было ответом на реакцию СМИ, которые описывали движение как преступную группировку. В 2000-х годах начали регулярно проводиться концерты с участием как straiqht edqe групп, так и не относящихся к субкультуре. Музыкальные жанры теперь стали достаточно разрозненными, включая в себя элементы классического хардкор-панка и метала.

Знак «Х» является известным символом straiqht edqe и нередко наносится на тыльную поверхность кисти руки, хотя существуют и исключения. Некоторые последователи straiqht edqe также носят одежду и значки с соответствующей маркировкой. По данным нескольких интервью, проведенных журналистом Майклом Азеррадом, появление такого «Х» связано с коротким турне группы The Teen Idles, прошедшим в 1980 году. В одном из ночных клубов Сан-Франциско у группы был назначен концерт, но по прибытию в клуб его менеджеры узнали, что все музыканты были младше возраста, при котором разрешалось употребление спиртных напитков. Участников группы изначально не хотели пускать в помещение, но потом на их руки были нанесены большие черные символы «Х», как знак того, что спиртное им поставлять нельзя. По возвращению в Вашингтон The Teen Idles предложили ту же систему для использования в местных клубах, чтобы подростки могли посещать концерты, не употребляя алкоголь. В том же году группой был выпущен мини-альбом Minor Disturbance, на обложке которого видны две руки с черными «Х» на тыльных сторонах. Вскоре после этого символ начали связывать с образом жизни straiqht edqe. Зачастую в листовках и татуировках используется вариант, состоящий из трех символов «Х» («ХХХ»), а термин straiqht edqe иногда сокращается до sXe.

( В конце рассказа звучит музыка )

VI. Слово представителя хип-хопа.

Хип-хоп – культурное направление, зародившееся в среде рабочего класса Нью-Йорка 12 ноября 1974 года. Ди-джей Abrika Bambaataa первым определил пять столпов хип-хоп культуры: эмсинг, диджеинг, брейкинг, граффити, and knowltdje. Другие элементы включают биббоксинг, хип-хоп моду исяэнг.

Возникнув в Южном Бронксе, в 1980-годах хип-хоп стал частью молодежной культуры во многих странах мира. С конца 1990-х из уличного адеграунда, имеющего остросоциальную направленность, хип-хоп постепенно превратился в часть музыкальной индустрии, а к середине первого десятилетия нынешнего века субкультура стала «модной», «мэйнстримной». Однако, несмотря на это, внутри хип-хоп немало деятелей все еще продолжают его «основную линию» - протест против неравенства и несправедливости.

Слово «хип» использовалось в афроамериканском английском языке еще в 1898 году и означало подвижные части человеческого тела. А слово хоп – это собственно движение (скачок). Однако «хип» также означает «подьем в чем-то». Таким образом в переводе хип-хоп означает умственное движение.

Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа и ритма, задаваемого ди-джеем.

Одежда хип-хоперов, как правило, свободная, спортивного стиля: красовки и бейсболки известных брендов, футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, носковидные, натянутые на глаза шапки, мешковатые штаны. Прически короткие, хотя также популярны дреды.

Читайте также: