Материальный стол в бюджетной организации

Обновлено: 18.05.2024

Мебель, находящуюся в служебных и рабочих помещениях фирмы, время от времени приходится списывать. Поговорим о том, как списать мебель и какие причины можно указывать в акте на списание.

Причины и формулировки

Общая причина, по которой списывают мебель в организации, обычно заключается в том, что стулья, столы и другие предметы внутренней обстановки теряют большую часть полезных характеристик. Вследствие этого дальнейшая эксплуатация их становится невозможной. Однако при составлении документов на списание требуются более конкретные характеристики и формулировки.

Рассматривая вопрос списания мебели далее, обратимся к обоснованиям этих действий:

  1. Списание по причине поломки или износа. При этом финансовые и трудовые затраты на ремонт, устранение поломки, замену запасных частей приближаются к стоимости аналогичного товара на рынке или даже превосходят ее. Ясно, что в таких условиях предмет мебели выгоднее списать и, возможно, утилизировать оставшиеся после ликвидации годные запасные части (к примеру, от офисного кресла).
  2. Списание по причине «морального износа», когда имущество устаревает при появлении на рынке более современных моделей аналогичного имущества, с более эффективными эксплуатационными характеристиками. Применительно к мебели можно говорить о желании руководства найти новое дизайнерское решение для офиса или рабочего пространства и дополнить новый дизайн соответствующей мебелью.

Приведем формулировки, которые можно использовать при составлении акта на списание в том или ином случае. Заметим, что дефекты, относящиеся к физическому износу (п. 1), можно разделить на дефекты, препятствующие дальнейшей эксплуатации, и дефекты внешнего вида.

Дефекты внешнего вида:

  • потертости, выгоревшие участки, иные цветовые дефекты;
  • дефекты внешних покрытий: механические повреждения обивки, разрывы, повреждения лакокрасочного слоя поверхности;
  • несмываемые загрязнения.

Механические дефекты и повреждения:

  • изменения первоначальной формы изделия, поверхностные деформации;
  • поломки механических частей мебели, делающие непригодным к использованию данное изделие (механизмы офисных кресел, шкафов);
  • поломки и утрата отдельных частей и основных конструкций, препятствующие дальнейшей эксплуатации (ручек, ящиков, стенок).

Эксплуатация при наличии их невозможна.

Важно! Все названные причины необходимо детально указывать в акте на списание.

Примеры формулировок в акте:

  • разрушение лакового слоя, появление светлых пятен на лаковом слое вследствие термического, химического воздействия изделий бытовой химии;
  • разбухание деревянных деталей и деталей из ДСП;
  • коррозия металлических деталей и частей;
  • ослабление и расклейка соединений частей мебели, появление щелей и зазоров в соединениях по причине их износа;
  • поражение плесенью обивки, облицовочных материалов, настилов мебели;
  • образование трещин, вздутий, расслоений на деталях и узлах изделия и т.д.

При желании приобрести новую мебель и заменить старую, не имеющую явных дефектов, можно сослаться в акте на правительственное постановление №720 от 16/06/97 г. Этот документ содержит перечень товаров длительного пользования, которые с течением времени могут представлять угрозу для потребителя. На них изготовитель обязан устанавливать срок эксплуатации. По истечении указанного срока изделия необходимо списывать.

Перечень содержит не только наименования мягкой и офисной мебели, но и различную сантехнику, в том числе мебель (гарнитуры) санитарного назначения.

Причина может быть сформулирована так: «Списывается в связи с истекшим сроком эксплуатации, установленным производителем. Согласно Постановлению №720 от 16/06/97, представляет потенциальную угрозу здоровью работников и окружающей среде. Техпаспорт с указанием срока службы прилагается к акту».

Документирование

Необходимость списания мебели устанавливает специально созданная комиссия. В состав ее включаются компетентные сотрудники, способные в силу своих должностных обязанностей и профессиональных навыков объективно оценить состояние мебели, принять решение о списании и осуществить это списание в учете, а также работники, ответственные за сохранность предмета мебели или группы предметов.

Решение комиссии оформляется актом. Документ может быть составлен по унифицированной форме либо по форме, утвержденной ЛНА фирмы. К примеру, если мебель отражалась в учете как основное средство, можно использовать акты ОС-4 и ОС4б.

Кроме различных видов морального или (и) физического износа, о котором мы говорили выше, мебель может списываться «досрочно». Эти причины тоже должны быть отражены актом (поломка, нарушение правил пользования, хранения, чрезвычайная ситуация).

Обратите внимание! Мебель, подлежащая списанию, может быть выявлена в ходе плановой инвентаризации материальных ценностей. Периодичность и объем инвентаризационных мероприятий устанавливает руководитель фирмы (пр. Минфина №49 от 13/06/95 г. п. 2.1). Инвентаризационные описи первоначально фиксируют факт обнаружения мебели, непригодной к использованию. Результаты инвентаризации служат поводом для созыва комиссии и составления акта, о котором мы говорили. На основании этого документа происходит списание.

Должностная инструкция бухгалтера по материалам - образец


Должностная инструкция бухгалтера по материалам (далее — ДИ) имеет большое значение для качественного взаимодействия специалиста, осуществляющего учет ТМЦ, и руководства фирмы, а также коммуникации между ним и его коллегами. Какой может быть структура ДИ, расскажем в нашей статье.

Должностная инструкция бухгалтера по учету ТМЦ: структура документа

Исходя из сложившейся на российских предприятиях практики, ДИ бухгалтера по учету ТМЦ может состоять из следующих ключевых разделов:

  • Общие положения.
  • Квалификационные требования к должности.
  • Функциональные обязанности.
  • Права.
  • Ответственность.

Рассмотрим, какого рода положения могут быть включены в ДИ с учетом требований НПА, в которых зафиксированы основные профессиональные стандарты и квалификационные критерии бухгалтеров. Речь идет о постановлении Минтруда России от 21.08.1998 № 37, а также приказе Минтрудсоцзащиты России от 21.02.2019 № 103н.

ДИ бухгалтера по учету материалов: общие положения

К наиболее характерным пунктам данного раздела ДИ бухгалтера можно отнести пункт, устанавливающий, что бухгалтером по учету ТМЦ может быть специалист с высшим или средним образованием и стажем работы 3 года и более. Данное положение отражает соответствие специалиста:

  • 5-й квалификационной категории — по методологии приказа № 103н (при этом, в соответствии с данным приказом, специалист может иметь опыт работы от одного года),
  • квалификации бухгалтера 2-й категории — согласно постановлению № 37.

Иные пункты данного раздела ДИ в целом типичны для большинства других должностных инструкций. Они могут отражать то, кому подчиняется бухгалтер по материалам, какими нормами он должен руководствоваться, а также описывать порядок передачи полномочий специалиста в периоды его отсутствия на работе.

Раздел о квалификационных требованиях

В данном разделе описываются знания, необходимые бухгалтеру. Наиболее актуальными для бухгалтера по работе с ТМЦ можно назвать знания:

  • о специфике НПА, имеющих отношение к должности этого специалиста;
  • формах и методах учета ТМЦ;
  • специфике документооборота по ТМЦ;
  • специфике инвентаризации ТМЦ.

Следующий ключевой раздел инструкции — функциональные обязанности. Изучим его специфику.

Функциональные обязанности бухгалтера по материалам

Специалист, занимающий рассматриваемую должность, чаще всего имеет следующие обязанности:

  • ведение бухучета операций, отражающих оборот ТМЦ;
  • проведение мероприятий, направленных на оптимизацию оборота ТМЦ на предприятии;
  • подсчет стоимости, фактической себестоимости ТМЦ;
  • предоставление необходимой отчетности по материалам руководству, иным заинтересованным лицам;
  • внесение руководству предложений об улучшении механизмов учета ТМЦ на предприятии;
  • организация инвентаризации материалов;
  • обеспечение сохранности документов, имеющих отношение к учету ТМЦ.

Как и любой другой наемный сотрудник, бухгалтер по учету ТМЦ имеет права. Они также фиксируются в ДИ.

Права бухгалтера по материалам

Речь может идти о правах:

  • на получение документов, необходимых для качественного учета ТМЦ;
  • содействие руководства в решении текущих задач согласно трудовой функции;
  • ознакомление с решениями руководства, касающимися учета материалов;
  • профессиональное развитие.

И еще один ключевой раздел ДИ бухгалтера по материалам — тот, в котором фиксируются механизмы ответственности специалиста.

Раздел ДИ об ответственности

Бухгалтер по материалам, как и большинство других наемных специалистов, ответственен:

  • за некачественное исполнение должностных функций;
  • нарушение норм федерального, регионального, муниципального законодательства, а также локальных НПА.

Кроме основных разделов ДИ бухгалтера, рассмотренных нами, рекомендуется включать в ее структуру дополнительные разделы, в которых будут фиксироваться:

  • регламент корректировки положений ДИ;
  • порядок взаимодействия бухгалтера с руководством;
  • порядок временной передачи полномочий бухгалтера в периоды его отсутствия на работе.

Неправильное хранение документов может повлечь за собой немалый штраф для организации. Оформите пробный бесплатный доступ к «КонсультантПлюс» и узнайте ответ эксперта на вопрос о сроке хранения должностных инструкций.

Где можно ознакомиться с образцом ДИ

Итоги

Должностная инструкция бухгалтера по материалам содержит как общие для должностных инструкций положения, так и те, что характерны исключительно для рассматриваемой должности. Следует понимать, что изученная нами структура ДИ не является закрытой. В зависимости от текущих задач менеджмента фирмы, кадрового отдела она может быть дополнена иными положениями и разделами.

Ознакомиться с иными нюансами кадрового менеджмента на российских предприятиях вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Правила ведения бухучета в бюджетных организациях


Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

Формы первичных документов, а также учетных регистров и отчетности для бюджетников вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в справочник.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Приказ Минфина России от 29.11.2019 № 207н содержит перечни КБК на 2020 год, а приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н утвержден порядок применения КОСГУ с 01.01.2019. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

С 2021 года планируют внести правки в некоторые КОСГУ. Какие нововведения планирут ввести узнайте в Обзоре от экспертов КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к правовой системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Учет материалов в бюджетных учреждениях (нюансы)


Учет материалов в бюджетных учреждениях (БУ) отличается от учета в коммерческих организациях. В этой статье вы найдете информацию об особенностях отражения транзакций с материалами в БУ.

Материальные запасы в бюджетных учреждениях — что это и как формируется счет 105

С 01.01.2020 бухгалтерский учет материальных запасов в БУ регулируется новым НПА — федеральным стандартом «Запасы», который утвержден приказом Минфина от 07.12.2018 № 256н.

Инфомацию по любому аспекту новых учетных правил вы найдете в Путеводителе от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Также, как и раньше, в 2022 году нужно использовать бюджетные планы счетов: единый (утв. приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н) и частные (в т.ч. приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Подробнее о нормативных документах, регулирующих бухгалтерский учет в бюджетных структурах, читайте в статье «Правила ведения бухучета в бюджетных организациях».

Итак, согласно новому стандарту сейчас запасы разделяются на две группы:

1. Собственно материальные запасы:

  • материалы;
  • готовая продукция и биологическая продукция;
  • товары;
  • иные матценности.

2. Незавершенное производство — затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, оказание услуг, приходящихся на не прошедшую всех стадий технологического процесса продукцию, а также на изделия неукомплектованные, не прошедшие испытания и техническую приемку, и (или) на объем не завершенных выполнением работ (этапов работ), услуг. Учет НЗП в составе запасов — новация рассматриваемого ФСБУ.

Правила, установенные стандартом «Запасы», не распространяются на:

  • библиотечные фонды;
  • живые организмы, являющиеся источником биологической продукции, рост и восстановление которых управляются и контролируются субъектом учета;
  • активы, составляющие культурное наследие;
  • финансовые инструменты;
  • незавершенное производство, если сформировавшее его учреждение выступает в роли подрядчика.

Для них есть свои ФСБУ.

Планом счетов (приказ № 157н) для учета запасов предусмотрен синтетический счет 010500000 (105) «Материальные запасы». Сам номер счета 105, где отражаются материальные запасы в бюджетном учреждении, состоит из 26 разрядов, но только разряды 18–26 используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида материальных запасов и сути их движения в номере счета меняется код в разрядах 22–26.

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 Инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов для бюджетных учреждений и в п. 2.1 Инструкции к этому плану счетов (приказ № 174н).

Читайте также: