Метод круглого стола в социологии

Обновлено: 16.05.2024

Целевое назначение метода:

обеспечение свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех студентов в равное положение по отношению друг к другу;

системное, проблемное обсуждение вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.

Необходимыми атрибутами "круглого стола" являются:

соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы студенты могли видеть друг друга;

введение в практику принципа "свободного микрофона";

создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники "круглого стола";

наличие технических средств получения и обработки поступающей информации (при необходимости).

Метод дискуссии

Метод дискуссии выступает базовым в системе интерактивных методов обучения, включаясь в каждый из них как необходимая составляющая. Вместе с тем, дискуссия может выступать и как самостоятельный метод интерактивного обучения, представленный множеством модификаций, различающихся способами организации процесса обсуждения.

В переводе с латинского языка "discussio" - это исследование или разбор. Иначе говоря, это коллективное обсуждение конкретной проблемы, вопроса или сопоставление разных позиций, информации, идей, мнений и предложений.

Во время дискуссии оппоненты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае больше будут проявляться качества, присущие диалогу, во втором - дискуссия будет носить характер спора, т.е. отстаивание своей позиции. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента.

Какие бы характеристики ни преобладали в дискуссии, то ли это взаимоисключающий спор, то ли это взаиморазвивающий диалог в деловом режиме, главный фактор для повышения эффективности любой дискуссии - это сопоставление различных позиций дискутантов.

Методика проведения дискуссии: каждая дискуссия обычно проходит три стадии развития: ориентация, оценка, консолидация.

На первой стадии происходит процесс "ориентации" и адаптации участников дискуссии к самой проблеме, друг к другу, общей атмосфере. Именно таким образом начинает вырабатываться некая установка на решение представленной проблемы.

Стадия "оценки" напоминает ситуацию сопоставления информации, различных позиций, генерирования идей.

На последней стадии консолидации предполагается выработка единых или компромиссных решений, мнений и позиций.

Анализ конкретных ситуаций (case-study)

Анализ конкретных ситуаций (case-study) - метод активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач.

Названный метод характеризуется следующими признаками:

наличие конкретной ситуации;

разработка группой (подгруппами или индивидуально) вариантов решения ситуаций;

публичная защита разработанных вариантов разрешения ситуаций с последующим оппонированием;

подведение итогов и оценка результатов занятия.

Критерии, отличающие кейс от других учебных занятий:

1. Процесс отбора информации. При отборе информации для кейса на первое место всегда ставятся учебные цели. При этом содержание ситуации должно быть весьма реальным, (близким к жизни) способным вызвать неподдельный интерес.

2. Содержание. Кейс должен содержать дозированную информацию, которая позволила бы студенту быстро войти в проблему иметь все необходимые для решения данные, но не иметь избыточной информации, не быть перенасыщенным ею.

3. Проверка. Одна из форм проверки - выяснение реакции студентов на кейс в группах, где он уже был опробован, или в новой группе, непосредственно в ходе занятия.

4. Устаревание. Материалы кейса постепенно устаревают, поскольку изменяющиеся ситуации требуют новых подходов, поэтому их надо постоянно обновлять.

5. Наиболее распространенная модерация работы с кейсом. Чтобы максимально активизировать работу с кейсом, вовлечь студентов в процесс анализа ситуации и принятия решений, каждая студенческая группа разбивается на подгруппы (3-5 человек), которые выбирают себе модератора (руководителя). На нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между ее участниками и принимаемые решения. Именно модератор делает примерно 10-минутный доклад о результатах работы его подгруппы.

интерактивная форма обучение сетевой

Ситуация-проблема представляет собой описание реальной проблемной ситуации. Цель студентов: найти решение ситуацию или прийти к выводу о его невозможности.

Ситуация-оценка описывает положение, выход из которого уже найден. Цель студентов: провести критический анализ принятых решений, дать мотивированное заключение по поводу представленной ситуации и ее решения.

Ситуация-иллюстрация представляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель студентов: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие-несогласие.

Ситуация - опережение описывает применение уже принятых ранее решений, в связи с чем ситуация носит тренировочный характер, служит иллюстрацией к той или иной теме. Цель студентов: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.

Метод «круглого стола»

Эта группа методов включает в себя: различные виды семинаров и дискуссий. В основе этого метода лежит принцип коллективного обсуждения проблем, изучаемых в системе образования. Главная цель таких занятий состоит в том, чтобы обеспечить студентам возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих форм деятельности научных работников.

Такие занятия, по мнению А.М.Матюшкина, призваны обеспечить развитие творческого мышления профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условия. Профессиональное использование знаний – это свободное владение языком соответствующей науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки.

В этом и проявляется единство теории и практики в научной работе, условия которой создаются на занятиях получивших название метода «круглого стола», где студенты используют знания полученные на лекционных или самостоятельных занятиях.

Данные занятия тесно связанны со всеми видами учебной работы, прежде всего с лекционными и самостоятельными занятиями студентов. Поэтому эффективность семинара во многом зависит от качества лекций и самостоятельной подготовки студентов.

В вузах широкое распространение получают семинары исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которых является углубленное изучение отдельных научно-практических проблем, с которыми столкнется будущий специалист.

На занятия «круглого стола» выносятся основные темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки; вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Такие темы обсуждаются коллективно, что обеспечивает активное участие каждого студента.

Большое значение имеет расположение студентов на таких занятиях. Поэтому лучше всего, чтобы студенты сидели в круговом расположении, что позволяет участника чувствовать себя равноправными. Отсюда и название данного метода «круглого стола».

Преподаватель также должен находиться в кругу со студентами, если он будет сидеть отдельно, то участники дискуссии обращают свои высказывания только ему, но не друг другу. Замечено, что такое расположение участников лицом друг к другу, приводит к возрастанию активности, увеличению количества высказываний. Расположение преподавателя в круге помогает ему управлять группой и создает менее формальную обстановку, возможность для личного включения каждого в общение, повышает мотивацию студентов, включает невербальные средства общения.

Особенностью вузовского семинара-дискуссии является, обсуждение студентами уже решенных в науке проблем.

Как уже отмечалось выше метод «круглого стола» включает в себя различные семинары и дискуссии, рассмотрим некоторые из них:

1.Учебные семинары.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед начало семинара студентам дается задание – выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».

Метод системных семинаров раздвигает границы знаний студентов, не позволяет замкнуться в узком кругу темы или учебного курса, помогает обнаружить причинно-следственные связи явлений, вызывает интерес к изучению различных сторон общественно-экономической жизни.

2.Учебные дискуссии. Они могут проводиться:

По материалам лекций;

По итогам практических занятий;

По проблемам, предложным самими студентами, или преподавателем, если студенты затрудняются;

По событиям и фактам из практики изучаемой сферы деятельности;

По публикациям в печати.

Метод учебной дискуссии улучшает и закрепляет знания, увеличивает объем новой информации, вырабатывает умения спорить, доказывать свое мнение, точку зрения и прислушиваться к мнению других.

3.Учебные встречи за «круглым столом».

При использовании данного метода можно приглашать различных специалистов, занимающихся изучением или работающих по изучаемой студентами теме. Это могут быть ученые, экономисты, деятели искусства, представители общественных организаций, государственных органов и т.п.

Перед такой встречей преподаватель предлагает студентам выдвинуть интересующию их по данной теме проблему и сформулировать вопросы для их обсуждения. Если студенты затрудняются, то преподаватель может предложить ряд проблем и вместе со студентами выбрать более интересную для них. Выбранные вопросы передаются приглашенному специалисту «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам. Одновременно на «круглы стол» могут быть приглашены несколько специалистов, занимающихся исследованием данной проблемы. Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

Для повышения активности студентов можно также предложить для обсуждения две разные точки зрения по одной проблеме.

Для иллюстрации мнений, положений и фактов возможно использование аудио- видеофрагментов, фотодокументы, материалы из газет и журналов, схемы, графики, диаграммы.

Преподавателю необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в сторону от обсуждаемой проблемы.

С приглашенными на «круглый стол» нужно проводить тщательную подготовительную работу, чтобы они приходили не с докладами, а со своим мнением по затронутой проблеме.

Во всех этих формах студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т.е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.

Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор. Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких семинарах формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.

Качественные методы в социологии: фокус-группа, экспертный опрос, кейс-стади, круглый стол, метод Дельфи, мозговой штурм.

3. для проверки ряда гипотез по ранее неизвестным для населения новым явлениям.

Идея данного метода основана на гипотезе о том, что при помощи анкеты «снимается» идеализированный срез массового сознания, ориентированный на общественные штампы и стандарты. Для того чтобы получить оценки этого восприятия респондентами проблемы, а также получить многообразие возможных точек зрения на проблему, очищенную от штампов.

1. набирают группу 7-10 человек, незнакомых друг с другом, отбираются по наличию у них ряда общих характеристик.

2. набирают несколько групп для соблюдения правил квотной выборки

3. члены группы не должны быть информированы о теме исследования заранее.

4. дискуссия управляется модератором, который не должен оказывать влияние на респондентов

5. дискуссия должна быть достаточно интенсивной, чтобы у респондентов не было времени вспоминать о существующих стереотипах.

6. длительность фокус-групп 50-60 минут, максимум 1,5 часа.

8. дискуссия записывается на диктофон, чтобы анонимность перед ответом называют свое имя, но оно может быть вымышленным

9. возможно использование наглядных пособий и видеоматериалов

Углубленное изучение какого-либо явления, процесса. Выявление проблем на отдельно выбранном конкретном примере. Широко применяется в изучении девиантного поведения. Почему это случилось? На основе анализа даются рекомендации для корректировки ситуации.

Экспертный опрос – это опрос специалистов в конкретной области, которые владеют информацией о проблеме. Осн. ф-ция экспертной оценки – оценить состояние проблемы, возможно, выявить ее причины и, соответственно, дать прогноз развития ситуации.

Эксперты оценивают состояние проблемы в целом – в конкретной сфере, регионе, городе.

Этот метод относится к классу методов групповых экспертных оценок. Он был разработан в 1964 году. Он был разработан Хилмером и Гордоном. Сущность метода состоит в последовательном анкетировании мнений экспертов различных областей науки и техники, и формировании массива информации, отражающего индивидуальные оценки экспертов, основанном на строгом логическом анализе и на интуитивном опыте. Разрабатывается специальная анкета для экспертов, их опрос проводится в несколько туров, после заполнения анкеты экспертов знакомят с общими результатами опросов всех экспертов, для того чтобы они имели возможность переосмыслить свою точку зрения. Опрос продолжается пока не выработается единое оптимальное и эффективное решение проблемы.

Существует еще метод КРУГЛОГО СТОЛА – когда приглашают экспертов на обсуждение. Недостаток в том, что эксперты изначально в своих суждениях ориентированны на компромисс, что может привести к искажению прогноза.

Мозговой штурм.

Метод позволяет в условиях неопределен­ной -ситуации разработать максимальное количество возможных ре­шений, концентрируя внимание участников на обсуждаемой проблеме.

Биографический метод

Центральным объектом исследования является индивидуальная жизнь человека, его непосредственное окружение, субъективные представления о своей жизни и окружающем мире. Источником для анализа является индивидуальная биография, рассмотренная в динамике: от детства к различным стадиям взрослого существования и в совокупности с различными аспектами его деятельности и в сопоставлении с историческим контекстом определенной эпохи.

Биографический метод использовали для анализа причин выбора профессии социального работника: выбор был осознанный или вынужденный по причинам наличия соц.-экономического кризиса в стране.

Контент-анализ

Контент-анализ помогает оценить и обобщить большой объем информации.

Социометрия.

1. общая теория социальных групп;

2. всякое измерение всех соц. отношений;

3. математическое изучение психологических свойств членов группы, экспериментальная техника и результаты, полученные при применении количественного и качественного признака.

Наблюдение

1. Осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений и процессов – есть возможность анализировать и воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени.

2. Для объективного изучения явления важно подготовить перечень всех значимых элементов ситуации для фиксации.

3. Широкий охват события.

- объективного характера:

2. частный характер каждой наблюдаемой ситуации – невозможность переносить выводы на обширную совокупность

3. невозможность повтора

4. трудоемкость, т.к. предполагает участие большого кол-ва квалифицированных специалистов.

- субъективного характера:

1. различия интерпретации наблюдаемого, в результате различий соц.положения наблюдателя и наблюдаемых, а также различных культурных норм

2. наличие определенных ожиданий у наблюдателя и у наблюдаемого.

Социальный эксперимент

Эксперимент – это и разновидность углубленного аналитического исследования, и метод сбора информации о фактах, воздействующих на изменение состояния тех или иных социальных явлений и процессов в степени и результатах этого воздействия.

Политический менеджмент

Перед вами поставлена цель - повысить рейтинг президента РФ Медведева Д.А.

1.Выберите и опишите целевую группу.

2.Выберите методы сбора информации об отношении к политическому лидеру

3.Опаре способы продвижения президента РФ, аргументируйте свой выбор.

4.Предложите политические технологии.

5.Оценить его ресурсы (политический, административный, информационный, организационный, финансовый, материально-технический, личностный).

Социологические методы сбора информации

Метод опроса.

Опрос, как метод познания социальных явлений имеет давнюю традицию. Он считается наиболее популярным методом сбора информации, но не является универсальным. Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником первичной информации является человек – респондент, т.е. участник исследуемых процессов.

В их основе лежит сумма предлагаемых респондентом вопросов, ответы на которые образуют первичную социологическую информацию. Каждый вариант опроса представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения, обусловленного рядом обстоятельств.

1. содержание анкет и интервью

2. качество работы анкетера и интервьюера

3. ситуация опроса, его условия

4. психологическое состояние опроса.

1). В максимально короткие сроки можно опросить большее количество людей и получить разнообразную информацию.

2). Широта охвата различных отраслей практики.

- фиксирует как события преломляются в сознании респондентов, а отсюда следует необходимо учитывать возможные искажения информации.

Анкетирование:

Анкета – это набор вопросов с логической последовательностью, связанных с программами и задачами исследования и направленных на выявление качественно-кон-ных характеристик объекта и предмета анализа.

Анкета начинается с обращения. В обращении важно зафиксировать кто проводит исследование, с какой целью, какова научная ценность исследования и инструкции по заполнению анкеты. Обязательно указать что анкета анонимна и заранее поблагодарить.

ИНТЕРВЬЮ

Интервью (от англ. – беседа, встреча) – обмен мнениями. Обычную беседу нельзя назвать интервью, т.к. она протекает стихийно, а интервью – целенаправленная беседа, сфокусированная на определенной проблеме.

6. высокая стоимость его проведения

7. большие затраты времени

8. неудобно для выявления «больных» вопросов

9. небезопасно для интервьюера

10. возможность влияния интервьюера на респондента.

Интервью применяется в самом начале исследования для знакомства с ситуацией. Интервью – это поисковый инструмент. Затем разрабатывается анкета, когда возникает необходимость изучить проблему в масштабе. Является средством доказательства существующей проблемы. Используется глубинное интервью после анкетного опроса, если требуется уточнение скрытых причин существующей проблемы.

Бывает интервью телефонное, но должно быть коротким, четко продуманным. Проводится с конкретной целью.

Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности

Самые распространенные методы коллективного генерирования идей - метод мозгового штурма или метод мозговой атаки и метод круглого стола, позволяют в рамках делового совещания использовать по максимуму творческий потенциал каждого его участника и добиться необходимого эффекта при решении нестандартных ситуаций и проблем силами коллектива.

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

Содержание

Введение.
Метод круглого стола
1.1Определение понятия круглого стола.
1.2 Проведение круглого стола.
Метод «мозгового штурма».
2.1 Определение понятия «мозгового штурма» и история его возникновения.
2.2 Процесс принятия решения методом мозгового штурма. Разновидности рассматриваемого метода.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

Министерство Образования и Науки Российской Федерации.

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский Федеральный (Приволжский) Университет»

По дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов.

На тему: Метод круглого стола. Метод «мозгового штурма», его разновидности.

4 курса заочного

1.1Определение понятия круглого стола.

1.2 Проведение круглого стола.

2.1 Определение понятия «мозгового штурма» и история его возникновения.

2.2 Процесс принятия решения методом мозгового штурма. Разновидности рассматриваемого метода.

Список используемой литературы.

Основная цель делового совещания – принять управленческое решение. Уже много десятилетий компьютеры являются инструментом для принятия решений там, где, где есть количественные данные и хорошо структурированные ситуации.

Однако в последние годы практика управления все больше сталкивается с нестандартными организационными ситуациями, в которых превалирует человеческий фактор. В большинстве случаев такие ситуации включают психологические переменные, кроме того, очень быстро меняется организационная среда; менеджеры все чаще имеют дело с неожиданными ситуациями. Управленческие решения предполагают учет индивидуальных запросов, восприятий ценностей, целей и опыта персонала.

Актуальность рассматриваемого вопроса объясняется тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.

1. Метод круглого стола.

1.1 Определение понятия круглого стола.

Кру́глый стол — общество, конференция или собрание в рамках более крупного мероприятия (съезда, симпозиума, конференции). Используется в двух смыслах — как свободная конференция разнородных участников для непосредственного обсуждения определённых проблем (в частности, конфликтов) и — реже — как закрытое общество избранных, принимающее в кулуарах важные решения.

В современном значении выражение круглый стол употребляется с XX века как название одного из способов организации обсуждения некоторого вопроса; этот способ характеризуется следующими признаками:

а) цель обсуждения — обобщить идеи и мнения относительно обсуждаемой проблемы;

б) все участники круглого стола выступают в роли пропонентов (должны выражать мнение по поводу обсуждаемого вопроса, а не по поводу мнений других участников); отсутствие набора нескольких ролей характерно не для всех круглых столов;

в) все участники обсуждения равноправны; никто не имеет права диктовать свою волю и решения.

Цель — обеспечить свободное, не регламентированное обсуждение поставленных вопросов.

- равноправное участие всех заинтересованных сторон

- выработка приемлемых решений

  • Пассивная — когда несколько преподавателей или специалистов обсуждают тему, а группа слушает. Применяется из-за отсутствия предварительной подготовки или при желании продемонстрировать обучающимся профессиональный уровень обсуждения темы.
  • «Мужской разговор» - когда каждый из взявших слово говорит о своем, общий разговор и обсуждение не завязываются, а ведущий только предоставляет слово и слушает вместе со всеми.
  • Когда тему обсуждает как бы сам с собой ведущий, но подключает к осуждению учащихся, задавая им конкретные вопросы.
  • Активная — когда идет именно обсуждение, а ведущий сумев завязать разговор с «обратной связью», направляет его.

Круглый стол- это вид дискуссии, применяемый для обсуждения сложных многоаспектных проблем с участием приглашенных ведущих специалистов, располагающихся за столом по кругу.

Этот вариант дискуссии получил свое название благодаря пространственной организации: участники рассаживаются за круглым столом или несколько столов расставляются кругом. Такое расположение создает менее формальную обстановку, возможность для личного включения

каждого в общение, повышает мотивацию участников, включает невербальные средства общения, способствует возрастанию активности, увеличению количества высказываний.

Но все-таки главной «изюминкой», отличительной чертой этой дискуссии является приглашение на нее специалистов разного профиля, компетентных в данной теме.

Круглый стол предъявляет свои требования и к приглашенным специалистам. Они должны быть не только крупными теоретиками или практиками в своей области, но и прежде всего людьми, умеющими изложить как можно больше информации за короткий отрезок времени, а также умеющими анализировать и синтезировать свои мысли в доступной для обучаемых форме.

^ Вводная часть как обычно начинается со вступительных слов ведущего, где обозначается тема дискуссии, вопросы, подлежащие рассмотрению, регламент встречи, далее происходит представление участников (желательно, чтобы рядом со специалистами стояли таблички с указанием персональных данных).

После того как высказались все специалисты и другие участники, дискуссия переходит в фазу свободного полилога, когда каждый может озвучить свою точку зрения, уточнить, задать вопрос или развить чью-то позиции. В это время происходит выработка согласованных позиций, поиск точек соприкосновения мнений.

На завершающем этапе ведущий подводит итоги обсуждения, обобщает выступления, зачитывает проект решения, которое еще может быть уточнено и доработано. Утверждение решения, как правило, осуществляться голосованием, его текст доводится до общественности (это может быть публикация, приказ, разработанный документ, концепция, программа действий).

В настоящее время метод круглого стола широко применяется при проведении научных конференций, симпозиумов, обучающих семинаров, а также в процессе подготовки межведомственных проектов, программ по решению актуальных социальных вопросов.

2.Метод «мозгового штурма».

Позиционирование продукта в рекламной кампании - это создание визуального образа, композиции и сюжета. Художественное творчество в рекламе - не просто работа, это креативное восприятия, это полёт фантазии и нестандартный подход.

Как это происходит? Первое самое интересное и эффективное - это метод "мозгового штурма".

Мозговой штурм - это неиссякаемый источник новых идей и нестандартных решений. Методика мозгового штурма хорошо известна и уже несколько десятилетий успешно применяется в самых разных сферах человеческой жизнедеятельности.

Темп современной деловой жизни кажется таким быстрым, решения принимаются на ходу, и складывается впечатление, что совсем нет и времени и места для творчества, и тем более для "специального процесса по организации творчества". Учебники по рекламе предлагают четкое разделение ролей. Креативные идеи придумывает соответствующий специалист (например, копирайтер), а коллективная "творческая работа" отвлекает людей, нарушает сложившиеся формы коммуникации сотрудников. Зачем привлекать тех, кто все равно не имеет времени, чтобы полностью войти в проблему? Мы так долго жили в идеологии принудительного коллективизма, что теперь хочется все сделать самому, выразить себя, ни с кем не делясь и ни в ком не нуждаясь! К тому же существует проблема авторских прав - захочет ли творческий человек делиться своими идеями с потенциальными конкурентами?

Что такое "мозговой штурм"? Это метод группового коллективного продуцирования новых креативных идей, который был разработан в 1930-е годы. Он используется в самых разных областях - от решения научно-технических, управленческих, творческих задач до поиска вариантов поведения в сложных социальных или личных ситуациях.

Сущность метода заключается в том, что процесс выдвижения, предложения идей отделен от процесса их критической оценки и отбора. Кроме того, используются разнообразные приемы "включения" фантазии, для лучшего использования "чисто человеческого" потенциала в поиске решений. Например, иногда используется привлечение неспециалистов, которые могут благодаря неосведомленности сделать "безумные" предложения, которые в свою очередь стимулируют воображение "специалистов".

Благодаря этому появляется возможность найти что-то действительно необычное, новое, креативное, что могло бы "пройти мимо" из-за своей непривычности. Такой способ поиска новых креативных решений может быть применен и "лично для себя", в виде некоторого мысленного эксперимента, но эффективность реального группового действия несравненно выше.

Один из вариантов методики мозгового штурма хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче: "Что? Где? Когда?". Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

Самые лучшие - это сумасшедшие идеи. Желательно, чтобы участники мозгового штурма попытались отказаться от стереотипов и шаблонных решений и сумели посмотреть на проблему с новой точки зрения. Нужно выдвинуть как можно больше идей и зафиксировать все. Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой идее. Плоды мозгового штурма важно материализовать в самое короткое время.

Гениальные креативные идеи зачастую рождаются в тёплой атмосфере неформального общения за кружкой пива или долгими бессонными ночами у кого-нибудь в квартире. Так что нет гарантии, что муза посетит вас в каком-то определённом месте, используйте все способы для создания креативных идей.

История появления и суть метода.

Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов. В это время совладелец крупной рекламной фирмы Алекс Ф. Осборн начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей. Метод окончательно оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна "Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления" в 1953 году.

Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Осборн столкнулся с обыденной ситуацией, которую большинство из нас не воспринимает как проблему. Несмотря на очевидно высокий интеллектуальный потенциал работников его предприятия, многие обостренно стоящие задачи не решались в течение долгого времени.

Поиском вариантов их решения занимался узкий круг специалистов высокого уровня. Остальные работали в режиме простых исполнителей. Привычным ответом на вопрос о причинах такого положения является указание на материальное стимулирование. Но только ли в нем причина? Ведь творческие способности есть у всех людей.

Такие занятия, по мнению А.М.Матюшкина, призваны обеспечить развитие творческого мышления профессионального мышления, познавательной мотивации и профессионального использования знаний в учебных условия. Профессиональное использование знаний - это свободное владение языком соответствующей науки, научная точность оперирования формулировками, понятиями, определениями. Студенты должны научиться выступать в роли докладчиков и оппонентов, владеть умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, доказательства и опровержения, отстаивать свою точку зрения, демонстрировать достигнутый уровень теоретической подготовки. [8]

В этом и проявляется единство теории и практики в научной работе, условия которой создаются на занятиях, получивших название метода «круглого стола», где студенты используют знания, полученные на лекционных или самостоятельных занятиях.

Особенностью вузовского семинара-дискуссии является обсуждение студентами уже решенных в науке проблем.

1. Учебные семинары.

Проблемный семинар. Перед изучением раздела курса преподаватель предлагает обсудить проблемы, связанные с содержанием данного раздела, темы. Накануне студенты получают задание отобрать, сформулировать и объяснить проблемы. Во время семинара в условиях групповой дискуссии проводится обсуждение проблем. Метод проблемного семинара позволяет выявить уровень знаний студентов в данной области и сформировать стойкий интерес к изучаемому разделу учебного курса.

Тематические. Этот вид семинара готовится и проводится с целью акцентирования внимания студентов на какой-либо актуальной теме или на наиболее важных и существенных ее аспектах. Перед начало семинара студентам дается задание - выделить существенные стороны темы, или же преподаватель может это сделать сам в том случае, когда студенты затрудняются, проследить их связь с практикой общественной или трудовой деятельности. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы.

Ориентационные. Предметом этих семинаров становятся новые аспекты известных тем или способов решения уже поставленных и изученных проблем, опубликованные официально материалы, указы, директивы и т.п. Например, закон об образовании Республики Казахстан, студентам предлагается высказать свои соображения, свое мнение, свою точку зрения по данной теме, возможные варианты исполнения данного закона. Метод ориентированных семинаров помогает подготовить к активному и продуктивному изучению нового материала, аспекта или проблемы.

Системные. Проводятся для более глубокого знакомства с разными проблемами, к которым имеет прямое или косвенное отношение изучаемой темы. Например: «Система управления и воспитания трудовой и социальной активности».

2. Учебные дискуссии. Они могут проводиться:

3. Учебные встречи за «круглым столом».

С приглашенными на «круглый стол» нужно проводить тщательную подготовительную работу, чтобы они приходили не с докладами, а со своим мнением по затронутой проблеме. [3]

Коллективная мыслительная деятельность

В основе коллективной мыслительной деятельности лежит диалогическое общение, один студент высказывает мысль, другой продолжает или отвергает ее. Известно, что диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности. Данная форма учит студентов внимательно слушать выступления других, формирует аналитические способности, учит сравнивать, выделять главное, критически оценивать полученную информацию, доказывать, формулировать выводы.

Особенности коллективной мыслительной деятельности в том, что в ней существует жесткая зависимость деятельности конкретного студента от сокурсника; помогает решить психологические проблемы коллектива; происходит «передача» действия от одного участника другому; развиваются навыки самоуправления.

Имеются различные формы организации и проведения данного вида занятий, например, пресс-конференция, интеллектуальный футбол, «поле чудес», «лото», «морской бой», «ромашка» и т.д. Мы рассмотрим только некоторые из них.

«Пресс-конференция»: студенты распределятюся на подгруппы. Одна группа выступает в роли журналистов, другая научных деятелей. Студенты располагаются лицом друг к другу. «Журналисты» задают вопрос, «научные деятели» отвечают на него. Преподаватель выступает в роли стороннего наблюдателя, отмечая для себя активность студентов.

«Интеллектуальный футбол»: группа делиться на две команды. В каждой группе выбирается вратарь, защитники, нападающие. Нападающие - задают вопросы, защитники - отвечают на них. Для роли вратаря лучше всего выбрать студента, который интеллектуально более сильный, чем остальные. Он может отвечать на вопросы только в том случае, когда остальные студенты-защитники не могут. Преподаватель является судьей. Для оценки он может использовать карточки с баллами.

«Морской бой»: группа также делиться на две команды, студентам раздаются «боеприпасы» - Фишки на которых указаны вопросы. И «спасательные круги», которые возвращают вопросы той команде, которая его задала.

«Ромашка»: делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый студент отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину.

Каждый преподаватель может самостоятельно разработать различные виды игровых форм контроля знаний студентов.

Читайте также: